Глава УФНС Москвы: «Половину бюджета составляют налоги на доходы горожан»

10 декабря, 2015

Поделиться в социальных сетях:

Фото предоставлено пресс-службой

В 2015 году в системе сбора налогов в Москве произошло несколько изменений. Был введен торговый сбор, изменился порядок начисления налога на имущество физлиц. О результатах нововведений, борьбе с серыми зарплатами и контроле за лотереями в интервью m24.ru рассказала руководитель УФНС России по Москве Марина Третьякова.

− Расскажите, пожалуйста, каков объем налоговых поступлений в столичную казну за последние три года, в том числе от крупных компаний? Какие новые налоги появились?

− Налоговые поступления в бюджет Москвы растут все последние годы. Если в 2012 году объем налоговых доходов бюджета составлял 1 триллион 258,5 млрд рублей, то к 2014 году сумма увеличилась на 81,1 млрд рублей, достигнув 1 триллиона 339,6 млрд рублей.

Основные доходы поступают от организаций, занимающихся недвижимым имуществом – более 22 процентов, оптово-розничной торговли − 20,9 процента, финансового сектора экономики − 13,8 процента, обрабатывающего сектора – 7 процентов, транспорта и связи − 6,1 процента, а также строительных − 4,9 процента.

Налоги на доходы горожан обеспечивают почти половину объема столичного бюджета. Доля налога на прибыль организаций также составляет немалую часть − около 40 процентов, а налог на имущество организаций приносит московскому бюджету примерно 7 процентов от общего объема поступлений.

Отмечу, что растет значимость имущественных налогов. Изменился порядок начисления налога на имущество организаций. С 1 января 2014 года в отношении отдельных объектов коммерческой недвижимости, перечень которых утверждается правительством Москвы, налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости, в то время как ранее все имущество организаций облагалось по остаточной стоимости, определяемой в соответствии с правилами бухгалтерского учета.

С 2015 года изменился и порядок начисления налога на имущество для физических лиц. Теперь он также исчисляется по кадастровой стоимости объектов, а не по инвентаризационной.
Хочу обратить внимание и на изменение ставок налога. Например, физические лица будут платить налог по ставке 0,1 процента от стоимости квартир не более 10 млн рублей и 0,15 процента – от стоимости не более 20 млн руб и 0,2 процента от цены квартир выше 20 млн рублей. Для гаражей и машино-мест предусмотрена ставка в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости.

Как рассчитать налог на недвижимость

При этом все существующие льготы при уплате налога на имущество физических лиц сохранены. Однако они будут предоставляться в отношении одного объекта недвижимости каждого вида. Какой объект это будет – выбирает сам налогоплательщик. Изменения вступили в силу с 1 октября 2015 года, первые платежи по новой схеме надо будет сделать в 2016 году.

Предполагаемую сумму налога по новому порядку можно рассчитать можно самостоятельно на сайте ФНС (http://www.nalog.ru) в разделе «налог на имущество физических лиц 2016», используя сервис «предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости».
Кроме того, с июля 2015 года в Москве введен торговый сбор.

С момента введения торгового сбора до конца октября 2015 года в бюджет поступило 2 миллиарда рублей

− Сколько удалось собрать денег после введения торгового сбора? С какими трудностями столкнулись инспекторы?

− С момента введения торгового сбора до конца октября 2015 года в бюджет поступило 2 миллиарда рублей. Религиозные организации, музеи, театры и кинотеатры, а также предприятия бытового обслуживания, реализующие сопутствующие товары, получили льготы. Совместно с департаментом экономической политики и развития города Москвы урегулированы вопросы в отношении обложения сбором отдельных видов торговой деятельности. В результате определено, что не облагается торговым сбором продажа сопутствующих товаров при осуществлении услуг общественного питания и реализация товаров производителями собственной продукции, не использующими для этого торговые объекты – магазины, павильоны, киоски и т.д.

Максим Решетников и Марина Третьякова — о торговом сборе в Москве

Кроме того, не облагается торговым сбором торговля со склада в Москве при условии, что в складских помещениях отсутствует оборудование для выкладки и демонстрации товара, обслуживания и проведения расчетов с покупателями. Также при торговле через посредника торговым сбором облагается не владелец товара. А посредник, поскольку именно он использует свое имущество для осуществления торговли.

Москва – первый регион в стране, на территории которого установлен торговый сбор. Поэтому определенные вопросы, безусловно, еще будут возникать в процессе практической работы по администрированию сбора. А мы, в свою очередь, готовы их оперативно разрешать.

в 2015 году выдано 2 146 патентов на сдачу квартир — на 23% больше, чем в 2014 году

− В Москве очень популярна аренда квартир. Сколько собственников приобрели патент на аренду квартир, а сколько предпочитают платить налог за сдачу квартиры? Насколько выросли налоговые сборы от патентов за последние годы и от сдачи квартир в аренду? Как вы выявляете тех, кто незаконно сдает квартиры и не платит налоги?

− Мы постоянно работаем над этим вопросом вместе с правительством Москвы и столичной полицией. Информация о сдаваемом жилье поступает к нам от территориальных органов МВД и самих граждан. Получив сведения, мы проверяем квартиру. С 2012 по 2015 год количество налогоплательщиков, представивших декларации, в которых заявлены доходы от сдачи жилья внаем, увеличилось с 15 тысяч до 23 тысяч. А сумма налога, уплаченного в бюджет, выросла более чем в полтора раза и составила 818 млн рублей. Кроме того, в 2015 году выдано 2146 патентов на сдачу квартир, что на 23 процента больше, чем в 2014 году. Начисления по этим патентам возросли с 117,6 млн рублей до 221,5 млн рублей.

Как сдать квартиру

− А каков сбор налогов с индивидуальных предпринимателей? Растет ли количество и сумма штрафов за неуплату налогов?

− По последним данным на 1 октября, от индивидуальных предпринимателей, применяющих общую систему налогообложения, в бюджет поступило 1373 млн рублей. Это на 5,8 процента больше, чем в тот же период 2014 года. Индивидуальные предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, принесли бюджету 883,5 млн рублей, то есть 137,9 процента прошлогодних поступлений.

Индивидуальные предприниматели, использующие патентную систему налогообложения, принесли бюджету 883,5 млн рублей

Мы проводим контрольную работу по привлечению всех индивидуальных предпринимателей к предоставлению отчетности. В адрес индивидуальных предпринимателей, не представляющих отчетность, направляются соответствующие уведомления, в ОВД направляются запросы о розыске и содействии в явке в налоговые органы, выносятся решения о приостановлении движения по счетам в банках. Кроме того, направляются запросы в органы ПФР о предоставлении сведений об уплате страховых взносов.
Благодаря проведенной работе 7,5 тыс. предпринимателей дополнительно уплатили в бюджет сумму в размере 30,4 млн рублей. В прошлом году таких предпринимателей было 5,8 тыс. и в бюджет поступило 28,5 млн рублей.

− Растет ли число убыточных организаций в столице? Как работают с такими организациями налоговые органы?

− Это очень актуальный сегодня вопрос. В условиях кризиса в экономике перед налоговой службой остро стоит задача пополнения доходной части бюджета. Одно из ключевых направлений администрирования налога на прибыль – работа с убыточными организациями. Мы уделяем большое внимание камеральным проверкам, то есть проверкам на основе деклараций, предоставленных налогоплательщиками. За 9 месяцев 2015 года проверено более 98 тысяч деклараций, в которых заявлены налоговые убытки. Количество убыточных организаций снизилось более чем на тысячу по сравнению с первым полугодием прошлого года.

Как показала практика, очень эффективными являются встречи с руководителями убыточных предприятий. Кроме того, важную роль играет взаимодействие налоговых инспекций с исполнительной властью города. За девять месяцев 2015 года в префектурах и отраслевых департаментах проведено 33 заседания рабочих групп межведомственной комиссии правительства Москвы. В них участвовали представители 125 убыточных организаций.

Общим итогом работы с убыточными организациями за девять месяцев 2015 года явилось уменьшение налоговых убытков на 220 671,6 млн рублей и доначисление налога на прибыль в сумме 1679,0 млн рублей.

Так, в течение девяти месяцев 2015 года налогоплательщиками представлено 8927 уточненных деклараций с уменьшением убытков и самостоятельным доначислением налога.
Результаты камеральных проверок данной группы налогоплательщиков также показали хороший результат в части доначисления налога на прибыль.

Очень эффективными являются встречи с руководителями убыточных предприятий

− Актуальна ли в столице проблема серых зарплат? Как выявляются компании, которые платят деньги в конверте? Сколько не дополучает бюджет от серых схем работодателей?

− К сожалению, некоторые сотрудники до сих пор соглашаются на подобные условия работы, думая, что не проиграют от этого. На деле работодатель, выдавая зарплату или ее часть в конверте, без отражения в бухгалтерском учете и, соответственно, без уплаты налогов и отчислений в фонд социальной защиты, крадет значительную часть пенсии работников. В итоге в проигрыше оказываются и работник, и государство.

Работа в отношении недобросовестных организаций, пытающихся уйти от налогообложения путем выплаты серой заработной платы, проводится на постоянной основе. Инспекции проводят анализ показателей, содержащихся в справках о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ для поиска организаций, выплачивающих низкую заработную плату. Кроме того, регулярно производится обмен информацией между налоговыми органами, органами Пенсионного фонда России, инспекциями труда города Москвы.

В итоге за девять месяцев текущего года на заседаниях комиссии по легализации налоговой базы в инспекциях заслушано почти 7000 дел организаций, что на 48 процентов больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Бюджету это дополнительно принесло 570 млн рублей − на 103 процента больше, чем за девять месяцев прошлого года. На заседаниях комиссии по легализации налоговой базы организациям предлагается повысить заработную плату работникам и представить подтверждающие документы. Кроме того, инспекции постоянно мониторят поступления налога от этих организаций.

− Как регулируется в Москве лотерейный бизнес? Есть ли лотереи с серыми схемами? Нужно ли регулировать этот рынок, если да, то как?

− Организация и проведение лотерей в РФ, иными словами лотерейный бизнес, регулируется Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях».
Организаторами лотерей могут быть федеральные органы исполнительной власти, которые по результатам открытого конкурса заключают госконтракты на проведение лотерей с компаниями, предложившими лучшие условия исполнения таких контрактов.

На ВДНХ проведут лотерею для молодоженов

В настоящее время проводятся две тиражные и 10 бестиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва, организатором которых выступает Минфин России, оператором – ООО «Спортлото», а также пять тиражных всероссийских государственных лотерей в поддержку развития физической культуры и спорта, организованные Минспортом России и проводимые ЗАО «Государственные спортивные лотереи».
Проведение лотерей в интернете или с помощью иных средств связи, а также лотерейных терминалов запрещено. Запрет не распространяется на проведение международных и государственных лотерей.
Международные лотереи проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, однако такие договоры в настоящее время не заключены, поэтому международные лотереи не проводятся.

Смотрите так же:  Прерывный стаж работы это сколько

Мы осуществляем надзор за проведением лотерей, в том числе с помощью плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся ежегодно, первую проверку проводят через год после того, как юридическое лицо заключает контракт на проведение лотереи.
Основанием для внеплановой проверки может стать заявление от гражданина, индивидуального предпринимателя, юридического лица, информация от органов государственной власти, местного самоуправления, а также из СМИ о нарушении обязательных требований при проведении лотерей.
Отмечу, что внеплановая проверка может быть проведена только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности юридического лица – оператора лотереи.

− Как взаимодействуют налоговые инспекции с территориальными многофункциональными центрами оказания услуг по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей? Какие плоды приносит сотрудничество, будет ли оно развиваться и как?

− Сейчас в МФЦ Басманного района города Москвы в рамках пилота предоставляется госуслуга «Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянского (фермерского) хозяйства при создании». Мы предложили расширить пилотный проект на все территориальные отделения МФЦ Москвы.

В настоящее время с ГБУ МФЦ города Москвы достигнута договоренность о расширении пилотного проекта на филиалы ГБУ МФЦ города Москвы районов Арбат, Замоскворечье, Красносельский, Таганский, Хамовнический, Мещанский, Пресненский. Предоставление госуслуги начнется после внесения изменений в совместные документы.

Итоги исполнения бюджета города Москвы за январь 2018 года

Налоговые доходы поступили в городской бюджет в объеме
89,0 млрд рублей, что составляет 82,3% от общего объема доходов. Прирост налоговых доходов за январь 2018 года составил 17,9%.

В структуре налоговых доходов наибольший удельный вес занимают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на прибыль организаций (42,9% и 41,8% соответственно).

Поступления НДФЛ в январе 2018 года составили 38,2 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года поступления НДФЛ увеличились на 6,9 млрд рублей. В отраслевом разрезе наибольший прирост поступлений обеспечили организации торговли, нефтегазовой отрасли, строительства, обрабатывающей промышленности.

Доходы бюджета города Москвы по налогу на прибыль организаций
на 1 февраля 2018 года составили 37,2 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года поступления налога на прибыль организаций увеличились на 5,1 млрд рублей.

За январь 2018 года в бюджет Москвы поступило 2,9 млрд рублей по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Прирост относительно аналогичного периода 2017 года по данному показателю составил 0,8 млрд рублей. Рост поступлений обусловлен увеличением количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы.

В январе 2018 года акцизы поступили в бюджет города Москвы в объеме 2,1 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года поступления сократились на 8,4% — в основном за счет акцизов на средние дистилляты (в связи со снижением норматива зачисления акцизов на указанный вид нефтепродуктов в бюджеты субъектов Российской Федерации со 100% в 2017 году до 50% в 2018 году).

Неналоговые доходы поступили в бюджет в объеме 13,8 млрд рублей, что соответствует уровню поступлений в январе 2017 года.

Кассовое исполнение расходов по состоянию на 1 февраля 2018 года составило 89,1 млрд рублей. На финансирование государственных программ направлено 87,3 млрд рублей, что на 10,9 млрд рублей больше показателя за аналогичный период 2017 года.

Наибольший объем расходов осуществлен по государственным программам: «Развитие транспортной системы» — 20,4 млрд рублей, «Столичное образование» — 22,7 млрд рублей, «Столичное здравоохранение» — 11,1 млрд рублей и «Социальная поддержка жителей города Москвы» — 9,2 млрд рублей.

Всего с учетом средств бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования расходов на охрану здоровья москвичей за январь 2018 года направлено 16,5 млрд рублей.

Размер государственного долга города Москвы по состоянию на 1 февраля 2018 года составляет 34,3 млрд рублей.

Налоги в местный бюджет в 2017 году

Главными и бюджетообразующими платежами России являются НДС, НДФЛ, налог на прибыль. Они имеют мощную фискальную отдачу и всегда занимают место в концепциях налоговой политики. Однако, эти платежи, кроме налога на прибыль, обеспечивают федеральный бюджет (17% ставки налога на прибыль поступают в регионы). Хотя на федеральном уровне распределение происходит эффективно, муниципалитетам требуются свои собственные безвозмездные доходы.

В таком разрезе местные налоги и сборы крайне важны в налоговой системе любой страны и могут значительно влиять на муниципальное благосостояние при разумном управлении. Глава 2 Налогового кодекса раскрывает основные положения системы налогов и сборов России. В статье 12 главы указано, что все фискальные платежи страны делятся на три ступени по бюджетам — федеральные, региональные, местные.

В четвертом пункте этой статьи указано, что местные налоги и сборы — это платежи, закрепленные во второй части кодекса и дополняемые законами органов муниципального самоуправления. Также им переданы полномочия по введению и упразднению этих платежей.

Относятся к органам муниципального самоуправления:

• представительные органы муниципальных образований;
• представительные органы муниципальных районов (поселений);
• представительные органы городских районов (округов).

Таким образом, все виды населенных пунктов и даже внутренние их районы выступают в качестве муниципалитетов. Исключение составляют Санкт-Петербург, Москва и Севастополь — как города федерального значения они отнесены к субъектам России, но тоже реализовывают и упраздняют муниципальные налоги и сборы.

Все муниципалитеты наделены правом детализировать порядок расчета налогового базы, налоговые ставки, перечень налоговых льгот, правила и сроки перечисления.

В пункте 7 статьи зафиксированы полномочия муниципалитетов наряду с региональными субъектами по принятию правовых актов, вводящих специальные режимы. По сути спецрежимы — также платежи местной ступени, однако для них использована иная терминология.

Статья 15 приводит все существующие местные налоги и сборы:

• налог на имущество физических лиц;
• земельный налог;
• торговый сбор.

База — это цена объекта налогообложения в денежном выражении, стоимостная характеристика объекта.

В случае земельного налога база равна кадастровой стоимости участка. Переход на кадастровую оценку недвижимости — земли и домов — обусловлен долгосрочной концепцией унификации имущественных платежей в единый налог.

Кадастровая стоимость земельных участков выводится при помощи следующего: умножение общей площади участка земли и удельного показателя.

Удельный показатель зависит от ряда характеристик земли, основные из них: вид разрешенного использования земли и принадлежность к определенному административно-территориальному округу. На сайте Росреестра приведен подробный порядок кадастровой оценки недвижимости и нормативно-правовая база этих технических операций.

В целях налогообложения кадастровая стоимость вычисляется по каждому земельному участку обособленно и рассчитывается на начало каждого года. Если земельный участок появился в течение года, то оценка и расчет стоимости осуществляется в момент внесения записи об объекте в ЕГРН Федеральной регистрационной службы.

ЕГРН — новый единый свод информации обо всех объектах недвижимости, содержащий как сведения о правах собственности, так и кадастровые данные.

Когда земельный участок располагается на границе двух или более местных административно-территориальных зон, то база исчисляется в долях кадастровой стоимости соответственно долям участка в каждой муниципальной зоне.

В общей собственности налоговая база для каждого налогоплательщика рассчитывается обособленно, согласно его доле в собственности.

Физические лица освобождены от самостоятельного исчисления базы и дальнейших расчетов земельного налога. Они уплачивают этот платеж по налоговым уведомлениям, которые ИФНС рассылают несколько раз за год — до истечения крайнего срока уплаты. Организации вычисляют налоговую базу самостоятельно.

Кодекс указал налоговую преференцию федерального уровня в статье 391, в пункте 5, определив не облагаемую налогом часть базы — 10000 рублей.

Льгота предоставляется не всем лицам, а только кругу плательщиков:

• Герои России, СССР;
• кавалеры ордена Славы;
• ветераны и инвалиды военных и боевых действий;
• инвалиды с детства и инвалиды первой и второй группы;
• лица, подвергшиеся радиационному действию АЭС в Чернобыле и «Маяке»;
• испытатели ядерного оружия и ликвидаторы ядерных аварий на военных объектах;
• лица, перенесшие лучевую болезнь в связи с воздействием ядерной техники.

Налогоплательщики, подходящие под несколько приведенных категорий, выбирают одно из оснований по своему усмотрению.

Местные власти вправе увеличивать размер не \облагаемой налогом части, расширять список исключенных от уплаты земельного налога. Например, московский закон установил не подлежащую обложению сумму в отметке 1 миллион рублей.

Предприятия перечисляют платеж до 1 февраля, а физические лица — до 1 декабря будущего года, т.е. за налоговый год уплата производится в наступающем году в начале и в конце организациями и физическими лицами соответственно.

Налог на имущество физических лиц

Как говорилось, российская налоговая политика ориентирована на масштабные преобразования в вопросе имущественных налогов и приведение всех нынешних платежей по имуществу — земельного, физических лиц и организаций, возможно, транспортного — к одному платежу с дифференцированными тарифами, коррелирующими со стоимостью объектов (налог на роскошь, столь активно обсуждаемый в последние годы, и есть часть будущего единого имущественного налога).

В этих целях на всей территории России производятся работы по оценке недвижимости и переводе стоимости в кадастровую. Так, и для налога на имущество физических лиц, прежде исчисляемого от инвентаризационной стоимости, проводятся мероприятия перевода оценки в кадастровую.

С 2017 года уже 72 региона страны исчисляют базу по кадастровой стоимости, тогда как всего в России 85 субъектов, включая города федерального значения. Таким образом, только 13 регионов все еще не перешли на новую оценку недвижимости и продолжают использовать в расчете инвентаризационные данные, причем закон предоставил им время до 2020 года, чтобы осуществить все необходимые мероприятия.

Кадастровая стоимость по каждому объекту высчитывается обособленно. Налоговые органы опираются на данные из ЕГРН.

По данному платежу также имеются преференции:

• квартира — уменьшение базы на 20 метров в квадрате кадастровой цены;
• комната — на 10 метров в квадрате;
• дом — на 50 метров в квадрате;
• комплекс недвижимости — на 1 миллион рублей.

Инвентаризационная стоимость объектов рассчитывается как умножение этой стоимости на коэффициент, определяемый Министерством экономического развития:

• на 2016 год — 1,329;
• на 2017 год — 1,425.

Таким образом, за 2017 год база будет увеличены почти в полтора раза.

Расчет налога исполняется самими налоговыми органами, физические лица лишь обязаны вовремя перечислить платеж в бюджет — до 1 декабря последующего года. Перед наступлением этой даты инспекции рассылают собственникам недвижимости налоговые уведомления.

По торговому сбору отсутствует статья, посвященная налоговой базе. Данный платеж имеет сходства с ЕНВД и патентной системой. Базой допустимо считать физический показатель, используемый в расчете налога — объект недвижимого или движимого имущества или площадь этих объектов.

Расчет налога стандартен и также напоминает исчисление ЕНВД и ПСН: умножение физического показателя и ставки. Кодекс также установил ограничения по ставкам, которые вводят местные власти, правилами введения ставок по патентной системе.

Торговый сбор перечисляется в бюджет за каждым кварталом до наступления 25 числа последующего месяца

Сбор стал большой неожиданностью для предпринимателей России, так как в концепциях налоговой политики на протяжении плановых периодов перед его введением не упоминалось о таком преобразовании. Однако сложившаяся кризисная экономическая ситуация в стране и попытки оптимизации бюджетный программ привели к внеплановому принятию закона о торговом сборе.

Платеж зачисляется в бюджеты регионального уровня, хотя является местным. Благодаря положению об уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль, НДФЛ и УСН, он эффективно противодействует искусственному занижению базы, так увеличение размера сбора приведет к необходимости фактической его уплаты в таком же размере.

Однако, проблемой платежа является несправедливость, возникающая среди плательщиков УСН по объектам «Доходы минус расходы» и «Доходы», так как последние не могут вычитать сбор из базы УСН, хотя так же платят торговый сбор.

Также существуют проблемы, связанные с новизной платежа и неполноценностью судебной практики, пробелами в правовом тексте. Например, продажа выставочных экземпляров товара на семинарах не регламентирована законодательством. Неясен вопрос интернет-продаж — попадают ли они в категории торговли со склада.

Доходы от торгового сбора в бюджете Москвы крайне малы — меньше 0,2% от общих налоговых поступлений. На данный момент эффективность платежа невелика.

Лизинг 2017
Ликвидность 2017
Капитализация 2017
Доходы населения 2017
Доходы населения 2017
Доходы бюджета 2017

Назад | | Вверх

НДФЛ и налог на прибыль: нормативные отчисления в бюджет

Минфин России в письме от 15.06.2018 № 03-04-05/41134 разъяснил порядок нормативных отчислений НДФЛ и налога на прибыль в бюджеты субъектов.

Так, налог на доходы физических лиц – это федеральный налог. При этом субъект РФ вправе принимать закон, устанавливая единые нормы отчислений для местных бюджетов в субъект РФ, и определять, какой процент от определенного вида налога остается в местном бюджете.

Распределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы регулируется Бюджетным кодексом РФ путем установления соответствующих нормативов.

Нормы отчислений НДФЛ

Рассмотрим порядок распределения налога на доходы физических лиц между бюджетами различного уровня. Об этом указано в статьях 56 и 61 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Так, в региональный бюджет поступают отчисления в размере 85% от суммы подлежащего уплате налога. Этот норматив по закону субъекта РФ может быть снижен. Оставшиеся 15% региональные власти могут направить:

  • в местный бюджет или бюджет муниципального района – в размере 5%. Этот норматив может быть увеличен по закону субъекта РФ или снижен по нормативному акту муниципального района;
  • в бюджет поселения – в размере 10%. Этот норматив может быть увеличен по закону субъекта РФ или снижен по нормативному акту муниципального района или в бюджет городского округа – в размере 15%. Этот норматив может быть увеличен по закону субъекта РФ.

В платежных документах плательщики должны указывать код той территории, в чей бюджет должен быть перечислен налог. Для этого используют коды ОКТМО (общероссийского классификатора территорий муниципальных образований). Классификатор ОКТМО утвержден приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст под номером ОК 033-2013.

Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации.

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Таким образом, сумма налога, исчисленная и удержанная организацией, являющейся налоговым агентом, у физического лица, уплачивается в бюджет по месту учета организации.

Напомним, перевод налога осуществляется организациями в установленные сроки по кодам бюджетной классификации в зависимости от категории доходов налогоплательщика.

Чиновники отметили, что увеличение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц и разработка соответствующего законопроекта не осуществляются.

О налоге на прибыль

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций установлена в размере 20% (ст. 284 НК РФ). При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2% (3% в 2017–2020 годах), зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по ставке 18% (17% в 2017–2020 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5% (12,5 % в 2017–2020 годах).

Если в состав организации входят обособленные подразделения, то суммы налога на прибыль организаций, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ, уплачиваются также по месту нахождения этих обособленных подразделений.

Таким образом, распределение налогов между бюджетами разных уровней создает для субъектов финансовую базу, за счет которой обеспечивается бесплатная медицинская помощь, выплачиваются субсидии и пособия, оказывается поддержка социально незащищенным категориям населения и т. д.

Электронная версия журнала
«НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА»

Самое популярное издание бухгалтерских нормативных документов с комментариями к ним от экспертов и разработчиков.

Научно-
образовательный
портал IQ

Налоговая реформа уже не первое десятилетие сводится к тем или иным фискальным мерам, и практически не способствует развитию экономики. Нагрузка на фонд оплаты труда остаётся одной из самых высоких в Европе (37%), что значительно сдерживает рост заработной платы работников реального сектора. А налогообложение учреждений бюджетной сферы (науки, образования, медицины, культуры) полностью расходится с мировой практикой. И порождают встречные финансовые потоки, поскольку эти учреждения, с одной стороны, финансируются из бюджета, а с другой – платят в бюджет налоги на землю, имущество, транспортный налог, налог на прибыль, НДС и пр.

Такие же встречные финансовые потоки образуются в ходе взаимодействия бюджетов разных уровней – федерального, региональных (субъектов федерации) и муниципальных (поселений). Рассмотрим основные показатели бюджета. Доходы консолидированного бюджета за 2012 г. составили порядка 23 трлн руб. (18% от ВВП), доходы федерального бюджета 12,8 трлн руб., а доходы консолидированных бюджетов субъектов федерации – около 8 трлн руб.( 63% объема федерального бюджета). Если же вычесть из бюджетов субъектов федерации финансовую помощь из федерального бюджета в размере 2,3 трлн руб., то доходы консолидированного бюджета субъектов федерации составит 5,7 трлн рублей. А если вычесть из получившейся суммы бюджет города Москва, то на всю Россию останутся около 4 трлн рублей. При этом сравнимые ресурсы объемом около 3 трлн руб. «заморожены» в двух правительственных фондах – Резервном фонде и Фонде будущих поколений.

В результате подобной политики почти все регионы стали «депрессивными», поскольку все они нуждаются в денежных вливаниях из федерального бюджета.

Именно эта диспропорция в распределении доходов по бюджетам разных уровней, и, прежде всего, между федеральным и региональными бюджетами, приводит к наращиванию региональных долгов. И, как следствие, к растущей дифференциации субъектов федерации по их экономическому уровню, инвестиционной привлекательности, человеческому капиталу и пр.

Подобная ситуация вызывает, мягко говоря, недоумение, и она может и должна быть преодолена. Для этого необходимо пересмотреть бюджетное законодательство с целью закрепления налоговых доходов за каждым уровнем бюджета, начиная с бюджета поселения. И начать, на мой взгляд, следует с НДС, который надо закрепить полностью за субъектом федерации, а налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – за поселениями (муниципальными образованиями).

Уровни бюджета – это своего рода «сообщающиеся сосуды». Проблема заключается в том, что федеральные власти забрали у региональных и муниципальных бюджетов слишком много статей дохода, перенаправив их в федеральный бюджет. Что же осталось в их ведении? В местные и региональные бюджеты идет примерно половина налога на прибыль организаций. Но при этом НДФЛ полностью идет в бюджет региона, равно как и налог на имущество, а также налог на совокупный доход. Если взять в качестве примера Тверскую область, то в доходах субъекта федерации (регионального бюджета) около 30% составляет НДФЛ, 18% – налог на прибыль, 15% – налог на имущество, 4% – налог на совокупный доход, 6,5% – акцизы.

В 95-96 гг. бюджету субъекта федерации оставалась еще и часть НДС, однако сейчас он полностью направляется в федеральный бюджет. А это довольно заметная часть доходов госбюджета: НДС составляет приблизительно 24% в суммарных доходах бюджетов всех уровней. И при этом экономическая природа НДС такова, что он «рождается» на месте, поскольку при покупке товаров в магазине он содержится в их цене, так же как и при оплате электроэнергии, воды и других коммунальных услуг. Поэтому было бы вполне логичным оставлять этот налог в бюджете субъектов федерации. Например, по Тверской области он составляет порядка 9 млрд руб., при том, что размер регионального бюджета составляет около 44 млрд рублей.

В свою очередь, субъект федерации «забирает» у бюджетов поселений (муниципальных бюджетов) подоходный налог – как правило, порядка 80% НДФЛ. Нормы распределения НДФЛ по бюджетам разных уровней определяются законами, которые принимает региональный парламент. При этом НДФЛ составляет около трети (30%) всего регионального бюджета Тверского региона – порядка 14 млрд рублей. И, в частности, он идет на повышение пенсии региональным чиновникам, что, на мой взгляд, недопустимо.

Так что областные центры, зарабатывая достаточно много (НДФЛ – хорошо собираемый налог), финансируются по остаточному принципу. Одновременно «уход» из регионов НДС приводит к наращиванию региональных долгов, которые в настоящее время составляют по всей России около 1,5 трлн рублей. Чтобы свести концы с концами, региональные центры либо берут кредиты у банков, либо размещают облигационные займы. Насколько мне известно, долг по Тверской области составляет порядка 50% бюджета – 22 млрд руб. Если же НДС стопроцентно оставить на региональном уровне, а НДФЛ оставить в муниципальных образованиях, то положение с бюджетным обеспечением могло бы стабилизироваться (Москвы это не касается – у нее особый налоговый режим).

Из-за инфляции (тарифы госмонополий ежегодно растут на 15%) расходы региональных бюджетов постоянно растут: все детские сады, школы, больницы платят госмонополиям. А ведь в России цены на бензин и электроэнергию сегодня выше, чем в США. И если бы эти расходы удалось бы снизить, это также сбалансировало бы бюджеты. В то же время было бы логичным осуществлять финансирование социальной сферы именно на региональном уровне, и это может быть вполне реальным, если закрепить за регионами их доходы: НДС – за субъектами федерации, а подоходный налог – за поселениями.

Анатолий Моргачев, заместитель директора Военно-строительной компании, в 1993-2010 гг. руководитель Управления федерального казначейства по Тверской области

Налоговые доходы бюджета Москвы в 2018 году выросли на 11,2%

МОСКВА, 19 октября. /ТАСС/. Прирост налоговых доходов в бюджет Москвы за девять месяцев 2018 года составил 11,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщила пресс-служба столичного Департамента финансов.

«По состоянию на 1 октября 2018 года объем поступивших доходов в бюджет города Москвы составил 1 653,4 млрд рублей. Налоговые доходы поступили в городской бюджет в объеме 1 442,1 млрд рублей, что составляет 87,2% от общего объема доходов. Прирост налоговых доходов за 9 месяцев 2018 года составил 11,2% или 145,0 млрд рублей к аналогичному периоду 2017 года», — говорится в сообщении.

Отмечается, что в структуре налоговых доходов наибольшую долю занимают налог на доходы физических лиц (45,6%) и налог на прибыль организаций (38,2%). Так, по данным пресс-службы, поступления НДФЛ за 9 месяцев 2018 года составили 657,3 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года поступления выросли на 85,1 млрд рублей или 14,9%.

«Доходы бюджета города Москвы по налогу на прибыль организаций на 1 октября 2018 года составили 550,6 млрд рублей. По сравнению с аналогичным периодом 2017 года поступления налога на прибыль организаций увеличились на 31,2 млрд рублей или 6%», — говорится в сообщении.

Также, по данным пресс-службы, за 9 месяцев 2018 года в бюджет Москвы поступило 71,4 млрд рублей по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Прирост относительно аналогичного периода 2017 года составляет 26,9%, он связан с увеличением количества налогоплательщиков и налогооблагаемой базы.

Неналоговые доходы поступили в бюджет в объеме 175,5 млрд рублей, что составляет 10,6% от общего объема доходов, уточняется в сообщении.

Где густо, а где — пусто. Как поделить бюджет между регионами

Судьба россиян может сложиться очень по-разному в зависимости от того, в каком месте страны они родились. Как сделать так, чтобы национальные блага распределялись более равномерно и чтобы жители регионов, где нет ископаемых ресурсов, чувствовали себя не хуже уроженцев нефтегазовых областей и столицы?

На эти вопросы отвечает политолог Виктория Полторацкая.

Почему регионам не хватает денег на дороги и школы

Эффективная демократия — это когда люди могут сами влиять на то, как расходуются налоговые сборы. Государство тратит бюджетные средства на обеспечение граждан благами, но когда управление ведется издалека и не самым прозрачным образом, жители на местах зачастую недовольны качеством этих услуг.

Мировая практика показывает, что самые эффективные расходы — максимально приближенные к избирателям, то есть когда решение о тратах принимается на уровне муниципалитета — депутатами, которые живут в данном районе или городе. Именно в этом заключается бюджетная децентрализация, необходимость которой в России давно назрела. Об этом говорят не только эксперты — потребность в шагах по этому направлению признает даже руководство Минфина. На сегодня муниципальные собрания и мэрии городов распоряжаются ничтожными суммами; основной бюджет — федерального масштаба, остальное (меньше половины) — на уровне региональных правительств.

Ситуация в России осложняется тем, что доходы субъектов очень неравномерны — Москва или нефтегазовые регионы собирают налогов намного больше, чем среднероссийская область. По итогам последних лет около половины регионов заканчивают год с дефицитом, то есть тратят больше того, что зарабатывают и что поступает из центра. Налогов такие регионы собирают все меньше, в чем не последнюю роль играют решения Минфина: в 2017 году 1% от налога на прибыль, один из основных источников региональных доходов, стал перечисляться в федеральный бюджет, и это отняло у регионов в общей сложности 120 млрд рублей. И хотя в целом ситуация с дефицитами региональных бюджетов улучшается, происходит это скорее за счет урезания расходов, а не за счет роста доходов, — и это бьет по социальным статьям бюджета.

Поскольку доходы регионов сильно разнятся, единственный выход избежать неравенства между субъектами — распределять деньги от богатых к бедным. Встают вопросы: сколько денег направлять на места, регионам или муниципалитетам, по каким правилам, насколько прозрачно распределять их между субъектами и какие экономические права и обязанности должны быть у местных властей?

Сейчас примерно 20−30% от доходов всех регионов остается на местах. 40% направляется на «выравнивание» между регионами через федеральные трансферты (прозрачный механизм). При этом есть еще субсидии и дотации, которые получают «избранные» регионы и обоснование которых зачастую не оглашается. Например, 80% своего бюджета Чечня получает от федерального центра, но из них меньше половины — за счет прозрачного трансферта на выравнивание, остальное — субсидии и дотации на различные «дополнительные нужды». Примерно та же картина наблюдается с бюджетами Ингушетии, Дагестана и Севастополя. В то же время регионы, находящиеся в «середине» бюджетного рейтинга, не могут претендовать на аналогичную помощь и учатся сокращать собственные расходы.

Еще одна проблема — финансовые обязательства регионов. В России на региональный уровень спущено множество социальных программ — от здравоохранения до школьного образования. Особенно болезненными оказались «майские указы» президента от 2012 года, где в числе прочего значилось повышение зарплат бюджетникам. Обязанность выполнять указы легла на региональные бюджеты. Вследствие нехватки средств происходит закрытие больниц или объединение школ. Согласно данным Росстата, с 2000 по 2015 год число школ сократилось с 68 100 до 42 600; число больниц — с 10 700 до 5900.

Получается, что при высокой административной нагрузке регион оперирует малым количеством собственных денег, постоянно рассчитывая на трансферты из центра. Эта система с горем пополам работала до кризиса 2014 года, когда произошло серьезное сокращение федеральных трансфертов, а в стране прибавилось два дотационных региона, требующих внушительных расходов, — Крым и Севастополь. В нынешней ситуации, когда денег из федерального бюджета не хватает, а выполнять обязательства надо, региональные правительства ищут выход сами, и пока одни режут социальные расходы, другие набирают до 20% долгов у коммерческих банков или объявляют технический дефолт.

Как распределяет деньги Канада

В реформе по бюджетной децентрализации для России полезен опыт других федераций. Классический пример — Канада: ее схемы перераспределения бюджета просты и прозрачны. Как и Россия, Канада больших размеров. При этом страна осознанно выбрала путь асимметричного федерализма, когда регионы имеют разную степень автономии в культурном, политическом и экономическом плане. Бюджет Канады делится 50 на 50: половина — федеральному центру, половина — на региональный уровень.

Регионы, как и в России, несут расходы на медицину и начальное образование, однако за административный дизайн (то есть систему функционирования) этих направлений они также отвечают сами. Для примера: именно избираемое на региональных выборах правительство решает, сколько нужно школ, сколько учителей должно быть в расчете на 100 учеников и нужно ли вообще такое ограничение, какими должны быть зарплаты, сами ли школы распоряжаются своими бюджетами или они выполняют разнарядку сверху.

По сути, местные правительства занимаются микроменеджментом, при этом федеральный центр изредка может вмешаться — например, через установление минимальной оплаты труда. В Канаде часть налогов гармонизирована с федеральным центром (то есть ставка единая или задана в некотором коридоре), в частности, это касается налога на индивидуальные доходы и доходы предприятий, а также налога на продажу.

Провинции делятся с центром налогами на доходы, налогом на продажу и заработную плату, но передают их не полностью, а в пределах 15−20%. Затем федеральный центр занимается перераспределением этих средств: до 20% расходов «отстающих» провинций покрывается трансфертами федерального центра. Трансферты из центра не целевые, то есть региональные правительства сами решают, как тратить эти средства. Так как Канада является асимметричной федерацией, у Квебека больше полномочий по расходам и регулированию собственного бюджета, при этом регион является «донором», самой богатой провинцией страны.

Полезно понимать, как в Канаде устроены бюджетные трансферты от центра регионам. Они состоят из двух частей — уравнительной и добавочной. Уравнительная часть направляется в зависимости от уровня доходов региона: если регион собирает налогов ниже среднего, то федеральный центр добавляет ему недостающую до среднего сумму. Добавочная часть помогает регионам справляться с расходами на здравоохранение и образование, однако у нее есть одно важное условие: чтобы получать полную сумму, нужно соответствовать критериям федеральных программ. Регион может отказаться и не выполнять условия центра, потеряв при этом часть доходов от трансфертов. Аналогичная система существует и в США, позволяя регионам выбирать: играть по федеральным правилам или отказаться, но тогда недополучить денег.

В России, как и в Канаде, лучше было бы делить трансферты на выравнивающую часть и стимулирующую, которые будут направляться регионам по прозрачным, понятным правилам. Однако пример Канады не на 100% подходит России. Например, эксперты склоняются к тому, что в России главными управляющими средствами на местах должны быть не регионы, а муниципалитеты. Кроме того, в России регионы разнятся не столько инвестклиматом и бизнес-средой, сколько наличием природных ресурсов. То есть у нас стоит вопрос не свободной рыночной конкуренции, когда регионы могут бороться за установление наиболее привлекательных правил игры, а вопрос ресурсов — есть они или нет.

Как распределяет деньги Германия

Пример Германии интересен тем, как можно сместить акцент бюджетных трансфертов на муниципальный уровень, не выключая из игры регион. Один из основных налогов — налог на доход бизнеса — собирается на уровне региона, однако примечательно, что каждый муниципалитет устанавливает ставку этого налога для своей территории самостоятельно. В Германии около 10 тысяч муниципалитетов, и их относительно небольшой размер делает эту систему по-настоящему конкурентной — муниципалитеты соревнуются между собой за наиболее выгодные для бизнеса условия.

Однако они не демпингуют налоги, не снижают их ниже разумного уровня, и происходит так из-за хитрой системы выравнивания, которая существует между муниципалитетами. Если муниципалитет привлекает слишком много бизнеса, его «налоговый потенциал» (то есть сумма налогов, которые он собирает с бизнеса) вырастает. Если этот индекс, высчитывающий налоговый потенциал на одного жителя, превышает бюджет муниципалитета в расчете на одного жителя, муниципалитет становится донором и весь лишний заработок отдает соседям. Соответственно, муниципалитеты с консолидированным бюджетом ниже налогового потенциала выступают прямыми реципиентами.

На региональном уровне все несколько сложнее: налог на добавленную стоимость, индивидуальный налог и налог на предприятие устанавливаются федеральным центром. Затем распределение ведется по принципу места проживания налогоплательщика или места основной деятельности компании (а не регистрации, как происходит в России, отчего многие деньги текут в Москву). Налог на добавленную стоимость распределяется между землями частично исходя из численности населения, частично — из потенциала расходов.

Большая часть трансфертов распределяется между землями примерно так же, как и между муниципалитетами, однако перераспределение бюджетов происходит не по принципу «регион — федеральный центр — регион», а от более богатого региона напрямую (без участия федерального центра) к более бедному. Регионы привязывают друг к другу — чем богаче регион, тем больше он может дать наиболее бедному, и все денежные вопросы они ведут напрямую.

Для России эта схема подойдет, только если регионы начнут зарабатывать и оставлять деньги в своем бюджете — так мы поймем, какое в стране соотношение богатых и бедных регионов и можно ли, например, на один богатый повесить несколько бедных. После этого этапа перераспределения федеральный центр добавляет свои гранты тем регионам, которые все еще остаются ниже среднего показателя соотношения доходов на душу населения к налоговому потенциалу по стране.

Недостатки немецкой системы в том, что она сильно подавляет конкуренцию между регионами, а также позволяет им вести себя менее ответственно, полагаясь на федеральные гранты.

Как можно сделать в России

России имеет смысл реализовать «среднюю» стратегию. Сохраняя относительное конкурентное преимущество регионов, установить систему выравнивания аналогично немецкому или канадскому варианту (то есть помогать тем регионам, которые находятся ниже среднего соотношения бюджета на душу населения и налогового потенциала или ниже средней налоговой базы по регионам). Возможно, также имеет смысл исключить из схемы перераспределения федеральный центр и ввести прямые финансовые транзакции между регионами.

Такая система предполагает, что большая часть (более 50%) налогов на прибыль, продажу и добавочную стоимость остается на уровне региона. Это, с одной стороны, поможет установить более прямую систему подотчетности между регионами, а с другой — перестанет концентрировать решения в руках центра. Федерация, однако, может помогать софинансированием федеральных социальных программ — и в этом направлении канадский или американский опыт выглядит наиболее справедливым и честным, позволяя регионам самостоятельно решать, имплементировать ли федеральные программы или создавать свои, рассчитывая на собственные финансовые возможности.

Региональное выравнивание необходимо для устранения огромного разрыва между ресурсными или институционально привлекательными регионами и теми, кто обеих привилегий лишен.

В свою очередь, перенос соревнования бизнес-привлекательности на муниципальный уровень сделает сами регионы более равномерно развитыми изнутри, а также сохранит ту самую конкуренцию, необходимую для развития более комфортной бизнес-среды.

Но начинать любую из этих стратегий необходимо с установления самых базовых институтов подотчетности — с прямых и конкурентных выборов на уровне муниципалитета, регионов и федерального центра.

Материал подготовлен в рамках проекта «План Перемен»