Год публикации: 1999

Библиографическая ссылка:: Лосев С.А. Основы конституционного строя Российской Федерации. — Тольятти: Издательство Фонда «Развитие через образование», 1999. — 97 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

Данное методическое пособие подготовлено Самарским региональным Центром гражданского образования и предназначено для студентов гуманитарных факультетов, изучающих курс «Основы гражданского образования». Материалы пособия могут быть рекомендованы также учителям обществознания. работникам методических служб, всем, кто интересуется проблемами совершенствования гражданского образования.

Методические пособия для студентов пед.Вузов

Данная работа представляет собой учебное пособие нового поколения. В пособии рассматриваются современные тенденции в музыкальном развитии детей: интеграция предметов в начальной школе; создание целостной музыкальной картины мира; включение методов музыкотерапии (звуко-, ритмо-, вокалотерапии) .

В первом разделе даются теоретические основы, исторические подходы к музыкальному образованию, воспитанию и развитию детей. Причем, в отличие от традиционного подхода, когда история музыкального воспитания рассматривается лишь с позиций западной культуры и западного музыкального мышления, и с целью создания целостной музыкальной картины мира у детей в большом объеме представлен материал по музыке Востока и восточной педагогике: Индии, Катая, Японии. Это связано еще и с тем, что в четвертом классе дети проходят темы музыки разных народов, в том числе и восточной. Материал о восточной музыке целесообразно использовать также во внеклассной работе.

Во втором разделе раскрыты новые подходы к музыкальному образованию детей в начальной школе: описано предмузыкальное и аудиальное развитие детей, представлены материалы, раскрыто содержание, методы и приемы включения детей младшего школьного возраста в разнообразные виды фантазирования.

Третий раздел содержит методические материалы по проведению уроков музыки, по организации внеклассной музыкальной деятельности детей. В данном разделе описаны разнообразные формы и содержание работы педагога во внеклассной работе, а также изложен подход к использованию музыкального занимательного дневника «Мир звуков», который разработан для младших школьников и уже несколько лет используется учителями начальных классов в различных регионах России.

Пособие написано для студентов дневного и заочного отделений педагогических факультетов и учителей начальных классов и допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031200 — «педагогика и методика начального обучения». Работа стала Лауреатом конкурса учебных пособий УрГПУ — 2008.

Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей Москва

Правительство Москвы
Департамент образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Математический факультет
Кафедра информатики и прикладной математики

В. В. Гриншкун, О. Ю. Заславская, И. В. Левченко, Л. М. Дергачева, Д. С. Рыбаков

Подготовка курсовых работ по информатике и методике обучения информатике

Учебно-методическое пособие
для студентов педагогических вузов

и педагогических колледжей

Научный редактор : С. Г. Григорьев , член-корреспондент Российской академии образования, профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой информатики и прикладной математики математического факультета МГПУ.

В. В. Гриншкун , доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой информатизации образования математического факультета МГПУ,

О. Ю. Заславская, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатизации образования математического факультета МГПУ,

И. В. Левченко, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики математического факультета МГПУ,

Л. М. Дергачева , кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики математического факультета МГПУ,

Д. С. Рыбаков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и прикладной математики математического факультета МГПУ.

Подготовка курсовых работ по информатике и методике обучения информатике. Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очной и очно-заочной формы обучения педагогических университетов и институтов, обучающихся по специальностям «информатика» и «математика» с дополнительной специальностью «информатика».

Методические рекомендации направлены на оказание помощи студентам в подготовке курсовых работ по информатике и методике обучения информатике. В пособии описываются традиционные этапы выполнения курсовой работы: выбор темы, составление плана, подготовка текста, оформление работы. Кроме этого учебно-методическое пособие содержит общие критерии оценки курсовой работы, возможные темы курсовых работ, список рекомендуемой литературы. Данное пособие также может представлять интерес для преподавателей и студентов педагогических колледжей.

Е. В. Огородников , профессор, доктор педагогических наук, заведующий лабораторией информационных технологий в преподавании учебных предметов Института содержания и методов обучения РАО.

Работа одобрена и представлена в РТО МГПУ кафедрой информатики и прикладной математики математического факультета МГПУ.

Работа рекомендована к печати научно-методическим советом МГПУ.

© В. В. Гриншкун, О. Ю. Заславская, И. В. Левченко,

Л. М. Дергачева, Д. С. Рыбаков, 2007

Курсовая работа является одной из форм учебной деятельности, которая выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Курсовая работа представляет собой учебно-исследовательскую деятельность, требующую от студентов освоения элементов научного исследования. Выполнение курсовой работы направлено на формирование у студентов способности самостоятельно мыслить, анализировать и сопоставлять факты, обобщать и логически излагать материал. В результате выполнения курсовой работы у студентов формируется субъективно новое знание по одной из частных проблем. Выполнение курсовых работ по информатике и методике обучения информатике подготавливает студента к дальнейшей исследовательской деятельности, осуществляемой в рамках дипломного проектирования.

В ходе работы у студента развивается научная наблюдательность, студент учится не только находить необходимую информацию, но и корректно ее использовать в своем исследовании, грамотно демонстрировать, как и откуда были получены те или иные сведения, и каково их значение для данного исследования.

Кроме того, под курсовой работой часто понимают текстовый документ, отражающий ход и результаты проведенного учебного исследования. В рамках настоящего учебно-методического пособия термин «курсовая работа» будет употребляться в обеих трактовках (и как вид деятельности, и как текстовый документ). При этом смысл используемого термина следует определять из контекста изложения.

В соответствии с учебным планом подготовки студентов педагогических университетов по специальностям «информатика» и «математика» с дополнительной специальностью «информатика» курсовая работа по методике обучения информатике запланирована в 7 семестре, а курсовая работа по информатике – в 8 семестре.

Курсовые работы способствуют закреплению, углублению, обобщению и прикладному применению знаний и умений, формируемых студентами при изучении следующих курсов:

— «Теория и методика обучения информатике»;

— «Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании»;

— «Информатизация управления образовательным процессом»;

— «Организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса»;

— «Психолого-педагогическая диагностика на основе компьютерного тестирования»;

— «Разработка и использование электронных средств образовательного назначения»;

— «Программное обеспечение ЭВМ»;

— «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии»;

— «Информационные технологии в математике»;

— «Теоретические основы информатики»;

— «Элементы абстрактной и компьютерной алгебры»;

— «Теория вероятностей и математическая статистика»;

— «Основы искусственного интеллекта»;

Во время подготовки курсовой работы перед студентом не стоит задача открыть новые научные положения в области информатики, педагогики и методики обучения информатике. В процессе изложения темы студенту необходимо показать способность научно использовать литературу, понимать методологию изложения материала, уметь систематизировать данные, обрабатывать фактический материал, делать обобщения и выводы, увязывать теорию с практикой и современной действительностью.

Успешное выполнение курсовой работы во многом зависит от правильной организации студентом своей деятельности, от выполнения в установленные сроки определенных этапов работы.

Темы курсовых работ предлагаются преподавателями, ведущими дисциплины, в рамках которых осуществляется курсовое исследование. Темы курсовых работ утверждаются на заседании кафедры. Формулировка темы должна соответствовать содержанию работы и по возможности быть краткой. По согласованию с руководителем студент может уточнить формулировку предлагаемой темы или предложить собственную тему, обосновав целесообразность исследования. Темы курсовых работ целесообразно подбирать таким образом, чтобы курсовая и последующая дипломная работы составляли единое последовательно усложняемое исследование.

После утверждения темы курсовой работы и изучения литературы, рекомендованной научным руководителем, определяется направление исследования, его цель и задачи. Затем студент самостоятельно подбирает дополнительные источники информации (книги, периодические издания, электронные ресурсы), которые планируется использовать при выполнении исследования, разрабатывает структуру содержания курсовой работы. Составленный список литературы, план курсовой работы и периодичность консультаций необходимо согласовать с научным руководителем. Не рекомендуется откладывать встречи с руководителем до окончания написания всего текста, т.к. качество работы может не удовлетворять предъявляемым требованиям, а времени на кардинальную переработку текста не останется. Поэтому черновой вариант курсовой работы должен быть представлен не позднее, чем за месяц, а окончательный вариант – за неделю до начала зачетов. Примерный график выполнения курсовой работы приведен в приложении 1 .

Выполнение курсовой работы включает в себя изучение теоретического материала, рассмотрение и оценку возможных решений, подбор методов исследования, сбор, анализ и обобщение собственного материала, написание текста, формулировку комментариев и выводов.

Защита курсовой работы происходит на зачетной неделе после устранения замечаний научного руководителя и окончательного оформления материала. По решению научного руководителя защита курсовой работы может сопровождаться электронной презентацией, которая предоставляется на электронном носителе вместе с курсовой работой.

Выполненная курсовая работа дает возможность студенту продемонстрировать умения:

— применять теоретические и практические знания при решении конкретных задач;

— формулировать цель и задачи исследования;

— работать с учебной и научной литературой;

— анализировать и логически обрабатывать собранный материал;

— логично излагать свои мысли;

— аргументировать собственную точку зрения;

— самостоятельно делать обоснованные выводы и предложения;

— грамотно оформлять результаты своей работы.

Отметку за курсовую работу выставляет научный руководитель в соответствии с общепринятыми критериями оценки курсовых работ, которые обычно учитывают глубину раскрытия темы исследования, обоснованность и значимость выводов, стиль написания и оформление текста, соблюдение графика выполнения курсовой работы.

Успешное выполнение курсовой работы зависит не только от правильной организации студентом своей деятельности, но и от соблюдения основных требований содержательного характера, которые предъявляются к научному исследованию.

Результат учебно-исследовательской деятельности во многом зависит от понимания студентом основных характеристик научного исследования и их формулировок. К основным характеристикам исследования относятся: актуальность, проблема, объект, предмет, основная цель, частные задачи и методы исследования.

Большинство тем курсовых работ являются своевременными и актуальными. Если тематика курсовой работы актуальна, то изложение следует начинать с описания актуальности, которая определяется необходимостью проведения исследования в современных условиях. В содержании курсовой работы обязательно указывается проблема исследования , характеризующая то, что надо изучить из того, что ранее не было изучено.

С проблемой исследования тесно связаны объект и предмет исследования. Их формулировки также обязательно приводятся в содержании курсовой работы.

Под объектом исследования понимают часть объективной реальности, которая изучается в процессе теоретической и практической деятельности. Предметом исследования считают свойства, отношения объекта, исследуемые в процессе практической деятельности с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Поэтому объект и предмет исследования как категории научного познания соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Необходимо четко представлять границы исследования и предполагаемые результаты.

Смотрите так же:  Осаго на полгода стоимость

Цель исследования состоит в том, чтобы разрешить поставленную проблему, достичь определенный результат. При формулировке цели исследования обычно используются следующие термины: анализ, выявление, внедрение, изучение, развитие, разработка и т.д.

В зависимости от цели курсовой работы необходимо сформулировать две-три конкретные задачи исследования , которые необходимо решить для достижения цели. Это обычно делается в форме перечисления: изучить …, описать …, установить …, выявить …, вывести …, разработать … и т.п. Формулировку задач необходимо выполнить тщательно, так как описание хода и результатов их решения составит основное содержание курсовой работы.

Для решения поставленных задач привлекаются методы исследования (способы проведения исследования), такие как анализ различной литературы, наблюдение, обобщение опыта, анкетирование, тестирование, эксперимент и т.д.

Курсовая работа, как по информатике, так и по методике обучения информатике, должна содержать введение, теоретическую и практическую главы, заключение, библиографию и приложения.

Во введении определяется проблема , в рамках которой осуществляется конкретное исследование (может быть указана актуальность решения данной проблемы для теории и практики), обосновывается выбор темы исследования, формулируются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.

Приведем пример формулировок основных характеристик исследования по теме «Построение системы задач для изучения способов измерения информации учащимися 8-х классов».

Проблема исследования – необходимость изучения структуры и содержания системы задач по теме «Измерение информации» с позиции деятельностного подхода к обучению.

Объект исследования – процесс обучения информатике в основной школе.

Предмет исследования – система задач для изучения способов измерения информации учащимися 8-х классов.

Цель исследования – построить систему задач для изучения способов измерения информации с учетом деятельностного подхода к обучению.

Задачи исследования – 1) провести анализ психолого-педагогической, научно-методической, учебно-дидактической литературы; 2) определить методические принципы построения системы задач; 3) изучить задачи на измерение информации, приводимые в различных школьных учебниках по информатике; 4) разработать вариант системы задач для изучения способов измерения информации.

Методы исследования – анализ исторической, психолого-педагогической, научно-методической, учебно-дидактической литературы, учебников и учебных пособий по информатике; изучение опыта по организации деятельностного подхода к обучению; обобщение опыта работы автора в школе во время педагогической практики, анкетирование и тестирование учащихся 8-х классов, оценивание полученных результатов.

В первой главе – обычно теоретической – дается анализ научной и методической литературы, который может включать:

— историко-педагогический аспект проблемы;

— философское и психологическое обоснование с позиций современной науки;

— ведущие концепции современной педагогической теории по данной проблеме;

— анализ областей информатики как науки.

Необходимо последовательно и логично рассмотреть сущность и основное содержание проблемы, изучаемых вопросов и понятий; изложить мнения различных авторов и свои умозаключения. Не следует забывать о необходимости делать ссылки на литературные источники, материал которых использовался при написании работы.

Первая глава демонстрирует общий научно-методический уровень подготовки студента, его умение подбирать и изучать литературу, систематизировать знания, делать обобщения и выявлять возможные направления решения проблемы. Глава может быть разделена на параграфы. Содержание каждого параграфа должно быть посвящено отдельному аспекту исследования. В то же время все параграфы в рамках главы должны быть содержательно взаимосвязаны.

Во второй главе – обычно практической – следует описать и обосновать конкретный подход к решению поставленной проблемы. В частности, может быть приведен педагогический опыт работы, пример педагогической практики конкретной школы и отдельного учителя, описание конкретных уроков, учебных задач, предлагаемые корректировки содержания, методов и средств обучения, Желательно использовать материалы, полученные в ходе анкетирования, наблюдений, бесед с учителями, школьниками и родителями. Особенно ценно описание собственного педагогического опыта или элементов экспериментальной работы. Данная глава курсовой работы может содержать результаты проектирования и решения конкретных задач из области информатики, разработанные базы данных и базы знаний по теме исследования, собственные программные средства, анализ существующих практических разработок и средств. Также как и первая глава, вторая глава может быть разделена на параграфы.

В заключении подводятся итоги проделанной работы, на основе теоретических выводов первой главы и данных практической главы делаются общие выводы по теме исследования. Необходимо показать, как решены задачи, поставленные во введении, привести основные результаты работы, сделать свои умозаключения о целесообразности и эффективности использования результатов исследования на практике. Выводы должны соответствовать содержанию работы, быть краткими, ясно, четко и логично сформулированными. В заключении также намечаются дальнейшие перспективы и пути исследования, возможность внедрения в систему образования результатов проведенной учебно-исследовательской работы.

Библиография содержит перечень названий книг, статей, документов и электронных ресурсов, которые были использованы при подготовке курсовой работы и включает в себя всю литературу, на которую имеются ссылки и сноски в тексте. При подготовке курсовой работы рекомендуется использовать:

— учебники и учебные пособия;

— брошюры, книги и монографии;

— статьи в периодических изданиях за последние 2-3 года (журналы «Информатика и образование», «Вестник МГПУ», «Компьютер в школе», газета «Информатика» «Учительская газета», и другие);

— материалы научных конференций и семинаров;

— электронные ресурсы, в том числе ресурсы, опубликованные в сети Интернет.

Использованной считается такая литература, которая не только указана в библиографии, но и на которую есть ссылка (хотя бы одна) в тексте курсовой работы. В списке использованной литературы должно быть не менее 5-10 наименований.

В приложения помещают вспомогательные или дополнительные материалы, изложение которых необходимо для полноценного описания, проведенного исследования, но которые могут затруднить восприятие основного текста курсовой работы, сделать его трудночитаемым. В приложения следует вынести нормативные акты, требования к программным средствам, результаты анализа учебных занятий, анкетных опросов, бесед с учащимися, конспекты уроков по рассмотренной тематике, тексты разработанных компьютерных программ, проекты баз данных, рисунки, творческие и проектные работы учащихся, фотографии, демонстрационные материалы и т.п.

Целесообразно придерживаться следующих основных рекомендаций по формированию содержания курсовой работы:

— не следует путать «свое» и «чужое» мнение по проблеме исследования;

— лучше пересказать фразу своими словами, сославшись на источник, чем перегружать текст курсовой работы цитатами;

— желательно использовать безличные предложения и предложения в страдательном залоге;

— необходимо определить содержание основных терминов, которые используются в курсовой работе;

— необходимо единообразное использование терминов;

— предпочтительнее использовать короткие предложения, поскольку они более заметны и понятны;

— содержание работы должно полностью соответствовать выбранной теме исследования;

— необходимо обоснованное включение содержательного материала в курсовую работу.

Материал курсовой работы студентом излагается самостоятельно, что не допускает его дословное заимствование из других литературных источников.

Курсовая работа должна быть написана в стилистике научного текста, для которого характерен формально-логический способ изложения материала, подчиняющий себе все языковые средства самовыражения. Такое изложение должно быть целостным, объединенным единой логической связью и направлено на обоснование и доказательство ряда теоретических положений.

В тексте курсовой работы, как и в любом научном тексте, лишним и ненужным является все то, что непосредственно не способствует достижению ранее поставленной цели, например, выражение эмоций, лирические отступления, риторические вопросы, обращение к читателю и т.п. Используемые в тексте средства выражения должны отличаться точностью и смысловой ясностью. Термины научного текста – это не просто слова, а понятия. Необходимо следить за тем, чтобы значения используемых терминов соответствовали принятому употреблению в информатике и методике обучения информатике.

Если в тексте курсовой работы используется аббревиатура (первые буквы слов), то первоначально необходимо полностью записать названия используемых слов, указав в круглых скобках соответствующую аббревиатуру, и лишь затем употреблять эту аббревиатуру в тексте курсовой работы.

Научная речь предполагает использование определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов. Назначение таких слов и словосочетаний состоит в том, чтобы показать логическое соотношение определенной части текста с предыдущей и последующей частями, подчеркнуть структуру текста.

Вводные слова и обороты, например «итак», «таким образом», показывают, что данная часть текста является обобщением рассмотренного ранее материала. Слова и обороты «следовательно», «отсюда следует, что…» свидетельствуют о том, что между сказанным выше и тем, что будет сказано далее, существуют причинно-следственные отношения. Слова и обороты «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Слова и обороты «однако», «тем не менее», «впрочем», «между тем» выражают наличие противоречия между только что сказанным и тем, что будет излагаться далее.

Обороты «рассмотрим подробнее…» или «перейдем теперь к…» помогают более четкой структуризации текста, поскольку подчеркивают переход к новой части изложения, но не выделенной отдельным пунктом.

Научный стиль изложения имеет грамматические, синтаксические, лексико-стилистические особенности, отличающие его от других разновидностей письменной речи. Грамматика такой речи характеризуется присутствием в тексте большого количества существительных, выполняющих функцию абстрактных понятий, и отглагольных существительных, выражающих процессуальный характер описываемого объекта, например «исследование», «рассмотрение», «подтверждение» и т.п.

Особенностью использования глагольных форм является превалирующее обращение к изъявительному наклонению, настоящему времени, несовершенному виду. Это объясняется тем, что научный стиль изложения имеет констатирующий характер и сообщает о существующем здесь и сейчас состоянии дел.

Установившаяся форма подачи научного текста предполагает отстраненность от изложения личности автора с его субъективными предпочтениями и индивидуальными особенностями речи. Такой эффект отстраненности, безличного монолога достигается рядом синтаксических и стилистических средств: ведением изложения от третьего лица, использованием безличных и неопределенно-личных конструкций, конструкций с краткими страдательными причастиями (например, «выявлено несколько новых принципов») и т.д. Кроме того, особенностью современного научного текста является почти полное исключение из употребления личного местоимения первого лица и единственного числа – «я». Там, где автору нужно назвать себя в первом лице, используется местоимение множественного числа – «мы», что подразумевает совместную деятельность и обсуждение с научным руководителем. Учитывая это, в курсовой работе допустимо использование конструкций «мы полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению». Для стилистического разнообразия стоит прибегать и к различным конструкциям, обеспечивающим должный уровень безличности текста.

При написании текста курсовой работы рекомендуется использовать функционально-синтаксические и специальные лексические средства:

· указывающие на последовательность изложения: вначале; прежде всего; затем; во-первых; впоследствии; после;

· указывающие на противопоставление отдельных тезисов изложения: однако; в то же время, между тем, тогда как; тем не менее ;

· указывающие на наличие причинно-следственных отношений: следовательно; поэтому; потому что; благодаря; сообразуясь с; вследствие;

· отражающие переход изложения от одной мысли к другой: прежде чем; обратимся к; рассмотрим, как; остановимся на; подчеркнем следующее;

· подытоживающие изложение или часть изложения: итак; таким образом; значит; в заключение отметим; на основе сказанного; следовательно.

Смотрите так же:  Приказ министра обороны рф 533 от 04.08.2019

Таким образом, в курсовой работе все, в том числе и научный стиль изложения, должно быть направлено, на достижение конечной цели и решение поставленных задач, которые четко прописываются во введении курсовой работы.

Структура и объем курсовой работы определяется спецификой темы и особенностями используемого материала.

Объем курсовой работы, как правило, составляет около 30–40 страниц отпечатанного текста (без учета приложений). Текст курсовой работы должен быть напечатан на одной стороне стандартных листов белой бумаги формата А4. Параметры станицы: размер левого поля 3 см., правого – 1 см., верхнего и нижнего – 2 см.

Для основного текста рекомендуется использовать один и тот же стиль: гарнитуру шрифта – Times New Roman, размер шрифта – 14 пунктов, выравнивание текста – по ширине, отступ в красной строке (первая строка абзаца) – 1,25 или 1,27 см, межстрочный интервал – полуторный, интервал перед абзацем и после абзаца – отсутствует. Следует использовать функцию автоматического переноса слов. Для выделения отдельных фрагментов основного текста разрешается использовать полужирный шрифт, курсив и подчеркивание.

Заголовки глав и параграфов, подписи к рисункам и таблицам располагаются на отдельной строке. Заголовки глав располагаются с новой страницы, а заголовки параграфов не отрывают от предыдущих и последующих абзацев. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из нескольких предложений, то их разделяют точками.

Заголовки оформляются с использованием стилей, которые должны иметь следующие параметры. Интервал после заголовка главы – 12 пунктов, а после заголовка параграфа и последнего абзаца параграфа – 6 пунктов. Выравнивание заголовков по центру, без автоматического переноса слов. Гарнитура шрифта Times New Roman, начертание шрифта полужирное, размер шрифта 16 пунктов. Подчеркивание заголовков не допускается. Все буквы заголовков строчные, а первая – прописная. Например:

Глава 1. Изучение темы «Измерение информации» учащимися основной школы

Для нумерации глав и параграфов используется многоуровневый список. Для заголовков «Введение», «Заключение», «Библиография» и «Приложения» после применения к ним стиля заголовка необходимо выключить формат нумерации.

Таблицы, рисунки и схемы имеют собственную сквозную нумерацию. Постоянная часть названия объектов (таблица, рисунок, схема) вставляется с помощью средств текстового процессора. Знак номера не используется. Названия рисунков и схем располагаются ниже объектов и выравниваются по центру объектов. Например:

Рисунок 1. Функциональная схема компьютера

Название таблицы располагается по центру выше таблицы. На следующей строке, также сверху таблицы, по правому краю выравнивается слово «таблица» с указанием порядкового номера. Например:

Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск

Федеральное агентство по образованию РФ

ГОУ ВПО Борисоглебский государственный педагогический институт

кафедра биологии и методики ее преподавания

Е.И Полянская, О.А.Попова

Возрастная анатомия и физиология ребенка

для студентов педагогических вузов

Печатается по решению

Щербакова В.И. зав. кафедрой биологии и методики ее преподавания, к.б.н. , доцент Борисоглебского государственного педагогического института

Полянская Е. И., Попова О.А. Возрастная анатомия и физиология ребенка: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов.- Борисоглебск, 2007

Пособие предназначено для проведения лабораторных и практических занятий по курсу «Возрастная анатомия и физиология ребенка», по специальностям: 031000 Педагогика и психология, 030900 Дошкольная педагогика и психология. Пособие включает краткие теоретические сведения по возрастной анатомии, физиологии и гигиене ребенка и методические указания для выполнения заданий на лабораторных и практических занятиях. Данное пособие содержит контрольно-измерительные материалы, вопросы для самоконтроля, тестовые задания, что позволяет активизировать самостоятельную работу студентов на учебных занятиях.

педагогический институт, 2007

Анатомия и физиология относятся к биологическим наукам, они являются основными дисциплинами при теоретической и практической подготовке биологов и медицинских работников. В то же время каждый грамотный человек хотя бы в общих чертах должен знать о строении и основных функциях своего тела, своего организма, отдельных его органов. Такого рода знания могут оказаться весьма полезными, если в непредвиденных обстоятельствах потребуется оказать экстренную помощь пострадавшему. Поэтому уже в школьные годы, наряду с биологией — наукой обо всем живом, изучаются анатомия и физиология человека как представителя животного мира, занимающего в нем особое место. Человек отличается от животных не только своим более совершенным строением, но и развитием мышления, наличием членораздельной речи, интеллектом, которые определяются комплексом социальных условий жизни, общественными взаимоотношениями, общественно-историческим опытом. Труд и социальная среда изменили биологические особенности человека.

Таким образом, анатомия и физиология являются частью биологии, как и человек — частью животного мира.

Анатомия человека — это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека, его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Анатомия рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, от внутриутробного периода и до старческого возраста, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды.

Физиология изучает функции живого организма, его органов и систем, клеток и клеточных ассоциаций, процессы их жизнедеятельности. Физиология исследует функциональные взаимосвязи в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды. Необходимо отметить, что невозможно понять функции без знания строения тела человека, его анатомии. Также нельзя представить себе все особенности, закономерности его строения без изучения функций. Прогресс анатомии и физиологии как наук связан с развитием молекулярной биологии, генетики, физики, химии (биохимии).

Следует заметить, что функциональная анатомия изучает строение тела человека по частям, последовательно рассматривая строение отдельных органов, систем. Физиология исследует функции, в выполнении которых участвуют те или другие органы, части тела. Анализируя особенности строения тела человека и его функции, анатомия и физиология в итоге изучают целостный человеческий организм.

Анатомия и физиология человека являются основой для изучения ряда других биологических дисциплин: антропологии, гистологии (от греч. hystos — ткань), цитологии (от греч. kytos — клетка), эмбриологии (от греч. embryo n — зародыш). Все эти дисциплины в различное время сформировались в недрах анатомии, а затем отделились от нее благодаря появлению и усовершенствованию новых методов исследования (световой и электронной микроскопии, экспериментальной биологии и медицины).

Современные анатомия и физиология широко пользуются результатами экспериментов на животных, что позволяет понять резервные возможности органов и тканей, механизмы приспособительных процессов.

Человеческий организм, состоящий из клеток, тканей, органов, их систем и аппаратов, представляет собой целостную биологическую систему, в которой структуры и функции находятся в единстве. Для понимания строения и функций тела человека необходимо знание его происхождения как вида в антропогенезе (от греч. anthropos — человек, genesis — развитие), основных этапов эволюционного развития в животном мире в филогенезе (от греч. phylon — род), закономерностей индивидуального развития чело­века в онтогенезе (от греч. onthos — сущее) от зачатия до смерти.

Знание анатомии и физиологии дает возможность понять течение процессов в организме, взаимосвязи человека с внешней средой, природой и животным миром, объяснить происхождение вариантов телосложения, пороков развития, различных уродств, а также изменений, возникших в результате различных заболеваний.

Анатомия и физиология изучают практически здоровых людей, у которых строение и функции не нарушены.

В то же время существует индивидуальная изменчивость (варианты «нормы») в виде наиболее часто встречаю­щихся случаев (рост, масса тела, органов, интенсивность обменных процессов и др.). Резко выраженные отклонения от «нормы» называются аномалиями (от греч.anomalia — неправильность). Аномалии, имеющие внешние проявления, искажающие внешний облик человека, называют уродствами (недоразвитие конечностей, черепа и др.). Различного рода уродства, их происхождение и строение изучает наука тератология (от греч. teras — урод).

Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды.

Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для педагогов, психологов, воспитателей и гигиенистов.

Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Современная педагогика основана на знании закономерностей онтогенеза не только на общих условиях, благодаря которым ребенок становится нормальным человеком, но и в особых обстоятельствах развития, складывающихся в отдельных случаях, именуемых индивидуальным развитием. К таким условиям относится комплекс природных свойств организма: строение и функционирование, уровень психического развития и его координация с помощью воспитания, гигиенические нормы, необходимые для развития и функционирования организма.

В связи с этим, курс «Возрастная анатомия и физиология ребенка» может являться той теоретической базой, без овладения которой, невозможны контроль и воспитание растущего организма ребенка и подростка, тем более что он охватывает широкий возрастной диапазон, начинающийся с закономерностей роста и развития морфологического субстрата и функций отдельных систем органов с эмбриогенеза до половой зрелости.

Непременным условием физического здоровья ребенка является четкое соблюдение норм гигиены. Здорового ребенка легче воспитывать. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера. Раздел «Гигиена детей и подростков» органично вписывается в структуру курса. В нем даны рекомендации по организации профилактических, гигиенических мер, необходимых для полноценного функционирования нервно-психических и физических процессов.

Основой воспитания должен быть индивидуальный подход к ребенку с целью развития разносторонних личностных способностей и умения адаптироваться в современном мире.

Курс «Возрастная, анатомия и физиология ребенка» включает лекционные, практические и лабораторные занятия.

Форма контроля – экзамен. Самостоятельная работа студентов предполагает подготовка докладов, рефератов, проведение исследований, участие в научно-практических студенческих конференций.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям 031000 Педагогика и психология, 030900 Дошкольная педагогика и психология.и включает лабораторные и практические работы, варианты текущего, рубежного и итогового контроля. Практические занятия порой не требуют специального оборудования и могут проходить в форме семинаров.

Для эффективного проведения лабораторных занятий количество человек в группе не должно быть более 15. На лабораторных занятиях у студента должна быть рабочая тетрадь, набор цветных карандашей. 70% времени от всего занятия студенты работают самостоятельно, используя методические рекомендации. Задача преподавателя организовать лабораторные занятия и осуществлять контроль. В конце занятия преподаватель проверяет объем выполненной работы ее правильность и выставляет оценку.

В сборник также включены вопросы демонстрационной версии интернет-экзамена по курсу «Возрастная анатомия и физиология», так как возможность подготовки по этим тестам будет способствовать увеличения процента качества знаний студентов по данной дисциплине.

Смотрите так же:  Договор на строительство объекта сообщение

Скачать списки книг

Доступ к разделу «Педагогика» для физических лиц (7 446 изданий):

Издания по вопросам подготовки учителей, проведения учебно-воспитательной работы, изучения истории образования и педагогической мысли, организации образования, международного сотрудничество в сфере образования, непрерывного образования, управления дошкольными учреждениями и школами, дефектологии, профессионального и специального образования, высшей школы, семейного воспитание и домашнего образования.

Русская литература в школе: фольклор, И.А. Крылов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов: учебно-методическое пособие

Книга состоит из пяти разделов, размещенных в книге и электронном приложении, в которые вошли поурочные разработки по изучению фольклора и сочинений русских писателей. В каждом разделе литературоведческие статьи (бумажный вариант) сочетаются с методическими разработками (электронный вариант) и содержат материал, необходимый при изучении произведений на классных и внеклассных занятиях, рекомендации по использованию изобразительного и игрового материалов, воспоминания писателей и современников по той или иной теме.
Учебное пособие адресовано учителям общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС основного общего (5-9 кл.) и среднего общего образования (10-11 кл.).

Данная книга имеет электронное приложение в формате pdf.:

Занятия по развитию речи у дошкольников и младших школьников с применением метода музыкотерапии : пособие для логопеда

В книге представлена система занятий по развитию речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) 3 уровня с использованием музыки. Занятия построены по принципам комплексно тематического и интегрированного подхода, связи речи с другими психическими функциями, систематичности, повторения, развития «от простого к сложному», что позволяет эффективно корректировать речевые недостатки в интересной, занимательной форме.
Даются рекомендации по использованию музыки на занятиях по развитию звуковой культуры речи по различным направлениям при проведении комплекса упражнений артикуляционной гимнастики; при стимулировании детей к пониманию и созданию музыкально-смысловых образов; при двигательных импровизациях на физкультминутках.
Пособие адресовано логопедам, родителям, няням, воспитателям, педагогам, работающим с детьми с ОНР, а также студентам дефектологических факультетов колледжей и вузов.

Подготовка к ЕГЭ по литературе: теория литературоведения, тесты по истории литературы, темы сочинений : экзамен на «отлично»: учебное пособие

Пособие предназначено для школьников и абитуриентов, готовящихся к экзамену по литературе: итоговому диктанту, ЕГЭ или творческому экзамену. В пособии содержатся необходимые абитуриенту теоретические сведения по литературоведению и практическая часть, актуализирующая знания по истории литературы и направления на выработку навыков прохождения теста и умения писать сочинения, что обеспечивает комплексную подготовку абитуриента к экзамену.

Организация и проведение студенческих соревнований по культивируемым видам спорта

В пособии раскрыты история, техника, тактика культивируемых в вузе видов спорта, освещена работа судьи-секретаря с протоколом соревнований спартакиады вуза, проведено обобщение и полное раскрытие вопросов, с которыми встречается судья-секретарь в ходе ведения протокола. Приведён комплексный анализ организации и проведения соревнований по лёгкой атлетике и игровым видам спорта, единоборству, плаванию и лыжным гонкам, показателям рейтинговой системы набора очков среди факультетов вуза. Для более эффективной работы с пособием после рассмотрения учебного материала каждого вида спорта даются контрольные вопросы для самопроверки.
Пособие предназначено для студентов высших учебных заведений профессионального образования, преподавателей кафедр физического воспитания и слушателей факультетов повышения квалификации.

Примерный речевой материал занятий по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи. 6–11 классы : учебное пособие для работы со слабослышащими детьми: учебное пособие

В пособии представлен примерный речевой материал индивидуальных коррекционных занятий со слабослышащими обучающимися в 6-11 классах. Материал разбит по классам и полугодиям. Каждая тема занятия составлена в соответствии с учебным планом и с учетом уровня опознавания слабослышащими обучающимися контрольного речевого материала по развитию речевого слуха.
Пособие адресовано учителям-дефектологам, специалистам инклюзивного образования, работающих со слабослышащими обучающимися, студентам, обучающимся по направлению специальное (дефектологическое) образование.

Социально-педагогическое сопровождение проблемных семей: учебное пособие

В учебном пособии рассматривается типология проблемных семей, определяются сущность, принципы, этапы социально-педагогического сопровождения таких семей, средства оказания помощи проблемным семьям. Особое внимание уделяется взаимодействию субъектов социально-педагогического сопровождения проблемных семей, предлагаются пути и способы решения актуальных проблем семьи.
Книга адресована студентам педагогических вузов, субъектам сопровождения проблемных семей.

Русская литература в школе: фольклор, И.А. Крылов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.И. Тютчев, А.П. Чехов : электронное приложение

Повышение педагогического мастерства куратора учебной группы: сборник методических материалов

Сборник содержит теоретические и практические методические материалы, направленные на повышение педагогического мастерства куратора учебной группы в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования. В данных материалах раскрыты основные направления воспитательной работы куратора, дается перечень нормативного правового и методического обеспечения воспитательной работы с учащимися учебной группы.
Адресуется заместителям директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе, кураторам учебных групп, педагогам, а также всем, кто интересуется проблемами воспитания.

Формирование семейных ценностей у учащейся молодежи: сборник методических материалов

В данном сборнике актуализирована проблема укрепления института семьи, повышения роли семейных ценностей в белорусском обществе, сделан акцент на подготовке юношей и девушек к будущей семейной жизни, формировании осознанного родительства, предложены подходы к организации взаимодействия учреждения образования и семьи.
Предлагаемые методические материалы предназначены для педагогических работников учреждений образования и всех заинтересованных в вопросах семейного воспитания подрастающего поколения.

Организация экспериментальной и инновационной деятельности в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования: методические рекомендации

Методические рекомендации содержат требования к порядку организации и проведению экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. В приложениях приводятся макеты документов по организации экспериментальной и инновационной деятельности.
Первое издание вышло в 2008 г. Во втором издании терминология приведена в соответствии с принятым в 2011 г. Кодексом об образовании, внесены корректировки в связи с принятием новой Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, с учетом требований нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность учреждений образования. Третье издание содержит ряд исправлений в соответствии с изменениями в нормативных документах.
Адресованы специалистам региональных органов управления образованием, учебно-методических центров (кабинета) профессионального образования, а также руководителям и педагогическим работникам учреждений профессионально-технического и среднего специального образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования.

Опыт методической работы с молодыми специалистами: методические рекомендации

В методических рекомендациях представлен опыт работы педагогического коллектива УО «Гродненский государственный профессиональный лицей строителей № 1» по организации методической работы с молодыми специалистами.
Данное издание рекомендовано работникам учреждений образования и организаций, осуществляющих научно-методическое обеспечение образования и повышение квалификации педагогических работников.

Психологическое сопровождение образовательного процесса: сборник научных статей. Вып. 5. В 2 ч, Ч. 2

В сборнике представлены результаты научных исследований ученых и аспирантов, занимающихся проблемами психологического сопровождения личности в образовательном процессе, а также оригинальные статьи практических психологов учреждений образования Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины. Авторы рассматривают актуальные проблемы методологии, методики и практики психологического сопровождения личностного и профессионального развития учащейся молодежи.
Адресован научным работникам и преподавателям учреждений высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, учреждений дополнительного образования взрослых, аспирантам и магистрантам.

Методика преподавания общепрофессиональных и специальных учебных предметов ( дисциплин): учебно-методическое пособие

В учебно-методическом пособии освещены теоретические и практические аспекты методики преподавания общепрофессиональных и специальных учебных предметов (дисциплин) в учреждениях профессионального образования.
Адресовано педагогическим работникам системы профессионального образования.

Профессиональное образование: теория и практика: сборник научных статей

Сборник содержит результаты исследований, выполненных сотрудниками УО «Республиканский институт профессионального образования» и посвященных теоретическим и прикладным вопросам профессионального образования.
Предназначен для научных и педагогических работников, аспирантов и студентов.

Разработка и внедрение образовательной программы подготовки квалифицированных кадров по новой специальности в колледже: методические рекомендации

Обоснованы тенденции развития колледжей в современных социально-экономических условиях, актуальность обеспечения опережающей подготовки квалифицированных кадров по новым специальностям; представлены научные, научно-методические, нормативные материалы и опыт в области разработки структуры, содержания и ресурсного обеспечения образовательной программы по новой специальности, механизмы управления качеством ее реализации.
Для руководителей и педагогов учреждений профессионального образования, слушателей институтов и факультетов повышения квалификации и переподготовки кадров, занимающихся созданием, внедрением, обобщением и распространением научно-методического и нормативного обеспечения опережающей подготовки квалифицированных кадров по новым специальностям.

Методика организации дистанционного обучения в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования на основе LMS Moodle: учебно-методическое пособие

Содержит краткие сведения об основных тенденциях развития информационно-образовательного пространства Республики Беларусь, роли современных форм организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. Особое внимание уделено практическим занятиям, в которых дано подробное, пошаговое описание создания курса с интерактивными ресурсами и элементами. В рамках каждой практической работы представлена полезная информация, даны указания по выполнению заданий. Материал визуализирован экранными формами, схемами, графиками, что способствует закреплению теоретических знаний и формированию практических навыков работы в LMS Moodle.
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров, педагогов в качестве поддержки системного внедрения, инструмента активного использования дистанционных образовательных технологий при обучении различных категорий обучающихся.

Методика производственного обучения: учебно-методическое пособие

В книге представлены материалы по теории, методике и организации производственного обучения в учреждениях профессионально-технического образования.
Для слушателей курсов переподготовки по квалификации «Мастер производственного обучения», курсов повышения квалификации, аспирантов и научных сотрудников, изучающих проблемы подготовки квалифицированных рабочих, студентов инженерно-педагогических факультетов вузов, учащихся индустриально-педагогических колледжей.

Поэтапная организация образовательного процесса при реализации образовательных программ профессионально-технического образования: методические рекомендации

Материалы издания помогут определить необходимые варианты поэтапного обучения учащихся, скорректировать учебные планы и программы учреждений образования, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования, обеспечить методическое сопровождение и поэтапно организовать учебный процесс.
Адресованы работникам органов управления образованием, учебно-методических центров профессионального образования, руководителям учреждений образования, преподавателям, мастерам производственного обучения, методистам, слушателям курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических работников.

Разработка дистанционного курса: методические рекомендации

Предложенные методические рекомендации охватывают основные стороны процесса разработки дистанционного курса до его размещения на учебном портале.
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников учреждений образования, разрабатывающих дистанционные курсы.

Социальная педагогика: основы профессиональной деятельности социального педагога : учебник для студентов средних и высших учебных заведений: учебник

Учебник «Социальная педагогика: основы профессиональной деятельности» ориентирован на профессиональную подготовку студентов средних и высших учебных заведений, по направлениям «педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование» и «организация работы с молодёжью». Он включает материал, отвечающий требованиям современного уровня социального и социально-педагогического образования, а также вопросы для самоконтроля и литературу, позволяющую студентам углубить знания по темам.
Пособие адресовано студентам педагогических вузов и вузов, занимающихся подготовкой специалистов педагогического и психолого-педагогического направления, организации работы с молодежью; преподавателям, аспирантам и докторантам, изучающим вопросы, связанные с социальным воспитанием, а также слушателям системы дополнительного социально-педагогического образования.