Содержание статьи:

Налоговые льготы за рубежом

Библиографическая ссылка на статью:
Жердева А.И., Немирова А.С. Налоговые льготы: практика применения в России и за рубежом // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2015/12/10410 (дата обращения: 23.09.2018).

Анализ системы налоговых льгот и проблем, связанных с механизмами налогового стимулирования особенно актуальны в период кризиса, замедления темпа экономического роста экономики.

Цель исследования: исследование нормативной базы и реализации налоговых льгот в России и в мировой практике.

На данный момент в большинстве субъектов России применяются региональные системы налоговых льгот, однако их условия реализации несущественно отличаются друг от друга. Из региональных льготных систем массовый характер применения имеет упрощенная система налогообложения [16].

Для развития российской налоговой системы очень важно изучение зарубежного опыта, в том числе и нормативно-правового регулирования налоговых институтов. Сравнительно – правовые исследования можно обосновать тем, что возможность использования сравнительного права для совершенствования каких-либо национальных сфер дана не только законодательным органам, но и судебным (судебная практика) либо правовой доктрине. Однако, следует учитывать, что само право не приравнивается к закону [13].

Изучение налогового права зарубежных стран дает возможность изучить существующие решения подобных проблем и результат применения этих решений. В соответствии с этим, актуальным представляется изучение зарубежного опыта в решении вопросов, связанных с проблемами налоговой системы и путями их решения с помощью конституционных основ налоговых льгот. Также необходимо учитывать, что именно конституционные нормы лежат в основе законодательного регулирования налогообложения практически всех стран [2].

Основные принципы налогового права России закреплены в ст. 3 Налогового кодекса РФ, тем не менее, единого подхода к их применению и понимаю нет. Таким образом, Налоговый кодекс не дает возможность раскрыть понятие и содержание данных принципов. Несовершенство действующего налогового законодательства РФ приводит к трудностям в правоприменительной практики при оценке норм соответствия налоговых льгот принципам [4].

Применение норм налогового права, в том числе налоговых льгот целесообразно начать с правового регулирования. Изучение правовой поддержки государства налоговых льгот целесообразно начать с главного основополагающего закона каждой страны — Конституции. Уже на этом этапе обнаруживаются различия между российским и зарубежным опытом регламентации налоговых льгот. Так, Конституция России не регламентирует норм представления налоговых льгот и преимуществ в налоговой сфере [15]. Однако, конституции большинства европейских стран (Бельгия, Великое Герцогство Люксембург, Болгария, Бразилия, Испания, Польша и пр.) содержат статьи, регламентирующие налоговые льготы [6]. По мнению многих авторов, уделять отдельную статью или пункт данному вопросу в Коституции РФ не имеет смысла, т.к. ст.19 и 57 Конституции РФ регламентирует общее правило не установления любых преимуществ в сфере налогообложения (принцип всеобщности и равенства налогообложения). Все преимущества в налоговой сфере представляют собой исключение из названного принципа, поэтому предоставление льгот требует обоснования. Европейские же конституции, регламентирующие вопросы налоговых льгот, просто предоставляют дополнительные гарантии, обеспечивая при этом правовую определенность и защиту прав налогоплательщиков. Однако, хоть Конституция РФ и не предоставляет дополнительных гарантий, все же установление налоговых льгот регламентировано положениями Конституции (ст. 57 требует законного установления налога) [5]. Кроме того, Конституционный Суд РФ указывает на то, что только закон в силу его определенности и особого порядка принятия предоставляет налогоплательщику права и обязанности для исполнения налоговой повинности [1, 4]. Использование гражданами налоговых льгот оказывает влияние на размер налоговой обязанности, поэтому конституционная норма о законном установлении налога рассматривается Конституционным Судом России как ситуация, относящееся к форме нормативно-правового акта, устанавливающим или отменяющим льготы по налогообложению.

Помимо этого Конституция РФ не содержит нормативных предпосылок для предоставления льгот и преимуществ по налогообложению. В то время, как, например, Конституция Греческой Республики предусматривает таможенные и налоговые преимущества Святой горы Афон, а Конституция Бразилии содержит льготы для экпортируемой промышленной продукции [8]. По мнению автора, положение России в этом случае оправдано, т.к.необходимые меры по государственной поддержке отдельных сфер деятельности или субъектов не может быть основание для ограничения дискреции законодательных органов в регулировке вопросов формы государственной поддержки с учетом различных факторов [7].

В России принцип недискриминации в области налогообложения вытекает из ст. 3 НК РФ, которая регламентирует принцип равенства налогообложения. Основой для данной статья служит ст. 19 Конституции РФ, которая является гарантом защиты от дискриминации. Наличие данных норм говорит отсутствии необходимости введения в текст Конституции отдельных норм по принципам недискриминации в области предоставления налоговых льгот. Однако, конституция Исламской Республики Пакистан и ряда других стран содержат отдельный принцип н дискриминации в сфере налогообложения. Кроме того, право Европейского союза содержит общий принцип н дискриминации, включающий в свое определение также и недопущение дискриминации в области установления налоговых льгот [9]. Возвращаясь к российской практике, можно отметить, что судебная практика дел, рассмотренных Конституционным Судом РФ, говорит о необходимости того, чтобы установление налогов и освобождение от них подчинялось конституционным принципам. Из данной практики вытекает итоговое мнение о возможности проверок соответствия правовых норм в сфере налоговых льгот конституционности [14].

Таким образом, правовое регулирование сферы налогообложения РФ и в мировой практике имеют существенные отличия. Конституция России не содержит определенных гарантий, регламентируемых конституциями иностранных государств [10]. Однако, из толкования Конституции РФ все же следуют соответствующие гарантии. Так, установление налоговых льгот только законом следует из ст. 57 Конституции РФ. По нашему мнению, требование Конституции об законном установлении налогов относится и к форме нормативно-правового акта, устанавливающем льготы. Таким образом, нормы, предусматривающие налоговые льготы, оцениваются на предмет конституционности и соответствия принципам налогового права [11].

Проблема допустимости преимуществ и льгот в налоговой сфере, а также оценка их объективности нашла отражение в практике не только Суда ЕС и ЕСПЧ, но и российских судов, в т.ч. Конституционного Суда России. Анализ судебной практики РФ по данному вопросу позволил выявить существующие проблемы. Так, зачастую судам общей юрисдикции не удается предотвратить ограничительное толкование положения ст. 3 НК РФ [12], которые закрепляют основы принципов налогообложения. Кроме того, невозможно считать обоснованным выводы большинства арбитражных судов об установлении налоговых льгот априори не ограничивающих конкуренцию.

Налоговые льготы за содержание родственников в Италии и за рубежом

Как получить налоговые скидки за содержание родственников в Италии и за рубежом? Обратимся за разъяснением к сотрудникам Министерства внутренних дел Италии.

Необходимые реквизиты

Получить льготы при уплате налогов в Италии (detrazioni fiscali per famigliari a carico) возможно в случае, если у резидента имеются на иждивении близкие родственники (дети и/или супруг/супруга) или другие члены семьи (скидку можно получить лишь в случае совместного проживания).

Документы, подтверждающие родственные отношения

Граждане стран не входящих в ЕС, желающие получить в Италии налоговую скидку за содержание родственников на родине, должны иметь документы, подтверждающие родство.

Итальянские власти признают следующие документы:

  • оригинал документации, выданный консульством или посольством Италии в стране происхождения, переведенный на итальянский язык и заверенный компетентным префектом;
  • документация с апостилем, для граждан стран, подписавших Гаагскую конвенцию от 5 октября 1961, переведенная на итальянский язык и сертифицированная на предмет соответствия оригиналу в итальянском консульстве в стране происхождения;
  • документы, полученные в стране происхождения, переведенные на итальянский язык и заверенные в итальянском консульстве;

Начисление льгот

Размер скидки на отчисления зависит от общей суммы доходов налогоплательщика и рассчитывается от месяца, в котором возникнут условия для получения льгот (например, дата рождения ребенка).

В частных случаях на 2016 год размер льгот составляет:

В случае супруг (и/а) на иждивении

  • 800 евро, если общий годовой доход семьи не превышает 15000 евро;
  • 690 евро, если общий годовой доход семьи превышает 15000 евро, но составляет менее 40000 евро.
Смотрите так же:  Займ под залог волгодонск

В случае 1 ребенка на иждивении сумма налоговых льгот составляет 950 евро, за исключением следующих случаев:

  • Если ребенку не исполнилось 3-х лет — 1220 евро;
  • Если ребенок старше 3-х лет имеет инвалидность — 1350 евро;
  • Если ребенок младше 3-х лет имеет инвалидность — 1620 евро

Налоговые льготы за рубежом

Известно, что налоговая система любого государства выполняет не только фискальную, регулирующую, социальную, но также и стимулирующую функцию.

Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей и стимулирующей функций налогообложения, суть которой состоит в том, что государство как активный участник перераспределительных процессов оказывает серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.

Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.

Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране.

Рассматривая влияние налоговых льгот и освобождений на состояние экономики и общества, необходимо в первую очередь определить их место в налоговой системе и соответствие ее необходимым качественным характеристикам.

Основными характеристиками грамотно построенной налоговой системы должны быть эффективность, нейтральность, простота и справедливость. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других. Налоговые льготы и освобождения делают налоговую систему хуже с точки зрения нейтральности, справедливости, эффективности и простоты.

Но говоря об отмене льгот, нельзя абсолютизировать это положение. Мировой и отечественный опыт доказывает, что ликвидация налоговых льгот означает не что иное, как лишение российской налоговой системы регулирующей функции: возможности определять и стимулировать приоритетные направления развития отечественного производства.

По всему миру, правительственные агентства могут предоставлять разные виды стимулирования развития бизнеса с целью создания благоприятных условий и поддержки предпринимательской деятельности. Предоставляемые льготы направляются на обеспечение экономической диверсификации, создание вакантных рабочих мест и расширение базы налогообложения.

Большинство компаний пытаются найти способы сокращения затрат на реализацию новых проектов. По этой причине стимулирование делового развития зачастую считается главным фактором при определении места, где компания будет находиться. При принятии данного решения решаемыми факторами являются: отношение местной власти к бизнесу, затраты на ведение бизнеса в сумме, возможность привлечения работников в определенной области. При помощи налоговых льгот в большинстве стран, развитие малого бизнеса всячески поощряют. Такое же отношение наблюдается к привлечению зарубежного капитала, научно-техническим разработкам (которые имеют базовое значение для перспективного экономического развития), экологическим проектам.

Система налоговых льгот и преференций, выступая в роли действенного экономического регулятора, должна отвечать определенным требованиям, при невыполнении которых функционирование данной системы становится нецелесообразным.

С целью обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации налоговые льготы и преференции должны оцениваться с позиции «цель» — «результат», что означает наличие, во-первых, строго определенных параметров, на достижение которых направлены усилия государства и, во-вторых, проведение оценки эффективности установленных привилегий, которая отражает достижение поставленных целей.

Оценка эффективности налоговых льгот и преференций в узком смысле предполагает анализ достигнутых результатов (налоговые поступления) и затраченных ресурсов (выпадающие доходы или как их еще принято называть «потери бюджета»).

В широком смысле оценка эффективности льгот означает анализ взаимосвязи налоговых поступлений, выпадающих доходов, с одной стороны, и экономических (объем производства, производительность труда) и социальных показателей (доходы населения, обеспеченность жильем, качество медицинских услуг), с другой.

Оценивая законодательство о налогах и сборах Российской Федерации на текущий момент, можно утверждать, что система налоговых льгот и преференций соответствует предъявляемым требованиям лишь отчасти:

-цель установления налоговых привилегий напрямую не вытекает из актов законодательства о налогах и сборах;

-оценка эффективности налоговых льгот присутствует эпизодически.

В настоящее время в России не существует единой методики оценки эффективности налоговых льгот. На федеральном уровне серьезной работы по оценки эффективности не проводится.

В настоящее время субъекты Российской Федерации и муниципальные образования самостоятельно разрабатывают методики оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

Анализ нормативных актов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации позволяет утверждать о том, что в большинстве регионов проводится определенная работа по анализу эффективности применения налоговых льгот.

Анализируя региональные законодательные акты, стоит отметить, что значительная часть льгот направлена на устранения встречных финансовых потоков и рационального использования бюджетных ресурсов (бюджетные, автономные учреждения, органы государственной власти и местного самоуправления). По нашему мнению, в данной ситуации целесообразнее предоставлять налоговые преференции вместо налоговых льгот, т.к. освобождение вышеуказанных учреждений и органов власти не основано на факторе стимулирования, а диктуется лишь бюджетными соображениями.

В целях проведения оценки эффективности органам исполнительной власти (как правило, министерствам и департаментам экономического блока Правительства субъекта Российской Федерации) требуется большой массив информации, получаемой из территориальных управлений ФНС России, Росстата, финансовых управлений, а также самих налогоплательщиков на основании нормативных документов (методика и (или) порядок оценки эффективности налоговых льгот).

Для современных стран расширение и усиление государственного вмешательства во многие сферы экономической жизни, уже стало характерной чертой. Разница видна только в степени этого вмешательства. В Швеции степень вмешательства больше, в США меньше, в Японии и Германии средняя. В Америке, государственное регулирование является важной составляющей частью механизма американского хозяйствования.

В западных странах вопросы налогообложения уже давно занимают приоритетное место при формировании финансового плана предприятий. При условиях высоких ставок по налогам неверный либо не полный учет фактора налогообложения может спровоцировать неблагоприятные последствие, а в некоторых случаях банкротство. При этом оптимальное применение налоговых льгот и скидок, предоставляемых законодательством, способствует обеспечению сохранности финансовых накоплений и даже расширению бизнеса и получению новых инвестиционных вливаний, благодаря экономии на налоговых выплатах, а в некоторых случаях предусмотрен возврат налоговых платежей их казны.

Понижение высоких налоговых ставок до сниженных ставок эффективных в западных странах, отличается избирательным характером, хотя может быть доступно для многих компаний. Фактически во всех западных странах существенные льготы на налог либо компенсации и прямые субсидии, предназначенные для экспортной деятельности, для инвестирования новое промышленное оборудование , создания трудовых вакансий, для развития менее застроенных районов и т.д. На этой основе мы делаем вывод, налоговые режимы западных государств по отношению к коммерческой и производственной деятельности вполне выдерживают конкуренцию с налоговыми режимами государств «налоговых гаваней», особенно с учетом того, что для осуществления деятельности важными факторами считаются доступность сырьевых источников, состояние инфраструктуры, близкое расположение рынков сбыта, наличие квалифицированных сотрудников. По этим факторам страны «налоговой гавани» проигрывают развитым западным странам.

Определенные развитые государства в последнее время устанавливают законы, направленные на перемещение капиталов из своих стран в так называемые «налоговые убежища». Подобные законы не распространяются на деятельность их граждан и предприятий. Так же это расценивается как сдерживающий фактор при выборе страны, где предполагается размещение капитала. Несмотря на это давление западных стран на страны «налоговой гавани» никогда не отличалось особой силой. В реальности капитал только базируется в странах «налоговой гавани», а его функционирование продолжается в западных странах, куда и переводится прибыль с этих капиталов, так как владельцы этих капиталов там проживают. Государства — «налоговые убежища» играют важнейшую роль для минимизации остроты конкурентных противостояний между развитыми государствами в борьбе за пользование капиталами. Также они предоставляют важные аргументы для внутриполитических диалогов в этих странах, давая возможность властям защищать предоставление значимых льгот по налогам капитала, ссылаясь на имеющиеся «налоговые убежища» за границей.

Как правило, целью налоговых льгот является стимулирование инвестиций. Первый и базовый льготный тип — это повышение амортизационных отчислений, способствующих сокращению облагаемого дохода корпораций. Но это не совсем эффективно для компаний, где используется ручной труд и где отсутствуют фондоемкие производства по отношению к малому бизнесу. Второй тип льгот заключается в полном или частичном вычитании расходов на инвестировании их облагаемого дохода, а также в создании инвестиционных запасов, налоговые взимания по которым могут быть отсрочены. Третий тип льгот заключается в сокращении ставок по налогам или в ведении налоговых каникул для предприятий, задействованных в развивающихся регионах или отраслях; для малых предприятий, оффшорных компаний, холдингов и новых корпораций. Четвёртый тип налоговых льгот заключается в распределении дивидендов, в том числе за счет применения системы льготного участия.

Совместно с уклонением от налоговых взиманий, использование льгот приводит к существенным расхождениям между отношением налоговых поступлений к ВВВ и эффективной ставкой по налогам и платежам. Сопоставление ставок платежей и отдельных налогов не отображает в полной мере давление общих налоговых обязательств в разных странах и не дает возможность полномерно оценить влияние налоговой системы и платежей на хозяйственную активность граждан.

Смотрите так же:  Движение в пешеходной зоне штраф

В западных странах вопросы налогообложения уже давно занимают приоритетное место при формировании финансового плана предприятий. При условиях высоких ставок по налогам неверный либо не полный учет фактора налогообложения может спровоцировать неблагоприятные последствие, а в некоторых случаях банкротство. При этом, оптимальное применение налоговых льгот и скидок, предоставляемых законодательством, способствует обеспечению сохранности финансовых накоплений и даже расширению бизнеса и получению новых инвестиционных вливаний, благодаря экономии на налоговых выплатах, а в некоторых случаях предусмотрен возврат налоговых платежей их казны.

Компании с масштабом международного уровня имеют возможность пользоваться специальными льготами, которые предусмотрены международным соглашением о ликвидации двойного налогообложения; государства — «налоговые гавани» не обладают такими соглашениями.

Налоговая база на добавленную стоимость захватывает фонд зарплаты и белую денежную выручку от деятельности компании, что сильно упрощает налоговый контроль и сужает возможности злоупотреблять налоговыми льготами. В основном в иностранных государствах принято выделять 3 метода количественной оценки налоговых затрат: по восстановленным доходам, упущенным доходам и по эквивалентным расходам. Данные способы в разной степени применяются государствами, которые состоят в Организации экономического развития и сотрудничества.

Метод упущенных доходов применяют при оценке налоговых расходов в качестве суммы, на которую сокращаются поступления в бюджет с налогов, по причине наличия в налоговом законодательстве определённой льготы, то есть на ту сумм, которую бюджет потерял из-за предоставления налоговой льготы.

Нужно уточнить, что данный метод обычно рекомендован для оценки налоговых затрат, его принято воспринимать как более надежный метод оценки степени поддержки, которая оказывается плательщикам налогов через систему налогообложения.

Метод восстановленных доходов используют для оценки налоговых расходов в качестве суммы, на которую доход бюджета с налога повышается при отмене определенной налоговой льготы, то есть на сумму, которая была бы дополнительно начислена в бюджет, если бы какая-либо льгота была ликвидирована.

Так как данный метод предполагает осуществление оценочной деятельности в случае устранения налоговой льготы ( в отличие от метода упущенных доходов, где оценка проводится при условиях действия льготы), оценка налоговых затрат с помощью метода восстановленных доходов предполагает учет эффектов второго порядка и учет поведенческих реакций налогоплательщиков, связанных с устранением то или иной льготы.

Но в практическом применении подобные эффекты могут быть не учтены, по причине того что проведение оценки с использованием метода восстановление доходов требует следующее:

— сведения об изменении поведенческих реакций налогоплательщиков вследствие изменений налоговой политики ( во многих случаях такие сведения практически не доступны, и для осуществления оценочной деятельности стояться только предположения о таких реакциях, со стороны плательщиков);

— сведения о порядке устранения налоговой льготы, в том числе от дате ее отмены и прочих переходных этапах;

— сведения, необходимые при проведении агрегированной оценки. В частности о том, как изменятся принципы применения других налоговых льгот налогоплательщиками, при отмене одной или нескольких других льгот.

Метод эквивалентных расходов применяют для оценки налоговых расходов в качестве суммы прямых расходов до обложения налогом, который требуется для достижения аналогичного эффекта как после налогообложения в случае, когда прямые расходы заменяют налоговые расходы, согласно определенной программе. Иначе говоря, сумма необходимая для выплаты плательщику налогов, чтобы его доход после обложения налогом при условиях замены льготы бюджетным трансфертом стал равным доходу, который у него был при использовании льготы.

Оценка данным методов не похода на оценку методом упущенных доходов, в случае если трансферт, заменяющий льготы подлежит налогообложению.

Налоговые льготы или освобождения от налогов часто предоставляются для решений определенного рода распределительных и социальных задач (к примеру, защита незащищенной категории граждан), для стимулирования экономической активности по определенным направлениям (сельхоз производство, инвестирование основных средств).

Также они направлены на стимулирование экономического роста в конкретных областях (благотворительность, инновационные технологические разработки). Что же касается введения налоговых преференций, то оно не всегда оправдано четкими аргументами социального или экономического характера.

Предоставление налоговых льгот носит не только прямой эффект выражающийся в снижении налоговых поступлений в бюджет, но и косвенный, который является более неоднозначным и не всегда выражается в материальных потерях общества. Оценка косвенного эффекта не может быть однобокой, поскольку при введении или аннуляции определенной льготы по налогам или освобождения от налога, поведение плательщика сборов и налогов может измениться и отразиться на сфере действия прочих налоговых мер.

Так же нельзя определить четкое соответствие между налоговыми льготами и задачами экономико-социальной политики, на которые эти льготы направлены. В основном, для решения определенных задач принято использовать комплекс мер, так как одна и та же мера может реализовывать абсолютно разные задачи.

Рецензенты:

Петросянц В.З., д.э.н, главный научный сотрудник отдела теории и методологии регионального развития ФГБУН Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН, г. Махачкала;

Бейбалаева Д.К., д.э.н, доцент, доцент кафедры экономики и дизайна ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г.Махачкала.

НАЛОГИ В РОССИИ

для владельцев недвижимости за рубежом

Поделиться:

Все собственники зарубежной недвижимости, которые проводят в России более 183 дней в году, считаются налоговыми резидентами РФ. А значит, на них распространяется российское налоговое законодательство.

Нужно ли платить сборы в России, если покупаешь квартиру за границей? Предусмотрены ли для резидентов ежегодные налоги на зарубежную недвижимость? И по каким ставкам облагается доход от продажи объекта в другой стране?

Этот материал посвящен важнейшим юридическим вопросам, которые касаются всех покупателей недвижимости за границей. Сохраните статью, чтобы не потерять.

Публикация подготовлена при поддержке ведущей аудиторской компании мира KPMG.

Налоги при покупке недвижимости за рубежом

Российские налоговые последствия, связанные с покупкой, владением и продажей зарубежной недвижимости будут возникать только у налоговых резидентов РФ.

Для определения окончательных налоговых обязательств резидентом РФ по общему правилу признается физическое лицо, которое находится на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение отчетного календарного года[1].

Объектом налогообложения физических лиц-налоговых резидентов РФ признаются как доходы от источников в РФ, так и доходы от источников за пределами РФ, т.е. общемировой доход[2].

Налогом на имущество физических лиц зарубежная недвижимость в РФ не облагается. Исключением может стать сделка с привлечением кредита, т.к. в этом случае покупатель может получить налогооблагаемую выгоду от экономии на процентах по займу / кредиту. А также налогообложению могут подлежать доходы, связанные с использованием зарубежной недвижимости.

Налогообложение материальной выгоды от экономии на процентах по кредиту

Зачастую иностранные банки предлагают более выгодные условия предоставления заемного финансирования по сравнению с российскими банками.

При определенных условиях у физического лица – налогового резидента РФ – может возникать налогооблагаемая материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование кредитными средствами.

В случае, если физическое лицо берет кредит для приобретения недвижимости за рубежом, и ставка в иностранном банке составляет менее 9% годовых (в отношении кредита в иностранной валюте) или менее 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ РФ (в отношении кредита в рублях) на дату фактического получения налогоплательщиком дохода (то есть на последнее число каждого месяца пользования кредитом), то у налогоплательщика возникает налогооблагаемая материальная выгода в виде экономии на процентах.

Налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование кредитными средствами над соответствующим пороговым значением (9% годовых или 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ соответственно[3]).

Ставка НДФЛ на материальную выгоду составляет 35%. Физическое лицо должно самостоятельно задекларировать такой доход, то есть отразить в своей налоговой декларации по НДФЛ за соответствующий налоговый период и представить декларацию в налоговый орган.

С 1 января 2018 года были введены дополнительные условия (в пользу налогоплательщика) для признания материальной выгоды налогооблагаемым доходом.

  • физическое лицо (получатель кредита) и банк являются взаимозависимыми (в том числе, если физическое лицо является работником банка);
  • экономия на процентах фактически является материальной помощью или встречным исполнением организацией обязательства перед заемщиком, в том числе оплатой за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Налоги при владении и использовании недвижимости за рубежом

Чаще всего зарубежная недвижимость приобретается либо для личного пользования (например, место отдыха), либо для сдачи в аренду.

Общий уровень налоговой нагрузки зависит, в первую очередь, от того, как структурировано владение зарубежной недвижимостью. В частности, оформлено право собственности непосредственно на физическое лицо или на юридическое лицо, акционером которого является налоговый резидент России.

Если недвижимость оформлена на физическое лицо

  • Доход российского налогового резидента от сдачи в аренду зарубежной недвижимости считается доходом для целей налогообложения в РФ и облагается по ставке НДФЛ 13%. В то же время, такой доход может подлежать налогообложению и на территории иностранного государства, где расположена недвижимость.

Чтобы не платить налог дважды – и в бюджет иностранного государства, и в российский бюджет – необходимо проанализировать (и учесть при выборе юрисдикции, где находится недвижимость) возможность зачета уплаченного за границей налога при уплате НДФЛ в России. Для этого между Россией и иностранным государством должно быть заключено двустороннее соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН). Также налогоплательщику необходимо будет представить соответствующие документы, подтверждающие уплату налога на доход за рубежом[4].

  • Стоит обратить внимание, что налоговое законодательство не содержит четких положений относительно того, необходимо ли физическому лицу, владеющему иностранной недвижимостью и использующему её в целях извлечения дохода (например, для сдачи в аренду), регистрироваться в РФ в качестве индивидуального предпринимателя. Этот вопрос необходимо анализировать с учетом конкретных обстоятельств в каждом отдельном случае.
  • Иными налоговыми вопросами, которые стоит учесть, являются зарубежные налоги на имущество и состояние физических лиц и сборы за совершение сделок с имуществом, которые могут существенно варьироваться в зависимости от юрисдикции, где расположена недвижимость.
  • Смотрите так же:  Льготы узникам инвалидам

    Если недвижимость оформлена на юридическое лицо

    Если имущество оформлено на юридическое лицо, акционером/учредителем которого является физическое лицо – российский налоговый резидент, то рекомендуется проанализировать следующие вопросы:

    • Концептуальный выбор между российской компанией-собственником недвижимости и иностранной компанией – с учетом налоговой нагрузки, а также иных аспектов (например, юридической защиты и безопасности активов);
    • Налог на доход / прибыль на уровне компании от использования недвижимости в коммерческих целях;
    • Корпоративные налоги на имущество и сборы за совершение сделок с имуществом;
    • Налогообложение доходов, распределяемых российской / иностранной компанией в адрес акционера-российского налогового резидента (например, в виде дивидендов); возможность оптимизации налоговой нагрузки, в том числе благодаря положениям СИДН;
    • Признание иностранной компании-владельца недвижимости контролируемой иностранной компанией (КИК) и применение правил «деофшоризационного» законодательства в России, в том числе представление соответствующей отчетности и уведомлений в налоговые органы РФ, а также включение прибыли КИК в налоговую декларацию физического лица по НДФЛ.

    Налоговый вычет за обучение за границей

    Об условиях предоставления социальных вычетов на обучение в 2017 году мы рассказывали в нашей консультации. А предоставляется ли вычет на обучение за рубежом?

    Соцвычет на заграничное обучение

    В НК РФ нет положений, которые бы предусматривали, что право налогоплательщика на получение социального налогового вычета на обучение зависит от того, в российской или иностранной организации проводится обучение. Равно как и то, обучается ли лицо на территории РФ или за рубежом. Это означает, что при предоставлении необходимых документов, получить социальной вычет по обучению за рубежом можно (Письмо Минфина от 30.06.2016 № 03-04-05/38316 ). При этом вычет положен даже в том случае, когда обучение в иностранном образовательном учреждении проводится дистанционно (Письмо Минфина от 22.02.2012 № 03-04-05/7-217 ).

    При этом важно, чтобы у образовательного учреждения была соответствующая лицензия или иной документ, который бы подтверждал статус учебного заведения (пп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ). Вид этого документа зависит от принятой практики в конкретном государстве. Таким документом может быть, например, устав образовательного учреждения (Письмо Минфина от 15.04.2010 № 03-04-05/7-203 ).

    Перечень иных документов для получения в налоговой инспекции соцвычета на обучение за рубежом стандартный (Письмо ФНС от 22.11.2012 № ЕД-4-3/[email protected] ):

    • налоговая декларация по форме 3-НДФЛ ;
    • договор на обучение с приложениями и допсоглашениями к нему;
    • документы, подтверждающие оплату обучения (например, платежные поручения);
    • документ, подтверждающий степень родства и возраст обучаемого при оплате обучения детей, брата или сестры (например, свидетельство о рождении);
    • документ, подтверждающий опеку или попечительство (в случае оплаты обучения подопечных);
    • документ, подтверждающий очную форму обучения (в случае оплаты обучения детей, подопечных, брата или сестры, но при этом в договоре форма обучения не указана) (к примеру, справка учебного заведения);
    • заявление на возврат НДФЛ (если по декларации получилась сумма к возврату из бюджета).

    Нужно ли нотариально заверять копии документов по обучению?

    Учитывая, что обучение производится в иностранной организации, в т.ч. за рубежом, с большой вероятностью многие документы будут оформлены на иностранном языке. Требуется ли нотариальный перевод представляемых для соцвычета документов?

    С одной стороны, УФНС по г. Москве в своих письмах говорит о том, что ко всем подтверждающим документам на обучение должны прилагаться нотариально заверенные переводы на русский язык (Письма УФНС по г. Москве от 16.02.2012 № 20-14/[email protected] , от 06.08.2010 № 20-14/4/[email protected] ).

    Однако в 2013 году Минфин, говоря о документах, подтверждающих статус иностранного образовательного учреждения, делал вывод о том, что нотариальное заверение копий таких документов, а также нотариальное заверение их перевода на русский язык не требуются (Письмо Минфина от 27.02.2013 № 03-04-07/7-59 ).

    В этой связи по вопросу нотариального заверения перевода предоставляемых документов по обучению можно порекомендовать налогоплательщику проконсультироваться в своей налоговой инспекции.

    При продаже недвижимости за рубежом налогоплательщик имеет право на вычет по НДФЛ

    Минфин России подчеркнул, что место нахождения имущества для целей использования вычета при его продаже значения не имеет (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июля 2016 г. № 03-04-05/41795 «О получении имущественного налогового вычета по НДФЛ при продаже имущества, находящегося за пределами РФ»). Таким образом, даже если недвижимость расположена на территории иностранного государства, после ее отчуждения можно рассчитывать на имущественный вычет по общим правилам.

    Напомним, правом на него обладают налогоплательщики, которые продали некоторые объекты, находившиеся в собственности менее пяти лет (а для унаследованной от родственников, приватизированной или перешедшей по договору ренты недвижимости или объектов, приобретенных до 1 января 2016 года, – менее трех лет). К ним относятся жилой дом, квартира, комната (включая приватизированные жилые помещения), дача, садовый домик или земельный участок либо доля в указанном имуществе. Размер вычета в целом за налоговый период не может превышать 1 млн руб. (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

    Вместо получения вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих налогооблагаемых доходов на сумму расходов по приобретению проданного имущества. При этом расходы должны быть документально подтверждены, прежде всего, платежными документами (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

    Более подробно о вычетах при продаже имущества и других налоговых вычетах для физических лиц, а также условиях их предоставления и оформлении узнайте из нашего спецпроекта!

    А вот с вычетом при приобретении имущества ситуация обратная: претендовать на такой вычет в размере 2 млн руб. могут налогоплательщики, приобретающие недвижимость исключительно на территории России (подп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ).

    Часто задаваемые вопросы по вычету

    Здесь мы постарались ответить на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с вычетом на обучение.

    Мой ребенок учится в ВУЗе на заочной форме обучения. Я полностью оплачиваю его учебу. Могу ли я получить налоговый вычет?

    Нет, налоговый вычет за обучение ребенка можно получить только, если ребенок учится очно. Налоговый вычет на заочное образование предоставляется только самому налогоплательщику.

    Я получаю высшее образование заочно и одновременно работаю. Могу ли я получить налоговый вычет и вернуть часть денег за обучение?

    Да, сам налогоплательщик может получить налоговый вычет за любую форму обучения (включая заочную).

    Я обучаюсь в институте на платной основе, но нигде не работаю. Могу ли я вернуть себе часть денег за обучение.

    Нет, налоговый вычет представляет собой сумму, с которой не платится подоходный налог. Если Вы нигде не работаете, и соответственно не платите подоходного налога, то вернуть деньги Вы не можете.

    Я работаю индивидуальным предпринимателем и одновременно обучаюсь в ВУЗе на платной основе. Могу ли я получить налоговый вычет и вернуть часть денег за обучение?

    Если Вы используете упрощенную систему налогообложения (УСН) или единый налог на вмененный доход (ЕНВД), то получить налоговый вычет Вы не можете, так как не платите подоходного налога. Если Вы используете общую систему налогообложения и платите подоходный налог по ставке 13%, то Вы вправе рассчитывать на налоговый вычет за обучение.

    Мой ребенок учится в платном университете за границей. Смогу ли я получить налоговый вычет?

    Да, налоговый вычет предоставляется для официальных учебных заведений за рубежом.

    Какую максимальную сумму можно вернуть, воспользовавшись налоговым вычетом на обучение?

    Вы можете вернуть 13% от стоимости обучения, но не более:

    • 15 600 рублей в год за собственное обучение или обучение братьев/сестер;
    • 6 500 рублей в год за обучение каждого ребенка;

    При этом Вы не можете вернуть больше денег, чем уплатили подоходного налога за год.

    Могу ли я получить социальный налоговый вычет по расходам на обучение в автошколе, музыкальной или спортивной школе и в других образовательных учреждениях, не относящихся к вузам?

    Да, если образовательное учреждение имеет официальный статус и лицензию, Вы можете рассчитывать на налоговый вычет.

    Я оплачиваю обучение ребенка, но договор обучения и оплаты составлен на него. Могу ли я получить налоговый вычет за ребенка в этом случае?

    Нет, в этом случае налоговый вычет Вы получить не сможете. Вам нужно переоформить договор на себя, чтобы начать получать налоговый вычет.

    Мой сын заканчивает ВУЗ на платной основе (сейчас ему 25 лет). Обучение сына оплачиваю я. Могу ли я получить налоговый вычет за сына?

    Нет, налоговый вычет на обучение можно получать только за детей до 24 лет.

    Я в прошлом году закончил ВУЗ на платной основе, но я ничего не знал про налоговый вычет. Могу ли я вернуть часть денег сейчас?

    Вне зависимости от того учитесь Вы или уже закончили ВУЗ, Вы можете всегда получить налоговый вычет за последние 3 года (те. в 2018 году за 2015, 2016, 2017). Таким образом, если за прошлые три года Вы работали и оплачивали учебу, то Вы можете подать документы на налоговый вычет и вернуть себе часть денег.

    Я оплатил учебу за 2017-2018 учебный год, когда я смогу подать документы на вычет и вернуть себе часть оплаты за обучение?

    Здесь важно понять, что не имеет значение, за какой семестр/учебный год Вы оплатили обучение, значение имеет только дата, когда непосредственно произошла оплата. Подать документы на вычет, Вы можете в календарном году следующим за годом оплаты. Например, если первый семестр 2017-2018 учебного года Вы оплатили в 2017 году, а второй семестр в 2018 году, то соответственно подать документы на вычет за первую оплату (первый семестр) Вы можете в 2018 году, а за вторую оплату (второй семестр) – только в 2019 году.