Содержание статьи:

Пособие на детей до 1,5 лет: облагается НДФЛ или нет?

Рождение детей – радостное событие для семьи, однако оно затрагивает не только родителей, но и организацию, в которой работает молодая мама. По закону женщина имеет право получить пособие по беременности и родам, а также может получать выплаты, находясь в отпуске по уходу за ребенком уже после родов. Учитывая тот факт, что доходы сотрудников по общему правилу подлежат налогообложению, возникает вопрос, входят ли эти выплаты в их число – облагается ли НДФЛ пособие до 1,5 лет? Важно точно знать, в каком виде нужно отображать такие выплаты и нужно ли это делать, чтобы не допускать ошибок в оформлении соответствующей документации.

Особенности налогообложения

Все доходы показывают в справке 2-НДФЛ. Пособия по уходу за ребенком выступают в этом случае своеобразным исключением. На них распространяются другие правила, которые также оказывают влияние и на оформление отчётной документации.

Так, больничные по временной нетрудоспособности обычно облагают налогом, однако на пособие по беременности и родам данное правило не действует. Это прописано в законодательстве, поэтому можно быть уверенным, что указывать подобные выплаты в справке 2-НДФЛ не требуется.

Если женщина находится в отпуске по уходу за ребенком, которому еще не исполнилось 1,5 лет, она тоже получает соответствующее пособие, которое не облагается налогом и его не отражают в 2-НДФЛ.

Стоит отметить, что отпуск по уходу за ребенком в 2-НДФЛ не отражают. А вот если это – именно больничный, то на него распространяются те же правила, что и на больничные по временной нетрудоспособности. Поэтому если ребенок заболел, и мама получила больничный в связи с этим, то выплаты налога должны отчисляться.

В некоторых случаях декретные могут получиться меньше среднего заработка. Тогда работодатель может доплатить еще какую-то сумму, выдав даже больше, чем положено для установленных пособий. Поскольку эти деньги уже не будут считаться частью пособия, они подлежат налогообложению и относятся к категории «иные доходы».

Право на получение пособия

В законодательстве оговорен круг тех, кто может получить пособие по беременности и родам:

  • рассчитывать на него могут женщины, работающие официально и по трудовому договору, а также те, кто трудится в качестве гражданского персонала в воинских формированиях на территории других стран;
  • если женщина не работает, но была уволена из-за ликвидации предприятия, то она также может подать заявление на выплату пособия; это же касается женщин, прекративших деятельность в качестве ИП;
  • учащиеся в очной форме в каком-либо образовательном учреждении.

Также получить пособие женщина может при усыновлении ребенка младше 3-х месяцев, которое будет начислено только матери. Если в семье, усыновившей малыша, отец работает, а мать – нет, тогда пособие не перечислят.

Если женщина официально работает в двух местах сразу и последние 2 года трудилась в этих организациях, то она может рассчитывать на начисление сразу двух пособий – от каждого работодателя.

В некоторых регионах действует проект ФСС «Прямые выплаты». Он предусматривает, что женщина будет получать пособия напрямую через ФСС. В этом случае документы в соответствующее отделение подает сам работодатель либо в некоторых ситуациях женщина может сделать это и сама.

Наличие подобного проекта упрощает жизнь бухгалтерам организаций и самим сотрудникам ФСС, а женщина получает гарантированную возможность выплат в нужном количестве и вовремя – вне зависимости от того, как обстоят финансовые дела в организации, где она работает. Такой порядок защищает от недобросовестных работодателей, которые используют условия кризиса как повод, чтобы не платить сотрудницам или задерживать положенные выплаты.

Получение пособия

Выплаты производят за то время, которое женщина пробудет в декретном отпуске. Уйти в него можно на 30-й неделе беременности – спустя 7 месяцев с ее начала. Если мама ожидает не одного малыша, а нескольких, то в отпуск она может отправиться раньше.

Для получения выплат нужно соответствующее основание, которое будет приложено к документации. Это может быть справка из женской консультации, а также свидетельство о рождении, когда ребенок уже появится на свет. Эти документы прикладывают к заявлению, а также приводят в приказе о начислении пособий, который составляет работодатель после получения заявления.

Облагаются ли подоходным налогом (НДФЛ) декретные?

Декретный отпуск: основные моменты

Высчитывают ли подоходный налог с декретных? Этот вопрос волнует как саму виновницу события, так и бухгалтеров, занимающихся вопросами заработной платы, поскольку ошибки чреваты штрафами или даже отказом ФСС в возмещении начисленных выплат.

В нашей стране женщины 70 дней до родов и столько же после (за исключением осложненной беременности и родов) обеспечиваются пособием за счет средств социального страхования. В отличие от обычного больничного, при котором его первые 3 дня оплачивает работодатель, расходы по оплате больничного по беременности и родам полностью берет на себя ФСС. Основные моменты порядка начисления и выплаты декретных регулируются законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ. Для получения пособия по беременности и родам необходимы следующие документы:

  • больничный лист (или листы, если женщина имеет несколько мест работы и в каждом из них планирует получить пособие);
  • справка о размере заработка за годы, данные по которым будут взяты в расчет выплаты по больничному, если в этих годах у женщины были другие места работы.

О том, по каким правилам определяется продолжительность отпуска по беременности и родам, читайте в этой статье.

Налогообложение декретных в 2018–2019 годах: удерживается ли НДФЛ из этих выплат

В п. 1 ст. 217 НК РФ содержится однозначный ответ на вопрос, удерживается ли подоходный налог с декретных. В тексте этой статьи указано, что пособие по беременности и родам НДФЛ не облагается. Этим пособие по беременности и родам отличается от обычного больничного, с которого НДФЛ необходимо удержать.

Неработающие женщины не имеют права на отпуск по беременности и родам, за исключением тех, которые были уволены в связи с ликвидацией организации. Как и женщины, ушедшие в обычный декрет, они получают все положенные выплаты без необходимости уменьшать их на размер подоходного налога.

Кроме того, у беременных женщин есть право еще на 2 пособия:

  • Единовременную выплату для тех, кто встал на учет в женской консультации до 12 недели беременности. Ее базовая величина, установленная законом, составляет 300 руб. С учетом индексации с 01.02.2018 она равна 628,47 руб.
  • Единовременно выплачиваемое пособие по рождению ребенка. Его базовая величина, установленная законодательно, составляет 8 000 руб. С учетом индексации это пособие с 01.02.2018 равно 16 759,09 руб.

Из сумм этих выплат, так же как и из декретных, не вычитают подоходный налог.

Кто выплачивает декретные, а также высчитывают и вычитают ли подоходный налог с декретных индивидуальные предприниматели

Финансирование выплаты декретных полностью берет на себя Фонд социального страхования РФ, осуществляющий это за счет страховых взносов на соцстрахование по нетрудоспособности и материнству. Платить такие взносы должен каждый из работодателей (как юрлицо, так и ИП).

C 2017 года перечисление страховых взносов осуществляется не в сам фонд, а в ИФНС. Однако функции проверки правильности начисления декретных и принятия решения об их возмещении работодателю остались за ФСС.

О том, с какими документами надо обращаться в соцстрах за возмещением, читайте здесь.

Сама женщина-предприниматель при этом может остаться без декретных. Они положены ей только в одном случае — если она заключила с ФСС договор добровольного страхования и оплатила взносы за полный календарный год до момента выхода в декрет.

Например, заключив договор с Фондом соцстраха в 2018 году, женщина должна до 31 декабря уплатить взносы за весь этот год. Тогда право на страховое обеспечение наступит с 01.01.2019.

Если женщина трудоустроена одновременно у нескольких работодателей, она может получить декретные по всем местам своей работы. Работодатель в неосновном месте работы обязан начислять выплаты по беременности и родам точно в таком же порядке, как и по основному.

Подоходный налог с декретных в 2018–2019 годах

Ни в правилах расчета декретных, ни в вопросе обложения их НДФЛ в 2018–2019 годах изменений не произошло. Это означает, что в 2018-2019 годах по-прежнему с декретных не берется подоходный налог. Однако традиционным изменениям подверглись суммы, зависящие от размера МРОТ, и значения величины дохода работника, в пределах которой этот доход облагается взносами на страхование по нетрудоспособности и материнству.

Исходя из этих величин, с 01.01.2019 для размера декретных:

  • минимальная величина в связи с очередным увеличением размера МРОТ (до 11 280 руб.) составит 51 919 руб. в случае нормальных родов (за 140 дней);
  • минимальная сумма при осложненных родах (за 156 дней) составит 57 852,60 руб.;
  • минимальная сумма при многоплодной беременности (за 194 дня) составит 71 944,90 руб.;
  • максимальная для нормальных родов (за 140 дней) находится на уровне 301 095,20 руб.;
  • максимальная для осложненных родов (за 156 дней) составит 335 506,08 руб;
  • максимальная величина пособия при многоплодной беременности (за 194 дня) составит 417 231,92 руб.
Смотрите так же:  Срочный трудовой договор порядок продления

О том, как рассчитывается минимальная и максимальная сумма, читайте в статье «Когда дают больничный лист по беременности и родам?».

Берут ли подоходный налог с доходов работающей декретницы и как заполнить для нее справку 2-НДФЛ

Как уже говорилось выше, вопрос, удерживают ли подоходный налог с декретных, важен для бухгалтеров, которые выдают справки 2-НДФЛ. Действительно, какой должна быть эта справка для декретницы?

После отпуска по беременности и родам сотрудница имеет право на отпуск по уходу за ребенком:

  • сначала до 1,5 лет, в течение которого ей (также за счет средств ФСС) выплачивается ежемесячное пособие;
  • до 3 лет, в течение которого у нее может не быть никакого дохода, кроме ежемесячной компенсации в сумме 50 руб., установленной указом Президента РФ от 30.05.1994 № 1110 и распространяющейся на все 3 года отпуска по уходу за ребенком.

Подробнее об этих выплатах читайте в материале «Ст. 256 ТК РФ: вопросы и ответы».

Поскольку выплаты, связанные с уходом за ребенком, тоже не облагаются НДФЛ, может получиться, что у женщины в течение года нет доходов, в отношении которых нужно подать в ИФНС справку 2-НДФЛ. Т. е. в такой ситуации справка не оформляется.

Однако действующее законодательство разрешает женщине, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, работать (ст. 256 ТК РФ) с условием, что работа будет осуществляться в режиме неполного рабочего времени. В этом случае справка 2-НДФЛ оформляется в общем порядке.

На вопрос, берут ли подоходный налог с декретных, есть один ответ – отрицательный. В отличие от выплат по обычному больничному, пособие по беременности и родам НДФЛ облагать не следует. На это однозначно указано в п. 1 ст. 217 НК РФ.

Облагается ли НДФЛ оплата выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом?

Нет, не облагаются.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 сентября 2015 г. N 03-04-06/50850
О налогообложении НДФЛ оплаты четырех дополнительных выходных дней, предоставляемых одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц оплаты четырех дополнительных выходных дней, предоставляемых одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Доходы, освобождаемые от обложения налогом на доходы физических лиц, перечислены в статье 217 Кодекса. Так, согласно пункту 1 статьи 217 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц доходы в виде государственных пособий, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, имеющие характер государственных пособий. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
На основании статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, который устанавливается федеральными законами.
Оплата дополнительных выходных дней не относится к государственным пособиям, перечисленным в перечне государственных пособий, установленном статьей 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Иных оснований, предусматривающих освобождение от налогообложения доходов в виде выплат, производимых в виде дополнительных оплачиваемых четырех выходных дней в месяц одному из работающих родителей для ухода за ребенком-инвалидом, в статье 217 Кодекса не содержится.
Вместе с тем сообщаем, что согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 1798/10 оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу пункта 1 статьи 217 Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
Заместитель директора ДепартаментаР.А. Саакян

Пособия по уходу за ребенком уменьшают налог при УСН с объектом «доходы»

Как до 2017 года, так и сейчас, плательщики УСН могут уменьшать налог на взносы в ФСС с учетом выплаченных сотрудникам пособий по уходу за ребенком.

Согласно подпункту 1 пункта 3.1 статьи 346.21 НК до 1 января 2017 года налогоплательщики, применяющие УСН с объектом «доходы» уменьшали сумму налога (авансовых платежей по налогу), на сумму страховых взносов на ОПС, обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ОМС, обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в данном налоговом (отчетном) периоде.

При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не могла быть уменьшена на сумму указанных расходов более чем на 50%.

Таким образом, до 1 января 2017 года сумма налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за налоговый (отчетный) период могла быть уменьшена на сумму страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с учетом пособий работникам по уходу за ребенком до 1,5 года, уплаченных (в пределах исчисленной суммы страховых взносов) в данном налоговом (отчетном) периоде, но не более чем на 50%.

В аналогичном порядке производится уменьшение суммы налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, за налоговый (отчетный) период на сумму страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с 1 января 2017 года.

Такие разъяснения дает Минфин в письме № 03-11-06/2/51923 от 14.08.2017.

Нужно ли удерживать налог с детских пособий?

Вопрос об удержании налога с суммы ежемесячного пособия на ребенка до сих пор оставался спорным. Минфин России и ФНС РФ единодушно разъясняли, что в пункте 1 статьи 217 Налогового кодекса РФ даны исчерпывающие перечни как облагаемых, так и не облагаемых налогом государственных пособий. Поэтому с тех пособий, которые не перечислены как освобождаемые от налогообложения, следовало налог на доходы физлиц удерживать.

Что гласит закон

В статье 217 Налогового кодекса РФ закреплено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) такие виды доходов физических лиц, как государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом, в статье прямо указывалось на то, что к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице и пособия по беременности и родам.

Справка: в данной статье не рассматриваются выплаты компенсационного характера, анализу подверглись нормы в отношении налогообложения пособий, так или иначе связанных с выплатами денежных средств на детей.

Специалисты фискальных органов до сих пор считали, что в указанной статье 217 приведен исчерпывающий перечень как облагаемых, так и не облагаемых пособий.

Не облагаются НДФЛ:

  • пособия по беременности и родам.

Не освобождаются от налогогообложения:

  • пособия по уходу за больным ребенком.

Таким образом, пособия на детей, которые выплачиваются мамашам по достижении ребенком возраста 1,5 или 3 лет, никак не обозначены в статье кодекса. Поэтому, по мнению финансистов и налоговиков с ежемесячных пособий по уходу за ребенком и ежемесячных пособий на ребенка, как непоименованных в пункте 1 статьи 217 кодекса, налог 13 процентов должен удерживаться (письма Минфина РФ от 04.06.2009 № 03-04-07-01/190, ФНС РФ от 18.06.2009 № ШС-17-3/121).

Чиновники считали, что освобождение от налогообложения каких-либо иных видов выплат, прямо не указанных в статье 217 Кодекса и, в частности, в ее пункте 1, возможно только путем дополнения перечня освобождаемых от налогообложения доходов. Что в конечном итоге мы и наблюдаем в настоящее время. Но сначала напомним, какие еще существуют пособия на детей.

Государственная забота о детях

Основной нормативно-правовой акт, касающийся государственных пособий гражданам, имеющим детей, — это Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ.

В статье 3 этого закона содержится полный перечень видов государственных пособий на детей:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  • ежемесячное пособие на ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
  • ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет средств бюджетов различного уровня. В первую очередь, из средств Фонда социального страхования России. Поэтому, такие выплаты как пособия по беременности и родам, ежемесячные пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществленные работодателем, будут компенсированы ему из средств территориального отделения ФСС.

Смотрите так же:  Как узаконить кладовку в квартире

Большая часть государственных пособий на детей выплачивается женщине полностью за счет средств ФСС РФ. Но при этом, назначить эти пособия, а следовательно, их исчислить и выдать своим сотрудницам деньги должен непосредственно работодатель. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лиц (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

А теперь сравним перечень пособий на детей и тот список, который закреплен в статье 217 Налогового кодекса РФ. Необлагаемым пособием на детей кодекс называет лишь одно пособие — по беременности и родам. Законом же предусмотрено восемь видов детских пособий.

Но как видно, буквальное следование нормам налогового законодательства не позволяло работодателям относиться к различным пособиям на детей одинаково, вынуждая взымать тринадцать процентов с таких пособий как ежемесячное пособие по уходу за ребенком (при предоставлении мамаше отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет) и ежемесчного пособия на ребенка (в этом случае пособие выплачивается до достижения ребенком возраста трех лет).

Ежемесячное пособие по уходу на ребенка составляет сумму не менее сорока процентов заработка застрахованного лица, так прописано в статье 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ. В то время как ежемесячное пособие на ребенка выплачивается на основании иных нормативных актов. В настоящее время Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Работодатель должен.

Как указано выше, исчислить детские пособия должен непосредственно работодатель. Страховщики из ФСС потом проверят, правильно ли рассчитана сумма пособия. В компетенцию этих чиновников входит и проверка достоверности, полноты исчисления страховых взносов в фонд социального страхования РФ, а также правомерности возмещений их фонда.

Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится, исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком (ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). Такой двухлетний период был введен с 2011 года Федеральным законом от 08 декабря 2010 года № 343-ФЗ. Этот порядок наделал много шума, так как потребовал от работодателей дополнительных организационные мероприятий.

Например, всем увольняющимся работникам теперь надо выдавать соответствующие справки о их заработках за два предыдущих и текущий годы, чтобы граждане могли представить сведения о своих заработках будущим работодателям. В свою очередь, новые работники и вам принесут такие справки. Данные таких справок надо будет использовать при расчете больничных или пособий на детей в последующем, когда такая необходимость возникнет.

Правильность же исчисления суммы пособий спросят с вас, поэтому если возникнут сомнения в подлинности справки или достоверности содержащихся в ней сведений, вы вправе проверить содержащиеся в справках сведения. Сделать это можно путем запроса в территориальный орган ФСС РФ по форме и в порядке, которые установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 24.01.2011 № 20н. Запрос можно направить по почте либо в электронном виде в форме документа с электронной цифровой подписью. Запрос направляется в тот территориальный орган ФСС, в котором состоит на учете страхователь (работодатель), выдавший справку.

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.01.2011 № 4н утверждены форма и порядок выдачи справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений, на которую были начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, и текущий календарный год. Данные справки необходимо выдавать всем увольняющимся, а также бывшим своим работникам, обратившимся за таким докуиентом.

Вернемся к налогообложению выплат в пользу физических лиц налогом НДФЛ — это компетенция налоговых органов.

Еще совсем недавно налоговики придерживались ранее принятой позиции, согласно которой непоименованные в 217 статье Налогового кодекса пособия на детей должны облагаться налогом на доходы физических лиц (Письмо ФНС РФ от 06.04.2011 № КЕ-4-3/5392). Финансисты же свое мнение теперь высказывают осторожно. Все изменилось, как только законодатели, стараясь урегулировать вопрос с освобождением государственных компенсаций от налогообложения, внесли поправку в указанную статью кодекса. Законопроект № 514481-5 уже принят 17 мая текущего года в первом чтении.

Как представлено в пояснительной записке к этому законопроекту, внесение изменений в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации сделано в целях уточнения перечня доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, а также устранения имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм.

В том числе, формулировка пункта 1 статьи 217 будет включать более расширенный перечень освобождаемых от налогообложения пособий. К ним теперь будут относиться все государственные пособия гражданам, имеющим детей, включая ежемесячные компенсационные выплаты, назначаемые и выплачиваемые физическим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 или 3 лет.

Есть вероятность, что поправки начнут действовать со следующего года. Но уже сейчас специалисты финансового министерства дают «добро» на освобождение свех детских пособий от НДФЛ. В Письме Минфина РФ от 01.06.2011 № 03-04-05/6-393 сказано, что пособия, являющиеся государственными пособиями, освобождаются от налогообложения как в действующей редакции кодекса, так и в редакции законопроекта.

Правда, в этом письме финансисты не дают прямого ответа, подпадают ли в настоящее время (до вступления в силу предполагаемых поправок) под освобождение конкретные пособия на детей — по уходу за ребенком до полутора или трех лет. Имея в средствах публикации многочисленные разъяснения по поводу обложения налогом таких пособий, считаем разумным все же удерживать налог. Ну и разумеется никто не запрещает работодателям обратиться в Минфин России или в свою территориальную налоговую инспекцию за разъяснениями по поводу «льготирования» таких пособий. Помните, что выполнение письменных разъяснений или консультаций, данные чиновниками вам лично, освобождают вас он санкций, если в дальнейшем такие разъяснения окажутся противоречащими нормам закона.

Эксперт «НА» И.Акиньшина

Налог с пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет?

На страницах проекта Mail Дети не допускаются комментарии, нарушающие законодательство РФ, а также пропагандистские и антинаучные высказывания, реклама, оскорбления авторов публикаций, других участников дискуссии и модераторов. Также удаляются все сообщения с гиперссылками.

Аккаунты пользователей, систематически нарушающих правила, будут заблокированы, а все оставленные сообщения — удалены.

Связаться с редакцией проекта можно через форму обратной связи.

Пособие по уходу за ребенком с учетом новых разъяснений Минтруда и ФСС

Автор: Е. А. Новикова

Каков порядок назначения пособия по уходу за ребенком? Как оно рассчитывается? Как определить максимальный размер такого пособия?

В марте сотрудники Минтруда и ФСС выпустили письма от 03.03.2017 № 17-1/ООГ-314 и 02-08-01/22-04-1049л соответственно, в которых дали разъяснения об исчислении максимальной суммы ежемесячного пособия по уходу за ребенком за 2017 год. В этой статье напомним порядок расчета и выплаты данного пособия с учетом разъяснений чиновников.

Cогласно ч. 1 ст. 256 ТК РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами. Для назначения и расчета пособия необходимо руководствоваться Федеральным законом № 255-ФЗ[1] и Порядком № 1012н[2].

Порядок назначения пособия.

В соответствии с ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ним, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

К сведению:

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

При этом назначение и выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем (работодателем) по месту работы застрахованного лица (работницы) в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами (ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ).

Для назначения пособия необходимо представить документы, перечисленные в ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ или п. 54 Порядка № 1012н. Итак, застрахованное лицо обязано подать следующие документы:

заявление о назначении пособия;

свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход;

копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки;

свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

справку с места работы (службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует (не используют) отпуск по уходу за ребенком и не получает (не получают) ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не служит) (не работают (не служат)) либо обучается (обучаются) по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Смотрите так же:  Судебные приставы заводского района г орла

Выплата пособия осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы (ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 58 Порядка № 1012н).

Обратите внимание:

Вся сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком, рассчитанная в соответствии с законодательством, выплачивается за счет средств бюджета ФСС (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ, пп. «а» п. 59 Порядка № 1012н).

Расчет пособия по уходу за ребенком.

При расчете пособия необходимо руководствоваться Федеральным законом № 255-ФЗ и Положением № 375[3]. Итак, согласно ч. 1 ст. 11.2 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81-ФЗ[4]. При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

К сведению:

С 01.02.2017 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:

минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком – 3 065,69 руб.;

минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка работницы, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком (расчетный период) (ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 6 Положения № 375). Таким образом, в расчетный период включаются 2015 и 2016 календарные годы. Отметим, что 2016 год является високосным и составляет 366 дней. Соответственно, количество календарных дней в расчетном периоде равно 731 (365 + 366).

При этом средний дневной заработок определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней в данном периоде (ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, п. 15(2) Положения № 375). Кроме того, ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлена предельная величина среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Средний дневной заработок для исчисления указанного пособия не может превышать величину, определяемую путем деления на 730 суммы предельных величин базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленных в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) согласно законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года) на два календарных года, предшествующих году наступления соответствующего отпуска по уходу за ребенком (ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).

Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в 2017 году, составляет 1 901,37 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 730 дн.).

К сведению:

Предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, составляет:

на 2015 год – 670 000 руб.;

на 2016 год – 718 000 руб.

Следовательно, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется с учетом всех календарных дней расчетного периода, в том числе с учетом особенности високосного года, при этом средний дневной заработок, исчисленный в соответствии с ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, не может превышать 1 901,37 руб.

К сведению:

Согласно ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч. 1 данной статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

на период освобождения сотрудника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством РФ, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в ФСС согласно Федеральному закону № 212-ФЗ (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) законодательству РФ о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

Если средний заработок застрахованного лица за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам базы для начисления страховых взносов для соответствующих лет и в указанном периоде отсутствуют исключаемые периоды, обозначенные в ч. 3.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, при расчете пособий в связи с материнством в 2017 году средний дневной заработок может быть равен 1 898,77 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 731 дн.).

Такие разъяснения представлены в Письме ФСС РФ от 03.03.2017 № 02-08-01/22-04-1049л.

Определяем максимальный размер пособия.

В Письме Минтруда РФ от 03.03.2017 № 17-1/ООГ-314 представлен расчет максимального размера пособия по уходу за ребенком в 2017 году. Итак, средний дневной заработок для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на число календарных дней в этом периоде. Согласно ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4.

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленный в процентном отношении к среднему заработку (40% среднего заработка). Таким образом, максимальная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2017 году составляет 23 089 руб. ((670 000 + 718 000) руб. / 731 дн. x 30,4 дн. x 40%).

Если же производить расчет по правилам ч. 3.3 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ, средний дневной заработок для расчета пособия в 2017 году не может превышать 1 901,37 руб. ((670 000 + 718 000) руб. / 730 дн.). Таким образом, в соответствии с данным законом максимальный размер пособия по уходу за ребенком в 2017 году – 23 120,66 руб. (1 901,37 руб. х 30,4 дн. х 40%).

Из приведенных разъяснений следует: если заработок работницы за 2016 и 2015 годы равен предельным величинам базы для начисления взносов (718 000 и 670 000 руб. соответственно), максимальный размер пособия зависит от того, были ли в расчетном периоде исключаемые дни.

Если расчетный период отработан полностью, средний дневной заработок равен 1 898,77 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 731 дн.). Он меньше максимального среднедневного заработка – 1 901,37 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / 730 дн.). Соответственно, сумма пособия, на которую может рассчитывать сотрудница, равна 23 089,03 руб. (1 898,77 руб. х 30,4 дн. х 40%).

Если расчетный период отработан не полностью, например, по причине болезни сотрудницы (пять дней), средний дневной заработок составляет 1 911,85 руб. ((718 000 + 670 000) руб. / (731 — 5) дн.). Это больше 1 901,37 руб., поэтому максимальная сумма пособия по уходу за ребенком составляет 23 120,66 руб. (1 901,37 руб. х 30,4 дн. х 40%).

НДФЛ и страховые взносы.

Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ ежемесячное пособие по уходу за ребенком не облагается НДФЛ.

Указанное пособие, выплачиваемое за счет средств ФСС, не подлежит обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (пп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ[5]).

Кроме того, на сумму выплачиваемого пособия уменьшается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 431 НК РФ, ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ).

В заключение еще раз обратим ваше внимание на то, что пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое застрахованному лицу, не может быть меньше минимальных размеров пособия по уходу за первым ребенком – 3 065,69 руб., за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб., но и не может быть больше максимального размера пособия, исчисленного в соответствии со ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ. При этом порядок определения максимального размера пособия зависит от того, были ли в расчетном периоде исключаемые дни.

[1] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

[2] Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 № 1012н.

[3] Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудопособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375.

[4] Федеральный закон от 19.05.1995 № 81 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

[5] Федеральный закон от 24.07.1998 № 125 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».