По ошибке вовремя не подали заявление на постановку по ЕНВД

Здравствуйте. Зарегистрировали ИП 11.04.18. В июле, на днях, узнаём, что не подали заявление о постановке на учёт по ЕНВД, хотя уже собирались подавать декларацию. Физ.лицо было на приёме в МФЦ, когда регистрировал ИП и ему сказали идите и ведите деятельность, потом подадите декларацию и всё, никаких заявлений не нужно. А теперь подаём в срочном порядке заявление, что мы ведём деятельность с 15.04.18 (5 дней разбег допускается) и собираемся подать декларацию и уплатить налог. Но в этом квартале он у нас будет нулевым, т.к. есть вычет по кассе, мы её купили и зарегистрировали до 1 июля 2018 в налоговой.

Подскажите, можно ли как-то избежать штрафа в 10тыс за несвоевременную подачу заявления о постановке на учёт в качестве плательщика ЕНВД? Или может быть можно как-то обжаловать штраф?

Заранее спасибо за ответ!

Ответы юристов (2)

К сожалению, штрафа здесь, скорее всего, не избежать. В соответствие с письмом ФНС России от 29.03.16 №СА-4-7/5366 организации или индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на уплату единого налога, подают в налоговые органы в течение пяти дней со дня начала применения системы налогообложения, установленной главой 26.3 НК РФ, заявление о постановке на учёт организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога.

Согласно ч. 1 ст. 116 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечёт взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Учитывая изложенное, при установлении факта нарушения организацией или индивидуальным предпринимателем срока подачи заявления о постановке на учёт в качестве налогоплательщика единого налога налоговый орган вправе привлечь такую организацию или индивидуального предпринимателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 116 НК РФ.

Это право налогового органа, а не обязанность. Могут привлечь, могут не привлекать. Но это зависит от решения должностного лица ФНС России.

Обжаловать штраф можно и в административном порядке в УФНС по Вашему субъекту РФ, и в судебном, но это только затянет время для уплаты штрафа, поскольку в данной ситуации не будет оснований для признания этого решения ФНС незаконным или необоснованным.

Конечно, Вы можете подать заявление о применении ЕНВД с 01.07.18, тогда штрафа по ст. 116 НК РФ не будет, но за период с 11.04.18 по 30.06.18 придётся отчитываться по общей системе налогообложения, и вычет за покупку кассы Вы предъявить не сможете…

в данной ситуации Вас могут привлечь как по ч.1, так и по ч.2 ст.116 НК.

штрафа Вам избежать вряд ли удастся, а вот попробовать снизить его можно, на основании ст.112 и 114 НК.

по ч.3 ст.114 НК при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшениюне меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса. (т.е. штраф при смягчающих обстоятельствах можно уменьшить и в 5 раз)

в качестве «иных» смягчающих налоговую ответственность обстоятельств, признавались, в том числе, следующие обстоятельства:

— несоразмерность налоговой санкции характеру совершенного налогового
правонарушения и (или) его вредным последствиям;
— отсутствие или незначительность негативных последствий совершения налогового правонарушения;
— тяжелое материальное положение привлекаемого к ответственности физического лица, отсутствие источника уплаты санкций;
— совершение налогового правонарушения впервые;
— незначительность допущенной просрочки;
— признание своей вины в совершении налогового правонарушения и т.д

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Чем грозит несвоевременная регистрация ИП в качестве плательщика ЕНВД?

ИП на УСН («Доходы») с даты гос.регистрации. Деятельность велась по нескольким ОКВЭД, в том числе подпадающим под ЕНВД(грузоперевозки). На учет как плательщик ЕНВД вовремя не встал. Какое будет налогообложение выручки, полученной по деятельности, подпадающей под ЕНВД до постановки ИП на учет как плательщика ЕНВД в ИФНС?

Уточнение клиента

P.S. Вправе ли ИП в этом случае применить к налогообложению полученной по «вмененной» деятельности выручке «нулевую» ставку налога УСН в режиме «налоговых каникул», установленных региональным законодательством?

26 Июля 2018, 18:13

Ответы юристов (1)

Какое будет налогообложение выручки, полученной по деятельности, подпадающей под ЕНВД до постановки ИП на учет как плательщика ЕНВД в ИФНС?

Вправе ли ИП в этом случае применить к налогообложению полученной по «вмененной» деятельности выручке «нулевую» ставку налога УСН в режиме «налоговых каникул», установленных региональным законодательством?

в статье 1.3 Закона Псковской области «О ставках налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения» установлено, что на применение налоговой ставки по УСН в размере 0% имеют право налогоплательщики — ИП, выбравшие объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированные в качестве ИП после 01 января 2017 года и осуществляющих предпринимательскую деятельность по определенным видам экономической деятельности, предусмотренным Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2).

грузоперевозки в данной норме не указаны, поэтому ответ — нет.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как избежать штрафов за несвоевременную регистрацию ООО в ПФР и ФСС?

Во 2м квартале было зарегистрировано ООО на УСН 6%. Деятельность пока не ведется, т.к. получается лицензия, доходов никаких нет. Во 2 квартале учредителем был взят на работу директор для оформления документов, расчетного счета, приема оборудования и т.д. Других работников нет. Заявление о регистрации ООО в качестве работодателя в ПФР и ФСС не подавались. Вопрос: Как избежать штрафов за несвоевременную регистрацию в ПФР и ФСС? И какие дальнейшие действия, напр, с какого месяца регистрироваться в качестве работодателя?

Ответы юристов (6)

Добрый день Кристина, Вам в данный момент необходимо в первую очередь уведомить ПФР о трудоустройстве сотрудника на работу.

На сет ответственности, какой период времени прошел с момента когда был утроен директор?

Уточнение клиента

22 июня, 4,5 месяца назад. Есть ли вариант устроить работника с этого месяца, чтобы не платить штрафы?

01 Ноября 2016, 12:34

Есть вопрос к юристу?

В данном случае Кристина юр. лицо должно было уведомить ПФР в течении 30 рабочих дней. Следовательно в Вашем случае ответственности не избежать.

Как вариант Вы можете представить документы подтверждающие, что Ваш новый директор в течении всего времени был в командировке, в том числе за границей. Так как, уведомление в пфр о постановке на учет страхователей должен подавать именно ответственное/ уполномоченное лицо, т. е. руководитель организации или глав.бух.

Как избежать штрафов за несвоевременную регистрацию в ПФР и ФСС?
Кристина

У вас не будет никаких штрафов, так как при регистрации ООО налоговая самостоятельно передает данные в ПФР и ФСС в автоматическом режиме для постановки на учет в фондах.

Вам в данный момент необходимо в первую очередь уведомить ПФР о трудоустройстве сотрудника на работу.
Халилов Ильдар

Эта обязанность установлена для ИП.

зарегистрировано ООО на УСН 6%
Кристина

Так как ООО зарегистрировано во 2-м квартале, то штрафы вам будут выставлены за непредоставление отчетности в налоговую, ПФР и ФСС.

Уточнение клиента

т.е. заявление о регистрации в качестве работодателя не нужно подавать в ПФР?

01 Ноября 2016, 13:07

Нет, не нужно. Для ООО даже формы заявления не существует. Вы можете сейчас посмотреть выписку из ЕГРЮЛ на сайте налоговой и увидите в ней, что ООО поставлено на учет в ПФР и ФСС с присвоением рег. номеров.

Уточнение клиента

Сейчас нужно сдать два отчета за два квартала в ФСС, два в ПФР и 6 в налоговую(два 6-Ндфл и четыре СЗВ-М) и заплатить все взносы за 4 месяца? Штрафы они сами все с расчетного счета снимут?

01 Ноября 2016, 13:17

СЗВ-М сдается в ПФР. Кстати, за октябрь уже можно подавать отчет (до 10 ноября).

Штрафы они сами все с расчетного счета снимут?
Кристина

Вам пришлют требования об уплате штрафов и вам лучше заплатить их сразу, чтобы не допустить блокировку расчетного счета.

Уточнение клиента

Спасибо Вам, очень помогли!

01 Ноября 2016, 13:26

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Налоговая не получила уведомление о переходе на упрощенку

Здравствуйте, одновременно с регистрацией ИП подал заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, о чем имеется расписка МФЦ. Получил в МФЦ после регистрации установленные законом документы. Отработал год. Сейчас подал декларацию и выяснилось что налоговая города Выборга не переслала в налоговую Ломоносовского района мое уведомление о переходе на упрощенку. Все что у меня есть из доказательств что такое заявление мною подано — расписка МФЦ с описью принятых документов среди которых и обозначено, что заявление о переходе на упрощенку мною подавалось одновременно с заявлением о регистрации ИП. Налоговая заявляет устной форме, что я не имел право подавать заявление о переходе на упрощенку одновременно с регистрацией ИП. Заявляют, что я сначала должен был зарегистрировать ИП в г. Выборг (общая налоговая там), а только потом подать заявление об упрощенке в налоговую по месту жительства т.е. в Ломоносове. Скажите пожалуйста как теперь в этой ситуации действовать? Какие претензии мне может предъявить налоговая в связи с утерей ими моего заявления о переходе на УСН, на ком лежит ответственность о сложившейся ситуации и какие варианты развития событий? Является ли опись МФЦ подтверждением. что мною отправлены все необходимые документы и на сколько законно требование налоговой разделить регистрацию ИП и заявление о выборе системы налогообложения? Спасибо

Смотрите так же:  Жалоба в суд на бездействие следователя образец

Ответы юристов (5)

Все что у меня есть из доказательств что такое заявление мною подано — расписка МФЦ с описью принятых документов среди которых и обозначено, что заявление о переходе на упрощенку мною подавалось одновременно с заявлением о регистрации ИП. Налоговая заявляет устной форме, что я не имел право подавать заявление о переходе на упрощенку одновременно с регистрацией ИП

Александр, добрый день! Согласно ст. 346.13 НК

2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. т.е. переход на УСН носит уведомительный а не разрешительный (как в случае с ПСН например) характер, скорее всего придется в установленном порядке оспаривать решение налоговой сначала вышестоящему должностному лицу а затем в судебном порядке. Судебная практика, учитывая уведомительный порядок перехода на УСН исходит из того, что даже если налоговая не получила или потеряла уведомление, но налогоплательщиком производились авансовые платежи и сдавались декларации, отказ в праве на применение УСН не правомерен. В данном случае у Вас даже факт получения уведомления ФНС не оспаривается как таковой

Есть вопрос к юристу?

Александр, добрый день.

и на сколько законно требование налоговой разделить регистрацию ИП и заявление о выборе системы налогообложения?

Считаю, что незаконно, поскольку ст.346.13 ч.2 НК РФ в части 2 указывает

Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложенияне позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

о том, что дата постановки на учёт ИП и уведомление о переходе на УСН не могут совпадать — нет ни слова. Кроме того, о возможности регистрации вместе с подачей заявления об УСН говорится прямо на сайте ИФНС https://www.nalog.ru/rn77/taxa.

Является ли опись МФЦ подтверждением. что мною отправлены все необходимые документы

ФНС России от 20.02.2014 N СА-4-14/3111

20. При представлении документов в МФЦ работник МФЦ, ответственный за прием документов, устанавливает личность лица, представившего документы.
При представлении документов заявителем проверяется соответствие сведений о заявителе, указанных в последнем листе или иных листах заявления (уведомления, сообщения) о государственной регистрации, с данными документа, удостоверяющего личность заявителя: сверяется фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), серия, номер документа, удостоверяющего личность, визуально определяется соответствие личности заявителя фотографии в документе, удостоверяющем его личность.
При представлении документов представителем заявителя, действующим на основании доверенности, проверяется наличие у указанного лица полномочий на представление документов, в частности: фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) заявителя, серия, номер документа, удостоверяющего его личность, указанные в последнем листе или иных листах заявления (уведомления, сообщения) о государственной регистрации, сверяются с указанными в доверенности сведениями о лице, выдавшем доверенность; фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) представителя, серия, номер документа, удостоверяющего его личность, сверяется со сведениями, указанными в доверенности, визуально определяет соответствие личности представителя фотографии в документе, удостоверяющем его личность.
21. При представлении документов заявителем — физическим лицом, регистрируемым или зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, в случае если подпись указанного лица на заявлении не засвидетельствована в нотариальном порядке, работник МФЦ, ответственный за прием документов, свидетельствует подпись указанного лица в следующем порядке.
Заявитель — физическое лицо, регистрируемое или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в присутствии работника МФЦ, ответственного за прием документов, заполняет раздел последнего листа заявления о регистрации, в котором проставляется подпись заявителя, и подписывает заявление в соответствующем поле указанного раздела заявления о регистрации. В случае если заявитель заполнил указанный раздел и проставил в нем свою подпись до представления документов работнику МФЦ, последний предлагает заявителю повторно проставить свою подпись в указанном разделе заявления о регистрации.
Работник МФЦ, принявший документы у заявителя, в разделе заявления о регистрации, следующем за разделом, в котором заявитель проставил свою подпись, удостоверяет подпись заявителя с указанием своей должности, фамилии, имени, отчества (при наличии). При этом в указанном разделе работником МФЦ, осуществившим прием документов у заявителя, слова «регистрирующий орган» заменяются на «МФЦ», слова «должностного лица регистрирующего органа» — на «работника МФЦ».

на ком лежит ответственность о сложившейся ситуации

На работниках МФЦ (если их вина в утрате и непоступлении документа в ИФНС) в соотв с п.26,27 того же письма

26. Работник МФЦ, ответственный за подготовку представленных в МФЦ документов к передаче в налоговый орган, осуществляет подготовку документов для передачи в налоговый орган с учетом соглашения о взаимодействии между МФЦ и управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации и передает документы работнику, ответственному за передачу поступивших в МФЦ документов в налоговый орган.
27.Работник МФЦ, ответственный за передачу поступивших в МФЦ документов в налоговый орган, осуществляет передачу документов в налоговый орган с учетом соглашения о взаимодействии между МФЦ и управлением ФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

Давайте внимательно изучим положение следующей статьи:

НК РФ Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения
2. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель признаются налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Так же в первом пункте данной статьи говорится следующее:

НК РФ Статья 346.13. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

1. Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.

то есть законодателем выделяется подача заявления по месту жительства индивидуального предпринимателя.

Налоговая заявляет устной форме, что я не имел право подавать заявление о переходе на упрощенку одновременно с регистрацией ИП.

Как видите из статьи, не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. Соответственно необходимо сначала встать на учёт в налоговом органе, а затем, в течении 30 дней подать уведомление.

Что касается Вашей ответственности, то она предусмотрена следующей статьей:

Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия

(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Смотрите так же:  Развод с машиной на авито

Отмечу здесь слово «неоднократных»

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

3. Несвоевременное представление сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей.

Думаю самое страшное, что вам грозит в данном случае — это штраф в размере 5000 руб.

Уточнение клиента

Здравствуйте, не понял в чем моя ответственность за непредоставление сведений если я как раз и представил их вовремя, что отображено в описи документов принятых МФЦ при регистрации ИП..

17 Января 2018, 10:11

Для регистрируемых ИП или ООО уведомление может быть подано: сразу вместе с остальными документами при их подаче. Требование налоговой разделить регистрацию ИП и заявление о выборе системы налогообложения думаю неправомерно. Опись МФЦ является подтверждением, того что данное уведомление вы прилагали к пакету документов о регистрации ИП.

Какие претензии мне может предъявить налоговая в связи с утерей ими моего заявления о переходе на УСН, на ком лежит ответственность о сложившейся ситуации и какие варианты развития событий?

Могут предъявить требование уплатить налоги по другой налоговой системе, например ОСНО, ответственность в данной ситуации лежит на ИФНС, так как именно они утеряли уведомление, а теперь стараются выставить ваши действия неправомерными.

Пути выхода: первое обратитесь к начальнику налоговой инспекции лично (на приеме) и попытайтесь мирно договориться и решить проблему, если этого не удастся, тогда жалобу в вышестоящую инспекцию с требованием признать что вы стоите именно на УСН и обращение в суд в случае отказа в этом налоговой о признании отказа незаконным и признании юридического факта.

Ознакомьтесь с любопытным решением не совсем ваш случай, но интересно http://www.garant.ru/products/.

Если прочитать статью ещё внимательней, то можно увидеть, что налогоплательщики вправе направить уведомление об УСН, ив этом случае вы будете переведены на УСН с этой даты

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Штраф для ИП за несвоевременную постановку на учет в качестве плательщика ЕНВД

Добрый день! Два года занимаюсь грузоперевозками ИП. На днях позвонили из налоговой и попросили придти переписать заявление о постановке на учёт в качестве налогоплательщика ЕНВД для ИП, в связи с каким то новым законом. Я пришёл и оказалось что я вообще никакого заявления не писал (хотя так тщательно подходил к вопросу при оформлении ИП и его ведению), наверное моё упущение, но могли бы и подсказать.. Ну да ладно. Теперь на меня составили акт, в котором я расписался на штраф в размере 10000 рублей за не своевременную подачу заявления. При этом если бы я не пришёл, то меня перевели бы на какое то другое налогооблажение и никакого штрафа не было бы ( со слов налогового инспектора, но после подписания акта). Этот же инспектор, что составлял акт, отправил меня в другой кабинет для написания ходотайства на снижение штрафа. Вот тут меня стали пугать выездными проверками ( при этом ходотайство я всётаки написал ) по банковским счетам. Фрагмент сообщения удалён модератором . Правомерно ли всё это? Нагнали сомнений в мою душу.

С уважением, Юрий.

Добрый день.
На нашем форуме не обсуждается «справедливость доходов и налогов». У нас даются ответы на КОНКРЕТНЫЕ вопросы бухгалтеров. Я удаляю эту часть Вашего сообщения, оставляю только сам вопрос. Хотя Ваш вопрос не слишком чёток и конкретен. Прошу Вас в будущем формулировать вопросы более тщательно.

Что же касается Вашего вопроса о применении ЕСХН при грузоперевозках, то Вам уже ответили на него здесь.

Цитата (TeodorGladkov): Такое ощущение что с меня тянут деньги или когото душит жаба.. При всём моём уважении к инспекторам, я им объяснял знают ли они сколько стоит ремонт грузовика, з/ч, дизель и т.д., а они в ответ ну и что, всё равно не справедливые налоги. Было бы как они хотят, то я не стал бы и работать под ИП. Правомерно ли всё это? Нагнали сомнений в мою душу. Сами просят писать заявление на ЕНВД и после этого говорять что лучше ЕСХН..

С уважением, Юрий.

Правила форума, соблюдать которые вы обязались при регистрации, запрещают вести политические дискуссии. Выделенное синим — яркий пример того, что на нашем форуме строго запрещено. Вопросы справедливости и несправедливости, а также то, стали бы вы в этой связи работать как ИП или нет, обсуждайте на других форумах. У нас профессиональный форум, нам лозунги не очень интересны.

Я прочитал все ваши вопросы. Из них следует, что вам в ближайшее время придется выяснять отношения с инспекцией. Учитывая уровень вашей подготовки, а также уровень ваших инспекторов (если, конечно, вы их правильно цитируете) я настоятельно рекомендую вам нанять грамотного бухгалтера.

Даже если вам ответят на все вопросы на нашем форуме, вы вряд ли сможете донести эти ответы до инспекторов. Дело не в том, что ответы будут плохие. А в том, что сами ваши вопросы тоже требуют определенной дешифровки и реконструкции. Не факт, что в рамках форума, без документов, исключительно с ваших слов (а вы ведь не будет отрицать, что не являетесь профессионалом в учете и налогобложении) можно правильно понять всю картину.

Мне кажется, что с ситуацией в целом можно разобраться только в рамках долгой, кропотливой, полноценной очной работы с опытным бухгалтером. И никак иначе.

Впрочем, если хотите задавать вопросы — воля ваша. Главное при этом — соблюдать правила форума.

Нам несложно дать ссылку на статью про ЕСХН. Только вот чем вам это поможет, я не понимаю. Ведь результат должен заключаться не в том, чтоб вы с нашей помощью могли убедиться, что вам не надо применять ЕСХН. А в том, чтоб это знание было донесено до ваших инспекторов. На мой взгляд, это может сделать только опытный бухгалтер.

Ответственность за несвоевременную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Рубрика: 7. Финансовое право

Статья просмотрена: 1399 раз

Библиографическое описание:

Маркова И. Д., Гамонина А. Н. Ответственность за несвоевременную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Текст] // Право: современные тенденции: материалы Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/42/2573/ (дата обращения: 13.01.2019).

В статье рассматриваются виды ответственности за несвоевременную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обращается внимание на изменения, произошедшие в законодательстве, и анализируются спорные ситуации, связанные с применением отдельных правовых норм.

Ключевые слова: ответственность, несвоевременная регистрация, юридические лица, индивидуальные предприниматели.

The article deals with various types of liabilities for late registration of legal entities and individual enterprises. The author analyses several controversial matters, associated with application of certain legal rules and pays attention to recent changes in the legislation.

Key words: liability, late registration, legal entities, individual enterprises.

Порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлен Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) [4]. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны сообщить в регистрирующий (налоговый) орган по месту своего нахождения (жительства) об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в течение трех рабочих дней. Исключением являются сведения о лицензиях, ИНН и дате постановки на учет в налоговом органе, номерах и дате регистрации в качестве страхователя, а также об изменении паспортных данных и месте жительства учредителей (участников) юридического лица, лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридического лица, и индивидуальных предпринимателей.

Законодательством Российской Федерации в соответствии со статьей 25 Закона № 129-ФЗ установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за непредставление или несвоевременное представление сведений, необходимых для включения в государственные реестры, а также за представление недостоверных сведений. Если при создании юридического лица были допущены неоднократные либо грубые нарушения закона или иных правовых актов, в том числе носящие неустранимый характер, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица. По аналогичным основаниям может быть заявлено требование о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Российским законодательством установлена административная, налоговая и уголовная ответственность за правонарушения, совершенные юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, связанные с их несвоевременной регистрацией.

К административной ответственности за нарушения в сфере предпринимательской деятельности могут быть привлечены граждане, должностные лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели. Причем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) приравнивает индивидуальных предпринимателей к должностным лицам [7, c . 63]. Согласно части 3 статьи 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей [1]. Кроме того, в статье 15.3 КоАП РФ установлено, что нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; то же деяние, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Смотрите так же:  Нотариус артинский район

Налоговая ответственность закреплена в статье 116 Налогового кодекса (далее – НК РФ) [2], где говорится, что нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей.

Уголовная ответственность установлена статьей 171 Уголовного кодекса [3], согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или лицензии, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству, либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается наложением штрафа в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев. То же деяние, совершенное организованной группой и (или) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается наложением штрафа в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо без такового.

Стоит отметить, что с 1 июля 2011 года внесение изменений в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае изменения паспортных данных осуществляется без их участия на основании информации, полученной регистрирующим органом от территориальных органов Федеральной миграционной службы. Но важно учитывать, что, если изменение паспортных данных произошло до указанной даты, то представить сведения необходимо.

В то же время, с 1 января 2011 года установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение трех рабочих дней с момента изменения перечня заявленных ранее видов деятельности (кодов по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) сообщить о данном факте в регистрирующий орган [5]. В случае невыполнения указанных требований может наступить административная ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ. Действующее законодательство не содержит других видов ответственности, как и запрета на осуществление видов деятельности, не запрещенных федеральными законами (Постановление ФАС Поволжского округа от 29.09.2010 по делу № А55-30696/2009).

Анализ судебной практики позволяет сделать вывод о том, что в случае привлечения к ответственности по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ за несвоевременное представление сведений в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, арбитражный суд при наличии смягчающих ответственность обстоятельств может изменить меру ответственности со штрафа на предупреждение (Постановления ФАС Уральского округа от 18.06.2009 № Ф09-4123/09-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 20.08.2009 № А32-5483/2009-30/19-7АЖ, ФАС Северо-Кавказского округа от 21.07.2009 № А53-15992/2008-С4-48).

Однако в НК РФ содержатся лишь общие нормы, а на практике возникают проблемы, связанные с привлечением к ответственности за несвоевременную регистрацию.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ обособленным является подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено ли его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми указанное подразделение наделяется. При этом не разъяснено, возникает ли обособленное подразделение, если вне места нахождения организации создано только одно стационарное рабочее место. Согласно официальной позиции, выраженной УФНС России по городу Москве в письме от 31.03.2010 № 16-15/[email protected], обособленное подразделение образуется и в том случае, если оборудовано только одно стационарное рабочее место на срок более одного месяца. По месту нахождения такого подразделения организация обязана встать на учет в течение одного месяца со дня его создания на основании заявления, к которому прилагаются копии свидетельства о постановке на учет организации и документов о создании подразделения [6, c . 27]. Аналогичная позиция выражена в судебном решении (Постановление ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 по делу № А49-2663/06-166А/22).

Сложившаяся судебная практика позволяет сделать вывод о том, что срок для постановки на учет по месту нахождения обособленного подразделения исчисляется с момента оборудования в нем стационарных рабочих мест. Издание распорядительного документа о создании обособленного подразделения, перевод сотрудника на должность его руководителя или заключение договора аренды помещения не являются доказательством создания обособленного подразделения, если сведения о наличии стационарных рабочих мест отсутствуют. Этот вывод подтверждают Постановления ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2009 № Ф03-5338/2009, ФАС Уральского округа от 27.10.2008 № Ф09-7766/08-С3.

Однако наличие выданной доверенности на осуществление деятельности от имени организации вне места ее нахождения и фактическое ведение такой деятельности свидетельствуют о создании обособленного подразделения. В соответствии с Постановлением ФАС Поволжского округа от 22.02.2007 № А49-2663/06-166А/22 при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в таком случае применяется ответственность по статье 116 НК РФ (с 02.09.2010 — только пункт 1 статьи 116 НК РФ).

На основании судебного решения можно сделать вывод о том, что декларирование доходов и уплата причитающихся с них налогов не исключает привлечения к ответственности за осуществление деятельности без постановки на учет и может служить лишь смягчающими ответственность обстоятельством (Постановление ФАС Центрального округа от 22.01.2008 по делу № А14-2114-2007-106/34).

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, избавит в будущем от санкций за их нарушение. Ответственность за несвоевременную регистрацию установлена административным, налоговым и уголовным кодексами. При этом на практике всегда возникают отдельные вопросы, связанные с пробелами в законодательстве. И хотя в России применяется континентальная правовая система и судебный прецедент не является источником права, однако рассмотрение судебных решений помогает понять основные тенденции и предугадать исход дела до тех пор, пока имеющиеся коллизии не будут преодолены.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: офиц. текст с изм. и доп. на 25 мая 2012 г. – М.: Омега-Л, 2012. – 368 с.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Части 1,2: офиц. текст с изм. и доп. на 1 июня 2012 г. – М.: Омега-Л, 2012. – 736 с.

Уголовный кодекс Российской Федерации: офиц. текст с изм. и доп. на 1 апреля 2012 г. – М.: Омега-Л, 2012. – 175 с.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: офиц. текст с изм. и доп. на 1 января 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 48 с.

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Российская газета. №5248, 2.08.2010.

Авдеев В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства, связанные с постановкой на учет и регистрацией // Бухгалтер и закон. – 2011. – №5. – С. 26 – 28.

Антошина Н.Н. Постановка на учет — это серьезно? // Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2010. – № 6. – С. 60 – 64.

Правовые основы государственной регистрации.

государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, предприниматель, налоговая служба, лицо, единый государственный реестр, Гражданский. Особенности правового статуса индивидуального.

Ответственность за налоговые правонарушения

Вход / Регистрация.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК РФ)

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность, налоговая.

Особенности применения мер ответственности за нарушение.

Вход / Регистрация.

РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность, налоговая ответственность, налоговая декларация, административный штраф.

Особенности налогового учета охранного предприятия

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговая база, РФ, выплата, ЧОП, налог, материальная помощь, налоговый период, налоговый учет, заработная плата, налоговый орган.

Анализ законодательной базы, регламентирующей.

Вход / Регистрация.

Основные термины (генерируются автоматически): РФ, налоговый орган, лицо, правонарушение, штраф, Российская Федерация, ответственность, налоговая ответственность, налоговая.

Процедура регистрации физических лиц в качестве.

Правовые основы государственной регистрации. государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, регистрирующий орган, физическое лицо, место жительства, жилое помещение.

Предпринимательство без образования юридического лица.

государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, Российская Федерация, регистрирующий орган, физическое лицо, место жительства, жилое помещение.

Особенности правового статуса индивидуального.

Индивидуальный Предприниматель, предпринимательская деятельность, физическое лицо, Гражданский Кодекс РФ, обязанность, личное имущество, гражданский оборот, государственная регистрация, арбитражный суд.

Особенности государственной регистрации индивидуальных.

государственная регистрация, индивидуальный предприниматель, предпринимательская деятельность, предприниматель, налоговая служба, лицо, единый государственный реестр.