Содержание статьи:

ФНС России разъяснила нюансы применения налоговой льготы по транспортному налогу, связанной с платежами по системе «Платон»

Так, с 2018 года приложение владельцами транспортных средств, вносящих плату по системе «Платон», к заявлению о предоставлении льготы по транспортному налогу документов, подтверждающих право на такую льготу, – их право, а не обязанность. Соответствующие разъяснения появились на официальном сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России.

Напомним, в соответствии с п. 1 ст. 361.1 Налогового кодекса физлица освобождаются от налогообложения в отношении каждого транспортного средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (система «Платон»). Такое освобождение предусмотрено, если сумма платы по системе «Платон» превышает или равна сумме исчисленного транспортного налога. Если же внесенная по системе «Платон» плата меньше суммы налога, то предоставляется налоговый вычет – транспортный налог уменьшается на сумму платы (п. 2 ст. 361.1 НК РФ).

Положения ст. 361.1 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, и действуют до 31 декабря 2018 года включительно (п. 3-4 ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 249-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Теперь сведения о внесенной налогоплательщиком сумме платы налоговый орган может получить по системе межведомственного взаимодействия от оператора, обеспечивающего функционирование системы взимания платы.

Добавим, лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на рассматриваемую налоговую льготу, исполняет его в течение недели со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса. Если запрос не может быть исполнен, то налоговый орган в течение трех дней со дня получения сообщения об этом обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган (п. 3 ст. 361.1 НК РФ).

Какую информацию можно представлять для подтверждения права на налоговую льготу и налоговый вычет по транспортному налогу в виде платы по системе » Платон «? Узнайте из материала «Порядок и сроки уплаты транспортного налога налогоплательщиками – физическими лицами» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Налоговики подчеркивают, что для применения льготы необходимо представить в налоговый орган по своему выбору соответствующее заявление. Оно может быть подано любым удобным способом: через интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», по почте, при личном обращении в любую налоговую инспекцию. При этом если заявление ранее направлялось в налоговый орган, то представлять его повторно не требуется.

Система «Платон»: как уменьшить транспортный налог на плату в систему и отразить в «1С:Бухгалтерии 8»

При приобретении транспортного средства и регистрации его в органах ГИБДД организация становится плательщиком транспортного налога (ст. 357, п. 1 ст. 358 НК РФ).

Ставки транспортного налога определяются региональным законодательством, узнать их можно в налоговой инспекции по месту учета транспортного средства. При этом базовые ставки по транспортному налогу определены в ст. 361 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 359 НК РФ определение налоговой базы зависит от вида транспортного средства.

При приобретении грузового автомобиля организация платит налог исходя из формулы: Налоговая база * Налоговая ставка * Понижающий коэффициент, определяемый в соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ.

Кроме того, в эту формулу входит еще один показатель, который уменьшает сумму начисленного транспортного налога, – плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам, она установлена ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (далее – плата «Платон»). Порядок взимания платы «Платон» определен постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (далее – Правила).

Собственники и владельцы транспортных средств, максимальная разрешенная масса которых превышает 12 тонн, регистрируют их в специальном реестре (п. 5, 38-55 Правил). Плата, которая вносится через оператора, указывается в маршрутной карте (п. 10(1) Правил) либо рассчитывается оператором в автоматическом режиме с помощью данных, полученных от устройства, установленного на автомобиле (п. 7 Правил). Ежедневно оператор перечисляет в доход федерального бюджета сумму, которая определяется как сумма платежей, внесенная собственниками за пройденные транспортными средствами маршруты (п. 16 Правил). По запросу плательщик может уточнить:

  • сумму задолженности по внесению платы (пп. «а» п. 83 Правил);
  • остаток денежных средств (пп. «б» п. 83 Правил);
  • об операциях по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств собственника (владельца) транспортного средства в качестве платы в зависимости от пути, пройденного каждым транспортным средством (п. 84 Правил).

Расчеты по транспортному налогу отражаются в бухгалтерском учете на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Для этого к счету 68 открывается субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.

Начисление платы «Платон» отражается следующими проводками:

  • Дт 76 — Кт 51 – перечислен аванс оператору (основание – платежка или иной документ, подтверждающий перечисление).
  • Дт 20 (44) — Кт 76 – плата, рассчитанная за проезд, в системе «Платон» отнесена на расходы (основание – информация оператора по специальному запросу).

Если это предусмотрено учетной политикой организации, дополнительно можно отразить сумму платы, перечисленной оператором в бюджет: информацию о перечисленных суммах можно получить у оператора по специальному запросу. Эта операция отражается на субсчетах счета 76.

При начислении транспортного налога выполняется проводка:

  • Дт 20 (23, 25, 26, 44) – Кт 68, субсчет «Расчеты по транспортному налогу» – начислен транспортный налог за минусом платы «Платон», перечисленной в бюджет оператором.

Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ налогоплательщик может уменьшить сумму транспортного налога, исчисленного по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства на сумму платы «Платон», исчисленную в текущем периоде в отношении этого средства, т.е. применить вычет.

Если организация платит авансовый платеж оператору без маршрутной карты, то в счет уменьшения транспортного налога можно взять только ту сумму, которую оператор зачислил в бюджет (письмо Минфина России от 26.01.2017 № 03-05-05-04/3747). Эту сумму можно уточнить, отправив запрос оператору (п. 84 Правил).

Вычет применяется по итогам налогового периода, отдельно по каждому транспортному средству (абз. 12 п. 2 ст. 362 НК РФ). Если плата «Платон» больше суммы транспортного налога, то налог в бюджет не платится (абз. 13 п. 2 ст. 362 НК РФ), а превышающая сумму транспортного налога часть платы «Платон» учитывается в расходах по налогу на прибыль (п. 48.21 ст. 270 НК РФ).

Если сумма транспортного налога больше платы «Платон», то она подлежит уплате в бюджет и в размере уплаченных сумм включается в расходы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 06.09.2016 № 03-05-05-04/52171).

В отношении всех автомобилей, по которым производится плата «Платон», авансовые платежи по транспортному налогу не платятся, даже если установлены региональным законом (абз. 2 п. 2 ст. 363 НК РФ).

Организациям, которые вносят плату «Платон», ФНС России рекомендует уже за 2016 год сдавать декларацию по транспортному налогу по новой форме, утвержденной приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected] (письмо от 29.12.2016 № ПА-4-21/[email protected]).

В программе «1С:Бухгалтерия 8» для учета платы «Платон» создан специальный документ «Отчет оператора системы «Платон». В него необходимо вводить данные по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств собственника (владельца) транспортного средства в качестве платы в зависимости от пути, пройденного каждым транспортным средством. Расчет суммы транспортного налога выполняется регламентным документом с видом операции «Расчет транспортного налога».

Уменьшение транспортного налога на плату «Платон» (транспортный налог больше платы «Платон»)

У ООО «Мебельный Дом» в собственности большегрузный автомобиль (с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн) первоначальной стоимостью 6 608 000,00 руб. (в т.ч. НДС 18% – 1 008 000,00 руб.) для перевозки товаров покупателям по дорогам общего пользования. Автомобиль принят на учет как основное средство.

ООО «Мебельный Дом» включено в реестр системы «Платон» (далее – плата «Платон»). За 2016 год тягач проехал по федеральным дорогам 5000 километров, по итогам года сумма начисленного транспортного налога оказалась выше суммы платы «Платон», перечисленной в бюджет оператором.

В соответствии с учетной политикой организация применяет в бухгалтерском учете ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

Пошаговая инструкция в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0):

1. Перечисление авансового платежа оператору

Для выполнения операции «Регистрация в учете перечисленного авансового платежа оператору» необходимо вначале создать документ Платежное поручение, затем на основании этого документа ввести документ «Списание с расчетного счета». В результате проведения документа «Списание с расчетного счета» будут сформированы соответствующие проводки.

Если платежные поручения создаются в программе «Клиент-банк», то в «1С:Бухгалтерии 8» создавать их необязательно. В этом случае вводится только документ «Списание с расчетного счета», который формирует необходимые проводки. Документ «Списание с расчетного счета» можно создать вручную или на основании выгрузки из других внешних программ (например, «Клиент-банк»).

После получения выписки банка, в которой зафиксировано списание денежных средств с расчетного счета, необходимо подтвердить ранее созданный документ «Списание с расчетного счета» для формирования проводок.

Смотрите так же:  Пример заявления на налоговый вычет за обучение детей

Меню: Банк и кассаБанкБанковские выписки, документ «Списание с расчетного счета».

  1. В поле «Счета расчетов» автоматически подставляется счет 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  2. Проверьте заполнение остальных полей, как это показано на рис. 1.
  3. Установите флажок «Подтверждено выпиской банка».
  4. Кнопка Провести и закрыть.

Для просмотра результата проведения документа (рис. 2) нажмите кнопку ДтКт

По дебету счета 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами» отражена сумма авансового платежа (пополнение счета) оператору государственной системы взимания платы «Платон» – ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

2. Отражение платы «Платон», перечисленной оператором в бюджет в БУ и НУ

Для выполнения операций по отражению платы «Платон», перечисленной оператором в бюджет в бухгалтерском и налоговом учете, необходимо создать документ Отчет оператора системы «Платон». В этом документе необходимо отразить сумму платы, которую оператор перечислил в бюджет, – ее можно узнать в личном кабинете организации из отчета «Детализация по лицевому счету».

Для того, чтобы появилась возможность заполнения этого документа, в регистре сведений «Регистрация транспортного средства» (меню: СправочникиНалогиТранспортный налогРегистрация транспортных средств) необходимо поставить флажок «Зарегистрировано в реестре системы «Платон» (рис. 3).

Создание документа «Отчет оператора системы «Платон» (рис. 4), меню: Покупки — Покупки — Отчеты оператора системы «Платон», кнопка Создать.

При заполнении документа «Отчет оператора системы «Платон» укажите:

  1. В поле «от» – дату отражения в бухгалтерском учете расходов на сумму платы «Платон», перечисленной в бюджет оператором.
  2. В поле «Контрагент» – оператора взимания платы «Платон» – ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».
  3. В поле «Договор» – договор с контрагентом. Внимание! В окне выбора договора отображаются только те договоры, которые имеют вид договора «Прочее». По гиперссылке «Расчеты» – счет расчетов 76.09 «Прочие расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
  4. В табличной части документа – Наименование транспортного средства, его государственный номер и сумму. Сумму необходимо взять из отчета оператора.
  5. Кнопка Провести.

Для просмотра результата проведения документа «Отчет оператора системы «Платон» (рис. 5) нажмите кнопку ДтКт.

Получившиеся проводки отражают следующее:

  • Проводка № 1 – Зачет платы «Платон», перечисленной в бюджет оператором в счет перечисленного ранее авансового платежа. Поскольку плата «Платон» вносится авансом, то при регистрации в программе документа «Отчет оператора системы «Платон» происходит зачет ранее уплаченных сумм в счет платы, перечисленной оператором в бюджет.
  • Проводка № 2 – Отражение в расходах суммы платы «Платон» (БУ) – сумма платы, перечисленная в бюджет, отражается по дебету счета учета затрат. В нашем примере используется счет 44.01, который устанавливается в регистре сведений «Транспортный налог: способы отражения расходов». Поскольку в расходах по налогу на прибыль уплаченная сумма платы «Платон» будет учтена только в той части, в которой превысит сумму уплаченного транспортного налога за год (п. 48.21 ст. 270 НК РФ), образуется разница (п. 8 ПБУ 18/02), а поскольку на момент учета платы «Платон» в бухгалтерском учете неизвестно, в какой сумме она по итогам года будет учтена в налоговом учете, такая разница является временной (п. 12 ПБУ 18/02).
  • Проводка № 3 – Техническая проводка, которая отражает сумму платы «Платон», перечисленную оператором в бюджет в налоговом учете для расчетов по налогу на прибыль, а именно – в целях уменьшения суммы транспортного налога, подлежащего уплате на величину перечисленной в бюджет платы «Платон». Поскольку эта сумма – только предполагаемый расход в целях налога на прибыль и окончательно он будет определен только в конце года, он учитывается по Дт 97.21 «Прочие расходы будущих периодов». Именно этот субсчет предназначен для автоматизации учета суммы превышения перечисленной в бюджет платы «Платон» над суммой начисленного транспортного налога по итогам года. Одновременно с отражением предполагаемой суммы расхода в НУ образуется временная разница, которая автоматически закроется, когда будет определена сумма транспортного налога за минусом перечисленной в бюджет платы «Платон».

3. Расчет суммы транспортного налога

Перед проведением операций по закрытию месяца бухгалтеру необходимо заполнить форму «Транспортный налог». Подробнее о заполнении формы «Транспортный налог» см. статью «Приобретение и регистрация транспортного средства».

Для расчета суммы транспортного налога за минусом уплаченной суммы платы «Платон» за год необходимо создать документ Регламентная операция с видом операции «Расчет транспортного налога» (рис. 6). В результате создания такого документа будут сформированы соответствующие проводки.

В нашем примере проведем закрытие всех регламентных операций списком за месяц, чтобы увидеть расчет транспортного налога.

Выполнение обработки «Закрытие месяца» (рис. 6), меню: ОперацииЗакрытие периодаЗакрытие месяца.

  1. Установите месяц, который закрывается.
  2. Перед закрытием регламентных операций необходимо восстановить последовательность проведения документов. Для этого щелкните по гиперссылке «Перепроведение документов за месяц».
  3. Для иллюстрации нашего примера выберите только регламентную операцию «Расчет транспортного налога».

Для просмотра результата проведения документа «Регламентная операция» с видом операции «Расчет транспортного налога» (рис. 7) нажмите кнопку ДтКт.

Получившиеся проводки отражают следующее:

  • Проводка № 1 – отражение в расходах суммы транспортного налога за минусом платы «Платон» – проводка показывает сумму транспортного налога, который подлежит уплате в бюджет. Эта сумма рассчитывается следующим образом: Налоговая база * Налоговая ставка * Повышающий коэффициент * Понижающий коэффициент – Сумма платы «Платон», перечисленная в бюджет оператором, где:
    • Налоговая база (мощность двигателя) и налоговая ставка по тягачу, см. рис. 3.
    • Повышающий коэффициент = 1, т.к. расчет выполняется по грузовому автомобилю (тягачу), а не по легковому автомобилю.
    • Понижающий коэффициент = 0,7500 (9 месяцев / 12 месяцев).
    • Сумма платы «Платон», перечисленная в бюджет оператором = 7 650,00 руб. (см. рис. 5).
    • Сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет, равна (456 л.с. * 45 руб. * 0,7500) – 7 650,00 руб. = 15 390,00 руб. – 7 650,00 руб. = 7 740 руб.
  • Проводка № 2 – отражение постоянной разницы в виде платы «Платон»: поскольку плата «Платон», учтенная в качестве возможного расхода, меньше суммы транспортного налога, подлежащего уплате в бюджет, она не будет учтена в расходах по налогу на прибыль ни в этом году, ни в следующем. С одной стороны это приводит к отражению постоянной разницы (п. 4 ПБУ 18/02), с другой – к закрытию сумм, учтенных в качестве возможного расхода по Дт 97.21 проводкой Дт 44.01 Кт 97.21. Одновременно происходит закрытие и временной разницы, которая возникла на момент отражения в налоговом учете предполагаемой суммы расходы в виде платы «Платон».

Расшифровку расчета транспортного налога можно посмотреть в отчете «Справка-расчет транспортного налога» (рис. 8) (меню: Операции – Закрытие периода – Справки-расчеты).

4. Закрытие счета учета затрат

Для выполнения операции по закрытию счета учета затрат необходимо создать документ Регламентная операция с видом операции «Закрытие счета 44 «Издержки обращения» (рис. 6). В результате создания такого документа будут сформированы соответствующие проводки.

Для просмотра результата проведения документа «Регламентная операция» с видом операции «Закрытие счета 44 «Издержки обращения» (рис. 9) нажмите кнопку ДтКт.

Полученные проводки означают следующее:

  • Проводка № 1 – учет расходов в виде платы «Платон», перечисленной в бюджет оператором в составе финансовых результатов. Поскольку сумма платы «Платон» в целях налогового учета не учитывается (за исключением случаев, когда сумма платы больше суммы налога), то образуется постоянная разница.
  • Проводка № 2 – учет суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет в бухгалтерском и налоговом учете, в составе финансовых результатов.
  • Проводка № 3 – учет сумм начисленной амортизации по автомобилю в составе финансовых результатов.

5. Расчет налоговых активов и обязательств

Для выполнения операции «Признание постоянного налогового обязательства» необходимо создать документ Регламентная операция с видом операции «Расчет налога на прибыль» (рис. 6). В результате создания этого документа будут сформированы соответствующие проводки.

Для просмотра результата проведения документа «Регламентная операция» с видом операции «Расчет налога на прибыль» (рис. 10) нажмите кнопку ДтКт.

Расчет отложенных налогов, связанных с оплатой по сумме платы «Платон», перечисленной в бюджет оператором за 2016 г.

Признаны постоянные налоговые обязательства = Сумма платы «Платон», перечисленная в бюджет оператором * Ставка налога на прибыль (1 530,00 руб. = 7 650,00 руб. * 0,20).

Расшифровку суммы отложенных налогов можно посмотреть в отчете «Справка-расчет налоговых активов и обязательств» (рис. 11) (меню: ОперацииЗакрытие периодаСправки-расчетыНалоговые активы и обязательства).

6. Составление декларации по транспортному налогу

Для выполнения операции «Составление декларации по транспортному налогу» необходимо создать регламентированный отчет Декларация по транспортному налогу (годовая).

Создание отчета «Декларация по транспортному налогу» (рис. 12), меню: Отчеты1С-ОтчетностьРегламентированные отчеты – кнопка Создать.

При заполнении документа указываем следующее:

  1. В открывшейся форме «Виды отчетов» – «Декларация по транспортному налогу (годовая)».
  2. В открывшемся окне в поле «Период» – 2016 г., в поле «Редакция формы» – «от 05.12.2016 № ММВ-7-21/[email protected]».
  3. Кнопка Создать.
  4. Проверьте заполнение показателей титульного листа («Налогоплательщик», «Налоговый период (код)», «Отчетный год» и пр.), которые автоматически заполнятся данными, содержащимися в информационной базе. Если какое-либо поле не заполнено, необходимо проверить полноту заполнения информационной базы. Ячейки, доступные для заполнения, можно дозаполнить вручную.
  5. Кнопка Заполнить. Расчет автоматически будет заполнен данными по объектам налогообложения, участвующим в расчете за отчетный период.
  6. С помощью кнопки ПроверкаПроверить контрольные соотношения можно проверить заполнение расчета. Если в ходе проверки найдены ошибки, то появляется окно с предупреждением и специальное окно навигации по ошибкам, которые необходимо исправить.
  7. Кнопка Записать.

Таким образом, за 2016 год исчисленная сумма транспортного налога (то есть подлежащая уплате в бюджет) по большегрузному автомобилю марки «Тягач Mercedes Benz Actros 1846LS» составила 7 740,00 руб. В то же время сумма налогового вычета, рассчитанная за проезд в системе «Платон», – 7 650,00 руб.

Последние новости о системе Платон

Система Платон — последние новости на текущий момент связаны с рассмотрением возможности введения аналогичной системы сбора платежей для региональных дорог. Это объясняется тем, что пока часть средств, полученных за использование федеральных трасс, направляется на поддержание приемлемого состояния дорог в регионах. О том, какие изменения планируются в данной сфере, читайте в статье.

Что нового о системе «Платон» в СМИ на сегодня

По состоянию на октябрь 2016 года в новостях о системе Платон широко обсуждаются планы Минтранса РФ и Госдумы ввести аналог системы для региональных дорог (в настоящее время плата собирается только за пользование федеральными трассами).

Смотрите так же:  Совмещение должностей образец заявления

Основные причины этого таковы:

  1. С момента ввода в действие системы «Платон» в конце 2015 года (напомним: это произошло после выхода закона от 06.04.2011 № 68-ФЗ, изменившего закон «Об автодорогах» от 08.11.2007 № 257-ФЗ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ и КоАП РФ, принят Госдумой 20.12.2001) и по октябрь 2016-го произошло следующее:
  • было собрано порядка 15,8 млрд руб.;
  • из них направлено на ремонт региональных путей (как самых «убитых») — 10,8 млрд руб.;
  • был сделан вывод о том, что остатка собранных средств не хватит на запланированное обновление федеральных дорог.
  1. Как следствие, для того чтобы продолжать выполнять запланированные мероприятия за счет сборов с большегрузов, имеются 2 пути:
  • увеличить тариф за проезд большегрузного транспорта до изначально запланированных величин (сейчас действует пониженный тариф 1,53 руб. за 1 км, однако изначально планировался размер тарифа порядка 3,5 руб. за 1 км с периодической индексацией с учетом уровня инфляции);
  • ввести порядок сбора средств с большегрузов за разбитые дороги, находящиеся в региональном ведении.

Увеличение тарифа в 2 раза, по мнению различных социальных институтов, высказываемому СМИ, может привести к серьезному всплеску социального недовольства. Подобное уже происходило в конце 2015 года при внедрении в жизнь системы «Платон». Поэтому все большее внимание законодателей обращается на вариант с созданием аналога системы «Платон» в регионах.

Самые свежие новости против системы «Платона» и ее аналога для регионов

Баталии 2015 года — забастовки дальнобойщиков в десятках городов России, критика Минэкономики в отношении полезности реального эффекта от системы — уже отошли в прошлое. «Платон» работает.

2016 год принес следующие результаты:

  • По судебной претензии КПРФ о конституционности введения системы — постановлением Конституционного суда РФ от 31.05.2016 № 14-П/2016 сбор государством платы с большегрузов признан не противоречащим Конституции РФ.
  • По судебному иску от членов «Фонда борьбы с коррупцией» касательно легитимности оператора системы (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», во-первых, является частным предприятием, а во-вторых, было выбрано вне конкурса) — судом первой инстанции в иске было отказано полностью (решение АС Москвы от 11.04.2016 № А40-234411/2015). Серия последующих жалоб также не была удовлетворена. Последнее решение АС Московского округа № Ф05-15398/2016 вышло 18.10.2016. Это была последняя кассационная инстанция, и она оставила исходное решение (отказ в исковых требованиях) без изменений.

Таким образом, по мнению экспертов, юридические варианты борьбы против системы «Платон» и ее возможных аналогов оказались к концу 2016 года исчерпаны.

Как планируется усилить контроль за большегрузами для взимания платы и штрафов?

Пожалуй, единственным результатом акций протеста водителей большегрузов по итогам 2015 года стала заморозка штрафов, изначально предусмотренных за нарушения, указанные в постановлении Правительства РФ «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам…» от 14.06.2013 № 504. Затем законом от 14.12.2015 № 378-ФЗ были внесены поправки в ст. 12.21.3 КоАП РФ, которые:

  • существенно снизили размер штрафов за неоплату проезда по федеральным дорогам большегрузов (5 000 руб. за первичное нарушение, 10 000 руб. — за повторное);
  • сократили список адресатов для наложения штрафов (например, вместо градации штрафуемых на ответственных за движение лиц, ИП, юрлиц и т. п. теперь штраф платит или собственник (неважно, в каком статусе), или «пойманный» на большегрузе водитель, если собственник большегруза — иностранец).

Вместе с тем продолжаются разработки всеохватывающей системы контроля за теми, кто пытается бесплатно ездить по федеральным дорогам. Помимо данных с бортовых устройств, позволяющих устанавливать местонахождение грузового автомобиля, для поимки нарушителей работают:

  • Специальные контрольные рамки, на которых установлены фронтальная камера (для снятия данных о номере авто) и боковая (определяющая тип авто исходя из габаритов и количества осей). В течение 2016 года количество таких рамок планируется довести до 214, а к концу 2017-го — до 500.
  • Группа мобильного наблюдения на дорогах, включающая 100 автомобилей, оснащенных фиксирующими нарушения устройствами.

Данные с объектов контроля направляются в ГИБДД, где затем оформляются штрафы.

В сентябре 2016 года, по итогам совещания глав министерств, было выдвинуто предложение Минпромторгу, Минтрансу, Минэкономики и Минкомсвязи представить проект создания «Единой государственной среды передачи навигационной информации» — ЕГСНИ, которая объединит в себе данные системы «Платон», тахографа и ЭРА-ГЛОНАСС.

  • Тахограф — крепимый на транспортное средство блок, позволяющий контролировать режим скорости и рабочий режим водителей (время работы и отдыха).
  • ЭРА-ГЛОНАСС — система контроля и помощи при ДТП (ЭРА — экстренное реагирование при авариях), которой оснащаются авто.

По замыслу авторов идеи объединения, многофункциональное устройство, совмещающее в себе все три контрольных функции, позволит:

  • значительно оптимизировать затраты на оснащение автомобилей (владельцы автомобилей часто снабжаются устройствами безвозмездно, например бортовыми регистраторами системы «Платон»);
  • создать объединенную систему контроля за всеми перемещениями и ситуациями зарегистрированного транспортного средства.

Пока проект находится на стадии обсуждения. Однако уже есть противник этой идеи, а именно Минтранс. В ведомстве считают, что суммарным эффектом от объединения может стать снижение коэффициента надежности в каждой отдельно взятой системе. Чего нельзя допускать в отношении ЭРА-ГЛОНАСС, т. к. изначально система разрабатывалась не для помощи в фискальном контроле, а для спасения жизней в нештатных ситуациях на дорогах.

Состоится объединение или нет, покажет будущее.

Систему «Платон» пока можно считать функционирующей в тестовом режиме. Однако, судя по всему, режим этот скоро станет постоянным. Есть тенденции к тому, что аналогичная схема платы за пользование будет применена и для региональных автодорог. Еще одна тенденция — планирование создания единой системы передачи навигационной информации. Судя по тому, что принцип такой системы напоминает уже внедренный ЕГАИС, а также находящуюся в стадии разработки единую систему сбора фискальной информации с ККТ, план создания ЕГСНИ будет так или иначе реализован.

Больше о тенденциях развития системы налогов и сборов в РФ читайте в статье:

Еще о системе «Платон»:

Система взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 марта 2017 г. пресс-служба правительства РФ сообщила об изменении тарифов в системе взимания платы с грузовых автомобилей «Платон». С 15 апреля 2017 г. с 1,53 руб. за 1 км он будет повышен до 1,91 руб. Первоначально планировалось установить тариф в 3,06 руб. Решение о более плавном повышении было принято 23 марта на встрече премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с представителями малого и среднего предпринимательства в области автомобильных перевозок.

«Платон» (от «плата» и «тонна») — российская система взимания платы с грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 т. Призвана компенсировать вред, причиняемый большегрузами дорогам федерального значения. Собранные средства поступают в федеральный бюджет, откуда направляются на ремонт, содержание дорожного полотна и развитие транспортной инфраструктуры.

Предпосылки к созданию системы

По данным Минтранса РФ, в России около 1,5 млн грузовиков массой более 12 т, что составляет около 3% от общего парка транспортных средств. При этом, согласно исследованиям Федерального дорожного агентства, 56% от износа покрытия российских дорог является результатом именно движения грузовиков массой свыше 12 т. Транспортный налог, взимаемый с этих транспортных средств, не компенсирует затрат на дорожный ремонт.

В ряде стран Европы, например, Германии, Нидерландах, Австрии, Швеции и Швейцарии действуют системы взимания платы с грузовиков за проезд по дорогам общего пользования. Собранные средства также идут на ремонт и строительство дорог.

Законодательство

6 апреля 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты». Согласно документу, в России создавался Федеральный дорожный фонд, средства из которого направляются на ремонт дорог и развитие дорожной инфраструктуры. В качестве одного из источников пополнения фонда было заявлено создание системы взимания платы с грузовых автомобилей массой свыше 12 т за проезд по дорогам федерального значения. За неуплату этого сбора закон вводил административную ответственность.

Порядок взимания платы был утвержден постановлением правительства РФ от 14 июня 2013 г. Его же распоряжением от 29 августа 2014 г. концессионное соглашение на создание и эксплуатацию системы по взиманию платы было заключено между Федеральным дорожным агентством и ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (совладельцы, по состоянию на март 2017 г. — Игорь Ротенберг, 50%; Андрей Шипелов, 37,4%; госкорпорация «Ростех», 12,5%).

23 июня 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводил систему «Платон» в действие с 14 ноября 2015 г.

Принципы функционирования системы

В рамках системы «Платон» взимается плата за проезд по всем дорогам федерального значения в России (50 тыс. 774 км).

Предусмотрено три способа взимания платы:

— На грузовик можно бесплатно установить бортовое устройство с навигационным модулем ГЛОНАСС/GPS и модулем передачи данных по сотовой связи. Устройство контролирует перемещение грузовика и передает данные о координатах в систему. Деньги за проезд в автоматическим режиме списываются с привязанного счета физического или юридического лица.

— Водитель или владелец грузовика может получить через сайт или мобильное приложение «Платона» так называемую маршрутную карту, внеся данные о транспортном средстве, конечной, начальной и (при желании) промежуточных точках маршрута. Система рассчитает оптимальный маршрут и размер сбора за проезд по нему. После предоплаты грузовик может отправиться по сформированному маршруту, при этом он не должен уходить с него. Контроль осуществляется с помощью стационарных и передвижных постов, рамок контроля. Всего, по состоянию на март 2017 г. установлены 481 рамки контроля, действуют 100 передвижных постов.

— С апреля 2016 г. также введен режим постоплаты для грузовиков с бортовым устройством «Платона» и не имеющим штрафов или просрочки по оплате проезда по федеральным трассам.

Согласно постановлению правительства РФ, с 15 ноября 2015 г. тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. Первоначально планировалось, что с 1 марта 2016 г. по 31 декабря 2018 г. будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за 1 км, затем — 3,73 руб. 29 февраля 2016 г. правительство отложило индексацию тарифа в 1,53 руб. за км. Он будет действовать до 15 апреля 2017 г., затем вырастет до 1,91 руб.

Смотрите так же:  Служебная записка о проведении закупки

За проезд без оплаты (или уход с маршрута) с водителя и владельца грузовика взимаются штрафы. Первоначально планировалось, что они составят 5 тыс. руб. для водителей, 40 тыс. руб. — для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, 450 тыс. руб. — для юридических лиц. В случае повторного нарушения штраф для собственников — юридических лиц мог достигать 1 млн руб.

Незадолго до начала работы системы в ряде российских регионов прошли протесты дальнобойщиков против «Платона». В результате было принято решение приостановить взимание штрафов, 14 декабря 2015 г. президент РФ Владимир Путин подписал закон о снижении штрафов для собственников до 5-10 тыс. руб.

В июне 2016 г. Госдума РФ приняла закон, который ввел налоговые льготы для владельцев большегрузов, зарегистрированных в системе «Платон»: для них до 2019 г. на величину уплаченных в рамках системы средств будет уменьшаться размер начисленного транспортного налога.

Итоги деятельности

По данным «РТ-Инвест транспортные системы» на февраль 2017 г., к системе подключены 273,82 тыс. компаний-перевозичков и 798,89 тыс. грузовиков. Выдано 597,3 тыс. бортовых устройств.

Всего с помощью системы с начала работы собрано 20,65 млрд руб. (первоначально планировалось, что только в 2016 г. сборы составят 40 млрд руб.).

Собранные с помощью «Платона» средства распределяются между региональными автодорожными проектами. Так, в июле 2016 г. распоряжением правительства РФ трансферт в 3,7 млрд руб. из этих денег получила Нижегородская обл. на строительство дублера Борского моста через Волгу. Всего, по данным Росавтодора, на собранные средства по итогам 2016 г. построено 50 новых мостов, 310 км линий электроосвещения, 151 тыс. метро барьерных ограждений, установлено 145 светофорных объектов, построено 25 надземных или подземных пешеходных переходов.

Налоговые льго­ты для боль­ше­гру­зов по си­сте­ме «Пла­тон» за­кон­чат­ся 1 января 23:50, 2 ноября 2018 Версия для печати

Льгота на транспортный налог для зарегистрированных в реестре системы «Платон» автомобилей массой свыше 12 тонн перестает действовать с 1 января 2019 года, сообщает УФНС России по Нижегородской области.

Там напомнили, что особое положение действует с 2015 года и предусматривает уменьшение транспортного налога на сумму платы по системе «Платон».

В этом году в регионе льготу оформили более 400 юридических лиц на сумму более 70 млн рублей и более 800 физических лиц на 26 млн рублей.

Напомним, 1 января налоговые льготы по «Платону» закончатся по всей России. Как уточнили в Минфине, в дальнейшем вопрос льгот будет решаться не на федеральном, а на региональном уровне.

Зачетный «Платон»

Платежи за «Платон» можно будет зачесть в счет транспортного налога

Плату за пользование федеральными трассами в рамках системы «Платон» можно будет засчитать в счет уплаты транспортного налога. Такой законопроект предложил Минтранс совместно с Минфином после требования президента Владимира Путина избавить автоперевозчиков от части налогового бремени. Однако на практике послабление мало чем поможет отрасли — ежегодные расходы на «Платон» могут в десятки раз превышать ставку налога.

Фирмы — владельцы 12-тонников смогут засчитывать средства, уплаченные в системе «Платон», в счет уплаты транспортного налога. Соответствующий законопроект разработал Минтранс совместно с Минфином. Таким образом, часть платежей за проезд тяжелых грузовиков по федеральным трассам ежегодно будет отправляться для погашения налога на транспорт, что должно несколько упростить жизнь дальнобойщикам и снизить налоговое бремя.

Напомним, что до марта плата за один километр проезда по федеральной трассе для большегрузов составляет 1,53 руб. В дальнейшем сбор, как ожидается, вырастет до 3,06 руб., а с 2019 года — уже до 3,73 руб.

«Минтранс получил документ и сегодня, 9 февраля, согласует его и направит в правительство РФ, — говорится в сообщении Минтранса. — Законопроект предусматривает пересмотр правил исчисления транспортного налога как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей.

Новые правила позволят засчитывать начисленные ранее средства в системе «Платон» в счет транспортного налога».

Путин потребовал отменить транспортный налог для фур в 2016 году

Напомним, что еще в начале января президент Владимир Путин поручил правительству представить предложения об освобождении от уплаты транспортного налога собственников транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Тема отмены транспортного налога для грузовиков — участников системы взимания платы «Платон» возникла на ежегодной пресс-конференции Путина в декабре 2015 года. Тогда президент выразил надежду, что правительство отменит транспортный налог для 12-тонников не позднее первого квартала 2016 года.

«За километраж большегрузных машин платят в очень многих странах мира, в Белоруссии в семь раз больше, чем предложено в России, — сказал Путин.

— Но все равно мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог, — не отменили.

Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональные бюджеты. Но для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать. И я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает. Я надеюсь, что все эти решения, о которых я сказал, в том числе и по налогу на транспортные средства, в ближайшее время правительством, не позже чем в первом квартале, будут приняты».

Отметим, что тогда на пресс-конференции звучали просьбы полностью отменить систему сборов.

Однако в своем ответе на вопрос о судьбе «Платона» и дальнобойщиков Путин впервые ясно дал понять, что отмены системы не будет. Ответ разочаровал многих водителей большегрузов, надеявшихся, что в кризис власть пойдет навстречу.

При этом президент распорядился провести оценку выпадающих доходов дорожных фондов субъектов в связи с освобождением собственников транспортных средств от уплаты транспортного налога и при необходимости представить предложения по определению источников их компенсации.

Позднее правительство сообщило, что отмена транспортного налога в целом для всех автомобилистов приведет к снижению доходов в региональных бюджетах на общую сумму 146,2 млрд руб. в расчете на 2016 год, и не поддержало соответствующий законопроект, однако сохранило такую возможность для большегрузного транспорта.

В итоге и сформировалось совместное решение от Минтранса и Минфина.

Поясним, что транспортный налог идет в региональные дорожные фонды, на восстановление региональных дорог. Платежи по системе «Платон» — на ремонт федеральных трасс. Именно поэтому ранее вице-спикер Госдумы Сергей Неверов обращал внимание на необходимость найти золотую середину, оптимальное решение, чтобы регионы не остались без средств на восстановление региональных дорог в случае отмены транспортного налога.

Освобождение от транспортного налога не компенсирует затрат на «Платон»

Между тем сами участники рынка и дальнобойщики уверяют, что после введения системы «Платон» их расходы заметно выросли и никакое избавление от транспортного налога не может сравниться с этими потерями.

«Транспортный налог с одного грузовика составляет 20–40 тыс. руб. в год, а за пользование системой «Платон» придется выкладывать по 200–300 тыс. в год, — рассказал координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко «Газете.Ru».

Кто стоит за системой «Платон»

— Вот и выходит, что подобная «отмена» транспортного налога совершенно не компенсирует введение «Платона». Ставка транспортного налога на 12-тонную фуру рассчитывается из расчета свыше 210 л.с., в среднем на такие грузовики устанавливаются моторы от 220 до 500 л.с. Чаще всего используются моторы мощностью 360 и 420 л.с. При этом доходы от транспортного налога поступают в региональные бюджеты».

Руководитель компании «Навигатор-М» Руслан Шанкин ранее уже делился собственными расчетами по «Платону».

«Вот пример с грузовой фурой с мотором 320 л.с. — за нее мы отдаем 28 тыс. руб. в год, — рассказывал Шанкин «Газете.Ru». — Получается, с отменой транспортного налога с нас снимают 2,3 тыс. руб. в месяц. При том что с пробегом 15 тыс. км в месяц нам придется отдавать 40–45 тыс. руб. Получается, что звучит громко, а на деле эффекта никакого – как мертвому припарка».

Бухгалтер небольшого семейного бизнеса по грузоперевозкам из Нижнего Новгорода Зоя Попова также уверена, что избавление от уплаты транспортного налога не слишком облегчит жизнь ее предприятию.

«У меня две фуры, в год за них я плачу около 60 тыс. руб. в виде налога на транспорт, — рассказала Попова «Газете.Ru». — Но, чтобы оплатить все наши поездки по федеральным трассам за год, придется отдать около 500 тыс. руб. за две машины – я даже не уверена, что мы столько заработаем!

При этом запчасти уже подорожали на 20–40%, мы продолжаем платить акцизы на топливо, и солярка тоже дорожает. Получается, что сборы только растут и растут. Нас убеждали, что будут поддерживать малый бизнес, а вместо этого только обдирают».

Напомним, что после масштабных несанкционированных акций протеста водителей фур, прошедших по всей России, в правительстве по-прежнему уверены, что введение денежных сборов с водителей дальнобойных машин было правильной мерой.

Дальнобойщики намерены продолжить акции протеста

Так, по мнению премьер-министра России Дмитрия Медведева, владельцы фур платят несоизмеримо мало относительно того вреда, который грузовики наносят дорогам. «Кто платит деньги за строительство и ремонт автодорог? В абсолютном большинстве случаев это водители частных автомобилей, водители легкового транспорта, — ранее заявил Медведев. — А кто реально воздействует на дорогу — водители крупных грузовиков не платят практически ничего».

Медведев напомнил, что во всех современных государствах дальнобойщики платят за проезд по трассам.

«Это абсолютно нормально. Психологически дальнобойщики должны привыкнуть к тому, что за такие перевозки нужно платить. Запуск системы «Платон» по взиманию платы за проезд по федеральным трассам прошел удачно, утверждают в Росавтодоре. Я считаю, что система «Платон» должна быть доведена до своего логического конца», — подчеркнул глава правительства.

Сборы за проезд по федеральным трассам позволят добавить в дорожные фонды порядка 40–50 млрд руб. в год, что, по мнению Медведева, «не так мало».