Муниципальная собственность в мире

1. Осуществление от имени муниципального образования «Город Вологда» полномочий по учету, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом (за исключением земельных участков, полномочий по передаче муниципального имущества в аренду, коммерческий наем).

2. Обеспечение ведения реестра муниципальных земельных участков.

3. Участие в организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

4. Осуществление отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законами Вологодской области:

  • в сфере социальной защиты населения области» (с последующими изменениями).

5. Осуществление государственных полномочий, не переданных в установленном порядке:

  • оформление документов по приему в собственность муниципального образования «Город Вологда» находящегося на территории городского округа выморочного имущества (за исключением земельных участков);
  • сохранение и использование объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности.

1. По осуществлению от имени муниципального образования «Город Вологда» полномочий по учету, владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом (за исключением земельных участков, полномочий по передаче муниципального имущества в аренду, коммерческий наем):

1.1. Ведет реестр объектов муниципальной собственности города Вологды (далее — Реестр), в том числе имущества казны и муниципального жилищного фонда в соответствии с установленным порядком.

1.2. Ведет перечень муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и организаций, имеющих долю участия муниципального образования «Город Вологда».

1.3. По заявлению заинтересованных лиц предоставляет информацию об объектах учета, содержащихся в Реестре, в виде выписок из Реестра, а также в виде выписок из документов, устанавливающих основания для включения объектов в Реестр.

1.4. Организует работу и осуществляет действия для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, перехода прав на него, государственной регистрации договоров и обременений имущества, требующих регистрации в уполномоченном органе, за исключением договоров аренды, коммерческого найма муниципального имущества.

1.5. Организует работу по технической инвентаризации и постановке на государственный кадастровый учет и снятию с государственного кадастрового учета объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности, участвует в организации выполнения комплексных кадастровых работ и утверждении карты-плана территории.

1.6. Оформляет документы по включению имущества в казну города Вологды в установленном порядке.

1.7. Вносит предложения по вопросам разграничения государственной собственности и передачи объектов из собственности Российской Федерации, государственной собственности Вологодской области в собственность муниципального образования «Город Вологда», передачи объектов из собственности муниципального образования «Город Вологда» в федеральную или государственную собственность Вологодской области, передачи в собственность муниципального образования «Город Вологда» имущества юридических и физических лиц.

1.8. Оформляет документы по приему в собственность муниципального образования «Город Вологда» имущества (включая жилые помещения), находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также имущества, находящегося в собственности юридических и физических лиц.

1.9. Оформляет документы по приему в собственность муниципального образования «Город Вологда» жилых помещений от граждан, ранее приватизировавших жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания.

1.10. Оформляет документы по передаче имущества муниципального образования «Город Вологда» в федеральную собственность, в собственность субъектов Российской Федерации и собственность иных муниципальных образований.

1.11. Готовит проекты актов приема-передачи муниципального имущества.

1.12. Осуществляет действия по оформлению документов для постановки на учет бесхозяйного имущества.

1.13. Осуществляет действия по регистрации права собственности муниципального образования «Город Вологда» на бесхозяйное имущество.

1.14. Осуществляет действия по оформлению документов, связанных с приобретением имущества в собственность муниципального образования «Город Вологда».

1.15. Готовит проекты муниципальных правовых актов об утверждении перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, документы для заключения концессионных соглашений, инвестиционных договоров в целях привлечения финансовых средств, необходимых для проведения реконструкции объектов муниципальной собственности; готовит необходимые документы по определению долей муниципального образования «Город Вологда» в объектах, находящихся в общей долевой собственности, проекты соглашений об установлении долей в праве собственности на объекты, об определении и изменении размеров указанных долей, о разделе имущества, находящегося в общей долевой собственности, выделе из него доли в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.16. Осуществляет функции по управлению муниципальными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, 100% акций (долей) которых находится в собственности муниципального образования «Город Вологда», в соответствии с постановлением Администрации города Вологды от 14 сентября 2010 года № 4810 «О Разграничении функций по управлению муниципальными унитарными предприятиями, открытыми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью в случае, если в собственности муниципального образования «Город Вологда» находится 100 процентов акций открытого акционерного общества, 100 процентов долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, не закрепленных за муниципальными предприятиями, учреждениями, между органами Администрации города Вологды» (с последующими изменениями).

1.17. Осуществляет полномочия учредителя в отношении муниципальных учреждений в соответствии с постановлением Администрации города Вологды от 25 октября 2010 года № 5647 «О разграничении полномочий учредителя, выполняемых Администрацией города Вологды в отношении муниципальных учреждений, между отраслевыми и функциональными (территориальными) органами Администрации города Вологды» (с последующими изменениями).

1.18. Проводит сверки данных перечней объектов основных средств муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений с данными Реестра.

1.19. Координирует деятельность муниципального казенного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории муниципального образования «Город Вологда» по вопросу организации передачи жилых помещений, находящихся в собственности муниципального образования «Город Вологда», в собственность граждан путем приватизации.

1.20. Организует встречи и переговоры с руководителями муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

1.21. Обеспечивает участие представителей Отдела в заседаниях Комиссии по оценке эффективности деятельности муниципальных унитарных предприятий Администрации города Вологды.

1.22. Участвует в разработке мероприятий по недопущению приведения муниципальных унитарных предприятий к несостоятельности (банкротству) и принимает участие в решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) в отношении муниципальных унитарных предприятий.

1.23. Готовит необходимые документы по внесению недвижимого и движимого имущества в уставной (складочный) капитал юридических лиц.

1.24. Готовит проекты муниципальных правовых актов о списании аварийных, обгоревших и разрушенных муниципальных жилых домов, подлежащих сносу.

1.25. В соответствии с действующим законодательством согласовывает залог (ипотеку) движимого и недвижимого имущества (в том числе земельных участков) и готовит проекты соответствующих муниципальных правовых актов.

1.26. Готовит в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проекты муниципальных правовых актов:

о проведении торгов на право заключения договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, находящимся в казне города Вологды;

о предоставлении муниципального имущества без проведения торгов во владение или пользование по договору безвозмездного пользования муниципального имущества, находящегося в казне города Вологды, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с последующими изменениями).

ходатайств о предоставлении муниципальной преференции в части предоставления в безвозмездное пользование муниципального имущества, находящегося в казне города Вологды, в хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, в оперативном управлении муниципальных учреждений, без проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с последующими изменениями);

договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом, находящимся в казне города Вологды.

1.28. Составляет проекты ежегодных планов и графиков выездных проверок деятельности муниципальных учреждений, казенных предприятий, унитарных предприятий, связанной с использованием, распоряжением, обеспечением сохранности муниципального имущества, выполнением условий договоров аренды, субаренды, безвозмездного пользования муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений и казенных предприятий, хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, в установленном порядке.

1.29. Участвует в осуществлении контроля за целевым использованием и сохранностью муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, муниципальными учреждениями на праве оперативного управления, а также предоставленного во владение и пользование по договорам безвозмездного пользования, проведении проверок использования имущества, составлении актов проверок использования муниципального имущества и в случае выявления нарушений принимает необходимые меры к устранению выявленных нарушений.

1.30. Участвует в согласовании документов о проведении реконструкции, капитального ремонта, переустройства и перепланировки муниципальных нежилых помещений; готовит документы о передаче затрат на их проведение.

1.31. Организует работу по оценке стоимости имущества в установленном порядке.

1.32. Готовит документы по изъятию в установленном порядке из оперативного управления муниципальных учреждений и муниципальных казенных предприятий излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению муниципального имущества, вносит предложения по его дальнейшему использованию.

1.33. Участвует в разработке проекта Прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества города Вологды. Вносит предложения и участвует в проведении экономической оценки предложений о включении объектов муниципальной собственности в Прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества города Вологды.

1.34. Обеспечивает проведение страхования муниципального имущества, закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения и муниципальными учреждениями на праве оперативного управления.

1.35. Разрабатывает порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в собственности муниципального образования «Город Вологда», вносит изменения в него.

1.36. Участвует в создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации муниципальных учреждений.

1.37. Обеспечивает выполнение функций уполномоченного органа в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» (с последующими изменениями).

Смотрите так же:  Надзор прокурора за законностью производства следственных действий

1.38. Обеспечивает осуществление специалистами Отдела внутреннего финансового контроля в соответствии с их должностными регламентами (должностными инструкциями) в отношении внутренних бюджетных процедур, предусмотренных подпунктами «а» и «и» пункта 4 Правил осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Администрации города Вологды от 2 июня 2014 года № 3864 (с последующими изменениями).

2. По обеспечению ведения реестра муниципальных земельных участков:

2.1. Ведет реестр муниципальных земельных участков.

2.2. По заявлению заинтересованных лиц предоставляет информацию об объектах учета, содержащихся в Реестре, в виде выписок из Реестра, а также в виде выписок из документов, устанавливающих основания для включения объектов в Реестр.

3. По участию в организации и осуществлении мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: проводит инвентаризацию сохранившегося и организует оценку состояния поврежденного муниципального имущества.

4. По осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с законами Вологодской области от 17 декабря 2007 года № 1719-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования» (с последующими изменениями) и от 17 декабря 2007 года № 1720-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству и по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), лиц из числа детей указанных категорий» (с последующими изменениями):

проводит проверку проектов договоров о предоставлении имущества Вологодской области в управление органу местного самоуправления, а также договоров о порядке использования переданного имущества области.

5. По осуществлению государственных полномочий, не переданных в установленном порядке:

5.1. Оформляет документы по приему в порядке наследования по закону в собственность муниципального образования «Город Вологда» находящегося на территории городского округа выморочного имущества, указанного в пункте 2 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации (за исключением земельных участков).

5.2. По сохранению и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в муниципальной собственности:

готовит документы о закреплении на праве хозяйственного ведения (оперативного управления) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) с условием их обременения охранными обязательствами в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

принимает меры, направленные на предотвращение разрушения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) или причинения им вреда, контроль за их сохранением и использованием в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (с последующими изменениями), в пределах компетенции Отдела.

6. По решению вопросов общей компетенции:

6.1. Готовит проекты муниципальных правовых актов, принимает участие в подготовке материалов на заседания постоянных комитетов Вологодской городской Думы по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

6.2. Согласовывает проекты муниципальных правовых актов по вопросам компетенции Отдела.

6.3. Готовит необходимые отчеты, аналитические справки, информацию по вопросам деятельности Отдела.

6.4. Ведет в установленном порядке реестр расходных обязательств Администрации города Вологды по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

разработку административных регламентов предоставления муниципальных услуг, осуществляемых Отделом, в порядке, установленном постановлением Администрации города Вологды от 28 октября 2010 года № 5755 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг» (с последующими изменениями);

формирование и размещение сведений о предоставляемых (осуществляемых) муниципальных услугах, об их изменении (исключении) в (из) Реестре(а) муниципальных услуг муниципального образования «Город Вологда», а также проведение мониторинга и анализа размещенных сведений на предмет их достоверности и полноты.

6.6. Прогнозирует, определяет объем, участвует в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в части компетенции Отдела.

6.7. Участвует в составлении прогнозов социально-экономического развития муниципального образования «Город Вологда» по вопросам, входящим в компетенцию Отдела.

6.8. Обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты информации, составляющей государственную, служебную, коммерческую и иную тайну, полученной в процессе деятельности Отдела.

6.9. Рассматривает обращения граждан и юридических лиц по вопросам компетенции Отдела.

6.10. Осуществляет прием граждан и представителей организаций по вопросам компетенции Отдела.

6.11. Работает с архивными документами, обеспечивает их учет и сохранность.

6.12. Готовит предложения по совершенствованию работы Отдела и договорных отношений в данной сфере.

6.13. Организует делопроизводство и контроль за его состоянием. Обеспечивает работу в системе электронного документооборота «Дело» в Отделе.

6.14. Обеспечивает формирование, актуализацию в автоматизированной информационной системе «Телефонный справочник Администрации города Вологды» и оформление сводного телефонного справочника о муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах (публичных и непубличных) и обществах с ограниченной ответственностью, 100% акций, долей которых находится в муниципальной собственности.

6.15. Обеспечивает выполнение мероприятий по противопожарной безопасности и мобилизационной подготовке на территории муниципального образования «Город Вологда» в пределах компетенции Отдела.

6.16. Участвует в профилактике терроризма и экстремизма на территории городского округа в пределах компетенции Отдела.

6.17. Обеспечивает подготовку и представление в установленном порядке информации по вопросам компетенции Департамента для последующего ее размещения на официальном сайте Администрации города Вологды в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в средствах массовой информации.

6.18. Обеспечивает подготовку и представление в установленном порядке доклада о результатах деятельности в соответствии с распоряжением Администрации города Вологды от 27 мая 2013 года № 226 «Об оценке эффективности и результативности деятельности органов Администрации города Вологды, профессиональной деятельности работников Администрации города Вологды» (с последующими изменениями) в пределах компетенции Отдела.

6.19. Выполняет функции уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации) государственного (муниципального) органа, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 года № 10 (с последующими изменениями), при реализации процедуры передачи подарков, полученных Мэром города Вологды и муниципальными служащими Администрации города Вологды (включая муниципальных служащих отраслевых органов Администрации города Вологды) в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей.

§ 3. Муниципальная собственность

Закон о собственности выделяет в качестве самостоятельной формы право муниципальной собственности. Помещение d-о в разд. IV — «Право государственной и муниципальной собственности» скорее показывает его происхождение, чем характеризует природу права муниципальной собственности.

Сходство права муниципальной собственности с государственной состоит в том, что распоряжение и управление имуществом осуществляют соответствующие местные Советы народных депутатов и органы самоуправления (п. 3 ст. 23 Закона о собственности). Муниципальная собственность также является достоянием населения соответствующей территории (ч. 1 ст. 37 Закона о местном самоуправлении). В то же время право муниципальной собственности отличается от права государственной собственности тем, что это иные собственники, которые распоряжаются и управляют своим имуществом в соответствии с Законом о местном самоуправлении. определяющим структур)’ и организационные основы деятельности местных Советов народных депутатов и местных органов самоуправления. Субъектами муниципальной собственности являются прежде всего районные и городские Сонеты народных депутатов.

В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образовании находятся: имущество местных органов государственной власти н местного самоуправления, средства местного бюджета п внебюджетных фондов, жилой фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении. В муниципальной собственности могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении (ст. 23 Закона о собственности).

Экономическую базу местного самоуправления составлю- ют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, расти_ тельный и животный мир), муниципальная и иная с°б^твеп. иость, служащая источником получения доходов МоСтиог0 самоуправления и удовлетворению потребностей |Гця

соответствующей территории (ст. 36 Закона о мести0^ моуправленпп).

Однако все же основным фундаментом в становл^, п развитии местного самоуправления должна стать МуГцП пальпая собственность. Она формируется, как уже указь^ валось, в соответствии с постановленном Верховного С^дста Российской Федерации «О разграничении [‘осУЛаРст11онной собственности» от 27 декабря 1991 г. на федеральную ГОСу дарственную н муниципальную. Объекты госУлаРст?ч.Н(|0|»1 собственности, перечисленные в Приложении № 3 К ;.у|.ому постановлению, независимо от того, на чьем балап 3 — 0во_ го назначения.

Специально выделяются среди предприятий, иепосредст венно осуществляющих коммунальное обслуживание по^ бителе и, жилищно-эксплуатационные и ремонтио-строп’^^ ь_ пые предприятия.

В Приложении № 3 уточняется, что объекты инженер, 0|- инфраструктуры, входящие в состав имущества предпри^

не включаются в муниципальную собственность гоРодоп’ К муниципальной собственности ОТНОСИТСЯ не ТОЛЬКО 1’0р0д’ его в разд. IV — «Право государственной ^муниципальной собствепности» скорее показывает его происхождение, чем характеризует природу права муниципальной собственности. Наличие ст. 24 и 25, в которых объединяются нормы того и и другого права собственности в этом разделе, — это юридико-технический прием, -позволяющий создать компактный нормативный материал. Хотя надо отметить, что становление права муниципальной собственности еще в начальной стадии.

Смотрите так же:  Ходатайство об отложении госпошлины

Сходство права муниципальной собственности с государственной состоит в том, что распоряжение и управление имуществом осуществляют соответствующие местные Советы народных депутатов п органы самоуправления (п. 3 ст. 23 Закона о собственности). Муниципальная собственность также является достоянием населения соответствующей территории (ч. I ст. 37 Закона о местном самоуправлении). В то же время право муниципальной собственности отличается от права государственной собственности тем, что это иные собственники, которые распоряжаются и управляют своим имуществом в соответствии с Законом о местном самоуправлении. определяющим структуру и организационные основы деятельности местных Сонетов народных депутатов п местных органов самоуправления. Субъектами муниципальной собственности являются прежде всего районные и городские Советы народных депутатов.

В муниципальной собственности района, города и входящих в них административно-территориальных образовании находятся: имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилой фонд, нежилые помещения в домах жилищного фонда, объекты инженерной инфраструктуры (сооружения и сети водопроводно-канализационного хозяйства, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, городского электрического транспорта, объекты внешнего благоустройства) и другие объекты, непосредственно осуществляющие коммунальное обслуживание потребителей и находящиеся на территории Советов народных депутатов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о местном самоуправлении. В муниципальной собственности могут находиться предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорта, промышленные, строительные и другие предприятия, имущественные комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития и выполнения других задач, стоящих перед соответствующими административно-территориальными образованиями в соответствии с законодательством о местном самоуправлении (ст. 23 Закона о собственности).

Экономическую базу местного самоуправления состав ля- ют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), муниципальная и иная собственность, служащая источником получения доходов местного самоуправления и удовлетворению потребностей населения соответствующей территории (ст. 36 Закона о местном самоуправлении) .

Однако все же основным фундаментом в становлении и развитии местного самоуправления должка стать муниципальная собственность. Она формируется, как уже указывалось, в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности» от 27 декабря 1991 г. на федеральную, государственную н муниципальную. Объекты государственной собственности, перечисленные в Приложении № 3 к этому постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). Такое толкование города и района является ограничительным по сравнению с тем, которое содержится в ст. 23 Закона о собственности. Конечно, такое решение имеет и положительные стороны. Не происходит излишнего размельчи ния объектов муниципального имущества, и, кроме того, местные СопетьI народных депутатов в случае необходимости вправе передать отдельные объекты в собственность входящих в них административно-территориальных образова ппп.

Какие новые моменты вносит Приложение № 3 — «Объекты, относящиеся к муниципальной собственности» в перечень объектов муниципальной собственности, содержащийся в уже приведен поп ст. 23 Закона о собственности?

Прежде всего это конкретизация правил, установленных ь этой норме закона.

Под жилым и нежилым фондами понимаются также и здания, и строения, ранее переданные местными Советами народных депутатов в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенпо-прнстроенпые нежилые помещения, возведенные за счет 5- и 7-процентных отчислении на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.

Специально выделяются среди предприятии, непосредственно осуществляющих коммунальное обслуживание потребителей, жилищно-эксплуатационные и ремонтио-строптель- пые предприятия.

В Приложении № 3 уточняется, что объекты инженерной инфраструктуры, входящие в состав имущества предприятии, не включаются в муниципальную собственность городов. К муниципальной собственности относится не только городской электрический транспорт, как сказано в п. 1 ст. 23 Закона о с обет вен ноет и, но и вообще весь городской пассажир- скпп транспорт (включая метрополитен).

К муниципальной собственности относятся объекты гос\— дарственно11 собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Росеннекой Федерации, краев, областей, автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов: —

предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; —

оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производствеппо-техничеекон комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятии; —

учреждения и объекты здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры п спорта (п. 2 Приложения № 3). Предприятия и объекты общественного питания, учреждения на родного образовании, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Росси некой Федерации (п. 3), а также предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятии (кроме закрытой сети) (п. А При ложе пня № 3), относятся к муниципальной собствен пости.

Анализируя содержание Приложения Я? 3, необходимо его соотносить с другими приложениями к Постановлению о разграничении государственной собственности (например, с п. 3, 4 разд. IV Приложения № 1 или с п. 7, 9 Приложения № 2).

Оформление передачи объектов в муниципальную собственное гь осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п. 5 Постановления о разграничении государственной собственности).

Порядок составления и утверждения перечня объектов, передаваемых в муниципальную собственность городов и районов, предусмотрен в и, 9 Положения об определении состава собственности. Для передачи объектов в муниципальную собственность комитет по управлению имуществом города, района разрабатывает их перечень. В него могут быть включены только объекты, относящиеся к муниципальной собственности в соответствии с Приложением № 3 к Постановлению о разграничении государственной собственности. В эти перечни включаются государственные предприятия, объединения государственных предприятий. В составе объе- дпнений указываются предприятия с правами юридического лица.

Порядок определения собственности на государственное имущество, переданное на баланс, в уставные капиталы (фонды) акционерных обществ, товариществ и иных предприятии и организации, регулируется специальным положением.

Совет народных депутатов города, района утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность. Утвержденные и оформленные в указанном порядке перечни представляются в двух идентичных экземплярах в соответствующий комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа. Комитет регистрирует представленные перечни в день их поступления. Перечни объектов, предлагаемых к передаче в муниципальную собственность, должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатями утвердившего их органа (постранично).

Комитет по управлению имуществом республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области или автономного округа проверяет соответствие представленных перечней требованиям, установленным в Приложении № 3. В случае обнаружения нарушений эти перечни исключаются из регистрационного перечня, о чем комитет в недельный срок со дня регистрации перечня уведомляет орган, утвердивший перечень. По этим объектам подготавливается отдельное решение соответствующего Верховного Совета или Совета народных депутатов.

Объекты, полностью соответствующие требованиям Приложения № 3 Постановления о разграничении государственной собственности, подлежат передаче в муниципальную собственность в двухмесячный срок со дня регистрации перечня.

Иные объекты могут быть /переданы в муниципальную собственность решением Совета народных депутатов респуб- лпкп, края, области, автономной области, автономного округа после передачи их в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов А^осквы и Санкт-Петербурга.

Не исключенные из перечня объекты считаются переданными в муниципальную собственность района, города с момента принятия решения о передаче Верховным Советом рес- 5—565 публики в составе Российской Федерации, Советом народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа или по истечении двухмесячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Срок исчисляется в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок оформления прав муниципальной собственности такой же, как и собственности республик, краев, областей и автономных образований (п. 10—15 Положения об определении состава собственности).

Распоряжение и управление объектами муниципальной собственности осуществляют местные Советы и местная администрация в соответствии с разграничением компетенции, установленным Законом о местном самоуправлении. Местные Советы н местная администрация вправе:

а) передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во временное или постоянное пользование, сдавать их в аренду, продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством и актами местных Советов, изданными в пределах их компетенции;.

б) распоряжаться средствами местного бюджета, внебюджетными и валютными фондами;

в) устанавливать при отчуждении муниципальных предприятии ограничения на определенный срок по перепрофилированию этих предприятий, а также по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции;

г) требовать от соответствующих органов передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий, их структурных подразделении, а также иного имущества, находящегося в государственной собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых н социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования ее хозяйственного комплекса;

д) получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае отчуждения в государственную собственность объектов муниципальной собственности;

е) передавать право распоряжения отдельными объектами муниципальной собственности другим органам местного самоуправления.

Местные Советы обладают преимущественным по отношению к государственным органам правом на приобретение в установленном законом порядке находящихся на их территории зданий, сооружений и иных объектов, которые могут использоваться для местных нужд.

Смотрите так же:  Ликвидация товара купить

Органы местной администрации в пределах своей компетенции управляют объектами муниципальной собственности, а также распоряжаются средствами соответствующего местного бюджета. Перечень объектов муниципальной собственности, распоряжение которыми осуществляется с согласия Совета, а также размер вклада местного Совета в имущество предприятий из бюджетных средств устанавливаются соответствующим местным Советом (ст. 38 Закона о местном самоуправлении).

Местный Совет и местная администрация вправе объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры (п. 8 ст. 39 Закона о местном самоуправлении).

Разграничение государственной собственности по видам и выделение из нее муниципальной собственности заставляет еще раз вернуться к правилу п. 2 ст. 20 Закона о собственности, в котором говорится о независимости собственников Российской Федерации, республик, краев, областей, автономных образований, а также субъектов муниципальной собственности. Соответствует ли это требованию п. 12 Постановления о разграничении государственной собственности? В нем, в частности, предписывается Правительству РФ разработать и утвердить положение, определяющее порядок участия территориальных органов управления в регулировании деятельности предприятий и объектов, находящихся в федеральной собственности, и центральных органов государственного управления— в регулировании деятельности предприятии и объектов, передаваемых в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность. Такое поручение Верховного Совета Российской Федерации Пр авительству РФ в определенной степени нарушает права Верховных Советов республик, Советов народных депутатов и местных Советов как собственников своего имущества. Эта норма дает основание для административного вмешательства центральных органов управления в деятельность государственных и муниципальных предприятий, имущество которых не является федеральной собственностью. За государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями закрепляли имущество на праве полного хозяйственного ведения и оперативного управления соответствующие Советы народных депутатов, м только они (как собственники) вправе вмешиваться на основе закона в хозяйственную деятельность своих предприятий. При этом такое вмешательство ограничивается рамками п. 2 ст. 5 Закона о собственности и учредительными документами.

В условиях развернувшейся приватизации и принятия связанного с ней обширного законодательства правило п. 2 ст. 24 Закона о собственности не согласуется с этим законодательством. В частности, в этой статье предусмотрено, что в случае принятия органом, правомочным управлять государственным плп муниципальным имуществом, решения о реорганизации и ликвидации государственного или муниципальною предприятия трудовой коллектив вправе потребовать передачи предприятия в аренду или преобразования его в иное предприятие, основанное па частной собственности.

Вызывает также сомнение правомерность п. 13, 14 Постановления о разграничении государственной собственности, поскольку они игнорируют принцип независимости каждого государственного и муниципального собственника и представляют собой форму давления, заставляя республику, область. автономное образование, район или город выполнять решение вышестоящего органа государственной власти и управления. Ведь требования, устанавливаемые Государственной программой приватизации, другими актами Верховного Совета и Президента Российской Федерации, — это еще пе законы, а, по существу, индивидуальные акты управления (например, задания по приватизации). В случае же невыполнения органами государственной власти и управления (местной адмп ипетрацпп) национально-государстве иных, национально- п административно-территориальных образований требований п особых условий приватизации в отношении отдельных объектов плп групп объектов эти объекты подлежат безусловному п безвозмездному изъятию в федеральную собственность в порядке, устанавливаемом в соответствии с за- к о 11 од а тел ь ст во м Росси и с ко и Федерации.

Подучается, что объекты передаются в государственную плп муниципальную собственность при условии выполнения будущим собственником каких-то обязательств. По тогда передача государственного или муниципального имущества от одного собственника другому во многом теряет черты акта государственно-правового характера и приближается к приватизации. Разграничить государственную собственность между федеральной, государственной и муниципальной чрезвычайно трудно, и следовало бы (кроме Приложений № 1, 2, 3) предусмотреть юридические процедуры рассмотрения возможных разногласий (может быть, даже в рамках Конституционного суда Российской Федерации), а не заставлять Советы народных депутатов, в том числе Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, выполнять требования и особые условия приватизации под угрозой изъятия объектов в федеральную собственность. Нельзя по этим соображениям согласиться с требованием п. 17 Положения об определении состава собственности, согласно которому все разъяснения по вопросам, связанным с применением этого Положения, даются Госкомимуществом РФ. Поскольку передача объектов из федеральной собственности в государственную н муниципальную затрагивает интересы независимых собственников, то сам прнншш устройства правового государства требует рассмотрения разногласии в судебном порядке. Отдание приоритета воле вышестоящего собственника недопустимо в актах индивидуального характера.

В ст. 24 Закона о собственности определяется, что имущество, являющееся государственной пли муниципальной соб-

ственпостыо и закрепленное .чл государственным или муниципальным предприятием, принадлежит нредпріг/п ІІЮ на праве полного хозяйственного веления. Имущество, являющееся государственной плп муниципальной собственностью и закрепленное собственником за учреждением, состоящим на государственном плп муниципальном бюджете, находится в оперативном управлении учреждения. В Законе о предприятиях п предпринимательской деятельности нет указании об образовании каких-то имущественных фондов государственного <муниципального) предприятия, как это было, например, в Законе СССР о государственном предприятии (объединении)—фонд развития производства, пауки п техники, оонд материального поощрения н т. д., обычно называемые фондами экономического стимулирова ни я.

В Указе Президента РСФСР от 3 декабря 1991 г. «О первоочередных мерах по организации работы промышленности» предусмотрено, что государственные предприятия за. счет прибыли, остающейся после уплаты налогов, могут создавать приватизационные фонды с открытием личных лицевых счетов приватизации работников предприятии с использованием средств на эти цели в порядке, предусмотренном Законом об именных приватизационных счетах и вкладах п Государственной программой приватизации, а также создавать пенсионные фонды для увеличения размера пепсин работников своих предприятий 1.

В соответствии с Временным положением о порядке использования в 1992 г. при приватизации средств фондов экономического стимулирования и прибыли государственных и муниципальных предприятии, утвержденным Указом Президента РОССИЙСКОЙ Федерации от 29 января 1992 г., приватизационный фонд образуется по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива предприятия. Остатки средств фондов экономического стимулирования п части полученной в 1992 г. фактической прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов п других об я- зательных платежей, распределяются между работниками предприятия на их личные лицевые счета. В приватизационный фонд можно направлять не более 50 процентов остатков фондов экономического стимулирования (по балансу по состоянию па 1 января 1992 г.) и 10 процентов полученной в 1992 г. фактической прибыли. В него не может направляться прибыль, полученная от реализации основных фондов предприятия, амортизационные отчисления и средства ремонтного фонда. Размер средств приватизационного фонда, зачисляемых па личный ? лицевой счет приватизации каждого работника предприятия, определяется трудовым коллективом самостоятельно п утверждается общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия. Право собственности в отношении средств на личном лицевом счете приватизации работника предприятия может переходить другим лицам в порядке наследования. На личные лицевые счета приватизации работников государственных и муниципальных предприятий по решению работника могут также зачисляться доходы, выплачиваемые по акциям трудового коллектива, средства, направляемые на оплату труда (после уплаты налогов), личные сбережения работников. Оплата приобретаемых работниками предприятий приватизируемых объектов государственной и муниципальной собственности, акций акционерных обществ с использованием личных лицевых счетов приватизации осуществляется путем безналичных перечислений па счета комитетов (фондов имущества) !.

В условиях широко развернувшейся приватизации государственных и муниципальных предприятий важное значение приобретает оценка их имущества при определении начальной цепы предприятия, величины уставного капитала акционерного общества. Временные методические указания по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1992 ]’., в состав оцениваемого имущества предприятия включают основные средства и вложения, запасы и затраты, денежные средства н другие финансовые активы и дают основные элементы этих рубрик56. Тем не менее необходимость обращаться к Положению о бухгалтерских отчетах и балансах. утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 29 июня 1979 г.57, остается, когда, например, требуется выяснить прочие статьи по разделу «Основные средства н другие долгосрочные вложения» или перечень оборотных средств.

Решая вопросы правового режима государственного имущества, надо помнить о существовании Инструкции о порядке расчетов за передаваемые предприятия, объединения, организации, учреждения, здания и сооружения, утвержденной Министерством финансов СССР и Госпланом СССР 16 апреля 1980 г. № 75, с изменениями и дополнениями, внесенными письмом Минфина СССР и Госплана СССР от 18 августа 1989 г. № 95 \ и Положения о порядке начисления амортизационных отчислении по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29 декабря 1990 г. 2 Эти союзные акты, равно как и другие, можно использовать при решении имущественных вопросов па предприятии, но взаимоотношениях с третьими лицами. Необходимо только выверять их нормы на непротиворечивость положениям Закона о собственности ц другим законодательным и нормативным актам Российской Федерации.