Отдельные условия трудового договора

«Отдел кадров бюджетного учреждения», 2010, N 7

Отдельные условия трудового договора

В большинстве организаций, как правило, разработаны типовые трудовые договоры, структура которых сохраняется независимо от того, на какую должность принимается работник. Иногда они представляют собой детально проработанный документ, а иногда содержат лишь минимум условий, необходимых для признания такого договора действительным, что в дальнейшем нередко приводит к спорам между работником и работодателем. В данной статье расскажем о некоторых условиях, которые вызывают на практике многочисленные вопросы, и определим, в каких случаях их необходимо указывать в договоре.

Содержание трудового договора

Содержанию трудового договора посвящена гл. 10 ТК РФ. В ст. 57 ТК РФ представлен перечень сведений, которые подлежат включению в трудовой договор, а также названы обязательные и дополнительные условия. Кратко перечислим условия, обязательные для включения в трудовой договор:

— дата начала работы;

— условия оплаты труда;

— режим рабочего времени и времени отдыха;

— компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях;

— условие об обязательном социальном страховании.

Разделение условий трудового договора на обязательные и дополнительные имеет определенные правовые последствия. В частности, если при заключении трудового договора в него не были включены сведения, указанные в ч. 1 ст. 57 ТК РФ (фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя, сведения о документах, удостоверяющих личность работника, идентификационный номер налогоплательщика и др.), а также условия, указанные в ч. 2 ст. 57 ТК РФ (место работы, трудовая функция, дата начала работы и др.), трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. Недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме. Эти документы являются неотъемлемой частью трудового договора.

В свою очередь, невнесение дополнительных условий в трудовой договор не вызывает у работодателя такой обязанности. При этом действует правило ч. 4 ст. 57 ТК РФ: дополнительные условия трудового договора не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами условиями. К дополнительным относятся условия:

— об уточнении места работы и (или) о рабочем месте;

— о неразглашении охраняемой законом тайны;

— об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение производилось за счет средств работодателя;

— о видах и об условиях дополнительного страхования работника;

— об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи;

— об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При составлении трудового договора можно руководствоваться Рекомендациями по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной формой, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 N 424н.

Согласно ст. 11 ТК РФ данные положения распространяются в том числе на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами субъектов РФ о государственной гражданской службе и муниципальной службе. Например, применительно к государственным гражданским служащим содержание служебного контракта приведено в ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 14.02.2010) и несколько отличается от указанного выше. В частности, существенными условиями служебного контракта является отражение:

— наименования замещаемой должности гражданской службы с указанием подразделения государственного органа;

— даты начала исполнения должностных обязанностей;

— прав и обязанностей гражданского служащего, должностного регламента;

— видов и условий медицинского страхования гражданского служащего и иных видов его страхования;

— прав и обязанностей представителя нанимателя;

— условий профессиональной служебной деятельности, компенсаций и льгот, предусмотренных за профессиональную служебную деятельность в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

— режима служебного времени и времени отдыха (в случае если он для гражданского служащего отличается от служебного распорядка государственного органа);

— условий оплаты труда (размера должностного оклада гражданского служащего, надбавок и других выплат, в том числе связанных с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленных данным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;

— видов и условий социального страхования, связанных с профессиональной служебной деятельностью.

Примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ утверждена Указом Президента РФ от 16.02.2005 N 159.

При поступлении гражданина на муниципальную службу трудовой договор заключается в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 17.07.2009, далее — Закон N 25-ФЗ). Особых требований к содержанию такого трудового договора Законом не установлено. Исключением является поступление гражданина на должность главы местной администрации: в этом случае с ним заключается контракт, типовая форма которого утверждается законом субъекта РФ (ч. 7 ст. 16 Закона N 25-ФЗ).

В силу ч. 2 ст. 57 ТК РФ место работы является одним из условий, обязательных для включения в трудовой договор. Зачастую в качестве обозначения места работы указывают наименование организации, в которую принимается работник. Однако оно не позволяет определить ее местонахождение, поэтому рекомендуется делать указание на пределы административно-территориальных границ. Если непосредственно в условиях трудового договора отсутствует указание на него, то местом работы будет считаться место заключения трудового договора.

Предостережем работодателей от конкретизации в тексте договора адреса места работы, поскольку в случае смены адреса организации даже в пределах границ одного административно-территориального образования для всех работников необходимо будет оформлять перевод, что возможно только с их согласия. Если же указаны только административно-территориальные границы, то будет оформляться перемещение, для которого согласие работника не требуется. Аналогичные правила действуют и для оформления работника на работу в необособленное структурное подразделение. Названные два условия относятся к дополнительным.

Обратите внимание! В случае смены адреса организации необходимо оформить соответствующие дополнительные соглашения к трудовому договору.

Необходимо также различать понятия «место работы» и «рабочее место». Если указание места работы относится к обязательным условиям трудового договора, то рабочее место — это место, где работник непосредственно осуществляет трудовые обязанности. Рабочее место может быть отражено в трудовом договоре в качестве дополнительного условия (ч. 4 ст. 57 ТК РФ): отдел, цех или даже номер кабинета. С одной стороны, такая конкретизация может быть полезна, когда от работника требуется осуществление обязанностей непосредственно на одном рабочем месте (например, кассира), чтобы в случае отсутствия на данном рабочем месте его можно было привлечь к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, изменить рабочее место будет возможно лишь в виде перевода с согласия работника. Если же рабочее место не конкретизировано, то работника возможно перемещать без его согласия в другой отдел, цех, кабинет (при условии, что не изменяется трудовая функция).

Если работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенных в другой местности, место работы необходимо указывать с уточнением структурного подразделения и его местонахождения.

Обратите внимание! Напомним, что согласно ст. 55 ГК РФ:

— представительство — это обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

— филиал — обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ под трудовой функцией работника понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации. Определять трудовую функцию через наименование должности, специальности или профессии начали еще в советское время, когда были унифицированы все известные на тот момент наименования профессий и должностей, были произведены описание работ, их распределение и закрепление за конкретными профессиями рабочих и должностей служащих. Были созданы тарифно-квалификационные справочники, которые позволили предусмотреть условие о поручаемой работнику работе путем указания в договоре лишь наименования должности, специальности или профессии. Конкретный перечень обязанностей работника устанавливался по характеристике соответствующей должности или профессии, содержавшейся в справочнике.

В настоящее время действуют:

— Единая номенклатура должностей служащих, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР от 09.09.1967 N 443, упорядочившая наименования должностей служащих;

— Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 367 (в ред. от 18.07.2007), предназначенный для классификации и кодирования информации;

— Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (в ред. от 29.04.2008), созданный с целью обеспечения рационального разделения труда, разграничения функций, полномочий и ответственности на основе четкой регламентации трудовой деятельности работников;

— Постановление Правительства РФ от 31.10.2002 N 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (в ред. от 20.12.2003, далее — Постановление N 787), определившее, что Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих состоит из тарифно-квалификационных характеристик, содержащих характеристики основных видов работ по профессиям рабочих в зависимости от их сложности и соответствующих им тарифных разрядов, а также требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих. В свою очередь, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих включает квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, содержащие должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации этих работников. В соответствии с данным Постановлением к настоящему времени приняты и продолжают утверждаться разделы Единого квалификационного справочника, такие как раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 869 (ред. от 03.03.2010), раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2009 N 858, и др.;

— Квалификационный справочник профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденный Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102 (в ред. от 15.03.1991), содержащий квалификационные характеристики профессий рабочих, не вошедших в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

Отметим также Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 09.02.2004 N 9, содержащий разъяснения отдельных вопросов, связанных с применением указанного Справочника на практике.

Приведенный перечень правовых документов необходим кадровым службам для определения перечня и объема должностных обязанностей работника и создания на их основе должностной инструкции, с которой работник должен быть ознакомлен до подписания трудового договора (ч. 3 ст. 68 ТК РФ). Несмотря на то что должностная инструкция не названа как отдельный документ в ТК РФ, в Письме Роструда от 31.10.2007 N 4412-6 указано, что она является важным документом, содержанием которого являются не только трудовая функция работника, круг должностных обязанностей, пределы ответственности, но и квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности. Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения.

Кроме того, в настоящее время возможно вместо оформления должностной инструкции включить перечень должностных обязанностей непосредственно в трудовой договор. Поскольку жизненные условия меняются, появляются новые должности и профессии, которые не сразу находят отражение в тарифно-квалификационных справочниках, рекомендуем кадровым сотрудникам тщательно подходить к оформлению перечня должностных обязанностей, брать за основу сведения тарифно-квалификационных справочников и дополнять их условиями, вызванными особенностями работы на конкретном предприятии. Детальная проработка перечня должностных обязанностей поможет избежать судебных споров в случае отказа работника выполнять те или иные обязанности, позволит применить к нему меры дисциплинарной ответственности, если он не выполнил свою трудовую функцию.

Особо отметим положение, закрепленное в ч. 2 ст. 57 ТК РФ: в случае, когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, установленном Постановлением N 787. Если сказанное не будет выполнено, впоследствии это может повлиять на порядок назначения пенсии работнику.

Смотрите так же:  181 приказ генерального прокурора

В ч. 2 ст. 57 ТК РФ также говорится, что трудовую функцию можно выразить путем указания конкретного вида поручаемой работнику работы. Это возможно, если работа, для выполнения которой принимается работник, не может быть определена через наименование должности, специальности или профессии. Чаще всего это встречается, если работодателем является физическое лицо, принимающее работника для оказания помощи в личном хозяйстве. Но данный вариант возможен и в случае, если работнику, например, поручается эксплуатация оборудования, ранее не использовавшегося на территории страны. Кадровику необходимо будет указать как саму поручаемую работнику работу, так и перечень должностных обязанностей во избежание возможных в дальнейшем споров.

Условия, определяющие характер работы

В числе обязательных для включения в трудовой договор названы условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути и др.). Определений данных терминов в ТК РФ не содержится. Из Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87 «Об утверждении Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве» следует, что Подвижной характер работ связан с частой передислокацией организации (перемещением работников) или оторванностью от постоянного места жительства. Разъездной характер устанавливается в случае выполнения работ на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, в связи с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно.

Отметим, что не во всех случаях осуществление работы на значительном удалении от работы будет носить разъездной или подвижной характер. Если основную часть времени работник осуществляет трудовые функции на одном рабочем месте и по распоряжению работодателя в течение определенного срока выполняет служебное поручение вне места постоянной работы, это будет признано служебной командировкой, которую регламентируют гл. 24 ТК РФ и Постановление Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 «Об особенностях направления работников в служебные командировки».

Условия о командировании работника в течение времени его работы не являются обязательными и не подлежат обязательному включению в трудовой договор. Считаем, что возможно включение в трудовой договор данных условий в качестве дополнительных, с учетом того, чтобы они не ухудшали положение работника по сравнению с установленными трудовым законодательством. В частности, необходимо помнить о положении ст. 259 ТК РФ, согласно которой беременных женщин запрещено направлять в служебные командировки, а женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, матерей и отцов, воспитывающих без супруга (супруги) детей в возрасте до пяти лет, работников, имеющих детей-инвалидов, осуществляющих уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением, возможно направлять в служебные командировки лишь с их письменного согласия (а в отношении женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, действует дополнительное условие — им это не должно быть запрещено медицинским заключением). Кроме того, в командировки нельзя направлять работников в период действия ученического договора (ст. 203 ТК РФ), а также работников в возрасте до 18 лет (ст. 268 ТК РФ). Поэтому, если все же в трудовой договор включаются условия о командировании, необходимо сделать ссылку на возможность отказа от командировки в указанных выше случаях.

Характер работы В пути означает выполнение трудовой функции в процессе движения транспортного средства. Осуществляется она, как правило, начальниками (бригадирами) поездов, проводниками вагонов и т. д.

Под Другим характером работ в ст. 57 ТК РФ понимается выполнение работы в полевых условиях, а также участие в работах экспедиционного характера. В действующих правовых актах не содержится определения этих терминов. Согласно п. 2 Положения о выплате полевого довольствия работникам геолого-разведочных и топографо-геодезических предприятий, организаций и учреждений РФ, занятым на геолого-разведочных и топографо-геодезических работах , под полевыми условиями понимаются особые условия производства геолого-разведочных и топографо-геодезических работ, связанные с необустроенностью труда и быта работающих и размещением производственных объектов за пределами населенных пунктов городского типа.

Утверждено Постановлением Минтруда России от 15.07.1994 N 56 и утратило силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 20.05.2009 N 252н.

Обязательное социальное страхование

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ в трудовой договор необходимо включить условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Зачастую данный пункт либо упускается из виду, либо возникает вопрос: неужели нужно указывать все виды социального обеспечения, предусмотренные системой обязательного социального страхования? Считаем, что в этом нет необходимости, поскольку согласно ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (ред. от 24.07.2009) отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

— у страхователя (работодателя) — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора;

— у застрахованных лиц — по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.

Поскольку работодатель и работник своим соглашением не могут изменить размеры страховых взносов и страхового обеспечения, а также порядок (условия) их отчисления и выплаты, считаем, что в целях соблюдения требований ст. 57 ТК РФ можно указывать в тексте трудового договора условие об обязанности работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работника. Например, фраза может быть следующей: «Организация гарантирует обеспечение страхования работника в системе обязательного социального страхования в соответствии с нормами ТК РФ и иными федеральными законами». Можно сделать ссылки на нормы закона или ограничиться приведенной в примере фразой во избежание необходимости внесения изменений или дополнений в трудовой договор при изменении законодательства.

Отметим: если в организации осуществляется дополнительное страхование, сведения об этом также могут быть внесены в трудовой договор. В таком случае условия страхования необходимо прописать более детально или сделать ссылку на локальный нормативный акт, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись.

Социальное страхование

Социальное страхование в России представлено системой социальной защиты, призванной обеспечить реализацию конституционного права граждан на финансовое обеспечение в случаях:

  • болезни;
  • утраты трудоспособности, частичной или полной;
  • безработицы;
  • потери кормильца;
  • по достижению определенного возраста.

Социальное страхование может быть коллективным, государственным, смешанным.

Виды социального страхования

Обязательное социальное страхование в России — часть государственной системы по соцзащите населения. Речь идет о социальной защите как работающего, так и неработающего населения от вероятных изменений в их материальном или социальном положении, вследствие субъективных или объективных причин.

Социальное страхование в РФ представлено следующими видами:

  • обязательное социальное;
  • обязательное медицинское;
  • обязательное пенсионное;
  • страхование пассажиров;
  • страхование автогражданской ответственности.

Заявление в фонд социального страхования

Фонд социального страхования РФ представляет собой один из внебюджетных государственных фондов, цель которого заключается в обеспечении обязательного социального страхования российских граждан.

Обратившись с заявлением фонд социального страхования, вы можете рассчитывать на:

  • возмещение расходов, связанных с лечением, устранением последствий форс-мажорных обстоятельств;
  • выплату пособий;
  • подтверждение вида деятельности;
  • оплату больничного листа;
  • оплату родовых сертификатов, выплату пособий, связанных с беременностью и материнством;
  • обеспечение льготников путевками на санаторно-курортное лечение.

Обязательное социальное страхование

Обязательное социальное страхование — особая система защиты россиян, имеющих работу, и членов семей, находящихся на их иждивении, от потери трудового дохода в случаях наступления нетрудоспособности (вследствие болезни, старости, материнства, инвалидности и так далее).

Финансовые средства, вращающиеся в системе обязательного социального страхования, аккумулируются и распределяются 3-мя фондами: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского образования, Фонд социального страхования. Все эти фонды имеют собственные бюджеты, которые никак не связаны с бюджетной системой РФ.

Отчисления в фонд социального страхования

Фонды, деятельность которых простирается в рамках обязательного страхования в России, являются внебюджетными, это значит, что они не зависят от российской бюджетной системы.

Все отчисления в Фонд социального страхования осуществляются предприятиями (страхователями), где работают застрахованные физические лица. Если наблюдается дефицит бюджета в фондах, недостаток средств восполняется из федерального бюджета РФ с помощью трансферных платежей.

Что касается размера страховых взносов, то рассчитываются они при учете размеров оплаты труда работников, а также других выплат и вознаграждений. В особом порядке суммы взносов определяются в случае с ИП, нотариусами и адвокатами.

Условия социального страхования

В соответствии с трудовым кодексом РФ условия социального страхования в обязательном порядке должны отражаться в трудовом договоре. Наличие в договоре пункта о социальном страховании дает возможность работнику рассчитывать на различные пособия и льготы в случае временной или постоянной потери трудоспособности. Содержание этого пункта может быть разным и зависит от характера и объема выполняемой работы. Чем более вредной является работа, чем большими рисками получения увечий она сопровождается, тем более высокими будут страховые взносы. В трудовом договоре также необходимо отразить наличие услуг дополнительного пенсионного или медицинского страхования, если работодатель оказывает такие услуги.

Социальное страхование работников

Страхование работников является частью государственной программы по обеспечению надлежащего уровня жизни в случае болезни, несчастного случая на производстве или утраты рабочего места при наличии независимых от их воли причин (ликвидация или реорганизация предприятия и т.д.).

Оно выступает залогом для создания располагающих, комфортных и безопасных условий труда в целом.

Социальное страхование работников – это комплекс гарантий относительно основных конституционных и трудовых прав человека. Также это вид обязательного государственного страхования. Ему подлежат все без исключения работающие субъекты.

Выплаты осуществляются за счет работодателя. Средства для компенсаций формируются без участия работника и отчислений из его дохода.

Социальное страхование работников предприятия – это одно из основных обязательств, которое берет на себя работодатель. За его выполнением установлен контроль ФСС, который вправе применять санкции относительно правонарушителя.

Государство обеспечивает защиту работников за счет денежных отчислений работодателя. Невыплата взносов обязанными субъектами не лишает права на получение пособий и компенсаций.

Социальное страхование работников – это часть государственной политики, которая обеспечивает перераспределение средств между различными категориями субъектов трудового права. Средства ФСС могут расходоваться только по прямому предназначению.

Социальное страхование имеет особенный субъективный состав. В отдельных случаях ему подлежат не только работники, но и члены их семей.

Это подчеркивает социально-политический статус данного явления, так как посредством норм ТК РФ (далее – ТК) государство гарантирует помощь всем членам семьи работника. Речь идет о гарантиях для ячейки общества, а также способе реализации основных конституционных прав человека.

Существует два основных вида социального обеспечения работников:

Средства ФСС также используются на лечение, реабилитацию, питание и прочие мероприятия, предусмотренные этим видом страхования. Социальное страхование работников – это система устранения рисков.

Основным из них является отсутствие материальных ресурсов для существования работника и его семьи при наступлении независимых от них условий.

Это риск лишиться заработка, пенсии, денежной помощи на определенный момент или всю жизнь. Социальное страхование гарантирует обеспечение работников при возникновении таких рисков.

Какие существуют условия

Социальное страхование работников направлено на:

  • обеспечение социальной защиты;
  • снижение профессионального риска;
  • возмещение вреда, полученного в ходе выполнения обязательств по трудовому договору;
  • реализация программы по сокращению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве (ст. 1 Ф3 №125).

Социальное страхование работников касается следующих физических лиц:

  • всех тех, кто работает или работал по трудовому договору со страхователем (работодателем);
  • определенной категории лиц, работающих по гражданско-правовому договору;
  • личностей, привлекаемых к труду страхователем в случае их лишения свободы.

Физические и юридические лица, выступающие работодателями должны пройти обязательную регистрацию в органах исполнительной власти и получить документ, подтверждающий соблюдение данной процедуры (ст.6 ФЗ №125).

Основным элементом этого вида обязательного страхования является социальное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний.

Право застрахованных на материальное обеспечение в этом случае возникает в день наступления страхового случая. Страховыми взносами облагаются практически все виды дохода, за исключением тех, которые указаны в ст. 20.2 ФЗ №125.

Страховые тарифы дифференцируются в зависимости от ступени профессионального риска. Страховщик ведет учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний и обязан подавать отчетность.

Социальное страхование работников выступает гарантией для ряда выплат:

  • выплаты пособия по временной нетрудоспособности;
  • выплаты компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании;
  • сохранения дневного или месячного заработка в ряде случаев;
  • выплаты командировочных расходов при переобучении работника;
  • возмещения расходов, связанных с использованием личного имущества работника (ст.182-188 ТК).

Если речь идет о несчастном случае или профессиональном заболевании, лицо, обладающее правом на выплаты, может обеспечить его реализацию в любое время.

Большинство денежных сумм по этому виду страхования являются единовременными или ежемесячными. За несвоевременную уплату пособий и компенсаций работодателю начисляется пеня.

При исчислении сумм денежных выплат всегда учитывается вина работника. Выплаты по социальному страхованию предусмотрены их трудовым договором.

Они формируются на основании медицинского заключения или иного документа, подтверждающего утрату работоспособности. Размер компенсации при несчастных случаях и профзаболеваниях зависит от степени потери трудоспособности.

Смотрите так же:  Образец искового заявления в суд о возмещении морального ущерба при дтп

Как описывается в трудовом договоре

Соглашение составляется письменно. Отсутствие некоторых положений не является основанием для признания его недействительным.

Обязательными к включению в текст договора являются:

  • гарантии и компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда;
  • условие об обязательном социальном страховании работника.

Обычно 4 раздел соглашения называется «Оплата труда и социальные гарантии». Именно в нем указывается должностной оклад (ставка по ЗП), компенсационные выплаты, премии, которые получает работник и сроки выполнения обязательств работодателем.

В этом разделе должно обязательно прописано о распространении льгот, гарантий и компенсаций в соответствии с действующим законодательством.

Шестая часть трудового соглашения полностью посвящается социальному страхованию. В раздел включают информацию о том, что работник подлежит обязательному страхованию в связи с трудовой деятельностью.

Подраздел небольшой, обычно состоит из двух пунктов. Договором предоставляется право на дополнительное страхование.

Информацию про расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев вы можете найти в этой статье.

Страхование медицинских работников

Касательно работников медицинской сфере установлено два вида страхования:

  • жизни и здоровья работников;
  • профессиональных рисков.

Врачи, медсестры и прочие последователи Гиппократа в силу своей деятельности постоянно рискуют собственным здоровьем, спасая других. Их работу можно расценивать как имеющую повышенную опасность. Обязанность по страхованию в данном случае возлагается на страну.

Государственное страхование медицинских работников применяется в том случае, если их деятельность связана с угрозой причинения вреда собственному здоровью.

Перечень должностей, которые подлежат обязательному страхованию, утвержден ПП №191. Размер и порядок страховых выплат определяется органами власти в зависимости от степени ущерба и уровня профессионализма персонала.

Ярким примером страхового случая здесь может служить заражение работника СПИДом или иным деструктивным для организма заболеванием. Размер выплаты будет установлен, исходя от вины работника и его проф. квалификации. Так как заболевание на данный момент является неизлечимым, компенсация будет выплачиваться пожизненно.

Страхование риска врачебной ошибки – это не что иное, как гарантия ответственности в случае ее допущения. Застраховать себя от причинения вреда пациентам в ходе профессиональной деятельности может как сам врач, так медицинское учреждение.

Норм об обязательном страховании профессионального риска врачей в действующем законодательстве нет.

Обычно государственные медицинские учреждения не страхуют свой персонал. Да и сами врачи редко пользуются своими правами в этом секторе.

Что касается частных клиник, то здесь стороны трудового договора персонально заинтересованы в том, чтобы страховка врачебной ошибки присутствовала. Это помогает повысить статус клиники и ее престиж у пациентов.

Социально страхование работников – первично это гарантия соблюдения работодателем норм трудового и конституционного права. Это обязательное условие любого трудового договора.

На его основании каждый работающий субъект может заявить свое право на денежное возмещение в случае потери по независимым причинам работоспособности, нанесения вреда его здоровью.

Про субъекты обязательного социального страхования вы можете прочитать здесь.

Как выглядит схема структура фонда социального страхования РФ, смотрите в этой статье.

Видео: «Специальный репортаж»: Несчастные случаи на производстве и обязательное страхование

Обязательное социальное страхование трудовой договор

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Трудовой договор (отношения) ›
  • Содержание ›
  • Трудовой договор (отношения) в части дополнительного страхования

Трудовой договор (отношения) в части дополнительного страхования

Трудовой договор (отношения) в части дополнительного страхования

Одной из основных обязанностей работодателя при заключении трудового договора с работником является обязательное социальное страхование работника. Кроме того, работодатель может дополнительно застраховать работника.

В статье рассмотрим включение в трудовой договор условия о дополнительном страховании, а также бухгалтерский учет, налогообложение и начисление страховых взносов на дополнительное страхование работников.

Прежде всего, отметим, что гражданско-правовые основы страхования регулируются главой 48 «Страхование» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и положениями Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1).

Согласно статье 927 ГК РФ, пункту 2 статьи 3 Закона № 4015-1 страхование осуществляется как в обязательном, так и в добровольном порядке на основании договоров личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом со страховой организацией.

Обязательное страхование осуществляется в силу закона, при этом условия и порядок страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Так, порядок страхования определяется следующими федеральными законами:

– Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ);

– Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– Федеральным законом от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ);

– Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ);

– Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Как известно, документом, на основании которого строятся отношения между работником и работодателем, является трудовой договор, содержанию которого посвящена статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Отметим, что обязательные для включения в трудовой договор условия перечислены в части 2 статьи 57 ТК РФ. К ним относится, в том числе, условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, что установлено частью 4 статьи 57 ТК РФ.

В частности, в трудовом договоре можно предусмотреть виды и условия дополнительного страхования работника.

Если работодателем – организацией внесено указанное дополнительное условие в трудовой договор, то ему необходимо знать, как расходы на дополнительное страхование работника отражаются в бухгалтерском учете и при налогообложении.

Согласно пункту 5 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н (далее – ПБУ 10/99), расходы на дополнительное страхование работников относятся к расходам организации по обычным видам деятельности.

При этом, затраты в силу пункта 18 ПБУ 10/99, признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н, исчисленные суммы страховых платежей отражают по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета затрат.

Перечисление сумм страховых платежей осуществляется по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

Если по условиям договора страховые взносы уплачиваются разовым платежом, то указанные расходы отражают на счете 97 «Расходы будущих периодов». При этом данные затраты подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида (пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н).

Налог на прибыль организаций

Порядок учета расходов на дополнительное страхование работников в целях налогообложения прибыли регулируется пунктом 16 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), а также подпунктом 48.2 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Согласно пункту 16 статьи 255 НК РФ к расходам на оплату труда, в частности, относятся суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Закон № 56-ФЗ), а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В письме Минфина России от 12 февраля 2008 года № 03-03-06/1/90 уточнено, что отнесение к расходам в целях налогообложения прибыли затрат работодателей по договорам добровольного страхования, заключенным в пользу работников с иностранными страховыми организациями, не имеющими лицензий, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено.

Имейте в виду, что в случаях добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) суммы платежей (взносов) работодателей относятся к расходам на оплату труда по договорам, указанным в абзацах 3 – 6 пункта 16 статьи 255 НК РФ, а именно:

по договорам страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

по договорам негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов, и (или) добровольного пенсионного страхования при наступлении у участника и (или) застрахованного лица пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению и (или) трудовой пенсии, и в течение периода действия пенсионных оснований. При этом договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования – выплату пенсий пожизненно.

Обратите внимание, что вышеперечисленные расходы в целях налогообложения прибыли относятся к нормируемым расходам, поскольку пунктом 16 статьи 255 НК РФ определено, что совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Законом № 56-ФЗ, и платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.

Организация вправе отнести к расходам на оплату труда 100% суммы взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающим выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, при соблюдении необходимых условий, если согласно правилам негосударственного пенсионного фонда и договору на именные счета работников зачисляются средства в размере не менее 97% от суммы пенсионных взносов. Об этом сказано в письмах Минфина России от 20 марта 2007 года № 03-03-06/1/171, от 13 февраля 2007 года № 03-04-06-02/20. Аналогичный вывод содержится в письмах Минфина России от 3 апреля 2013 года № 03-03-06/1/10817, от 17 мая 2011 года № 03-03-06/4/46.

Необходимо отметить, что в вышеуказанные договора страхования, как показывает практика, нередко вносятся изменения.

В письме УФНС России по городу Москве от 24 декабря 2007 года № 20-12/123230 сказано, что если в результате внесения изменений в условия договора страхования жизни, а также договора добровольного пенсионного страхования и (или) договора негосударственного пенсионного обеспечения в отношении отдельных или всех застрахованных работников, условия договоров перестали соответствовать требованиям пункта 16 статьи 255 НК РФ, то взносы работодателя по таким договорам в отношении данных работников, ранее включенные в состав расходов, подлежат обложению налогом на прибыль организаций с даты внесения таких изменений в условия указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров.

Аналогичный порядок применяется при расторжении договора страхования в отношении отдельных или всех застрахованных работников. Исключением являются случаи досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы (то есть чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами);

по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.

Обратите внимание, что взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, а также расходы работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6% от суммы расходов на оплату труда.

Смотрите так же:  Кто исполнил завещание суворова

Таким образом, в отношении расходов по договорам добровольного личного страхования на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее одного года с медицинскими организациями, существует ограничение их размера – 6% от суммы расходов на оплату труда. Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 11 января 2011 года № 03-03-06/1/5.

Следовательно, если организацией заключен договор добровольного медицинского страхования работников на срок не менее года и страховые выплаты по этому договору не превышают 6% от расходов на оплату труда, то указанная организация может учесть страховые взносы в целях исчисления налога на прибыль.

Нужно сказать, что в случае, когда условиями договора добровольного личного страхования, заключенного страхователем (работодателем) в пользу своих работников, предусмотрена оплата части затрат, связанных с получением медицинских услуг, самим застрахованным работником из его личных средств, в составе расходов может быть учтена только сумма затрат страхователя (работодателя) по такому договору, произведенных при условии соответствия положениям статьи 255 НК РФ. На это указывает Федеральная налоговая служба Российской Федерации в письме от 3 июля 2012 года № ЕД-4-3/[email protected] «О взносах работодателей, уплаченных по договорам добровольного медицинского страхования».

Если условия договоров добровольного личного страхования работников соответствуют правилам добровольного медицинского страхования, то согласно письму Минфина России от 13 января 2009 года № 03-03-06/1/2 страховые взносы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли как в случае оплаты страховщиком медицинских расходов медицинскому учреждению, оказывающему медицинские услуги застрахованным работникам организации-страхователя, так и непосредственно застрахованным работникам этой организации при представлении соответствующих первичных документов об оплате ими медицинских расходов, предусмотренных программой страхования.

Если в перечень застрахованных лиц вносились изменения, связанные с приемом и увольнением работников, но при этом условия договора существенно не изменились, то, как сказано в письмах Минфина России от 10 октября 2007 года № 03-03-06/1/709, от 18 декабря 2007 года № 03-03-06/1/869, а также в письме УФНС России по городу Москве от 30 января 2009 года № 19-12/007403, страховые выплаты по таким договорам принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

В случае заключения к основному договору дополнительного соглашения, условиями которого предусмотрено включение в основной договор новых работников организации-работодателя, расходы в виде дополнительных сумм платежей (взносов) по договору добровольного личного страхования работников также учитываются в составе расходов на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций, но при условии, что дополнительным соглашением соблюдены все существенные условия договора добровольного личного страхования работников. Именно такое мнение изложено в письмах Минфина России от 29 января 2010 года № 03-03-06/2/11, от 18 января 2008 года № 03-03-06/1/15.

Напомним, что существенные условия договора страхования определены статьей 942 ГК РФ. Так, при заключении договора личного страхования между работодателем – страхователем и страховой организацией – страховщиком должно быть достигнуто соглашение:

– о застрахованном лице;

– о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая);

– о размере страховой суммы;

– о сроке действия договора.

Рекомендуем расходы в виде дополнительных сумм платежей (взносов) по договору добровольного личного страхования работников учитывать только по договорам, заключенным на срок не менее одного года. Аналогичное мнение содержится в письме УФНС России по городу Москве от 22 июня 2007 года № 20-12/059654, в котором отмечено, что одним из обязательных условий принятия для целей налогообложения сумм платежей (взносов) по договору добровольного медицинского страхования является его продолжительность не менее одного года. Если количество застрахованных лиц увеличивается за счет вновь принятых сотрудников, а срок действия дополнительного страхового соглашения составляет менее одного года, то страховые взносы, перечисленные страховщику по договору добровольного медицинского страхования в рамках дополнительного соглашения на вновь принятых работников, по мнению работников УФНС России по городу Москве, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль;

по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица.

Взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 15 000 рублей в год, рассчитанном как отношение общей суммы взносов, уплачиваемых по указанным договорам, к количеству застрахованных работников. Об этом же говорит Минфин России в письме от 10 мая 2012 года № 03-03-06/2/59.

Обратите внимание, что никакого иного ограничения, кроме предельного размера таких платежей (взносов) – 15 000 рублей в год на одного работника, вышеуказанная норма не содержит. На это же указывает пункт 19 письма ФНС России от 12 августа 2011 года № СА-4-7/[email protected] «О направлении обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам». Данный вывод содержится и в постановлении Президиума ВАС РФ от 20 октября 2010 года № 5975/10 по делу № А27-15184/2009.

Таким образом, расходы в виде платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица по любой причине и в любое время, могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций. Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 21 мая 2010 года № 03-03-06/2/97.

При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с пунктом 16 статьи 255 НК РФ, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные пунктом 16 статьи 255 НК РФ.

Как уже было отмечено выше, порядок учета расходов на дополнительное страхование работников в целях налогообложения прибыли регулируется не только пунктом 16 статьи 255 НК РФ, но и подпунктом 48.2 пункта 1 статьи 264 НК РФ.

Так, согласно указанному подпункту к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся платежи (взносы) работодателей по договорам добровольного личного страхования, заключенным со страховыми организациями, имеющими лицензии, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации на осуществление соответствующего вида деятельности, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом № 255-ФЗ. Указанные платежи (взносы) включаются в состав расходов, если сумма страховой выплаты по таким договорам не превышает определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации размера пособия по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за дни временной нетрудоспособности работника, которые оплачиваются за счет средств работодателя и число которых установлено Законом № 255-ФЗ. При этом совокупная сумма этих платежей (взносов) работодателей и взносов, указанных в абзаце десятом пункта 16 статьи 255 НК РФ (то есть взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица), включается в состав расходов в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, признаются объектом обложения страховыми взносами.

При этом, как сказано в статье 8 Закона № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для организаций и предпринимателей, производящих выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных работодателем за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона № 212-ФЗ.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами, в частности:

– суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц (письмо Минтруда России от 23 сентября 2014 года № 17-3/В-448);

– суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (письмо Минздравсоцразвития России от 7 мая 2010 года № 10-4/325233-19);

– суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица;

– суммы пенсионных взносов плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

Кроме того, на основании пунктов 6 и 6.1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами:

– взносы работодателя, уплаченные плательщиком страховых взносов в соответствии с Законом № 56-ФЗ, в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;

– взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, в размере уплаченных взносов.

Таким образом, если организацией в соответствии с трудовыми договорами уплачиваются суммы платежей (взносов) по заключенным договорам страхования работников, то указанные суммы не облагаются страховыми взносами, но при условии, что данной организацией соблюдены все установленные законодательством условия.

Отметим, что суммы платежей (взносов) по заключенным договорам страхования работников, не подлежат и обложению страховыми взносами от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, что следует из пункта 1 статьи 20.2 Закона № 125-ФЗ, но только если организацией соблюдены все условия, установленные законодательством. Заметим, условия, которые должны быть соблюдены организацией, соответствуют условиям, указанным в пунктах 5, 6 и 6.1 части 1 статьи 9 Закона № 212-ФЗ.

Налог на доходы физических лиц

На основании пункта 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) учитываются все доходы физического лица, признаваемого плательщиком указанного налога (далее – налогоплательщиком), полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Пунктом 3 статьи 213 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы. Исключением являются случаи, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.

Напомним, что согласно пункту 7 статьи 4 Закона № 4015-1 к личному страхованию относятся объекты, указанные в пунктах 1 – 3 названной статьи, а именно:

– страхование от несчастных случаев и болезней;

Таким образом, суммы страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования, добровольного личного страхования, включая договоры добровольного медицинского страхования, уплаченные из средств работодателей за своих работников, не подлежат налогообложению НДФЛ.

Кроме того, не подлежат налогообложению НДФЛ на основании пункта 3 статьи 213 НК РФ и суммы страховых взносов по договорам добровольного личного страхования, включая договоры добровольного медицинского страхования, уплаченные из средств работодателей за членов семьи своих работников. К такому выводу пришел Минфин России в своих письмах от 28 апреля 2008 года № 03-04-06-01/109, от 8 мая 2008 года № 03-04-06-01/126. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика, в частности, постановления ФАС Московского округа от 19 октября 2009 года № КА-А40/10894-09 по делу № А40-24/09-142-1, от 19 марта 2008 года № КА-А40/1848-08 по делу № А40-34361/07-35-218, в которых сказано, что при определении налоговой базы по НДФЛ не должны учитываться суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования, предусматривающим возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных физических лиц и (или) медицинских расходов застрахованных физических лиц, независимо от того, являются ли застрахованные физические лица работниками страхователя.

Следует отметить, что на основании пунктов 38, 39 статьи 217 НК РФ также не облагаются НДФЛ:

– взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, направляемые для обеспечения реализации государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в соответствии с Законом № 56-ФЗ;

– взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с Законом № 56-ФЗ, в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателем.