Как присвоить DOI научной статье или публикации.
DOI (crossref.org)
DOI – это аббревиатура, которая расшифровывается как Digital Object Identifier, то есть цифровой идентификатор объекта. Сразу заметим, что в сети могут попадаться такие переводы этого словосочетания, как «идентификатор цифрового объекта» или «дискретный идентификатор объекта». Это не верно, так как идентифицируемый посредством DOI объект вовсе не обязательно должен быть цифровым, ну а слово «дискретный» тут и вовсе неуместно.
В качестве объекта идентификации в принципе может выступать что угодно. Во-первых, это продукты научного или творческого труда: книги, статьи, их отдельные фрагменты, рисунки, таблицы, формулы, компьютерные программы, приложения для смартфонов, аудио- и видеозаписи, базы данных и многое другое, причём как на физических носителях, так и в электронном виде. Во-вторых, DOI может быть присвоен людям (авторам книг, статей, фильмов и т.д., и т.п.) и организациям (научным учреждениям, издательствам и проч.).
При этом цифровой идентификатор DOI присваивается не как попало, а в строгом соответствии с установленными правилами и требованиями. Такие требования содержатся в специальном стандарте ISO 26324:2012, а на территории Российской Федерации ещё и дублируются в ГОСТе Р ИСО 26324. В указанных стандартах подробно прописаны правила управления именами DOI, их структура, требования к организациям, получающим возможность присваивать код DOI, порядок такого присвоения и многое другое.
В чём тут основная идея? Очень просто: любому объекту присваивается собственный уникальный номер, благодаря чему данный объект уже невозможно спутать ни с каким другим. Разумеется, необходимость столь точной идентификации не могла не возникнуть в эпоху информационного общества, когда любые сведения ищут прежде всего в интернете. И даже если объект вполне материальный (например, учебное пособие или монография), то данные о нём почти наверняка будут содержаться хотя бы на одном сайте, а чаще всего и сразу на многих – ведь ту же книгу выпустило какое-нибудь издательство, а значит, этот объект уже где-то зарегистрирован.
Но такая регистрация везде разная, что вытекает из различной природы идентифицируемых объектов. Выпущенная издательством книга – это одно, а, скажем, снятый какой-нибудь студией фильм или музыкальный клип – это уже совсем другое. И вот код DOI позволяет привести идентификацию самых разнообразных продуктов интеллектуального и творческого труда или даже людей и организаций, имеющих отношение к их появлению, к единому и универсальному формату.
Поскольку система DOI используется сегодня во всём мире, а он сейчас таков, что ежедневно появляются на свет сотни и тысячи книг, статей, музыкальных произведений, фильмов и прочей продукции подобного рода, то совершенно очевидно, что работа по присвоению индекса DOI всем этим крайне многочисленным объектам должна быть максимально чётко организована и скоординирована, иначе просто наступит путаница и тогда толку от цифровых идентификаторов будет не много.
Поэтому присвоением кодов DOI занимаются специальные уполномоченные на это организации, но здесь нужно немножко углубиться в историю вопроса. Система DOI была разработана Корпорацией национальных исследовательских инициатив (CNRI) в США в начале 90-х годов прошлого века и первоначально предназначалась для регистрации и идентификации научных работ, а также обмена данными между учёными. Но стандарт DOI достаточно быстро завоевал популярность в англоязычной академической среде, а затем распространился и по всему миру, причём не только в сфере науки, но и в любых других видах творческого и интеллектуального труда.
Только вдумайтесь в эту цифру: каждый год по всему миру ежемесячно присваивалось более миллиарда уникальных номеров DOI! Управление столь масштабным проектом простым быть никак не может. Специально для этой цели был создан Международный фонд DOI (International DOI Foundation), который является некоммерческой организаций и существует только за счёт ежегодных сборов, уплачиваемых регистрационными агентствами и другими активными пользователями системы DOI.
Crossref и DataCite
Регистрационные агентства (Registration Agencies) – это второй уровень системы управления всей деятельностью по присвоению DOI и поддержания работоспособности её цифровой инфраструктуры. Таких агентств по всему миру на момент подготовки настоящей статьи насчитывалось двенадцать. С российскими контрагентами наиболее активно сотрудничали до самого недавнего времени такие регистрационные агентства, как Crossref (США) и DataCite (Евросоюз), хотя с учётом известных событий, начавшихся в феврале 2022-го года, наша страна возможно будет вынуждена переориентироваться на Chinese DOI (Китай), CNKI (Китай) или Airiti (Тайвань).
Вот эти двенадцать регистрационных агентств, включая вышеназванные, уже могут делегировать полномочия по присвоению DOI самым разнообразным научным или творческим организациям, как то редакции журналов, издательства, ВУЗы, научные учреждения, музыкальные или кинематографические студии и т.д.
Сегодня таких организаций в нашей стране (присваивающих идентификатор DOI) достаточно много, однако следует понимать, что они чаще всего не являются контрагентами одного из двенадцати мировых регистрационных агентств DOI, а лишь заключили договор с такими контрагентами на территории Российской Федерации. Так как услуга по присвоению индекса DOI – не бесплатная, то такие организации как бы перепродают её конечным пользователям.
Зачем вообще это нужно авторам научных или художественных произведений? Прежде всего затем, чтобы те, кто будет читать, слушать, смотреть либо иным способом использовать интеллектуальный или творческий продукт, могли быстро его найти и однозначно идентифицировать, не сомневаясь, что это именно то, что они искали. А чем больше человек прочитает (посмотрит, послушает) некое произведение, тем больше у последнего будет цитирований (просмотров, прослушиваний), что автоматически повышает рейтинг автора в специализированных системах учёта.
Например, для преподавателей ВУЗов и научных сотрудников одним из основополагающих индикаторов их профессиональной активности является так называемый индекс Хирша, который, если не вдаваться в подробности, рассчитывается как отношение числа цитирований научных работ данного автора к их общему количеству. Проще говоря, чем больше цитируют, тем лучше, но чтобы процитировать, надо научную статью или монографию для начала найти и вот для этого как раз и нужен цифровой идентификатор DOI.
Можно, конечно, искать научные публикации по их названием, фамилиям и именам авторов или каким-то другим признакам, однако всё это при переводе с одного языка на другой может существенно искажаться и уже не так просто бывает определить, та это научная работа или не та, нужный автор или же какой-то другой. Цифровой же идентификатор во всём мире интерпретируется одинаково, так как его структура закреплена в упоминавшемся уже нами международном стандарте ISO 26324:2012, а также созданных на его основе национальных, включая российский ГОСТ Р ИСО 26324.
Структура DOI
Структура DOI включает в себя два основных элемента: префикс и суффикс. Префикс – это идентификатор правообладателя интеллектуального или творческого продукта, в качестве которого может выступать издательство, библиотека, студия звукозаписи, сам автор и т.п. Суффикс DOI идентифицирует уже собственно продукт, то есть научную статью, музыкальное произведение, компьютерную программу и т.д. Пример кода DOI: 10.25987/VSTU.2018.92.21.006, где префикс – это «10.25987» (в данном случае – издательство одного из российских ВУЗов, присвоившее DOI этой научной статье), а суффикс – всё остальное и оно относится к самому произведению.
Вы можете скопировать приведённый выше пример кода DOI и вставить его в адресную строку браузера или поисковой системы одной из известных в России электронных библиотек – скажем, elibrary.ru. Ответом на ваш запрос будет либо полный текст данной научной статьи (это если вы зарегистрированы в elibrary.ru или других крупных отечественных электронных библиотеках) либо её выходные данные – Ф.И.О. авторов, название, номер и страницы журнала, ключевые слова, аннотация, список литературы, индексы УДК и ББК (если вы не зарегистрированы в электронных библиотеках или статьи нет в открытом доступе).
DOI в России
Все ли результаты интеллектуального и творческого труда в России имеют шифр DOI? Нет, конечно, далеко не все! В принципе если вы не считаете себя учёным мирового уровня (или «звездой» иного профиля), то и индекс DOI вам не особенно необходим, кроме как, что называется, для солидности. Более того, вы даже можете и не планировать присвоение DOI своему научному или художественному произведению, но это будет сделано и без вашего участия, так как серьёзные издательства, научные журналы, музыкальные или кинематографические студии присваивают код DOI автоматически, поскольку имеют все необходимые договора с нужными организациями.
Мы проанализировали выборочно несколько сотен научных статей в российских журналах ВАК (1-й и 2-й квартили) за последние 5 лет и обнаружили, что большинству из них DOI присвоен. При этом чем статьи «старше», тем больше среди них тех, где DOI отсутствует. Лет 10 назад данный цифровой идентификатор для отечественного академического сообщества был и вовсе экзотикой. Поэтому если вы хотите получить DOI для продукта, планируемого к выпуску – скажем, для той же научной статьи, то вы просто поинтересуйтесь в редакции журнала, куда собираетесь отправлять рукопись, присваивают ли они данный код.
Аналогичным образом вы поступаете при издании книг, музыкальных произведений, клипов и т.п. Если же хотите присвоить индекс DOI результату интеллектуального или творческого труда, выпущенному ранее, то надо обратиться в то издательство (или иную организацию, выпустившую ваш продукт), но это уже, скорее всего, будет платно, хотя и не очень дорого.
Важно отметить, что, скажем, издательство не может регистрировать DOI для статей или книг, которые ранее изданы другими организациями, так как префикс редакции или издательства в DOI должен совпадать с выходными данными журнала либо непериодического издания. В этом случае автору необходимо обратиться именно в тот журнал, где размещена статья, для регистрации DOI. С книгой это сделать легче – достаточно просто переиздать её в упрощённом порядке (без дополнения или переработки материала), обратившись в то издательство, которое уполномочено присваивать DOI.
Если же научная или иная творческая работа выпущены организацией, которой уже не существует либо она не вправе присваивать шифр DOI, то придётся обращаться в те учреждения, которые на это уполномочены. Однако подобная необходимость возникает крайне редко. В большинстве же случаев авторов научных или художественных произведений интересует, как присвоить DOI планируемым к выходу результатам их труда, а с этим сегодня проблем ни у кого не возникает – достаточно найти организацию с такими правами, а их в настоящее время очень много.
И в заключение ещё раз отметим, что принципиального и вот прямо решающего значения наличие DOI для авторов подавляющего большинства интеллектуальных или творческих продуктов всё же не имеет. Присвоение DOI не охраняет авторские права на данный, конкретный продукт и не позволяет получать гонорар за его использование. Это всего лишь идентификатор, облегчающий его поиск в сети (или информации о нём). Кстати, индекс DOI может выглядеть и как адрес в интернете – примерно вот так: https://doi.org/10.24891/ea.18.11.2059. Подобная ссылка сразу вас отправляет на тот сайт, где выложен соответствующий материал, что, согласитесь, очень удобно. В принципе это и есть главное преимущество наличия DOI, а уж пользоваться им или нет, решать только вам.
Бержицкая Наталья
ведущий менеджер по работе с клиентами
моб.тел.: 8-961-236-2422 - WhatsApp, Viber
раб.тел.: 8-800-700-1583
почта: [email protected]
Корвякова Олеся
менеджер по работе с авторами
моб.тел.: 8-961-999-0338 - WhatsApp, Viber
раб.тел.: 8-800-700-1583
почта: [email protected]
Делаем все, чтобы издать вашу книгу Оказываем любые услуги по печати и изданию книг — от макета до готового тиража. Выбирайте нужные или доверьтесь нашим специалистам. Подскажем, как сделать лучше и дешевле. |
|
Верстка книгиРазмещение текстовых и графических элементов на страницах книги. Заголовки, абзацы, нумерация страниц, содержание, колонтитулы, титульный лист, выходные данные. |
|
Корректура и редактураПроверка орфографии, исправление пунктуационных и стилистических ошибок профессионалами с высшим филологическим образованием. |
|
Дизайн обложки.Простой дизайн обложки с текстом и фоновым рисунком, оригинальный и интригующий, классический с тиснением фольгой, с иллюстрацией нарисованной художником. |
|
Печать книгиЦветная и черно-белая печать цифровым, офсетным или ризографическим способами на современном оборудовании с высоким качеством. |
|
Оформление обложкиРазличные способы отделки для эффектного внешнего вида книги: полноцветная печать, тиснение фольгой (золото, серебро или цветная), матовая или глянцевая ламинация, УФ-лакировка. |
|
Мягкий переплетНедорогой и популярный способ переплета книжных изданий в 4 форматах: термоклеевой, термоклеевой с шитьем книжного блока нитками, скрепление на скобу, скрепление на пружину. |
|
Твердый переплетКлассический переплет, который гарантирует долговечность издания. Изготавливаем прошитый, с цветной обложкой с ламинацией, из бумвинила с тиснением фольгой. |
|
Издательский пакетПрисвоение номера ISBN, регистрация книги в Российской книжной палате, авторский знак, УДК и ББК: для защиты авторского права, продажи книги в книжных магазинах и доступа к ней в ведущих библиотеках. |
.
Хочу напечатать книгу, что мне нужно сделать?
5 шагов для издания своей книги
Как напечатать дешевле?
Зачем переплачивать? Печатайте книги по низким ценам!
Как издать книгу?
Как издать книгу за свой счет?