ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР» в других словарях:

Лиссабонский договор — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Обновить статью, актуализировать данные … Википедия

Лиссабонский договор — С принятием Лиссабонского договора: Вместо нынешней системы, при которой каждые полгода меняется страна, председательствующая в ЕС, будут введены должности президента Евросоюза и представителя ЕС по иностранным делам. В обязанности президента,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Лиссабонский договор, или Договор о реформе — Жители Ирландии на референдуме 12 июня большинством голосов отвергли Лиссабонский договор, что ставит под сомнение возможность вступления его в силу с 1 января 2009 года, поскольку он должен быть ратифицирован всеми 27 странами ЕС. Лиссабонский… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ЛИССАБОНСКИЙ ДОГОВОР 1703 — между Португалией и Англией о союзе в войне за испанское наследство (1700 13); был подписан в Лиссабоне 16. V первым министром Португалии маркизом Алегрете и английским посланником лордом Метуэном. В споре об испанском наследстве Англия, опасаясь … Дипломатический словарь

Европейский Союз — Лиссабонский договор — С принятием Лиссабонского договора: Вместо нынешней системы, при которой каждые полгода меняется страна, председательствующая в ЕС, будут введены должности президента Евросоюза и представителя ЕС по иностранным делам. В обязанности президента,… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Договор слияния — Договор о слиянии Договор о создании Единого Совета и Единой Комиссии Европейских Сообществ Тип договора Слияние судебных, законодательных и административных органов трех европейских сообществ Подписан место 8 апреля 1965 года Брюссель … Википедия

Лиссабонский протокол — Лиссабонский протокол протокол к Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, который был подписан в Лиссабоне 23 мая… … Википедия

Договор СНВ-1 между СССР и США — Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений СССР США (Договор СНВ 1) был подписан 31 июля 1991 г. в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша старшего и вступил… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Маастрихтский договор — Тип договора Урегулирование денежной и политической систем европейских стран Подписан место 7 февраля 1992 года Маастрихт, Нидерланды … Википедия

Римский договор — О договоре 1924 года см. Римский договор (1924). Римский договор … Википедия

Лиссабонский договор

Treaty of Lisbon

В преддверии самого масштабного в истории ЕС расширения – с 15 до 25 членов, состоявшегося 1 мая 2004 года, стала очевидной необходимость изменения принципов управления Евросоюзом и структуры его руководящих органов. В противном случае, при сохранении действовавшего принципа консенсуса, важнейшие решения могли оказаться надолго заблокированными.
Постановление о разработке общеевропейской Конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 г. Помимо решения организационных проблем, она должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать Европейский Cоюз моделью нового миропорядка.

Рабочий орган по разработке проекта (Конвент) возглавил бывший президент Франции Валери Жискар д`Эстен. 29 октября 2004 г. главы 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую Европейскую конституцию. 265-страничный документ содержит 450 статей и 60 000 слов, причем он появился сразу на 20-ти языках.

Конституция вводила должность Президента, назначаемого Европейским Советом сроком на 2,5 года. Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, представляющего единую европейскую внешнюю политику. Предполагается сокращение состава Еврокомиссии: с 2014 года число еврокомиссаров должно составить две трети от числа стран ЕС. Расширяются полномочия Европарламента, который должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

Принцип консенсуса заменяется принципом так называемого «двойного большинства», когда решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего Союза. Если какая-либо страна не согласна с постановлением Совета ЕС, то она может остановить его действие при поддержке еще как минимум 3 государств.

Несмотря на приобретаемое определенное внешнее сходство, Конституция не превращала Евросоюз в единое государство. В частности, полномочия Президента не шли ни в какое сравнение с полномочиями глав государств в Соединенных Штатах или Франции. А министр иностранных дел может говорить от имени ЕС только по тем вопросам, по которым у стран ЕС существовал согласованный подход. При наличии же разногласий он данного права лишается.

Тем не менее, и такое движение к интеграции показалось в некоторых странах чрезмерным. Для вступления Конституции в силу ее должны были ратифицировать все члены ЕС. Часть государств выбрала ратификацию парламентским путем, остальные – посредством общенациональных референдумов. Первый плебисцит – в Испании – прошел успешно, но следующие – во Франции и Нидерландах – принесли отрицательный результат. Сильная оппозиция предложенному формату реализации общеевропейской идеи имела место также в Великобритании, Дании и Польше.

В результате на саммите ЕС 22—23 июня 2007 г. была достигнута принципиальная договоренность о разработке «Договора о реформе» – облегченной версии Конституции, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов Евросоюза в новых условиях.

Этот Договор был подписан на саммите в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. под официальным названием «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества». Он состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. В соответствии с ним претерпели изменения три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского Сообщества (1957 г.), Маастрихтский договор (1992 г.) и Договор об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии (1957 г.).

Для предотвращения повторения ситуации, случившейся во Франции и Нидерландах, было предусмотрено его одобрение парламентами стран-участниц, за исключением Ирландии, где референдум был обязателен.

Однако проблем избежать все равно не удалось. Если с парламентской поддержкой серьезных затруднений не возникло, то ирландский референдум, состоявшийся 12 июня 2008 г., дал отрицательный результат. И лишь повторный аналогичный плебисцит, проведенный 2 октября 2009 г., привел к успеху. В итоге документ вступил в силу 1 декабря 2009 г.

Договор изменяет ценности и цели Европейского Союза. Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики Евросоюза. В качестве главных целей определены создание «внутреннего рынка», достижение полной занятости, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Среди конкретных результатов следует выделить то обстоятельство, что Европейский союз стал правосубъектным, т.е. получил возможность заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях:
— если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС;
— если того требует достижение целей, означенных в договорах;
— если того требует юридически обязательный документ ЕС;
— если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их.
Вместе с тем, государства ЕС сохранили право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.
Внесены изменения в отношении институтов Союза. Введен пост Постоянного председателя Европейского Совета. Он избирается европейскими лидерами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок.
Кроме того, расширены полномочия Верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности, назначаемого Европейским Советом квалифицированным большинством по согласованию с Председателем Еврокомиссии. Он реализует Общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского Союза, возглавляет Совет по международным отношениям и одновременно является одним из Вице-председателей Комиссии с задачей осуществления связей с внешним миром.

19 ноября 2009 г. Председателем Евросовета был избран премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей, а Верховным представителем – британская баронесса Кэтрин Эштон .

Сам Европейский Совет European Council Европейский Совет состоит из глав государств и правительств стран-членов ЕС и их заместителей – министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также Президент Европейской Комиссии. Европейский Совет всегда был высшей политической инстанцией Европейского Союза, а после ратификации Лиссабонского договора приобрел официальный статус его института. Роль Европейского Совета состоит в стимулировании развития ЕС и определении стратегических направлений его политики. Наряду с Советом ЕС, Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Вырабатываемые и принимаемые им решения не только имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, обязаны их исполнять. Европейский Совет созывается, по меньшей мере, два раза в год (как правило, дважды в течение срока каждого председательства, но в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания). Решения принимаются методом консенсуса по результатам переговоров, которые государства-члены начинают еще до официального открытия саммита. Результаты обсуждений Европейского Совета заносятся в заключения, которые публикуются по окончании заседания. Лиссабонский договор учредил также должность Председателя Европейского Совета, который избирается его членами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. , в который входят его председатель, главы государств или правительств стран-участниц и председатель Комиссии, стал полноценным институтом Союза. В работе Совета участвует также Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности.

Смотрите так же:  Излишне начисленная зарплата возврат

Европейскому Парламенту предоставлено право избрания председателя Еврокомиссии. В самом парламенте введена новая система распределения мест. Число депутатов ограничивается 750+1 (председатель); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. Данная схема вступит в силу в 2014 г., до того времени предусмотрен переходный период, в течение которого будет применяться ныне действующая система.

Комиссия Европейских Сообществ официально переименована в Европейскую Комиссию. До 2014 г. она сохранит нынешний порядок формирования – по одному представителю от каждого государства ЕС, включая Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности. В дальнейшем в ее состав будут входить число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран ЕС, если Европейский Совет единогласно не примет иного решения. Таким образом, при 27 странах-участницах Комиссия будет состоять из 18 комиссаров. Они будут определяться на основе принципа ротации между государствами ЕС и назначаться Европейским Советом квалифицированным большинством голосов.

Договор расширил список вопросов, голосование по которым проводится по принципу квалифицированного большинства. В то же время решения по проблемным вопросам (налоги, социальная безопасность, внешняя политика, политика безопасности, оперативное сотрудничество полиции, места в институтах) будут по-прежнему приниматься единогласно. Кроме того, более четко разделены компетенции Евросоюза и национальных правительств.

Граждане ЕС получили право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательство, для чего необходимо собрать не менее миллиона подписей граждан. Комиссия при этом сохраняет за собой право решать, следует ли удовлетворять этот запрос.

Несмотря на то, что текст Хартии по правам человека в Договор не включен, ее положения стали обязательными.
Наконец, впервые в Договоре в рамках ЕС предусматриваются условия и процедура выхода из Союза. Для этого необходимы соответствие законодательству страны; уведомление Европейского Совета и его решение, принятое квалифицированным большинством.
Как видно, основные положения Конституции остались в новом документе. Что же касается отличий, то планировалось, что она заменит собой предыдущие европейские соглашения, в то время как Лиссабонский договор лишь дополняет и уточняет существующие правовые акты.

Кроме того, в него не вошли некоторые наиболее спорные моменты, содержавшиеся в Конституции, такие как придание государственного статуса флагу и гимну EС.

Таким образом, Лиссабонский договор стал завершением очередной политической и институциональной реформы Европейского Союза и, как предполагается, определил его будущее на ближайшие 15—20 лет.

Общая характеристика Лиссабонского договора

Тем самым деятельность ЕС будет основываться на двух договорах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Лиссабонский договор — это договор для будущего. Это договор для создания более современной, эффективной и демократичной Европы.

Председательствующий в ЕС премьер-министр Португалии Жозе Сократеш.

Выступление на церемонии подписания Лиссабонского договора 13 декабря 2007 г.

Лиссабонский договор — «это упрощенный договор, который очень сложен».

Премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Пресс-конференция по итогам саммита Европейского совета 23 июня 2007 г.

Наиболее серьезные нововведения можно разделить на две группы: 1) реформа полномочий и базовых принципов деятельности ЕС и 2) реформа институтов ЕС и процедур их функционирования.

Реформа полномочий и базовых принципов деятельности ЕС. Прекращает свое существование искусственная конструкция из одновременно функционировавших Европейского Союза и Европейского сообщества. Европейский Союз становится единственной интеграционной структурой, получает статус юридического лица (ст. 1 и 47 ДЕС) и международную правосубъектность. К Европейскому Союзу переходят все полномочия Европейского сообщества. Тем самым упраздняется созданная Маастрихтским договором структура трех «опор». Однако их отмена не ликвидировала существующее своеобразие процедур, объема компетенции ЕС и распределения полномочий между институтами ЕС в зависимости от сфер политики. Самый явный пример — это сохранение ОВПБ/ ОПБО как сферы преимущественно межправительственного сотрудничества.

Лиссабонский договор дает четкую типологию компетенций Евросоюза (ст. 2—6 ДФЕС). Он распределяет большинство его полномочий между тремя сферами компетенции: исключительной, совместной и «поддерживающей, координирующей и дополняющей». В сферах исключительной компетенции только ЕС вправе принимать законодательные акты. В сферах совместной компетенции решения принимаются и на общеевропейском, и на национальном уровнях. Однако государства-члены вправе принимать законодательные акты лишь по вопросам, которые не урегулированы законодательством ЕС. В сферах «поддерживающей, координирующей и дополняющей» компетенции никакие решения ЕС не могут ограничить суверенные права государств-членов.

Важно, что хотя новая типология компетенций вносит ясность в вопрос полномочий Союза, она не предусматривает их сколько-нибудь значительного расширения. За пределами новой типологии компетенций остались три сферы деятельности Союза: ОВПБ/ОПБО, координация экономической политики и координация политики занятости.

Статья 6(1) ДЕС отмечает, что ЕС признает права, упомянутые в Хартии основных прав 2000 г., зафиксировавшей широкий круг гражданских, политических и экономических прав граждан ЕС. Однако не вполне ясный юридический статус Хартии не позволял считать ее положения обязательными. Широко обсуждалась идея включить Хартию в текст договоров. Однако из-за возражений ряда стран в Лиссабонском договоре пришлось ограничиться лишь упоминанием о ней. Более того, Великобритания, Польша и Чехия добились исключений, оговорив, что в отношении них положения Хартии не имеют обязательного характера. Подчеркивая внимание, которое ЕС уделяет интересам граждан, ст. 6(2) ДЕС фиксирует намерение Союза присоединиться к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Среди отдельных направлений политики Евросоюза наиболее серьезной реформе подверглась ОВПБ/ОПБО. Особое значение имеет учреждение поста Председателя Европейского совета (ст. 15 ДЕС), поскольку ОВПБ/ОПБО до сих пор осуществляется на основе межправительственного сотрудничества. Еще более важная новация — изменение статуса Высокого представителя по ОВПБ, должность которого отныне будет называться Высокий представитель Союза по внешним делам и политике безопасности (ст. 18 ДЕС). Ему передаются все нынешние функции и полномочия Высокого представителя по ОВПБ и комиссара по внешним связям. Он становится заместителем председателя Комиссии и постоянным Председателем Совета министров иностранных дел. Согласно ст. 27(3) ДЕС в подчинение высокого представителя Союза передаются все зарубежные представительства, объединенные в Службу внешних действий ЕС.

Суд ЕС получает возможность контролировать решения, принимаемые в сфере ОВПБ/ОПБО. Статьей 42(7) ДЕС) вводятся обязательства оказывать помощь «всеми возможными средствами» государству-члену, ставшему жертвой внешней агрессии, а ст. 222 ДФЕС — действовать «совместно, в духе солидарности» в случае террористической атаки, стихийного или техногенного бедствия. В целом Лиссабонский договор создает предпосылки для того, чтобы сделать внешнюю политику ЕС если не единой, то более согласованной, а сам Союз — более влиятельным на международной арене.

Реформа институтов ЕС. Именно реформа институтов спровоцировала напряженную дискуссию, ведь вопрос об институтах — это вопрос о власти, балансе сил между Союзом и государствами-членами, влиянии отдельных государств на принимаемые решения.

Европейский совет в полной мере становится институтом ЕС (ст. 13, 15 ДЕС). Хотя он и выведен за рамки законодательного процесса, его решения из политических деклараций фактически превращаются в нормативные акты и попадают под контроль Суда ЕС (ст. 263(1) ДФЕС). Часть решений будет приниматься не консенсусом, а голосованием. Руководить работой Европейского совета будут не сменяющиеся каждые полгода страны-председатели, а председатель, избираемый в личном качестве на срок в 2,5 года (ст.

В число сфер деятельности ЕС включены: энергетика, туризм, защита граждан от чрезвычайных ситуаций и катастроф, сотрудничество государственных служб с целью обеспечить более качественное применение права ЕС. При этом энергетика входит в сферу совместной компетенции, а туризм, защита граждан и сотрудничество государственных служб — в сферу «поддерживающей, координирующей и дополняющей» компетенции.

Одной из наиболее значимых тенденций развития ЕС в 1990-е годы было расширение сферы голосования квалифицированным большинством. Согласно Лиссабонскому договору такое голосование будет применяться в большинстве сфер компетенции Союза. Однако принцип консенсуса сохраняется в ряде ключевых направлений политики, в частности в налоговой политике и ОВПБ/ОПБО, при регулировании права на труд иммигрантов, в вопросах борьбы с финансовыми нарушениями и уклонением от налогов, при сотрудничестве по вопросам уголовного права, а также в ряде аспектов социальной и экологической политики.

Эффективность работы Совета ЕС напрямую связана с принятием решений квалифицированным большинством и соответственно с распределением голосов между государствами-членами. Распределение голосов являлось результатом компромисса между шестью государствами — основателями ЕС и закрепляло примерный баланс между малыми и крупными странами. В процессе расширения 2004—2007 гг. этот баланс был нарушен: увеличение числа малых стран в ЕС создало предпосылки для их доминирования в Совете ЕС. Чтобы усилить позиции крупных стран, в Лиссабонском договоре решено отказаться от системы голосов и увязать влияние государства в Совете ЕС с численностью его населения. Решение считается принятым, если «за» проголосовали более 55% стран (но не менее 15), представляющих как минимум 65% населения Союза (ст. 16 ДЕС). Это положение позволяет крупным странам ЕС сохранить ключевые позиции в процессе принятия решений. Однако, как отмечалось, по настоянию Польши новая система голосования в полной мере начнет применяться лишь в 2017 г.

Смотрите так же:  Что ждёт материнский капитал в 2019 году

В ходе реформы так и не удалось сократить число членов Комиссии. Статья 17(5) ДЕС предусматривает, что лишь с 2014 г. число членов Комиссии должно составить 2/3 от количества государств-членов, а также предполагает разработку системы ротации. Однако уже после подписания Лиссабонского договора, для того чтобы обеспечить его ратификацию в Ирландии, было решено отказаться от намерения сократить число членов Комиссии.

Европарламент значительно усилил свои позиции в законодательном процессе. Процедура совместного принятия решений, позволяющая Европарламенту максимально участвовать в законодательном процессе, будет применяться примерно в 80 областях вместо нынешних 37. Однако Европарламент так и не получил права законодательной инициативы, которого он настойчиво добивался в последние годы.

Выводы, проблемы, тенденции

1. Лиссабонский договор дал возможность Евросоюзу выйти из конституционного кризиса, вызванного отрицательным итогом референдумов во Франции и Нидерландах. Он содержит ряд важных нововведений, но в целом дублирует уже существующие положения договоров. Он важен, прежде всего, потому, что упрощает и делает более стройной действующую в ЕС систему многоуровневого управления. Он также ясно признает целый ряд концепций, принципов, практик и процедур, сложившихся за 50-летнюю историю развития ЕЭС/ЕС.

2. Лиссабонский договор превращает институциональную структуру Союза в сбалансированную систему наднациональных и межправительственных элементов. Он фиксирует достигнутый уровень интеграции и одновременно минимизирует угрозу дальнейшего ограничения национального суверенитета государств-членов.

3. В числе стоящих перед Европейским Союзом задач одной из важнейших является повышение легитимности. Конституция ЕС была призвана продемонстрировать гражданам, что Европейский союз — это не только единый рынок, но и система политического управления, основанная на общих ценностях и принципах. Цель включения в Конституцию ЕС большого числа символических положений (флаг, гимн, девиз и т.п.) — воздействовать на самосознание жителей стран Европы, содействовать их превращению в граждан Европы и таким образом повысить легитимность Союза. Конституция ЕС была призвана разрешить кризис легитимности, но ее провал лишь сделал этот кризис более заметным. Лиссабонский договор не в состоянии изменить ситуацию. Не случайно его ратификация путем референдума была предусмотрена лишь в Ирландии, и лишь в ходе второго референдума народ поддержал Лиссабонский договор. Во всех остальных странах ЕС референдумы не проводились, чтобы не ставить под угрозу процесс ратификации.

В то время как политическая элита в целом выступает за дальнейшую интеграцию, население стран Европы весьма скептически относится к ЕС. К настоящему времени этот разрыв мнений достиг такого размера, при котором реализация новых крупных интеграционных проектов становится в ближайшие годы нереальной.

1. Чем обусловлена компромиссная природа Лиссабонского договора?

2. Какие два договора будут регулировать деятельность Европейского Союза после вступления в силу Лиссабонского договора?

3. Почему из Лиссабонского договора исчезли положения

4. В чем отличие Высокого представителя Союза по внешним делам и политике безопасности от ранее действовавшего Высокого представителя по ОВПБ?

5. Каковы правила голосования в Совете ЕС в соответствии с Лиссабонским договором?

Судьба Лиссабонского договора в руках президента

Лиссабонский договор, новые правила функционирования Европейского Союза, был принят чешским Сенатом. Сторонники документа говорят о том, что Чехии остался лишь один шаг, и она сможет избежать еще одного конфуза. Имидж нынешнего председателя ЕС пострадал в момент краха правительства, но можно попробовать еще реабилитироваться в глазах большинства европейских государств, если Лиссабонский договор будет ратифицирован. Осталось завизировать документ у чешского президента, евроскептика Вацлава Клауса.

Фото: ЧТК Как только «утвердительный кивок» сенаторов был официально зарегистрирован, отставной министр по европейским вопросам Александр Вондра поспешил с благодарностями всем, кто сказал свое «Да», а в особенности сенаторам родной гражданской демократической партии.

«Это важный день для Чешской Республики, для ее имиджа, положения в Европе и в мире. Мы вели жесткие переговоры, мы высказали свою заинтересованность в Лиссабонском договоре, и ныне он прошел и в Верхней палате, в Сенате».

Обрадовались чешские оппозиционные социалисты во главе с Йиржи Пароубеком, несколько облегченно вздохнули и в ЕС, например, депутат фракции европейских либералов Грахам Уотсон.

Йиржи Пароубек (Фото: ЧТК) «Это подобно второй Пражской весне, результат меня очень обрадовал. Надеюсь, что Вацлав Клаус договор быстро подпишет. Возможно, при этом будет скрипеть зубами, но было бы хорошо, если он подпишет договор до июньского заседания Европейского совета».

Чешский же президент Вацлав Клаус сравнил поступок сенаторов с предательским Мюнхенским договором и, похоже, будет оттягивать момент подписания Лиссабонского договора, как можно дольше. Возможно, как ранее он заявлял, до проведения нового референдума в Ирландии, где однажды новые правила работы ЕС уже провалились; возможно, до вердикта Конституционного суда, так как группа сопротивляющихся сенаторов пригрозила новой жалобой.

Вацлав Клаус (Фото: ЧТК) «Лиссабонский договор в данный момент мертв. Он мертв потому, что в одном из государств Европейского Союза отвергнут гражданами в референдуме. Поэтому вопрос о ратификации договора в данный момент для меня неактуален», — заявил президент Вацлав Клаус.

Уходящий в отставку премьер-министр Мирек Тополанек абсолютно уверен, что проблемы еще возникнут, но рад, что он за это уже не отвечает.

«Мое задание выполнено. Я в качестве председателя правительства договор подписал. После ратификации в Сенате ответственность лежит на президенте республике. Я лично ожидаю дальнейших обструкций, которые может вызвать кто угодно, но все они будут осуществляться по указке Вацлава Клауса. Но я думаю, что долго сопротивляться решению обеих палат парламента он не сможет».

Мирек Тополанек (Фото: ЧТК) По мнению специалистов по Конституции, президент обязан подписать Лиссабонский договор, который уже был поддержан депутатами и сенаторами. Однако главный закон страны не устанавливает срок, в течение которого глава государства это должен сделать, а принуждать его невозможно.

В случае если бы Вацлав Клаус официально отказался ратифицировать новые правила функционирования ЕС, сенаторы могли бы подать жалобу по подозрению президента в нарушении демократических устоев, действиях, ведущих к потере территориальной целостности и независимости страны, то есть в государственной измене.

Вторую возможность во вторник упомянула социал-демократический сенатор Алена Гайдушкова. Парламент мог бы временно приостановить мандат президента, по причине неспособности выполнять свои обязанности. Тогда полномочия главы государства переходят частично на премьера и спикера Палаты депутатов. Данное решение Вацлав Клаус мог бы обжаловать в Конституционном суде. Однако юристы считают, что ни один из сценариев нереален.

Страны ЕС подписали Лиссабонский договор

Главы 27 государств-членов ЕС подписали Лиссабонский договор. Это – новый конституционный договор, который был одобрен странами ЕС ещё в октябре.

Этот документ заменит прежний проект европейской конституции, которую в 2005 году отвергли граждане Франции и Голландии в ходе референдумов.

Как заявил ранее премьер-министр председательствующей в ЕС Португалии Жозе Сократеш, «с достижением этого соглашения Европа вышла из своего институционного кризиса».

Из всех лидеров стран Евросоюза лишь британский премьер Гордон Браун, сославшись на дела в парламенте, не присутствовал на церемонии. «Гордон Браун подпишет договор отдельно позже в четверг»,- сообщает телекомпания BBC.

Одобрению документа в октябре этого года предшествовали острые дебаты. Лидеры стран Евросоюза пошли на компромисс с Италией и Польшей, которые протестовали против первоначального проекта соглашения, угрожая наложить на него вето.

После подписания Лиссабонского договора и его последующей ратификации всеми государствами-участниками он должен вступить в силу в 2009 году.

Лиссабонский договор вступил в силу 1 декабря

С 1 декабря вступает в силу Лиссабонский договор – новый основополагающий документ Европейского Союза, ратифицированный всеми 27 странами-членами. Договором учреждаются две новые должности. Президентом Евросоюза стал бывший бельгийский премьер Герман ван Ромпей, а главой европейского внешнеполитического ведомства –Кэтрин Эштон.

Во вторник 1 декабря 2009 года в столице Португалии Лиссабоне состоялась торжественная церемония по случаю вступления в силу Лиссабонского договора, реформирующего институты власти Евросоюза. Он был подписан лидерами стран ЕС в португальской столице в декабре 2008 года. Процесс ратификации Лиссабонского договора всеми 27 странами-членами ЕС был долгим и трудным. Он завершился в ноябре этого года.

Новый договор предусматривает ряд институциональных реформ, главная цель которых – улучшить структуру управления ЕС с учетом его расширения и оптимизировать механизм принятия решений. Лиссабонский договор впервые вводит пост постоянного председателя (президента) Евросоюза. Им стал бывший премьер-министр Бельгии Герман ван Ромпей. Бывшая глава комиссии ЕС по вопросам торговли Кэтрин Эштон из Великобритании возглавила европейское внешнеполитическое ведомство. Оба политика сравнительно малоизвестные фигуры и в Европе, и в США.

Герман ван Ромпей официально вступит в должность президента (постоянного председателя) Евросоюза в январе 2010 года. В понедельник в Дании в беседе с журналистами Герман ван Ромпей был весьма лаконичен: «Я нахожусь на промежуточном этапе, поэтому скажу коротко: все вопросы задавайте, пожалуйста, после 1 января. У меня будет два с половиной года, чтобы ответить на них. Но сегодня я ограничусь коротким заявлением».

Смотрите так же:  Работа для иностранца с разрешением на временное проживание

Герман ван Ромпей настойчиво призвал мировое сообщество подписать на саммите в Копенгагене, открывающемся в следующий понедельник, эффективное соглашение по климатическим изменениям: «Европейский Союз находится на переднем крае борьбы с изменениями климата. Евросоюз готов играть лидирующую, конструктивную роль на конференции в Копенгагене и внести свой вклад в достижение глобального и всеобъемлющего соглашения».

Состав Европейской комиссии – высшего органа исполнительной власти Евросоюза – в 2010 году также подвергнется реформам. Французский дипломат Мишель Барнье получит должность комиссара по внутреннему рынку, включая банковский и финансовый сектора Евросоюза. Мандат комиссара по энергетике достался представителю Германии, у которой сложились хорошие отношения с Россией, являющейся одним из крупнейших поставщиков природного газа в Европу.

Институциональная реформа Европейского Союза и Лиссабонский договор.

К весне 2003 г. остов будущей Конституции наполнился конкретным содержанием. Важнейшей новеллой стало наделение Союза международной правосубъектностью и статусом юридического лица. Преимущество законодательства ЕС (по сравнению с национальным) закреплялось в безусловной форме. В июне 2003 г. конвент закончил свою работу, выработав окончательный (по его мнению) проект договора, учреждающего Конституцию для Европы.

4 октября того же года в Риме на основе данного документа открылись дебаты в рамках новой межправительственной конференции. А 18 июня 2004 г. главы государств и правительств уже 25 стран-членов (расширение только что состоялось) одобрили на саммите в Брюсселе проект документа. Брюссельский саммит принял решение сохранить до 2014 г. в составе Еврокомиссии по одному комиссару от каждого государства-члена ЕС, а только затем сократить их число до 18. Минимальное число депутатов в Европарламенте от каждой из стран было увеличено до шести.

29 октября 2004 г. Договор, учреждающий Конституцию, был подписан главами государств и правительств всех 25 стран-членов ЕС. Руководители трех признанных стран-кандидатов (Болгарии, Румынии и Турции) подписали только Заключительный акт, которым утверждался текст Конституции. Делегация Хорватии присутствовала на церемонии в качестве наблюдателя. Вступление Конституционного акта в силу было намечено на 2007 г. после обязательной ратификации всеми странами-членами. Во Франции на референдуме 30 мая 2005 г. большинством в 54,87% голосов документ был отвергнут. Следом, 2 июня 2005 г., ратификация была провалена в Нидерландах. В результате, по вине Франции и Нидерландов в ЕС начался очередной затяжной кризис идентичности.

Только на саммите Европейского Совета, который состоялся 20-21 июня 2007 г. в Брюсселе, было принято решение провести институциональную реформу традиционным способом, то есть путем очередной модернизации Договора о Европейском Союзе 1992 года и Римских договоров 1957 года. Новая МПК приступила к работе уже 23 июля 2007 г. Группа правовых экспертов достаточно быстро – к октябрю того же года — трансформировала нормы проекта Конституции в статьи-поправки нового договора. В результате, 17-18 октября 2007 г. на самммите Европейского Совета в Лиссабоне проект «Договора о реформе» был одобрен руководителями всех стран-членов ЕС. Следующие два месяца ушли на техническую и языковую корректуру документа, оперативно проведенную правовыми экспертами из Юридической службы Совета ЕС.

Наконец, там же, в Лиссабоне, 13 декабря 2007 г. данный Договор и был официально подписан. Лиссабонский договор представляет собой, по сути, шаг назад, ибо возвращает правовую ситуацию к традиционному балансу межправительственного и наднационального начал. В частности, вновь подчеркивается, что любая компетенция, не предоставляемая Союзу на основе договоров, принадлежит государствам-членам. Европейский Союз обязуется уважать основные полномочия и функции государств-членов ЕС (особенно в том, что касается поддержания территориальной целостности, общественного порядка и национальной безопасности). В отличие от проекта Конституции ЕС, данный договор не содержит упоминания о конституционных символах Европейского Союза (флаге, гимне, единой валюте, ибо герб у ЕС все еще отсутствует).

В целом, в соответствие с Лиссабонским договором наиболее существенные изменения были внесены в Договор о Европейском Союзе. Ряд изменений был предусмотрен также в Договоре о функционировании Европейского Союза, который заменил собой Договор об учреждении Европейского Сообщества. Именно эти два (заново пересмотренных) договора образовали обновленную правовую основу построения и функционирования ЕС. Согласно принципу субсидиарности Европейский Союз будет осуществляет свое вмешательство только в определенных пределах, оставляя национальным государствам весьма значительные полномочия. Согласно принципу пропорциональности содержание и форма действий Союза не будут выходить за пределы, которые необходимы для достижения целей, поставленных договорами (и для достижения только тех целей, которые не могут быть иначе достигнуты). Таким образом, вновь торжествует традиционный для европейской интеграции баланс межправительственного и наднационального начал.

Все новеллы Лиссабонского договора можно условно разделить на две группы: «институциональные изменения» и «не институциональные изменения». Важнейшими институциональные изменениями стали:

  1. введение должности постоянного Председателя Европейского Совета (реальные полномочия которого сравнительно невелики);
  2. формирование новой должности Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, которая соединяет в себе полномочия верховного представителя ЕС по внешней политике и политике безопасности и полномочия еврокомиссара по внешним сношениям;
  3. расширение компетенции Европейского парламента, который получает большую полноту власти и практически приравнивается в своих полномочиях к Совету;
  4. реструктуризация Европейского Совета, председательствование в котором будет осуществляться заранее определенными группами в составе трех государств-членов на протяжении 18 месяцев;
  5. радикальное сокращение численности Европейской Комиссии, члены которой с 2014 г. будут избираться по принципу равной ротации между государствами-членами;
  6. переименование инстанций Суда ЕС; 7) признание Европейского Центрального Банка институтом Евросоюза.

Лиссабонский договор несколько повысил роль Европейского парламента при том, что разработка проектов законодательных актов по-прежнему будет осуществляться преимущественно в Комиссии. Однако депутаты Европарламента получили право одобрения законов в таких сферах, как юстиция, безопасность и иммиграционная политика. Общее количество мест в Европарламенте следующего созыва сократится с 785 до 750. Интересно отметить, что национальным парламентам впервые предоставлено право участвовать в законотворческой деятельности ЕС (а именно — вносить свои предложения в текст законопроектов). В том случае, если одна треть национальных парламентов выступает против, проект закона направляется на доработку в Комиссию.

Система принятия решений в Совете ЕС по формуле квалифицированного большинства голосов (а не по принципу консенсуса) расширена на сферу компетенции органов юстиции и полиции. Кроме того, Лиссабонский договор ввел новую систему голосования по формуле так называемого «двойного большинства» — решение считается принятым, если за него проголосовали представители 55% государств ЕС, в которых проживает не менее 65% населения Евросоюза. Новая система начнет действовать с 2014 года при оговоренном Польшей переходном периоде до 2017 года.

Лиссабонский договор предусмотрел проведение общей энергетической политики и реализацию общей стратегии борьбы с глобальным потеплением, оказание солидарной помощи одному или нескольким членам на случай террористических атак или стихийных бедствий, что, вроде бы, говорит об углублении реальной интеграции. В целом, Лиссабонский договор существенно упростил систему институтов Евросоюза и повысил эффективность ее работы, одновременно подняв статус ЕС на международной арене. Совет и Европарламент стали практически равноправными институтами, организованными таким образом, чтобы решения принимались с наибольшей мобильностью и эффективностью.

При этом состоявшиеся в декабре прошлого года изменения уменьшили роль конкретного национального государства в принятии решений, подчиняя тем самым национальные интересы наднациональным. Усиление позиции Евросоюза понижает статус большинства политических институтов национальных государств (кроме их парламентов) и ведёт – в перспективе — к формированию гомогенного поля на территории Единой Европы, вынуждая государства-члены подчиняться интересам ЕС во все возрастающих сферах деятельности. Лиссабонский договор однозначно признал доминирование интересов Европейского Союза над интересами государств-членов, особенно в сферах внешней политики и обороны, транспортной политики, таможенной политики и пограничного контроля, миграционной политики. Однако теперь в Евросоюзе нормативно предусматривается возможность выхода государства из состава ЕС. А это вполне может привести к «дезертирству» Великобритании и некоторых других стран-доноров, не успевших перейти на евро (например, Дании и Швеции).

В целом, можно сделать вывод, что институциональная реформа ЕС еще далека от завершения. Следует напомнить, что уже на следующий день после подписания Лиссабонского договора руководители государств-членов ЕС на саммите Европейского Совета в Брюсселе приняли решение учредить независимую экспертную группу под руководством Ф. Гонсалеса по рассмотрению проектов новых направлений развития и реформирования Европейского Союза, но уже в долгосрочной перспективе — в расчете на 2020-2030 гг. Мандат экспертной группы включал в себя более десяти стратегических сфер, проблем и задач европейской интеграции, а именно: усиление и модернизация европейской модели, которая «сочетает экономический успех и социальную солидарность»; повышение конкурентоспособности ЕС; господство права; устойчивое развитие Союза в целом; стабильность на мировой арене и борьба с глобальной нестабильностью; миграция; энергия; защита климата; международная преступность и терроризм. В 2014 г. вступят в силу последние (отсроченные) положения Лиссабонского договора, в том числе – касающиеся порядка формирования и количественного состава Комиссии. А это означает, что придет пора всерьез задуматься о новой институциональной реформе Европейского Союза.