Налог на страховую деятельность

Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.

Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.

Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.

Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ [4].

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А.С. Бакаева, В.А. Буланцевой, Н.Э. Маркарова и т.д. А также в научных работах О.Ю. Ворожбит [8], А.В. Корень [9].

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоретические аспекты налогообложения страховых организаций, направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

В данной статье рассмотрим особенности налогообложения страховых компаний.

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждениях выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического [6].

Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат [7]. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

В таблице представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.

Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [5].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждения выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического.

Министерства финансов РФ является основным органом государственной власти, регулирующим страховую деятельность. Органом государственного надзора за страховой деятельностью в разные годы истории становления страхового дела являлись Росстрахнадзор (1992 — 1998 гг.), Департамент страхового надзора Минфина РФ (1998-2004 гг.), Федеральная служба страхового надзора (ФССН) (2004-2011 гг.), Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) (2011-2013 гг.) [2, С.334].

В уровне развития страхования в стране далеко не последнюю роль играет политика в области налогообложения страховых операций, которая проводится государством. Так перед государством стоят две противоположные задачи. Первая задача заключается в максимизации доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а вторая — стимулирование физических и юридических лиц к заключению договоров страхования.

Политика в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности.

Налогообложение страховых операций для потребителей страховых услуг должно предусматривать, с одной стороны, предоставление налоговых льгот тем лицам, которые уплачивают страховые взносы, а с другой – уплату налогов с сумм, внесенных страховых взносов. В связи с этим перед государством стоят следующие задачи:

определить перечень видов страхования, по которым страховые взносы исключались бы из налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль юридическими лицами и подоходного налога физическими лицами.

уточнить перечень видов страхования, по которым заключаемые работодателями в отношении своих работников договоры давали бы право не включать страховые взносы расчета сумм в государственные внебюджетные фонды.

уточнить порядок налогообложения страховых выплат, получаемых страхователями или иными выгодоприобретателями в связи со страховыми случаями.

Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов. Если интерес стимулировать, то реальная платежеспособность потребителей страховых услуг не может так быстро улучшиться. Сдерживающим фактором для многих возможных клиентов является и неуверенность в финансовой защищенности от непредвиденных ситуаций, связанных с разорением или ликвидацией страховых компаний [4, С.9].

Проанализировав ситуацию можно сделать вывод о том, что институциональная база страховой деятельности, несмотря на свое интенсивное развитие, нуждается в достаточно глубокой и существенной доработке.

Страхование — обязательный элемент производственных отношений. Оно связано с возмещением материальных потерь в процессе общественного производства. Рисковый характер общественного производства является основой зарождения отношений между людьми по предупреждению, преодолению, локализации и по безусловному возмещению нанесенного ущерба. Но предприятия и организации различных форм собственности, которые выступают в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей). Это обуславливает стимулирующее воздействие на данный сегмент экономики государственной политики. Многовековой опыт и история страхования убедительно показали, что такое воздействие на данный сегмент является мощным фактором положительного воздействия на экономику в целом [2, С.57].

Смотрите так же:  Государственная собственность кратко

Однако на пути развития страхования в России имеются разнообразные проблемы, которые могут быть решены лишь при наличии соответствующих условий. Одной из таких проблем является несовершенство действующего налогового законодательства. Для реализации возможностей страховой отрасли нужна активная государственная поддержка, в том числе в части налогообложения, и, чем быстрее государство осознает роль страхования как стратегического сектора экономики, тем скорее в России будет осуществлен переход к социально-ориентировочному рыночному росту. Несомненно, что государственная власть во все времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества. Современный период функционирования страховых учреждений в Российской Федерации — это период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе страховых услуг (прежде всего с привлечением иностранных инвестиций); увеличении давления со стороны крупных страховых организаций, бывших государственных учреждений-монополистов. Функционирование государственных органов характеризуется наличием высоких издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей.

Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждения способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического. Экономической конструкции под названием «налоговое планирование» присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации.

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [3, С.11].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Таким образом, страховым организациям государством дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом, страховые взносы не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления.

Показатели налоговой нагрузки у страховых компаний низкие, не превышают 3 %, при среднеотраслевом показателе по финансовой деятельности 9,8%. Многие компании на протяжении нескольких налоговых периодов показывают для целей налогообложения убыток.

Проводимые налоговыми органами контрольные мероприятия в отношении страховых организаций показывают, что некоторые участники страхового рынка используют предоставленный льготный режим налогообложения и правовой статус страховой компании для минимизации налогов или вовсе для ухода от них как для себя, так и для своих клиентов-страхователей.

Система налогообложения страховой деятельности должна обеспечивать увеличение поступлений в бюджетную систему (фискальная функция налогов) и способствовать оптимизации страхового рынка (стимулирующая функция налогов). В современных условиях действие налогов как в первом, так и во втором направлении нельзя признать эффективным. При росте отношения суммы страховых взносов к внутреннему валовому продукту (ВВП) доля налогов, поступающих от страховых операций, не увеличивалась, а в отдельные годы даже снижалась [3, С.14].

Несовершенство налогового законодательства — один из основных факторов, которые тормозят развитие страхового дела в России, являющегося в условиях кризиса важным инструментом социальной защиты населения, стабильным источником инвестиций в экономику, а так же фактором снижения деловых рисков в экономике. Совершенствование налогообложения имеет очень важное значение как один из факторов создания условий для развития страхования. При внесении изменений в налогообложение страховой деятельности необходимо учитывать интересы налогоплательщиков — как страховщиков, так и страхователей. Вместе с тем изменения налогообложения, осуществляемые законодательными органами, поддерживают также обеспечение заинтересованности государства в росте налоговых поступлений по мере расширения страховых операций.

Государственное регулирование развития страхового дела должно развиваться в направлении методологического совершенствования, стандартизации процедур и усиления государственного контроля за соблюдением страховыми организациями законодательства по налогам и сборам. Государство через использование налогового механизма, понижение ставок налогов и применение более мягкого и приемлемого налогообложения в целом может влиять на развитие страхового рынка. Такое развитие страхования, в конечном счете, даст бюджету больше ресурсов, чем повышение налоговых ставок и ужесточение иных фискальных мер. Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления, требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения [4, С.13].

Страхование является одним из важнейших институтов развитого рыночного хозяйства. Оно обеспечивает стабильность и эффективность хозяйственной деятельности, имеет большое социальное значение.

Свести свои налоговые обязательства к минимуму — понятное и вполне разумное желание всех налогоплательщиков. Но нередко кое-кто из них пытается минимизировать налоги с помощью различных и иногда незаконных схем. Во многих таких схемах задействованы кредитные и страховые организации.

Нельзя сказать, что все страховщики сознательно допускают налоговые правонарушения. Нередко их ошибки обусловлены незнанием нормативной правовой базы, небрежностью или какими-то другими причинами.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Кодификация российского налогового законодательства предполагала обеспечение полноты правового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы ответственности, создание условий для эффективного налогового администрирования.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 768 с.

Страхование [Текст]: Учебник/ Под ред. Т.А. Федоровой. -2-е изд.,перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2011. — 875 с.

Пласков, Г.В. Оптимизация налогообложения прибыли страховых организаций: [Текст] / Г.В. Пласков // Налоги (журнал). — 2011. — № 6. — С.11 — 16.

Ипатов, А.Б. Отдельные вопросы финансово-правового развития страхового рынка: [Текст] / А.Б. Ипатов // Финансовое право. — 2007. — № 6. — С.22 — 28.

Виды налогов страховой организации

Налоговая система Российской Федерации в настоящее время еще формируется. В соответствии с действующей с 1 января 2007 г. на территории Российской Федерации системой налогообложения, страховая организация уплачивает следующие виды налогов.

  • 1. Налог на прибыль – объектом налогообложения является прибыль организаций, которая определяется как разница между доходами и расходами. Страховые компании исчисляют доходы и расходы по правилам, установленным для всех предприятий, однако с учетом специфики страховой деятельности НК устанавливает особенности определения доходов и расходов страховой организации (см. выше). В соответствии с п. 6 ст. 270 НК при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде взносов на добровольное страхование, кроме взносов, указанных в ст. 255 и 263 НК.
  • 2. Налог на добавленную стоимость (НДС) – согласно НК от его уплаты освобождены операции по страхованию и перестрахованию; в то же время реализация работ, услуг, не относящихся к страховой деятельности, включается в оборот, облагаемый НДС. Отметим, что НДС облагаются также посреднические услуги по заключению договоров страхования (услуги страхового брокера, услуги страховой организации, работающей по договору поручения).
  • 3. Налог на имущество – страховые организации являются плательщиками налога на имущество, как и все предприятия. Базой для исчисления налога является среднегодовая стоимость имущества организации.
  • 4. Налог на доходы физических лиц. У страховых организаций существует особенность уплаты данного налога, поскольку он взимается не только с фонда оплаты труда сотрудников, а также, в случаях, предусмотренных НК, должен взиматься с выплат, производимых страхователям. Согласно п. 3 ст. 213 НК при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются суммы страховых взносов, вносимые за физических лиц работодателями либо организациями, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
  • 5. Транспортный налог – плательщиками данного налога являются страховые организации – собственники транспортных средств. База для исчисления налога определяется по каждому транспортному средству в зависимости от объема его двигателя.
Смотрите так же:  Договор поручения на перечисление денежных средств

Налоги и сборы, уплачиваемые страховыми компаниями, совпадают с налогами, которые платят другие предприятия, однако исчисление некоторых из них для страховых организаций имеет определенную специфику.

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики.

Во-первых, поскольку страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то, как следствие, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. При этом входной НДС страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, налоговое законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов.

Таким образом, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

Специфика налогообложения страховых организаций определяется, с одной стороны, экономической сущностью страхования, с другой – особенностями страхования как сферы экономической деятельности или сферы бизнеса. К числу основных специфических характеристик страхования, оказывающих прямое или косвенное влияние на особенности системы налогообложения, относятся:

  • – формирование целевых фондов и их использование для осуществления выплат при наступлении страховых случаев;
  • – привлечение значительных объемов денежных средств особым способом – путем заключения договоров страхования и исполнение обязательств по ним;
  • – деятельность по перестрахованию;
  • – высокая доля инвестиционного дохода в формировании конечных финансовых результатов.

В то же время указанные специфические черты страхования, в свою очередь, обусловливают ряд особенностей системы налогообложения, наиболее существенными из которых являются:

  • – осуществление щадящей налоговой политики государства в области страховой деятельности в силу большой социальной значимости страхования;
  • – освобождение страховых взносов и выплат страховых организаций от косвенного налогообложения;
  • – установление особого порядка налогообложения налогом на прибыль.

4. Налогообложение деятельности страховой компании

Налоги, уплачиваемые страховыми компаниями, можно подразделить на следующие основные группы:

налоги, уплачиваемые с прибыли (доходов): налог на прибыль (доход), налог на доходы от капитала;

налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг: налог на пользователей автомобильных дорог, сбор за использование наименования «Россия»;

налоги с имущества: налог на имущество страховых компаний, сюда же можно отнести налог с владельцев транспортных средств;

платежи за природные ресурсы: земельный налог;

налоги с фонда оплаты труда: единый социальный налог, налог на нужды образовательных учреждений, транспортный налог, сбор на содержание милиции, пожарной охраны и образовательных учреждений;

налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат: налог на рекламу;

налоги на определенный вид финансовых операций с ценными бумагами;

налоги с выручки от оказания нестраховых услуг и реализации имущества: налог на добавленную стоимость;

налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера: госпошлина.

Источниками уплаты налогов в федеральный бюджет являются: для налога на добавленную стоимость — увеличение цены товара (работ, услуги), для платы за землю, госпошлины и транспортного налога — себестоимость, для налога на прибыль — балансовая прибыль, для налога на операции с ценными бумагами и сбора за использование наименования «Россия» — чистая прибыль.

Источниками уплаты налогов в региональный (налог на имущество предприятий, налогов на пользователей автодорог и с владельцев транспортных средств) и местный бюджеты (налог на рекламу, сбор на содержание милиции, пожарной охраны и образовательных учреждений и др.) являются финансовые результаты деятельности страховых компаний.

Страховые компании несут ответственность за соблюдение нало-гового законодательства, которая подразумевает правильность исчисления, а также полноту и своевременность уплаты причитающихся с них налогов.

Порядок расчета налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль представлен на рисунке 9.3141. Налогооблагаемая база уменьшается на сумму льгот, предоставляемых страховым компаниям по налогу на прибыль в соответствии с действующим законодательством.

К налогооблагаемой базе применяются установленные ставки налога. Прибыль страховых компаний в части, зачисляемой в республиканский бюджет РФ, облагается по ставке 11%. Ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъектов Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Федерации. При этом предельная ставка налога, зачисляемого в бюджет субъектов Федерации страховщиками, не может превышать 27%.

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Российская газета, 14 января 2009 г.

От ошибки застрахованы

Столичные власти планируют ввести в городе страхование профессиональной ошибки медицинских и фармацевтических работников государственной системы здравоохранения. Об этом сообщил вчера руководитель департамента здравоохранения города Андрей Сельцовский на заседании столичного правительства, где рассматривался проект городского закона «Об охране здоровья жителей Москвы». По его словам, [. ]

Аудиторские ведомости, 29 августа 2001 г.

Страховые тарифы и налог на прибыль страховых организаций

Согласно п. 2 ст. 954 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) страховщик при определении размера страховой премии, подлежащей уплате по договору страхования, вправе применять разработанные им страховые тарифы, определяющие премию, взимаемую с единицы страховой суммы, с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования. В результате расчетов страховых тарифов (актуарных расчетов) определяются расходы на страхование данного объекта, себестоимость и стоимость страховых услуг.

Форма для исчисления расходов на проведение данного страхования называется страховой (актуарной) калькуляцией. С помощью актуарной калькуляции определяются страховые платежи по договору. В состав актуарной калькуляции входит также исчисление суммы или доли расходов на ведение дела по обслуживанию договора страхования.

При выполнении актуарных расчетов перед страхователем стоят задачи:

• исследование и группировка рисков в рамках страховой совокупности;
• исчисление математической вероятности наступления страхового случая, установление частоты и степени тяжести последствий причинения ущерба как в отдельных рисковых группах, так и в целом по страховой совокупности;
• математическое обоснование необходимых расходов на ведение дела страховщиком и прогнозирование тенденций их динамики;
• математическое обоснование величины необходимых резервных фондов страховщика, предложение конкретных методов и источников формирования этих фондов.

Обычно за единицу страховой суммы принимается 100 руб., реже 1 руб. или 1000 руб. С помощью тарифной ставки вычисляется страховой платеж, который страхователь должен заплатить при заключении договора страхования. Для этого величина тарифной ставки умножается на страховую сумму, указанную в договоре страхования. Страховой тариф часто указывают в процентах от страховой суммы.

Если тарифные ставки рассчитаны правильно, то страховщик за счет полученных страховых платежей может в полной мере выполнить свои обязательства, покрыть издержки по проведению страхования и получить прибыль. Завышение тарифов с целью обезопасить себя от возможного риска не способствует заключению договоров страхования с потенциальными страхователями, снижает конкурентоспособность страховщика на страховом рынке. Занижение тарифной ставки может привести к тому, что у страховщика не хватит средств для осуществления страховых выплат, и в результате ущерб страхователей не будет возмещен.

Приведем значения наиболее важных страховых терминов:

Тарифная ставка — страховая премия с единицы страховой суммы, определяемая в зависимости от страховой суммы либо критерия, по которому оценивается риск, принимаемый на страхование. Ставка основная — базисная ставка страховой премии без учета скидок и надбавок. С учетом последних носит название «ставка окончательная».

Брутто-ставка — тарифная ставка страховой премии. Определяется из расчета тарифной ставки, за счет которой образуется фонд страхового возмещения, а также возмещаются расходы страховой организации по ведению страховых операций.

Смотрите так же:  Залог бытовой техники пермь

Нетто-ставка — часть тарифной премии или брутто-премии, которая согласно расчету должна быть израсходована только на выплату страхового возмещения, т.е. себестоимость страхования без учета накладных расходов по ведению дела.

Таким образом, тарифная ставка по любому виду — это брутто-ставка, подразделяемая на нетто-ставку и нагрузку. Нетто-ставка формирует страховой фонд, нагрузка обеспечивает содержание страховой организации. В структуре брутто-ставки основной является нетто-ставка, на долю которой приходится 60-95% в зависимости от вида страхования, а нагрузка — соответственно 5-40%.

Нетто-ставка состоит из стольких частей, сколько видов ответственности страховщика предусматривают правила страхования.

Например, в смешанном страховании жизни нетто-ставка состоит из нетто-ставок:

• на дожитие;
• на случай смерти;
• на утрату трудоспособности.

Нагрузка включает расходы на ведение дела (РВД), отчисления в резерв предупредительных мероприятий (РПМ) и прибыль страховщика. РВД подразделяются:

• на административно-хозяйственные расходы, включая оплату труда штатных работников организации;
• на оплату труда за размещение страховых полисов.

Оплачивается труд менеджеров, страховых агентов, брокеров. Форма оплаты, как правило, выражается в конкретном проценте от брутто-ставки или от нагрузки.

При расчете брутто-ставки (БС) первоначально определяется нетто-ставка (НС), затем добавляется нагрузка (Н), которая обычно устанавливается в процентах к брутто-ставке:

БС = НС / (100 – Н) х 100

Например, если нетто-ставка равна 0,7 руб., а нагрузка 30%, то

БС = 0,7 / (100 – 30) х 100 = 1 руб.

Таким образом, величина нагрузки равна:

1 руб. – 0,7 руб. = 0,3 руб.

По обязательным видам страхования тарифы устанавливаются законом или другими нормативными документами. По добровольным видам страхования ставки рассчитываются страховщиками самостоятельно. Расчет тарифов с приложением использованной по их усмотрению методики, указанием источника исходных данных, структуры тарифной ставки, доли нетто-ставки и нагрузки представляется в орган страхового надзора (Департамент страхового надзора Минфина России). В п.п. «в» п. 3 ст. 30 Закона № 4015-1 зафиксированы основные функции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, среди которых контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.

После согласования с органом страхового надзора страховая организация вправе пользоваться вычисленными тарифами. Применительно к конкретному договору страхования размер страхового тарифа устанавливается по соглашению сторон с учетом многих обстоятельств, характеризующих данный объект страхования. При определении тарифных ставок по видам страхования иным, чем страхование жизни, главная задача — расчет величины нетто-ставки. Последняя используется при формировании денежного фонда, из которого осуществляется выплата страхователям. Страховая организация должна собрать такую сумму взносов, какую предстоит потом выплатить потерпевшим страхователям.

Допустим, ежегодно из 1000 домов на дачных участках 6 полностью сгорают. Средняя стоимость застрахованного дома 500000 руб. В этом случае страховщик должен располагать денежным фондом для выплат в размере 3000000 руб. (500000 руб. х 6). Если эту сумму выплат разделить на всех домовладельцев, то каждый страхователь должен внести в страховую организацию 3000000 руб. : 1000 = 3000 руб. Это и будет средняя нетто-ставка с одного объекта страхования.

На практике расчет нетто-ставки и соответственно страховой премии более сложен, так как требует учета степени повреждения застрахованных объектов (некоторые дома сгорели не полностью, а лишь частично повреждены), динамики числа страховых случаев (например, пожаров, наводнений) по годам и ряда других факторов. Вероятность гибели или повреждения имущества различных видов от всевозможных страховых событий (пожар, болезни, вымерзание и т.п.) различна. Следовательно, должны быть различными и тарифные ставки, принимаемые при страховании от выбранного страхового события того или иного объекта.

Кроме того, нетто-ставка содержит такой элемент, как рисковая надбавка, характеризующая возможность отклонения фактической убыточности по застрахованным объектам от средней, заложенной в тарифе. Величина нетто-ставки зависит также от степени страхового риска. В личном страховании вероятность наступления страховых случаев находится в большой зависимости от половозрастной структуры страхователей.

Согласно п.п. 4.1.4 п. 1 раздела IV Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденных приказом Росстрахнадзора от 19.05.94 г. № 02-02/08, для получения лицензии на осуществление страховой деятельности юридическими лицами в Росстрахнадзор представляется ряд документов, в том числе расчеты и экономическое обоснование страховых тарифов. Однако конкретный размер страхового тарифа определяется в договоре страхования по соглашению сторон с учетом утвержденных страховым надзором ставок и особенностей объекта страхования, а также характера страхового риска. Изменение страхового тарифа в зависимости от степени риска в каждом конкретном случае допустимо в пределах, установленных другими документами, послужившими основанием для выдачи лицензии.

Согласно п. 1 письма Росстрахнадзора от 22.03.96 г. № 05/1-28р/07 «О порядке внесения изменений и дополнений в документы, явившиеся основанием для выдачи лицензии на страховую деятельность» изменения и дополнения, вносимые страховщиками в Правила страхования по всем видам страховой деятельности с целью расширения объема обязательства страховщика по договору страхования, в том числе перечня объектов страхования и страховых рисков, а также изменения порядка уплаты страховых взносов и осуществления страховых выплат по видам страхования жизни требуют обязательного предварительного согласования с органом страхового надзора. При этом представляются оформленные в соответствии с требованиями п. 4.1 Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации два экземпляра Правил страхования и расчет страховых тарифов, учитывающий внесенные в Правила изменения.

Иные изменения в условия страхования, не противоречащие требованиям нормативно-правовых актов, вносятся страховой организацией самостоятельно с уведомлением органа страхового надзора о внесенных изменениях в установленный срок.

Изменение страхового тарифа по видам страхования иным, чем страхование жизни, в части страхового тарифа, предназначенного для обеспечения выполнения страховщиком обязательств по договорам страхования по осуществлению страховых выплат (нетто-ставка), не требует согласования с органом страхового надзора согласно п. 2 письма № 05/1-28р/07.

В период с 1997 по 1998 г. включительно согласно п. 2 ст. 927 ГК РФ договор личного страхования, к которому относятся страхование жизни, страхование от несчастных случаев и болезней и добровольное медицинское страхование, является публичным договором. В силу п. 2 ст. 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категории потребителей. В том случае, если страховщиком предоставлялись скидки, не установленные Правилами страхования или другими документами, послужившими основанием для выдачи лицензии, занижается налогооблагаемая прибыль у страховщика в размере предоставляемых скидок (это касается только договоров личного страхования).

Начиная с 1999 г. в соответствии с п. 1 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), если иное не предусмотрено этой статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Что касается проверок правильности применения цен по сделкам, то налоговые органы согласно п. 2 ст. 40 НК РФ при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в случаях:

1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) при совершении внешнеторговых сделок;
4) при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода.

Пунктом 3 ст. 40 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных п. 2 этой статьи, когда цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, отклоняются в сторону повышения или понижения более чем на 20% от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ или услуг), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги. Каких-либо исключений по применению ст. 40 НК РФ в страховой деятельности по всем видам страхования действующим законодательством по налогам и сборам не предусмотрено.

С учетом изложенного страховая организация может иметь внутренние документы, формулирующие ценовую (тарифную) политику.

Если скидки, предоставляемые страхователям, превышают 20% и налоговым органам при проверке страховщик не представил документы, определяющие ценовую (тарифную) политику страховой организации, то решение налоговых органов о занижении базы по налогу на прибыль является правомерным начиная с 1 января 1999 г.

М.В.РОМАНОВА,
советник налоговой службы I ранга, кандидат экономических наук

Вся пресса за 29 августа 2001 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Налоговый климат, Учет и отчетность, Страховое право, Регулирование, Тарифы