Налог на тунеядство в России

В последнее время в СМИ активно просачивается информация о том, что в Правительстве ведутся живые обсуждения закона о введении в России «налога на тунеядцев» или налога на безработных. Последние новости и текущее состояние этого вопроса, а также возможные сроки введения данного закона и размер возможного «налога на тунеядство» мы рассмотрим в этой статье.

Ранее наш журнал рассказывал о том, что в России могут ввести налог на безработных с 2018 года. К сегодняшнему дню ситуация ещё далека от завершения – слишком много неизвестных в этом деле.

Налог на тунеядцев в России – свежие новости

6 сентября 2017 года министр труда Максим Топилин на очередной сессии экономического форума предложил учитывать все доходы граждан, в том числе и любое имущество в их собственности, для обложения их налогом для безработных.

Вопрос был поднят в процессе обсуждения налога на самозанятых граждан. По расчетам Минтруда РФ на сегодня в России живут и не платят никаких налогов около 15 млн человек трудоспособного возраста. При этом данная категория граждан нигде официально не работает.

Для того чтобы компенсировать государственные расходы на пенсионное и медицинское страхование, Правительство давно пытается ввести в законное налоговое поле всех этих безработных, к которым в народе уже приклеилось название «тунеядцы», пришедшее к нам из советского прошлого.

Налог на тунеядцев в России с 2018 года, если он будет официально принят, может составлять от 20 до 25 тысяч рублей в год, из которых 10 тысяч должны идти в медицинское страхование, а 15 тысяч – в виде отчислений в Пенсионный фонд. В любом случае, считают в Министерстве, опыт введения аналогичного налога по борьбе с «тунеядством» в Беларуси будет принят во внимание и тщательно изучен.

Тунеядство в Беларуси — последние новости

Напомним, что 2 апреля 2015 года в Беларуси был принят Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», согласно которому любые официально не работающие граждане РБ, а также иностранцы и иные лица без гражданства, находящиеся в трудоспособном возрасте, живущие на территории республики постоянно, обязаны платить т.н. «налог на тунеядство». Размер сбора с тунеядцев по разным оценкам составлял около 190 долларов в год или по старым (до деноминации 2016 года) белорусским рублям сумму в 3,6 млн рублей, что эквивалентно 20 минимальным заработным платам.

Главной целью введения налога на «тунеядцев» Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил «стимулирование трудоспособных граждан к трудовой деятельности и обеспечение ими конституционной обязанности по участию в софинансировании государственных расходов».

Обязанность уплатить данный сбор возникает у всех, кто официально не имел работы в течение полугода. Срок уплаты «налога на тенуядство» в Беларуси – до 15 ноября года, следующего за годом признания социальным иждивенцем. За уклонение от уплаты налога может грозить штраф, а также арест и меры с отправкой на принудительные работы.

Всего за 2016 год поступило платежей примерно от 10% всех, кому пришло извещение от налоговых органов, а это почти полмиллиона человек.

Кто может не платить «налог на тунеядство» в Беларуси

Весной 2017 года в Белоруссии прошли несогласованные акции протеста, в результате власти приняли решение за 2017 год не взимать «налог на тунеядство», а тем, кто уже заплатил этот сбор, предложено обратиться в налоговую по месту прописки, где должны возвратить всю сумму. Президент А.Лукашенко обещал к 1 октября 2017 года проработать закон об иждивенцах, но полностью отменять его он пока не планирует.

В январе 2017 года список тех, кто освобождается от налога на тунеядство в Беларуси дополнился еще некоторыми категориями граждан и теперь рассчитывать на освобождение от уплаты сбора на социальное иждивенчество могут следующие категории граждан РБ:

  • спортсмены национальных сборных команд Белоруссии;
  • несовершеннолетние до 18 лет;
  • студенты очных отделений, которые получают образование впервые;
  • пенсионеры;
  • лица, проходящие альтернативную гражданскую службу;
  • лицо, воспитывающее ребенка в возрасте до 7 лет, если этот ребенок не посещает детский сад;
  • один из родителей, воспитывающий ребенка до 3 лет;
  • родители детей-инвалидов до достижения ребёнком возраста 18 лет;
  • инвалиды и недееспособные граждане;
  • многодетные родители, воспитывающие 3 и более детей;
  • официально зарегистрированные безработные;
  • лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации и имеющие на руках справку об освобождении от уплаты сбора от местного Совета депутатов;
  • люди, прибывшие в Республику Беларусь после принятия декрета;
  • граждане, находящиеся на территории Беларуси меньше 183 дней в году;
  • представители церковных организаций;
  • сельские жители, официально живущие фермерским трудом и предоставившие справки из сельсовета;
  • граждане РБ, постоянно проживающие на территории другого государства;
  • военнослужащие;
  • индивидуальные предприниматели, уплатившие в течение года больше 20 базовых величин налогов;
  • адвокаты, нотариусы, уплатившие в течение года больше 70 базовых величин налогов;
  • собственники квартир, официально платящие налоги от сдачи жилья;
  • тяжелобольные;
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе;
  • заключенные, отбывающие наказание в заключении свыше 6 месяцев.

Тунеядство в СССР — как это было

В советскую эпоху тунеядство не просто осуждалось, с ним боролись всеми доступными методами, а в официальном законодательстве СССР тунеядство относилось к уголовно наказуемым деяниям, за которые лицо отправлялось в места заключения на срок до нескольких лет.

Если лицо трудоспособного возраста нигде не работало и проживало на нетрудовые доходы, по логике советской власти оно таким образом намеренно уклонялось от выполнения общественно-полезного труда, а значит подлежало наказанию.

В советский период борьба с тунеядцами периодически усиливалась, это происходило в 30-е, 60-е и 80-е годы. Выливалось это в форме роста потока лиц, получивших реальные сроки заключения и сосланных на исправительные работы.

Налог на тунеядство кто освобождается

Новая информация

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике, оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня. Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень тут )
Смотрите так же:  Качество связи мтс жалоба

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Кстати, в России прозвучала инициатива о введении аналогичного сбора. Правительство РФ считает, что необходимо компенсировать расходы на социальное и медицинское обслуживание и таким образом, подтолкнуть неработающих граждан к трудоустройству. Однако уже озвучивают сумму в 20-25 тысяч российских рублей за данный сбор, что несомненно больше если сравнивать с нашим налогом.

Кто будет тунеядцем в 2018 году?

Совет Министров РБ от 31.03.2018 определил, кто будет считаться занятым и не платить налог, а кто будет тунеядцем и соответственно платить сбор.

Занятыми в экономике будут считать:

  • работающих по трудовому договору (контракту);
  • ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
  • тех, кто уплачивает единый налог;
  • военнослужащих, сотрудников военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанных во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу;
  • творческих работников, статус которых подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника;
  • священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений;
  • членов национальных и сборных команд по видам спорта;
  • безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, также попадают в число тех, кто занят в экономике.

Получающие образование в дневной форме, а также получающие образование на дому также будут считаться занятыми в экономике. Исключение — те, кто проходит обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы) и образовательные программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, в том числе строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Спортсмены-учащиеся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде
обособленных структурных подразделений также относят к занятым в экономике.

Исключили из списка занятых:

  • белорусов, с которыми прекращены трудовые отношения, — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения.
  • военнослужащих, сотрудников (работников) военизированной организации, имевших специальные звания резервистов во время прохождения занятий и учебных сборов, а также проходивших альтернативную службу в течение 6 месяцев начиная с месяца, в котором были прекращены указанные отношения;
  • выпускников дневной формы получения образования, а также образования на дому, за исключением дополнительного образования — до конца календарного года, в котором был получен диплом.
  • учащихся духовных учебных заведений — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения;
  • признанных инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности), а также признанных по решению суда недееспособными; находящихся на принудительном лечении.
  • сдающих внаем жилые и нежилые помещения, машино-места при уплате подоходного налога с физлиц;
  • выполнявших в течение полного сезона сезонные работы;
  • находившихся под меднаблюдением в период беременности и родов;
  • отбывающих наказание по приговору суда и находящихся в лечебно-трудовых профилакториях;
  • супруг (и супругов) военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву, а также молодого специалиста, приступившего к работе по распределению (перераспределению) или направлению (последующему направлению) на работу, — на время их совместного проживания в местности, где нет возможности трудоустроиться;
  • олимпийских чемпионов, которые получают госстипендию.

А также, к занятым больше не будут относить:

Не будут относить к не занятым в экономике тех, кто получает пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, получающие ежемесячные
страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.

Те, кто получает пенсии, в том числе из других государств, пособия из ФСЗН (кроме единовременных), а также пособия по временной нетрудоспособности, тоже не подпадают под действие декрета. Как и те, к кому «применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие заниматься различными видами деятельности».

Не распространяется действие документа в течение 6 месяцев также на граждан Беларуси, прибывших в нашу страну для постоянного проживания, а также на иностранцев или лиц без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси и зарегистрированы по месту жительства. «Иммунитет» у них на полгода, начиная с месяца, в котором они были зарегистрированы в нашей стране.

Налог на тунеядство

2 апреля 2015 года был подписан Декрет №3 «О предупреждении социального иждивенчества» – «Налог на тунеядство», «Налог на безработных».

Подписанию Декрета предшествовал напряженный период ожидания, обсуждения обоснованности и законности такого документа, предположений возможных последствий его принятия.

Инициатива исходила от Президента Республики Беларусь, прокомментировавшего информацию Министра внутренних дел касательно граждан не участвующих в финансировании госбюджета. Президент потребовал не бояться повторять наработки советского периода, заставить работать уклоняющихся от общественно-полезного труда, но пользующихся льготами социально-ориентированного государства.

Первоначально предложение вызвало неоднозначную реакцию в интернете. Отмечалось, что в Беларуси, в отличие от СССР труд, по Конституции, является правом, а не «почетной обязанностью». Исходя из этого, мнению критиков, принятие Декрета делало законным принудительный труд. Высказывались сомнения в возможности собирать такой налог, т.к. значительная часть реальных безработных средств не имеет и вообще потеряла способность к труду, разве что по постоянному принуждению. Предполагалось, что стоимость принуждения к труду и уплате налогов может многократно превысить экономический эффект от таких действий.

Также обоснованным кажется замечание, что значительная часть свободных вакансий — это низкооплачиваемые рабочие места в бюджетной сфере и на государственных предприятиях, получающих господдержку. Возможно, сейчас для страны выгоднее было бы оставить эти места незанятыми, чем платить из бюджета всю сумму зарплаты и получать обратно часть в виде налога.

Стоит упомянуть и о том, что сумма косвенных налогов, включаемых в стоимость товаров, значительно превышает сумму подоходного налога. Т.е. покупка коробки спичек – тоже пополнение бюджета.

Наиболее популярным оказалось предположение, что новый закон направлен против нелегально работающих за границей, и незарегистрированных работников в частном бизнесе.

Смотрите так же:  Займ под залог волгодонск

Однако, Декрет принят, его основные положения можно кратко изложить так:

Граждане Беларуси, не участвующие в финансировании бюджета 183 календарных дня, т.е. не уплачивающие налоги в бюджет, в следующем году будут обязаны уплатить налог в размере 20 базовых величин. Действовать закон начинает с 1 января 2015 года, оплата налога обязательна до 15 ноября 2016 года.

Декрет принят: «В целях предупреждения социального иждивенчества, стимулирования трудоспособных граждан к трудовой деятельности, обеспечения исполнения конституционной обязанности граждан по участию в финансировании государственных расходов путем уплаты налогов, пошлин и иных платежей».

Исходя из вышеизложенного, можно понять, что неприемлемым признается не само нежелание трудиться, а отказ от участия в финансировании госрасходов. Т.е. гражданин, который платит налоги, трудиться все-таки не обязан (а вот декларировать источник дохода обязан, как определено в налоговом законодательстве).

В Декрете дан исчерпывающий список категорий граждан, с которых налог не будет взиматься:

  • недееспособные граждане и инвалиды любой группы;
  • лица до 18 лет;
  • граждане пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины — 55 лет;
  • воспитывающие ребёнка до 7 лет; ребёнка-инвалида до 18 лет; троих или более несовершеннолетних детей;
  • проживающие на территории республики менее 183 дней в году (требуется документальное подтверждение – штамп о выезде в паспорте);

Также налог не будет взиматься с граждан, которые, согласно Указу, признаются участвующими в финансировании государственных расходов, а именно:

  • проходящие срочную военную службу по призыву, резервисты и находящиеся на военных сборах, не менее 183 дней в году;
  • занимающиеся творческим трудом, при условии официального членства в творческом союзе;
  • привлекаемые к труду в течение срока отбывания наказания в виде ареста, ограничения свободы в исправительном учреждении открытого типа или закрытого типа, в лечебно-трудовом профилактории;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, на сумму не менее 70 базовых величин;
  • отработавшие полный сезон на сезонных работах (список работ утверждается Совмином);
  • работающие по трудовому договору или на условиях членства в производственном кооперативе или крестьянском фермерском хозяйстве;
  • ведущие личное подсобное хозяйство, зарегистрированные по месту жительства в сельской местности или поселке городского типа. Выделение участка для такой деятельности и период занятия ей должен быть письменно подтвержден местным исполнительным комитетом;
  • учащиеся дневной формы обучения, кроме получающих дополнительное образование;
  • выпускники учреждений образования, направляемые на место работы по распределению или направлению на работу, на период предоставляемого отдыха;
  • зарегистрированные безработные, проходящие профессиональную подготовку, или повышение квалификации по направлению соответствующих государственных органов;
  • являющиеся священнослужителями, церковнослужителями в религиозных организациях, членами монашеских общин;
  • занимающиеся ремесленной, адвокатской, нотариальной или иной деятельностью, при условии уплаты за отчетный период подоходного налога, единого налога с индивидуальных предпринимателей, налога при упрощенной системе налогообложения или иного налога на соответствующий вид деятельности в размере не меньшем 20 базовых величин;
  • получающие (за исключением единовременных выплат) пенсии, пособия из республиканского бюджета или от других государств, страховые выплаты по обязательному страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

Под действие Декрета не попадают граждане, более 183 дней в году отбывавшие наказание в виде лишения или ограничения свободы в учреждениях закрытого или открытого типа, в лечебно-трудовых профилакториях, находившиеся под стражей или домашним арестом.

Налоговая выплата уменьшается на размер уже уплаченных в отчётном году налогов. Следовательно, тот, кто уже уплатил, например, подоходный налог размером менее 20 базовых, имеет право на уменьшение на эту сумму «налога на тунеядство».

Добровольно сообщившим с 01.05.2015 до 31.05.2016 года о своем «тунеядстве» в налоговую инспекцию предоставляется скидка в размере 10%. Этим лицам следует уплатить налог в срок до 1.06.2016 года. Остальные «тунеядцы» должны платить полную сумму налога, но, до 15.11.2016.

Для установления лиц не участвующих в финансировании госрасходов будет проводиться контроль декларирования доходов и имущества граждан, а также соответствие реальных доходов и расходов сведениям, имеющимся у налоговых органов без предоставления деклараций.

Формы и методы контроля расходов и доходов граждан определяются Правительством и другими органами по его поручениям.

При установлении сотрудниками ИМНС превышения расходов гражданина над доходами, информация о которых имеется у налоговых органов, а также в тех случаях, когда получение дохода не подтверждено, Министерство по налогам и сборам письменно требует от гражданина информацию об источниках доходов.

Гражданин обязан в течение 30 календарных дней предоставить письменные пояснения по запросу. Пояснения, предоставленные после истечения указанного срока, не принимаются во внимание. Лицо, подавшее пояснения вправе предоставлять документы, подтверждающие сведения о полученных доходах и понесенных расходах

В случае, если пояснения не представлены или не указывают источник доходов (факт несения расходов), сумма превышения расходов над доходами облагается налогом в соответствии с законодательством.

Стоит обратить внимание – в этом случае сумма требуемого налога может превышать 20 базовых величин.

Также «налог на тунеядство» не является способом легализации доходов, т.е. и после добровольной его уплаты налоговые органы вправе и обязаны проводить действия по выявлению незадекларированных доходов и налагать соответствующие взыскания. На практике уплата налога скорее привлечет внимание и станет отправной точкой для дальнейшего расследования.

В Декрете даны указания привести действующее законодательство в соответствие с нормами декрета.

О том, как нововведение будет реализовано на практике, мы узнаем еще в текущем году. Можно, однако, предположить, зная «советские» идеологические основы документа, что из того же периода будут возвращены и какие-то меры по его исполнению.

Пока, только в ожидании документа, резко возросло количество зарегистрированных безработных, вырос уровень официальной безработицы, число свободных вакансий в центрах занятости уменьшилось также в разы.

Так или иначе, Декрет принят, работа по исполнению началась, будем ожидать результата.

Президент Беларуси подписал декрет об отмене «налога на тунеядство»

Президент Беларуси Александр Лукашенко 25 января подписал декрет об отмене так называемого «налога на тунеядство».

Документ освобождает неработающих граждан страны от обязательных выплат в казну государства.

Граждане Беларуси, не имеющие работы, теперь будут платить за предоставляемые государством услуги по их полной стоимости. Перечень таких услуг пока не определен. Также во всех регионах будут созданы специальные комиссии, которые помогут жителям страны в трудоустройстве.

Согласно так называемому «декрету о тунеядстве», введенному в 2015 году, каждый официально неработающий гражданин страны должен заплатить в казну около 170 евро в год.

Эти средства должны вносить все граждане, которые не работают более 180 дней в году. Власти называют таких людей «дармоедами» или «тунеядцами».

Был известен только один случай, когда неработающему белорусу удалось добиться отмены выплаты взноса.​

Стало известно, кого будут считать тунеядцами и какие услуги будут по полной оплачивать иждивенцы

Правительство определило, кто будет подпадать под действие обновленного документа по тунеядству — декрета № 1 — и какие услуги они будут оплачивать по полному тарифу. Соответствующее решение закреплено постановлением правительства от 31 марта 2018 года № 239.

Так, не занятые в экономике будут по полному тарифу платить за жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в регионах создадут комиссии, которые будут принимать решения по тем, кто попал под действие декрета о содействии занятости.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Кого будут считать занятыми в экономике?

К тем, кто занят в экономике, будут относить:

  • работающих по трудовому договору (контракту);
  • ИП, адвокатов, нотариусов, ремесленников, а также занимающихся агротуризмом;
  • выполняющих работы по гражданско-правовым договорам;
  • тех, кто уплачивает единый налог;
  • военнослужащих, сотрудников военизированной организации, имеющих специальные звания, военнообязанных во время прохождения военных или специальных сборов, а также проходящих альтернативную службу;
  • творческих работников, статус которых подтверждается творческим союзом или профессиональным сертификатом творческого работника;
  • священнослужителей, участников (членов) монастыря, монашеской общины, а также учащихся духовных учебных заведений;
  • членов национальных и сборных команд по видам спорта;
  • безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости или проходят переобучение от центров занятости.

Те, кто воспитывает детей до 7 лет, ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, троих и более несовершеннолетних детей, также попадают в число тех, кто занят в экономике.

Получающие образование в дневной форме, а также получающие образование на дому также будут считаться занятыми в экономике. Исключение — те, кто проходит обучающие курсы (лектории, тематические семинары, практикумы, тренинги, офицерские курсы) и образовательные программы совершенствования возможностей и способностей личности.

Занятыми в экономике также считаются те, кто занимается производством продукции растениеводства (за исключением продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады), животноводства (за исключением городов Бреста, Витебска, Гомеля, Гродно, Минска, Могилева) на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, в том числе строительства и (или) обслуживания одноквартирного, блокированного жилого дома, обслуживания зарегистрированной организацией по государственной регистрации квартиры в блокированном жилом доме.

Смотрите так же:  Пособия к снип 2.03.01-84

Спортсмены-учащиеся специализированных учебно-спортивных учреждений, детско-юношеских спортивных школ (специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва), включенных в структуру клубов по виду (видам) спорта в виде
обособленных структурных подразделений также относят к занятым в экономике.

Кого исключили из списка незанятых?

При этом из числа трудоспособных граждан, не занятых в экономике, исключаются граждане, занятость которых по объективным причинам затруднительна или невозможна. Так, к трудоспособным гражданам, не занятым в экономике, не будут относить:

  • белорусов, с которыми прекращены трудовые отношения, — в течение квартала, следующего за кварталом, в котором произошло увольнение. При этом в случае расторжения трудового договора (контракта) из-за сокращения численности или штата работников, несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, истечения срока действия контракта — в течение 6 месяцев с даты увольнения.
  • военнослужащих, сотрудников (работников) военизированной организации, имевших специальные звания резервистов во время прохождения занятий и учебных сборов, а также проходивших альтернативную службу в течение 6 месяцев начиная с месяца, в котором были прекращены указанные отношения;
  • выпускников дневной формы получения образования, а также образования на дому, за исключением дополнительного образования — до конца календарного года, в котором был получен диплом.
  • учащихся духовных учебных заведений — до окончания календарного года, в котором были прекращены образовательные отношения;
  • признанных инвалидами (независимо от группы, причины, даты наступления и срока инвалидности), а также признанных по решению суда недееспособными; находящихся на принудительном лечении.
  • сдающих внаем жилые и нежилые помещения, машино-места при уплате подоходного налога с физлиц;
  • выполнявших в течение полного сезона сезонные работы;
  • находившихся под меднаблюдением в период беременности и родов;
  • отбывающих наказание по приговору суда и находящихся в лечебно-трудовых профилакториях;
  • супруг (и супругов) военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, военную службу офицеров по призыву, а также молодого специалиста, приступившего к работе по распределению (перераспределению) или направлению (последующему направлению) на работу, — на время их совместного проживания в местности, где нет возможности трудоустроиться;
  • олимпийских чемпионов, которые получают госстипендию.

Кроме того, не будут относить к не занятым в экономике тех, кто получает пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, получающие ежемесячные
страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний.

Те, кто получает пенсии, в том числе из других государств, пособия из ФСЗН (кроме единовременных), а также пособия по временной нетрудоспособности, тоже не подпадают под действие декрета. Как и те, к кому «применялись предусмотренные законодательными актами меры по обеспечению безопасности, не позволявшие заниматься различными видами деятельности».

Не распространяется действие документа в течение 6 месяцев также на граждан Беларуси, прибывших в нашу страну для постоянного проживания, а также на иностранцев или лиц без гражданства, которые получили разрешение на постоянное проживание в Беларуси и зарегистрированы по месту жительства. «Иммунитет» у них на полгода, начиная с месяца, в котором они были зарегистрированы в нашей стране.

Под декрет не подпадают, но в комиссию по тунеядцам обратиться придется

Интересно, что уволенные или уволившиеся, которые по постановлению Совмина в течение квартала, следующего за кварталом, в котором остались без работы, не подпадают под действие декрета. При этом чтобы не платить за ЖКУ по экономически обоснованным тарифам, им нужно обратиться в комиссию, которая работает с тунеядцами, и предоставить соответствующие документы. То есть они не автоматически освобождаются от оплаты по полным тарифам «коммуналки», а по заявлению.

Такое же правило касается и уволенных из-за сокращения численности или штата работников, а также жен и мужей военных и молодых специалистов, работающих за границей. Более того, обратиться в комиссию по тунеядцам, чтобы не платить по экономически обоснованным тарифам за ЖКУ, должны и находившиеся под меднаблюдением в период беременности и родов.

Какое из ведомств и за что будет отвечать?

Министерству по налогам и сборам поручено обеспечить передачу Министерству труда и социальной защиты имущественных прав на программное обеспечение, связанное со сбором и передачей информации от государственных органов и иных организаций об участии граждан в финансировании государственных расходов.

Владельцем базы данных трудоспособных граждан, не занятых в экономике, определено Министерство труда и социальной защиты, а оператором базы данных, обеспечивающим создание и сопровождение базы данных при ее формировании и ведении, — ГУ «Центр информационных технологий Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь».

Формирование и ведение данных осуществляется Министерством труда и социальной защиты в целях формирования сведений о трудоспособных гражданах, не занятых в экономике, а также ведения учета трудоспособных граждан, не занятых в экономике.

В базу данных включается следующая обязательная информация о гражданине: идентификационный номер; фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) на русском языке; дата рождения; пол; гражданство; данные о регистрации по месту жительства (месту пребывания); вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность.

Министерству связи и информатизации поручено обеспечить финансирование мероприятий по созданию и автоматизации процесса формирования базы данных в рамках реализации мероприятия 12 подпрограммы 2 Государственной программы развития цифровой экономики и информационного общества на 2016 — 2020 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23 марта 2016 г. № 235.

Государственным органам, иным организациям, представляющим списки идентификационных номеров граждан для формирования базы данных, поручено совместно с РУП «Национальный центр электронных услуг» обеспечить: проведение до 1 июня 2018 г. организационно-технических мероприятий по интеграции в общегосударственную автоматизированную информационную систему государственных информационных систем и ресурсов, учитывающих отдельные категории граждан, в целях автоматизации процесса формирования базы данных в электронной форме; передачу не позднее 1 сентября 2018 года и далее в установленные сроки сведений для формирования базы данных.

Минтруда совместно с НЦЭУ до 30 ноября 2018 года необходимо обеспечить доступ местным исполнительным и распорядительным органам к базе данных посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Местным исполнительным и распорядительным органам до 30 ноября 2018 года поручено провести необходимые организационно-технические мероприятия для получения доступа к базе данных посредством общегосударственной автоматизированной информационной системы.

Основные пункты принятого постановления вступают в силу после официального опубликования документа.

Напомним, 25 января Александр Лукашенко подписал декрет № 1, которым предусмотрены меры по содействию занятости населения. В новый декрет не вошли нормы о взимании с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов. При этом лица, ранее признававшиеся плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако в документе не было прописано, на кого из белорусов будет распространяться действие документа, а также список услуг, за потребление которых попавшие под действие декрета будут платить по экономически обоснованному тарифу. Это поручили определить правительству к 1 апреля.

Прогнозировалось, что белорусы, которые попадают под действие декрета № 1, будут оплачивать по экономически обоснованному тарифу жилищно-коммунальные услуги. При этом о возмещении затрат на медицинскую помощь речь не идет, заявил ранее министр здравоохранения Валерий Малашко.

Сейчас в Беларуси население возмещает около 80% затрат на потребляемую электроэнергию, 20% — на тепловую. По прогнозам вице-премьера Анатолия Калинина, оплачивать по полному тарифу отопление белорусы будут не раньше 2025 года.

В феврале правительство определило территории с напряженной ситуацией на рынке труда, в списке оказались 48 районов и городов. Это было предусмотрено декретом № 1. Из городов самым проблемным по трудоустройству оказался Новополоцк, а из районов — Лоевский.

В Минтруда, рассказывая про декрет № 1, поясняли, что правительство ежегодно будет определять территории с напряженной ситуацией на рынке труда. На программу по занятости населения в таких регионах будут направлять дополнительные средства из госбюджета.

По прогнозам Минтруда, под действие декрета № 1 могут попасть около 250 тысяч белорусов.

Фактический уровень безработицы в Беларуси за последние 4 года вырос на 0,5 процентного пункта: с 5,1% в 2014-м до 5,6% в 2017-м. В Беларуси в прошлом году было 293,4 тысячи безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной организации труда. Это на 8,4 тысячи человек меньше, чем в 2016-м.

При этом заметно выросло число белорусов, которые выезжают на заработки за границу. Если в 2014 году за пределами страны трудились 62,2 тысячи человек, то в прошлом — 83 тысячи (из них 83,9% трудились в России). Для сравнения: в 2015 году работающих за рубежом было 39,4 тысячи, а в 2016-м — 59,5 тысячи.