Льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю

Предоставление таможенных льгот в отношении отдельных категорий иностранных лиц регулируется нормами главы 30 ТК РФ (ст. 202—207). А таможенные льготы иным иностранным лицам регламентированы нормами главы 31 (ст. 208-211) ТК РФ.

Дипломатические представительства иностранных государств на территории России при соблюдении ими установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу России могут ввозить и вывозить предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.

Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства, а также проживающие вместе с ними члены их семей вправе ввозить в Российскую Федерацию товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, а также вывозить из Российской Федерации такие товары с соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и с освобожде-нием от таможенных платежей, за исключением упомянутых выше. Такими же льготами пользуются и сотрудники административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства.

Консульским представительствам иностранных государств, консульским должностным лицам, включая главу консульского учреждения, и консульским служащим, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные Таможенным кодексом РФ для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатического представительства.

Дипломатическая почта и консульская вализа (почтовый мешок либо коробка дипломатического курьера, пользующегося неприкосновенностью) иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные только для официального пользования, а консульская вализа — только официальную корреспонденцию либо до-кументы или товары, предназначенные исключительно для официального пользования.

При наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержится не только надлежащая корреспонденция, но и что-либо иное, таможенный орган вправе потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта. Вскрытие происходит уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии дол-жностных лиц таможенного органа. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место ее отправления.

Кроме указанных лиц, таможенные льготы предоставляются:

  • иностранным дипломатическим и консульским курьерам;
  • представителям и членам делегаций иностранных государств;
  • международным межправительственным организациям, представительствам иностранных государств при них, персоналу этих организаций и представительств;
  • членам дипломатического персонала, консульским должностным лицам, представителям иностранных государств и членам делегаций, следующих транзитом через таможенную территорию России.

Такие льготы заключаются в освобождении указанных лиц от освобождении от таможенного досмотра и иных ряда форм таможенного контроля.

Освобождение отдельных лиц и их товаров от определенных форм таможенного контроля может производиться и в соответствии с международными договорами по таможенному делу. Предоставление таких льгот осуществляются после ратификации соответствующих договоров Российской Федерацией.

Двусторонними и многосторонними договорами Российской Федерации с другими странами и международными организациями определены таможенные льготы для ряда международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации, персонала этих организаций, а также членов их семей. К таковым организациям относятся:

  1. Организация Объединенных Наций;
  2. ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;
  3. ЮНИДО — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию;
  4. Международный валютный фонд;
  5. Международный банк реконструкции и развития;
  6. Европейский банк реконструкции и развития;
  7. Комиссия европейских сообществ;
  8. Международный комитет Красного Креста и целый ряд других международных организаций.

Таможенное законодательство предусматривает такой вид таможенных льгот, как освобождение от таможенного досмотра товаров ряда российских лиц. Законодательно закрепленный перечень таких товаров включает:

  1. личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи;
  2. личный багаж депутатов Федерального Собрания Российской Федерации и членов Правительства России при пересечении ими границы в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей;
  3. иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

Помимо этого, право освобождать от таможенного досмотра, предоставлено Председателю Государственного таможенного комитета России или лицу, его замещающему, в тех случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.

Таможенное право: конспект лекций — 3.4. Льготы, предоставляемые при таможенном оформлении

Таможенное оформление содержит ряд преимуществ, отличных от общих требований выполнения таможенных операций и процедур. Так, например, ст. 67 ТК «Первоочередной порядок таможенного оформления» предусматриваются упрощения, которые предоставляются в зависимости от видов товаров (скоропортящиеся товары, живые животные, радиоактивные материалы и другие товары); особенностей перемещения товаров (экспресс-грузы, международные почтовые отправления); целей перемещения товаров (ликвидация последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, ввоз товаров для средств массовой информации). Поскольку перечень товаров, подпадающих под льготный порядок таможенного оформления, остается открытым, сюда же можно отнести, например, грузы гуманитарной, технической помощи и ряд других товаров. Результатом предоставляемых таможенных льгот при таможенном оформлении товаров является уменьшение количества требуемых таможенными органами документов и сведений и, как следствие, сокращение времени прохождения всех таможенных формальностей.

В ст. 68 ТК речь идет также о льготах в области таможенного оформления, но предоставляемых уже в отношении отдельных лиц, т. е. имеет место субъектный критерий предоставления таможенных льгот. Кроме того, специальные упрощенные процедуры могут устанавливаться для лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию РФ, на которых возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров (ст. 16 ТК).

Лица, претендующие на получение определенных преимуществ по таможенному оформлению товаров, должны одновременно отвечать следующим требованиям (ст. 68 ТК).

1. Не иметь на день обращения в таможенный орган о применении в отношении них специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 КоАП.

Исключение составляют случаи привлечения к ответственности по указанным статьям, когда учитывается годовая давность привлечения к административной ответственности согласно ст. 4.6 КоАП.

2. Вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров.

Заявитель должен вести систему учета коммерческой документации не позднее дня начала применения специальных упрощенных процедур. Система учета коммерческой документации должна содержать полученные из коммерческих, таможенных или иных документов сведения о внешнеэкономической сделке, включая сведения о товарах, являющихся предметами указанной сделки и содержащихся в каждой товарной партии, а также сведения о последующих операциях с указанными товарами, независимо от наличия или отсутствия у заявителя права собственности на эти товары.

3. Осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет. (Трехлетний срок объясняется попыткой исключения из числа претендентов на получение прав по применению упрощенных процедур таможенного оформления товаров лиц, созданных для осуществления одной-двух внешнеторговых сделок, т. е. так называемых фирм-однодневок.).

Для подтверждения факта осуществления внешнеэкономической деятельности не менее трех лет может быть представлен любой документ (документы), например таможенная декларация, платежные и расчетные документы по исполнению внешнеторгового договора, документы из досье по паспорту сделки и др.

Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров используются в отношении иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ. В отношении российских товаров, вывозимых за пределы РФ, также могут применяться упрощенные процедуры таможенного оформления (ст. 137 ТК).

В соответствии с Приложением 1 к Порядку установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц могут устанавливаться следующие специальные упрощенные процедуры: 1) временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) заявителя; 2) предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации; 3) декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) заявителя, с подачей периодической таможенной декларации; 4) выпуск товаров до подачи таможенной декларации. Таким образом, предварительное декларирование товаров с подачей неполной периодической таможенной декларации (ст. 135, 136 ТК) и декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) заявителя, с подачей периодической таможенной декларации (п. 1 ст. 117, ст. 136 ТК) являются примерами одновременного применения нескольких упрощенных процедур оформления товаров.

Заинтересованное лицо (заявитель) вправе выбрать для таможенного оформления своих товаров одну или несколько специальных упрощенных процедур. Заявление на установление специальных упрощенных процедур может быть подано заявителем:

› в ФТС России (если планируется применение специальных упрощенных процедур в регионах деятельности нескольких таможенных управлений);

› в региональное таможенное управление (если планируется применение специальных упрощенных процедур в регионе деятельности таможенных органов, подчиненных одному региональному таможенному управлению).

Решение о возможности проведения таможенного оформления с применением выбранных заявителем специальных упрощенных процедур оформляется ФТС России путем издания правового акта в виде распоряжения.

Воспользоваться специальными упрощенными процедурами таможенного оформления товаров вправе и таможенный брокер (представитель), но при условии, что для лица, от имени и по поручению которого он совершает таможенные операции, ФТС России установлена возможность применения специальных упрощенных процедур.

Смотрите так же:  Осаго стоимость росно

ГЛАВА 4.6. ТАМОЖЕННЫЕ ЛЬГОТЫ

4.6.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТ

Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.

В зависимости от того, в какой области таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:

• льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю;

• льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

Первые предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного оформления. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.).

К этой категории льгот относятся и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной юрисдикции определенных лиц из числа вышеуказанных, в том числе при совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Вторые предоставляются РФ на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу Российской Федерации.

4.6.2. ЛЬГОТЫ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ

И ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ

Предоставление таможенных льгот в отношении отдельных категорий иностранных лиц регулируется нормами главы 30 ТК РФ (ст. 202—207). А таможенные льготы иным иностранным лицам регламентированы нормами главы 31 (ст. 208-211) ТКРФ.

Дипломатические представительства иностранных государств на территории России при соблюдении ими установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу России могут ввозить и вывозить предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.

Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства, а также проживающие вместе с ними члены их семей вправе ввозить в Российскую Федерацию товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, а также вывозить из Российской Федерации такие товары с соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и с освобождением от таможенных платежей, за исключением упомянутых выше. Такими же льготами пользуются и сотрудники административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства.

Консульским представительствам иностранных государств, консульским должностным лицам, включая главу консульского учреждения, и консульским служащим, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные Таможенным кодексом РФ для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатического представительства.

Дипломатическая почта и консульская вализа (почтовый мешок либо коробка дипломатического курьера, пользующегося неприкосновенностью) иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные только для официального пользования, а консульская вализа — только официальную корреспонденцию либо документы или товары, предназначенные исключительно для официального пользования.

При наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержится не только надлежащая корреспонденция, но и что-либо иное, таможенный орган вправе потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта. Вскрытие происходит уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии должностных лиц таможенного органа. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место ее отправления.

Кроме указанных лиц, таможенные льготы предоставляются:

• иностранным дипломатическим и консульским курьерам;

• представителям и членам делегаций иностранных государств;

• международным межправительственным организациям, представительствам иностранных государств при них, персоналу этих организаций и представительств;

• членам дипломатического персонала, консульским должностным лицам, представителям иностранных государств и членам делегаций, следующих транзитом через таможенную территорию России.

Такие льготы заключаются в освобождении указанных лиц от освобождении от таможенного досмотра и иных ряда форм таможенного контроля.

Освобождение отдельных лиц и их товаров от определенных форм таможенного контроля может производиться и в соответствии с международными договорами по таможенному делу. Предоставление таких льгот осуществляются после ратификации соответствующих договоров Российской Федерацией.

Двусторонними и многосторонними договорами Российской Федерации с другими странами и международными организациями определены таможенные льготы для ряда международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации, персонала этих организаций, а также членов их семей. К таковым организациям относятся:

• Организация Объединенных Наций;

• ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;

• ЮНИДО — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию;

• Международный валютный фонд;

• Международный банк реконструкции и развития;

• Европейский банк реконструкции и развития;

• Комиссия европейских сообществ;

• Международный комитет Красного Креста и целый ряд других международных организаций.

Таможенное законодательство предусматривает такой вид таможенных льгот, как освобождение от таможенного досмотра товаров ряда российских лиц. Законодательно закрепленный перечень таких товаров включает:

1. личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи;

2. личный багаж депутатов Федерального Собрания Российской Федерации и членов Правительства России

при пересечении ими границы в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей;

3. иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

Помимо этого, право освобождать от таможенного досмотра, предоставлено Председателю Государственного таможенного комитета России или лицу, его замещающему, в тех случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.

4.6.3. ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).

Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.

К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст. 27 Закона «О таможенном тарифе» относятся:

• живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране);

• продукция морского промысла;

• товары, произведенные из этой продукции.

А под достаточной переработкой товара понимаются:

• операции с товарами, в результате которых последние изменили свою товарную позицию по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4-х знаков;

• выполнение правила адвалорной доли, то есть, если в стоимости изготовленного товара преобладает стоимость товаров, принимавших участие в его изготовлении, то страной происхождения товара будет та страна, товары которой по стоимости преобладают в конечной продукции;

• выполнение производственных или технологических операций достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран — пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 № 1057 и Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 № 1095. Эти страны подразделяются на две группы:

• наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами;

• развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины в размере 75% от базовой ставки.

Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.

Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:

• полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

• частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

• возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).

Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещении товаров под определенный таможенный режим.

1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

Смотрите так же:  Сзз срок действия

При помещении товаров под таможенные режимы свободной таможенной зоны, свободного склада или таможенного склада от таможенной пошлины и иных налогов освобождаются только иностранные товары. В рамках таможенного режима временного ввоза/вывоза освобождение от уплаты таможенных платежей применяется только в отношении определенных видов товаров (перечень содержится в Приложении 1 к Указанию ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 01-12/328).

2. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта (утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123) в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара.

Уплаченные ранее суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются и при использовании таможенных режимов переработки товаров на таможенной территории и вне таможенной территории Российской Федерации.

Дополнительными же, как уже упомянуто, являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Например, реимпорт представляет собой таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (ст. 32 ТК РФ). Зачастую участнику внешнеэкономической деятельности при помещении товаров под этот режим предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в виде полного освобождения от их уплаты. Однако он может также воспользоваться и дополнительной льготой, которая заключается в возврате сумм вывозных таможенных пошлин и иных налогов, уплаченных таможенному органу задолго до заявления таможенного режима реимпорта (ст. 34 ТК РФ). Аналогичная схема действует и при использовании таможенного режима реэкспорта товаров.

Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

4.6.1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТАМОЖЕННЫХ ЛЬГОТ

Под таможенной льготой понимается любое изъятие (исключение) из действующих в таможенно-правовой сфере правил.

В зависимости от того, в какой области таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:

• льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю;

• льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).

Первые предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного оформления. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.).

К этой категории льгот относятся и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной юрисдикции определенных лиц из числа вышеуказанных, в том числе при совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Вторые предоставляются РФ на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Она также могут предоставляться как российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу Российской Федерации.

4.6.2. ЛЬГОТЫ ПО ТАМОЖЕННОМУ ОФОРМЛЕНИЮ

И ТАМОЖЕННОМУ КОНТРОЛЮ

Предоставление таможенных льгот в отношении отдельных категорий иностранных лиц регулируется нормами главы 30 ТК РФ (ст. 202—207). А таможенные льготы иным иностранным лицам регламентированы нормами главы 31 (ст. 208-211) ТКРФ.

Дипломатические представительства иностранных государств на территории России при соблюдении ими установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу России могут ввозить и вывозить предназначенные для официального пользования представительств товары с освобождением от таможенных платежей, за исключением платежей за хранение, таможенное оформление вне времени работы таможенных органов и подобного рода услуги.

Глава дипломатического представительства иностранного государства и члены дипломатического персонала представительства, а также проживающие вместе с ними члены их семей вправе ввозить в Российскую Федерацию товары, предназначенные для их личного пользования, включая товары для первоначального обзаведения, а также вывозить из Российской Федерации такие товары с соблюдением установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации и с освобождением от таможенных платежей, за исключением упомянутых выше. Такими же льготами пользуются и сотрудники административно-технического персонала дипломатического представительства иностранного государства.

Консульским представительствам иностранных государств, консульским должностным лицам, включая главу консульского учреждения, и консульским служащим, а также членам их семей предоставляются таможенные льготы, предусмотренные Таможенным кодексом РФ для дипломатических представительств иностранных государств или соответствующего персонала дипломатического представительства.

Дипломатическая почта и консульская вализа (почтовый мешок либо коробка дипломатического курьера, пользующегося неприкосновенностью) иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, не подлежит ни вскрытию, ни задержанию. Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные только для официального пользования, а консульская вализа — только официальную корреспонденцию либо документы или товары, предназначенные исключительно для официального пользования.

При наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержится не только надлежащая корреспонденция, но и что-либо иное, таможенный орган вправе потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта. Вскрытие происходит уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии должностных лиц таможенного органа. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место ее отправления.

Кроме указанных лиц, таможенные льготы предоставляются:

• иностранным дипломатическим и консульским курьерам;

• представителям и членам делегаций иностранных государств;

• международным межправительственным организациям, представительствам иностранных государств при них, персоналу этих организаций и представительств;

• членам дипломатического персонала, консульским должностным лицам, представителям иностранных государств и членам делегаций, следующих транзитом через таможенную территорию России.

Такие льготы заключаются в освобождении указанных лиц от освобождении от таможенного досмотра и иных ряда форм таможенного контроля.

Освобождение отдельных лиц и их товаров от определенных форм таможенного контроля может производиться и в соответствии с международными договорами по таможенному делу. Предоставление таких льгот осуществляются после ратификации соответствующих договоров Российской Федерацией.

Двусторонними и многосторонними договорами Российской Федерации с другими странами и международными организациями определены таможенные льготы для ряда международных организаций и их представительств на территории Российской Федерации, персонала этих организаций, а также членов их семей. К таковым организациям относятся:

• Организация Объединенных Наций;

• ЮНЕСКО — Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры;

• ЮНИДО — Организация Объединенных Наций по промышленному развитию;

• Международный валютный фонд;

• Международный банк реконструкции и развития;

• Европейский банк реконструкции и развития;

• Комиссия европейских сообществ;

• Международный комитет Красного Креста и целый ряд других международных организаций.

Таможенное законодательство предусматривает такой вид таможенных льгот, как освобождение от таможенного досмотра товаров ряда российских лиц. Законодательно закрепленный перечень таких товаров включает:

1. личный багаж Президента РФ и следующих вместе с ним членов его семьи;

2. личный багаж депутатов Федерального Собрания Российской Федерации и членов Правительства России

при пересечении ими границы в связи с исполнением своих депутатских или служебных обязанностей;

3. иностранные военные корабли (суда), боевые и военно-транспортные воздушные суда и военная техника, следующая своим ходом.

Помимо этого, право освобождать от таможенного досмотра, предоставлено Председателю Государственного таможенного комитета России или лицу, его замещающему, в тех случаях, когда это отвечает жизненно важным интересам Российской Федерации.

4.6.3. ЛЬГОТЫ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).

Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.

К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст. 27 Закона «О таможенном тарифе» относятся:

• живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране);

• продукция морского промысла;

Смотрите так же:  Как писать заявление о компенсации отпуска

• товары, произведенные из этой продукции.

А под достаточной переработкой товара понимаются:

• операции с товарами, в результате которых последние изменили свою товарную позицию по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4-х знаков;

• выполнение правила адвалорной доли, то есть, если в стоимости изготовленного товара преобладает стоимость товаров, принимавших участие в его изготовлении, то страной происхождения товара будет та страна, товары которой по стоимости преобладают в конечной продукции;

• выполнение производственных или технологических операций достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.

Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран — пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 № 1057 и Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 № 1095. Эти страны подразделяются на две группы:

• наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами;

• развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины в размере 75% от базовой ставки.

Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.

Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:

• полное освобождение от уплаты таможенных платежей;

• частичное освобождение от уплаты таможенных платежей;

• возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).

Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещении товаров под определенный таможенный режим.

1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.

При помещении товаров под таможенные режимы свободной таможенной зоны, свободного склада или таможенного склада от таможенной пошлины и иных налогов освобождаются только иностранные товары. В рамках таможенного режима временного ввоза/вывоза освобождение от уплаты таможенных платежей применяется только в отношении определенных видов товаров (перечень содержится в Приложении 1 к Указанию ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 01-12/328).

2. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.

Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.

3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.

Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта (утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123) в целях совершенствования российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара.

Уплаченные ранее суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются и при использовании таможенных режимов переработки товаров на таможенной территории и вне таможенной территории Российской Федерации.

Дополнительными же, как уже упомянуто, являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Например, реимпорт представляет собой таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (ст. 32 ТК РФ). Зачастую участнику внешнеэкономической деятельности при помещении товаров под этот режим предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в виде полного освобождения от их уплаты. Однако он может также воспользоваться и дополнительной льготой, которая заключается в возврате сумм вывозных таможенных пошлин и иных налогов, уплаченных таможенному органу задолго до заявления таможенного режима реимпорта (ст. 34 ТК РФ). Аналогичная схема действует и при использовании таможенного режима реэкспорта товаров.

Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.

Льготы по уплате таможенных пошлин на ввозимые товары и автомобили

Льготы по уплате таможенных пошлин на ввозимые товары…

Физические лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства, могут ввозить без уплаты таможенных пошлин товары (но не транспортные средства!), бывшие в употреблении и приобретённые ими до въезда на территорию Российской Федерации. Указанные льготы по уплате таможенных пошлин применяются без ограничения общей стоимости и вне зависимости от веса товаров.
Этими гражданами могут ввозиться в Россию без уплаты таможенных пошлин легковые автомобили, страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — участник СНГ и которые были приобретены до въезда в Российскую Федерацию. Таможенные льготы могут предоставляться беженцам и вынужденным переселенцам в течение неограниченного времени со дня получения ими соответствующего статуса и только в отношении товаров, бывших в употреблении и приобретенных до переселения в Российскую Федерацию, что должно быть подтверждено соответствующими документами. Таможня вправе потребовать от переселенцев документы, подтверждающие, постоянное проживание на территории иностранного государства. Гражданин должен высказать свободное намерение проживать в России в течение неограниченного каким-либо сроком времени (командировка, учеба и др.).
Переселенец должен подтвердить свое намерение проживать в Российской Федерации, например, путем выхода из гражданства иностранного государства и приобретения гражданства Российской Федерации, приобретения жилья на территории Российской Федерации, воссоединения с семьей.
Для исчисления таможенных пошлин применяются ставки, действующие на день принятия таможенной декларации, т.е. если на день принятия таможенной декларации отсутствуют документы, подтверждающие факт признания лица беженцем, льготы по уплате таможенных пошлин не предоставляются. Представление таких документов в последующем не является основанием для возврата уплаченных налогов.

В случае ввоза физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации автомобилей применяются единые ставки таможенных пошлин. Если с момента выпуска автомобиля прошло не более 3 лет и его стоимость не превышает 325 тыс. рублей, уплачивается 48% таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за 1 куб. сантиметр объема двигателя. Автомобили стоимостью от 325 тыс. до 650 тыс. рублей также 48%, но не менее 3,5 евро за 1 куб. сантиметр. От 650 тыс. рублей и до 1625 тыс. рублей — не менее 5,5 евро за 1 куб. сантиметр. Т.е., чем выше стоимость автомобиля, тем больше стоимость за 1 куб см. Например, если аш автомобиль стоит более 6500 тыс. рублей, Вы уплачиваете не менее 20 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

В отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 3, но не более 7 лет, стоимость зависит от рабочего объема двигателя. Например, если рабочий объем двигателя составляет более 1500 куб. сантиметров, но не превышает 1800 куб. сантиметров уплачивается 1,5 евро за 1 куб. сантиметр.

Иные ставки применяются в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 7 лет. Например, если рабочий объем двигателя не превышает 2500 куб. сантиметров, то ставки составит 2 евро за 1 куб. сантиметр.

Для определения единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло не более 3 лет, берется цена, по которой такой автомобиль продается в розничной торговле. Цена определяется на основании данных, полученных от производителей автомобилей, а при отсутствии их используются данные, которые указаны в каталогах, в источниках ценовой информации. Пересчет стоимости, указанной в иностранной валюте, производится по курсу иностранной валюты к валюте РФ, устанавливаемому Центральным банком на день принятия таможенной декларации таможней.

Если необходимыми документами не подтверждается дата изготовления автомобиля, год выпуска определяется по коду изготовления, который указывается в идентификационном номере автомобиля, при этом полный год выпуска исчисляется с 1 июля.

Законодательство определяет ряд случаев, по которым автомобили могут ввозиться на таможенную территорию России без уплаты таможенных пошлин. Такое право дается гражданам, постоянно проживающим в Российской Федерации в случае ввоза ими автомобилей, происходящих с территории бывшего СССР, и которые находились в собственности до 31 декабря 1991 года.

Пользуются льготами граждане, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, если они ввозят автомобиль, страной происхождения которых является РФ или государство — участник СНГ и которые были приобретены до въезда в Россию.

Виктор Картавцев
Магнитогорская таможня