Послевоенный период в СССР характеризовался постепенным сворачиванием налогообложения и заменой налогов иными доходными источниками. Основным же налоговым платежом того времени являлся налог с оборота, поступления от которого составили в 1954 г. около 41 % в составе доходной части бюджета2.

В 60-е годы в стране большую популярность получила идея безналогового общества, отрицание налогов становится составной частью государственной экономической политики. Существенным шагом в направлении полной ликвидации налогообложения в стране, стала отмена налога с заработной платы, в соответствии с

Законом СССР 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих». В этот период основная часть доходов государственных предприятий подлежала централизованному перераспределению, изъятию по распоряжению органов государственного управления и зачислению в централизованные денежные фонды. Поэтому государственные предприятия, помимо налогов, имели обязанность вносить в бюджет и неналоговые платежи. Высокий уровень обобществления собственности в экономике практически полностью исключал возможность возникновения противоречий между интересами государства в целом и интересом отдельного хозяйствующего субъекта по поводу уплаты налогов. В отношении же граждан сохранялась обязанность по уплате некоторых налогов, например, подоходного налога или налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. Порядок их уплаты основывался на удержании сумм налога у источника выплаты.

Проблема учета реальных доходов и сбора налогов обострилась с принятием в 1986 г. Закона СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности», который, в определенной степени позволял реализовать частную инициативу в хозяйственной деятельности. При этом доходы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, подлежали налогообложению. Ставка подоходного налога в зависимости от размера дохода составляла от 12 до 65 %. Плательщики налога обязывались вести учет получаемых от занятия кустарно-ремесленным промыслом и другой индивидуальной трудовой деятельностью доходов и расходов и представлять в финансовый отдел исполнительного комитета по месту своего постоянного жительства декларацию о получаемых доходах.

После принятия в 1988 г. Закона СССР «О кооперации в СССР» количество лиц, обязанных подавать декларации о доходах, увеличилось за счет кооператоров.

Для осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства с 1988 г. в составе финансовых органов стали создаваться налоговые инспекции. В 1990 г. создана Государственная налоговая служба Министерства финансов СССР. Численность налоговых органов составляла около 70 тыс. человек.

Страницы истории

История налогов: Налоговая система СССР

Классовый характер марксистского учения о государстве, природе стоимости, смысле и целях распределения товарно-денежных отношениях был положен в основу реформирования производственных отношений в СССР начиная с конца 20-х годов. Советский Союз, приступив к построению социализма, отошел от пути налоговых преобразований, по которому пошли США, Великобритания, Германия, Франция, Япония.

Советские ученые М.М. Агарков, А.В. Бачурин, Г.Л. Марьяхин, М.И. Пискотин, Г.Л. Рабинович, Н.Н. Ровинский, С.Д. Цыпкин и другие доказывали имманентность налогов капитализму, а не социализму. Экономическая мысль о налогах советского периода сводилась к констатации текущих событий, рекомендации вырабатывались в соответствии с резолюциями партийных съездов, всецело определявших финансовую политику. Принижение значения товарно-денежных отношений практически уничтожило созданную в дореволюционной России налоговую систему.

Советские ученые утверждали, что социалистическая система хозяйствования обеспечивала государственному бюджету принципиально иные источники доходов, чем система капитализма. Налоги перестают здесь быть экономическим воплощением существования государства. Государство в условиях социализма опирается на всю постоянно растущую в своем объеме социалистическую собственность и социалистическое производство, поэтому оно получает основную часть доходов от социалистического хозяйства.

Большинство ученых советского периода призывали вести «марксистский анализ налогов». Стремление к уничтожению налогов приняло в 30-е годы характер закономерности. Об этом свидетельствует принятие Закон СССР «Об отмене налогов с заработной платы рабочих и служащих» от 7 мая 1960 г. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 сентября 1962 г. сроки освобождения рабочих и служащих от налогов с заработной платы были перенесены, а затем эта идея была вовсе забыта.

Другие кардинальные преобразования в системе производственных отношений продолжались. В 1917 году учреждается Народный комиссариат финансов (Наркомфин). Начало жесточайшей централизации финансовых ресурсов, подчинившей впоследствии региональные экономические интересы целям и задачам центрального аппарата власти, было положено принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 21 декабря 1931 г. «О республиканских и местных бюджетах».

Региональные бюджеты были переведены с собственной доходной базы на формирование подавляющей части доходов за счет ежегодно устанавливаемых отчислений от общесоюзных государственных налогов и доходов. Эта система оказалась чрезвычайно живучей. В видоизмененной форме она действует до сих пор, позволяя центру определять экономическую политику на местах. Во всем мире развитие регионов основано на собственной налоговой базе, что обеспечивает их хозяйственную самостоятельность.

Финансовая мысль советского периода старалась доказать преимущества происходящих идеологических преобразований в системе производственных отношений, трансформировала их экономическое содержание в неприсущие им административные, идеологические формы. Последствия идеологизированной национальной экономической политики первых десятилетий советской власти, индустриализация, коллективизация, деформация в размещении производительных сил, сталинская депортация коренных народов с мест их исторического проживания, создание административных единиц по национальному признаку до сих пор непосредственно сказываются на жизни российского общества.

В 1917 году закончилась эпоха естественных качественных преобразований налогов. Революция 1917 г. породила революционный налог на буржуазию и кулачество. В октябре 1918 г. введен чрезвычайный 10-миллиардный налог.
Вместе с тем налоги как правовая система перестали играть главную роль в финансировании государственных потребностей. Эту роль выполняли контрибуции, эмиссия денег и продразверстка.

Налоги некоторым образом начали возрождаться при НЭПе. Однако их возрождение происходило в специфических условиях. Экономическая политика без денежных налогов — парадокс. Идею натурализации налога развили в работе «О продовольственном налоге». Целью перехода от продразверстки к продналогу было создание у крестьян стимулов к восстановлению и расширению хозяйства, увеличению производства и реализации сельскохозяйственной продукции. Продналог был значительно меньше продразверстки.

В этот период были заложены основы советской финансовой системы. В 1922 г. был осуществлен переход к единому натуральному налогу на продукты сельского хозяйства, который исчислялся в единой весовой мере (пуде). С 1923 г. к уплате сельскохозяйственного налога были привлечены колхозы. На жителей деревень был распространен «трудгужналог», заменивший трудовую и гужевую повинность 1919 г., денежный подворный налог и еще два гражданских целевых налога для борьбы с эпидемиями.

Кроме того, взимались дополнительные налоги: квартирный, военный и др. В целом налоговая политика, в то время представлявшая собой политику борьбы за построение нового общества, была сведена к чрезвычайным мерам по наведению порядка.

Но из-за просчетов в экономической и финансовой политике, прямого административного диктата к концу 20-х годов сформировалась громоздкая бюджетная система, в казну поступало 86 видов платежей. В период НЭПа основным источником доходов государства являлись прямые налоги. В 1921 г. были введены промысловый налог, которым облагались обороты частных промышленных и торговых предприятий, а также акцизы на спирт, вина, пиво, спички, табачные изделия, гильзы и другие товары.

В 1922 г. для регулирования размеров накоплений частнокапиталистических элементов был введен подоходно — поимущественный налог. Наряду с ним взималось несколько налогов: с грузов, перевозимых железнодорожным и водным путем, со строений, рента с городских земель, гербовый сбор со сделок, документов, счетов, векселей и других государственных бумаг, плата за пользование государственными угодьями и др. В 1923 г. был введен подоходный налог с первоначальной ставкой 10 %, затем — 20 % прибыли предприятий. Кроме этого налога предприятия после утверждения годового отчета перечисляли в бюджет дифференцированную процентную долю отчислений от прибыли.

С 30-х годов налоги превращаются в орудие политической борьбы. Налоговая система была заменена административными методами изъятия прибыли, амортизационных отчислений, имущества в государственное пользование, дополняемыми административно-командным распределением финансовых ресурсов по отраслям и территориям.

В 1930 году основным законодательным актом-постановлением ЦИК и СНК от 2 сентября 1930 года «О налоговой реформе» были проведены кардинальные преобразования состава и структуры платежей, поступающих в государственное пользование. В 1931 году принимается еще несколько постановлений, корректирующих ход налоговой реформы. Два обязательных платежа государственных предприятий и организаций — налог с оборота и отчисления от прибыли- стали основными платежами в бюджет. Налог с оборота вобрал в себя: акцизы, промысловый налог, лесной доход, страховой и другие платежи, ранее уплачиваемые предприятиями. Отчисления от прибыли предприятий также стали включать подоходный налог, платежи с векселей и некоторые другие.

Налоговая реформа не затронула колхозов, продолжавших после 1930 г. платить сельскохозяйственный налог. Вместе с тем с этого года к ним стал применяться пропорциональный метод обложения, который действовал при взимании налогов с кооперации. Постепенно колхозы стали переводиться на обложение по доходам, исчисленным не по нормам доходности, а на основе данных отчетности соответствующих хозяйств.

После преобразования системы платежей государственных предприятий и колхозно-кооперативного сектора были начаты изменения налогов с населения.

Подоходный налог с граждан вобрал в себя некоторые другие налоги с населения, а часть таких налогов была отменена. Потерявший свое назначение как средство борьбы с частным сектором промысловый налог постепенно трансформировался в налог с кустарей и ремесленников, сборы на колхозных рынках, разовые казначейские сборы. С 1931 года стали вводиться повсеместные сборы на культурно — хозяйственное и жилищное строительство, преобразованное в 1933 году в «культжилсбор».

Доход государства формировался не за счёт налогов, а за счёт прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

Введённые в последующие годы платежи представляли собой формы, не предопределяемые величиной стоимостных пропорций основных факторов производства, а потому и вредные для экономики. Подавляющая часть бюджетного финансирования была обусловлена дотациями военным отраслям промышленности, тяжёлому машиностроению, сельскому хозяйству, в среднем до 24% общего объёма бюджетных расходов составляли статьи расходования средств на управление и оборону.

Дальнейшая трансформация налогов была связана с Великой Отечественной Войной. В 1941 г. был введён военный налог (отменён в 1946г.). в том же году для поддержки одиноких матерей был введён налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, который просуществовал до 90-х годов. Налог с оборота был в то время основным платежом в бюджет, он составлял 41% от суммы всех доходов бюджета в 1954г.

Смотрите так же:  Порядок оформления по осаго

Провозглашались тезисы об отмене подоходного налога с населения и введения системы платежей из прибыли, платы на фонды и нормируемые оборотные средства, помимо налога с оборота. В начале 1960-х годов от уплаты подоходных налогов освобождаются некоторые группы лиц и предприятий, занятых научно-техническим обслуживанием военной промышленности.

Система нормативных платежей предприятий и отчасти граждан в бюджет, сформированная к началу 1970-х годов, явилась прототипом налоговой системы образца 1991 года. Ориентируясь на западные налоговые системы и объем государственных расходов в 1990 году, правительство М.С. Горбачева приступило к созданию концепции налоговой системы РСФСР. Эта концепция была модифицирована в 1991 году в налоговую систему РФ. Общий состав платежей в бюджет государства, взятый как прототип при формировании структуры налоговой системы на начало 90-х годов.

Конец 1980-х годов можно назвать периодом возрождения налоговой системы в России. Налоговая политика вновь становится орудием политической борьбы: в России Борис Ельцин вводит особый суверенный режим налогообложения.

«Налог на яйца», или Как в СССР боролись за повышение рождаемости

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

На самом деле целью введения налога на бездетность являлось не столько улучшение демографической ситуации в стране, сколько пополнение бюджета страны бездетными гражданами для целей участия в расходах на содержание детских воспитательных учреждений. Плательщиками являлись все мужчины, не имевшие детей, в возрасте от 20 до 50 лет.

Бездетные женщины, которые состояли в законном браке, в возрасте от 20 до 45 лет, также облагались этим налогом. В народе данный платеж получил название «налог на яйца». Так как женщины, не состоявшие в браке, освобождались от уплаты, многие мужчины утверждали, что данное условие ставит их в неравное положение по сравнению с женщинами.

Ставка налога на бездетность была дифференцированной и зависела от ежемесячного заработка гражданина: для граждан, чей ежемесячный доход составлял более 91 руб. ставка составляла 6%; ставка снижалась для работающих граждан и получавших доход в диапазоне от 71 до 90 руб. и составляла 5%; полностью освобождались от уплаты налога работающие с доходом менее 70 руб. Интересным фактом является то, что работники творческих профессий уплачивали налог независимо от дохода по самой верхней границе, а именно 6%.

Льготы по уплате налога

Несмотря на широкий круг граждан, подлежащих налогообложению, были и такие, кто налог на бездетность не платил: освобождались граждане, чьи дети погибли, пропали без вести или умерли; молодожены в течение года после вступления в брак (в случае расторжения брака — мужчина должен был сразу сообщать в бухгалтерию предприятия о данном событии и начисление налога возобновлялось); военнослужащие включая офицерский состав, солдатов, мичманов, прапорщиков, курсантов, а также их жены.

Также освобождения от уплаты налога на бездетность имели студенты высших и средне-специальных учреждений до достижения ими возраста 25 лет; инвалиды, получившие I и II группу, и их жены; лилипуты (люди, больные гипофизарным нанизмом); граждане с расстройствами психики, шизофренией, умственной отсталостью и маниакально-депрессивным психозом; одинокие женщины, не состоящие в браке; граждане, трудящиеся в условиях Крайнего Севера на ремесленных промыслах; граждане, усыновившие детей.

Налог на бездетность просуществовал вплоть до распада СССР. Начиная с 1990 года планировалось уменьшить ставку налога для людей, чей заработок составлял менее 150 рублей, а также отменить взимание с мужчин, которые состояли в браке, но не имели детей. В планах на 1993 год была полная отмена налога для холостяков, но он перестал существовать еще раньше — 1 января 1992 года в связи с распадом Советского Союза.

Налог на бездетность в России

Сегодня в Российской Федерации официального налога на бездетность не существует. Но действует своеобразный аналог — ежемесячный налоговый вычет на рождение первого (1400 руб.), второго (1400 руб.) и третьего ребенка (3000 руб.). Таким образом гражданин, получающий доход до налогообложения в размере 40 тыс. рублей и имеющий 2-х детей, получит на руки на 364 руб. больше, чем его холостой коллега. Сумма, конечно, не сопоставимая с 6% налогом, но все же.

Начиная с 2003 года регулярно циркулируют слухи и предложения о возобновлении сбора налогов с бездетных граждан в размере 3-5% и подкрепляется статистическими данными о наличии в России большого количества холостяков, но все попытки потерпели неудачу. Многие россияне не поддерживают введение данного налога, считая его бессмысленным. С ними согласны и многие демографы, которые утверждают, что введение данного налога не только не увеличит рождаемость, а может привести к противоположному эффекту.

Примеров введения налога на бездетность в других странах можно пересчитать по пальцам. Первопроходцем и новатором была Римская империя, а именно цензор Марк Фурий Камилл первым ввел данный платеж в 351 году до нашей эры для своих граждан. В 1909 году Болгария повторила этот опыт, а позднее в 1926 году Бенито Муссолини, которого беспокоила демографическая ситуации в Италии ввел аналогичный налог.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Повинности советских крестьян при Сталине

Экономической основой сталинского СССР, который сейчас культивирует в РФ госпропаганда, являлась сверх-эксплуатация села. По уровню экономического и административного прессинга это были самые тяжелые времена для русских крестьян. Блог Толкователя просуммировал общие повинности советских «аграриев».

В конце 20-х годов прошлого века свыше 80% населения СССР проживало в сельской местности, с учетом малых городов — до 90%. Практически все они в сталинском СССР были превращены в нечто среднее между государственными рабами-илотами, как в древней Спарте, и позднеримскими колонами, отбывающими бесчисленное количество экономических, трудовых и прочих повинностей. Выкачивание средств из русской деревни большевики прекратили лишь в 60-70-х годах прошлого века (когда были разработаны нефтегазовые и рудные месторождения Сибири), а паспорта колхозники получили окончательно лишь к концу 70-х — началу 80-х годов XX века.

В 90-х — начале 2000-х годов в РФ небольшими тиражами были выпущены несколько монографий и сборников документов о реальной жизни сталинской деревни. Одним из таких изданий была работа РАН и Вологодского пединститута «Повинности российского крестьянства в 1930-1960-х годах» М.А. Безнина, Т.М. Димони и Л.В. Изюмовой, изданная в 2001 году (скачать ее можно здесь). По мнению авторов, советское крестьянство фактически жило в условиях государственного феодализма, отдавая оброк — госпоставки (отменены лишь в 1958 году), отрабатывая барщину (регулируемый минимум отработки), который исчез лишь к концу 60-х годов, и выплачивая денежные налоги.

Как пишут ученые, созданная коммунистами в 30-х годах прошлого века система сверх-эксплуатации русского крестьянства условно делилась на три части:

Отработки

Каждый советский крестьянин был обязан отработать определенный минимум «трудодней» как в колхозе, так и на общественных работах. В трудовую повинность также включались вполне себе средневековые «обязательства» по гужевым, строительным отработкам, работе на лесоповале, ремонте дорог и так далее. В 1939 году постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР было определено, что обязательный годовой минимум трудодней для женщин в возрасте от 16 до 55 и мужчин от 16 до 60 лет в колхозах устанавливается в размере 60-100 в год. В 40-50-х годах этот минимум был увеличен и к моменту смерти Сталина составлял уже усреднено 150 трудодней в год для женщин и 200 — для мужчин.

Окончательно такая система принудительных отработок исчезла лишь в 1969 году, когда колхозникам была гарантирована зарплата не реже 1 раза в месяц.

Колхозникам за трудодни полагалось, конечно, некоторое вознаграждение, однако его размер обычно был весьма и весьма низким, а часто они вовсе не оплачивались (об этом на примере ряда колхозов в сталинской России блог Толкователя рассказал ранее). К примеру, из оплаты трудодней колхозников, работавших возчиками на лесозаготовках, до 50% забирал себе колхоз. Зимой 1940-1941 годов на лесозаготовках трудилось до 1 миллиона советских крестьян.

Ряд отработок был бесплатным. Так, в сталинской России каждый колхозник с 30-х годов должен был отработать 6 дней в году на строительстве и ремонте местных дорог (единоличники — 12 дней). Эта повинность была отменена лишь в 1958 году. В 1933-1937 годах всего на строительство и ремонт дорог было мобилизовано 79 миллионов человек, а также 161 тысяча автомобилей и 35 тысяч тракторов.

Натуральный оброк

В 1932-1933 годах советские колхозники получили «обязательства» по государственным поставкам. Как правило, это был перечень видов сельскохозяйственной продукции, которые производили колхоз и личные подворья крестьян. С 1934 года размер поставок с дворов крестьян-единоличников и колхозников был уравнен, а с 1940 года в стране был введен погектарный принцип исчисления обязательных поставок с колхозов, который затем распространился и на приусадебные участки крестьян.

Уровень оброка в сталинском СССР в ходе его истории неуклонно повышался. Если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники — от 62 до 90 килограммов), то в 1948 году — уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. В 1948 году колхозный двор также был обязан сдавать ежегодно от 30 до 150 куриных яиц. Госпоставки также регламентировали количество шерсти, картофеля, овощей и т.п. продуктов с каждого колхозного приусадебного участка.

При этом, что немаловажно, от уплаты обязательных поставок, например, по мясу и яйцам, не освобождались дворы, которые не имели мясных животных (это произошло лишь в 1954 году) или кур (их можно было заменить денежными выплатами или иными продуктами). Лишь после смерти Сталина в 1953 году государство снизило объемы таких поставок, в связи с чем советские колхозники на радостях даже сочинили поговорку — «пришел Маленков, поели блинков». Окончательно оброк у советских крестьян был отменен в 1958 году.

Денежная повинность

Эти повинности делились на государственные, местные налоги, «добровольно-принудительные» сборы и займы. Самым «древним» в СССР был сельскохозяйственный налог, введенный еще в 1923 году. После «угара» НЭПа, он был приспособлен для новых реалий. Этим налогом облагались все возможные доходы крестьянской семьи в любой сфере. В 1933-1938 годах каждое хозяйство платило в среднем 15-30 рублей в год. С 1939 года твердые ставки сельхозналога были заменены прогрессивной шкалой, что позволило государству постоянно увеличивать его размеры. В среднем размеры налога с вмененного денежного дохода составляли около 7-11%. Такие относительно небольшие, на современный взгляд ставки, не должны вводить в заблуждение — ведь налогооблагаемая база рассчитывалась по придуманной государством «доходности».

Смотрите так же:  Договор розничная купля-продажа с использованием автомата

С началом войны в 1941 году для крестьян была введена дополнительная надбавка к этому налогу в размере 100% от его объема (заменена военным налогом в 1942 году, который составлял от 150 до 600 рублей в год с члена хозяйства). Суть этого налога заключалась в том, что государство устанавливало размер получаемого с подворья объема производства сельскохозяйственной продукции и так называемые расчетные нормы ее доходности. По сути, это был инструмент открытого грабежа крестьян со стороны государства.

К примеру, большевики считали в 1940 году, что годовая доходность коровы — 600 рублей. Помимо того, что крестьянин с нее был обязан уплатить натуральный оброк (обязательные госпоставки в виде молока и мяса), а также госзакупки (как правило, это касалось более колхозов, но часто эти сборы платили и сами крестьяне) по мясу и молоку по специально заниженным ценам, он еще должен был выплатить до 50-60 рублей деньгами за нее. В таком свете видно, что ни о каком «малом» давлении налогового пресса говорить не приходится.

Как правило, реальное состояние хозяйства крестьян финансовые органы мало волновало.

В 1942-1943 годах нормы доходности были увеличены в 3-4 раза, соответственно, вырос объем вмененного сельхозналога. Затем этот налог (точнее, нормы доходности) четырежды возрастали в 1947-1948 годах. Следующее увеличение пришлось на 1950 год. А в 1952 году состоялся апофеоз сталинской налоговой живодерни — налогом были обложены цыплята, новорожденные поросята, телята и ягнята. Кроме того, сельхозналог колхозники были обязаны платить и с продуктов (овощи, картофель), которые им выплачивались в колхозе за трудодни (причем с этих выплат колхоз брал налоги, поэтому получалось как бы двойное налогообложение для каждого агрария).

Если в 1940 году расчетная норма доходности коровы, как уже было указано выше, составляла 600 рублей, то в 1948 году — 3500 рублей, свиньи — 300 и 1500 рублей, соответственно, сотки картофельного огорода — 12 и 120 рублей, козы или овцы — 40 и 350 рублей, соответственно. Многие советские крестьяне вынуждены были переходить на содержание так называемых «сталинских коров» — коз, которые в налоговом плане обходились дешевле.

Стоит также отметить, что льготы по сельхозналогу, которые имели инвалиды, ветераны войны, нетрудоспособные крестьяне и ряд других категорий советских илотов, во второй половине 40-х годов по большей части были упразднены. Если в 1947 году средний двор в РСФСР в год платил до 370 рублей сельхозналога, то в 1951 году — уже 519 рублей. Необходимо понимать, что продать на колхозном рынке какие-либо продукты, чтобы расплатиться с налогом было непросто — во-первых, из-за снижения цен на продукты, во-вторых, из-за административных и налоговых сложностей. В результате постоянно росло число должников (их задолженность была прощена лишь в 1953-1954 годах).

Лишь после смерти Сталина размеры сельхозналога были существенно уменьшены, а к 1965 году они в среднем составили лишь около трети от уровня 1951 года.

Помимо этого налога, советские крестьяне были обязаны покупать облигации государственных займов (они выпускались в 1927-1958 годах, СССР их не оплатил, произведя по сути дефолт по этим обязательствам). Кроме того, каждая колхозная семья была обязана уплачивать «добровольные сборы» — так называемое самообложение.

В области косвенных сборов сталинский СССР был местом, где мало кто из современных неосталинистов захотел бы жить. Так, крестьяне и даже горожане были обязаны платить налог за рыбалку (что сегодня почему-то возмущает патриотическую общественность, когда с подобными предложениями выступает кто-либо из тандема), налог на холостяков и малодетных, налог на собак, налог на транспортные средства (платить надо было даже за велосипеды) и так далее.

Личные подворья крестьян, которые постоянно подвергались урезанию, были самым эффективным поставщиком продуктов в СССР — несмотря на скромную долю в общем фонде сельскохозяйственных земель (не более 5-7%), они давали по обязательным государственным поставкам в 1940 году до 30% всего картофеля в стране, мясу скота и птицы — 25 %, яйцам — 100%, молоку — 26%, шерсти — 22%.

В заключение необходимо сказать, что за отказ от выполнения повинностей государству крестьян ожидали как штрафы, так и высылка. Несмотря на декларируемые современными сталинистами и госпатриотами тезисы о якобы бесплатном образовании в СССР, сельские школы (в которых училось абсолютное большинство населения тогдашнего СССР) были обязаны содержать сами колхозники и за свой счет платить довольствие учителям, а также оплачивать учебники и прочие материалы. Это же касалось детских садов (если они вообще были в колхозе), больниц и других учреждений социальной сферы.

Иллюстрации Валерия Барыкина

Налоговая система СССР и обязательные платежи в бюджет в 1965-1985 годах

В середине 1960-х гг. в СССР была сделана попытка проведения коренной хозяйственной реформы, целью которой было повышение эффективности и прибыльности работы предприятий. Важнейшим документом, определившим цели и задачи хозяйственной реформы, было постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства» от 4 октября 1965 г.

В сфере налогообложения указанное постановление предполагало следующие важнейшие изменения [9, с. 255]:

  • • изменение порядка распределения прибыли государственных предприятий;
  • • введение платы за фонды;
  • • введение фиксированных (рентных) платежей;
  • • реформирование подоходного обложения колхозов.

При этом в 1960-е гг. фактически неизменной осталась система взимания налога с оборота.

Плата за фонды (плата за производственные основные фонды и нормируемые оборотные средства) была введена с 1966 г. и представляла собой форму распределения прибыли. Нормативы платы за фонды устанавливались на длительный период. В промышленности ставка равнялась 6%, однако в отраслях с низким уровнем рентабельности она составляла 3%, а в высокорентабельных отраслях (табачная, развесочная и ряд других) доходила до 10%.

Фиксированные (рентные) платежи были введены с 1967 г. и представляли собой форму изъятия в доход государства части прибыли предприятий, не зависящей от деятельности коллектива. Применение фиксированных рентных платежей позволяло выравнивать рентабельность предприятий в пределах отраслей. Размеры платежей в твердых ценах, в процентах к стоимости реализованной продукции устанавливались и пересматривались Государственным комитетом по ценам для каждого плательщика на ряд лет. При этом предприятиям обеспечивалась рентабельность не ниже среднеотраслевой.

В 1976 г. плата за фонды в промышленности составляла 23% полученной прибыли, а рентные платежи – 5% балансовой прибыли предприятий [9, с. 259]. Рентные платежи давали в 1975 г. около 8% платежей от прибыли в бюджет. При этом 2/3 рентных платежей поступало от добывающих отраслей промышленности.

Подоходный налог с колхозов, установленный указом Президиума ВС СССР от 10 апреля 1965 г., взимался с чистого дохода и части фонды оплаты труда колхозников, превышающей необлагаемый минимум.

Колхозы уплачивали подоходный налог с облагаемого чистого дохода за каждый процент рентабельности, превышающий 25%, по прогрессивным ставкам от 0,1 до 0,5%.

Налоги, вносимые колхозами и кооперативными организациями по сравнению с платежами, поступающими от государственных предприятий, составляли незначительную часть от 1,1 до 1,5% всех доходов бюджета [9, с. 260].

Главным достижением реформы стало увеличение объема прибыли и повышение ее доли в общем объеме финансовых ресурсов. Платежи из прибыли возросли с 30,9 млрд руб. в 1965 г. до 70,6 млрд руб. в 1976 г., а их удельный вес в доходах повысился с 30,2 до 30,4 [9, с. 256].

Доля налога с оборота в структуре бюджета сократилась с 40,7% в 1960 г. до 30,4% в 1975 г. Наибольшие поступления по налогу с оборота давали отрасли пищевой и легкой промышленности.

В рассматриваемый период (1965–1985 гг.), несмотря на уменьшение относительного вклада налога с оборота в бюджет страны, абсолютные его поступления постоянно росли с 31,3 млрд руб. в 1961 г. до 74,6 млрд руб. в 1977 г. [13, с. 20].

В 1975–1980 гг. была продолжена работа по совершенствованию налога с оборота, который играл важную роль в укреплении хозяйственного расчета, так как позволял регулировать уровень рентабельности.

В табл. 7.3 приведена динамика доходов государственного бюджета СССР в 1960-1985 гг. [8, с. 372; 9, с. 264; 2, с. 6].

Таблица 7.3

Структура доходов государственного бюджета СССР в 1960–1985 гг. по основным разделам, %

Налоги в СССР (1917-1991)

После Октябрьской революции налоговая политика была направлена на ослабление экономической базы буржуазии. С этой целью с буржуазии взималась контрибуция. Были приняты меры к введению подоходного налога. Однако в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все денежные налоги были отменены и взимались в натуральной форме. С октября 1918 г. был введен натуральный налог. Ставки его исчислялись в пудах зерна, были дифференцированы в зависимости от размера посевной площади, количества членов семьи и количества голов скота. В январе 1919 г. он был заменен продразверсткой, т.е. обязательной сдачей крестьянами сельскохозяйственной продукции государству. Введение продразверстки было основано на классовом принципе: максимальная норма — для кулацких хозяйств, минимальная — для бедняцких.

С новой экономической политикой и изменением государственной продовольственной политики в марте — апреле 1921 г. вместо продразверстки вводится продовольственный налог. Он взимался в меньшем размере, чем продразверстка в виде определенной доли произведенной в хозяйстве продукции с учетом урожайности, количества членов семьи и количества скота. В мае 1923 г. он был заменен единым сельскохозяйственным налогом, который до 1924 г. имел натуральную форму.

Для обеспечения соответствия размеров налога доходности каждого крестьянского хозяйства была повышена прогрессия ставок. При этом учитывались не только размеры пашни, но и наличие площадей для сенокоса, количество скота, число едоков. Так, при наличии на едока 0,25 десятины налог составлял 2,1% к облагаемому доходу, при наличии 0,75 десятины — 10,5%, при наличии трех десятин — 21,2%.

В 1926 г. налогооблагаемая база этого налога была расширена. Кроме размера пашни, количества скота, сенокоса в нее включили мелкий скот, доходы от садоводства, табаководства, виноградоделия, пчеловодства и другие неземледельческие доходы. При этом для оказания помощи бедняцким хозяйствам был уставлен необлагаемый минимум. В 1928 г. льготы по налогу были расширены коллективным хозяйствам, скидка с оклада налога была увеличена до 25—30%, повышен необлагаемый минимум.

Смотрите так же:  Договор на поставку упаковки

В городской местности в 1921 г. был введен промысловый налог. Им облагали ненационализированные торговые и промышленные предприятия и личные промысловые занятия, приносящие доход. Этот налог состоял из патентного и уравнительного сборов. Патентный сбор взимался но твердым ставкам, уравнительный — в размере 3% суммы месячного оборота предприятия. В последующие годы промысловый налог был распространен на государственные предприятия и были значительно повышены его ставки. После ликвидации в 1930-х гг. частных предприятий и частной торговли этот налог был отменен.

С ноября 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог. Он взимался с доходов физических лиц, частных акционерных обществ, а также с недвижимого имущества. Был установлен необлагаемый минимум. Ставки по налогу были построены по прогрессивной ступенчатой шкале. По этим ставкам определялось количество квот, подлежащих взиманию. Например, при доходе от 120 до 180 тыс. руб. число квот было 1,5, от 180 до 240 тыс. руб. — три квоты. Величина квоты в рублях устанавливалась законом на каждое полугодие. Обложение налогом имущества осуществлялось по такому же принципу. Вначале обложение заработной платы рабочих и служащих не предусматривалось, с января 1923 г. этот налог стал взиматься с рабочих и служащих, получающих заработную плату выше предельного разряда семнадцатиразрядной тарифной сетки.

В 1924 г. этот налог был преобразован в подоходный налог, который взимался по прогрессивным ставкам и дифференцировался по четырем группам плательщиков: рабочие и служащие, работники искусств, лица, занимающиеся частной практикой, кустари и лица, имеющие доходы от работы не по найму.

В 1926 г. в Положение о подоходном налоге были внесены существенные изменения. Была введена единая система прогрессивного обложения для всех категорий налогоплательщиков и установлены три расписания ставок. В первое расписание выключились в качестве плательщиков граждане, имеющие доходы от личного труда по найму, во второе — граждане, получающие доходы от личного труда не по найму, от кустарно-ремесленных промыслов, от сдачи в наем строений, в третье — граждане, получающие нетрудовые доходы, а также частные юридические лица.

В дальнейшем подоходное обложение населения осуществлялось в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г., по которому все плательщики разбивались на несколько групп. Для каждой группы устанавливались свой порядок обложения, ставки налога, скидки и льготы.

Интерес представляет введенный с 1925 г. налог на сверхприбыль. Цель его — не только воспрепятствовать частным предпринимателям превышать цены, установленные государственными расчетами (сумма превышения цен изымалась в бюджет), но и в конечном счете — вытеснить частника из экономики страны. Этот налог имел частично целевой характер, половина собранной суммы налога направлялась на осуществление мероприятий по борьбе с детской беспризорностью в стране.

Индустриализация страны потребовала огромных финансовых ресурсов, что в свою очередь привело к серьезным изменениям в налоговой политике и налоговой системе государства, к налоговой реформе 1930—1932 гг. Главная цель реформы состояла в обеспечении растущей потребности государства в финансовых ресурсах. Для этого были приняты меры по устранению множественности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.

В ходе реформы примерно 60 видов налогов и сборов были объединены в два главных платежа. Государственные предприятия стали вносить в бюджет отчисления от прибыли и налог с оборота, а кооперативные предприятия —подоходный налог и налог с оборота.

Отчисления от прибыли поступали в бюджет как конечный результат распределения прибыли государственных предприятий на их плановые мероприятия, т.е. нераспределенный остаток прибыли изымался в бюджет, соответствующий уровню власти подчиненности предприятия. Предприятия союзного подчинения вносили платежи в союзный бюджет, республиканского подчинения — в республиканский, областного подчинения — в областной, городского — в городской, районного — в районный. Таким образом, отчисления от прибыли стали важнейшим источником формирования собственных доходов всех звеньев бюджетной системы, фактором, усиливающим заинтересованность всех уровней власти в развитии подведомственных предприятий и финансовой эффективности их работы.

Согласно проведенной в 1965 г. экономической реформе платежи из прибыли стали четырех видов.

Первый вид — отчисления от прибыли вносили в бюджет предприятия, не переведенные на условия хозяйственного расчета.

Второй вид — плата за производственные основные фонды и нормируемые оборонные средства (плата за фонды). Ее вносили предприятия, переведенные на хозяйственный расчет. Плата за фонды вносилась в соответствующий бюджет по нормам, выраженным в процентах к средней стоимости производственных фондов. Стоимость этих фондов оценивалась по балансовой стоимости. Нормы платы за фонды устанавливались на ряд лет.

Третий вид — фиксированные (рентные) платежи вносили в бюджет предприятия, добывающие и перерабатывающие полезные ископаемые. Для добывающих предприятий фиксированные платежи устанавливались в твердой сумме (в рублях с тонны руды, нефти и т.д.), для перерабатывающих предприятий — либо в твердой сумме, либо в процентах к стоимости реализованной продукции или к прибыли. Четвертый вид — свободный остаток прибыли. Он образовывался после выплаты из прибыли первоочередных платежей (платы за фонды, фиксированных платежей), процентов за банковский кредит, сумм, направляемых па образование фондов экономического стимулирования предприятий, и других плановых затрат.

Налог с оборота стал твердо фиксированным централизованным доходом государства. Он мобилизовался в бюджет либо в виде разницы между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия на продукцию, подлежащую обложению этим налогом, либо на основании ставок в рублях и копейках с единицы измерения продукции, либо в процентах к выручке от реализации. Налог с оборота был важным инструментом государственного регулирования рентабельности продукции, предприятий. Кроме того, этот налог был основным источником регулирования территориальных бюджетов, куда он поступал по ежегодно утверждаемым нормативам отчислений в территориальный бюджет от суммы налога мобилизуемой на территории административно-территориальной единицы.

Уже в первые годы советской власти в налоговую систему страны для обеспечения доходов бюджета были введены косвенные налоги.

В период НЭП вновь были введены акцизы. Главным отличием их от дореволюционной системы акцизов было государственное регулирование розничных цен и обложение в основном товаров, не являющихся товарами первой необходимости, и предметов роскоши. Акцизы в бюджет вносили предприятия. Это давало возможность государству осуществлять межотраслевые и межтерриториальные перераспределения финансовых ресурсов. С расширением государственного сектора в народном хозяйстве роль акцизов снижается, в 1930 г. они были отменены.

Кроме перечисленных выше основных налогов в налоговую систему СССР входили разного вида сборы и пошлины.

Гербовый сбор вновь введен Декретом ВЦИК и СНК СССР от 16 февраля 1922 г. Он уплачивался путем покупки гербовых марок и наклейки их на регистрируемые государственными органами документы или покупки гербовой бумаги, на которой излагается текст документа. В ряде случаев гербовый сбор мог вноситься наличными деньгами. От уплаты гербового сбора освобождались государственные предприятия, не платившие промысловый налог, партийные, комсомольские, профсоюзные организации, научные и культурно-просветительские организации, лица, состоящие на социальном обеспечении, и др. Он платился либо в твердых ставках с каждого вида документа (простой гербовый сбор), либо в процентах к сумме сделки, указанной в документе (пропорциональный гербовый сбор). В 1930 г. в связи с проведенной налоговой реформой гербовый сбор был отменен и вместо него и ряда других сборов и пошлин была установлена единая государственная пошлина.

После Октябрьской революции пошлины были отменены. В 1920-е гг. был отменен ряд сборов пошлинного характера. В их числе: судебные и нотариальные сборы, плата за регистрацию брака, за выдачу паспортов, курортный сбор, пошлина с наследства, гербовый сбор и др.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г. «О государственной пошлине» и постановлением Совета Министров СССР «О ставках государственной пошлины» госпошлина взималась в двух формах: простая (в твердых ставках платы за совершенное действие, выданный документ и др.) и пропорциональная (в определенном проценте от суммы договора, иска и др.).

Пошлина взималась: с исковых заявлений, подаваемых в суды, в органы Госарбитража, за совершение нотариальных действий, за регистрацию актов гражданского состояния, за прописку граждан СССР, за выдачу регистрационных удостоверений на занятия кустарно-ремесленными промыслами, за выдачу разрешений на право охоты и др.

Госпошлина уплачивалась специальными пошлинными знаками (марками), либо наличными деньгами, или путем перечисления денег со счета плательщика на счет учреждения, совершившего действие или выдавшего документ.

Использовались также таможенные вывозные (экспортные) и транзитные пошлины.

Ввозные пошлины в СССР были введены в феврале 1922 г. Ставки этих пошлин устанавливались в процентах к цене ввозимого в страну товара. В СССР вывозные пошлины в основном применялись при вывозе по разрешению Министерства культуры СССР произведений искусства, антиквариата. Транзитные пошлины были незначительны, они в основном покрывали издержки по контролю за провозом через страну иностранных грузов.

Созданная в начале 1930-х гг. система налогов за 60 лет не изменилась. Лишь в годы Великой Отечественной войны в нее вошли военный налог и налог на одиноких и бездетных граждан СССР.

Военный налог был введен в 1942 г. Его платили граждане в возрасте от 18 лет и выше. Плательщики налога разделялись на группы: рабочие; служащие; колхозники; граждане, имеющие самостоятельные источники доходов; граждане, не имеющие самостоятельных источников доходов. Для каждой группы плательщиков были установлены особые ставки налога. Налог был отменен в 1946 г.

В 1941 г. был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан СССР. Он взимался с граждан, достигших 20 лет и не имеющих детей. Не платили налог мужчины в возрасте от 50 лет и женщины, достигшие 45 лет. Граждане, являющиеся плательщиками и получавшие заработную плату 91 руб. и выше, вносили налог по ставке 6% с суммы заработной платы.

Состав и структуру действовавшей в 1930—1980 гг. в СССР налоговой системы характеризуют данные табл. 2.2 и 2.3.

Таблица 2.2. Состав основных доходов государственного бюджета СССР в период 1933—1989 гг., млрд руб.