Содержание статьи:

Вступил в силу закон о букмекерских конторах и тотализаторах

В России вступил в силу закон, регулирующий деятельность букмекерских контор и тотализаторов. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 222-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступает в силу через 30 дней после официального опубликования.

Согласно документу, при приеме ставок и выплате выигрышей сотрудники букмекерских контор и тотализаторов должны проверять, исполнилось ли клиенту 18 лет. Запрещается принимать ставки путем электронных и почтовых переводов. При этом интерактивные ставки, наоборот, легализованы. Но в законе говорится, что сайты, организующие азартные игры через Интернет, должны включаться в реестр запрещенных ресурсов и блокироваться.

Все букмекерские конторы и тотализаторы должны входить в саморегулируемые организации. Одновременно для тотализаторов отменено требование о наличии банковских гарантий. Технические средства, используемые для организации игр, должны находиться в собственности организатора и размещаться на территории России.

Все букмекерские конторы и тотализаторы обязаны переоформить свои лицензии в течение 90 дней со дня вступления в силу указанного закона. Вступить в СРО они обязаны в течение 30 дней после переоформления лицензии.

Инструкция по оформлению новой и партнерской букмекерской лицензии

Получение букмекерской лицензии — хлопотное и дорогостоящее дело, требующее огромной ответственности от предпринимателя. Лицензия на данный вид деятельности представляет собой разрешение на открытие тотализатора или конторы, работающих в реальности или в интернете. Итак, как оформить лицензию на букмекерскую деятельность?

Каким конторам необходимо получить букмекерскую лицензию?

Российские букмекерские конторы с лицензией обладают многоуровневым разрешительным документом, включающим следующие классы развлечений:

  • онлайн-казино, слоты, лотереи;
  • game of skill;
  • бинго и покер;
  • онлайн-ставки.

Оформить разрешение можно сразу на все развлекательные действия или же на какое-либо одно — список документов останется неизменным.

Какими полномочиями обладают российские букмекерские конторы с лицензией?

Как получить лицензию на букмекерскую деятельность?

Как открыть букмекерскую контору с нуля и что для этого нужно, вы можете узнать в статье по ссылке.

Партнерская букмекерская лицензия

Оформление такого документа в России относительно несложное и менее затратное. Тем не менее, при невыполнении хотя бы одного из условий и требований, в получении лицензии предприниматель получит отказ.

Для оформления потребуется в регистрационный орган предоставить набор документов:

  1. Свидетельство о регистрации бизнесмена в Налоговой инспекции в качестве юридического лица.
  2. Договор аренды/субаренды помещения, если оно не в собственности бизнесмена.
  3. План БТИ.
  4. Дизайнерский проект оформления и обустройства помещения для проведения игровой деятельности.
  5. Документы двух кассиров и директора: паспорта, ИНН, трудовые книжки, страховые свидетельства.
  6. Договор, заключенный с лицензированным охранным предприятием, которое буде охранять безопасность работников и посетителей.

Как открыть свою букмекерскую контору по франшизе Фонбет и Шанс, а также других популярных букмекерских сетей – узнайте в этой статье.

Как получить партнерскую лицензию?

Такой вариант открытия бизнеса идеален для тех, кто решил попробовать свои силы в игорном бизнесе впервые или не имеет достаточно финансов для открытия заведения с собственной лицензией.

У данного варианта есть и минусы:

  • партнерская лицензия действует относительно указанного в ней адреса — если предприниматель решит перенести заведение, то придется переоформлять всю документацию;
  • букмекер зависит от предоставившего лицензию, из-за чего возникает необходимость придерживаться установленных «покровителем» рамок и требований, а также — придется все время ведения деятельности выплачивать определенный процент от получаемой прибыли.

Что такое лицензия на охранную деятельность и как ее оформить самостоятельно, вы можете узнать в статье по ссылке.

Образец букмекерской лицензии.

Новая российская лицензия на букмекерскую деятельность

Итак, букмекеру необходимо:

  1. Зарегистрироваться как юридическое лицо.
  2. Предоставить арендный договор (если помещение не в собственности) и БТИ-план.
  3. Заключить договор с ЧОПом, обеспечивающим безопасность.
  4. Приобрести оборудование, на котором будут проводиться игры и прочие мероприятия.
  5. Руководитель должен быть не судим (подтверждается справкой) и иметь опыт работы в аналогичной сфере (это подтверждается записью в трудовой книжке).
  6. Предоставить документы, доказывающие квалификационный уровень сотрудников, осуществляющих контроль игровой деятельности.

Как получить лицензию на такси без открытия ИП? Ответ содержится тут.

Пошаговый алгоритм получения действительной лицензии:

  • декларирование каждого из пунктов приема ставок;
  • сертификация и проверка расчетно-кассового, игрового и вспомогательного оборудования;
  • сбор требующейся документации;
  • оформление заявления в регистрационный орган и подача подготовленных документов;
  • получение лицензии и открытие бизнеса.

Сколько стоит лицензия на букмекерскую деятельность?

Сроки выдачи и цена букмекерской лицензии в России

Сколько стоит лицензия на продажу и изготовление алкоголя, вы можете узнать здесь.

Срок внесения адреса в лицензию может доходить до 45 дней.

При оформлении новой букмекерской лицензии необходимо иметь:

  • уставной капитал — сто миллионов (100 000 000) рублей;
  • активы — один миллиард (1 000 000 000) рублей;
  • банковскую гарантию в размере пятисот миллионов(500 000 000) рублей.

Само оформление лицензии обойдется бизнесмену в 290 000 – 350 000 рублей. Если все документы сданы в надлежащем виде и у лицензирующего органа нет нареканий, то получить лицензию можно в 45-ти дневный срок, а при наличии претензий рассмотрение заявки может продолжаться более двух месяцев. Действует лицензия 5 лет, после чего ее необходимо продлить.

Заниматься сбором бумаг и оформлением лицензии можно самостоятельно или при участии посредников — средняя стоимость услуг фирм, специализирующихся на оформлении разрешительных документов, составляет 230 000 рублей.

Как открыть букмекерскую контору и что для этого нужно? Смотрите следующее видео с рекомендациями:

Лицензия для букмекерской конторы и тотализатора

Букмекерскую контору и тотализатор не обязательно организовывать в игорных зонах, но обязательно надо лицензировать (о чем говорит п.1 статьи 12 Федерального закона №99 О лицензировании) .

Оформление бизнеса

Организовывать либо проводить азартные игры в неигровых зонах могут только юрлица, которые были зарегистрированы по всем требованиям закона РФ.

Требование к лицензиату

Получение лицензии возможно при наличии:

  • делового опыта в данной сфере и соответствующего уставного капитала, банковских гарантий и активов;
  • опытного партнера и весомого уставного капитала;
  • на условиях получения франшизы.

Суммы, которые придется собрать и легальность которых документально обосновать, согласно ПП РФ №567 от 13.07.11 и Приказу № 84н от 28.08.14 к нему не маленькие. Минимальными суммами считаются:

  • Уставной капитал — 100 млн.руб.
  • Гарантия банка — 500 млн. руб.
  • Активы — от 1 млрд. руб.

Активы рассчитываются согласно приложению к приказу №84.

Нормативная база

Виды деятельности, которые предприниматель или собственник ООО обязан лицензировать (в том числе и лицензирование тотализатора и букмекерской конторы) указаны ФЗ №99 от 04.05.11. Служба ФНС при рассмотрении документов лицензиата апеллирует к ПП РФ №1130 от 26.12.11, который в свою очередь также ссылается на Федеральный закон №244 от 29.12.06 об организации азартных игр.

Стоимость лицензии

Поучение лицензии на ОПАИ для букмекерских контор и тотализаторов — это одна из дорогостоящих госуслуг. При самостоятельном получении размер ее определяется НК РФ ч.2. №117 от 5.08.2000, ст.№333.33 (пункт 110) и составляет:

  • За выдачу разрешительного документа — 30 000 руб.
  • Переоформление и выдача дубликата — 10 000 руб.

При обращении в соответствующие организации за помощью в процессе лицензирования букмекерской деятельности соискатель должен рассчитывать на сумму от 150 000 рублей.

Необходимые документы

В ФНС соискатель направляет заявление, оформленное согласно требованиям лицензирующего органа, пакет документов и его опись (2 экземпляра), а также подтверждение уплаты соответствующей пошлины государству. Реквизиты для оплаты госпошлины можно скачать здесь.

Заявление должно содержать: наименование ООО, его юрадрес, e-mail, телефон букмекерской конторы/тотализатора, и адреса ОПАИ. также вносится:

  • ИНН и ОГРН;
  • Сведения о внесении юрлица в госреестр.
  • Реквизиты платежного поручения, подтверждающего оплату государственной пошлины.
  • Реквизиты документов, полученных согласно ФЗ №210 от 27.07.10.

В стандартный пакет документов, который соискатель обязан направить в ФНС, включены нотариально заверенные копии:

  • Документации, подтверждающей регистрацию ООО (уставные документы).
  • Расчетные сведения об активах.
  • Документацию, подтверждающую наличие прав собственности на помещение, где будет проводиться ОПАИ. Либо договор аренды и письмо от собственника помещения, подтверждающее, что он уведомлен о виде деятельности ООО, арендующей его собственность.
  • Бумаги, свидетельствующие о наличие у соискателя на любых законных основаниях оборудования и лицензированного программного обеспечения для приема и учета ставок (в том числе, онлайн), фиксирования ставок и учета сумм, которые клиент выигрывает.
  • План помещения с четким разграничением зон: игорной, обслуживающей, служебной.
  • Документы сотрудников (трудовая книжка, дипломы и т.д.), подтверждающие их опыт работы в данной сфере, а также документация сотрудников безопасности заведения.
  • Подробные сведения об источниках доходов для вносимых владельцем сумм.

Кто лицензирует

Лицензирует этот вид деятельности федеральной налоговой службой (ФНС).

Документы нужно высылать по адресу: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23. Рассмотрение заявления соискателя происходит в течение 45 суток с момента приема документов. После рассмотрения комиссия либо выдает лицензию, либо дает обоснованный отказ.

Внешний вид лицензии

Оицензия на проведение азартных игр букмекерскими конторами и тотализаторами имеет следующий вид:

Ответственность за организацию азартных игр без лицензии

За ОПАИ полагается административная ответственность по статье 14.1.1.АКоП РФ. Если игры проводятся вне игорной зоны, с нарушением законодательства РФ и использованием игрового оборудования, штраф составляет:

  • для граждан 2-4 тыс. руб.;
  • должностных лиц — 30-50 тыс. руб.;
  • ООО — 0,5-1 млн. руб.

В некоторых случаях суд может принять решение о конфискации оборудования. Если игры были организованы в игровой зоне, но с нарушениями лицензионного соглашения штраф составит от 300 до 500 тыс. руб.

Смотрите так же:  Заявление в фсб о продлении лицензии

Лицензия для букмекерской конторы и тотализатора

Букмекерскую контору и тотализатор не обязательно организовывать в игорных зонах, но обязательно надо лицензировать (о чем говорит п.1 статьи 12 Федерального закона №99 О лицензировании) .

Оформление бизнеса

Организовывать либо проводить азартные игры в неигровых зонах могут только юрлица, которые были зарегистрированы по всем требованиям закона РФ.

Требование к лицензиату

Получение лицензии возможно при наличии:

  • делового опыта в данной сфере и соответствующего уставного капитала, банковских гарантий и активов;
  • опытного партнера и весомого уставного капитала;
  • на условиях получения франшизы.

Суммы, которые придется собрать и легальность которых документально обосновать, согласно ПП РФ №567 от 13.07.11 и Приказу № 84н от 28.08.14 к нему не маленькие. Минимальными суммами считаются:

  • Уставной капитал — 100 млн.руб.
  • Гарантия банка — 500 млн. руб.
  • Активы — от 1 млрд. руб.

Активы рассчитываются согласно приложению к приказу №84.

Нормативная база

Виды деятельности, которые предприниматель или собственник ООО обязан лицензировать (в том числе и лицензирование тотализатора и букмекерской конторы) указаны ФЗ №99 от 04.05.11. Служба ФНС при рассмотрении документов лицензиата апеллирует к ПП РФ №1130 от 26.12.11, который в свою очередь также ссылается на Федеральный закон №244 от 29.12.06 об организации азартных игр.

Стоимость лицензии

Поучение лицензии на ОПАИ для букмекерских контор и тотализаторов — это одна из дорогостоящих госуслуг. При самостоятельном получении размер ее определяется НК РФ ч.2. №117 от 5.08.2000, ст.№333.33 (пункт 110) и составляет:

  • За выдачу разрешительного документа — 30 000 руб.
  • Переоформление и выдача дубликата — 10 000 руб.

При обращении в соответствующие организации за помощью в процессе лицензирования букмекерской деятельности соискатель должен рассчитывать на сумму от 150 000 рублей.

Необходимые документы

В ФНС соискатель направляет заявление, оформленное согласно требованиям лицензирующего органа, пакет документов и его опись (2 экземпляра), а также подтверждение уплаты соответствующей пошлины государству. Реквизиты для оплаты госпошлины можно скачать здесь.

Заявление должно содержать: наименование ООО, его юрадрес, e-mail, телефон букмекерской конторы/тотализатора, и адреса ОПАИ. также вносится:

  • ИНН и ОГРН;
  • Сведения о внесении юрлица в госреестр.
  • Реквизиты платежного поручения, подтверждающего оплату государственной пошлины.
  • Реквизиты документов, полученных согласно ФЗ №210 от 27.07.10.

В стандартный пакет документов, который соискатель обязан направить в ФНС, включены нотариально заверенные копии:

  • Документации, подтверждающей регистрацию ООО (уставные документы).
  • Расчетные сведения об активах.
  • Документацию, подтверждающую наличие прав собственности на помещение, где будет проводиться ОПАИ. Либо договор аренды и письмо от собственника помещения, подтверждающее, что он уведомлен о виде деятельности ООО, арендующей его собственность.
  • Бумаги, свидетельствующие о наличие у соискателя на любых законных основаниях оборудования и лицензированного программного обеспечения для приема и учета ставок (в том числе, онлайн), фиксирования ставок и учета сумм, которые клиент выигрывает.
  • План помещения с четким разграничением зон: игорной, обслуживающей, служебной.
  • Документы сотрудников (трудовая книжка, дипломы и т.д.), подтверждающие их опыт работы в данной сфере, а также документация сотрудников безопасности заведения.
  • Подробные сведения об источниках доходов для вносимых владельцем сумм.

Кто лицензирует

Лицензирует этот вид деятельности федеральной налоговой службой (ФНС).

Документы нужно высылать по адресу: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23. Рассмотрение заявления соискателя происходит в течение 45 суток с момента приема документов. После рассмотрения комиссия либо выдает лицензию, либо дает обоснованный отказ.

Внешний вид лицензии

Оицензия на проведение азартных игр букмекерскими конторами и тотализаторами имеет следующий вид:

Ответственность за организацию азартных игр без лицензии

За ОПАИ полагается административная ответственность по статье 14.1.1.АКоП РФ. Если игры проводятся вне игорной зоны, с нарушением законодательства РФ и использованием игрового оборудования, штраф составляет:

  • для граждан 2-4 тыс. руб.;
  • должностных лиц — 30-50 тыс. руб.;
  • ООО — 0,5-1 млн. руб.

В некоторых случаях суд может принять решение о конфискации оборудования. Если игры были организованы в игровой зоне, но с нарушениями лицензионного соглашения штраф составит от 300 до 500 тыс. руб.

Лицензия для букмекерской конторы и тотализатора

Букмекерскую контору и тотализатор не обязательно организовывать в игорных зонах, но обязательно надо лицензировать (о чем говорит п.1 статьи 12 Федерального закона №99 О лицензировании) .

Оформление бизнеса

Организовывать либо проводить азартные игры в неигровых зонах могут только юрлица, которые были зарегистрированы по всем требованиям закона РФ.

Требование к лицензиату

Получение лицензии возможно при наличии:

  • делового опыта в данной сфере и соответствующего уставного капитала, банковских гарантий и активов;
  • опытного партнера и весомого уставного капитала;
  • на условиях получения франшизы.

Суммы, которые придется собрать и легальность которых документально обосновать, согласно ПП РФ №567 от 13.07.11 и Приказу № 84н от 28.08.14 к нему не маленькие. Минимальными суммами считаются:

  • Уставной капитал — 100 млн.руб.
  • Гарантия банка — 500 млн. руб.
  • Активы — от 1 млрд. руб.

Активы рассчитываются согласно приложению к приказу №84.

Нормативная база

Виды деятельности, которые предприниматель или собственник ООО обязан лицензировать (в том числе и лицензирование тотализатора и букмекерской конторы) указаны ФЗ №99 от 04.05.11. Служба ФНС при рассмотрении документов лицензиата апеллирует к ПП РФ №1130 от 26.12.11, который в свою очередь также ссылается на Федеральный закон №244 от 29.12.06 об организации азартных игр.

Стоимость лицензии

Поучение лицензии на ОПАИ для букмекерских контор и тотализаторов — это одна из дорогостоящих госуслуг. При самостоятельном получении размер ее определяется НК РФ ч.2. №117 от 5.08.2000, ст.№333.33 (пункт 110) и составляет:

  • За выдачу разрешительного документа — 30 000 руб.
  • Переоформление и выдача дубликата — 10 000 руб.

При обращении в соответствующие организации за помощью в процессе лицензирования букмекерской деятельности соискатель должен рассчитывать на сумму от 150 000 рублей.

Необходимые документы

В ФНС соискатель направляет заявление, оформленное согласно требованиям лицензирующего органа, пакет документов и его опись (2 экземпляра), а также подтверждение уплаты соответствующей пошлины государству. Реквизиты для оплаты госпошлины можно скачать здесь.

Заявление должно содержать: наименование ООО, его юрадрес, e-mail, телефон букмекерской конторы/тотализатора, и адреса ОПАИ. также вносится:

  • ИНН и ОГРН;
  • Сведения о внесении юрлица в госреестр.
  • Реквизиты платежного поручения, подтверждающего оплату государственной пошлины.
  • Реквизиты документов, полученных согласно ФЗ №210 от 27.07.10.

В стандартный пакет документов, который соискатель обязан направить в ФНС, включены нотариально заверенные копии:

  • Документации, подтверждающей регистрацию ООО (уставные документы).
  • Расчетные сведения об активах.
  • Документацию, подтверждающую наличие прав собственности на помещение, где будет проводиться ОПАИ. Либо договор аренды и письмо от собственника помещения, подтверждающее, что он уведомлен о виде деятельности ООО, арендующей его собственность.
  • Бумаги, свидетельствующие о наличие у соискателя на любых законных основаниях оборудования и лицензированного программного обеспечения для приема и учета ставок (в том числе, онлайн), фиксирования ставок и учета сумм, которые клиент выигрывает.
  • План помещения с четким разграничением зон: игорной, обслуживающей, служебной.
  • Документы сотрудников (трудовая книжка, дипломы и т.д.), подтверждающие их опыт работы в данной сфере, а также документация сотрудников безопасности заведения.
  • Подробные сведения об источниках доходов для вносимых владельцем сумм.

Кто лицензирует

Лицензирует этот вид деятельности федеральной налоговой службой (ФНС).

Документы нужно высылать по адресу: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23. Рассмотрение заявления соискателя происходит в течение 45 суток с момента приема документов. После рассмотрения комиссия либо выдает лицензию, либо дает обоснованный отказ.

Внешний вид лицензии

Оицензия на проведение азартных игр букмекерскими конторами и тотализаторами имеет следующий вид:

Ответственность за организацию азартных игр без лицензии

За ОПАИ полагается административная ответственность по статье 14.1.1.АКоП РФ. Если игры проводятся вне игорной зоны, с нарушением законодательства РФ и использованием игрового оборудования, штраф составляет:

  • для граждан 2-4 тыс. руб.;
  • должностных лиц — 30-50 тыс. руб.;
  • ООО — 0,5-1 млн. руб.

В некоторых случаях суд может принять решение о конфискации оборудования. Если игры были организованы в игровой зоне, но с нарушениями лицензионного соглашения штраф составит от 300 до 500 тыс. руб.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130 г. Москва «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

2. Установить, что подпункт «д» пункта 4, а также подпункт «е» пункта 4 и подпункт «г» пункта 5 (в части требования, касающегося наличия у лицензиата процессингового центра) Положения, утвержденного настоящим постановлением, вступают в силу с 1 января 2012 г.

3. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2007 г. N 451 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 30, ст. 3941);

пункт 38 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 г. N 268 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 19, ст. 2316);

пункт 39 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. N 749 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5076);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2010 г. N 766 «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 40, ст. 5092).

Председатель Правительства Российской Федерации

Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах

1. Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.

2. Под деятельностью по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах понимается деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, которые расположены вне игорных зон и в которых организатор азартных игр заключает пари с участниками данного вида азартных игр и организует заключение пари между участниками данного вида азартных игр.

3. Лицензирование деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее — лицензируемый вид деятельности) осуществляется Федеральной налоговой службой (далее — лицензирующий орган).

4. Лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются:

а) наличие у соискателя лицензии условий для соблюдения требований, установленных частями 1 — 3 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), по каждому адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, а также соблюдение лицензиатом указанных требований;

Смотрите так же:  Возврат возврата ebay

б) соответствие стоимости чистых активов соискателя лицензии (лицензиата) требованиям части 6 статьи 6 Федерального закона;

в) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), а также специального оборудования, позволяющего обеспечивать прием, единый учет, обработку ставок и выплату выигрыша;

г) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 и пунктов 1, 11-13 и 15-17 части 2 статьи 16 Федерального закона;

д) обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований пунктов 19 — 21 части 2 статьи 16 Федерального закона;

е) наличие у лицензиата зарегистрированных в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации процессингового центра букмекерской конторы (процессингового центра тотализатора) и касс букмекерских контор (касс тотализаторов);

ж) обеспечение личной безопасности участников азартных игр и (или) пари, иных посетителей игорного заведения и работников лицензиата во время их нахождения в игорном заведении;

з) соблюдение лицензиатом Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441;

и) соответствие соискателя лицензии (лицензиата) требованиям, установленным частями 2 и 9 статьи 6 Федерального закона;

к) соответствие лицензиата требованиям, установленным частью 10 статьи 6 Федерального закона;

л) соблюдение лицензиатом требований, установленных частями 11 — 13 статьи 6 Федерального закона.

5. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет (представляет) в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:

а) документ, содержащий сведения о работниках соискателя лицензии (фамилия, имя, отчество и дата рождения), с приложением копий паспортов и копий трудовых книжек указанных работников;

б) расчет стоимости чистых активов соискателя лицензии, осуществленный в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании специального оборудования, позволяющего обеспечивать прием, единый учет, обработку ставок и выплату выигрыша, а также зданий, строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, помещениях и сооружениях);

г) планы помещений игорного заведения (по каждому адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности) с указанием зоны обслуживания участников азартных игр, служебной зоны и расположения процессингового центра букмекерской конторы (процессингового центра тотализатора) и кассы букмекерской конторы (кассы тотализатора);

д) копии документов, подтверждающих наличие в штате соискателя лицензии сотрудников, обеспечивающих личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения и работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении, или копию договора о предоставлении частных охранных услуг;

е) сведения о размере и источниках происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала соискателя лицензии, в соответствии с Правилами подтверждения источников происхождения денежных средств, вносимых в оплату уставного капитала организатора азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2011 г. N 567.

6. При проведении проверки сведений, содержащихся в представленных соискателем лицензии (лицензиатом) документах, и соблюдения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований лицензирующий орган запрашивает необходимые для предоставления государственных услуг в области лицензирования сведения, находящиеся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в порядке, установленном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

7. Осуществление лицензируемого вида деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных подпунктом «а» (в части, касающейся требований, установленных частью 3 статьи 8 и частью 3 статьи 14 Федерального закона) и подпунктами «б», «г» — «е», «и» — «л» пункта 4 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, предусмотренные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

8. При намерении осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу, не указанному в лицензии, лицензиат в заявлении о переоформлении лицензии указывает этот адрес, а также:

а) сведения, содержащие фамилию, имя, отчество, год рождения работников лицензиата, намеренных осуществлять деятельность по каждому новому адресу, с приложением копий паспортов и копий трудовых книжек указанных работников;

б) сведения, подтверждающие наличие у лицензиата необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании специального оборудования, позволяющего обеспечивать прием, единый учет, обработку ставок и выплату выигрыша, а также зданий, строений, сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих зданиях, помещениях и сооружениях);

в) сведения о расположении в игорном заведении по каждому новому адресу зоны обслуживания участников азартных игр, служебной зоны и кассы букмекерской конторы (кассы тотализатора);

г) сведения, подтверждающие наличие в штате лицензиата сотрудников, обеспечивающих личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения и работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении, с указанием фамилий, имен, отчеств таких сотрудников или сведения о предоставлении частных охранных услуг.

9. Представление соискателем лицензии заявления и документов, необходимых для получения лицензии, их прием лицензирующим органом, принятие решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении, выдаче дубликата, копий лицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении действия и об аннулировании лицензии, ведение реестра лицензий, предоставление информации из него осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

10. Лицензионный контроль осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

11. За предоставление, переоформление и выдачу дубликата лицензии уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Лицензирование букмекеров в России

Лицензирование букмекерской деятельности в России – история и современность.

  • 1991 г. – принят закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»
  • 1993 г. – распоряжение правительства Москвы, впервые установившее минимальные требования к работе букмекеров на территории г. Москвы
  • 1998 г. – впервые в РФ был принят закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
  • 2002 г. – принятие в соответствии с законом о лицензировании постановления правительства РФ от 15.07.2002 N 525, в котором впервые прописывается порядок лицензирования букмекерской деятельности
  • 2006 г. – принят Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр»
  • 2007 г. – принятие в соответствии с законом о лицензировании постановления правительства РФ от 17.07.2007 N 451, установившего новый порядок лицензирования букмекерской деятельности
  • 2011 г. – принято ныне действующее постановление правительства РФ от 26.12.2011 N 1130 о лицензировании букмекерской деятельности, а также современный Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности». Букмекерская деятельность была вновь отнесена к азартной
  • 2014 г. – принят Федеральный закон № 222-ФЗ, регламентирующий букмекерскую деятельность в режиме он-лайн, а также серьезно изменивший Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр»

Предыстория (1991-2002)

Первые негосударственные букмекерские конторы (БК) в СССР и РСФСР появились в 1991 г. На тот момент их деятельность регулировалась общим законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также действовавшим на тот момент Гражданским кодексом РСФСР.

Впервые понятие «лицензирование» появилось в российско-советском законодательстве еще в 1990 г., правда, применительно к банкам. Что же касается БК, то на уровне федерального законодательства обязательства БК по обязательному лицензированию своей деятельности установлены не были. Более того, вплоть до 1998 г. в России вообще не существовало Федерального закона о лицензировании, в котором были бы перечислены все требующие специального разрешения виды деятельности, включая деятельность БК, а также даны распоряжения по установлению детального порядка и требований по лицензированию. Вместо законодательства действовало т.н. «указное право» президента РФ, когда регулирование многих областей осуществлялось напрямую указами президента и постановлениями правительства РФ.

Помимо этого, правовой вакуум быстро восполняло региональное законодательство – издавались законы, постановления и распоряжения органов федеральной власти и местного самоуправления. Их юридическая сила была ограничена пределами субъекта РФ (реже — муниципального образования) и утрачивалась с постепенной централизацией законодательства на федеральном уровне. С этой точки зрения первым нормативно-правовым документом, требующим от коммерческих букмекерских структур, расположенных на территории Москвы, получить специальное разрешение, является распоряжение премьера правительства Москвы Ю.М. Лужкова от 1 декабря 1993 г. N 2177-рм «О лицензировании деятельности по содержанию игорных заведений на территории города Москвы». Им были установлены требования к помещению, персоналу, финансовой устойчивости букмекерской конторы (в размере, требуемом для выплат), а также приведены правила и коэффициенты расчета лицензионного сбора.
Аналогичные требования устанавливались по всей Российской Федерации местными администрациями, они же и выдавали лицензии на право осуществления букмекерской деятельности.

Первый федеральный порядок лицензирования (2002-2007)

Новый (второй по счету) закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», был принят на удивление быстро – всего три года спустя, в 2001 г. При этом он снова не отнес букмекерскую деятельность к лицензируемой. Однако он дал право правительству самостоятельно устанавливать порядок по лицензированию тех видов деятельности, которые в закон не вошли.

Это позволило правительству России 15.07.2002 г. утвердить постановление № 525 «О лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений». Примечательно, что понятие «букмекерская деятельность» не было сформулировано и объединялось с общим понятием тотализатора и азартных игр. Тем не менее были четко обозначены основные правила игры на этом рынке:

  • срок лицензии – пять лет, стандартный для всех лицензий того времени;
  • лицензирующий орган – Госкомспорт. Именно он выдавал первые лицензии букмекерам. Госкомспорт, в 2004 г. преобразовавшийся в Росспорт, или в Федеральное агентство по физической культуре и спорту, в 2008 г. — в Министерство спорта, туризма и молодежной политики, а в мае 2012 года — в Министерство спорта, в 2002 г. выиграл аппаратную борьбу за право выдачи лицензий. Однако его надежды на администрирование отчислений и сборов с букмекеров в бюджет не оправдались – эта прерогатива была оставлена за Минфином и Министерством по налогам и сборам (в скором будущем ФНС России);
  • срок принятия решения о выдаче лицензии – не позднее 60 дней. В 2005 г. данный срок был сокращен до 45 дней;
  • плата за предоставление лицензии была установлена символическая – 1300 руб.
Смотрите так же:  Написать заявление в секцию

Проходными для получения лицензии требованиями к букмекерам на тот момент были:

  • штатные сотрудники должны быть не моложе 18 лет;
  • запрет на размещение букмекерских контор в жилых помещениях, в медицинских, образовательных и религиозных учреждениях;
  • опыт работы руководителя в игорном бизнесе не менее трех лет;
  • довольно абстрактные требования к обеспечению личной безопасности игроков, соответствию игровых автоматов техническим стандартам и соблюдению правил Росспорта (которых не было).

Представляется, что установленный в 2002 г. порядок являлся наиболее либеральным за весь период лицензирования, поскольку содержал сугубо формальные требования, легко выполнимы практически любым желающим. Этих желающих оказалось немало: за всю историю Госкомспор выдал букмекерам около 5600 лицензий.

Самое главное, что обязательные условия были достаточно мягкими и не устанавливали требований к финансовой обеспеченности лицензиатов. Таким образом, точкой отсчета лицензирования БК на федеральном уровне можно считать 2002 г.

Примечательно, что лицензионными вопросами в Росспорте продолжительное время занимался Андрей Румянцев, ранее ведавший тем же в Правительстве Москвы в порядке, установленном, как говорилось выше, еще в 1993 г.

Ужесточение лицензирования букмекерской деятельности (2007-2011)

Начало новому периоду развития лицензирования букмекерской деятельности было положено в 2006-2007 г., когда 29.12.2006 был принят Федеральный закон № 244-ФЗ 29.12.2006 «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр». Этот закон стал первым серьезным вызовом для рынка, поскольку было установлено, что ни одна БК не вправе продолжать свою деятельность после 1 июля 2009 г., если не получит лицензии по новым правилам, а все выданные ранее Росспортом лицензии утрачивали свою юридическую силу.

В 2007 г. впервые эти новые правила в порядке лицензирования БК были конкретизированы на уровне правительства России и приведены в соответствии с федеральным законодательством – Федеральным законом «О государственном регулировании азартных игр», а также очередным (третьим по счету) Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности». В этих законах, как и в постановлении, ожидаемо появляется формулировка «букмекерская деятельность». Немаловажно, что букмекерская деятельность хотя и была отнесена к азартным играм, тем не менее ее не затронул тотальный запрет на проведение азартных игр вне пределов специальных игровых зон.

К принципиальным новациям, появившимся в порядке лицензирования в 2007 г. по сравнению с 2002 г. можно отнести:

  • лицензирующим органом (лицензиатом) вместо Росспорта стала Федеральная налоговая служба (ФНС РФ), которая остается таковым и по сегодняшний день;
  • впервые были предъявлены серьезные требования к размеру чистых активов БК и к порядку их расчета – 100 млн руб., согласно методикам Минфина;
  • требования к помещению стали предполагать обязательное разделение игорного заведения на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону игорного заведения, наличие у букмекерской конторы права собственности или аренды на занимаемое здание, обязательное размещение игорной зоны только в объектах капитального строительства;
  • запрет на размещение игорной зоны в санаторно-курортных зонах, а также на объектах общественного транспорта;
  • обязательное использование зарегистрированных в налоговом органе кассовых аппаратов;
  • выполнение требований Центробанка и Росфинмониторинга по работе с наличными деньгами.

Современный период лицензирования (2011-2015 гг.)

На современном этапе развития законодательства о букмекерской деятельности, и в особенности в той части, которая касается лицензирования, уверенно сформировалась тенденция детализированного регулирования и усиленных требований. Такая ситуация характерна для многих сфер общественно-экономической деятельности, которые на протяжении 20-25 лет, с 1990 и 1991 г., прошли свой генезис от правового вакуума и законодательных коллизий через регулирование в общих чертах к современным конкретизированным требованиям на разных законодательных уровнях (Федеральный закон, постановление правительства, Административный регламент).

Современная законодательная база состоит из принятого 26 декабря 2011 г. постановления правительства № 1130 «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах», а также закона «О государственном регулировании азартных игр», который был серьезно дополнен и изменен вступившим в силу 22 августа 2014 г. законом № 222.

Требования для получения лицензии

Все требования, предъявляемые в 2015 г. к соискателю лицензии – лицензиату, можно условно разделить на несколько групп требований:

  • к достаточности собственных средств, или чистых активов. 1 млрд рублей – вот минимально допустимый порог участия, который проверяется на стадии лицензирования. Таким образом, главный финансовый показатель за 4,5 года, с момента вступления в силу первой редакции закона о государственном регулировании деятельности по азартным играм, вырос в 10 раз;
  • к уставному капиталу – он должен быть не менее 100 млн рублей, причем оплачиваться исключительно денежными средствами;
  • к наличию банковской гарантии – ее размер должен быть не менее 500 млн руб., первичный срок выдачи – не менее пяти лет, и этот срок должен продлеваться постоянно, пока действует лицензия;
  • к приему денег – должно быть установлено специальное оборудование в процессинговом центре, функции которого передаются в ЦУПИС, до этого сам процессинговый центр должен быть зарегистрирован в налоговом органе.

Принципиальной отличительной особенностью современной законодательной базы является регулирование букмекерской деятельности, складывающейся в интернете в режиме он-лайн. До 2014-2015 гг. этот сегмент букмекерской деятельности не был зарегулирован. Все букмекеры должны иметь специальное оборудование для учета и обработки в том числе и интерактивных ставок, и принимать ставки через ЦУПИС (см. ниже).

Реестр лицензий, выданных букмекерским конторам, по-прежнему ведет ФНС России.

Крупнейшими лицензиатами по размеру выручки по данным ФНС и Росстата на 01.01.2014 г. являются следующие организации:

  1. СТАР БЕТ – 16,7 млрд руб.
  2. Первая международная букмекерская компания – 15,3 млрд руб.
  3. САНТОРИН – 6 млрд руб.
  4. Фортуна – 3,8 млрд руб.
  5. Инвест Гарант – 1,7 млрд руб.
  6. Ф.О.Н – 1,3 млрд руб.

Саморегулирование

Тенденцией регламентирования лицензируемых видов деятельности в России на протяжении последних 7-10 лет является замена лицензирования саморегулированием. В этом случае обязанности передаются от государства к Саморегулируемым организациям (СРО) – некоммерческим объединениям крупных игроков рынка, которые самостоятельно устанавливают «правила игры» в той или иной области. Это те же самые требования к финансовой устойчивости, квалификации персонала, организационно-технические условия работы (помещение, персонал, инфраструктура). Государство на сегодня отошло от лицензирования таких отраслей, как строительство, аудиторская, оценочная деятельность итд.

Что касается букмекерской деятельности, это один из немногих случаев, когда саморегулирование пришло не на смену, а как обязательное дополнение к лицензированию.

Начиная с 22 августа 2014 г. каждая букмекерская контора в течение 30 дней с момента получения лицензии должна вступить в саморегулируемую организацию букмекеров.

Первые (СРО букмекеров) возникли в конце 2014 г. Самых крупных и известных из них по состоянию на сегодня всего две, больше пока не образовано:

  1. Некоммерческое партнерство «Объединение организаторов азартных игр в букмекерских конторах». Коммерческое обозначение – Первая саморегулируемая организация букмекеров России. Президент – Макаров Константин Константинович.
  2. Некоммерческое партнерство «Объединение компаний участников букмекерского рынка», НП «КУБ», Президент – Журавский Олег Николаевич.

Саморегулируемые организации, которые образуются в организационно-правовой форме Некоммерческого партнерства (НП), регистрирует Минюст РФ. Далее они попадают в Единый государственный реестр юридических лиц и в реестр СРО, которые, в свою очередь, администрирует ФНС России. Сейчас в этом реестре состоят две СРО букмекеров. В реестре СРО содержится список участников этих СРО – букмекерских контор, которые, в свою очередь, создаются в форме коммерческих организаций ООО и ЗАО и могут выступать учредителями саморегулируемых организаций.

14 букмекеров входят в НП «КУБ», 12 – в Объединение организаторов азартных игр в букмекерских конторах, всего в СРО входят 26 букмекерских контор.

Для вступления в СРО букмекерская контора обязана единоразово уплатить вступительный и компенсационный взнос (около 30 млн руб в НП «КУБ»), а также ежегодно уплачивать членские взносы (около 1 млн руб. в обоих СРО). Таким образом, совокупный размер собственного и привлеченного капитала, необходимый в наши дни букмекерам для входа в этот рынок, предельно высок и сопоставим с банковским рынком: свыше 1,5 млрд руб.

В самом СРО должен быть создан страховой фонд в размере не менее 300 млн руб., который гарантирует клиентам компенсации в случае финансовых проблем у букмекеров, являющихся членами организации.

ЦУПИС и его задачи

Центр учета переводов интерактивных ставок (ЦУПИС) должен быть создан в соответствии с Федеральным законом № 222-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу 22 августа 2014 года.

Его основными задачами обозначены:

  • прием платежей, в т.ч. в форме электронных денег, от физических лиц, их учет, и дальнейшая их передача букмекерским конторам;
  • идентификация физических лиц в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также в рамках законодательства о персональных данных. В случае если вступление резонансного закона о запрете хранения персональных данных на серверах вне российской юрисдикции, которое намечено на 1 сентября 2015 г., все же состоится, это будет означать в том числе обязательства и для ЦУПИС.

При этом ЦУПИС не вправе выступать организатором азартных игр. Очевидно, что целью создание ЦУПИС является упорядочивание платежных он-лайн транзакций, в т.ч. полный запрет на их осуществление через интернет-сайты и платежные системы букмекеров, не проводящих расчеты через ЦУПИС, и перевод всего процессинга и финансовых потоков исключительно под юрисдикцию России. Интернет-сайты букмекеров, включая иностранные, нарушающие это ограничение, будут блокироваться Роскомнадзором, в т.ч. по ходатайству СРО букмекеров. В настоящее время в строго-формальном юридическом смысле, деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием Интернета, включая прием ставок букмекерами через свои сайты, запрещена, до внедрения ЦУПИС. Тем не менее все без исключения российские букмекерские компании принимают ставки в интернете через офшорных двойников.

Установлено, что ЦУПИС создается в форме кредитной организации, в том числе небанковской, которая учреждается саморегулируемой организацией букмекеров, функционирует согласно закону «О банках и банковской деятельности» на основании лицензии на осуществление своей деятельности. Специальных требований по лицензированию ЦУПИС не установлено, соответственно, лицензирование его деятельности осуществляется в Центробанке России на общих основаниях.

На сегодняшний день ни один ЦУПИС еще не создан, юридических лиц не зарегистрировано, о начале деятельности Центробанк России не проинформирован.