Налоговый режим при двойном гражданстве

Для большинства государств, и Россия не исключение, основным критерием, определяющим уровень налогообложения доходов физического лица, является вовсе не гражданство, а количество времени, проведенного им на территории государства в течение налогового периода (года), и его так называемый центр жизненных интересов. Это, как правило, место, с которым у физлица сложились наиболее тесные личные и экономические связи — здесь физлицо занимается своим основным родом деятельности, здесь живут его семья и другие близкие родственники.

Именно эти критерии используются для определения, является физическое лицо налоговым резидентом государства или нет. Критерий гражданства, согласно двусторонним соглашениям об избежании двойного налогообложения, применяется только в случае, если использование описанных выше критериев не дало результата (нельзя достоверно определить постоянное место проживания физлица или где находится центр его жизненных интересов).

Статус налогового резидента государства, как правило, означает, что любые доходы, полученные физлицом, в том числе из источников в иностранных государствах (например, доходы от выплаты авторского гонорара за написание книги иностранным издательством или за лекцию, прочитанную на научной конференции в другой стране), облагаются налогом в этом государстве.

Отсутствие такого статуса означает, что государство при определенных условиях может обложить налогом только те доходы, которые были получены из источников в этом государстве. Кроме того, отсутствие или наличие такого статуса, как правило, определяет и размер налоговой ставки (в том числе в России ставка для резидентов составляет 13%, для нерезидентов — 30%).

По российскому законодательству основным критерием для признания физлица налоговым резидентом РФ является именно длительность пребывания на российской территории в течение года. Если она превышает полгода, точнее 183 календарных дня, физлицо будет считаться налоговым резидентом России.

При этом совсем неважно, является такое физлицо гражданином России, гражданином иностранного государства или имеет двойное гражданство: на статус налогового резидента и, следовательно, режим налогообложения это никак не повлияет. Поэтому те, кто имеет двойное гражданство, с точки зрения российского налогообложения находятся в абсолютно равных условиях с теми, кто имеет только российское гражданство.

Однако проблема может возникнуть с налогообложением в другом государстве, в котором действуют иные критерии признания физлица налоговым резидентом, и вопрос гражданства приобретает первостепенное значение.

Например, США стремится обложить налогами своих граждан независимо от того, где они проживают. Хотя те, кто живет на территории США, все-таки несут налоговое бремя на несколько иных условиях. С этим связан, в частности, отказ многих американских бизнесменов от американского гражданства (так поступил, например, сооснователь Facebook Эдуардо Саверин в преддверии IPO компании). Поэтому даже постоянное проживание в России с видом на жительство или гражданством полностью не освободит американского гражданина от уплаты налогов в США.

В такой ситуации избежать двойного налогообложения одних и тех же доходов в разных государствах можно, как правило, с помощью института налоговых кредитов.

Смысл иностранного налогового кредита (foreign tax credit), как его называют в международной практике, в том, что налог на доход, уплаченный в иностранном государстве, на определенных условиях уменьшает сумму налога, подлежащую уплате в основном государстве — там, где физлицо признается налоговым резидентом. В российском законодательстве, как и в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключаемых Россией с иностранными государствами, такой механизм тоже закреплен.

Но для применения этого механизма необходимо получить подтверждение уплаты налога в иностранном государстве (России), удовлетворяющее налоговые органы государства, у которого испрашивается налоговый кредит, а это зачастую далеко не простая задача (разные языки, формы документов, процедуры и т. д.).

Суммируя все выше сказанное, определенную головную боль в сфере налогов, вплоть до обязанности уплачивать налог и в том, и в другом государстве, из-за технических трудностей, связанных с получением налогового кредита, двойное гражданство вполне может создать. Поэтому перед тем, как вступать в такой режим, рекомендуется посоветоваться с налоговым консультантом государства, гражданство которого приобретается. Ведь гражданство — это не только права, но и обязанности, в том числе во многих случаях и налоговые.

Что нужно знать о двойном гражданстве

Ежегодно тысячи людей покидают свою родную страну в поисках более стабильной жизни за границей. Мигранты из менее благополучных стран пытаются любыми способами обосноваться в стабильных и развитых странах Европы, США, Канаде, Австралии. И многим из них это удается. Поэтому сейчас все чаще можно встретить счастливчиков, которые обладают паспортами нескольких государств. Тем же, кто подумывает об этом, следует подробно ознакомиться с информацией о том, что такое двойное гражданство и чем оно отличается от второго, заранее узнать обо всех плюсах и минусах такого статуса, а также об отношении к этому явлению государств, в первую очередь своего государства.

Понятие гражданства

В этой статье мы рассмотрим, может ли человек иметь два гражданства одновременно. Но об этом чуть позже. Сначала попробуем дать определение этому термину.

Часто, говоря о гражданстве человека, мы имеем в виду его правовую принадлежность к какому-либо государству, законы которого он должен соблюдать; государство, в свою очередь, гарантирует человеку его права и свободы, защиту и покровительство как на своей территории, так и далеко за его пределами.

Чаще всего гражданство приобретается при рождении по национальной принадлежности родителей, по месту рождения или в результате добровольного вступления в него или, говоря другими словами, натурализации.

Основные понятия

Сейчас совсем не редкость, когда один человек одновременно является гражданином нескольких государств, т. е. обладает паспортами нескольких стран, чаще всего двумя или тремя. Поэтому нелишне было рассмотреть, как такое возможно на практике, а заодно выяснить, что такое два гражданства и двойное гражданство и в чем их принципиальные отличия.

Двойное гражданство: что означает

Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства. , что Ниже мы рассмотрим, что дает двойное гражданство его обладателям.

Бипатризм: определение

Бипатридами называют лиц, являющихся одновременно гражданами двух или более государств. Основной причиной их возникновения является расхождение в основаниях приобретения и утраты гражданства, установленных в законодательстве разных стран. Бипатризм – это правовой статус лица, свидетельствующий о том, что оно является гражданином двух или более государств в со­ответствии с их законами. С одной стороны, если человек, являющийся гражданином другого государства, долгое время проживает в другой стране, он имеет право на получение гражданства, но, согласно международному праву, он должен отказаться от своего первого гражданства, но не все это делают, тем самым становясь обладателями двух и более гражданств (подданств).

Одним из способов разрешения возникающей в международном праве коллизии, к которому прибегают многие страны, – заключение двусторонних соглашений между государствами, примерами которых являются:

  1. Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства от 15 декабря 1996 года.
  2. Ранее подобный договор был у России и с Туркменистаном, но он прекратил действие 18 мая 2015 года.
  3. Двусторонние договоры Испании о двойном гражданстве с Боливией, Чили, Эквадором, Коста-Рикой, Гватемалой, Никарагуа, Парагваем, Перу, Доминиканской Республикой, Аргентиной и Гондурасом.

Таким образом, человек, имеющий гражданство нескольких государств, называется бипатридом. Наличие подобных договоров позволяет решать главную проблему таких лиц, связанную с возникновением двойных прав и обязанностей. Согласно достигнутым договоренностям, бипатрид может самостоятельно выбирать, в какой из двух стран проживать, где исполнять воинскую повинность, уплачивать налоги.

Следует отметить, что в международной практике, когда речь заходит о том, кто такие бипатриды, часто можно услышать ответ, что это люди, обладающие двумя и более гражданствами.

Тройное гражданство: возможно ли?

Как вы уже знаете, человек с двойным гражданством – довольно часто встречается в нашем динамично глобализирующемся мире, в котором благодаря развитию технологий и экономики остается все меньше границ и законов, разделяющих страны. К сожалению, это в меньшей степени касается института гражданства: чтобы добиться чего-нибудь в творчестве, науке, спорте или по каким еще причинам, людям приходится иметь правовую принадлежность к более чем двум странам. Учитывая в том числе и это, многие государства стали проводить более либеральную политику по отношению к бипатридам.

Если для вас крайне важно знать, можно ли иметь три гражданства, то ответ будет утвердительным. Например, человек при рождении может приобрести двойное гражданство от родителей – граждан разных государств, а третье уже в процессе натурализации.

Данное явление отнюдь не редкость, и связано оно, помимо прочего, и с отсутствием какой-либо серьезной ответственности за наличие у человека паспортов нескольких государств, кстати, когда речь идет о об этом, часто используют термин «множественное гражданство», который является синонимом к двойному и тройному.

Отсюда вытекают следующие вопросы: можно ли иметь три гражданства одновременно, разрешается ли, например, как при двойном гражданстве, выбирать, где проходить службу в армии, уплачивать налоги и т. д. С юридической точки зрения такого быть не может, потому что ни одна страна не заключила и в ближайшем будущем вряд ли подпишет подобный трехсторонний договор. Таким образом, сегодня в мире термины «три», «тройное», а также «множественное» используют как синонимы в институте гражданства.

Таким образом, после попытки выяснить, можно ли иметь тройное гражданство, делаем следующие выводы:

  1. В мире много людей, которые обладают тремя паспортами одновременно.
  2. Официально это не признается ни одним государством, но и никак не наказывается.
  3. Каждое из трех государств считает человека, обладающего тремя паспортами, исключительно своим гражданином.

В каких случаях речь идет о втором гражданстве

Теперь давайте разберемся: что такое второе гражданство и чем оно отличается от «двойного».

Другим распространенным случаем в международной практике является приобретение лицом второго гражданства, т. е. когда межгосударственного договора или соглашения об этом между странами нет. Подобное часто происходит, если процедура приобретения нового гражданства не требует отказа от предыдущего (Мексика) или носит чисто формальный характер (США). В этом случае речь идет о втором гражданстве, при этом в большинстве случаев каждая из стран считает лицо исключительно своим гражданином и официально не признает его принадлежности к другому государству. И получается, что лицо, имеющее двойное гражданство, в этом случае приобретает и двойные обязанности, а это в международной практике часто приводит к столкновению интересов двух государств, особенно когда встает вопрос о дипломатической защите такого человека. Кроме того, возникновение двойных обязанностей иногда создает неразрешимые проблемы и для самого бипатрида, но об этом чуть позже.

Двойное и второе гражданство: основные отличия

Поговорим более подробно о том, чем двойное гражданство отличается от второго гражданства. Как правило, когда речь идет о лице с двойным гражданством, имеется в виду наличие между государствами его правовой принадлежности соответствующего договора или соглашения, то есть легального признания обоими государствами за человеком его права быть их гражданином одновременно. У России такой договор есть с Таджикистаном. Таким образом, россияне могут иметь двойное гражданство только с Таджикистаном, а таджики – с Россией.

Разница между двойным гражданством и двумя гражданствами в вышеперечисленных случаях заключается в том, что граждане этих стран могут сами выбрать, в какой из двух стран проживать, уплачивать налоги, проходить воинскую службу. При этом они освобождаются от этих обязанностей в другой стране, паспорт которой у них также есть, хотя в ней и не проживают.

Смотрите так же:  Как узаконить перенос кухни в квартире

Во всех остальных случаях, когда между странами отсутствует подобное соглашение, речь идет о наличии у лица второго гражданства. Множественное гражданство доставляет определенные трудности как бипатриду, так и странам, гражданином которых он является. Каждое из этих стран, как ранее указывалось, считает такого человека исключительно своим гражданином; это, в свою очередь, приводит к возникновению у него обязанностей перед всеми этими государствами, что исполнить порою бывает очень трудно и даже невозможно.

С учетом всего ранее сказанного резюмируем: основное отличие двойного гражданства от двух гражданств, согласно и российскому законодательству, и мировой практике выявляется в следующих положениях:

  • статус двойного гражданства имеют лишь только лица тех стран, которые подписали соглашение об этом;
  • отсутствие подобного межгосударственного договора и вместе с тем наличие у гражданина двух (и более) паспортов разных государств определяет содержание понятия «два гражданства».

Двойное гражданство: истоки и причины

Понятие двойного гражданства появилось в буржуазную эпоху. Это объясняется тем, что во времена феодального строя крестьяне были прикреплены к земле и это фактически запрещало миграцию населения из низших сословий. Представители высшего сословия, можно сказать, стали первыми бипатридами, так как некоторые из них владели имуществом, находящимся в разных государствах.
В основе бипатризма человека могут лежать и личные, и социальные причины, хотя последние, конечно, преобладают. Несогласованность законов, регулирующих этот вопрос в разных странах, часто приводит к правовым коллизиям. Так, очень часто к его возникновению приводят существование в законах о гражданстве разных государств таких принципов, как «право крови» и «право почвы».

По «праву крови» ребенок автоматически получает гражданство родителей, по «праву почвы» он получает гражданство той страны, на территории которой родился.

Так и появляются лица, обладающие двойным гражданством.

По праву почвы автоматически предоставляют гражданство почти все страны Латинской Америки, Африки, Океании, а также США – после достижения заявителем совершеннолетия. Это право признается Францией – при условии проживания в стране не менее 5 лет и Германией – если претендент на паспорт прожил в ней более 8 лет. Ребенок, родившийся в Испании, также может подавать ходатайство о вступлении в подданство королевства, но после достижения им 19 лет.

Другим распространенным случаем является вступление в брак с иностранцем, при этом его родина автоматически предоставляет свой паспорт новоиспеченному супругу, не требуя отказа от предыдущего. Примером таких стран является Бельгия и Мексика. Еще одной самой распространенной причиной является эмиграция и последующая натурализация гражданина в новой стране, которая также при приеме в свое подданство не требует отказа от предыдущего.

В зависимости от конкретных объективных и субъективных обстоятельств человек может приобрести или второе гражданство, или двойное гражданство в результате:

  • миграции, переселения;
  • вступления в брак с иностранцем;
  • натурализации, когда не требуется отказа от имеющегося гражданского статуса;
  • рождения детей в смешанных браках;
  • восстановления гражданства лица, ранее его лишенного, и признания вместе с тем его правовой принадлежности к другому иностранному государству.

Ну а главная причина, по которой появились люди с двойным гражданством, – возникающие противоречия в нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы гражданства в разных странах. Как правило, многие из этих государств, принимая в свои ряды новых граждан, руководствуются только своими нормативно-правовыми актами, конституцией. Не существует единого подхода к этому вопросу, как и единого для всех международного соглашения или договора, его регулирующего.

Как регулируется бипатризм в разных странах

Двойное гражданство в международном праве, притом что в международно-правовых договорах и соглашениях между терминами «двойное» и «множественное» нет разницы, регулируется по-разному. Каждая страна подходит к решению этой проблемы исходя из особенностей собственной политики, экономики, демографической ситуации, культуры, географического положения. Некоторые из них признают при некоторых условиях бипатридов или не требуют отказа от предыдущего гражданского статуса, другие стремятся либо к ликвидации самой ситуации, либо к минимизации ее последствий.

Страны, в которых разрешено двойное гражданство:

  1. Россия – только с Таджикистаном.
  2. Испания – с некоторыми странами Латинской Америки.
  3. Перу – для граждан Латинской Америки и Испании.
  4. Пакистан.
  5. Дания (для своих граждан, заключивших браки с иностранцами).
  6. Доминиканская Республика.
  7. Чили (если второй паспорт – испанский).
  8. Израиль.
  9. Аргентина (если второй паспорт – итальянский или испанский).
  10. Бразилия (для родившихся на ее территории детей, родители которых имеют разное гражданство).
  11. Греция.
  12. Турция.
  13. Ямайка.

У многих россиян существует отнюдь не праздное желание узнать, можно ли иметь двойное гражданство с США или Германией. Официально у РФ договоров с этими странами не заключено, значит, и двойное гражданство с ними недопустимо. Более того, процедура получения паспорта этих стран предполагает отказ от российского. Правда, в США это носит абсолютно формальный характер, поэтому многие россияне, получившие паспорт американского гражданина, продолжают пользоваться и своим российским. Но в этом случае речь идет о втором гражданстве.

С другой стороны, если немного изменить формулировку вопроса: возможно ли иметь два гражданства – США и РФ, то получим положительный ответ. Связано это с тем, что россияне, вступающие в гражданство другого государства, автоматически не могут утратить свою предыдущую гражданскую принадлежность.

Подобным образом, как и с США, можно сохранить прежнее гражданство в следующих странах:

  1. Венгрия (только для инвестировавших в ее экономику).
  2. Кипр (только за инвестиции).
  3. Болгария (только за инвестиции);
  4. Мальта (только за инвестиции).
  5. Мексика.
  6. Бельгия.
  7. Австралия.
  8. Албания.
  9. Аргентина.
  10. Новая Зеландия.
  11. Чили.
  12. Колумбия.
  13. Эквадор.
  14. Франция.
  15. Швеция.
  16. Швейцария.
  17. Румыния.
  18. Словакия.

В ряде стран при натурализации одним из условий получения гражданства является отказ от предыдущего, к ним относятся:

Ряд стран категорически не признают у своих граждан двойного гражданства, к ним относятся:

Таким образом, единого подхода к регулированию бипатризма не существует, разные страны вырабатывают и используют различные механизмы воздействия.

Последствия бипатризма

Любое явление в науке – математике, физика, химии, экономике и др. – или жизни социума и, конечно, индивида связано с понятиями «положительный», «отрицательный». Рассмотрим и мы все плюсы и минусы двойного гражданства.

Обладателям двух (или более) паспортов в кармане доступны следующие привилегии:

  1. Свободное перемещение между странами без необходимости получения визы.
  2. Возможность выбора страны для получения социальных выплат, уплаты налогов.
  3. Свобода действий и пользование выгодами гражданской принадлежности к разным странам.
  4. Наличие права на жительство в обеих странах.
  5. Еще одно преимущество двойного гражданства – это возможность жить в новой стране и не терять при этом культурной и социальной связи с родиной.
  6. Право на возвращение (реэмиграцию).
  7. Возможность выбора гражданского статуса для детей.
  8. Бóльшая правовая защищенность.

Самый главный недостаток бипатризма – возникновение не только двойных прав, но и обязанностей, например, обязанность проходить военную службу в двух странах, уплачивать налоги в двух странах и др. Эти требования вполне правомерны, что отражено в Гаагской конвенции 1930 г.

Кроме положительных аспектов, имеют место и проблемы двойного гражданства:

  1. Согласно вышеупомянутой конвенции, лицо с двойным гражданством имеет ограниченные права на дипломатическую защиту. В международной практике известны случаи, когда лицо просило дипломатической защиты от государства, гражданином которого он являлся, у другого государства, с которым у него также имелась гражданско-правовая связь. Часто такие споры наносят ущерб интересам и взаимоотношениям государств, заставляя фактически их идти на конфликт друг с другом.
  2. Лицо, обладающее статусом бипатрида, не может быть полностью лояльным к обоим государствам своего гражданства. В случае возникновения чрезвычайной ситуации бипатриду придется выбирать, в отношении какого государства исполнять свой долг, при этом, являясь законопослушным гражданином в одном, в другом он рискует стать преступником.
  3. Для государства бипатрид всегда будет восприниматься как угроза безопасности. Особенно, когда между странами, гражданином которых он одновременно является, возникают какие-либо противоречия или конфликты.

Таким образом, говоря о выгодах и трудностях двойного гражданства, следует отметить, что бипатризм часто создает ситуацию, при которой интересы личности не всегда совпадают с интересами государства и которая, как следствие, может угрожать государственной безопасности. Именно поэтому многие страны не признают людей, которые обладают двумя и более гражданствами, и вводят законодательные меры, направленные на ликвидацию двойного гражданства как такового.

Как РФ относится к бипатридам

В настоящее время знание того, можно ли в России иметь несколько гражданств, для многих соотечественников и мигрантов имеет особую актуальность. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что РФ не признает бипатризма, хотя на самом деле это далеко не так.

Тем не менее, россияне могут иметь паспорта других государств, только Россия в этом случае будет считать их исключительно своими гражданами и в случае надобности будет требовать от них исполнения своих обязанностей перед государством. Более того, с 17 августа 2014 года РФ обязало всех своих россиян, имеющих гражданство других государств, уведомлять об этом Главное управление по вопросам миграции. За несвоевременное уведомление и сокрытие сведений об этом предусмотрено административное наказание.

Узнайте более подробно разрешено ли двойное гражданство в РФ.

Закон о двойном гражданстве: Видео

Лица, имеющие двойное гражданство

Административное право. Словарь-справочник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право . Б.В. Россинский . 2000 .

Смотреть что такое «Лица, имеющие двойное гражданство» в других словарях:

Двойное гражданство — (англ. double citizenship) политико правовая принадлежность лица к двум и более суверенным государствам, каждое из которых признает данное лицо своим гражданином. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ* гражданин РФ может иметь гражданство ино … Энциклопедия права

двойное гражданство — см. многогражданство. * * * (англ. double citizenship) политико правовая принадлежность лица к двум и более суверенным государствам, каждое из которых признает данное лицо своим гражданином. В соответствии со ст. 62 Конституции РФ* гражданин РФ… … Большой юридический словарь

Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. В соответствии с Законом РФ О… … Административное право. Словарь-справочник

Гражданство — (Citizenship) Содержание Содержание 1. Понятие Вступление и выход из гражданства Приобретение гражданства Восстановление гражданства Прекращение гражданства Апатриды и бипатриды Значение гражданства 2. Гражданство в Приобретения гражданства… … Энциклопедия инвестора

Гражданство России — Паспорт гражданина Российской Федерации один из основных документов, удостоверяющих личность гражданина России Гражданство Российской Федерации устойчивая правовая политическая связь лица с Ро … Википедия

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ — лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Соответственно под… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

АЗЕРБАЙДЖАН — (Азербайджанская Республика) в соответствии с Конституцией, принятой 12 ноября 1995 г. путем референдума, демократическая, правовая, светская, унитарная республика. Государственным языком является азербайджанский язык. А. обеспечивает свободное… … Энциклопедический словарь конституционного права

Субъект преступления — У этого термина существуют и другие значения, см. Субъект. Субъект преступления лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из… … Википедия

Ответственность лиц, совершивших преступления в состоянии опьянения — Субъект преступления лицо, осуществляющее воздействие на объект уголовно правовой охраны и способное нести за это ответственность. Признаки субъекта преступления образуют один из элементов состава преступления[1]. Наличие у лица, совершившего… … Википедия

ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ — перемещение людей через границы тех или иных территориальных образований с целью поиска убежища. По официальной статистике, в России находится свыше 1 млн. иностранных граждан и лиц без гражданства, чей статус на территории РФ еще не определен.… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Двойное гражданство. Кто из политиков КР попадался с двумя паспортами

Очередной скандал в политике Кыргызстана вновь коснулся вопроса о двойном гражданстве известного политика Кубанычбека Кулматова.

Напомним, ГКНБ возбудил против него очередное уголовное дело, обвинив задержанного Кулматова в двойном гражданстве и незаконном получении паспорта КР.

Кубанычбека Кулматова несколько лет подозревали в наличии паспортов двух стран — РФ и КР.

Смотрите так же:  Отозвать дарственная на квартиру

Историю раздували несколько раз депутаты ЖК от фракции «Онугуу-Прогресс». Первый раз информацию озвучивали в 2011 году. Тогда даже Генпрокуратура КР на основе запроса парламента подтвердила: Кулматов был гражданином России и получал служебный паспорт, датированный 30 апреля 2008 года. И выдан он в московском районе Черемушки.

На защиту экс-главы ГТС встал Фарид Ниязов, который объяснял СМИ, что Кулматов нуждался в служебном паспорте для командировки за границу. Но по возвращении в КР вернул себе кыргызское гражданство.

На этом расследование о двойном гражданстве утихло до тех пор, пока Кулматов перестал быть в фаворе у кыргызских властей. И возбужденное 14 июня дело тому доказательство.

Kaktus.media решил вспомнить, кто из политиков Кыргызстана засвечивался в скандалах с дополнительным гражданством и удалось ли это доказать.

Омурбек Бабанов, Казахстан

История Омурбека Бабанова с казахстанским паспортом началась в 2007 году, когда Бабанов — тогда еще молодой и перспективный оппозиционер — возглавил список партии СДПК на парламентских выборах 2007 года. В ЦИК поступила информация о его гражданстве, и это дало основание исключить его из списка кандидатов в депутаты ЖК IV созыва.

Казахскую историю Бабанову припоминали на выборах 2010, 2015 и 2017 годов. Всплыла эта история, и когда Бабанов занимал кресло премьер-министра страны.

А сейчас Бабанов, по сведениям его бывших коллег, и вовсе живет в России.

История с гражданством Бабанова довольно поучительна.

Жыргалбек Саматов, Россия

Другой депутат Жогорку Кенеша V созыва Жыргалбек Саматов в 2015 году вновь захотел стать депутатом парламента и вошел в список кандидатов от объединенный партии «Республика — Ата Журт». Из-за раскола партии Саматов оказался не особо нужен, и чтобы его не впускать в парламент, в ЦИК появилась информация о его российском паспорте.

Гражданином РФ с пропиской в Казани Саматов стал в 2001 году, и, по его заверениям, он выходил из гражданства. Но документы от ФМС России подтверждали обратное.

8 июля 2016 года ЦИК вынес постановление о лишении депутатского мандата от фракции «Республика — Ата Журт» Жыргалбека Саматова. Несогласный с решением Центризбиркома Саматов обратился в судебные органы. Однако Первомайский районный суд и позднее Верховный суд КР оставили в силе решение ЦИК.

Клара Кабилова, Россия

Гульнара-Клара Самат, она же Клара Кабилова, которая заняла в Жогорку Кенеше место Аиды Саляновой, также обвинялась в наличии российского паспорта помимо кыргызского.

Информация о гражданстве поступила от гражданских активистов. Интересен тот момент, что Гульнара-Клара Самат действительно долгое время жила и работала в России. ЦИК ее проверил и убедился, что паспорта российской гражданки у этой дамы нет. 15 мая она получила мандат и приступила к исполнению своих обязанностей.

Асылбек уулу Дамирбек, Казахстан

Вопрос о двух паспортах коснулся задержанного в Алматы теперь уже экс-депутата Жогорку Кенеша Асылбек уулу Дамирбека. Его обвиняют в контрабанде и ее организации. Но самым пикантным в ситуации (по крайней мере, к данному моменту) стало то, что у депутата кыргызского парламента — высшего законодательного органа — обнаружено гражданство Казахстана. Эту информацию подтверждают МИД обеих стран.

Журналисты Казахстана даже нашли место его прописки в стране и дату регистрации документа.

Kaktus.media удалось найти некоторые паспортные данные, по которым Асылбек уулу Дамирбек регистрировался кандидатом в депутаты ЖК в 2015 году. И своим местом проживания по прописке он указал город Каракол, ул. Набережная, 20.

Но в этом месте живут совершенно другие люди. Они сообщили корреспонденту Kaktus.media, что купили дом около 5 лет назад и не у депутата. Судя по внешнему виду дома, он вряд ли когда-то принадлежал ему.

Но поиск по базе ЦИК подтверждает, что у бывшего нардепа каракольская прописка.

Еще один факт, который не украшает биографию бывшего представителя власти Кыргызстана, — он уменьшил свой возраст на два года. Сделано это было, чтобы иметь возможность продолжать участвовать в соревнованиях, ведь он был спортсменом.

Асылбек уулу Дамирбек 1981 года рождения. Хотя на самом деле он родился в 1979 году, что подтверждают его отец и тренер по борьбе.

Казахстанские власти отмечают, что судить задержанного кыргызского парламентария с двумя паспортами будут по законодательству Казахстана. Следствие продлило его арест.

Закон есть, а наказания нет

По законодательству не предусмотрено никакого уголовного или административного наказания за наличие второго паспорта у чиновников. Экс-член ЦИК Канатбек Азиз отмечает, что максимальное наказание, которое может получить провинившийся чиновник, — это увольнение с работы.

Депутат ЖК Дастан Бекешев заявляет, что настало время наказывать чиновников за подобные игры с паспортами. Он предлагает Генпрокуратуре в отношении чиновников и депутатов, у которых выявлено двойное гражданство, возбуждать уголовное дело по статье «Подлог» УК КР.

«А то получается, что, кроме лишения мандата или увольнения с работы, больше никакой формы ответственности. Это неправильно», — высказал свое мнение Бекешев.

Депутат еще в 2011 году инициировал законопроект об уголовной ответственности за наличие двойного гражданства у политических лиц. Тогда поправки в Уголовный кодекс не приняли.

«Более того, какой-то государственный орган должен заняться выявлением иного гражданства у политических лиц. Необязательно отправлять запросы во все страны мира. Достаточно запросы оформить в Российскую Федерацию, Республику Казахстан, Республику Таджикистан и Республику Узбекистан», — добавил депутат.

Двойное гражданство и Кыргызстан

Людей, у которых двойное гражданство, называют бипатридами.

Двойное гражданство — выдача двух различных паспортов двумя различными государствами одному и тому же человеку. При этом обе страны подписывают международные соглашения о двойном гражданстве, регулирующие правоотношения в данной сфере. Двойное гражданство не стоит путать с термином «второе гражданство» — когда человек владеет двумя паспортами стран, между которыми нет единого законодательства.

Кыргызстан не запрещает иметь паспорт другой страны. Однако есть серьезные оговорки: ни второго, ни двойного гражданства не может быть у депутатов, министров, глав муниципальных служб, судей, сотрудников правоохранительных и фискальных органов.

Статья 52 Конституции КР

Граждане КР, имеющие иное гражданство, не вправе занимать политические государственные должности и должности судей. Данное ограничение может быть установлено законом и для других государственных должностей.

Людей имеющих двойное гражданство называют

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Гражданство РФ ›
  • Что такое двойное гражданство?

Что такое двойное гражданство?

Двойное гражданство — это наличие у человека одновременно двух гражданств (подданств). В международном прав такие граждане называются бипатриды. Российское законодательство признает возможность наличия двойного гражданства. Признание человека гражданином двух стран происходит в том случае, если между странами заключен соответствующий международный договор. Такой договор действует у России с Туркменией, Таджикистаном и Арменией, позволяя гражданам обоих стран иметь аж 4 (по паре национальных и заграничных) паспорта. Во всех остальных случаях гражданин, имеющий двойное гражданство рассматривается как гражданин Российской Федерации. Такими случаями могут оказаться:

ситуация «вырастет — сам выберет»: ребенок получает двойное гражданство, поскольку законодательство стран, гражданами которых являются его родители содержит указание на то, что он является гражданином той страны же страны что и один из его родителей, а, поскольку выбор гражданства сможет в такой ситуации сделать только сам ребенок, де юре он будет бипатридом до получения паспорта;

ситуация «приобрел на всякий случай» — гражданин Российской Федерации сознательно приобретает гражданство другого государства, законодательство которого допускает наличие двойного гражданства, не требует отказаться от российского гражданства или прилагает статус гражданина к тем или иным операциям в стране — покупке недвижимости, длительному проживанию, инвестированию;

ситуация «восстановление в гражданстве» — восстановление или возвращение после лишения гражданства с сохранением полученного гражданином вместо него.

Во всех вышеперечисленных случаях российский гражданин обязан письменно, лично подав заявление или переслав его по почте, уведомить Федеральную миграционную службу о наличии у него двойного гражданства.

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

а) фамилия, имя, отчество;

б) дата и место рождения;

в) место жительства (в случае отсутствия такового — место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания — место фактического нахождения);

г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).

У гражданина на подачу уведомления есть 60 дней, отсчитываемых с момента приобретения права постоянного проживания в иностранном государстве или гражданства иностранного государства. Уведомление не нужно посылать тем, кто постоянно живет вне пределов России.

В случае, если гражданин РФ не выполнит вышеуказанной обязанности, он обязан подать такое уведомление не позднее 30-ти дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

Двойное гражданство несет в себя ряд ограничений — в первую очередь на доступ к государственной службе, на занятие отдельными видами деятельности, но не ограничивает человека в избирательных правах, лишая, правда, его возможности занимать ряд государственных должностей — депутата Государственной Думы, Президента РФ и т. д. При этом из нового закона о гражданстве исключены нормы, позволяющие толковать двойное гражданство как разрешительное, а нормы об обязательном уведомлении о нем действуют менее полугода.

Двойное гражданство и трудовые отношения

В августе 2014 г. в России вступили в силу поправки о втором гражданстве. И уже в октябре россияне, у которых есть паспорт другой страны или вид на жительство там, обязаны были поставить государство в известность.

В представленной вашему вниманию статье рассмотрим вопрос, имеет ли значение наличие двойного гражданства при оформлении на работу?

ПОНЯТИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Определение понятия двойного гражданства содержится в следующих нормативных актах:

• в Конституции Российской Федерации;

• в Федеральном законе от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014; далее — Федеральный закон № 62-ФЗ).

Согласно чч. 1 и 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом (ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ).

Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Лиц, имеющих два и более гражданства (подданства), еще называют бипатридами.

УВЕДОМЛЕНИЕ О НАЛИЧИИ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА

Обязанность по уведомлению ФМС России и форма уведомления

Федеральным законом от 04.06.2014 № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлена обязанность граждан Российской Федерации письменно уведомлять ФМС России о наличии у них двойного гражданства или вида на жительство в другом государстве[1]. Впоследствии порядок подачи письменного уведомления был уточнен Федеральным законом от 31.12.2014 № 507-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 507-ФЗ).

Смотрите так же:  Налог на недра для физических лиц

Упомянутое выше уведомление гражданин должен направить в территориальный орган ФМС России по месту своего жительства в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации). Срок уведомления составляет 60 дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Однако гражданин может находиться за пределами территории Российской Федерации и в связи с этим не успеть подать уведомление в установленные сроки. В этом случае он обязан подать уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

До 1 января 2016 г. уведомление о наличии иного гражданства в установленном порядке обязан подать гражданин Российской Федерации (за исключением гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами России), имеющий на 31 декабря 2014 г. гражданство только того иностранного государства:

• граждане которого могут прибывать в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного государства, в отношении граждан которого нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрены особые меры по организации их пребывания в Российской Федерации в связи с их прибытием на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке);

• которое имеет или имело с Российской Федерацией международный договор, предусматривающий возможность сохранения у лица гражданства одного государства — участника указанного договора при приобретении данным лицом гражданства другого государства — участника указанного договора[2].

За граждан Российской Федерации, не достигших возраста 18 лет либо ограниченных в дееспособности, исполнить данную обязанность должны их законные представители[3]. Если законный представитель находился за пределами территории Российской Федерации и не подал уведомление, то он также обязан подать такое уведомление в территориальный орган ФМС России не позднее 30 дней со дня въезда в Российскую Федерацию.

В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:

• фамилия, имя, отчество;

• дата и место рождения;

• место жительства (место пребывания, место фактического нахождения);

• серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;

• наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;

• сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;

• сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения)[4].

К уведомлению прилагается копия паспорта иностранного государства либо документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации[5].

Если уведомление подает законный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, к нему также прилагается:

• копия паспорта гражданина Российской Федерации законного представителя (если законный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если законный представитель является иностранным гражданином).

Если уведомление подает уполномоченный представитель гражданина, имеющего двойное гражданство, то к уведомлению также прилагаются:

• копия нотариально удостоверенной доверенности;

• копия паспорта гражданина Российской Федерации уполномоченного представителя (если уполномоченный представитель является гражданином Российской Федерации);

• либо копия документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, например, паспорта иностранного гражданина (если уполномоченный представитель является иностранным гражданином).

Приказом ФМС России от 28.07.2014 № 450 утверждены формы уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также порядок подачи указанных уведомлений.

Освобождение от обязанности по уведомлению

От обязанности подачи уведомления граждане Российской Федерации, а также их законные представители освобождаются в следующих случаях:

• если это прямо предусмотрено международными договорами Российской Федерации или федеральными законами[6];

• если граждане Российской Федерации постоянно проживают за пределами России[7].

На работодателя каких-либо обязанностей по уведомлению ФМС России или иных ведомств о приеме на работу работника с двойным гражданством действующим законодательством не возлагается.

Ответственность за нарушение сроков уведомления и за неисполнение обязанности по уведомлению

Следует иметь в виду, что несоблюдение предписаний законодательства влечет за собой административную и уголовную ответственность.

За нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или его законным представителем уведомления о наличии у данного гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, ст. 19.8.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 1000 руб.

В состав данного административного правонарушения входят:

• несвоевременная подача уведомления;

• предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме;

• предоставление в уведомлении заведомо недостоверных сведений.

Кроме того, за неисполнение лицом обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина РФ гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, вводится уголовная ответственность. За совершение указанного преступления предусмотрено наказание в виде:

• штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года;

• либо обязательных работ на срок до 400 часов[8].

Таким образом, упомянутые нововведения касаются всех лиц, имеющих помимо гражданства Российской Федерации также гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на его постоянное проживание в иностранном государстве, а также законных представителей (родителей, опекунов) несовершеннолетних лиц, имеющих соответствующее гражданство (вид на жительство).

ВЛИЯНИЕ ДВОЙНОГО ГРАЖДАНСТВА НА ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Наличие у лица, принимаемого на работу, двойного гражданства может повлиять на трудовые отношения с ним только в определенных случаях.

Сразу отметим, что ограничения при трудоустройстве, связанные с наличием двойного гражданства, установлены главным образом для случаев, когда работник принимается на государственную гражданскую службу, правоохранительную службу, на работу, связанную с допуском к государственной тайне. В такой ситуации проверкой кандидата занимаются соответствующие органы (кадровые подразделения, органы ФСБ России).

Ограничения на прием на работу бипатридов содержатся в федеральном законодательстве. Приведем примеры таких ограничений.

Гражданская служба

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, в частности, в следующих случаях:

• выход из гражданства Российской Федерации или приобретение гражданства другого государства;

• наличие гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Данные ограничения, связанные с гражданской службой, установлены пп. 6–7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2014).

Общественная палата

Лица, имеющие двойное гражданство, не могут быть членами Общественной палаты (п. 5 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 20.04.2014)).

ФСБ России

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (в ред. от 22.12.2014) сотрудником органов федеральной службы безопасности может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным, профессиональным и психологическим качествам, возрасту, образованию и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Иными словами, лицо с двойным гражданством не может быть сотрудником органов ФСБ России.

Прокуратура

Прокурорами могут быть только граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Законом прямо предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (пп. 1, 2 ст. 40.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 22.12.2014)).

Полиция

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел (полиции), предусмотрены п. 7 ст. 14 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 12.02.2015). Одним из таких ограничений является приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства.

Работа со сведениями, составляющими государственную тайну

По общему правилу законодательство запрещает принимать иностранных граждан на работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну. К числу объектов и организаций, в которые иностранцы не имеют права быть принятыми на работу, относятся структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций (п. 2 Перечня объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 № 755 (в ред. от 04.02.2011).

Вместе с тем действующее законодательство РФ предусматривает возможность допуска лиц, имеющих двойное гражданство, и иностранных граждан на определенных условиях к работе со сведениями, составляющими государственную тайну. В соответствии с п. 3 Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.08.1998 № 1003 (в ред. от 27.05.2008; далее — Положение о допуске), лица, имеющие двойное гражданство, полученное в соответствии с Законом РСФСР «О гражданстве РСФСР», допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан Российской Федерации. То есть в отношении бипатридов в такой ситуации будет применяться Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (в ред. от 01.11.2012).

Лица, имеющие двойное гражданство, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, с грифом «секретно» только после проведения проверочных мероприятий органами ФСБ России. В отношении работы со сведениями другой степени секретности (сведениями особой важности, совершенно секретными сведениями) такой допуск невозможен. Следовательно, и принять их на работу с такими секретными сведениями нельзя.

Лица без гражданства могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, на основании решения Правительства РФ. При этом к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям лица без гражданства не допускаются (п. 4 Положения о допуске).

Иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну. При этом иностранцы допускаются только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 973 (в ред. от 02.04.2015) (п. 6 Положения о допуске).

Таким образом, в отдельных случаях лица, имеющие двойное гражданство, могут быть приняты на работу, даже если она связана со сведениями, составляющими государственную тайну. Однако для этого они должны получить в установленном порядке необходимый допуск.

[1] Часть 3 ст. 6 Федерального закона № 62-ФЗ.