14.4. Обязательная и добровольная сертификация

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Поскольку обязательные требования этих нормативных документов относятся к безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды, то основным аспектом обязательной сертификации являются безопасность и экологичность. В зарубежных странах действуют прямые законы по безопасности изделий (например, Директивы ЕС, см. ч. I). Поэтому обязательная сертификация проводится на соответствие указанным в них требованиям (непосредственно либо в виде ссылки на стандарт).

В России, о чем подробно сказано далее, обязательная сертификация введена Законом «О защите прав потребителя». Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации, цель их — доказательство соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, требованиям технических регламентов, стандартов, которые в законодательном порядке обязательны к выполнению, либо обязательным требованиям стандартов. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне управления.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органами по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствие которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе долговременных партнерских отношений.

В отличие от обязательной сертификации, объекты которой и подтверждение их соответствия связаны с законодательством, добровольная сертификация касается видов продукции (процессов, услуг), не включенных в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем (либо в договорных отношениях).

Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Однако так же, как и в системах обязательной сертификации, они базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области.

Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия. Как правило, развитие добровольной сертификации поддерживается государством.

Стандарты: добровольные или обязательные?

Слово «стандарт» имеет ряд принятых значений. Порой это относится к нормативным требованиям, иногда — к справочным документам, согласованных на основе консенсуса. Применение первых является обязательным, а последних — добровольным: как же ориентироваться в лабиринте? Разъясняет AFNOR.

Существует, безусловно, некоторая путаница со словом «стандарт». Почему? Этот термин на самом деле включает в себя две реальности: нормативные требования (в договорах, законах, постановлениях и т.п.) и добровольные стандарты (ISO, европейские, стандарты AFNOR, и т.д.). Хотя они и могут касаться одних и тех же областей, они, тем не менее, отличается во многих отношениях.

Что такое «добровольный» стандарт?

Добровольные стандарты, будь то описанные как «технические стандарты» или «управленческие стандарты», являются справочными документами, опубликованными органом по разработке стандартов (например, AFNOR во Франции). Они производятся по требованию и при активной поддержке заинтересованных сторон (компании, потребители, профессиональные ассоциации, профсоюзы, местные органы власти и т.д.). Добровольные стандарты определяются на основе сотрудничества и итеративным способом и содержат принципы, лучшие практики или требования к данной продукции, деятельности или ее результатов. Разработка стандарта занимает около 18 месяцев: от решения начать работу до публикации добровольного стандарта. Формирование консенсуса и обслуживание общих интересов являются ключевыми принципами, лежащими в процессе, который может занять до трех лет, особенно если стандарт разработан на европейском и международном уровне, что и составляет 90% всех стандартов сегодня.

Добровольные стандарты являются отражением инноваций; они систематически пересматриваются, по крайней мере, один раз в 5 лет. Сами пользователи решают, сохранятся ли они в принятой форме, подлежат ли обновлению или отмене. В 2013 году 1250 стандартов AFNOR были пересмотрены, 944 новых стандартов были опубликованы и 1936 были отменены. Отметим также, что, если европейский стандарт распространяется на ту же область, как французский стандарт, последний удаляется, чтобы освободить место для процесса согласования. Это правило применяется во всех европейских странах и помогает выстроить единый рынок.

Для чего же нужны добровольные стандарты? Они позволяют нам определить общий язык для различных экономических субъектов, участвующих в торговле на национальном и международном уровнях. Бумага формата А4 и аудио файлы формата MP3 являются примерами подобных стандартов, известных повсеместно. Являясь средством для инноваций, добровольные стандартов обеспечивает дополнительную ценность для организаций, вовлеченных в процесс разработки инструментов, которые будут совершенствовать методы работы и рынки будущего. Добровольные стандарты также могут быть включены в контракты. В этом случае, соответствие стандарту становится обязательным, конечно, для сторон, участвующих в договоре, в зависимости от согласованных условий договора.

Так может ли стандарт является обязательным?

Нормативные требования создаются органами государственной власти (государственные, законодательные органы, органы местного самоуправления и т.д.), которые существуют в виде нормативного законодательства или правил. В отличие от добровольных стандартов, их применение и соблюдение является обязательным для всех.

В соответствии с определенной спецификой сферы, представляющей общий интерес (например, сфера здравоохранения, обеспечение безопасности и т.д.), государственные органы могут также решить обратиться к добровольному стандарту с целью гарантии минимального уровня защиты. Таким образом, в таких особых случаях, применение добровольного стандарта становится обязательным. Например, менее 1% всей библиотеки стандартов AFNOR, покрывают требования электрической безопасности.

Участники социально-экономической деятельности и средства массовой информации, как правило, часто жалуются на «слишком много стандартов», которые на самом деле относится к числу нормативных документов, таких, как законы, указы и распоряжения. Эта семантическая путаница была решена в рамках ежегодного исследования (2013 г.), французским Государственным советом, который рекомендовал государственным органам действовать в рамках стратегии внедрения с применением так называемого «мягкого права» как способа содействия политике упрощения нормативных требований. Исследование подчеркивает значение консенсуса для определения дополнительных общих правил, например, добровольных стандартов, которые имеют потенциал для создания и совершенствования так называемого «жесткого права», т.е. юридически обязательных документов.

В стремлении упорядочить законы, указы и распоряжения, доклад гг. Ламберта и Буларда утверждает, что эффективный подход заключается в использовании добровольных стандартов профессиональным миром, не создавая при этом никаких серьезных трудностей. «Причина проста», — как они объясняют. «Стандарты AFNOR начинают свою жизнь как простые рекомендации. Они просто ставят в известность ответственных за разработку нормативных требований для обозначения добровольных стандартов в первоочередном порядке, за исключением случаев, когда это может быть доказано, что обязательство будет, вероятно, гарантировать лучшие результаты».

Обязательные стандарты против добровольных стандартов.

Правила и «мягкое право» могут дополнять друг друга: добровольный стандарт может служить в качестве инструмента, помогающего соответствовать нормативным требованиям. В тех случаях, когда закон требует достижения конкретного результата, добровольные стандарты могут предложить средства для достижения, но без этих средств, когда- либо являющихся обязательным; они просто признаются ценным. Любая организация остается свободной в использовании любых средств, отличных от тех, которые устанавливает добровольный стандарт, но при условии достижения результата, требуемого на законодательном уровне.

Этот механизм уже используется во многих отраслях, поскольку его реализация в Европейском союзе, начиная с 1985 года, так называемый «Новый подход», вносит значительный вклад в упрощение административных процедур для всех участников экономической деятельности. В частности, в строительном секторе, AFNOR недавно способствовали усилиям правительства, направленным на императивное применение стандартов AFNOR на обязательной, т.е. законодательно закрепленной основе в части:

определения требований в форме конкретных результатов, которые будут достигнуты в соответствии с требованиями законодательства, в отношении здоровья и безопасности людей и производимых товаров;

обеспечения качества или комфорта пользователя, как добровольного намерения.

Эффективной альтернативой подходу «все нормативно», указанный выше подход помогает снизить риск чрезмерного регулирования европейских директив посредством прямого участия заинтересованных сторон в разработке документов, а также периодическом обновлении добровольных стандартов, направленных на поддержку инноваций и разработки, по «последнему слову техники».

Участие органов государственной власти в этом подходе является существенным для развития добровольных стандартов, в свою очередь играющего, значительную роль в развитии экономики. Растущее признание добровольных стандартов является необходимым для совместной работы усовершенствовании набора правил и условий.

Добровольная сертификация

Добровольная сертификация — это официально установленная система сертификации, которая применяется для товаров, услуг или оборудования, подтверждение качества которых, не является обязательным требованием действующего законодательства о техническом регулировании Российской Федерации.

Смотрите так же:  Нотариус балашиха мкр заря

Система добровольной сертификации продукции регулируется законодательством наравне с остальными, действующими видами подтверждения соответствия. Для проведения данной процедуры организация, которая выдает добровольный сертификат соответствия, должна иметь государственную аккредитацию.

Сертификация ГОСТ Р может проводиться для подтверждения характеристик, которые необходимо подтвердить производителю. Это могут быть выборочные параметры определенного стандарта (ГОСТ или ТУ), которые нужно отразить документально. Для импортных товаров может быть проведена оценка качества по заявленным показателям спецификации изготовителя, если в России нет обязательных нормативов к этому виду продукции.

Добровольная сертификация ГОСТ Р обычно проводится по желанию производителя, продавца товаров или по требованию заказчика. Требовать разрешительную документацию в данном случае конечно никто не может, но условия договора могут содержать пункт о предоставлении сертификата соответствия. Если поставщик принял эти условия при подписании договора, придется их выполнять. Так например, крупные торговые сети при закупке продукции хотят видеть документальное подтверждение качества, даже если в отношении товара не предусмотрено оформление какой либо разрешительной документации.

В таком случае проводятся испытания, на основании которых оформляется сертификат соответствия. Несмотря на то, что работы проводятся по инициативе заявителя, производитель или импортер уже может предоставить покупателю документ о качестве.

Цели и задачи системы добровольной сертификации

Нельзя не заметить, что потребитель обращает внимание на такой нюанс, как наличие сертификата на приобретаемый продукт. Если в отношении услуги или товара не предусмотрена оценка безопасности, значит нет обязательных требований и сертификация проводится по тем требованиям, которые обозначит производитель или поставщик.

Параметры, на которые проверяется образец товара — это соответствие ГОСТу или ТУ (техническим условиям). Производитель при помощи лабораторных испытаний подтверждает не просто качество предоставляемого образца, но и указывает на соответствие требованиям нормативных документов.

Процедура добровольной сертификации товаров в России проводится по тем же схемам, которые применяются при обязательном подтверждении качества продукции. Можно получить сертификат на серийный выпуск или на определенную партию. Решение принимает заявитель в зависимости от цели прохождения данной процедуры.

Как получить добровольный сертификат соответствия ГОСТ Р

Алгоритм проведения оценки качества заключается в обработке документов заявителя, проведении сертификационных испытаний и оформлении сертификата.
Заявителю необходимо предоставить электронные копии следующих документов:

• Заявка
• Реквизиты компании-заявителя.
• Технические условия (ТУ) — если они есть.
• Копии свидетельств ОГРН и ИНН.

Добровольный сертификат соответствия обычно оформляется в трехдневный срок. В нем указываются наименование продукции или услуги и данные о компании получателя (наименование и адрес). Также указывается нормативный документ (ГОСТ или ТУ). Сроки проведения испытаний могут сильно варьироваться, так как это напрямую зависит от вида продукции и цикла необходимых испытаний.

Отличаются и знаки обращения. В данном случае продукция маркируется знаком с надписью по контуру «Добровольная сертификация». Пример Вы можете посмотреть в разделе нашего сайта «Знак РСТ». Также помните о том, что если Вы получили сертификат ГОСТ Р, то на упаковке можно использовать данный знак.

Для чего проводится добровольное подтверждение соответствия

Наверное многие будут согласны с тем, что при приобретении некой продукции, нам бы хотелось, чтобы этот продукт соответствовал действующим стандартам. Чтобы не пришлось через месяц или раньше менять приобретенный товар. Во избежании подобных ситуаций обычно проводят данную процедуру.

Отличаются добровольные сертификаты соответствия от обязательных по внешнему виду — для обязательного предусмотрен бланк жёлтого цвета, для добровольно оформляемого — предусмотрен бланк голубого цвета. Правда есть одно но. Пока электронный реестр Росаккредитации ведется только по обязательным сертификатам и декларациям. Следовательно, проверить эти документы по реестру пока не представляется возможным. Мы надеемся, что впоследствии ситуация изменится и проверить можно будет любой оформляемый документ.

Добровольная и обязательная сертификация

Добровольная и обязательная сертификация проводятся Госстандартом, специализированными федеральными органами и аккредитованными Центрами. Сертификаты соответствия выдаются на основании предоставленных заявителями документов на продукцию, основным из которых является протокол испытаний.

Получение сертификата соответствия не нужно путать с лицензированием. Лицензия – это документ, дающий право компании осуществлять определенный вид деятельности, а сертификат – это документ, подтверждающий качество товара или услуг и их соответствие установленным требованиям.

Обязательная сертификация – особенности и характеристики

В нормативной документации предусмотрен перечень товаров и услуг, получение сертификата качества для которых является непременным условием. К ним, в числе прочих, относятся:

  • Продукты питания;
  • Товары для детей;
  • Медицинские препараты и технические средства реабилитации;
  • Парфюмерно-косметическая продукция;
  • Одежда, в том числе текстиль, трикотаж, головные уборы, обувь, изделия из меха;
  • Строительные материалы;
  • Спорттовары;
  • Легковые автомобили, мотоциклы и велосипеды;
  • Мебель, ковровые изделия и другие товары для дома;
  • Электротовары, бытовая техника и электроника;
  • Все виды ремонтных услуг;
  • Жилищно-коммунальные, транспортные услуги;
  • Торговля и общественное питание;
  • Гостиничные, туристические и экскурсионные услуги и др.

Специфика добровольной процедуры получения сертификата качества

Как и обязательная, добровольная сертификация представляет собой процесс получения документа, подтверждающего качество продукции, но в отличие от первой, она осуществляется по инициативе производителя, поставщика или потребителя. Целью данного процесса является повышение качества и улучшение конкурентоспособности компании и ее товара за счет повышения доверия покупателей.

Процедура добровольного получения сертификата предусмотрена для тех товаров и услуг, которые не вошли в перечень обязательных. Правила проведения этого процесса определяются органом, аккредитованным для проведения подтверждения качества, и базируются на рекомендациях международных и региональных организаций. В числе основных требований отмечаются:

  • Наличие квалифицированного персонала;
  • Наличие нормативной документации, определяющей регистрацию, сертификацию и знака соответствия;
  • Наличие необходимого измерительного оборудования для проведения тестирования и экспертизы.

Основные отличия обязательной и добровольной сертификации

В России используется около 100 систем подтверждения качества, из которых 20 обязательных, а остальные – добровольные. Все они имеют свою специфику и отличительные характеристики, но есть и общие моменты, отличающие разные схемы друг от друга.

Сертификация товаров

Стандартизация как нормативно-методическая база сертификации и товарной экспертизы

При оценке качества товаров, проведении сертификации и товароведной экспертизы устанавливают соответствие (несоответствие) качества товара или отдельных его характеристик определенным нормам и требованиям. Разработкой норм, требований и правил занимается стандартизация.

«Стандартизация — это деятельность по установлению норм, правил и характеристик в целях обеспечения:

  • безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;
  • технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
  • качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии;
  • единства измерений;
  • экономии всех видов ресурсов;
  • безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
  • обороноспособности и мобилизационной готовности страны» (закон Российской Федерации «О стандартизации» от 10.06.93 г. №5154-1, в ред. от 27.12.95 г. №211-ФЗ).

Стандартизация в Российской Федерации организуется и проводится в соответствии с общегосударственными законами «О стандартизации» (10.06.93 г.), «О защите прав потребителей» (1996 г. с доп. 17.12.98 г.), «О сертификации» (10.06.93 г.) и другими законодательными актами.

В процессе стандартизации вырабатываются нормы, правила, требования, характеристики, касающиеся объекта стандартизации, которые оформляются в виде нормативного документа.

К нормативным документам относят:

  • стандарты (государственные, международные, региональные, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений);
  • регламенты (технические регламенты);
  • правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
  • общероссийские классификаторы технико-экономичес-кой информации.

Стандарт — это нормативный документ по стандартизации, разработанный на основе согласия заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом. В стандартах устанавливаются для всеобщего и многократного применения общие принципы, правила, характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Стандарты содержат как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендательные.

Обязательными требованиями государственных стандартов являются:

  • требования безопасности продукции, процессов и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;
  • требования технической и информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции;
  • единство методов контроля;
  • единство маркировки.

В зависимости от специфики объектов стандартизации различают виды стандартов: основополагающие стандарты (организационно-технические и общетехнические), стандарты на продукцию (услуги), стандарты на работы (процессы), стандарты на методы контроля (испытаний, измерений). Основополагающие стандарты содержат общие и руководящие положения для определенной области. Примером основополагающих стандартов могут быть стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС) в России (ГОСТ Р 1.0-92, ГОСТ Р 1.2-92, ГОСТ Р 1.4-93 и др.).

В зависимости от уровня управления хозяйственной деятельностью различают категории стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), стандарты отраслей (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных и других общественных организаций (СТО). Государственные стандарты России (ГОСТ Р) принимает федеральный орган исполнительной власти в области стандартизации — Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России); отраслевые стандарты — государственные органы управления (например, министерства, комитеты и др.); стандарты предприятий и общественных объединений — соответствующие службы по стандартизации предприятий и объединений.

Смотрите так же:  Пособие по родам в 2019 году в московской области

Регламент — это нормативный документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Разновидностью регламентов являются технические регламенты, содержащие технические требования к объектам стандартизации.

Они могут касаться терминологии, упаковки, маркировки и других объектов стандартизации. В соответствии с ГОСТом Р 1.0-96 к техническим регламентам следует относить законодательные акты и постановления правительства Российской Федерации, содержащие требования, нормы и правила технического характера; государственные стандарты Российской Федерации в части устанавливаемых в них обязательных требований; нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством Российской Федерации входит установление обязательных требований. Соблюдение регламента (технического регламента) обязательно.

Правила, нормы и рекомендации по стандартизации по своему характеру являются документами методического содержания по различным вопросам стандартизации. Общероссийские классификаторы технико-экономической информации предназначены для межведомственного согласования потоков информации о товарах (ОКП), услугах населению (ОКУН), предприятиях и организациях (ОКПО), стандартах (ОКС) и др. объектах стандартизации. На сегодняшний день действует около 20 общероссийских классификаторов, но число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую экономику.

Сертификация товаров

В соответствии с Законом о защите прав потребителей (ст. 7, п. 4): «Товары, на которые законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке». Ввозимая на территорию России продукция, подлежащая обязательной сертификации, должна соответствовать требованиям российской системы сертификации (система ГОСТ Р). При оформлении договоров (контрактов) на такую продукцию в них должно быть предусмотрено требование о наличии сертификата и знака соответствия, выданных на основании действующего порядка.

Основные понятия в области сертификации

Сертификация продукции является одним из способов подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. В мировой и отечественной практике применяются различные методы подтверждения соответствия объектов заданным требованиям, которые выполняются разными сторонами.

Определения понятия «сертификация» даются как в международных, так и в российских нормативных документах.

В соответствии с этими документами сертификация продукции (далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям. Установленные требования выражаются определенными показателями качества.

Сертификат соответствия (далее — сертификат) — документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Система сертификации — совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе.

Декларация о соответствии — документ, в котором изготовитель (продавец, исполнитель) удостоверяет, что поставляемая (продаваемая) продукция соответствует установленным требованиям.

Таким образом, подтверждение соответствия проводится посредством не только сертификата, но и декларации о соответствии. Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждается Правительством РФ. Декларация о соответствии имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам данной системы сертификации подтверждается соответствие маркированной им продукции установленным требованиям.

Цели и принципы сертификации. Структура Системы сертификации ГОСТ Р

В соответствии с законом РФ «О сертификации продукции и услуг» (10.06.93 г.) целями сертификации являются:

  • содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
  • защита потребителей от недобросовестности изготовителя (продавца, изготовителя);
  • контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя;
  • подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем;
  • создание условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
  • содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

Принципы сертификации

Структура Системы сертификации ГОСТ Р. Организационную структуру Системы ГОСТ Р образуют: Госстандарт России; Центральные органы систем сертификации однородной продукции; органы по сертификации; испытательные лаборатории (центры).

Госстандарт РФ — национальный орган по сертификации и выполняет руководящие, координирующие и контролирующие функции.

Главной функцией Центрального органа системы сертификации является организация работы по формированию системы сертификации однородной продукции и осуществление руководства ею, а также координация деятельности органов по сертификации и испытательных лабораторий, входящих в систему.

Орган по сертификации продукции проводит идентификацию и сертификацию продукции; выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; осуществляет в установленном порядке инспекционный контроль за сертифицированной продукцией; приостанавливает или отменяет действие выданных им сертификатов;

Орган по сертификации должен быть аккредитован Госстандартом РФ на право выполнения работ по сертификации одной или нескольких групп однородной продукции.

Аккредитованная испытательная лаборатория осуществляет испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.

Обязательная и добровольная сертификация

В соответствии с законодательством сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация обеспечивает доказательство соответствия продукции требованиям, установленным в нормативных документах.

Цель обязательной сертификации — защита потребителей от приобретения и использования некачественной продукции, способной нанести вред их жизни, здоровью и имуществу, окружающей среде, а также содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции.

Обязательная сертификация представляет собой форму государственного контроля за безопасностью продукции. Для ее осуществления создаются системы. Российская система обязательной сертификации (Система ГОСТ Р) была утверждена Госстандартом РФ — национальным органом по сертификации — в мае 1992 г. Система включает в себя в качестве подсистем системы сертификации однородной продукции.

Система обязательной сертификации и ее знак соответствия регистрируются Госстандартом РФ. Знаком соответствия маркируется продукция, прошедшая сертификацию, а также тара, упаковка, сопроводительная и эксплуатационная документация (ГОСТ Р 50460-92).

Номенклатура продукции, подлежащая обязательной сертификации, с указанием перечня конкретных нормативных документов, на соответствие которых проводится обязательная сертификация, введена в действие с 1 октября 1998 г.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических и/или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системе добровольной сертификации.

Объектами добровольной сертификации выступают системы качества производства, а также продукция, работы, услуги, не подлежащие обязательной сертификации, а также продукция по тем требованиям, по которым не предусмотрена обязательная сертификация.

Цель добровольной сертификации — подтверждение соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции.

Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.

Добровольная сертификация осуществляется органами по добровольной сертификации, входящими в систему добровольной сертификации, образованную любым юридическим лицом, зарегистрировавшим данную систему и знак соответствия в Госстандарте РФ.

Правила и процедуры системы добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации.

Добровольная сертификация может проводиться также в системе обязательной сертификации, если это предусмотрено правилами системы обязательной сертификации и при наличии в данной системе зарегистрированного в установленном порядке знака соответствия добровольной сертификации.

Решение о добровольной сертификации обычно связано с проблемами конкурентоспособности товаров, продвижением товаров на рынок (особенно зарубежный); предпочтениями покупателей, все больше ориентирующихся в своем выборе на сертифицированные изделия.

Порядок проведения сертификации

Сертификация включает следующие основные этапы:

1. Представление заявки в орган по сертификации. Заявителем может быть отечественная или зарубежная организация, индивидуальный предприниматель и т. п.

2. Рассмотрение представленных заявителем документов и проведение первичной идентификации изделий.

3. Принятие решения по заявке, в том числе заключение договора на проведение работ и выбор схемы сертификации.

Схема сертификации — это состав и последовательность действий третьей стороны при оценке соответствия продукции (работ, услуг). При выборе схемы учитываются особенности производства, испытаний, поставки и условий эксплуатации конкретного вида товара, требуемый уровень доказательности, возможные затраты заявителя. Основным критерием выбора схемы является обеспечение доказательности сертификации при минимизации затрат на ее проведение. В системе ГОСТ Р предусмотрено 16 возможных схем сертификации. Схему сертификации предлагает заявитель, но окончательное решение принимает Орган по сертификации.

4. Формирование групп однородной продукции для выбора типового представителя. Группы однородной продукции формируются в соответствии с правилами систематизации Общероссийского классификатора продукции, Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и Перечня групп однородной продукции.

5. Выбор аккредитованной испытательной лаборатории. Орган по сертификации, учитывая предложения заявителя, определяет испытательную лабораторию, которая аккредитована на право проверки данной однородной группы продукции.

6. Отбор образцов от однородных групп и их идентификация. Перед отбором проб орган по сертификации проводит идентификацию продукции.

Идентификация — это установление соответствия конкретной продукции образцу и (или) ее описанию для подтверждения, что образцы будут аналогичны всем остальным изделиям в партии. Идентификацию проводят на соответствие:

  • заявленному наименованию;
  • документам, подтверждающим происхождение поставляемой продукции и содержащим сведения об ее ассортименте, качестве и количестве;
  • принадлежности к данному изготовителю;
  • требованиям (показателям качества), обеспечивающим функциональное использование продукции;
  • кодам Общероссийского классификатора продукции до уровня не менее пятого знака ОКП;
  • кодам Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (для ввозимой продукции).
Смотрите так же:  Адвокат жук москва

По результатам идентификации эксперт Органа по сертификации составляет заключение. Затем производится отбор образцов. Отбор образцов оформляют актом, который подписывают представители Органа по сертификации и представитель заявителя.

7. Проведение испытаний. Испытательная лаборатория проводит сертификационные испытания образцов методами, установленными в нормативных документах. Образцы считают не выдержавшими испытания, если хотя бы один показатель не соответствует требованиям нормативных документов. Результаты испытаний оформляют протоколом, который направляется в Орган по сертификации.

8. Орган по сертификации проводит анализ результатов испытаний и проверок сертифицируемой продукции и принимает решение о возможности выдачи или отказе в выдаче сертификата. В случае положительного решения выдается сертификат соответствия, в случае отрицательного решения заявителю направляют аргументированное решение об отказе.

9. Оформление и выдача сертификата и лицензии на применение знака соответствия и внесение сертифицированных изделий в государственный реестр.

Орган по сертификации оформляет сертификат по форме и правилам, установленным Госстандартом России. Срок действия сертификата устанавливает Орган по сертификации с учетом состояния производства, результатов испытаний, но не более трех лет или срока действия санитарно-эпидемиологического заключения.

Действие сертификата на партию продукции распространяется на срок реализации этой партии (но не более чем на один год или на срок действия гигиенического заключения).

Сертификат регистрируют в государственном реестре и выдают заявителю.

При проведении обязательной сертификации Орган по сертификации одновременно с сертификатом выдает заявителю лицензию на право применения знака соответствия. В лицензии указывается место проставления знака соответствия. В дальнейшем маркирование каждой единицы продукции (либо единицы упаковки) знаком соответствия осуществляет заявитель.

10. Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией проводит Орган по сертификации совместно с испытательной лабораторией и, при необходимости, с территориальными органами Госстандарта России.

Инспекционный контроль осуществляется в форме периодических и внеплановых проверок в течение всего срока действия сертификата и лицензии на применение знака соответствия.

11. Разработка и контроль выполнения мероприятий при выявлении несоответствий продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.

По ст. 43 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации в пределах его компетентности закреплено право налагать штраф:

  • за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов, — в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
  • за нарушение правил обязательной сертификации товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, услуг) испытательными лабораториями (центрами) при обязательной сертификации — в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Обязательная сертификация: объекты и особенности процедуры

Обязательная сертификация товаров проводится для того, чтобы подтвердить, что продукция отвечает всем предусмотренным требованиям и безопасна для покупателя. Эта процедура гарантирует качество товаров как для изготовителей, так и для потребителей.

Гарантия безопасности или очередной барьер для бизнеса?

По определению законодательства обязательная сертификация – это процедура, в ходе которой объект сертификации подвергается проверке на соответствие требованиям действующих технических регламентов. Объектами обязательной сертификации могут являться как товары, так и технологии их изготовления, проектирования, а также другие производственные и эксплуатационные процессы. Сама процедура сертификации предполагает определенную совокупность действий, официально принимаемую в качестве доказательства соответствия продукции установленным требованиям.

Обязательная сертификация была введена в России в 1992 году. За эти 12 лет все ее недостатки и проблемы стали очевидны. В настоящее время прослеживается тенденция к упрощению процессов обязательного подтверждения соответствия, что, в конечном итоге, позволит ускорить развитие отечественной экономики и упростить ее интеграцию в общемировой рынок. Среди основных трендов в этой области – сокращение доли продукции, подлежащей обязательной сертификации, и увеличение перечня товаров, нуждающихся в декларировании. Декларация о соответствии регистрируется в органе по сертификации и имеет юридическую силу наравне с сертификатом.

Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии или обязательным сертификатом соответствия, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 г. № 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Данный документ регулярно актуализируется.

Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации

Обязательной сертификации подлежат те товары, использование которых сопряжено с максимальным риском для жизни и здоровья людей. Несмотря на тенденцию постоянного сокращения перечня такой продукции, на сегодня в него, согласно постановлению Правительства РФ № 982, входят: газ, нефтяные масла, автомобильные шины, газотурбинные установки, горно-шахтное, химическое и нефтегазоперерабатывающее оборудование, рельсы и подвижной состав, электрооборудование, автомобили, автобусы, лифты, бытовые электроприборы, а также детские товары, медикаменты и медицинское оборудование, средства гигиены, спецодежда и табачная продукция, средства пожаротушения и многое другое (более подробный список продукции, подлежащей обязательной сертификации, несложно найти в открытом доступе, например, здесь: http://docs.cntd.ru.

А вот для одежды и обуви, мебели, пищевых продуктов и сырья для них, алкогольных напитков, косметики, парфюмерии и бытовой химии теперь достаточно декларации соответствия товаров нормативным документам. Это изменение позволяет производителям сэкономить и упрощает бизнес-процессы.

Кто проводит сертификацию?

Обязательная сертификация продукции осуществляется организациями, имеющими аттестат аккредитации на выполнение данного вида работ – их выдает Россаккредитация. Эти организации должны быть внесены в Реестр аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий . В аккредитованных органах по сертификации помимо получения сертификата можно зарегистрировать декларацию о соответствии, а также оформить ряд других документов, необходимых для производства, продажи и таможенного оформления продукции на территории России и Таможенного союза.

Для прохождения сертификации требуется письменная заявка производителя, а также пакет учредительных документов и технические данные о сертифицируемой продукции.

Особенности процедуры

Порядок сертификации практически одинаков для всех видов товаров. Все начинается с обращения в центр сертификации, подачи заявки и предоставления документации. Для продукции российского производства потребуются:

  • Заявка, подписанная руководителем и заверенная печатью фирмы-заявителя;
  • Документы о регистрации и постановке на учет в налоговом органе фирмы-производителя;
  • Устав предприятия;
  • Документация на выпускаемую продукцию (ТУ или ГОСТ);
  • Паспорт или инструкция по эксплуатации;
  • Договор аренды производственных площадей или документ, подтверждающий право собственности.

При сертификации товаров иностранного производства нужно также предоставить доверенность от лица производителя фирме-заявителю на право совершения действий по сертификации своей продукции (если заявителем является не сам изготовитель, а фирма, представляющая его интересы) и инструкция по эксплуатации (при необходимости), переведенная на русский язык.

Иногда, в зависимости от вида сертифицируемого товара, может потребоваться дополнительная документация:

  • сертификаты системы менеджмента качества;
  • сертификат пожарной безопасности;
  • свидетельство о госрегистрации продукции;
  • копии выданных ранее сертификатов.

После этого эксперты центра рассматривают заявку и подбирают подходящую схему сертификации. Выбор зависит от размера партии товара и страны производства. Существует несколько схем, и все их этапы детально прописаны в ст. 25 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» либо в соответствующем разделе профильного технического регламента. После выбора схемы рассчитывается стоимость работ и заключается договор о проведении оценки между заявителем и центром сертификации. Образцы продукции, предоставленные заявителем, передаются органом по сертификации в лабораторию.

Третий шаг – проведение полного комплекса оценочных работ по подтверждению соответствия продукции: от идентификации и проверки предоставленных документов до испытаний образцов в аккредитованной лаборатории и, в некоторых случаях – анализ состояния производства.

По итогам этих оценочных работ принимается решение о выдаче сертификата. Вместе с ним заказчик получает и акт выполненных работ.

Стоимость и сроки проведения

Если заявитель вместе с пакетом документов представил также протоколы испытаний, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, то сертификация продукции не займет много времени – обычно на оформление сертификата уходит не более 7 дней. Цена также будет невелика – около 5 тысяч рублей. Однако необходимость проведения испытаний может заметно увеличить не только срок, но и стоимость выдачи сертификата.

Ответственный подход к обеспечению безопасности продукции

Законна лишь сертификация, проведенная аккредитованными и внесенными в официальный реестр органами, однако некоторые бизнесмены предпочитают обращаться в компании, работающие по «серым» схемам, где за небольшую плату и за несколько часов можно получить любой сертификат. Это прямое нарушение закона, так как подобные организации не имеют необходимых полномочий для сертификации товаров. Государство постоянно борется с такими компаниями, ужесточая требования к сертификационным центрам. В частности, в июле 2014 года вступил в силу новый Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», направленный на ужесточение требований к органам по сертификации. Процветание подобных фирм невыгодно и самим производителям – ведь фальшивые «знаки качества» подрывают доверие и к настоящим, обладающим весомым конкурентным преимуществом и гарантирующим качество и безопасность продукции. Поэтому в интересах предпринимателей ответственно выбирать орган по сертификации.