Государственное регулирование рынка. Влияние налогов, дотаций, фиксированных цен на рыночное равновесие

Основными инструментами государственного регулирования рынка являются:

Наиболее цивилизованным инструментом государственного регулирования рынка считаются налоги, поскольку они не ограничивают свободу действий экономических агентов и, следовательно, не нарушают функционирования рыночных процессов.

Влияние налогов на рынок можно рассмотреть, например, на введении акцизного налога. Условно возьмем два варианта:

а) налог уплачивают продавцы;

б) налог уплачивают покупатели.

Начнем с первого варианта. Предположим, что введенный налог на каждую единицу блага составил Т р. Допустим, что до введения налога линия спроса занимала положение D1D1, а линия предложения – S1S1. Равновесная цена составляла Р1; равновесный объем продаж – Q1(рис. 5.1).

В результате введения налога произойдет сдвиг линии предложения вверх на величину Т, ибо для получения той же суммы выручки продавец будет согласен продать данное благо за цену, которая выше прежней на величину Т р. Линия предложения займет положение S2S2. На рынке устанавливается новое равновесие, при котором объем продаж сократится с Q1 до Q2, ценадля покупателей повысится с Р — до Р + . Общая сумма налога, поступающая в госбюджет, будет равна площади прямоугольника Р + АВР — . Налог, согласно условию этого варианта, уплачивают продавцы, но бремя налога распределяется между продавцами и покупателями. Взнос продавцов равен площади прямоугольника P1CBP — , а взнос покупателей – P + ACP1.

Рис. 5.1. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его продавцами

Второй вариант. Акцизный налог вносят в госбюджет покупатели. Покупатели будут согласны купить тот же объем блага, если его цена без налога будет на Т р. ниже. В таком случае покупатели заплатят цену с включением налога, равную прежней цене. В результате линия спроса переместится вниз на Т (рис. 5.2). Новый объем продаж Q2, цены Р + и Р — будут аналогичными варианту, когда налог вносят продавцы. Следовательно, не играет роли тот факт, кто выступает непосредственным плательщиком налога – продавцы или покупатели. Из рис. 5.2 мы видим, что и пропорции в распределении налогового бремени между продавцами и покупателями остаются теми же, что и при уплате налога продавцами.

Рис. 5.2. Воздействие на рыночное равновесие акцизного налога при уплате его покупателями

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями зависит от соотношения в наклонах линий спроса и предложения. Чем больше наклон линии спроса и чем меньше наклон линии предложения, тем большая часть налогового бремени приходится на покупателей и тем меньшая – на продавцов (рис. 5.3а). Из рис. 5.3а видно, что взнос покупателей равен площади прямоугольника Р + АСР1; а взнос продавцов – P1CBP — . На рис. 5.36 иллюстрируется противоположное положение, когда булыная часть налогового бремени ложится на продавцов и меньшая – на покупателей.

Рис. 5.3. Воздействие акцизного налога на равновесный объем рынка в зависимости от наклонов линий спроса и предложения

Рассмотрим влияние государственного регулирования рынка посредством дотаций.

Дотация – это отрицательный налог, или «налог наоборот». Дотация устанавливается или в процентах к цене блага, или в абсолютной сумме на единицу блага. Дотации, как правило, получают производители, но могут получать и потребители.

Предположим, что линия спроса и линия предложения вначале занимали положения соответственно D1D1 и S1S1. Равновесный объем продаж был равен Q1; а равновесная цена – P1(рис. 5.4).

Рис. 5.4. Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

Допустим, что введена дотация из госбюджета производителям данного блага размером V р. на каждую единицу. В результате произойдет сдвиг линии предложения вниз на V р., поскольку дотация продавцам будет равнозначна снижению их издержек. Ранее производители были согласны продать объем блага, если цена без дотации будет на V р. ниже P1. В этом случае объем продаж возрастет до Q2, цена для покупателей понижается до Р — , цена, получаемая производителями, повышается до Р + .

Как и при налогообложении, полученная дотация не полностью поступает в распоряжение производителей. Им достанется только ее часть, другая часть поступит в бюджет покупателей.

Аналогичным будет результат и в случае, когда дотацию получают покупатели. Отличие состоит только в сдвиге на ту же величину V р. линии спроса, а не линии предложения.

Менее пригодным средством государственного воздействия на рынок является установление государством фиксированных цен, ибо это затрагивает действие рыночных механизмов, модифицируя процесс достижения равновесного состояния.

Установление государством фиксированных цен. Здесь в распоряжении государства имеются два способа:

а) установление верхнего («потолка») предела цен;

б) установление нижнего («пола») предела цен.

Максимально верхняя граница цены (так называемая «социально низкая цена») – это цена ниже цены равновесия. Она устанавливается с целью защиты интересов малоимущих потребителей данного блага.

Установление верхнего предела цены приводит к дефициту данного блага, поскольку объем спроса превышает объем предложения. Более того, «потолок» цен превращает этот дефицит в хронический, в результате общество вынуждено прибегать к рационированию неценовыми способами (карточки, очереди и т. п.). Чтобы купить дефицитное благо, покупатели согласны заплатить дополнительную цену, создавая тем самым условия для возникновения «черного рынка».

Другим способом государственного регулирования цен выступает установление нижнего предела («пола») цен, т. е. цен выше равновесного уровня.

Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются чаще всего с целью государственной поддержки некоторых отраслей экономики (например, сельского хозяйства, новых наукоемких отечественных производств) и нередко при этом дополняются ограничениями во внешней торговле. На рис. 5.5 мы видим, что и при верхнем, и при нижнем пределе цен объем продаж будет ниже равновесного объема QЕ. В первом случае будет продано Q′Q единиц блага, во втором – Q″s.

Задача №47. Расчёт цены покупателя и цены продавца, суммы налога, излишков, чистых потерь

Функция спроса населения на данный товар имеет вид:

Предположим, на данный товар введён налог, уплачиваемый продавцом, в размере 1 ден. ед.

а) цену для покупателя и цену для продавца с учётом налога;

б) общую сумму вносимого в бюджет налога;

в) излишек покупателя и излишек продавца до и после введения налога;

г) чистые потери общества.

а) Найдём равновесную цену и объём до введения налога.

После введения налога кривая предложения сдвинется вверх на величину налога. Найдём равновесную цену и объём после введения налога:

– это и есть цена покупателя.

Для того, чтобы определить цену продавца, в первоначальную функцию предложения подставим равновесный объём после введения налога.

– цена продавца.

Точка А будет иметь координаты (3,4).

б) Определим общую сумму вносимого в бюджет налога. Она численно будет равна площади прямоугольника (5, E2, А, 4):

в) Для нахождения излишка покупателя и излишка продавца до и после введения налога воспользуемся графиком:


Найдём точку пересечения графика функции спроса с осью оу:

При

Излишек покупателя до введения налога численно равен площади треугольника (4,33; E1; 8):

Излишек покупателя после введения налога численно равен площади треугольника (8; 5; E2):

Найдём точки пересечения графиков функций предложения с осью оу:

При

При

Излишек продавца до введения налога численно равен площади треугольника (4,33; E1; 2,5):

Излишек продавца после введения налога численно равен площади треугольника (5; E2; 3,5):

г) Чистые потери общества численно равны площади треугольника (А, Е1, Е2):

7.4 Потоварный налог, потоварная субсидия

Рассмотрим некий рынок (возьмем для примера совершенно конкурентный). Раньше, до вмешательства государства, на данном рынке продавалось некоторое количество продукции $Q^*$ по цене $P^*$. Сумму, которую потребители уплачивали за единицу продукции, полностью получали производители. Цена покупки $P_D$ была равна цене продажи $P_S$.

Представим, что государство ввело на данном рынке потоварный налог по ставке $t$. Теперь фирма должна, получив от покупателя сумму $P_D$ за единицу продукции, отдать государству часть этой суммы, равную ставке налога $t$. В новых условиях фирма получает сумму $P_D-t$ за единицу товара. Фактически для фирмы уменьшилась цена, по которой она продает свой продукт. $P_S=P_D-t$. При введении налога количество покупаемого и продаваемого товара уменьшается.

Смотрите так же:  Минимальная пенсия в улан-удэ

Действие, которое оказывает налог на ситуацию на рынке, эквивалентно снижению спроса или увеличению издержек. Налог, наложенный на покупателя, окажет такое же влияние на рынок, что и налог, наложенный на производителя.

Рассмотрим, какое действие оказывает налог на функции издержек одной фирмы:

Пример 1
Спрос на совершенно конкурентном рынке задан функцией $Q_D=100-P_D$, предложение — $Q_S=P_S$, государство вводит налог по ставке 4, найти равновесное количество продаваемого товара, цену покупателя ($P_D$), цену продавца ($P_S$).

Решать такую задачу удобно, составив следующую систему уравнений:

Пример 2
Спрос на совершенно конкурентном рынке задан функцией $Q_D=100-P_D$, предложение — $Q_S=P_S$, государство хочет максимизировать сумму налоговых поступлений. Найдите $Q^*$, $P_D$, $P_S$, оптимальную ставку налога, сумму налоговых поступлений, построить кривую Лаффера

Сумма налоговых поступлений будет равна ставке налога, умноженной на количество проданного товара:

Данная функция, описывающая зависимость суммы налоговых поступлений от ставки налога, называется кривой Лаффера.

Максимизируем данную функцию:

$T»(t)=-1 0$, фирма остается на рынке

Пример 4

Действие потоварной субсидии обратно действию потоварного налога.

Спрос на совершенно конкурентном рынке задан функцией $Q_D=100-P_D$, предложение — $Q_S=P_S$, государство вводит субсидию по ставке 4, найти равновесное количество продаваемого товара, цену покупателя ($P_D$), цену продавца ($P_S$).

Покупатель платит за единицу товара $P_D$ меньшую $P_S=P_D+s$

Задача №57. Расчёт налогового бремени покупателя и продавца и чистых общественных потерь

Кривые спроса на магнитофоны и предложения магнитофонов фирмы «Электрик» марки А-2000 имеют линейный вид и заданы формулами:

Р измеряется в долларах,

Q – в тысячах штук.

Правительство ввело акциз, равный пяти долларам за каждый проданный магнитофон.

а) Определите сумму налога, которую соберёт налоговая служба.

б) Вычислите налоговое бремя покупателей.

в) Вычислите налоговое бремя продавцов.

г) Найдите чистые общественные потери.

а) Найдём параметры равновесия до введения акциза.

300 – 2 * Р = 3 * Р – 200

После введения акциза, равного пяти долларам за каждый проданный магнитофон график функции предложения сдвинется на пять единиц вверх, что приведёт к изменению функции предложения:

Qs2 = 3 * (Р – 5) – 200

Найдём параметры равновесия после введения акциза.

300 – 2 * Р = 3 * (Р – 5) – 200

Q2 = 300 – 2 * 103 = 94 тыс. штук

Таким образом, продавцы продадут только 94 тысячи штук магнитофонов, и с каждого магнитофона налоговая служба соберёт 5 долларов. Общая сумма налога, которую соберёт налоговая служба будет равна:

Q2 * T = 94 * 5 = 470

Эта сумма соответствует площади прямоугольника ABCE2.


Найдём координаты точки А.

Возможны два способа определения:
Способ I: Подставим в первоначальную функцию предложения равновесный объём Q2 = 94

Способ II: Так как каждая точка графика функции сдвинулась вверх на величину налога Т = 5 единиц, следовательно, и точка А сдвинулась на 5 единиц вверх. И её координата по оси 0Р стала равна, как нам известно, 103. Значит ордината точки А равна:

103 – Т = 103 – 5 = 98 .

б) После введения акциза предложение уменьшилось. Теперь покупатель за каждый купленный магнитофон вынужден заплатить больше, а это значит, что выгода от покупки для покупателя снизилась. Кроме того, все вместе покупатели магнитофонов сокращают объём потребления. Это и считается потерями или бременем, которое несёт покупатель в связи с введением акциза.

Налоговое бремя покупателя выражается уменьшением излишка покупателя.

Вычислим налоговое бремя покупателей.

Решим задачу графически.
Налоговое бремя покупателя на графике – это трапеция СE2Е1F. Найдём её площадь.

в) Продавцы после введения акциза тоже несут потери. Они получают за каждый проданный магнитофон меньше, чем до введения налога. И ко всему этому сокращается объём продаж. Эти потери показаны на рисунке в виде трапеции ABFЕ1.

Налоговое бремя продавца выражается уменьшением излишка продавца.

Вычислим налоговое бремя продавцов:
Найдём площадь трапеции ABFЕ1:

г) Найдём чистые общественные потери (Dead Weight Losses), то есть разницу между общей суммой налогового бремени покупателей и продавцов и суммой налоговых поступлений ( 194 + 291 – 470 = 15 тыс. долл ).

То есть это площадь треугольника АЕ1Е2.

Государственное регулирование рынков с помощью налогов.

В современной рыночной экономике действует сложная система налогов, с помощью которых государство регулирует экономическую активность хозяйствующих субъектов (продавцов и производителей), а также оказывает влияние па потребление с целью сокращения покупок тех или иных товаров.

Налог — это обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц для финансирования своих экономических и социальных функций. С помощью налогов формируется специальный денежный фонд государства — государственный бюджет.

Наиболее важными являются подоходный налог (налог на доходы физических лиц), налог на прибыль, налог на имущество и т.д. Широкое распространение получила практика гак называемых «нетоварных» налогов. К их числу относятся: налог на продажи, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с оборота, акциз и др.

Непосредственными плательщиками этих налогов в бюджет являются обычно продавцы. Ставка потоварного налога устанавливается либо в определенном проценте от цены товара, либо в абсолютной сумме с каждой единицы товара.

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие потоварного налога. Предположим сначала, что налог должен вносить в бюджет государства производитель (продавец) товара. На рис. 2.35 первоначальное равновесие представлено в точке Ес параметрами равновесной цены РЕи равновесного объема продаж

Рис. 2.35. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого продавцом

Допустим, правительство ввело налог в размере £ руб. на каждую проданную единицу товара. Его введение вызовет параллельный сдвиг линии предложения влево вверх на величину £ в положение 5,. Такое смешение линии предложения на практике означает следующее. Если ранее продавцы согласны были предложить на рынке данный товар в объеме, соответствующем положению линии 5 в зависимости от уровня цены, то после введения налога каждый возможный объем товара они готовы предложить по цене на £ руб. больше, чем раньше. В этом случае, уплатив налог, производители получат за свой товар ту же цену, которую они получали до введения налога. Прежний равновесный объем Е продавцы захотят продать по цене: Р (Р = РИ + £). Но при данной цене объем спроса п окажется значительно меньше его прежнего значения (()Е). Возникнет затоваривание рынка, следствием которого станет тенденция к снижению цены на единицу товара и сокращение объема продаж. В свою очередь, снижение цены создаст стимулы для увеличения объема спроса. В конечном счете рынок займет новое положение в точке Е,, которая будет характеризоваться новыми посленалоговыми значениями равновесной цены РЕ( и равновесного объема продаж О,. Новая равновесная цена РЕ< окажется выше прежней Е), но ниже той, которую хотели бы получить продавцы (Р). Меньшим окажется и новый равновесный объем продаж (0,

Итогом прихода рынка данного товара в новое равновесное состояние станет фактическое распределение потоварного налога между продавцом и покупателем при том, что формально налог вносит в бюджет продавец (производитель). Покупатель заплатит продавцу цену РЕ/, которая выше прежней (доналоговой) цены на величину, равную разнице между новой (посленалоговой) ценой и прежней, доналоговой ценой Е — РЕ). Это

«доля» покупателя в нетоварном налоге. Общее налоговое бремя, которое ложится на покупателя товара (либо на всех покупателей, если речь идет не об индивидуальном, а о рыночном спросе) равно произведению количества купленных единиц товара в соответствии с новым равновесным объемом продаж (О,) на долю покупателя в потоварном налоге р — Рр):

На рис. 2.35 налоговое бремя покупателя представлено площадью заштрихованного прямоугольника с соответствующей поясняющей выноской. Продавец же, получив с каждой проданной единицы товара цену РЕ<, выплатит из нее налог в размере £ руб. и фактически получит цену Р5 за свой товар. Его доля в потоварном налоге составит величину, равную разнице между той ценой, которую он получал до введения налога и ценой, которую он стал получать после введения и уплаты данного налога (РЕ — Р5).

Смотрите так же:  Договор бытового подряда субъекты

Общее налоговое бремя, которое ложится на продавца товара (либо на всех продавцов, если речь идет не об индивидуальном, а о рыночном предложении) равно произведению количества проданных единиц товара в соответствии с новым равновесным объемом продаж (О,) на долю продавца в потоварном налоге (РЕ — Р$)’.

В случае если потоварный налог будет введен на покупателя, например, уплата государственной пошлины при покупке недвижимости, логика представленного выше распределения налогового бремени сохранится. Только в этой ситуации наоборот произойдет параллельный сдвиг вниз линии спроса на величину налога I (рис. 2.36).

Рис. 2.36. Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога, уплачиваемого покупателем

Нетрудно убедиться, что и в этом случае результат тот же: происходит распределение налогового бремени между продавцом и покупателем. Прежний объем 0^Е потребитель готов покупать только по цене Р 1 , однако продавец по этой цене готов предложить объем только (У$. Возникнет товарный дефицит, при ликвидации которого равновесная цена составит РЕ[, а объем продаж — &. Цену РЕ/ за каждую единицу своего товара получит продавец. Разница между прежней и новой равновесной ценой (РЕ — РЕ() образует долю продавца в налоге. Общее налоговое бремя, которое ложится на продавца товара (либо на всех продавцов, если речь идет не об индивидуальном, а о рыночном предложении) равно произведению количества проданных единиц товара в соответствии с новым равновесным объемом продаж (О/) на долю продавца в потоварном налоге (РЕ — РЕ):

В свою очередь, покупатель в дополнение к цене РЕ( платит еще пото- варный налог и фактическая цена для него составляет Рп. Превышение этой цены над первоначальной равновесной ценой РЕ, т.е. п — РЕ), образует долю покупателя в налоге. Общее налоговое бремя, которое ложится на покупателя товара (либо на всех покупателей, если речь идет не об индивидуальном, а о рыночном спросе) равно произведению количества купленных единиц товара в соответствии с новым равновесным объемом продаж (О.) на долю покупателя в потоварном налоге п — РЕ):

Таким образом, практически не имеет значение, кто непосредственно вносит потоварный налог в бюджет государства. Фактически его платят оба: продавец и покупатель. При этом введение потоварного налога вызывает сокращение равновесного объема, повышает цену, уплачиваемую покупателем, и снижает цену, реально получаемую продавцом.

Сила воздействия потоварного налога на объем продаж и уровень цены зависит от взаимных углов наклона линий спроса и предложения, т.е. от их эластичностей. На рис. 2.37 представлены некоторые из таких возможных вариантов.

В случае если спрос и предложение характеризуются достаточно высокой эластичностью по цене, то введение потоварного налога в этих условиях незначительно повысит цену равновесия, но существенно сократит равновесный объем. В другом случае, когда спрос и предложение являются неэластичными, введение потоварного налога приведет к существенному увеличению равновесной цены и незначительному сокращению равновесного объема.

Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями так же зависит от взаимных эластичностей спроса и предложения (рис. 2.38).

Если, например, спрос менее эластичен, чем предложение, то основную тяжесть налогового бремени будут нести покупатели (рис. 2.38, а). Такая ситуация, как правило, складывается на рынках товаров первой необходимости (электрические лампочки, хлеб и т.п.). В случае же, если наоборот,

Рис. 2.37. Воздействие потоварного налога на рыночное равновесие в зависимости от углов наклона линий спроса и предложения:

а — спрос и предложение эластичны по цене; б — спрос и предложение не эластичны

Рис. 2.38. Распределение налогового бремени между продавцами и покупателями в зависимости от соотношения эластичностей спроса

и предложения

спрос достаточно эластичен, а предложение — нет (ювелирные украшения, бытовая техника и т.п.), то налоговое бремя в большей степени ляжет на продавцов (рис. 2.38, 6).

2.5 Государство и рынок: налоги, субсидии и контроль цен

Косвенные налоги и распределение налогового бремени.

Государство использует налоги для финансирования поставок тех благ, которые рынок либо не в состоянии обеспечить, либо обеспечивает их не в оптимальном объеме, а также для поддержки тех, кто по независящим от них причинам не может выжить за счет продаж товаров или факторов производства.

В составе налогов выделяют прямые налоги и косвенные налоги.

Прямые налоги – это такие налоги, которые уплачиваются непосредственно из доходов граждан.

Косвенные налоги – это такие налоги, которыми облагаются расходы на товары.

Одной из разновидностей косвенных налогов являются потоварные налоги.

Потоварные налоги – это такие налоги, которые устанавливаются в фиксированном абсолютном размере на единицу продукции.

К потоварным налогам относятся, например, налоги с продаж, которые до недавнего времени активно вводились на уровне субъектов Российской Федерации. К особой категории потоварных налогов относятся, например, акцизные налоги.

Акцизные налоги – это такие налоги, которые государство вводит на товары с низкой ценовой эластичностью.

В эту категорию практически всегда попадают вино-водочные и табачные изделия. В России их роль в налоговой системе существенно выросла по сравнению с началом 90-х годов. Особо это стало заметно после налоговой реформы 2000 г. (см. вставку 2.4).

Посмотрим далее воздействие налогов на товарный рынок на примере потоварных налогов. Введение потоварного налога сдвигает влево кривую предложения из положения S в положение St (см. рис. 2.17).

Рис. 2.17. Влияние потоварного налога на равновесие.

Вертикальное расстояние между S и St составляет как раз величину потоварного налога с единицы товара или, что то же самое, налоговой ставки (t). В результате его введения цена равновесия повышается с Pе до , а предложение сокращается с Qe до Q (см. вставку 2.5). Заметим однако, что цена товара вырастает не на величину потоварной налоговой ставки (t), а на меньшую величину. Это обусловлено тем, что кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Введение потоварного налога порождает налоговое бремя (обозначим его, в отличие от налоговой ставки, большой латинской буквой T).

Налоговое бремя есть общая величина уплачиваемого налога.

На рис. 2.17 оно представлено прямоугольником Еtb. Интерес для экономистов и политиков представляет распределение налогового бремени.

Распределение налогового бремени есть его разделение между покупателем и продавцом.

Если взять потоварную налоговую ставку, то покупатель выплачивает ту ее часть, которая равна разнице между равновесной ценой с учетом потоварного налога и равновесной ценой без такового ( — Pе). Продавец же выплачивает ту ее часть, на которую она превышает указанную разницу, то есть t – ( — Pе). На рис. 2.17 доля продавца в потоварной налоговой ставке представлена расстоянием между Pе и . есть цена, по которой продавец реализует товар после введения потоварной налоговой ставки. Как видно из рис. 2.17, она ниже цены равновесия до введения потоварного налога ( QD) и появляются чистые потери общества (bEc).

Верхняя граница цены (так называемый «ценовой потолок») также используется государством в качестве метода регулирования рыночного ценообразования.

Верхняя граница цены – устанавливаемый государством максимальный уровень цены, выше которого продавцы не имеют права ее поднимать.

Если верхняя граница цены (Pf) оказывается ниже равновесной рыночной цены (Pе), то неизбежно возникает дефицит (рис. 2.21). Спрос (QD) значительно превышает предложение (QS). Этот разрыв и составляет устойчивый дефицит. Чистые потери общества представлены треугольником аbE.

Рис. 2.21. Верхняя граница цены ниже цены равновесия.

Последствиями политики «потолка цен» являются:

а) Неудовлетворенный спрос покупателей (на рис. 2.21 его суммарную величину представляет прямоугольник QSacQD). Это денежные средства, которые не могут «найти» товар.

Смотрите так же:  Страхование автомобиля осаго выезд

б) Распределение по принципу «первый пришел – первый получил», а следовательно, очереди и большие затраты времени на приобретение нужного товара. В такой ситуации выигрывают те из потребителей, у кого наиболее низкая альтернативная стоимость времени, например, часть пенсионеров.

в) Нормирование, то есть такая ситуация, когда государственные органы определяют, какое количество товара может приобретать потребитель за определенный период времени. Одна из форм нормирования – так называемая «карточная система». В России при социализме она практически всегда имела место в тех или иных формах, в тех или иных регионах страны.

г) Черный рынок, то есть торговля дефицитной продукцией по складывающейся при таких условиях равновесной цене в нарушение государственных регламентаций. Если представить, что вся предлагаемая продукция идет на черный рынок, то на нем установится равновесная цена Рb (рис. 2.21). Как видно, она значительно превышает не только установленную государством цену (Pf), но и цену свободного рынка (Pе), которая сложилась бы при отсутствии государственного контроля за ценами. При этом весь прямоугольник РbbаPf есть чистая выручка продавцов на черном рынке. Они, как правило, делятся ею с теми официальными лицами, которым государство поручает контроль за соблюдением государственных цен и нормирования. Отсюда коррупция проникает во все поры государственного механизма.

д) Снижение качества и сокращение ассортимента предлагаемой продукции — естественный ответ производителя на запрет продавать ее по свободным рыночным ценам. Таким образом он стремится уложить свои затраты в искусственно заниженную государством цену. В длительном временном периоде он либо нуждается в дотациях, либо его производство разрушается в силу невозможности обновлять оборудование из-за отсутствия достаточной выручки от продаваемой продукции. К этой стороне вопроса мы вернемся в главе 5, говоря о проблемах ценового регулирования так называемых «естественных монополистов».

Большинство граждан России еще хорошо помнят все перечисленные здесь последствия государственного ограничения цен. Для тех же, кто только слышал об этом, приводим репортаж из современной Белоруссии (см. вставку 2.6). В ней же вы увидите, что и Россия не свободна от покушений властей на свободное ценообразование.

Закон спроса отражает тот факт, что с ростом цены товара спрос на него падает, а при снижении цены товара он растет. Это закон объясняется действием эффектов замены и дохода.

Соотношение между ценой товара и спросом на него может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой спроса. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины спроса, выражающимся в движении по кривой спроса.

Функция спроса показывает влияние на него как реальной цены данного товара, так и так называемых «неценовых факторов» (цен товаров-заменителей и дополняющих товаров, доходов потребителей, их вкусов и ожиданий изменения цены товара). Влияние «неценовых факторов» приводит к изменениям в спросе, выражающимся в сдвигах кривой спроса.

С ростом цены товара его предложение, как правило, увеличивается, а при снижении цены – сокращается. Это обусловлено тем, что рост цены позволяет покрывать растущие издержки производства дополнительных количеств товара и у производителя появляется интерес изменить структуру производства в пользу товара с растущей ценой за счет сокращения производства других, менее выгодных товаров.

Соотношение между ценой товара и его предложением может быть представлено как в табличной форме, так и графически, в виде кривой предложения. Колебания в цене товара приводят к изменениям величины предложения, выражающимся в движении по кривой предложения.

Функция предложения показывает влияние на него как реальной цены данного товара, так и «неценовых факторов» (издержек производства товара, выгодности товаров-заменителей и дополняющих товаров, непредсказуемых событий и ожидаемой цены данного товара). Влияние «неценовых факторов» приводит к изменениям в предложении, выражающимся в сдвигах кривой предложения.

При превышении спроса над предложением на рынке возникает дефицит, который при свободном движении цен ведет к росту цены товара. При превышении предложения над спросом на рынке возникает избыток, который при свободном движении цен ведет к снижению цены товара. В итоге цена уравновешивает спрос и предложение.

Равновесная цена ведет к так называемому «расчищению рынка» – ситуации, когда спрос равен предложению, нет ни дефицита, ни избытка.

Сдвиг кривой спроса или предложения ведет либо к дефициту или избытку. Однако тогда цена либо растет, либо падает до тех пор, пока она не определит новую равновесную ситуацию на рынке.

Эластичность есть мера реакции спроса или предложения на изменения одной из их детерминант. Она определяется как соотношение процентного изменения спроса или предложения, с одной стороны, к процентному изменению соответствующей детерминанты, — с другой.

Ценовая эластичность спроса измеряет реакцию спроса на изменение цены. Поскольку кривые спроса имеют отрицательный наклон, ценовая эластичность спроса отрицательная. Если эластичность спроса больше единицы (по абсолютной величине), то спрос называется эластичным, если меньше – неэластичным.

Спрос на товар будет тем более эластичным, чем больше у него товаров-заменителей, чем большая доля дохода тратится на данный товар и чем больше времени проходит после изменения в цене.

Обычно кривая спроса имеет различную эластичность в различных своих точках. Эластичность может быть измерена как между двумя точками на кривой, так и в точке на кривой. В первом случае речь идет о дуговой эластичности, во втором – о точечной.

Когда спрос эластичный, тогда рост цены ведет к снижению расходов покупателя на данное благо, когда неэластичный, тогда рост цены ведет к увеличению расходов покупателя на данное благо. В том же направлении меняется и выручка продавца.

Ценовая эластичность предложения измеряет реакцию предложения на изменение в цене. Поскольку кривые предложения имеют, как правило, положительный наклон, то ее значения – положительны. Предложение тем более эластично, чем меньше прирост издержек на дополнительную единицу продукции и чем длиннее временной период.

Эластичность спроса по доходу измеряет реакцию спроса на изменение в доходе. Для нормальных благ она принимает положительные значения, для низших – отрицательные. Эластичность спроса по доходу тем выше, чем ближе благо к предметам роскоши и чем медленнее насыщается спрос по мере наращивания потребления.

Перекрестная эластичность споса измеряет реакцию спроса на один товар на измение цены другого товара. Для товаров заменителей она принимает положительные значения, для дополняющих товаров – отрицательные. Перекрестная эластичность тем выше, чем в большей степени товары являются взаимозаменяющими или взаимодополняющими.

Государство влияет на работу рынка через налоги, субсидии, регулирование цен. Налоги бывают прямыми и косвенными. Одной из разновидностей косвенных налогов являются потоварные налоги, в частности, акцизы.

Если государство вводит потоварный налог, то это ведет к сокращению предложения, повышению цены покупки для потребителей и снижению продажной цены для поставщиков. Распределение налогового бремени между поставщиками и потребителями зависит от ценовой эластичности спроса и предложения налогооблагаемого товара.

Налоговое бремя для потребителей будет тем выше, а для поставщиков тем ниже, чем ниже эластичность спроса и выше эластичность предложения налогооблагаемого товара. Суммарные налоговые поступления государства будут тем выше, чем менее эластичны спрос и предложение.

Потоварные субсидии имеют обратный эффект по сравнению с потоварными налогами. Предложение расширяется, цена поставщика возрастает, а цена для покупателя падает.

Равенство потоварной субсидии потоварной налоговой ставки не обеспечивает равенства сумм налоговых поступлений и субсидий. Последняя оказывается выше. Казне требуется изыскать дополнительные средства для выплаты субсидии.

Субсидии оказывают дестимулирующее воздействие на производителей, порождают дорогостоящее соревнование за их получение, подрывают конкуренцию. В то же время субсидии на товары первой необходимости могут смягчить неравенство.

Государство может устанавливать минимальные или максимальные цены. Если минимальная цена устанавливается на уровне выше равновесного, то в результате появляется избыток товара. Если максимальная цена устанавлвается на уровне ниже равновесного, то в результате появляется нехватка товара.

Максимальные цены часто порождают очереди, нормирование отпуска товаров, черный рынок, содействуют распространению коррупции.