1.8 Ниццкий договор и расширение Европейского союза

Завершающим аккордом в подготовке к расширению ЕС стал Ниццкий договор, изменивший Договор об учреждении ЕС, Договоры, учреждающие Европейские сообщества и некоторые относящиеся к ним акты. Подписанный в Ницце (Франция) 26 февраля 2001 г.

Главная цель Ниццкого договора – подготовить ЕС к приему новых государств-участников и нивелировать возможные связанные риски для ЕС в целом и его участников в частности. Указанная цель достигалась посредством:

– уточнения процедур наложения санкций на государства-члены, не соблюдающие фундаментальные ценности и принципы, закрепленные в Договоре о ЕС;

– реформирования в определенной степени институциональной структуры ЕС (изменяется численный состав и полномочия Европарламента, вносятся изменения в процедуру голосования, фиксируется число взвешенных голосов и т. д.).

Опыт развития событий в ЕС после подписания Ниццкого договора подтверждает, что тревоги, связанные с расширением ЕС, небезосновательны. Интеграционные объединения в ходе своего развития неоднократно сталкивались с серьезными противоречиями и кризисными явлениями, но их удавалось преодолевать и находить определенный компромисс. Почти удвоение численного состава ЕС в мае 2004 г. потребовало новых механизмов в достижении согласия и эффективности осуществления функций ЕС.

Ниццкий договор

Принятый в декабре 2000 г. на заседании Европейского Совета в Ницце и подписанный 26 февраля 2001 г. Ниццкий договор Treaty of Nice Принятый в декабре 2000 г. на заседании Европейского Совета в Ницце и подписанный 26 февраля 2001 г. Ниццкий договор вступил в силу 1 февраля 2003 г. Он является результатом открывшейся в феврале 2000 г. Межправительственной конференции, которая должна была заниматься проблемами адаптации функционирования европейских институтов ввиду вступления в ЕС новых членов. Ниццкий договор проложил путь институциональным реформам, необходимым вследствие расширения Европейского Союза и включения новых восточно- и южноевропейских стран. Некоторые положения были адаптированы в рамках подписанного в апреле 2003 г. в Афинах договора о вступлении десяти новых государств и подписанного в апреле 2005 г. Люксембургского договора о вступлении Румынии и Болгарии. С момента последнего расширения, то есть 1 января 2007 г., Европейский Союз, таким образом, основывается на Договоре о Европейском Союзе и Договоре о создании Европейского Сообщества в последней редакции, основанной на последних добавлениях, сделанных в рамках Ниццкого, Афинского и Люксембургского договоров. Изменения, связанные с Ниццким договором, затрагивают в первую очередь ограничение количества членов и определение состава Комиссии, расширение квалифицированного большинства, новый подсчет голосов в Совете и гибкий механизм расширенного сотрудничества. «Декларация о будущем Европейского Союза», прилагающаяся к договору, описывает шаги, необходимые в настоящий момент для дальнейшей реализации институциональных реформ; Ниццский договор должен стать лишь этапом в этом общем процессе. Подписанный в октябре 2004 г. проект Конституции должен служить продолжением процесса институциональных реформ, начало которому положено Ниццким договором. Для вступления в силу Конституционный договор должен быть ратифицирован всеми государствами ЕС согласно их конституционно-правовым предписаниям (ратификация в парламенте или референдум). В результате выявившихся в ходе ратификации в отдельных государствах ЕС проблем главы государств и правительств на заседании Европейского Совета 16–17 июня 2005 г. приняли решение о необходимости введения «периода обсуждения» будущего Европы. На заседании Европейского Совета 21–22 июня 2007 г. европейские лидеры пришли к компромиссному решению. Был выдан мандат на созыв Межправительственной конференции, которая вместо конституции должна разработать и принять «договор о реформировании» для Европейского Союза. После его ратификации этот договор мог бы вступить в силу еще до выборов в Европейский Парламент в июне 2009 г. вступил в силу 1 февраля 2003 г.

Он является результатом открывшейся в феврале 2000 г. Межправительственной конференции, которая должна была заниматься проблемами адаптации функционирования европейских институтов ввиду вступления в ЕС новых членов.

Ниццкий договор проложил путь институциональным реформам, необходимым вследствие расширения Европейского Союза и включения новых восточно- и южноевропейских стран. Некоторые положения были адаптированы в рамках подписанного в апреле 2003 г. в Афинах договора о вступлении десяти новых государств и подписанного в апреле 2005 г. Люксембургского договора о вступлении Румынии и Болгарии. С момента последнего расширения, то есть 1 января 2007 г., Европейский Союз European Union Европейский Союз (Евросоюз, ЕС) был основан Договором о Европейском Союзе (Маастрихт, 1992 г.), став преемником Европейского Сообщества. Идея создания Европейского Союза имеет долгую историю, но проект впервые был озвучен на Европейском саммите в 1972 г. Европейский Союз является как политическим проектом, так и формой правовой организации. Европейский Союз является политическим проектом в том смысле, что основной функцией Союза является «последовательная и солидарная организация отношений между государствами-участниками и между их народами» (Статья 1 Договора о Европейском Союзе). Для достижения этого Союз поставил перед собой ряд целей: — Содействовать экономическому и социальному прогрессу, устойчивому развитию, создать пространство без внутренних границ, а также экономический и валютный союзы. Данные цели должны соответствовать отраслевой политике ЕС. — Утвердить свое единство на международной арене. Данная цель тесно связана с внедрением и проведением Общей внешней политики и политики в области безопасности. — Упрочить защиту прав человека путем введения гражданства Союза. Союзное гражданство, созданное Маастрихтским договором, является отношением особого рода между ЕС и гражданами государств-членов. — Создать пространство свободы, безопасности и справедливости. В соответствии с названием, данная сфера занимается обеспечением большей свободы, безопасности и справедливости для граждан. — Строиться на основе acquis communautaire – свода правил, установленных Союзом для самого Союза. Союз основывается на определенных ценностях: уважение человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и прав человека. У Союза есть свои собственные символы: флаг (двенадцать звезд на синем фоне), гимн (Людвиг ван Бетховен, «Ода к радости»), девиз («Единство в многообразии»), валюта (евро) и день Европы (9 мая). Европейский Союз является формой правовой организации с тремя правовыми опорами: — во-первых, это Европейское Сообщество (в экономической сфере); — во-вторых, это Общая внешняя политика и политика в области безопасности (CFSP), а также Европейская политика безопасности и обороны (ESDP); — в-третьих, это полицейское сотрудничество и взаимодействие в судебной сфере по уголовным делам. ЕС обладает единой институциональной системой реализации деятельности в рамках трех опор, состоящей из Европейского Совета, Европейского Парламента, Совета Европейского Союза и Европейской Комиссии. Это обеспечивает согласованность и последовательность действий Европейского Союза по всем трем направлениям. Лиссабонский договор наделил Европейский Союз правосубъектностью (при соблюдении определенных условий). , таким образом, основывается на Договоре о Европейском Союзе и Договоре о создании Европейского Сообщества в последней редакции, основанной на последних добавлениях, сделанных в рамках Ниццкого, Афинского и Люксембургского договоров.
Изменения, связанные с Ниццким договором, затрагивают в первую очередь ограничение количества членов и определение состава Комиссии, расширение квалифицированного большинства, новый подсчет голосов в Совете и гибкий механизм расширенного сотрудничества. «Декларация о будущем Европейского Союза», прилагающаяся к договору, описывает шаги, необходимые в настоящий момент для дальнейшей реализации институциональных реформ; Ниццский договор должен стать лишь этапом в этом общем процессе.

Подписанный в октябре 2004 г. проект Конституции должен служить продолжением процесса институциональных реформ, начало которому положено Ниццким договором.

Для вступления в силу Конституционный договор должен быть ратифицирован всеми государствами ЕС согласно их конституционно-правовым предписаниям (ратификация в парламенте или референдум). В результате выявившихся в ходе ратификации в отдельных государствах ЕС проблем главы государств и правительств на заседании Европейского Совета 16–17 июня 2005 г. приняли решение о необходимости введения «периода обсуждения» будущего Европы.

На заседании Европейского Совета 21–22 июня 2007 г. европейские лидеры пришли к компромиссному решению. Был выдан мандат на созыв Межправительственной конференции, которая вместо конституции должна разработать и принять «договор о реформировании» для Европейского Союза. После его ратификации этот договор мог бы вступить в силу еще до выборов в Европейский Парламент European Parliament Европейский Парламент является собранием депутатов, представляющих всех граждан Европейского Союза. Начиная с 1979 г., депутаты избираются с помощью прямого всеобщего голосования, и в настоящее время в состав Европарламента входят 785 депутатов, мандаты которых распределены между государствами-членами ЕС пропорционально количеству населения в этих государствах. Основными функциями Европейского Парламента являются: — Законодательная власть: в большинстве случаев Европейский Парламент разделяет законодательную власть с Советом Евросоюза, в особенности в рамках Процедуры принятия совместных решений; — Бюджетные полномочия: Европейский Парламент разделяет бюджетные полномочия с Европейским советом посредством принятия годового бюджета голосованием, приведения его в законную силу с помощью подписания Председателем Европейского Парламента и наблюдения за его исполнением; — Полномочия контроля над органами Европейского Союза, в особенности над Европейской Комиссией. Парламент имеет право предоставлять или отказывать в одобрении назначения Европейских Комиссаров, а также распускать действующий состав Еврокомиссии с помощью принятия вотума недоверия. Кроме того, Европейский Парламент имеет право осуществлять контроль над деятельностью Европейского Союза путем подачи письменных и устных запросов в Еврокомиссию и Европейский Совет. Он также имеет право назначать временные комитеты по расследованию, в компетенцию которых входят не только действия институций Европейского сообщества, но и действия государств-членов ЕС по реализации политики ЕС. Амстердамский договор увеличил полномочия Европейского Парламента путем значительного расширения Процедуры принятия совместных решений. Ниццкий договор также повысил его роль как соавтора законопроектов, тоже расширив Процедуру принятия совместных решений, а также наделив Европейский Парламент правом предъявлять иски в Верховный Суд Европейского сообщества. Наконец, Лиссабонский договор предоставил Европейскому Парламенту право избрания председателя Еврокомиссии. Кроме того, он был наделен теми же правами, что и Совет ЕС. Наконец, с 2014 г. число членов Европейского Парламента будет ограничено 750+ председатель, а места будут распределяться по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. в июне 2009 г.

Ниццкий договор и расширения Евросоюза

26 февраля 2001 г. было подписано Ниццкий договор, который внес изменения в Договор о Европейском Союзе, Договоров, которые основывают европейские сообщества, и ряда связанных с ними актов. Этот договор стал следующим шагом в процессе дальнейшего реформирования Евросоюза. Он содержал статьи и декларации, протоколы и прочие приложения.

Ниццкий договор был направлен прежде всего на реформирование институционального механизма Евросоюза в связи с предстоящим расширением этой организации, когда к ней должны присоединиться новые европейские страны. Реформы касались численного состава Комиссии, распределения голосов между членами Совета Евросоюза, определение сфер, в которых постановления принимаются большинством голосов, и т.д.

Ниццкий договор определял 29 сфер, в которых постановления принимались квалифицированным большинством голосов.

Были расширены состав и компетенция Суда первой инстанции. Он стал автономной судебным учреждением, и количество его членов увеличилось. Этот Суд мог создавать палаты для разрешения отдельных споров, а также гранд-палату для решения основных категорий дел. К компетенции Суда первой инстанции было отнесено рассмотрение вопросов о законности актов, принятых институтами ЕС, рассмотрение обращений государств-членов и институтов Европейского сообщества о бездействии других институтов объединения, решения споров, связанных с возмещением убытков в случае внедоговорной ответственности Европейского сообщества, а также вынесения преюдициальных решений.

Договор закрепил дополнительные возможности для более тесного сотрудничества отдельных стран-членов Евросоюза, которые были начаты Амстердамским договором.

Лиссабонские договоры и перспективы развития Европейского Союза

Новым важным этапом развития европейской интеграции стало подписание в 2007 г. Лиссабонских договоров о Евросоюзе и о функционировании ЕС. Договоры вступили в силу 1 декабря 2009 г. Оба документа внесли кардинальные изменения в структуру и содержания Амстердамских и Ниццкого договоров.

Лиссабонский договор о Евросоюзе содержит основополагающие положения деятельности ЕС, а также изменены положения о общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВППБ). Договор о функционировании ЕС, который заменил и в значительной степени изменил Договор об учреждении Европейского сообщества, развивает предписания Договора о Евросоюзе относительно сфер компетенции и деятельности институтов и вспомогательных органов объединения. В учредительных договоров было добавлено самостоятельный документ — Хартию Европейского Союза об основных правах.

Лиссабонские договоры учитывают перспективы углубления европейской интеграции. Поэтому реформирование охватило практически все сферы деятельности ЕС. Нововведения касаются ликвидации поліструктурного характера Евросоюза и наделение его международной правосубъектностью. ЕС заменил Европейское сообщество и стал его правопреемником. Было ликвидировано разделение ЕС на три опоры. Хотя ОВППБ вместе с Европейской политикой безопасности и обороны (ЕПБО) составляют отдельное направление деятельности ЕС, что регулируется Договором о Евросоюзе и не имеет сугубо межгосударственного характера. Особенность этой деятельности заключается прежде всего в отдельной процедуре принятия решений.

Появился целый ряд новых сфер правового регулирования, подчиненных ЕС: космос, спорт, туризм, энергия, гражданская оборона, административное сотрудничество, гуманитарная помощь и т.д.

Смотрите так же:  Лицензия на использование атомной энергии

Евросоюз получил дополнительные полномочия в сфере ОВППБ и общей торговой политики (СТП).

Впервые в практике ЕС в учредительных договорах предусмотрено четкое распределение компетенции Евросоюза на исключительную, совместную с государствами-членами, дополняющую и специальную.

Расширен круг институтов ЕС. Вместо пяти их стало семь. До Европейского парламента, Совета, Комиссии, Суда и Счетной палаты добавились Европейский совет и Европейский центральный банк. В их деятельности усилились элементы наднациональности. Институциональный механизм ЕС стал значительно разветвленным. Кроме вспомогательных органов, в него входит немало учреждений с такими сферами компетенции, как финансы, промышленность, медицина, защита прав человека, охрана окружающей среды, транспорт, общая внешняя политика и политика безопасности, интеллектуальная собственность, пространство свободы безопасности и правосудия и т.д.

Высокий представитель по вопросам внешней политики и безопасности занял пост вице-председателя Комиссии и стал главным должностным лицом, отвечающим за реализацию ОВППБ.

Реформированию подверглись судебные учреждения Союза. В Суд ЕС принадлежат теперь Суд, Общий суд и специализированные суды. Его полномочия распространяются на все сферы деятельности Союза, кроме ОВППБ. Предусмотрено увеличение числа Генеральных адвокатов. Расширены права физических и юридических лиц относительно случаев обращений в судебных учреждений ЕС.

Уменьшено количество видов постановлений институтов ЕС. Основными их видами для всех сфер деятельности ЕС остались регламенты, директивы, решения. Упростились процедуры их принятия. В рамках Договора о функционировании Евросоюза постановления из ключевых вопросов, принимаются единогласно или большинством голосов, стали называться законодательными актами, а их принятие осуществляется на основе обычной и специальной законодательной процедуры. Постановления, которые принимаются вне законодательных процедур, отнесенные к незаконодавчих актов.

Значительно ограничены полномочия Евратома. Из самостоятельного европейского сообщества он превратился в организацию, которая существует при Евросоюзе. Договор об учреждении Евратома уже не относят к учредительным договорам о Евросоюзе, а деятельность объединения подчинена ЕС.

Национальные парламенты государств-членов получили дополнительные рычаги влияния на деятельность Евросоюза при подготовке правовых актов, путем участия в пересмотре учредительных договоров и т.д.

Таким образом, на международной арене появился новый Евросоюз, с которым будут отношения Украина.

Ниццкий договор: интеграция по всем направлениям.

В начале 1999 г. «Единая Европа» вступила в новый этап своего развития. С 1 января начал функционировать ЭВС. а с 1 мая в силу вступил Амстер­дамский договор. Однако уже в феврале 2000 г. была созвана новая межправительственная конференция для обсуждения необходимости оче­редного редакционного обновления учредительных договоров Евросою­за. Необходимость такого шага диктовалась несколькими обстоятель­ствами, в том числе нерешенностью в рамках Амстердамского договора ряда институциональных вопросов, быстрым развертыванием интегра­ции во «второй» и «третьей» опорах Евросоюза и принятием претенциоз­ной «Лиссабонской стратегии» экономического развития. Все эти про­блемы приобретали особое звучание в свете предстоящего беспрецедент­ного расширения Евросоюза.

Вступление в Евросоюз восточноевропейских стран готовилось по­этапно. Первоначально сотрудничество с ними строилось на основе соглашений об ассоциированном членстве. В 1991 г. такие соглашения с ЕС подписали Венгрия, Польша и Чехословакия, впоследствии — еще десять государств региона (включая страны Балтии). Статус ассоциирован­ного члена предполагал ввод режима наибольшего благоприятствования в торговле, расширение производственной кооперации, преференции в кре­дитовании и поэтапное снятие таможенных барьеров. В июне 1993 г.

Европейский Совет на саммите в Копенгагене принял принципиальное решение о том, что все ассоциированные страны Центральной и Восточ­ной Европы могут стать членами Европейского Союза при наличии воле­изъявления с их стороны. Но сроки вступления были поставлены в зависи­мость от достижения необходимого уровня экономического и политичес­кого развития (так называемые «копенгагенские критерии» членства). На саммите Европейского Совета в Эссене в декабре 1994 г. была утверждена комплексная программа мер по подготовке стран Восточной Европы к вступлению в Евросоюз (Accession Partnership). Для ускорения процесса адаптации в 1996 г. было принято решение распространить действие этой программы на все страны, имеющие статус ассоциированных членов Евросоюза, независимо от предполагаемых сроков их вступления и степе­ни готовности по «копенгагенским критериям». А в 1997 г. впервые начал обсуждаться вопрос о том, что резкое расширение состава Евросоюза потребует и реформ его собственной институциональной структуры. Необ­ходимость такого шага была подтверждена в Амстердамском договоре.

Новая редакция Договора о Европейском Союзе и Договоров, уч­реждающих Европейские сообщества, рассматривалась на саммите Ев­ропейского Союза в Ницце в декабре 2000 г. Подписание согласованного варианта текста договора состоялось 26 февраля 2001 г., и еще несколько месяцев потребовалось для его ратификации. В силу Ниццкий договор вступил 1 февраля 2003 г.

Основные дискуссии в ходе Ниццкого саммита разгорелись по вопросам институциональной реформы. Речь шла о четырех важных новациях, каждая из которых оказалась решена весьма половинчато. Во- первых, произошло дальнейшее расширение сферы применения квали­фицированного большинства при голосовании в Европейском Совете. Однако по настоянию Великобритании и ряда других государств право вето было сохранено при голосовании по вопросам налогообложения и социального обеспечения, что резко осложняло интеграцию в этих сфе­рах с учетом очень разного уровня развития и специфики стран-претен- дентов на вступление в Евросоюз.

Во-вторых, были перераспределены голоса в Совете, что имело осо­бенно большое значение при голосовании квалифицированным большин­ством. Для распределения квот голосов государства были условно разбиты на группы и подгруппы. В целом это деление отражало их демографический вес и экономическое влияние, но во многих случаях определялось полити­ческим компромиссами. Так, например, за «четверкой» европейских «тяже­ловесов» (ФРГ, Великобританией, Францией и Италией) было закреплено одинаковое количество голосов — по 29. Польше и Испании досталось по 27; Румынии — 14; Нидерландам — 13; Бельгии, Греции, Португалии, Венгрии и Чехии — по 12; Швеции, Австрии и Болгарии — по 10; Дании, Финляндии, Ирландии, Словакии и Литве — по 7; Люксембургу, Эстонии, Латвии, Слове­нии и Кипру — по 4; Мальте — 3. Такое распределение было признано относительно справедливым, но полностью не устроило ни одного из европейских лидеров. Франция опасалась образования прогермански на­строенной коалиции внутри Евросоюза, а ФРГ требовала более четко учитывать пропорции населения стран-участниц. Обращал на себя внима­ние и тот факт, что за «новичками» оказалось зарезервировано 108 голосов из 333 (т.е. 27 %), тогда как их взнос в совокупный ВВП Евросоюза пока мог составить лишь 6 %.

В-третьих, на период до 2010 г. устанавливался верхний предел в 26 человек для общего числа членов Комиссии и сохранялась квота по одному члену от каждого государства-участника (при дальнейшем рас­ширении Евросоюза планировался ввод системы ограниченной ротации в назначении членов Комиссии). С января 2005 г. кандидат в председате­ли Европейской Комиссии и ее члены индивидуально, а затем и весь состав Европейской Комиссии коллегиально должны были утверждаться Европейским Парламентом и назначаться Европейским Советом. Поли­тически такое решение являлось единственным приемлемым вариантом, но совершенно не решало организационных проблем, которые могли возникнуть в работе Комиссии при резком расширении ее состава, а также угрозу превращения Комиссии из единой политической «команды» в поле для лоббирования национальных интересов. Для блокирования этих угроз Ницпким договором были существенно расширены полномо­чия председателя Комиссии (в том числе закреплено его право самостоя­тельно решать вопросы внутренней организации Комиссии, распреде­лять полномочия между ее членами и назначать своих заместителей). Эти меры явно повысили эффективность Комиссии, но превратили ее председателя в еще более влиятельную политическую фигуру, что лишь подкрепило опасения «евроскептиков» в «бюрократизации» Евросоюза.

И, наконец, в-четвертых, были оптимизированы условия «продви­нутого сотрудничества» в рамках Евросоюза. Ниццкий договор включил пространные положения, регламентирующие порядок запуска и осуще­ствления таких программ. Одновременно были сняты многие ограниче­ния, которыми ранее оговаривалась возможность «продвинутого сотруд­ничества» (в том числе было установлено, что для запуска «продвинутого сотрудничества» достаточно участия не большинства стран Евросоюза, а лишь 8). Кроме того, Ниццкий договор практически лишал отдельные государства возможности заблокировать запуск «продвинутого сотрудни­чества» в областях, относящихся к ведению Евросоюза. Ответственность за координацию действий и совместимость «продвинутого сотрудниче­ства» с общими политиками Евросоюза была возложена на Европейский Совет и Еврокомиссию. Все эти меры имели большое значение с точки зрения сохранения высокой динамики интеграционного процесса после расширения Евросоюза. Однако критики Ниццкого договора отмечали, что использование «продвинутого сотрудничества» угрожает расколом Союза и формированием в его составе своеобразной «периферии», со­стоящей из стран-«новичков».

Половинчатость институциональных решений, закрепленных в Ниц- цком договоре, и весьма агрессивный стиль дискуссий в ходе саммита вызвали настоящий шквал критики. «На саммите в Ницце на первом плане оказались не общеевропейские интересы, а национальные, — писа­ла в те дни бельгийская газета «Суар». — Саммит должен был стать историческим. Но исторической оказалась только его продолжитель­ность. Была хорошо видна разобщенность 15 стран-участниц встречи. Конечно, в итоге им пришлось договориться, но, кажется, главным для них было иметь возможность похвастаться после саммита у себя дома: «Мы дрались до последнего не за общую логику и не за общую страте­гию, не за сбалансированную реформу, но за национальные интересы». Эту мысль разделяли и многие официальные представители Евросоюза. В резолюции Европарламента утверждалось: «То, как главы государств и правительств провели недавние переговоры относительно Ниццского договора, показывает, что они ставят свои конъюнктурные национальные интересы выше интересов ЕС». Еще до окончательного утверждения текста Ниццкого договора руководство Еврокомиссии заявило, что при­нятие столь половинчатых решений противоречит «Лиссабонской страте­гии», а также может очень затруднить вступление в Евросоюз новых членов и их дальнейшую адаптацию к интеграционной системе.

И все же, несмотря на самые пессимистические оценки, саммит в Ницце выполнил свою основную задачу и дал толчок для самого масш­табного расширения состава Евросоюза в его истории. На саммите было заявлено, что на членство в ЕС претендуют 13 стран: Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Румыния. Турция, Чехия и Эстония. Они получили признание в качестве официаль­ных кандидатов и взяли на себя обязательства по проведению реформ, приводящих их законодательство в соответствие с нормами Евросоюза. Степень готовности кандидатов должна была определяться в ходе так называемой «проверки» («скрининга») по 31 досье. В более отдаленной перспективе претендентами на членство были названы Албания, Босния и Герцеговина, Македония и Хорватия, пока получившие преференции по развитию ассоциативных соглашений с Евросоюзом.

В декабре 2001 г. Лакенский саммит Европейского Союза заявил о том, что предварительные переговоры о вступлении в Евросоюз 10 стран-претендентов вступают в завершающую фазу. Из первоначального списка были пока исключены Болгария и Румыния (темпы реформ в этих странах позволяли спрогнозировать вступление в Евросоюз лишь в 2007 г.), а также Турция, где гармонизация законодательства встречала наибольшие затруднения. Брюссельский саммит Европейского Совета в октябре 2002 г. официально обнародовал список претендентов на вступ­ление: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Сло­вения, Чехия и Эстония. Переговоры об условиях вступления были завершены на заседании Европейского Совета в Копенгагене в декабре 2002 г., в апреле 2003 г. в Афинах состоялось торжественное подписание Договора о присоединении к Европейскому Союзу десяти новых госу­дарств-членов. 1 мая 2004 г. «Европа 15-ти» стала «Европой 25-ти». В «Афинской декларации», принятой по поводу расширения, это событие было объявлено началом нового этапа в истории Европы. «Союз отража­ет нашу общую решимость положить конец столетиям конфликтов и преодолеть разделение континента, воплощает наше стремление к ново­му будущему, основанному на сотрудничестве, уважении многообразия и взаимопонимании, — отмечалось в декларации. — Мы продолжим поддер­живать и защищать фундаментальные права человека как внутри Евро­пейского Союза, так и за его пределами. Мы будем работать вместе с тем, чтобы способствовать устойчивому развитию как на местном уров­не, так и в глобальном масштабе. Мы подчеркиваем нашу привержен­ность экономике Европы, динамичной и основанной на знании, открытой для всех, направленной на устойчивый рост и полную занятость, а также на социальную вовлеченность и экономическую интеграцию. Мы сдела­ем Союз подлинной территорией свободы, безопасности и правосудия и продолжим поддерживать каждую из этих основных ценностей».

Помимо расширения Евросоюза Ниццкий договор позволил придать новый импульс развитию его «второй» и «третьей» опор. Ниццкий договор завершил преобразование «второй опоры» в систему ОВПБ/ЕПБО, в том числе закрепил предыдущие решения Европейского Совета по созданию Сил быстрого реагирования. Формирование этого контингента предусмат­ривалось на основе предоставления странами-участницами сроком мини­мум на 1 год персонала (первоначально общей численностью 50 60 тыс. чел.) и техники (в частности, 400 военных самолетов и 100 военных кораблей). Данный процесс должен завершиться к 2003 г. От использования структур ЗЕС было решено отказаться. Ниццкий договор исключил из Договора о Европейском Союзе все упоминания о ЗЕС как «агенте» Союза в военной сфере. В свою очередь Совет ЗЕС в Марсельс- кой декларации в ноябре 2001 г. заявил о прекращении деятельности как оперативной организации. ЗЕС сохранился лишь как система взаимных гарантий стран-участниц в случае агрессии и консультативный орган.

Смотрите так же:  Приказ о проведение электронного аукциона образец

Для командования европейскими Силами быстрого реагирования и выполнения других управленческих функций в системе ЕПБО Ниццкий договор создал шестиуровневую управленческую структуру. Политичес­кие решения по проблемам общей обороны стали прерогативой Европейс­кого Совета. Принятие юридически обязательных решений в форме «обя­зательных акций» осталось в компетенции Совета Европейского Союза на уровне министров обороны. Наблюдение за политической ситуацией на международной арене и выработка соответствующих предложений Совету было возложено на Комитет по вопросам политики и безопасности (пере­именованный Ниццким договором бывший Политический комитет). Воен­ный комитет Европейского Союза в составе глав военных штабов госу- дарств-членов стал отвечать за подготовку и координацию военно-полити- ческих акций, а Военный штаб Европейского Союза, входящий в структу­ру Генерального секретариата Европейского Совета, получил полномочия по оперативному реагированию. Наконец непосредственное управление действиями Сил быстрого реагирования должно было быть возложено на командующего, назначаемого Советом для каждой операции. Характерно, что Военный комитет Евросоюза с июня 2001 г. был подключен к системе консультаций с НАТО. 11а саммите Европейского Совета в Лакене (декабрь 2001 г.) было достигнуто окончательное соглашение всех стран-участниц об использовании оперативного потенциала ЕПБО в военных операциях по разрешению международных кризисов. Были созданы 11 специальных рабочих групп для разработки оперативной стратегии по всем актуальным направлениям. С 2001 г. активизировалась деятельность Совместной орга­низации по сотрудничеству в области вооружений (OCCAR), учрежденной в 1996 г. Францией, ФРГ, Великобританией и Италией.

Ниццкий договор 2001 г. внес также ряд изменений в правовой режим СПСО. Большая часть их касалась полномочий и организационно­го оформления Европола и Евроюста. К договору была приложена специ­альная декларация о структуре Евроюста (в соответствии с решениями саммита в Тампере и программой «Ьрюссель-1») и сформулирована основная задача этой организации: «Содействовать надлежащей коорди­нации деятельности национальных органов, уполномоченных осуществ­лять уголовное преследование, и оказывать помощь в расследовании дел, связанных с организованной преступностью». Ниццкий договор ввел также новое положение о том, что правила, определяющие полномочия Евроюста, должен будет принять Европейский Совет. В перспективе планировалось и создание особого договора о Евроюсте.

Террористический акт И сентября 2001 г. в США способствовал дальнейшей активизации сотрудничества европейских стран в сфере СПСО. Осенью 2001 г. на внеочередном саммите Европейского Совета в Брюсселе был принят план действий по борьбе с терроризмом, предус­матривающий усиление полицейского и правового сотрудничества, раз­работку международной правовой базы для антитеррористических дей­ствий, противодействие финансированию террористических организаций посредством директивы об отмывании денег, введении единого европей­ского ордера на арест. Было решено усилить Европол специальным антитеррористическим отделом, наделив его полномочиями для сотруд­ничества с соответствующими органами США. Параллельно происходи­ли и активные консультации по проблемам интеграции в других право­вых сферах, в частности коммунитаризации семейного права, взаимному признанию решений судов по гражданским и коммерческим делам.

Полемика вокруг достаточно неудачной институциональной рефор­мы, неоднозначных последствий крупномасштабного расширения Евро­союза, проблемах внутренней и внешней безопасности отодвинула на второй план еще один важный аспект Ниццкого договора — новый шаг в гуманитарной интеграции. В основном тексте договора этому вопросу было также уделено мало внимания. Но в качестве приложения, обладаю­щего рекомендательной силой, была принята «Хартия Европейского Со­юза об основных правах» — документ, беспрецедентный по содержанию и значению. Для подготовки Хартии в декабре 1999 г. был создан специ­альный Конвент под председательством бывшего президента ФРГ и одного из наиболее авторитетных германских юристов Романа Херцога. В состав Конвента вошли 15 депутатов Европарламента и национальных парламентов, по 2 депутата от парламентов каждой страны-участницы, представитель еврокомиссии, 15 представителей глав государств и пра­вительств, а также наблюдатели от Суда Европейских Сообществ и Совета Европы. В октябре 2000 г. текст Хартии был одобрен главами государств и правительств стран Евросоюза, а его торжественное подпи­сание состоялось во время саммита в Ницце.

«Хартия Европейского Союза об основных правах» стала первым юридическим документом, предполагавшим полномасштабное регулиро­вание прав человека на наднациональном уровне. Традиционно форми­рование правового статуса личности рассматривалось в качестве важней­шего элемента любой национальной конституционно-правовой системы. Концепция Европейского Союза, реализованная в Маастрихтском дого­воре, стала первым шагом к преодолению этого принципа, закрепив индивидуальную субъектность граждан в системе европейского права. Однако речь не шла о формировании правового статуса личности на наднациональном уровне — прерогативы государств оставались в этом вопросе неприкосновенны. Концепция же Хартии основывалась на со­вершенно ином подходе. Ее авторы попытались выработать даже совер­шенно новую форму типологии прав человека. Вместо традиционного деления на политические, экономические, социальные и культурные пра­ва Хартия включила несколько ключевых категорий: человеческое досто­инство, свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие. Каждая из этих категорий подразумевала не набор индивидуальных прав в той или иной сфере жизни, а прежде всего определенные принципы правоотношений в обществе. Поэтому Хартия не просто гарантировала некие права личности, а оформляла целостную модель европейского правового пространства. Придание ее нормам прямого действия означа­ло бы решающий сдвиг в сторону реальной федерализации Евросоюза, т.е. оформления европейского гражданского общества, а не усиления тех или иных наднациональных институтов. Пока этого не произошло, но включение Хартии в Ниццкий договор даже в качестве рекомендательной декларации четко обозначало новые приоритеты интеграционного про­цесса. Не случайно, что в «Афинской декларации», принятой по поводу расширения Евросоюза, было заявлено: «Присоединение — это новое соглашение между нашими гражданами, а не просто между государства­ми. Как граждане этого нового расширенного Союза, мы заверяем в нашей готовности защищать фундаментальные свободы, на которых сто­ит демократия. Демократический идеал должен стать краеугольным кам­нем для процветания нашего сообщества ценностей не только для ны­нешних граждан, но и для наших детей и внуков. Лишь при активном участии граждан и гражданских организаций будут укрепляться сила и правопорядок в Союзе».

Европейское право

© Бабкина Е. В., Лойша Д. Н., Михалева Т. Н., Родич М. В., Шишкарева Т. Г., 2015

© Оформление. Издательство «Четыре четверти», 2015

Список сокращений

ЕС Европейский союз

ЕОУС Европейское сообщество угля и стали

ЕОС Европейское оборонное сообщество

ЕПС Европейское политическое сообщество

ЭВС Экономический и валютный союз

ЕВС Единая валютная система

Евратом Европейское сообщество по атомной энергии

Европарламент Европейский парламент

Совет ЕС Совет Европейского союза

Комиссия Европейская комиссия

ЕЦБ Европейский центральный банк

ЕСЦБ Европейская система центральных банков

ЕАСТ Европейская ассоциация свободной торговли

Европол Европейская полицейская организация

Европейские сообщества ЕЭС (Европейское сообщество). ЕОУС (до 2002 г.) и Евратом

ПАСЕ Парламентская ассамблея Совета Европы

Суд ЕС Суд Европейского союза

Парижский договор, Договор о ЕОУС Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. от 18 апреля 1951 г.

Римские договоры Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от 25 марта 1957 г

Договор о ЕЭС Договор об учреждении Европейского экономического сообщества от 25 марта 1957 г.

Договор о Евратоме Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии от 25 марта 1957 г

Договор о ЕОС Договор об учреждении Европейского оборонного сообщества от 27 мая 1952 г

ЕЕА Единый европейский акт от 28 февраля 1986 г

Договор об учреждении ЕС, Маастрихтский договор Договор об учреждении Европейского союза от 7 февраля 1992 г.

Амстердамский договор Договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры об учреждении европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты, от 2 октября 1997 г.

Ниццкий договор Договор, изменяющий Договор о Европейском союзе, договоры об учреждении европейских сообществ и некоторые связанные с ними акты, от 26 февраля 2001 г

Европейская конституция Договор, учреждающий Конституцию для Европы, от 29 октября 2004 г.

Договор о реформе, Лиссабонский договор Лиссабонский договор, изменяющий Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества от 13 декабря 2007 г.

Договор о ЕС, ДЕС Договор о Европейском союзе в редакции Лиссабонского договора

Договор о функционировании ЕС, ДФЕС Договор о функционировании Европейского союза в редакции Лиссабонского договора

Сообщество Европейское сообщество

ОВПБ общая внешняя политика и политика в области безопасности

ОЕПБО общая европейская политика в области безопасности и обороны

ОЕЭП общее европейское экономическое пространство

ООН Организация Объединенных Наций

ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития

ПСБП Пространство свободы, безопасности и правосудия

Глава 1. Развитие процесса европейской интеграции

1.1 Становление идеи европейского единства и предпосылки европейской интеграции

Понимание современных политических и экономических процессов в Европе, устройства, целей, принципов и механизмов функционирования ЕС невозможно без анализа идеи единения и интеграции европейских народов в историческом контексте.

На всех этапах своего развития «европейская идея» носила геополитический характер. Объединенная Европа в значительной степени виделась как средство защиты от крупного потенциального агрессора. Таковыми в исторической последовательности рассматривалась Османская империя, Российская империя, СССР, Германия, в отдельном аспекте и США. Неоднократно выдвигались идеи объединения европейцев и на религиозной (христианской) основе. Велики и гуманистические традиции европейского единства.

Можно выделить следующие этапы развития идей европейского единства:

– зарождение и становление идеи европейского единства (XIV–XIX bb.);

– трансформация идей европейского единства в панъевропейское движение (1918–1939 гг.);

– возрождение идей европейского единства в период Второй мировой войны и возникновение предпосылок европейской интеграции (1939–1946 гг.).

Представления о Европе как об особом мире, особой семье государственных образований начали формироваться в Раннем Средневековье и более укрепились в последующие периоды развития Реформации, Гуманизма и Просвещения, окончательно оформившись в Новое и Новейшее время. Как правило, с такими интеграционными идеями выступала, главным образом, духовная элита общества – философы, политики, писатели, нередко сами стоявшие у власти или приближенные к ней.

Два первых дошедших до нас трактата о необходимости создания единой европейской христианской республики были написаны в первой четверти XIV в. Автором одного являлся легист французского короля Пьер Дюбуа, другой принадлежал перу великого итальянского поэта Данте Алигьери. В начале 60-х гг. XV ст. итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини, он же папа Пий II, призвал паству к миру «в Европе – нашем отечестве, нашем собственном доме, у нашего святого очага» [1] .

В историческом плане объединенная Европа виделась как средство защиты от крупного агрессора, которым для европейских государств долгое время являлась Османская империя (Турция). Среди проектов объединения феодальной Европы большое значение имела деятельность короля Богемии Иржи Подебрада, который в своем трактате «Об организации мира и безопасности» призывал к объединению европейских государей для борьбы против турецкой опасности, чрезмерных притязаний и влияния папы [2] . К объединению усилий европейских монархов в борьбе с Османской империей и созданию для этих целей Федерации европейских государств в 1639 г. призывал в «Великом проекте» глава французского правительства при Генрихе VI Максимильян де Бетюн, известный в литературе как герцог Сюлли. В 1693 г. англичанин Уильям Пенн предлагал покончить с «мозаикой государств в Европе» и выдвинул идею создания единого европейского парламента.

Однако в условиях взаимных территориальных притязаний и междоусобиц европейских монархов превратить в жизнь интеграционные идеи того времени было невозможно. Любое межгосударственное объединение на этом историческом этапе могло быть только объединением монархов. Вместе с тем сама идея «божественности» власти монарха во многом исключала возможность создания на постоянной основе какого-либо политического объединения. Известно, что Жан-Жак Руссо, являясь, в принципе, сторонником европейской интеграции, крайне скептически оценивал возможности создания европейского союза в форме объединения монархий. Близкую идею высказывал и Эммануил Кант. В своих размышлениях «К вечному миру» (1795 г.) он писал о федерации европейских государств как средстве обеспечения мира, конечная цель которого, по мнению автора, состояла в утверждении сообществ, основанных на началах республиканской формы правления, федеративного устройства и верховенства права.

В начале XIX в. французский социалист-утопист граф Сен-Симон предложил свою концепцию политического союза европейских государств, которая предусматривала создание поста евромонарха, образование европейского правительства, армии. В 1849 г. Виктор Гюго призвал к объединению государств европейского континента, которое согласно его идее должно было привести в XX в. к созданию Соединенных Штатов Европы. В конце XIX в. план будущего политического европейского союза предложил один из крупнейших ученых-международников того времени И. К. Блюнчли. В статье «Организация европейского союза государств», опубликованной в 1878 г., И. К. Блюнчли предлагал учредить данный союз под управлением Федеративного совета и Сената, избираемого прямыми выборами.

Идеи европейского единения, выдвигаемые мыслителями и философами на протяжении столетий, долгое время не были по-настоящему востребованы. Только в XX в., после Первой мировой войны, когда стала ослабляться острота прежних противоречий между государствами, эти идеи вновь вышли на авансцену политической жизни.

В 1923 г. в Вене вышел манифест Р. Н. фон Куденхове-Калерги «Пан-Европа», где автор призывал к объединению Европы перед лицом угроз, подстерегающих ее: новой мировой войны, экономической гегемонии США, российской экспансии. Идеи Куденхове-Калерги сразу нашли отклик в кругах европейских интеллектуалов. В октябре 1926 г. в Вене состоялся Первый конгресс панъевропейского движения, в котором приняли участие 2000 представителей 24 народов Европы, а Рихард Куденхове-Калерги был избран международным президентом Панъевропейского союза [3] . Целью панъевропейского движения стало создание на территории Западной Европы «политического, экономического и военного альянса государств континента».

Смотрите так же:  Возврат комиссии по кредиту траст

В 1927 г. почетным президентом Панъевропейского союза стал французский министр иностранных дел Аристид Бриан. На заседании Лиги Наций 5 сентября 1929 г. от имени французского правительства он поставил вопрос о создании европейского государственного образования в рамках Лиги Наций на принципах федеративного государства и невмешательства в суверенные права государств-участников. Однако высказанные А. Брианом предложения не получили поддержки в Лиге Наций. В 1930 г. был опубликован меморандум, в котором А. Бриан изложил свое видение единения европейских народов (план Бриана). План Бриана ставил перед лидерами стран Лиги Наций вопрос о создании сообщества, внутри которого предполагалось провести «постепенную либерализацию и методичное упрощение движения товаров, капиталов и лиц», тем самым создав в Европе «общий рынок». Модель экономической и политической интеграции, изложенная в плане Бриана, послужила в значительной степени прототипом общего рынка, к строительству которого приступили государства Европейских сообществ в 50-е гг. Однако в силу политических и экономических причин план Бриана, как и ранее предлагавшиеся варианты европейской интеграции, был отвергнут Лигой Наций.

Экономическая и политическая ситуация в 30-е гг. XX ст. в Европе не способствовала и в некоторой степени тормозила воплощение панъевропейских идей в жизнь. Новый импульс для своего развития идеи единения европейских народов получают во время Второй мировой войны (1939–1945 гг.) сначала на почве объединения и совместного сопротивления фашизму и агрессии Германии, затем при разработке планов будущего переустройства Европы.

В период Второй мировой войны «объединенная» Европа видится «Европой национальных государств», в которой сохраняется политическая разделенность государств. Массовой опорой и защитником идеи о необходимости послевоенной интеграции в Европе становится движение Сопротивления. По вопросу о будущем Европы после окончания Второй мировой войны в рядах Сопротивления сложилось устойчивое стремление установить «новый» порядок, основу которого должно составить ограничение суверенитета и, исходя из опыта Лиги Наций, заинтересованность в создании условий, в которых могла бы быть создана эффективная европейская федерация. Подобных взглядов придерживались многие руководители и рядовые участники Сопротивления в различных странах, особенно во Франции и Италии, выражая их в воззваниях, манифестах, а также в совместной декларации, которую подписали в Женеве в 1944 г. лидеры Сопротивления из разных государств Западной Европы. В противовес нацистским идеям покорения Европы родились проекты классика европейского федерализма итальянца Альтиеро Спинелли, которые в 1941 г. нашли свое выражение в манифесте группы европейских федералистов, известном как Манифест Вентотене и названном в честь острова, на котором его автор отбывал ссылку по приговору режима Муссолини.

После окончания Второй мировой войны интеграционный процесс в Европе приобретает более конкретные очертания. Этому способствуют, с одной стороны, возросшая популярность европейской идеи, а с другой – реальные проблемы Европы, которые дают импульс для политического объединения.

Важную роль в этом процессе сыграло и выступление У. Черчилля в Цюрихе 19 сентября 1946 г. с идеями обновления «европейской семьи». У. Черчилль поддержал призывы к союзу победителей и побежденных, в первую очередь к партнерству Франции и Германии, которые должны были на себя взять лидерство в новом союзе. Тогда же лидеры Сопротивления и европейские федералисты приняли программу действий, которая формулировала основные начала «объединения Европы на федеративных принципах»:

– обеспечение мира и безопасности в Европе;

– ликвидация границ стран Европы;

– оздоровление экономики европейских государств;

– ответ на объединение государств Восточной Европы, во главе которого стоял Советский Союз.

С установлением мира в ряде европейских стран появились многочисленные общества, объединения, союзы, которые стали вновь выступать с лозунгами скорейшей интеграции. В результате в Европе возникают международные организации различной направленности, в числе которых следует упомянуть прежде всего Совет Европы, созданный в 1948 г. и наделенный широкими полномочиями в гуманитарной сфере. В 1948 г. Брюссельским пактом Франция, Великобритания и страны БЕНИЛЮКС учреждают Западноевропейский союз, деятельность которого должна быть направлена преимущественно против угроз в ту пору германского реваншизма. Годом позже по инициативе США был выбран принципиально иной путь решения проблемы безопасности Западной Европы, суть которого заключалась не в изоляции Германии, а, напротив, в вовлечении ее в общее достаточно крупное объединение – Организацию Североатлантического договора (НАТО).

В то же время доктрина Трумэна, названная именем президента США Гарри С. Трумэна, провозглашает необходимость поддержки странам, избравшим демократический путь развития, и защиту их от агрессивных попыток воздействия и подчинения.

План Маршалла (Marshall plan) был выдвинут в 1947 г. государственным секретарем США генералом Дж. Маршаллом, который изложил американскую программу экономической помощи Европе в послевоенном восстановлении. В соответствии с американскими предложениями представители тогда 16 западноевропейских стран образовали Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству, который затем был преобразован в Организацию европейского экономического сотрудничества, созданную в 1948 г. для управления Европейской программой восстановления совместно с Администрацией экономического сотрудничества США. Цель сотрудничества – реализация плана Маршалла и тесное взаимодействие в области экономики и валютной политики. Европейская программа восстановления состояла из помощи как в форме поставки товаров, так и в виде займов для финансирования проектов государственных капитальных вложений.

За период 1949–1952 гг. американские поставки в Европу составили 17 млрд долларов. Расходы США по оказанию помощи составляли 1 % ВВП государства. Страны – участницы Организации европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС) получали в виде товаров и услуг от 3 % до 4 % своего национального дохода в год, а также инвестиционных поставок до 10 % [4] . В тот период на первый план выходили три главные проблемы: восстановление разрушенного войной европейского хозяйства, организация системы безопасности и защита прав человека.

Проблемы восстановления экономики Европы с использованием американской помощи (плана Маршалла) была призвана решить Организация европейского экономического сотрудничества. Вопрос защиты прав человека в качестве своей основы взял на себя Совет Европы, образованный в 1948 г. Конгрессом Европы. Обеспечение безопасности возлагалось на созданный в 1949 г. с участием США блок НАТО.

Указанные процессы общеевропейского масштаба создали благоприятные условия для практического осуществления европейской идеи отдельными европейскими государствами.

В 1948 г. в Гааге (Нидерланды) был учрежден Таможенный союз БЕНИЛЮКС, куда вошли Бельгия, Нидерланды и Люксембург со штаб-квартирой в Брюсселе. Союз БЕНИЛЮКС был заключен на 50 лет с возможностью продления его на десятилетний период. В 1950 г. был образован Европейский платежный союз.

1.2 Основные этапы развития интеграционных процессов в Европе

В развитии интеграционных процессов прослеживается несколько этапов. Процесс создания, развития и превращения первых интеграционных образований в современный ЕС происходил путем, во-первых, передачи все большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.

Все перемены такого рода находят свое отражение и закрепление прежде всего в учредительных договорах, т. е. в актах, содержащих правовую основу построения и функционирования Сообществ и ЕС. Соответственно и периодизация эволюции европейской интеграции тесно связана с выработкой и заключением учредительных договоров и их экономического содержания.

В развитии экономической интеграции в Европе и в становлении Европейского союза можно выделить следующие основные этапы:

1951–1957 гг.подготовительный этап:

• подписание Договора об учреждении Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС) – Парижский договор (1951 г., вступил в силу в 1952 г.);

• подписание Договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договора об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) – Римские договоры (1957 г, вступили в силу в январе 1958 г.);

1958–1967 гг. – этап создания зоны свободной торговли:

• утверждение механизма общей сельскохозяйственной политики стран ЕЭС (1958 г.);

• подписание Договора об учреждении единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ – Договор о слиянии (1965 г., вступил в силу в 1967 г.), возникновение названия Европейское сообщество [5] ;

1968–1976 гг. – этап создания Таможенного союза:

• создание Таможенного союза, введение общего таможенного тарифа (1968 г.);

• Гаагская конференция (1969 г.) – принятие главами государств и правительств решения об усилении интеграции, о замене системы взносов собственными финансовыми средствами Европейских сообществ, расширении контрольных полномочий Европарламента, создании к 1980 г. Экономического и валютного союза (ЭВС), начале политического сотрудничества;

• подписание договора о расширении бюджетных полномочий Европейского парламента и создании Счетной палаты (1975 г);

• учреждение Европейского фонда регионального развития (1975 г.);

• подписание договора о формировании Европейского парламента путем прямых всеобщих выборов (1976 г.);

1977–1986 гг. – этап функционирования Таможенного союза:

• решение о создании Европейской валютной системы (ЕВС) и введении условной расчетной единицы экю (1978 г.);

• первые прямые выборы депутатов Европейского парламента (1979 г.);

• подписание Шенгенских соглашений;

• подписание Единого европейского акта, внесшего первые существенные изменения в учредительные договоры Европейских сообществ (1986 г., вступил в силу в 1987 г.);

1987–1992 гг. – этап создания общего рынка:

• одобрение Европейским советом «плана Делора» о реформе финансовой системы, общей сельскохозяйственной политики Европейских сообществ (1988 г.);

• подписание договора о создании Европейского банка реконструкции и развития (1990 г.);

• подписание Договора о создании Европейского союза – Маастрихтский договор (1992 г., вступил в силу 1993 г.);

1993–2001 гг.этап создания экономического и валютного союза:

• принятие Европейским советом решения о создании с 1 января 1999 г. Валютного союза в составе 11 стран ЕС (1998 г.);

• создание Европейского центрального банка (1998 г.);

• начало реализации Валютного союза, введение евро (1999 г.);

• подписание Амстердамского договора (1997 г., вступил в силу в 1998 г.);

• подписание Ниццкого договора (2001 г.); с 2002 г. – этап функционирования экономического и валютного союза:

• введение в 12 странах [6] ЕС единого платежного средства, заменяющего национальную валюту – евро (2002 г.);

• подписание Европейским советом Конституции ЕС (2004 г., в силу не вступила);

• подписание Лиссабонского договора, изменяющего Договор о ЕС и Договор об учреждении Европейского сообщества – Лиссабонский договор (2007 г., вступил в силу в ноябре 2009 г.).

Табл. 1 характеризует основные этапы территориального расширения Европейских сообществ и ЕС.

Таблица 1. Территориальное расширение

7 Присоединилась только Западная Германия. Территория бывшей ГДР и Западного Берлина вошли в состав ФРГЗ октября 1990 г

8 Включая заморские департаменты Гваделупа, Мартиника, Реюньон и Французская Гвиана, Алжир вышел из состава Франции (и ЕС) 5 июля 1962 г. Сен-Пьер и Микелон были заморским департаментом (и частью ЕС) с 1976 по 1983 г., Сен-Бартельми и Сен-Мартен, вышедшие из состава Гваделупы 22 февраля 2007 г… вернутся в состав ЕС после вступления в силу Лиссабонского договора.

9 В 1973 г. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (Великобритания) присоединились к ЕС вместе с Нормандскими островами. Островом Мэн и Гибралтаром.

10 Фарерские острова решили не вступать в ЕС, а Гренландия вышла из ЕС в 1985 г.

Рис. 1 демонстрирует процесс образования и трансформации Европейских сообществ и создания современного ЕС.

Характеризуя территориальное расширение ЕС, следует отметить, что по состоянию на 1 ноября 2014 года 6 стран имеют статус кандидата: Албания, Исландия, Македония, Сербия, Турция и Черногория, при этом Албания и Македония еще не начали переговоров по присоединению. Босния и Герцеговина входит в официальную программу расширения [7] . Косово также входит в эту программу, но Европейская комиссия не относит его к независимым государствам, так как независимость страны от Сербии признана не всеми государствами – членами ЕС [8] .

Три государства Западной Европы, которые предпочли не присоединяться к ЕС, частично участвуют в союзной экономике и следуют некоторым директивам: Лихтенштейн и Норвегия входят в общий рынок через Европейскую экономическую зону [9] , Швейцария имеет сходные отношения, заключив двусторонние договоры [10] . Карликовые государства Европы, Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино, используют евро и поддерживают отношения с ЕС через различные договоры о кооперации [11] .

История возникновения и развития ЕС позволяет определить основные особенности интеграционного процесса:

• образование «ядра» из небольшого числа (6 стран), обладавших на начало 1950-х гг. близким и достаточно высоким уровнем социально-экономического развития;

• постепенное присоединение к образовавшемуся ядру новых государств, которых с 1 июля 2013 г. стало 28;

• осознание негативных последствий ограниченности национальных рынков сбыта для экономического и социального развития собственного государства, преимуществ международной кооперации;

• выравнивание уровня экономического развития;

• постоянное усложнение форм, методов и организационных структур межгосударственного регулирования экономической интеграции;

• поэтапное создание ЕС и последовательное формирование его нового системного качества.