ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

ознакомиться
с инфографикой

ознакомиться
с инфографикой


скачать брошюру (297 Кб)

Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 по 2021 год включительно родился (был усыновлен) второй ребенок (либо третий ребенок или последующие дети, если при рождении (усыновлении) второго ребенка право на получение этих средств не оформлялось).

С 1 января 2015 года размер материнского (семейного) капитала составляет 453 026 рублей.

Размер материнского (семейного) капитала:

Периоды отпуска по уходу за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

— 1,8 пенсионного балла за год отпуска – за первого ребенка,

— 3,6 пенсионного балла за год отпуска – за второго ребенка,

— 5,4 пенсионного балла за год отпуска – за третьего и четвертого ребенка.

  • право на получение материнского (семейного) капитала предоставляется только один раз;
  • материнский (семейный) капитал индексируется государством, изменение его размера не влечет замену сертификата;
  • срок обращения в ПФР с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал после рождения (усыновления) второго (третьего или последующего ребенка) не ограничен;

заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго (третьего или последующего) ребенка. Если необходимо использовать средства материнского капитала на оплату первоначального взноса по жилищному кредиту или займу, а также на оплату основного долга и процентов по кредиту (займу) на приобретение или строительство жилья, на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования, на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество ребёнка-инвалида (детей-инвалидов) или на ежемесячную выплату, то капиталом можно воспользоваться в любое время после рождения или усыновления ребенка, с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение сертификата;

  • материнский (семейный) капитал освобождается от налога на доходы физических лиц;
  • сертификат действителен только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.
  • действие сертификата прекращается в случае смерти владельца, лишения его родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением или усыновлением которого возникло право на получение материнского капитала, совершения им в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал, или в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме;
  • в случае утраты сертификата можно получить его дубликат;
    • средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету. Любые схемы обналичивания этих средств являются незаконными. При этом владелец сертификата на материнский капитал, который соглашается принять участие в схемах обналичивания, идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств.

    Материнский капитал. Досье

    ТАСС-ДОСЬЕ. 21 декабря 2017 года Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении президентский законопроект, которым предусматривается продление программы материнского капитала до конца 2021 года. Ранее ее сроки были ограничены 31 декабря 2018 года.

    Расходы федерального бюджета на реализацию нового закона составят в 2018 году 1 млрд руб., в 2019 году — 37,9 млрд руб., в 2020 году — 69,7 млрд руб. Теперь материнский капитал можно будет направлять на покрытие расходов на платные услуги дошкольного образования ребенка.

    Материнский (семейный) капитал — форма государственной поддержки российских семей, воспитывающих двух и более детей. Идея о введении единовременных выплат за рождение второго ребенка была предложена 10 мая 2006 года президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию. Соответствующий закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» президент подписал 29 декабря 2006 года.

    Правила получения

    Материнский капитал выдается в виде сертификата матери ребенка (гражданке РФ), если она родила или усыновила второго ребенка. Программа действует с 1 января 2007 года. Материнский капитал можно получить только один раз: при рождении или усыновлении третьего или последующих детей его выдадут, только если ранее материнский капитал не оформлялся. В случае смерти матери или лишения ее родительских прав средства может получить отец (мужчина-усыновитель). При потере обоих родителей (усыновителей) деньги перечисляются на счет самого ребенка.

    Выдачей сертификатов материнского капитала занимается Пенсионный фонд России.

    До 2016 году материнский капитал ежегодно индексировался с учетом инфляции. В 2007 году размер сертификата составлял 250 тыс. руб., в 2014 году — 429 тыс. 409 руб., с 2015 года — 453 тыс. 26 руб. 19 декабря 2016 года Путин подписал закон, приостанавливающий индексацию до 1 января 2020 года.

    С июня 2016 года имеющие право на материнский капитал начали получать единовременные выплаты из этой суммы в размере 25 тыс. руб. на нужды семьи.

    Материнский капитал можно потратить на образование ребенка (в том числе оплату содержания в детском саду или проживание в студенческом общежитии), приобретение жилья, на погашение ранее взятых и новых ипотечных кредитов или формирование накопительной части трудовой пенсии матери. С ноября 2015 года его можно израсходовать на реабилитацию ребенка-инвалида. Обналичивание сертификата на другие цели запрещено.

    Деньгами можно распоряжаться по достижении ребенком возраста трех лет, но ипотеку можно погашать сразу после получения сертификата. Материнский капитал необязательно тратить сразу целиком и только на одну из перечисленных целей.

    Материнский капитал в Крыму и других регионах

    С 2015 года выплаты материнского капитала начались в Крыму, его получили женщины, родившие второго и последующих детей после 1 января 2007 года. Аналоги программы с различными суммами выплат созданы в ряде субъектов Российской Федерации: в некоторых регионах их можно тратить на покупку автомобилей, лечение ребенка и другие цели.

    Всего за время действия программы сертификаты получили 8,5 млн семей. 5 млн воспользовались ими для улучшения жилищных условий, из них 3,2 млн семей использовали сертификаты для выплаты жилищных кредитов. Всего из госбюджета на материнский капитал было потрачено более 1 трлн руб.

    Предложения по продлению

    В 2013 году начались дискуссии о будущем программы после первоначально запланированной даты ее окончания 31 декабря 2016 года. В ходе «Прямой линии» 25 апреля 2013 года Путин заявил, что в той или иной форме материнский капитал необходимо сохранить и после 2016 года, но заменив его более адресной и целевой поддержкой граждан, имеющих детей.

    5 сентября 2014 года с предложением об отмене материнского капитала с 2017 года выступил министр финансов Антон Силуанов. В ноябре 2014 года Путин сообщил, что ранее принятый комплекс мер по поддержке рождаемости, включая материнский капитал, «принес результат», и «демография демонстрирует устойчивую позитивную динамику». 30 декабря президент подписал закон, продлевающий действие программы до конца 2018 года.

    28 ноября 2017 года Путин предложил продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года и ввести дополнительные возможности его использования.

    Материнский капитал

    Материнский капитал — мера государственной поддержки семей с детьми в России, действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (или последующие дети). Программа материнского капитала оказала исключительно благоприятное воздействие на демографию России.

    Размер материнского капитала в 2014 году составляет 429 тысяч 408 рублей 50 копеек [1].

    В 2015 году материнский капитал вырос до 453 026 рублей.[2]

    Потратить маткапитал можно на три направления:

    • улучшение жилищных условий,
    • получение образования ребенком,
    • формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.

    К сожалению, несмотря на большой размер маткапитала, его нельзя обналичить.

    Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).

    10 декабря 2015 года Правительство России одобрило продление программы материнского капитала. Право на получение материнского капитала получат семьи, в которых по 31 декабря 2018 года включительно родится или будет усыновлён второй ребёнок. Так же возможно получение мат. капитала на третьего или последующих детей, если материнский капитал не был получен ранее в связи с рождением предыдущих детей. [3]

    28 ноября 2017 года Президент РФ Владимир Путин выступил с предложением продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также запустить программу ипотечного кредитования семей, у которых с января 2018 года года появится второй или третий ребёнок. Отмечается, что такие семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством ставки сверх 6 % годовых в течении трех лет после рождения второго ребенка и в течении пяти лет после рождения третьего ребенка. Все эти меры будут приняты в рамках новой демографической политики. [4]

    [править] Региональный материнский капитал

    В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается региональный материнский капитал (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в большинстве случаев это 50 или 100 тысяч рублей.

    [править] Выплаты на первого ребёнка

    28 ноября 2017 года Владимир Путин заявил, что с января 2018 года в России будет установлена ежемесячная выплата на рождение первого ребенка до полутора лет, в среднем она составит 10,5 тысяч рублей. По его словам, сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10 тыс. 523 рубля, в 2019 году — 10 тыс. 836 рублей, в 2020 — 11 тыс. 143 рубля. Выплата будет предоставляться малообеспеченным семьям со среднедушевым доходом не выше полуторакратной величины прожиточного минимума. [6][7]

    [править] Критика

    Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.

    Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Хотя широко обсуждаемый в силу своей динамичности cуммарный коэффициент рождаемости, который практически непрерывно растёт с 1999 года с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [8] за январь — сентябрь 2016 года и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что сейчас у женщин в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рождало именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году.

    Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. 18 лет они не рождают, а на 19-й год рождают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рождают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят в 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.

    Смотрите так же:  Требования к документам территориального планирования

    В реальности среднее накопленное число детей у женщин довольно плавно и непрерывно снижалось в том числе с 1985 года по 2015 год во всех возрастных группах. За исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[9]

    Ни стимулирование рождаемости в 80-е не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 90-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений рожавших в 90-е оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [10]. Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в постарении рождаемости. То есть увеличивается средний возраст в котором женщины рождают детей. При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причем ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).

    В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР во времена с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).

    При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание. И нужно иметь в виду, что любые экономические меры поддержки рождения детей в качестве основного эффекта имеют именно сдвиг рождаемости, ее омоложение, так как в случае получения поддержки люди могут раньше позволить себе завести детей. Это доказано многократными опытами в данной сфере в разных странах. А вот то что эти меры увеличивает итоговое число детей — никак не доказано.

    Во всех принимаемых гос. программах ставится цель именно в увеличении СКР, а его проще всего увеличить именно омолодив рождаемость или по крайне мере сдержав постарение рождаемости, так как постарение рождаемости сильно снижает СКР, и мешает формальному достижению показателей гос. программ по поддержке рождаемости. Именно поэтому говорится о поддержке молодых семей, что нужно стимулировать более ранее рождение первых детей. Но, постарение рождаемости это на самом деле положительное явление, которому нельзя мешать, оно не снижает само по себе итоговое число детей у женщины, но снижает темпы вымирания, замедляя смену поколений. Поэтому гос. программы работают на достижение ложных и часто вредных целей, если брать в качестве положительных целей не краткосрочные успехи лет на 10, а долгосрочную, в течении столетий максимизацию численности людей.

    Опасно пребывать в постоянной уверенности, что мы умнее природы, что мы точно знаем как лучше. Очень часто вмешательство даже с благими намерениями в такую сложную сферу как воспроизводство людей ни к чему кроме вреда не приводит.

    Рождение детей, то откладывается, то потом реализуется одновременно с теми кто рождает не откладывая, но итоговое количество рожденных детей у женщины очень плавно и постепенно снижается всё последнее время. И пока не видно, чтобы меры стимуляции рождаемости оказывали сильное влияние именно на самый главный показатель — итоговое число детей у женщины.

    Материнский капитал

    Материнский капитал — мера государственной поддержки семей с детьми в России, действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (или последующие дети). Программа материнского капитала оказала исключительно благоприятное воздействие на демографию России.

    Размер материнского капитала в 2014 году составляет 429 тысяч 408 рублей 50 копеек [1].

    В 2015 году материнский капитал вырос до 453 026 рублей.[2]

    Потратить маткапитал можно на три направления:

    • улучшение жилищных условий,
    • получение образования ребенком,
    • формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.

    К сожалению, несмотря на большой размер маткапитала, его нельзя обналичить.

    Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).

    10 декабря 2015 года Правительство России одобрило продление программы материнского капитала. Право на получение материнского капитала получат семьи, в которых по 31 декабря 2018 года включительно родится или будет усыновлён второй ребёнок. Так же возможно получение мат. капитала на третьего или последующих детей, если материнский капитал не был получен ранее в связи с рождением предыдущих детей. [3]

    28 ноября 2017 года Президент РФ Владимир Путин выступил с предложением продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также запустить программу ипотечного кредитования семей, у которых с января 2018 года года появится второй или третий ребёнок. Отмечается, что такие семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством ставки сверх 6 % годовых в течении трех лет после рождения второго ребенка и в течении пяти лет после рождения третьего ребенка. Все эти меры будут приняты в рамках новой демографической политики. [4]

    [править] Региональный материнский капитал

    В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается региональный материнский капитал (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в большинстве случаев это 50 или 100 тысяч рублей.

    [править] Выплаты на первого ребёнка

    28 ноября 2017 года Владимир Путин заявил, что с января 2018 года в России будет установлена ежемесячная выплата на рождение первого ребенка до полутора лет, в среднем она составит 10,5 тысяч рублей. По его словам, сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10 тыс. 523 рубля, в 2019 году — 10 тыс. 836 рублей, в 2020 — 11 тыс. 143 рубля. Выплата будет предоставляться малообеспеченным семьям со среднедушевым доходом не выше полуторакратной величины прожиточного минимума. [6][7]

    [править] Критика

    Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.

    Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Хотя широко обсуждаемый в силу своей динамичности cуммарный коэффициент рождаемости, который практически непрерывно растёт с 1999 года с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [8] за январь — сентябрь 2016 года и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что сейчас у женщин в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рождало именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году.

    Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. 18 лет они не рождают, а на 19-й год рождают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рождают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят в 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.

    В реальности среднее накопленное число детей у женщин довольно плавно и непрерывно снижалось в том числе с 1985 года по 2015 год во всех возрастных группах. За исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[9]

    Ни стимулирование рождаемости в 80-е не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 90-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений рожавших в 90-е оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [10]. Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в постарении рождаемости. То есть увеличивается средний возраст в котором женщины рождают детей. При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причем ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).

    Смотрите так же:  Требования безопасности по профилактике дтп на личном транспорте

    В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР во времена с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).

    При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание. И нужно иметь в виду, что любые экономические меры поддержки рождения детей в качестве основного эффекта имеют именно сдвиг рождаемости, ее омоложение, так как в случае получения поддержки люди могут раньше позволить себе завести детей. Это доказано многократными опытами в данной сфере в разных странах. А вот то что эти меры увеличивает итоговое число детей — никак не доказано.

    Во всех принимаемых гос. программах ставится цель именно в увеличении СКР, а его проще всего увеличить именно омолодив рождаемость или по крайне мере сдержав постарение рождаемости, так как постарение рождаемости сильно снижает СКР, и мешает формальному достижению показателей гос. программ по поддержке рождаемости. Именно поэтому говорится о поддержке молодых семей, что нужно стимулировать более ранее рождение первых детей. Но, постарение рождаемости это на самом деле положительное явление, которому нельзя мешать, оно не снижает само по себе итоговое число детей у женщины, но снижает темпы вымирания, замедляя смену поколений. Поэтому гос. программы работают на достижение ложных и часто вредных целей, если брать в качестве положительных целей не краткосрочные успехи лет на 10, а долгосрочную, в течении столетий максимизацию численности людей.

    Опасно пребывать в постоянной уверенности, что мы умнее природы, что мы точно знаем как лучше. Очень часто вмешательство даже с благими намерениями в такую сложную сферу как воспроизводство людей ни к чему кроме вреда не приводит.

    Рождение детей, то откладывается, то потом реализуется одновременно с теми кто рождает не откладывая, но итоговое количество рожденных детей у женщины очень плавно и постепенно снижается всё последнее время. И пока не видно, чтобы меры стимуляции рождаемости оказывали сильное влияние именно на самый главный показатель — итоговое число детей у женщины.

    Материнский капитал

    Материнский капитал — мера государственной поддержки семей с детьми в России, действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (или последующие дети). Программа материнского капитала оказала исключительно благоприятное воздействие на демографию России.

    Размер материнского капитала в 2014 году составляет 429 тысяч 408 рублей 50 копеек [1].

    В 2015 году материнский капитал вырос до 453 026 рублей.[2]

    Потратить маткапитал можно на три направления:

    • улучшение жилищных условий,
    • получение образования ребенком,
    • формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.

    К сожалению, несмотря на большой размер маткапитала, его нельзя обналичить.

    Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).

    10 декабря 2015 года Правительство России одобрило продление программы материнского капитала. Право на получение материнского капитала получат семьи, в которых по 31 декабря 2018 года включительно родится или будет усыновлён второй ребёнок. Так же возможно получение мат. капитала на третьего или последующих детей, если материнский капитал не был получен ранее в связи с рождением предыдущих детей. [3]

    28 ноября 2017 года Президент РФ Владимир Путин выступил с предложением продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также запустить программу ипотечного кредитования семей, у которых с января 2018 года года появится второй или третий ребёнок. Отмечается, что такие семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством ставки сверх 6 % годовых в течении трех лет после рождения второго ребенка и в течении пяти лет после рождения третьего ребенка. Все эти меры будут приняты в рамках новой демографической политики. [4]

    [править] Региональный материнский капитал

    В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается региональный материнский капитал (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в большинстве случаев это 50 или 100 тысяч рублей.

    [править] Выплаты на первого ребёнка

    28 ноября 2017 года Владимир Путин заявил, что с января 2018 года в России будет установлена ежемесячная выплата на рождение первого ребенка до полутора лет, в среднем она составит 10,5 тысяч рублей. По его словам, сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10 тыс. 523 рубля, в 2019 году — 10 тыс. 836 рублей, в 2020 — 11 тыс. 143 рубля. Выплата будет предоставляться малообеспеченным семьям со среднедушевым доходом не выше полуторакратной величины прожиточного минимума. [6][7]

    [править] Критика

    Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.

    Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Хотя широко обсуждаемый в силу своей динамичности cуммарный коэффициент рождаемости, который практически непрерывно растёт с 1999 года с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [8] за январь — сентябрь 2016 года и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что сейчас у женщин в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рождало именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году.

    Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. 18 лет они не рождают, а на 19-й год рождают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рождают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят в 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.

    В реальности среднее накопленное число детей у женщин довольно плавно и непрерывно снижалось в том числе с 1985 года по 2015 год во всех возрастных группах. За исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[9]

    Ни стимулирование рождаемости в 80-е не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 90-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений рожавших в 90-е оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [10]. Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в постарении рождаемости. То есть увеличивается средний возраст в котором женщины рождают детей. При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причем ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).

    В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР во времена с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).

    При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание. И нужно иметь в виду, что любые экономические меры поддержки рождения детей в качестве основного эффекта имеют именно сдвиг рождаемости, ее омоложение, так как в случае получения поддержки люди могут раньше позволить себе завести детей. Это доказано многократными опытами в данной сфере в разных странах. А вот то что эти меры увеличивает итоговое число детей — никак не доказано.

    Смотрите так же:  Нотариус башмаков а.Н

    Во всех принимаемых гос. программах ставится цель именно в увеличении СКР, а его проще всего увеличить именно омолодив рождаемость или по крайне мере сдержав постарение рождаемости, так как постарение рождаемости сильно снижает СКР, и мешает формальному достижению показателей гос. программ по поддержке рождаемости. Именно поэтому говорится о поддержке молодых семей, что нужно стимулировать более ранее рождение первых детей. Но, постарение рождаемости это на самом деле положительное явление, которому нельзя мешать, оно не снижает само по себе итоговое число детей у женщины, но снижает темпы вымирания, замедляя смену поколений. Поэтому гос. программы работают на достижение ложных и часто вредных целей, если брать в качестве положительных целей не краткосрочные успехи лет на 10, а долгосрочную, в течении столетий максимизацию численности людей.

    Опасно пребывать в постоянной уверенности, что мы умнее природы, что мы точно знаем как лучше. Очень часто вмешательство даже с благими намерениями в такую сложную сферу как воспроизводство людей ни к чему кроме вреда не приводит.

    Рождение детей, то откладывается, то потом реализуется одновременно с теми кто рождает не откладывая, но итоговое количество рожденных детей у женщины очень плавно и постепенно снижается всё последнее время. И пока не видно, чтобы меры стимуляции рождаемости оказывали сильное влияние именно на самый главный показатель — итоговое число детей у женщины.

    Материнский капитал

    Материнский капитал — мера государственной поддержки семей с детьми в России, действует с 2007 года. Материнский капитал могут получить семьи, в которых с 1 января 2007 года появился второй ребенок (или последующие дети). Программа материнского капитала оказала исключительно благоприятное воздействие на демографию России.

    Размер материнского капитала в 2014 году составляет 429 тысяч 408 рублей 50 копеек [1].

    В 2015 году материнский капитал вырос до 453 026 рублей.[2]

    Потратить маткапитал можно на три направления:

    • улучшение жилищных условий,
    • получение образования ребенком,
    • формирование накопительной части трудовой пенсии для матери ребенка.

    К сожалению, несмотря на большой размер маткапитала, его нельзя обналичить.

    Назначает и выплачивает материнский капитал Пенсионный фонд России (ПФР).

    10 декабря 2015 года Правительство России одобрило продление программы материнского капитала. Право на получение материнского капитала получат семьи, в которых по 31 декабря 2018 года включительно родится или будет усыновлён второй ребёнок. Так же возможно получение мат. капитала на третьего или последующих детей, если материнский капитал не был получен ранее в связи с рождением предыдущих детей. [3]

    28 ноября 2017 года Президент РФ Владимир Путин выступил с предложением продлить программу материнского капитала до 31 декабря 2021 года, а также запустить программу ипотечного кредитования семей, у которых с января 2018 года года появится второй или третий ребёнок. Отмечается, что такие семьи смогут рассчитывать на субсидирование государством ставки сверх 6 % годовых в течении трех лет после рождения второго ребенка и в течении пяти лет после рождения третьего ребенка. Все эти меры будут приняты в рамках новой демографической политики. [4]

    [править] Региональный материнский капитал

    В дополнение к общероссийскому федеральному маткапиталу в большинстве регионов выплачивается региональный материнский капитал (обычно при рождении третьего ребенка). Его размер различается в разных регионах, в большинстве случаев это 50 или 100 тысяч рублей.

    [править] Выплаты на первого ребёнка

    28 ноября 2017 года Владимир Путин заявил, что с января 2018 года в России будет установлена ежемесячная выплата на рождение первого ребенка до полутора лет, в среднем она составит 10,5 тысяч рублей. По его словам, сумма выплат будет исчисляться из размера прожиточного минимума ребенка, установленного в субъекте федерации. В среднем она составит в 2018 году 10 тыс. 523 рубля, в 2019 году — 10 тыс. 836 рублей, в 2020 — 11 тыс. 143 рубля. Выплата будет предоставляться малообеспеченным семьям со среднедушевым доходом не выше полуторакратной величины прожиточного минимума. [6][7]

    [править] Критика

    Степень влияния материнского капитала и других государственных программ на реальное увеличение рождаемости является спорной. Скорее всего, определённый положительный эффект эти программы оказывают, так как они позволяют родителям легче справляться с неизбежными финансовыми трудностями и уделять больше сил заботе о ребёнке. Однако кардинально переломить ситуацию и привести к увеличению рождаемости до уровня воспроизводства населения меры финансового стимулирования пока не смогли.

    Материнский капитал пока не привел к заметным изменениям накопленной рождаемости. Хотя широко обсуждаемый в силу своей динамичности cуммарный коэффициент рождаемости, который практически непрерывно растёт с 1999 года с 1,16 детей на одну женщину, до 1,771 [8] за январь — сентябрь 2016 года и вселяет оптимизм, но это совсем не означает, что сейчас у женщин в среднем по 1.771 ребенка. Или что в 1999 у женщин в среднем было по 1,16 ребенка. Это означает, что некоторое гипотетическое поколение женщин родило бы в итоге 1.771 ребенка на женщину, если бы рождало именно тех пропорциях и возрастах как в анализируемом году.

    Для примера ситуация: есть 30 женщин в возрасте от 0 до 30 лет. 18 лет они не рождают, а на 19-й год рождают все по одному ребенку, когда им соответственно уже стало от 19 до 49 лет. А потом больше не рождают в течении жизни. Тогда суммарный коэффициент рождаемости в этот 19 год будет 30 детей на женщину. И для простоты говорят в 19-м году рождаемость была 30 детей на женщину. Так как гипотетическая женщина на протяжении всей жизни рожающая как женщины в этом 19-м году родила бы 30 детей. Но на самом деле у всех женщин так и останется просто по 1 ребенку. Никаких 30 детей на женщину в реальности не было в том числе и в 19-м году. Таким образом, суммарный коэффициент рождаемости очень близок к итоговой рождаемости (то есть сколько детей в итоге у женщины, вышедшей из детородного возраста) только если женщины не откладывают и не ускоряют рождения, и не меняют детородного поведения.

    В реальности среднее накопленное число детей у женщин довольно плавно и непрерывно снижалось в том числе с 1985 года по 2015 год во всех возрастных группах. За исключением периода с 1994 по 2002 для возрастных групп от 40 до 49 лет (вероятно они рождали отложенных детей). В том числе снижение накопленной рождаемости происходило и в период с 2002 по 2015 год. Например у возраста 18 — 19 лет в 2002 было 0,092 ребенка, а в 2015 стало 0,092; 20 — 24 лет в 2002 было 0,448 ребенка, а в 2015 стало 0,378; 25 — 29 лет в 2002 было 1,013 ребенка, а в 2015 стало 0,891; 30 — 34 лет в 2002 было 1,421 ребенка, а в 2015 стало 1,293; 35 — 39 лет в 2002 было 1,713 ребенка, а в 2015 стало 1,502; 40 — 44 лет в 2002 было 1,875 ребенка, в 2015 стало 1,559; 45 — 49 лет в 2002 было 1,928 ребенка, в 2015 стало 1,611; 50 — 54 лет в 2002 было 1,895 ребенка, в 2015 стало 1,720; 55 — 59 лет в 2002 было 1,861 ребенка, в 2015 стало 1,816.[9]

    Ни стимулирование рождаемости в 80-е не смогло увеличить итоговое число детей на женщину, ни сильное снижение СКР в 90-е не вызвало ускорения снижения итогового числа детей на женщину по сравнению с предыдущими снижениями. Более того, итоговое снижение числа рожденных детей у поколений рожавших в 90-е оказалось минимальным по сравнению с предыдущими снижениями [10]. Это связано с фактором старения рождаемости. Общемировой тренд сейчас заключается в увеличении продолжительности жизни и в постарении рождаемости. То есть увеличивается средний возраст в котором женщины рождают детей. При стимуляции рождаемости на некоторое время возраст матери может снижаться или временно прекращает увеличиваться. Это вызывает всплеск суммарного коэффициента рождаемости (примерно на одно десятилетие), причем очень часто без реального увеличения итогового числа детей у женщины (женщина просто рождает запланированных детей раньше, но не рождает их больше). Через некоторое время после начала стимулирования рождаемости постарение рождаемости возобновляется, причем ускоренными темпами, чтобы нагнать естественный уровень, соответствующий текущему уровню развития общества. Это вызывает резкий спад СКР (так же продолжающийся около одного десятилетия, обычно спад бывает чуть короче подъема, но более резким).

    В России до 1991 из-за стимулирования рождаемости происходило снижение среднего возраста матери с 28 лет в 1960 году до 25 лет в 1990 году. Поэтому СКР во времена с 1960 до 1990 был существенно выше итогового числа детей у женщин (происходил перенос рождений из будущего в настоящее). С 1990 года средний возраст рождения опять стал расти. Поэтому СКР после 1990 года был занижен по сравнению с итоговым числом детей у женщин (происходил перенос рождений из настоящего (90-е, нулевые) в будущее и кроме того, не рождались дети, которых родили ускоренно в 80-е).

    При рождаемости меньше 2.1 детей на женщину более позднее рождение детей снижает скорость смены поколений и, как следствие, снижает скорость вымирания. Поэтому стимулировать более ранее рождение при низкой рождаемости означает ускорять вымирание. И нужно иметь в виду, что любые экономические меры поддержки рождения детей в качестве основного эффекта имеют именно сдвиг рождаемости, ее омоложение, так как в случае получения поддержки люди могут раньше позволить себе завести детей. Это доказано многократными опытами в данной сфере в разных странах. А вот то что эти меры увеличивает итоговое число детей — никак не доказано.

    Во всех принимаемых гос. программах ставится цель именно в увеличении СКР, а его проще всего увеличить именно омолодив рождаемость или по крайне мере сдержав постарение рождаемости, так как постарение рождаемости сильно снижает СКР, и мешает формальному достижению показателей гос. программ по поддержке рождаемости. Именно поэтому говорится о поддержке молодых семей, что нужно стимулировать более ранее рождение первых детей. Но, постарение рождаемости это на самом деле положительное явление, которому нельзя мешать, оно не снижает само по себе итоговое число детей у женщины, но снижает темпы вымирания, замедляя смену поколений. Поэтому гос. программы работают на достижение ложных и часто вредных целей, если брать в качестве положительных целей не краткосрочные успехи лет на 10, а долгосрочную, в течении столетий максимизацию численности людей.

    Опасно пребывать в постоянной уверенности, что мы умнее природы, что мы точно знаем как лучше. Очень часто вмешательство даже с благими намерениями в такую сложную сферу как воспроизводство людей ни к чему кроме вреда не приводит.

    Рождение детей, то откладывается, то потом реализуется одновременно с теми кто рождает не откладывая, но итоговое количество рожденных детей у женщины очень плавно и постепенно снижается всё последнее время. И пока не видно, чтобы меры стимуляции рождаемости оказывали сильное влияние именно на самый главный показатель — итоговое число детей у женщины.