Неверно оплаченный налог на земельный участок

Поступили счета на оплату налога на земельный участок, объект незавершонного строительства и два автомобиля. Ошибочно мною при оплате указанных счетов (3 счета) на сайте сбербанка был указан указан одинаковый ИНДЕКС ДОКУМЕНТА, соответствующий счету оплаты налога за объект незавершенного строительства. Иными словами, оплата налогов за автомобили и земельный участок была переведена в счет оплаты стоимости налога объекта незавершенного строительства, если я все правильно понял. Будьте добры, подскажите какие действия следует выполнить, что бы решить вопрос поступления ошибочно перечисленных денег на соответствующие счета. Заранее благодарен.

Ответы юристов (4)

Уважаемый Виктор, зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Вам необходимо обратиться с заявлениями в ифнс:

— о зачете излишне уплаченного налога на имущество физ. лиц («за объект незавершенного строительства») в счет уплаты земельного налога, а в отношении суммы транспортного налога о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Кстати объекты незавершенного строительства выступают в качестве объектов налогообложения, только с 1 января 2015 г.

Налоговым периодом по данному налогу признается календарный год.

Сам налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

То есть, обязанность по уплате налога на имущество физ. лиц («за объект незавершенного строительства») возникает у граждан обладающих такими объектами только с 1 января 2015 года со сроком уплаты не позднее 1 октября 2016 года. За предшествующие указанной дате (01.01.2015) годы, то есть 2014, 2013, 2012 и т.д. годы лица обладающие объектами незавершенного строительства не являются налогоплательщиками этого налога, поскольку как я уже указал выше сами объекты незавершенного строительства выступают в качестве объектов налогообложения, только с 1 января 2015 года.

То есть вам нужно обратиться в ифнс с заявлением о возврате суммы уплаченной и в счет уплаты налога на имущество физ. лиц («за объект незавершенного строительства»).

Уточнение клиента

Огромное спасибо за разъяснения и оперативность.

25 Октября 2015, 14:29

Есть вопрос к юристу?

Пожалуйста Виктор, Подскажите а почему вы решили оплатить налог по объекту незавершенного строительства?

Уточнение клиента

Пришел счет. Как законопослушный гражданин, который привык верить государству, оплатил налоги. Честно говоря, не помню платил ли налог за объкт незавершенного строительства в предыдущие годы. Проживаю в этом объекте уже около 10 лет. Скоро работы будут окончены и потребуется ввод в эксплуатацию.

25 Октября 2015, 17:11

Уточнение клиента

В расчете указан объект «Иные строения, помещения и сооружения». Налоговый период — 2014 год. Получается, нельзя верить налоговым структурам?)

25 Октября 2015, 17:16

Уточнение клиента

За 2013 год — объект называется «жилые дома». За 2012 — то же. Налог небольшой — 1014 рублей.

25 Октября 2015, 17:18

Верить вообще никому не стоит.

Налог небольшой — 1014 рублей.
Виктор

Несложно посчитать, что если налоговики собрали в одном налоговом периоде даже с 10 000 налогоплательщиков по 1000 рублей, то бюджет вашего города пополнился на 10 миллионов рублей. (Налог на имущество физ. лиц относится к местным налогам и сборам).

Объект налогообложения обязательный элемент налогообложения, который определяется законодателем. Правом придумывать такие объекты налоговики не наделены. Поэтому в вашем случае возложение Инспекцией ФНС по Ростову на Дону на вас обязанности об уплате налога на имущество физических лиц по объекту незавершенного строительства за предшествующие 2015 году периоды не правомерны.

Вам следует обратиться в налоговую с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов на имущество физических лиц по объекту незавершенного строительства, поскольку объекты незавершенного строительства до 1 января 2015 года не признавались объектами налогообложения. В случае невозврата обратиться в суд. Зачем дарить деньги местному бюджету когда их можно зачесть в счет других платежей, например, по земельному налогу.

Верить вообще никому не стоит.

Налог небольшой — 1014 рублей.
Виктор

Несложно посчитать, что если налоговики собрали в одном налоговом периоде даже с 10 000 налогоплательщиков по 1000 рублей, то бюджет вашего города пополнился на 10 миллионов рублей. (Налог на имущество физ. лиц относится к местным налогам и сборам).

Объект налогообложения обязательный элемент налогообложения, который определяется законодателем. Правом придумывать такие объекты налоговики не наделены. Поэтому в вашем случае возложение Инспекцией ФНС по Ростову на Дону на вас обязанности об уплате налога на имущество физических лиц по объекту незавершенного строительства за предшествующие 2015 году периоды не правомерны.

Вам следует обратиться в налоговую с заявлением о возврате излишне уплаченных налогов на имущество физических лиц по объекту незавершенного строительства, поскольку объекты незавершенного строительства до 1 января 2015 года не признавались объектами налогообложения. В случае невозврата обратиться в суд. Зачем дарить деньги местному бюджету когда их можно зачесть в счет других платежей, например, по земельному налогу.

В расчете указан объект «Иные строения, помещения и сооружения». Налоговый период — 2014 год.
Виктор За 2013 год — объект называется «жилые дома». За 2012 — то же
Виктор

Как его не назови по факту объект незавершенного строительства так и остается объектом незавершенного строительства. И это ничего не меняет.

Уточнение клиента

Спасибо. Будем работать в этом направлении)

Об учете сумм налога на имущество, транспортного и земельного налога при налогообложении прибыли

Вправе ли организация (общий режим налогообложения) учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы налога на имущество, транспортного налога и земельного налога? Об этом, а также об отражении начисления данных налогов на счетах бухгалтерского учета рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Екатерина Лазукова и Дмитрий Игнатьев.

Может ли организация, применяющая общую систему налогообложения, учесть расходы на транспортный и земельный налог, а также налог на имущество организаций в составе затрат при формировании налогооблагаемой прибыли? Какие должны быть сделаны бухгалтерские проводки по начислению данных налогов?

Налоговый учет

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Так, в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.

Налог на имущество организаций и транспортный налог являются региональными налогами (ст. 14 НК РФ), а земельный налог — местным налогом (ст. 15 НК РФ). При этом нормы ст. 270 НК РФ не содержат запрета на учет сумм указанных налогов при расчете налогооблагаемой прибыли.

Таким образом, организация вправе учесть при формировании налоговой базы по налогу на прибыль суммы налога на имущество, транспортного налога и земельного налога, начисленные в установленном НК РФ порядке (дополнительно смотрите письма Минфина России от 04.07.2011 N 03-03-06/2/108, от 27.12.2010 N 03-03-06/2/21, от 04.03.2010 N 03-03-06/1/110, от 19.12.2006 N 03-03-04/2/261, от 04.06.2006 N 03-06-04-04/28).

Документальным подтверждением затрат в виде сумм начисленных транспортного налога, земельного налога и налога на имущество организаций будут являться первичные документы: справка бухгалтера, расчет суммы авансового платежа по налогу и т.п. (название документа не имеет значения), содержащие реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (письмо ФНС России от 09.06.2011 N ЕД-4-3/[email protected]).

Для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, датой осуществления расходов в виде сумм налогов признается дата их начисления (пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.

Соответственно, датой признания расходов в виде сумм налогов является последний день отчетного (налогового) периода, за который начислены рассматриваемые налоги (дополнительно смотрите письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/333).

Бухгалтерский учет

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций регулируются нормами ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее — ПБУ 10/99).

Смотрите так же:  Череповец налоговая декларация

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами (п. 4 ПБУ 10/99).

Нормы ПБУ 10/99 не содержат императивных норм, регулирующих порядок квалификации расходов в виде сумм транспортного, земельного налога и налога на имущества организаций. Нормы НК РФ также не определяют источника покрытия данных платежей.

Учитывая изложенное, считаем, что организация, в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», вправе самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности и направлений использования земельных участков, транспортных средств и иных объектов основных средств, являющихся объектами обложения земельным, транспортным налогом и налогом на имущество организаций, а также с учетом п. 5 ПБУ 10/99 установить, относятся ли суммы начисленных к уплате налогов к расходам по обычным видам деятельности, или же их следует рассматривать в качестве прочих расходов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В первом случае начисление налогов будет отражаться на счетах бухгалтерского учета следующим образом:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу (земельному налогу, налогу на имущество организаций)»

— начислен транспортный налог (земельный налог, налог на имущество организаций).

Во втором случае начисление налогов следует отразить записью по дебету счета 91, субсчет «Прочие расходы» и кредиту счета 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу (земельному налогу, налогу на имущество организаций)».

Отметим, что, по мнению Минфина России (смотрите, например, письма от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 и от 05.10.2005 N 07-05-12/10), налог на имущество организаций относится к расходам по обычным видам деятельности.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

2.2 Классификация налогов

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Классификация налогов в РФ в зависимости от уровня установления

  • Налог на добавленную стоимость;
  • Акцизы;
  • Налог на доходы физических лиц;
  • Налог на прибыль организаций;
  • Налог на добычу полезных ископаемых;
  • Водный налог;
  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Государственная пошлина.
  • Налог на имущество организаций;
  • Транспортный налог;
  • Налог на игорный бизнес.
  • Земельный налог;
  • Налог на имущество физических лиц.

При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на недвижимость прекращается действие налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги — наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

  • включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);
  • относимые на издержки обращения и затраты производства;
  • относимые на финансовые результаты;
  • уплачиваемые за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении налогоплательщика.

В зависимости от принадлежности к уровню бюджета налоги можно подразделить так:

Закрепленные налоги непосредственно и целиком поступают в конкретный бюджет или во внебюджетный фонд. Среди них выделяют налоги, поступающие в федеральный, региональный и местные бюджеты.

Регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты разных уровней в пропорции, определенной бюджетным законодательством.

Особая категория налогов — так называемые специальные налоговые режимы. В НК РФ предусмотрена возможность установления четырех таких режимов.

Классификация налогов в РФ в зависимости от субъектов налогообложения

Налог на имущество организаций: изменения 2019 года и отражение в «1С:Бухгалтерии 8»

В порядок исчисления налога на имущество организаций в очередной раз внесены изменения. Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ движимое имущество полностью исключается из объекта налогообложения, а Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ установлено, что изменение кадастровой стоимости в течение года в определенных случаях будет учитываться при расчете налога. Указанные новации вступают в силу с 2019 года и поддерживаются в актуальных версиях «1С:Бухгалтерии 8» редакции 3.0. На что обратить внимание при учете налога на имущество организаций в программе по новым правилам? Рассказывают эксперты 1С.

Отмена налога на движимое имущество

Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ внес изменения в главу 30 НК РФ, согласно которым устанавливается, что с 01.01.2019 налогом облагается только недвижимое имущество организаций (п. 1 ст. 374 НК РФ). В целях определения налогооблагаемой базы по налогу, как и сейчас, критерии отнесения имущества к недвижимому (движимому) являются крайне важными.

Что такое недвижимое имущество

Исходя из пункта 1 статьи 130 ГК РФ, к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • жилые и нежилые помещения;
  • предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке.

К недвижимым вещам также относятся объекты, подлежащие государственной регистрации: воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Гражданский кодекс РФ допускает отнесение к недвижимым вещам и иного имущества, если это определено законом (например, космические объекты).

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ и в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). При этом отсутствие записи в ЕГРН не является основанием для освобождения имущества от налогообложения.

Для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости ФНС России рекомендует налоговым органам устанавливать следующие обстоятельства (письмо от 02.08.2018 № БС-4-21/[email protected]):

  • наличие записи об объекте в ЕГРН;
  • при отсутствии сведений в ЕГРН — наличие оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению. Например, для объектов капитального строительства это могут быть документы технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости; разрешения на строительство и (или) ввод в эксплуатацию; проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках.

В письме от 01.10.2018 № БС-4-21/[email protected] ФНС России также приводит критерии разграничения имущества на движимое и недвижимое.

Недвижимое имущество в «1С:Бухгалтерии 8»

В прежних версиях программы «1С:Бухгалтерия 8» признак отнесения объектов основных средств (ОС) к движимому (недвижимому) имуществу определялся значением реквизита Группа учета ОС. Значение данного реквизита выбирается из предопределенного списка и указывается в карточке основного средства.

Смотрите так же:  Пенсия по инвалидности без стажа

Так, к объектам недвижимости автоматически относились объекты, если в поле Группа учета ОС, указывалось одно из значений:

  • Здания;
  • Сооружения;
  • Многолетние насаждения;
  • Земельные участки;
  • Объекты природопользования;
  • Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.

Соответственно, не относились к объектам недвижимости объекты, если реквизит Группа учета ОС принимал одно из значений:

  • Машины и оборудование (кроме офисного);
  • Офисное оборудование;
  • Транспортные средства;
  • Производственный и хозяйственный инвентарь;
  • Рабочий скот;
  • Продуктивный скот;
  • Другие виды основных средств.

При этом на практике возникали ситуации, когда требовалось менять группу, чтобы налог на имущество исчислялся корректно. Например, сооружения типа строительных бытовок (которые не имеют прочной связи с землей и не соответствуют критериям недвижимого имущества) приходилось указывать в группе Другие виды основных средств. А некоторые транспортные средства, например морские суда, следовало указывать в группе Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости.

Между тем, реквизит Группа учета ОС используется в программе не только для целей налогового учета по налогу на имущество организаций. При заполнении бухгалтерской отчетности также широко используется распределение основных средств по группам (например, Здания, Земельные участки, Транспортные средства и т. д.), поэтому пользователям не всегда удобна «переквалификация» основных средств в другие группы.

Начиная с версии 3.0.66 в «1С:Бухгалтерии 8» признак недвижимого имущества указывается в явном виде с помощью одноименного флага в карточке основного средства (рис. 1).

Рис. 1. Признак недвижимого имущества в карточке основного средства

При переходе на версию 3.0.66 в справочнике Основные средства флаги по умолчанию устанавливаются для тех групп, которые относились к недвижимому имуществу в соответствии с прежним алгоритмом (Здания; Сооружения; Многолетние насаждения; Земельные участки; Объекты природопользования; Прочие объекты, требующие государственной регистрации, относимые статьей 130 ГК РФ к недвижимости).

При создании нового объекта ОС флаг по умолчанию также проставляется в соответствии с группой, после чего пользователь может снять или установить флаг в зависимости от характеристик конкретного имущества.

Независимо от установленного флага, по-прежнему не будут признаваться объектами налогообложения Земельные участки и Объекты природопользования (п. 4. ст. 374 НК РФ).

Расчет и начисление налога на имущество в программе выполняется автоматически с помощью регламентной операции за декабрь Расчет налога на имущество, входящей в обработку Закрытие месяца. Если в регистре Порядок уплаты налогов на местах имеются записи, где указано, что по налогу на имущество уплачиваются авансовые платежи, то в перечень операций закрытия месяца за март, июнь и сентябрь также добавляется операция Расчет налога на имущество.

Изменение кадастровой стоимости

В отношении отдельных видов недвижимого имущества налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как его кадастровая стоимость (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ).

По общему правилу кадастровая стоимость должна быть определена на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы. Исключения составляют ситуации, когда кадастровая стоимость меняется вследствие исправления ошибок, а также по решению комиссии по рассмотрению споров или по решению суда. Но и в этих случаях кадастровая стоимость пересчитывается с начала налогового периода (налоговых периодов) (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

При этом если право собственности на объект недвижимости у налогоплательщика возникало (прерывалось) в течение года, то налог на имущество (авансовый платеж) по кадастровой стоимости нужно определять с учетом поправочного коэффициента (далее — коэффициент владения Кв). Определяется он как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Полным месяцем считается (п. 5 ст. 382 НК РФ):

  • месяц регистрации права собственности на объект, если возникновение права собственности произошло до 15 числа соответствующего месяца включительно;
  • месяц прекращения права собственности на объект, если прекращение указанного права произошло после 15 числа соответствующего месяца.

Неполный месяц в расчете коэффициента владения не учитывается.

В соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 334-ФЗ пункт 15 статьи 378.2 НК РФ дополнен положением о том, что изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости учитывается при определении налоговой базы, если изменяются качественные и (или) количественные характеристики данного объекта налогообложения (например, площадь или назначение). Учитывается указанное изменение со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.

За налоговый (отчетный) период, в котором произошло изменение кадастровой стоимости вследствие изменений качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, налог (авансовый платеж) по данному объекту нужно рассчитывать с учетом поправочного коэффициента (новый пункт 5.1 статьи 382 НК РФ, введен Законом № 334-ФЗ). Поправочный коэффициент (далее — коэффициент использования Ки) рассчитывается точно так же, как и коэффициент владения (Кв) в порядке, аналогичном установленному пунктом 5 статьи 382 НК РФ.

Новые правила нужно применять с расчета налога (авансового платежа) за 2019 год.

Для объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается кадастровая стоимость, предназначен Раздел 3 Налогового расчета (Декларации) по налогу на имущество. В «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) Раздел 3 заполняется автоматически на основании записей регистра сведений Налог на имущество: объекты с особым порядком налогообложения (раздел Главное — Налоги и отчеты — Налог на имущество — Объекты с особым порядком налогообложения).

С 2019 года при изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая учитывается при расчете налога на имущество, следует ввести новую запись в регистр Регистрация земельного участка, где отразить новую кадастровую стоимость и дату внесения изменения в ЕГРН.

Декларация по налогу на имущество

Действующие формы отчетности по налогу на имущество организаций утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 № ММВ-7-21/[email protected]

В связи с выводом движимого имущества из-под налогообложения у ряда организаций (а в первую очередь это касается субъектов малого предпринимательства) отпадет необходимость в представлении отчетности по налогу на имущество организаций. Контролирующие органы неоднократно высказывали мнение, что при отсутствии имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ, у организации не возникает обязанность по представлению в налоговый орган декларации, в том числе декларации по налогу на имущество организаций (см., например, письмо Минфина России от 28.02.2013 № 03-02-08/5904).

Отметим, что в налоговую декларацию (в налоговый расчет по авансовому платежу) по налогу на имущество организаций планируется внести изменения. Проект соответствующего приказа ФНС России размещен на сайте . Предполагается, что изменения вступят в силу, начиная с отчетности за I квартал 2019 года.

Изменения в Разделе 2.1

Поскольку отчетность с 2019 года будет формироваться только в отношении недвижимого имущества, наименование Раздела 2 уточнено: «Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению недвижимого имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства».

В свою очередь, в Раздел 2.1 внесены следующие основные изменения:

  • добавлен код номера объекта для кадастрового номера, условного номера, инвентарного номера объекта недвижимого имущества, которому присвоен адрес и которому не присвоен адрес;
  • добавлены графы для указания адреса недвижимости в формате Федеральной информационной адресной системы (ФИАС).

Изменения в Разделе 3

В Раздел 3 декларации внесены следующие основные изменения (рис. 2):

  • добавлен код вида сведений об объекте, в отношении которого заполняется Раздел 3. Благодаря коду вида сведений для помещения (гаража или машино-места) теперь достаточно указать кадастровый номер, а кадастровый номер здания (строения, сооружения), куда входит данное помещение (гараж или машино-место), указывать не надо;
  • помимо коэффициента владения Кв добавлена строка для указания коэффициента использования (Ки). Коэффициенты Кв и Ки указываются в десятичной дроби с точностью до десятитысячных долей.

Рис. 2. Проект Раздела 3 декларации по налогу на имущество

Помимо форм декларации и расчета по налогу на имущество изменятся и форматы их представления в электронном виде.

В «1С:Предприятии 8» обновленные формы и форматы расчета и декларации по налогу на имущество будут реализованы после утверждения налоговым ведомством соответствующего приказа с выходом очередных версий. О сроках см. в «Мониторинге изменений законодательства» .

1С:ИТС

Подробнее о начислении и уплате налога на имущество организаций см. в справочнике «Налог на имущество организаций» раздела «Налоги и взносы».

Налог на имущество организации: о порядке учета сумм к уплате

О том, как организации, применяющей общий режим налогообложения, учитывать суммы налога на имущество, исчисленные с применением метода «по начислению», а также как отразить соответствующие сведения в декларации по налогу на прибыль рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Марина Пивоварова и Елена Королева.

Организация применяет общую систему налогообложения, при исчислении налога на прибыль она применяет метод начисления. На каких счетах бухгалтерского учета следует отражать начисление налога на имущество? Как должен отражаться налог на имущество в налоговом учете? В какой строке декларации по налогу на прибыль отражается данный вид расхода?

Бухгалтерский учет

Так, в соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 расходы организации, в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации, подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Согласно п. 17 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (далее ПБУ 10/99) расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку, прочие или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной). А в соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Смотрите так же:  Как оформить санаторную книжку

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99).

Для целей ПБУ 10/99 расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами. Таким образом, суммы налога на имущество могут отражаться в качестве прочего расхода по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».

По разъяснениям Минфина России, в письмах от 19.03.2008 N 03-05-05-01/16 и от 05.10.2005 N 07-05-12/10 налог на имущество относится к расходам по обычным видам деятельности. И в соответствии с Планом счетов сумма налога (авансового платежа) на имущество организаций отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Так, если организация осуществляет производство продукции (выполнение работ, оказание услуг) и большинство основных средств используется непосредственно в производстве продукции (работ, услуг) или для управленческих целей, то, полагаем, организация вправе налог на имущество, начисленный к уплате в бюджет, учитывать в составе расходов по обычным видам деятельности.

Учитывая то, что в нормативных актах нет предписаний, на каком счете учитывать суммы налога на имущество, в соответствии с п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» организация вправе самостоятельно, исходя из специфики своей деятельности и структуры основных средств, установить, относятся ли суммы начисленного к уплате налога на имущество к расходам по обычным видам деятельности или учитываются в составе прочих расходов, предусмотрев соответствующий порядок в учетной политике.

Порядок учета начисленных к уплате сумм налога на имущество организации следует раскрыть в пояснениях к бухгалтерской отчетности.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Декларация) и Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (далее — Порядок), действующие в настоящее время, утверждены приказом ФНС от 22.03.2012 N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, Порядка её заполнения».

На основании п. 7.1 Порядка сумма начисленного налога на имущество, организации, применяющие метод «по начислению», отражают расходы, относящиеся к косвенным расходам, в соответствии со ст. 318 НК РФ, по строке 040 и по строке 041 Приложения N 2 к Листу 02 Декларации.

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Налог на имущество относится к налогам оплаченным

Российский бухгалтер, N 5, 2015 год
Марина Ильина,
эксперт журнала

В последнее время много разговоров о налоге на имущество. Изменения, внесенные в законодательство в 2015 году, коснулись практически всех организаций, имеющих объект налогообложения. Ответим на некоторые вопросы.

КТО ИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО?

КТО ИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОМ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО?

В соответствии с п.1 ст.373 НК РФ плательщиками налога на имущество являются организации, у которых есть имущество, признаваемое объектом налогообложения. При этом Налоговый кодекс РФ распределяет налогоплательщиков по следующим группам.

1) Российские организации. К российским организациям — плательщикам налога на имущество относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ и имеющие на балансе основные средства, которые признаются объектом налогообложения (п.1 ст.373, ст.374, абз.2 п.2 ст.11 НК РФ). Плательщиком налога на имущество может являться как коммерческая, так и некоммерческая организация (например, орган исполнительной или законодательной власти).

2) Иностранные организации, имеющие постоянные представительства на территории РФ. К ним относятся:

— иностранные юридические лица, организации и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью и созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

— филиалы и представительства указанных юридических лиц и организаций.

Иностранные организации, как и российские, платят налог на имущество. При этом иностранная организация признается налогоплательщиком в том случае, если она:

— осуществляет деятельность в РФ через постоянное представительство, у которого есть основные средства (п.1 ст.373, п.2 ст.374 НК РФ);

— не имеет в РФ постоянного представительства, но владеет на праве собственности или получила по концессионному соглашению недвижимое имущество, которое находится на территории РФ (п.1 ст.373, п.3 ст.374 НК РФ).

3) Иностранные организации, которые не имеют постоянного представительства в России, но владеют недвижимым имуществом на территории РФ. Иностранная организация, которая не имеет постоянного представительства в России, является плательщиком налога на имущество, если на территории РФ у нее есть недвижимое имущество. Оно должно принадлежать этой организации на праве собственности или быть передано ей по концессионному соглашению (п.1 ст.373, п.3 ст.374 НК РФ).

Стоит отметить, что Федеральным законом от 2 апреля 2014 года N 52-ФЗ внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, согласно которым организации, применяющие специальные налоговые режимы — УСН и ЕНВД, признаются плательщиками налога на имущество, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, а плательщики ЕНВД в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом (п.4 ст.346.26 НК РФ).

В соответствии с п.7 ст.346.26 НК РФ при совмещении ЕНВД и общей системы налогообложения организация должна вести раздельный учет имущества по видам деятельности. В ином случае организация будет не вправе применить освобождение от налога на имущество, предусмотренное п.4 ст.346.26 НК РФ, к объектам основных средств, которые используются в облагаемой ЕНВД деятельности.

КТО НЕ БУДЕТ ПЛАТИТЬ НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО?

Полностью освобождены от уплаты налога на имущество:

— организации — плательщики ЕСХН (п.3 ст.346.1 НК РФ);

— организации, применяющие систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, в отношении основных средств, которые находятся на их балансе и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями (п.7 ст.346.35 НК РФ);

— УСН — в отношении имущества, налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость (п.2 ст.346.11 НК РФ);

— ЕНВД — в отношении имущества, которое используется для осуществления «вмененной» деятельности и налоговая база по которому определяется как среднегодовая стоимость этого имущества (п.4 ст.346.26 НК РФ).

Согласно п.1.1 ст.373 НК РФ не являются плательщиками налога на имущество следующие организации:

— организаторы XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г.Сочи;

— маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета.

КАКОЕ ИМУЩЕСТВО ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ?

При ответе на этот вопрос нужно обратить внимание, кто является плательщиком налога на имущество. Так, у российской организации облагается налогом любое недвижимое имущество, которое учтено на ее балансе в качестве основных средств, а также движимое имущество, принятое на учет до 1 января 2013 года. В том случае если имущество передано во временное пользование другим организациям или лицам, оно также будет включаться в объект налогообложения.

Для российской организации объектом налогообложения являются основные средства, которые учтены у нее на балансе по правилам бухгалтерского учета (п.1 ст.374 НК РФ). Основополагающими документами по ведению основных средств в бухгалтерском учете являются Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года N 26н (далее — ПБУ 6/01), а также Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина России от 13 октября 2003 года N 91н (далее — Методические указания).

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объема работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

К основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы); капитальные вложения в арендованные объекты основных средств; земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.