Принципы организации и функционирования Системы государственного учета и контроля РВ и РАО

Система государственного учета и контроля (СГУК) радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) создана в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (ст. 22).

Организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО

К настоящему времени в результате развития нормативной и правовой базы организационно-функциональная схема системы государственного учета и контроля РВ и РАО приобрела представленный выше облик и включает в себя органы управления системой трех уровней – федерального (Госкорпорация «Росатом»), регионального (органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и ведомственного (федеральные органы исполнительной власти). Госкорпорация «Росатом» в рамках системы выполняет функции органа управления как на федеральном уровне, так и на ведомственном.

Цели, состав и органы управления системы
государственного учета и контроля РВ и РАО

В состав объектов учета и контроля в соответствии с классификацией в действующих федеральных нормах и правилах (НП-067-16) включены: закрытые радионуклидные источники (ЗРИ), открытые радионуклидные источники (ОРИ) в виде изделий, ОРИ кроме изделий, изделия из обедненного урана, радиоактивные отходы в виде ЗРИ, радиоактивные отходы кроме ЗРИ.

Система оперирует тремя информационными потоками: данные инвентаризации (первичной, плановой и внеочередной), оперативная отчетность, годовая отчетность.
Инвентаризация (ежегодная для РВ и раз в пять лет — для РАО) позволяет не только уточнять данные о наличии и характеристиках этих материалов в местах их размещения, но собирать дополнительную информацию о характеристиках пунктов хранения.

Оперативная информация представляется от каждого обособленного подразделения организации в соответствии с регламентом, установленным приказом Госкорпорации «Росатом» от 28.09.2016 г. № 1/24-НПА «Об утверждении форм отчетности в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов», как правило не позднее 10 суток с момента проведения операций, связанных с перемещением или изменением состояния РВ и РАО в месте нахождения, передачей их в другие обособленные подразделения или другим юридическим лицам, получением РВ и РАО. Такой подход позволяет организовать учет и контроль РВ с момента их производства, отслеживать все их перемещения между обособленными подразделениями юридических лиц до момента перевода их в категорию РАО. Аналогичным образом отслеживаются преобразования и перемещения РАО вплоть до размещения их в пунктах долговременного хранения или захоронения. Поскольку при перемещениях РВ и РАО отчеты представляются как передающей, так и получающей сторонами, обеспечивается контроль сохранности РВ и РАО при передачах между юридическими лицами.

Ежегодная отчетность предприятий позволяет не только контролировать правильность отражения операций по обращению с РАО в оперативной отчетности, но и собирать для дальнейшего анализа дополнительную информацию – о выбросах и сбросах радионуклидов в окружающую среду, радиоактивно загрязненных территориях и т.д.

В настоящее время организован непрерывный контроль радионуклидных источников от производства до размещения на хранение в виде РАО. Это не только предотвращает несанкционированное использование РВ, но и позволит в дальнейшем идентифицировать владельцев бесхозяйных объектов учета и контроля.

Собираются и систематизируются данные о РАО, пунктах их хранения, установках переработки и кондиционирования, сбросах и выбросах радионуклидов, загрязненных территориях. Разработаны классификаторы такой информации.

В настоящее время СГУК РВ и РАО зарегистрировано около 2200 юридических лиц и их территориально-обособленных подразделений (филиалов и представительств), осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с обращением с РВ и РАО, ведущих учет и контроль РВ и РАО в соответствии с ФНП в области использования атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации» (НП-067-16) и представляющих отчетность в порядке, установленном Госкорпорацией «Росатом».

На данный момент в рамках СГУК РВ и РАО функционируют 6 ведомственных и 77 региональных информационно-аналитических центров.

Технологический процесс сбора, передачи и обработки данных, поступающих в информационную систему СГУК РВ и РАО подчинен требованиям приказа Госкорпорации «Росатом» от 28.09.2016 г. № 1/24-НПА, в частности:

  • организация направляет отчет в РИАЦ субъекта Российской Федерации, на территории которого она осуществляет деятельность, и копию отчета в орган управления использованием атомной энергии, признавший ее пригодной эксплуатировать объекты использования атомной энергии;
  • организация, находящаяся в ведомственном подчинении, и/или координацию и регулирование деятельности которой осуществляет федеральный орган исполнительной власти, представляет копию отчета в ведомственный информационно-аналитический центр (ВИАЦ) органа управления СГУК РВ и РАО;
  • при отсутствии соответствующего РИАЦ и ВИАЦ, отчет направляется непосредственно в ЦИАЦ СГУК РВ и РАО;
  • организация направляет отчет с сопроводительным письмом на бумажном носителе, а также в электронном виде, или только в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью;
  • отправка электронной версии отчета осуществляется по каналам связи, предусматриваемым специальным программным обеспечением СГУК РВ и РАО, либо по почте на машинных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации от несанкционированного доступа;
  • электронные версии отчетов представляются в формате, определяемом специальным программным обеспечением СГУК РВ и РАО;
  • на бумажных носителях информация в ЦИАЦ не представляется, кроме тех случаев, когда отчет представляется только ЦИАЦ. Оригиналы отчетов организаций на бумажном носителе хранятся в РИАЦ и ВИАЦ.

Таким образом, интеграция данных в ЦИАЦ осуществляется с помощью штатного программного обеспечения, которое используется как отдельными организациями, так и ИАЦ регионального и ведомственного уровня, в основном посредством загрузки файлов информационного обмена специального вида и данных, которые вводятся вручную. Использование общего ПО обеспечивает представление данных, предварительная проверка которых может быть осуществлена в подготовившей эти данные организации.

По результатам входного контроля и анализа поступающих данных на полноту и достоверность формируются замечания экспертов, работающих в отдельных сегментах информационной системы, которые направляются в адрес представивших эти данные РИАЦ или организаций с требованием устранения недостатков.

Трансформация бухгалтерской отчетности по МСФО

Вопрос применения МСФО актуален во всем мире. Даже такие адепты собственных стандартов как США неотвратимо двигаются в сторону сближения с международными стандартами финансовой отчетности. Актуален данный процесс и для России. Несколько утихший в кризис интерес к МСФО в нашей стране вновь пошел в рост. Обучающие курсы и услуги по трансформации вновь пользуются повышенным спросом.
Знакомство с МСФО в нашей стране для большинства бухгалтеров лежит пока еще в плоскости теоретических знаний. Этому способствуют множество обучающих курсов, ориентированных исключительно на теорию МСФО. К сожалению, курсов практической трансформации отчетности значительно меньше. Отчасти это связано с недостатком инструментов, помогающих бухгалтеру выполнить данную работу.
Большинство проблем, возникающих из-за разницы между российским бухгалтерским учетом и учетом в соответствии с МСФО, должно сгладиться в результате постепенного приведения российского учета к требованиям международных стандартов.
Прежде всего, сложности возникают из-за различной степени детализации планов счетов, предусмотренными МСФО и российской системой бухгалтерского учета. Нередки ситуации, когда сразу несколько счетов, предусмотренных российским бухгалтерским учетом, соответствуют всего лишь одному счету в МСФО и наоборот.
Для того, чтобы перевести бухгалтерский и налоговый учет на международный стандарт, на законодательном уровне разрабатываются планы и концепции развития бухгалтерского учета на перспективу. Основные принципы дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности состоят в активизации использования МСФО для реализации функций российского учета и отчетности и ее сопоставимости с международной отчетностью. Это должно происходить путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса производства.

1. Трансформация отчетности по МСФО

Трансформация — процесс составления отчетности в соответствии с МСФО на базе данных отчетности, составленной по российским стандартам, посредством изменения параметров классификации и оценки объектов учета и раскрытия информации о них с целью приведения к международным стандартам. Таким образом, отличительным признаком данного метода можно считать то, что он может быть применен только после составления отчетности по российским правилам.
Единой методики проведения трансформации российской отчетности в отчетность, соответствующую МСФО, не существует. В каждом конкретном случае на процесс составления отчетности будет влиять значительное число субъективных факторов, среди которых специфика финансово-хозяйственной деятельности, особенности организации бухгалтерского учета и применяемой учетной политики, необходимая степень детализации отчетности, наличие временных, финансовых и человеческих ресурсов и т.п.
Многие предприятия и организации уже давно для себя определили необходимость организации бухгалтерского и налогового учета в рамках международного стандарта.
Очень важным этапом составления отчетности является оценка активов и обязательств по требованиям МСФО. Ведь в соответствии с международными стандартами первоначальная стоимость актива должна быть определена на дату приобретения или по справедливой стоимости. Для этого обязательно приглашают независимого оценщика.
А при составлении и передаче российской отчетности в соответствии с МСФО следует не забывать, что она должна быть не просто составлена по требованиям МСФО, но и подтверждена аудиторской компанией. При составлении отчетности вы обязательно столкнетесь с проблемой, ведь есть различия в ПБУ и МСФО.
Отличительной особенностью российских стандартов бухгалтерского учета, на основании ПБУ, является их детализация и обязательность к исполнению. Основой для его ведения является нормативный План счетов. План счетов строго регламентирован и практически не дифференцируется в зависимости от особенностей хозяйствующего субъекта. Это и является отличительной чертой от международных стандартов. Международные стандарты имеют более свободный подход к плану счетов. Кроме этого, российские нормативные акты четко расписывают порядок отражения отдельных видов операций. И такой способ ведения бухгалтерского учета обусловлен необходимостью его совмещения с налоговым учетом, ведь российский бухгалтерский учет главным образом предназначен для целей налогообложения.
На основе вышеизложенного можно определить два принципиальных отличия российских положений по бухгалтерскому учету от МСФО.
Это, прежде всего, международные стандарты и нормативные акты. Они, как правило, регламентируют порядок составления публичной отчетности, а российское законодательство определяет порядок самих методов ведения первичного учета.
И второе — международные стандарты финансовой отчетности и нормативные акты по бухгалтерскому учету могут полностью не отвечать требованиям налогового законодательства, а это влечет за собой выявление различных результатов как в бухгалтерском так и налоговом учете.
Для того, чтобы произвести трансформацию финансовой отчетности предприятий по стандартам МСФО, надо внимательно изучить и дать подробную характеристику данному хозяйствующему субъекту и его учетной политике. И уже на основе полученных данных следует провести очень тщательный анализ всех выявленных различий. Необходимо привести все необходимые элементы отчетности в соответствие с МСФО. Также просто необходимо определить степень соответствия учетной политики и основные принципы международных стандартов. Соответственно, чем больше принципов учетной политики российского предприятия будет совпадать с принципами составления учетной политики по МСФО, тем легче будет процесс трансформации финансовой отчетности.
Переход российских систем учета на МСФО должен быть постепенным. При этом должна быть обусловлена необходимость проведения трансформации финансовой отчетности.
При переходе необходимо произвести тщательный анализ затрат на трансформацию отчетности по МСФО.
Сам процесс трансформации финансовой отчетности в соответствии с МСФО состоит из трех основных этапов.
Сначала идет подготовка учетной информации по основным элементам учета и информации о хозяйственном субъекте в целом.
Далее проводится анализ полученной учетной информации на полноту и соответствие требованиям национальных стандартов, согласно ПБУ.
А только затем формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность в соответствии с требованиями международных стандартов. А чтобы все это проделать, необходимо:
1) изменить статьи отчетности, связанные с особенностями ведения бухгалтерского учета по международным стандартам. То есть произвести формирование баланса с измененными статьями в рублях;
2) необходимо сгруппировать статьи бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках по основным элементам и разделам для дальнейшего составления баланса в рублях в соответствии с МСФО;
3) необходимо сформированную отчетность перевести, согласно требованиям МСФО, в необходимую валюту;
4) добавить подробные разъяснения ко всем статьям полученной финансовой отчетности.
Одним словом, МСФО позволяет предприятиям представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской (финансовой) отчетности. Она может более подробно раскрывать отдельные показатели отчетности и сведения о предприятии, если такая информация может заинтересовать других пользователей отчетности.

Смотрите так же:  Госпошлина за регистрацию долей в праве собственности на квартиру

2. Практика трансформации отчетности в формат МСФО

Как известно, МСФО регулируют составление финансовой отчетности и не требуют ведения учета «в соответствии с МСФО». То есть они описывают только правила подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Так, стандарты предписывают и разъясняют вопросы признания, измерения и раскрытия различных статей отчетности – бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменении капитала, отчета о движении денежных средств и примечаний.
Существует целый ряд мер, которые необходимо принять прежде, чем приступить непосредственно к процессу приведения отчетности в соответствие с МСФО путем трансформации. В частности, необходимо:
1) составить документы, описывающие существующую на предприятии систему бухгалтерского учета;
2) проверить финансовую отчетность, составленную в соответствии с существующей системой ведения бухгалтерского учета (в данном случае РПБУ);
3) оценить объем предстоящей работы и составить график проведения трансформации;
4) составить запрос на получение информации об основных видах деятельности предприятия и непосредственно указанную информацию получить;
5) проанализировать организационную структуру субъекта;
6) определить схему отношений с филиалами или дочерними субъектами (при условии их наличия);
7) определить схему отношений с третьими сторонами;
8) получить документальное подтверждение цикла поступления и выплат денежных средств;
9) получить документальное подтверждение цикла возникновения кредиторской и дебиторской задолженности;
10) произвести сбор данных о любой переоценке нематериальных активов или основных средств, о ее результатах, методе и непосредственно самом оценщике;
11) определить методы и процедуры учетной политики.
Поэтому компания может вести учет по национальным стандартам, а далее, на каждую отчетную дату, вносить поправки (корректировки) для подготовки финансовой отчетности по МСФО. Этот процесс называется трансформацией отчетности по МСФО, и он наиболее часто используется на практике.
В целом можно говорить о трех способах подготовки финансовой отчетности по МСФО:
• Трансформация вне учетной системы (внешняя модель трансформации);
• Трансформация внутри учетной системы (когда в нее встроен специальный модуль, в котором отражаются поправки для трансформации, как автоматические, так и «ручные»);
• Параллельное ведение учета.
Трансформация – это процедура, которая проводится по состоянию на отчетную дату и включает в себя все корректировки, необходимые для перекладки показателей финансовой отчетности, подготовленной по национальным стандартам учета, в формат МСФО с учетом соответствующих принципов признания, измерения и раскрытия всех элементов финансовой отчетности.
Параллельный учет – это непрерывный процесс, который не зависит от подготовки российской бухгалтерской отчетности. При трансформации – так как не налажен параллельный учет по МСФО – нет возможности получать оперативную информацию за промежуточные между отчетными датами периоды.
Трансформация возможна только после того, как составлена российская отчетность, что увеличивает время, необходимое для получения отчетности по МСФО. При трансформации точность данных отчетности по МСФО часто снижается, поскольку в ее процессе корректируются только так называемые существенные статьи и используется множество оценочных суждений и профессиональное суждение (например, различные начисления без первичных документов, размер обесценения активов, определение справедливой стоимости при отсутствии ликвидного рынка для данного вида активов и т. д.).

Рисунок 1. Преимущества и недостатки каждого способа подготовки отчетности.

Трансформация российской бухгалтерской отчетности в отчетность, соответствующую международным стандартам, производится специализированными аудиторскими предприятиями и состоит в пересчете данных бухгалтерской отчетности. Однако, ту отчетность, которая получится в результате трансформации, все же нельзя назвать полностью соответствующей международным стандартам.
Таким образом, ведение учета по МСФО – это внутреннее дело каждой компании и никак не регламентируется стандартами. Они дают бухгалтеру лишь общее руководство к действию, без конкретных методик с типовыми проводками или «плана счетов МСФО».Компания должна самостоятельно разработать и затем постоянно придерживаться определенной учетной политики для подготовки отчетности по МСФО (ее также можно использовать как основу для разработки плана счетов по МСФО).
Следует отметить, что для того, чтобы оценить целесообразность ведения параллельного учета или проведения трансформации, руководство хозяйствующего субъекта должно проанализировать, какую выгоду от проведения этого процесса получат конкретные подразделения и субъект в целом.

Заключение

Качество представляемой в бухгалтерской отчетности информации устанавливается законодательством России и международными стандартами. При этом соблюдение всех требований должно базироваться на принципе, суть которого можно определить следующим образом: выгоды, которые предприятие получает из информации, должны быть больше, чем затраты на получение самой информации. Этот принцип характерен для коммерческой деятельности в целом, поэтому в условиях рыночной экономики он является определяющим во многих вопросах.
Практическая значимость данной статьи заключается в том, что правильное приведение финансовой отчетности в соответствие с МСФО требует специально подготовленных кадров или привлечения консультантов «со стороны». Приобретение опыта и знаний самой организации связано со временем и средствами, а привлечение консультантов с большими затратами. Помимо этого действительно стоящих специалистов в этой сфере бухгалтерского учета сейчас очень мало. Ведь независимо от того, будет ли на предприятии проводиться трансформация отчетности или планируется вести параллельный учет, специалисты по МСФО будут нужны. И подготовка таких специалистов должна стать первоочередной задачей. Кроме того, чтобы сократить расходы на перевод отчетности, можно прибегнуть к помощи персонала предприятия, который на первоначальном этапе может оказать посильную помощь в этом. Так, собранная и обработанная первичная информация станет тем фундаментом, на котором впоследствии и пройдет вся дальнейшая деятельность по трансформации отчетности. При этом расходы на привлечение сторонних специалистов будут существенным образом снижены. Выгоды от проведения трансформации таким образом, т. е. используя и применяя опыт и умения собственных сотрудников предприятия, руководство осознает очень быстро.
Особо следует подчеркнуть, что на российских предприятиях необходимо создать все условия для возможности ведения учета в соответствии с российскими и международными стандартами параллельно.
На сегодняшний день это вполне осуществимо, существует также и специальное программное обеспечение. Но, к сожалению, далеко не все российские предприятия могут себе такое позволить. Кроме того, интерес инвесторов может вызывать не только текущая отчетность, но и отчетность предприятия за несколько предшествующих лет. Из данных этой отчетности можно оценить результаты работы организации за предшествующие периоды, а также определить тенденции изменения ее финансового состояния. Естественно, что и эта отчетность должна быть представлена в том виде, который будет понятен иностранному инвестору.
По этой причине предприятиям, при наличии обоснования таковой необходимости и целесообразности, формировать и представлять свою финансовую отчетность в соответствии с требованиями МСФО.
Финансовым руководителям компаний, принявшим решение составлять отчетность по МСФО, следует помнить, что этапы трансформации и набор корректировок могут отличаться в зависимости от специфики предприятия.
Пожалуй, главный вывод по первым итогам реформирования российской системы бухгалтерского учёта — наличие определённых положительных результатов. Весьма болезненный процесс трансформации бухгалтерского учёта в соответствии с требованиями рыночной экономики потребовал, прежде всего, изменения отношения к профессии бухгалтера. Бухгалтер, ранее являвшийся одной из самых незаметных фигур, превращается в незаменимого советника руководителей предприятия, осваивая совершенно новые функции (такие как финансовый менеджмент, налоговое планирование и др.). Чрезвычайно важно, чтобы реформа продолжалась достигнутыми темпами и приобретала законченный характер. Это особенно касается законодательной базы бухгалтерского учёта, где нужно решить одну из самых застарелых болезней регулирования учёта в России — бесконечный поток текущих инструкций, писем, указаний, которые нередко противоречат друг другу. В числе ещё одного из перспективных направлений реформы следует выделить необходимость более широко участия бизнеса в разработке новых стандартов учёта, что может быть достигнуто путём более активного вовлечения в процесс адаптации международных стандартов профессиональных объединений бухгалтеров.
В данном контексте финансовую информацию можно рассматривать как важнейший инструмент принятия хозяйственных решений, т.к. её качества зависит эффективность привлечения инвестиций и в конечном итоге финансовое состояние предприятий. Хочется надеяться, что российские предприятия будут разговаривать на одном языке с международным бизнесом и рассматриваться на внешних рынках в качестве равноправных партнёров, что позволит в полной мере использовать широкие возможности, предлагаемые международными рынками капитала.

Смотрите так же:  Договор аренды емкостей для хранения

ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

1 оперативная отчетность

2 оперативная отчетность

3 оперативная отчетность

4 оперативная отчетность

5 оперативная временная отчетность

См. также в других словарях:

ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ — текущая отчетность, оперативные данные о деятельности компании. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

ОПЕРАТИВНАЯ ОТЧЕТНОСТЬ — оперативные данные о деятельности компании, текущая отчетность … Энциклопедический словарь экономики и права

оперативная отчетность — текущая отчетность, оперативные данные о деятельности компании … Словарь экономических терминов

ОТЧЕТНОСТЬ ОПЕРАТИВНАЯ — Текущая отчетность; оперативные данные о деятельности компании Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

ОТЧЕТНОСТЬ, ОПЕРАТИВНАЯ — отчетный оперативный документ, в котором излагаются данные об изменениях в работе предприятия, объединения, а также необходимые сведения о выполнении планов и графиков выпуска продукции, производства строительных и сельскохозяйственных работ,… … Большой бухгалтерский словарь

ОТЧЕТНОСТЬ, ОПЕРАТИВНАЯ — отчетный оперативный документ, в котором излагаются данные об изменениях в работе предприятия, объединения, а также необходимые сведения о выполнении планов и графиков выпуска продукции, производства строительных и сельскохозяйственных работ,… … Большой экономический словарь

военно-медицинская отчетность оперативная — В. м. о. за краткие периоды, осуществляемая в военное время один или несколько раз в сутки для обеспечения оперативного руководства военно медицинской службой … Большой медицинский словарь

Аналитик — (Analyst) Специалист, работник фирмы, банка Информация о сфере деятельности аналитиков, финансовая и бизнес аналитика, аналитика валютного и фондового рынка Содержание >>>>>>>> Аналитик это, оределение История Аналитика появилась тогда, когда… … Энциклопедия инвестора

СТАТИСТИКА — СТАТИСТИКА. 1. Краткая история, предмет и основные понятия общей статистики. Предметом С. являет ся изучение совокупностей внутренне связанных хотя и внешне обособленных элементов. Внутренняя закономерность последних находит свое проявление… … Большая медицинская энциклопедия

Экономика — – способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления; наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности. [Липсиц И. В. Экономика. Книга 1. М., 2000 г,302 стр.]… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

1С:Предприятие — (КИС), программный продукт компании 1С, предназначенный для автоматизации деятельности предприятий различных форм собственности. Последняя версия 8.1. Используется более чем 700 тыс. предприятиями на территории России, СНГ и Балтии, Румынии,… … Бухгалтерская энциклопедия

Перевод финансовых документов Вопрос или отзыв

Частному клиенту

Перевод финансовых документов или любой другой отчетной документации следует доверять профессионалам, в совершенстве владеющим специальной лексикой и особенностями ее употребления – ведь малейшая неточность, допущенная в переводе финансовых документов, может стать причиной серьезных последствий в дальнейшем. Обращаясь за переводом финансовой документации к специалистам компании PerevediPRO.ru, каждый клиент может быть уверен в полной компетентности и огромном опыте работы наших сотрудников. А окончательно убедиться в этом поможет бесплатный тестовый перевод одной страницы документа (не более 1000 символов), который осуществляется по первому Вашему требованию. Кроме того, на переводы, осуществленные в нашем бюро, действует гарантия качества.

Нашей компанией осуществляется перевод:

  • бухгалтерских документов;
  • годовых отчетов;
  • отчетов об изменениях капитала;
  • отчетов о движении денежных средств;
  • налоговых документов и деклараций;
  • и других типов финансовых документов.

Мы переводим с/на более чем 30 языков мира, в число которых входят: английский, иврит, казахский, японский, китайский, греческий, персидский и другие языки. Высокое качество, предельная корректность терминологии, полностью соответствующей международным стандартам финансовой отчетности и нормам, принятым в стране назначения, а также выполнение заказов строго в оговоренные сроки – вот основополагающие принципы нашей работы.

Еще одним важнейшим аспектом в работе с переводом финансовых документов является соблюдение политики неразглашения. Конфиденциальность информации, которую доверяет нам клиент, не подлежит нарушению ни при каких условиях, любое разглашение исключено.

Оперативная отчетность перевод


(клик по картинке ведёт внутрь публикации)

Развиваясь, организации внедряют всё больше и больше информационных систем совершенно различных направлений: бухгалтерский учет, управление персоналом, управление складом etc. Системы живут и развиваются независимо друг от друга до того самого момента, как компании не потребуется взглянуть на свои данные целиком. Объемы данных уже достигают критической точки и выясняется, что сопоставить и сравнить данные вручную становится просто невозможно. Решения основанные на противоречивых и невыверенных данных ведут к управленческим ошибкам, а дубли и неактуальность данных к неверным бизнес решениям.

Конечно же проблема описанная выше не нова и сегодня мы обсудим классический способ решения — систему управления мастер-данными.

Master Data Management (сокращенно: MDM, МДМ, НСИ; варианты перевода: управление мастер-данными, нормативно-справочная информация) система — комплекс процессов, систем управления, стандартов и программ позволяющих единообразно работать с данными. Проще говоря, МДМ-система предоставляет целостный взгляд на все составляющие бизнеса, в том числе на источники данных, авторство, качество, полноту и на потенциальное использование данных. (Подробнее: Задачи управления мастер-данными)

(кликабельно)

Типы корпоративных данных: что такое справочные и транзакционные данные

Чтобы разобраться, чем являются и не являются мастер-данные разберем основные типы корпоративных данных.

(взято отсюда)

Неструктурированные данные — текст, почта, и другие данные, у которых нет формально определенной и описанной структуры.

Полуструктурированные — данные не имеющие определенной схемы (или имеющие переменную структуру), но тем не менее имеющие формальное описание в виде тегов и\или определенных маркеров. XML — пример, полуструктурированных данных.

Смотрите так же:  Учебное пособие для каменщика

Структурированные (транзакционные) данные — данные имеющие формально определенную схему.

Метаданные — это данные описывающие другие данные, например, схема базы данных клиентов, конфигурационный файл или шаблон отчета.

Мастер-данные — это данные, содержащие ключевую информацию о бизнесе, в том числе о клиентах, о продуктах, о работниках, о технологиях и материалах. Каждая из этих групп может разделяться на несколько предметных областей: в категорию люди входят клиент, продавец, поставщик. Так же может иметь набор правил валидации, которым должны удовлетворять данные.

Иногда в отдельную категорию выделяют иерархические данные — это данные, в которых хранятся отношения и взаимодействия между данными. Подробнее.

Пример, общей структуры мастер-данных и валидационных правил (кликабельно)

Зачем оно нужно?

Исторически многие системы хранения, анализа и визуализации данных развивались параллельно и не совместимы между собой. По мере роста компании интеграция данных становится всё более важной и во многих случаях критической задачей, согласно Microsoft уже компании среднего размера ощущают на себе последствия работы с разнородными данными.
Таким образом одной из задач МДМ-систем является синхронизация данных, что упрощает решение сопутствующих задач, как подготовка финансовой отчетности.

МДМ-система — это один из краеугольных камней в архитектуре бизнеса вместе с ERP и BI системами, позволяющий системам аналитики и ведения бизнеса иметь единое преставление о данных, независимо от источника и формы.

Рассмотрим несколько классических случаев, где необходимо использовать и внедрять систему управления мастер-данными.

Зоопарк ИТ-систем и консолидированная отчетность

Пусть в компании больше трех систем хранения-анализа данных. Заполняются они и развиваются независимо друг от друга. В какой-то момент появляется необходимость собрать консолидированную отчетность и необходимо синхронизировать нормативно-справочную информацию. Например, существуют компания Ромашка с оборотом в 1М и имеются две записи «Общ.огр. Ромашка» и «ООО Ромашка» в разных системах с оборотом 400к и 600к, без инструментов синхронизации, система создания отчетности не сумеет объединить записи.

Интеграция систем

Пусть имеется несколько 1С систем в отделениях компании и счета, выставленные ООО «Ромашка» необходимо выгрузить и проанализировать в CRM. Если в CRM заведены несколько дублей, например Ромашка и Общ. Огр. Ромашка, то встает вопрос к какой Ромашке в CRM эти счета привязать и есть ли среди этих Ромашек нужная?

Единая база контрагентов

Прежде всего создание единой базы необходимо, для качественной и достоверной информацию о контрагентах. Если клиент, уже подписавший контракт, получает дополнительные N звонков о необходимости выслать уже отправленные документы (т.к. «Общ.огр. Ромашка» и «ООО Ромашка» — синтаксически разные компании), то это негативно отражается на отношениях компании.

Очистка и нормализации данных

Описанные выше случаи — это задачи по очистке и нормализации данных (data cleaning and data quality).

Очистка и нормализация данных — это безусловно инструменты, цель — это повышение лояльности клиента (e.g. избегаем повторных звонков), создание отчетности (уверенность в корректности аналитики) и увеличение скорости выполнения задач (быстрее проходим цикл продаж).

Как правило, клиент приходит к необходимости внедрения системы управления НСИ. Например необходимость оперативного контроля над деятельностью предприятия может потребовать сбора консолидированной отчетности, что в свою очередь приведет к необходимости синхронизации НСИ в ИТ-система, что в свою очередь потребует внедрения системы управления НСИ.

Случаи из жизни

Четырнадцать 1С-ок

У одной компании N было четырнадцать 1С систем в филиалах и вот однажды им пришлось срочно предоставить отчетность о своей деятельности в какую-то там палату. Отсутствие единой отчетности грозило существенными проблемами и вот M сотрудников несколько недель вместе сводили и выверяли данные. А могли бы просто физически не успеть.

Клиент из Астрахани отправил фуры заказчику в другой регион, а обеспечение в пути оказывала компания Х, у которой не было МДМ-системы и единой базы контрагентов. Во время путешествия фуры проходили обслуживание в двух регионах — и по окончанию поездки компания Х выставила счет клиенту по этим регионам по стандартному прейскуранту без положенной скидки за объем, так как клиент был записан в этих двух регионах под чуть-чуть по-разному и система не сопоставила имена. Итог — дополнительные разбирательства и ухудшение деловых отношений.

Повторные звонки

Однажды клиенту позвонили шесть (!) раз после того, как контракт был подписан. Из-за подобной некомпетентности лояльность клиента и контракт были под угрозой.

Рассмотрим два наиболее популярных метода решения проблем, описанных выше.

Административное решение

Административный подход — сначала вычистить уже имеющиеся дубли в ИТ-системах, разработать систему кодировок, по которым можно сопоставить записи в справочниках разных ИТ-систем, и регламенты. Такой метод относительно прост, но имеет ряд недостатков – он не предотвратит рассинхронизацию НСИ в разных системах, а регламенты всегда можно обойти.

Внедрение MDM-системы

Технологический подход — использование системы обеспечивающей синхронизацию и единое представление данных. Как правило большинство крупных компаний внедряют различные версии MDM, когда ручная консолидация справочной информации и отчетности становится невозможной, а внедрение любой новой системы вынуждает изменять регламент и кодировки, только усиливая хаос.

Безусловно, единовременное введение МДМ-системы не решит все проблемы и по мере развития бизнеса, должна развиваться и МДМ-система, может даже измениться и сам тип МДМ системы (основные типы освещены ниже), однако, как показывает практика MDM является оптимальным бизнес решением в подобных случаях.

Мы рассмотрим три основных типа MDM-систем — подробнее можно прочитать тут.

Централизованная система


Выбирается одна IT система, это может быть как уже имеющаяся IT-система, так и отдельная система управления НСИ. Справочные данные в этой системе будут считаться эталонными, вестись в ней и рассылаться в другие системы. При этом создание и редактирование справочных данных в других IT системах запрещается. Преимуществами такого подхода являются:

  • Простота внедрения;
  • Простота поддержки актуальности и чистоты справочных данных во всех IT – системах, простота администрирования и разграничения прав;
  • Актуальные и чистые справочные данные во всех IT –системах, что позволяет строить чистую локальную отчетность в IT системах.

Но данный метод имеет ряд недостатков — в других системах невозможно создавать и редактировать записи определенные в центральной системе. То есть изменяются внутренние бизнес-процессы компании, что часто нежелательно, а иногда и недопустимо. Так же система неустойчива к обрывам связи и работоспособность критически зависит от текущей доступности центральной системы.

Аналитическая система


В аналитической системе НСИ все элементы НСИ создаются в клиентских системах, откуда отправляются в систему НСИ, где из этих элементов формируется запись справочника НСИ. Это позволяет быстро внедрять систему, внося минимальные изменения в клиентские системы.

Но так как НСИ в отдельно взятой IT-системе ни с чем не синхронизируется, то в самой IT-системе могут быть дубли и отчетность может расплыться, поэтому построение оперативной отчетности затруднено (про локальную отчетность также говорят, что она «грязная» — локальные записи НСИ могут не соответствовать записям в системе НСИ).

Гармонизированная система


Эта система вобрала в себя лучшее из централизованной и аналитической систем. Она позволяет заводить данные в IT-системах, и затем сопоставлять с уже заведенными, умеет искать потенциальные дубли, разрешать конфликты, связанные с одновременным изменением одних и тех же данных в разных IT-системах, синхронизировать НСИ в IT-системах. Таким образом не меняются и не нарушаются бизнес-процессы, минимизируются ручная работа по подготовке отчетности — то есть просто строиться локальная отчетность. Однако данные подход является наиболее дорогим, трудоёмким и требуют серьезной экспертизы для построения, а так же может потребовать модификации клиентских приложений.

Примеры реализации MDM-систем

Примером аналитической системы управления НСИ является Navicon SalesOut, а примером централизованной и гармонизированной – разные конфигурации Navicon MDM.

Индикаторы необходимости внедрения МДМ-систем

Ключевые: необходима интеграция различных систем и единая отчетность на основе этих данных.

Частные предпосылки внедрения на примере с одним из клиентов

Общие индикаторы, при которых стоит задуматься о необходимости упорядочения НСИ, настройки процессов MDM:

  • В первую очередь это наличие или планы по внедрению нескольких ИТ-систем;
  • Потребности в автоматизации сквозных бизнес-процессов (т.е. процессов, в которые вовлечено несколько ИТ-систем) – потребность в интеграции;
  • Потребность в консолидированной отчетности (т.е. в отчетности, использующей данные из нескольких ИТ-систем);
  • Разработка ИТ-стратегии. Многие компании предпочитают решать проблемы с НСИ до их появления. Чем дольше справочные данные велись в ИТ-системах независимо друг от друга, тем сложнее будет в будущем их сверять, чистить, синхронизировать.