Полномочия, функции и обязанности органов опеки и попечительства

В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством – о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних, но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

Функции органов опеки и попечительства

  • учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;
  • создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;
  • обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;
  • защита прав несовершеннолетних;
  • урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;
  • контроль за управлением собственностью и имуществом своих подопечных и некоторые другие.

Функции органов опеки и попечительства направлены, прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также частной собственности этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников. Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.

Полномочия органов опеки и попечительства

Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти. Например, они могут подавать заявления в суды о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..

Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные. То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

Органы опеки и попечительства, их правовой статус и функции.

В соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве», органами опеки и попечительства являются «органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов».

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного и т.д. Таким образом, через органы опеки и попечительства «осуществляется забота государства о гражданах, не обладающих дееспособностью либо обладающих частичной, неполной дееспособностью».

В законе «Об опеке и попечительстве» указывается также, что «полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации».

Органы опеки и попечительства от имени государства осуществляет основные задачи данного института, которые выражаются в защите прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства и граждан, над которыми опека или попечительство уже установлены. А также, органы опеки и попечительства имеют своей задачей осуществлять надзор за опекунами и попечителями и организациями, в которых содержаться недееспособные или не полностью дееспособные граждане и осуществлять контроль за сохранностью имущества таких граждан.

Данный перечень не является исчерпывающим, так как дополнительные задачи органов опеки и попечительства могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации.

Что же касается полномочий данных органов, то их перечень довольно обширен и разнообразен. Он закреплен в ст. 8 закона «Об опеке и попечительстве» и включает следующие положения:

) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

) установление опеки или попечительства;

) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей.

Переходя к вопросу об ответственности органов опеки и попечительства, считаю необходимым заметить, что этот вопрос не слишком подробно урегулирован российским законодательством. Круг возможных нарушений со стороны указанных органов не указан, а формулировка в Законе о вреде очень расплывчата. Но, тем не менее, ответственность все же есть. Согласно ст. 28 закона «Об опеке и попечительстве» вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего законодательству акта органа опеки и попечительства, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Дата добавления: 2015-08-30 ; просмотров: 367 . Нарушение авторских прав

Органы опеки и попечительства

Органы опеки и попечительства: основные положения

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас.

Заявки и звонки принимаются круглосуточно и без выходных дней .

Спасибо, что посещаете наш ресурс «Семейный консультант».

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются Федеральным законом № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 года, а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

Смотрите так же:  Подать в суд на стоматолога

Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах, которые есть у ООП.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес, телефон и время работы.

Задачи органов опеки и попечительства

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

  • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
  • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.

Полномочия органов

В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на установление отцовства;
  • запрос характеристики на родителя;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика сиротства;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

Обязанности при переезде подопечного

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

Вас так же заинтересуют следующие статьи:

Органы опеки и попечительства

Это специальные органы исполнительной власти РФ, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходим уход.

Органы опеки и попечительства, их функции и полномочия

Органы опеки и попечительства – специальные органы исполнительной власти Российской Федерации, работа которых направлена на контроль вопросов, относительно прав детей и других категорий граждан, которым необходима опека или попечительство.

Опека – вид и форма представительства малолетних граждан, не достигших 14 лет, которым по причине возраста необходимо иметь опекунов, законных представителей.

Деятельность органов опеки и попечительства направлена на соблюдение прав и потребностей ребенка. Действия специализированных инстанций ставят целью защиту интересов граждан, пребывающих под опекой. Основные правила в области опеки и попечительства регламентируются нормами законов и нормативно-правовых актов.

Официальный опекун имеет право от имени подопечного совершать различные действия, значимые с юридической точки зрения, в рамках закона.

Попечительство – вид и форма представительства, которая относится к гражданам от 14 до 18 лет, подразумевает необходимость наличия попечителя, как опоры в реализации прав несовершеннолетнего. Попечитель должен оказывать содействие в реализации законных прав и обязанностей подопечных. В обязанности попечителя входят действия, которые оберегают вверенное ему лицо от негативных влияний.

Основные цели существования институтов опеки и попечительства: защита, воспитание несовершеннолетних, предоставление им образования, помощь в реализации прав и обязанностей.

Обратиться в специализированные органы можно по месту жительства. Если имеет место признание гражданина недееспособным, судебные инстанции обращаются в органы опеки и попечительства. Обращение должно поступить не позднее, чем в течение ближайших 3 дней после вынесения решения суда.

  • Задачи, которые выполняют органы опеки и попечительства и направления работы:
  • Защита прав и интересов граждан, которые по ряду причин нуждаются в опеке.
  • Надзор и контроль процедуры принятия опеки или попечительства.
  • Контроль деятельности официально назначенных опекунов и попечителей.
  • Защита и контроль над управлением имуществом граждан, которые передаются под опеку или попечительство.
  • Надзор над организациями, которые работают с несовершеннолетними: образовательные учреждения, больницы, организации, которые оказывают социальные услуги.

Функции органов опеки и попечительства сосредоточены на защите прав несовершеннолетних, которые попали под опеку или попечительство. В рамках своих обязанностей, органы опеки и попечительства имеют право на:

  • Проведение контроля условий жизни лица, которое передано под опеку или попечительство;
  • Надзор за действиями опекунов и попечителей с целью защиты прав несовершеннолетних;
  • Защиту принципа целостности и сохранности имущества подопечного;
  • Контроль над выполнением обязанностей, которые предписаны попечителям и опекунам, согласно закону РФ.

Надзор и контроль может быть осуществлен по месту проживания:

  • Опекунов или попечителей;
  • Подопечного.

Официальное назначение опекуна требует издания специального документа, согласно которому лицо приобретает определенные права и обязанности по отношению к подопечному. Документ может включать пункты, которые ограничивают действия опекуна. Главное – соблюдение интересов подопечного.

Полномочия органов опеки и попечительства включают право органов опеки на установление специфических требований к опекунам или попечителям. Обязательные индивидуальные требования касаются защиты интересов подопечного и не должны противоречить нормам права.

Обязанностями органов опеки является осуществление действий, относительно защиты прав несовершеннолетних подопечных. Если имеется факт нарушения прав подопечных, органы опеки и попечительства обязательно должны принять меры для устранения данного нарушения. Принимая меры, уполномоченные органы должны уведомить об этом лицо, против которого направлены данные меры.

Основные задачи органов опеки и попечительства

Задачи органов опеки и попечительства регламентированы нормами Семейного кодекса РФ. Согласно положениям закона, органы, которые осуществляют контроль в рамках попечительства и опекунства должны выполнять такие основные задачи:

  • Защита прав граждан, которые нуждаются в опеке и попечительстве.
  • Защита интересов подопечных.
  • Контроль деятельности опекунов и попечителей с целью выявления нарушений и устранения их.
  • Надзор за организациями, которые имеют отношение к защите и реализации прав подопечных.
  • Защита имущества подопечных и законного права на распоряжение и владение этим имуществом.
  • Контроль над работой организаций медицинской и образовательной направленности.

Кроме перечисленных основных задач, полномочия органов опеки и попечительства могут быть расширены, на них могут быть возложены и другие обязанности и права в рамках действующего законодательства, если есть необходимость принять меры для защиты прав подопечного.

Условия назначения опеки и попечительства

Ответственность органов опеки и попечительства регламентируется нормами права, которые также устанавливают порядок передачи несовершеннолетнего под опеку или попечительство. Опекун или попечитель назначается, если ребенок, не достигший возраста 18 лет, потерял родителей по разным причинам. Целями и принципами опеки являются:

  • Защита законных прав гражданина.
  • Обеспечение необходимым для реализации своих прав на образование.
  • Содержание ребенка, который остался без родителей.
  • Защита интересов ребенка.
Смотрите так же:  Какие льготы имеют пенсионеры в москве в 2019 году

Опека устанавливается для ребенка возрастом до 14 лет, попечительство – от 14 до 18 лет. Назначение опекуна или попечителя необходимо, если:

  • Лицо недееспособно.
  • Лицо имеет не полную дееспособность.

Согласно закону, письменное заявление от лица, которому назначают попечителя, не требуется, но согласие является обязательным.

Чтобы стать опекуном или попечителем, необходимо собрать этот пакет документов и подать его в уполномоченные органы опеки:

  • Заявление, написанное по определенной форме, в котором излагается просьба назначения опекуном.
  • Справка, которая подтверждает размер зарплаты – берется по месту работы.
  • Документ, который подтверждает жилищные условия.
  • Справка о том, что у лица, выразившего желание стать опекуном или попечителем, нет судимости.
  • Копия документа, подтверждающего факт вступления в брак.
  • Медицинская справка о состоянии здоровья.
  • Согласие членов семьи, которым уже исполнилось 18 лет – подается в письменной форме.
  • Документ, который подтверждает факт готовности лица принять на себя обязанности опекуна или попечителя.
  • При наличии – пенсионное удостоверение (копия).
  • Автобиография.
  • Документ, который подтверждает личность лица, которое претендует на роль опекуна или попечителя.

Права кандидата на опекунство:

  • Получить основную информацию о ребенке.
  • Получить данные о родственниках ребенка.
  • Ознакомиться с состоянием здоровья ребенка, его индивидуальными особенностями здоровья.
  • Заказать независимое медицинское обследование ребенка.

Если гражданин имеет намерение стать опекуном, ему необходимо:

  • Познакомиться с ребенком.
  • Подтвердить письменное ознакомление с состоянием здоровья ребенка.
  • Ознакомиться со всей документацией, которая касается ребенка.

Опекунами могут стать лица, которые являются полностью дееспособными, достигли 18 лет, в отношении их нет документа, лишающего родительских прав.

Основные факторы назначения опекуном или попечителем:

  • Личностные, моральные качества.
  • Отсутствие вредных привычек.
  • Способность выполнение обязанности опекуна.
  • Отношения с ребенком.
  • Отношение к факту установления опекунства членов семьи кандидата.
  • Благосостояние кандидата.
  • Желание претендента стать опекуном.

Факторы, которые не позволяют быть опекуном:

  • Лишение родительских прав.
  • Состояние здоровья, которое не позволяет в полной мере выполнять обязанности опекуна.
  • Лица, зависимые от алкоголя или наркотиков.
  • Лица, которые имели судимость.
  • Граждане, которые состоят в отношениях с лицом своего пола.

После подачи документов орган опеки осуществляет проверку кандидата на роль опекуна или попечителя – в течение 15 дней с момента предоставления документов. По завершении периода проверки, органы опеки принимают решение относительно кандидата. В случае отказа необходимо предоставить объяснение причин и объяснить процедуру обжалования данного решения.

Меры, принимаемые органами опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы, наделенные специальными полномочиями в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Органы имеют право применять все законные, доступные меры в целях защиты ребенка, пребывающего под опекой или попечительством или передаваемого под опеку по причинам потери родителей.

Органы опеки могут осуществлять действия в направлении поиска опекунов для ребенка, создавать условия для реализации прав и обязанностей в рамках полномочий данных органов исполнительной власти. Также осуществляется контроль и надзор за организациями, которые имеют отношение к процессу опекунства, защите прав детей. В рамках деятельности органом опеки лежит создание единой базы данных, в которую внесены дети, лишенные опеки.

Основные задачи и функции отдела опеки и попечительства

Основные задачи отдела

1. Обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье.

2. Обеспечение приоритета семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов несовершеннолетних.

4. Обеспечение защиты имущественных и личных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

Основные функции отдела

Отдел опеки и попечительства:

1. Организует выявление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проводит в течение трех дней со дня получения сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, обследование условий их жизни, устанавливает факт отсутствия родительского попечения и ведет учет таких детей.

2. Временно, до устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исполняет обязанности опекуна (попечителя).

3. Обеспечивает устройство ребенка в течение одного месяца со дня поступления сведений об отсутствии родительского попечения, а при невозможности передать ребенка на воспитание в семью — направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в орган исполнительной власти Челябинской области для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

4. Устанавливает опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

5. Передает детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в приемную семью.

6. Осуществляет контроль за условиями содержания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от форм их устройства.

7. Дает согласие на исключение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общеобразовательного учреждения.

8. Принимает меры по защите жилищных прав, сохранности имущества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дает предварительное разрешение на совершение сделок с жилыми помещениями и иным имуществом таких несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

9. Назначает представителя для защиты прав и интересов детей в случае разногласий между родителями и детьми.

10. Обращается в суд с исками:

— о лишении родительских прав;

— об ограничении родительских прав;

— о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей к их родителям;

— об устранении препятствий к общению с близкими родственниками;

— об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами.

11. Принимает участие в рассмотрении судом дел:

— о лишении родительских прав;

— об ограничении родительских прав;

— о восстановлении в родительских правах;

— о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;

— об установлении усыновления (удочерения) детей;

— об отмене усыновления (удочерения) детей;

— по защите других прав и интересов несовершеннолетних, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

12. Предоставляет суду акт обследования условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, основанное на нем заключение по существу вопроса.

13. Участвует в принудительном исполнении решений суда, связанным с отобранием ребенка у родителей (одного из них) и передачей его другому лицу.

14. Немедленно отбирает ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью.

15. Разрешает разногласия родителей относительно имени и фамилии ребенка при отсутствии соглашения между ними, изменения имени ребенка, а также изменения присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

16. Принимает решения о снижении брачного возраста.

17. Дает согласие на установление отцовства в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

18. Разрешает при обращении родителей (одного из них) возникшие между ними разногласия по вопросам воспитания и образования детей.

19. Получает согласие ребенка, достигшего возраста десяти лет, в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

20. Оказывает гражданам необходимую помощь по вопросам опеки и попечительства, охраны прав и интересов несовершеннолетних.

21. Рассматривает документы, представленные лицами, желающими установить опеку (попечительство) над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, готовит по ним заключение о возможности быть опекуном (попечителем).

22. Осуществляет постановку на учет граждан в качестве кандидатов в опекуны (попечители).

23. Назначает выплату денежных средств на содержание подопечного в порядке, размерах и на условиях, предусмотренных законодательством РФ и Челябинской области.

24. Выдает разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцатилетнего возраста в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

25. Выдает опекунам (попечителям) предварительное разрешение на расходование доходов подопечного в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

26. Определяет в необходимых случаях управляющего недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключает и расторгает с ним договор о доверительном управлении этим имуществом.

27. Выдает предварительное разрешение опекуну и управляющему недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного совершать, а попечителю – давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его в наем (аренду), безвозмездное пользование или залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей.

28. Осуществляет контроль за деятельностью опекуна (попечителя).

29. В случаях ненадлежащего исполнения опекуном (попечителем) возложенных на него обязанностей, в том числе использование им опеки (попечительства) в корыстных целях, а также оставления подопечного без надзора и необходимой помощи, отстраняет их от исполнения этих обязанностей и принимает необходимые меры для привлечения виновного гражданина к ответственности, установленной законодательством РФ.

30. Освобождает опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей.

31. Дает разъяснения по вопросам, связанным с усыновлением (удочерением) детей.

32. Принимает заявления от граждан РФ, желающих усыновить (удочерить) детей.

33. Составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка, для подготовки заключения о возможности быть усыновителем.

34. Готовит в течение пятнадцати рабочих дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами заключение о возможности быть усыновителем.

35. Осуществляет при положительном заключении о возможности быть усыновителем постановку граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители.

Смотрите так же:  Расписка для налоговой при продаже квартиры

36. Представляет информацию о детях, которые могут быть усыновлены (удочерены), выдает направление на посещение ребенка по его фактическому месту нахождения.

37. Готовит заключение об обоснованности усыновления (удочерения) и о его соответствии интересам усыновляемого (удочеряемого) ребенка.

38. Содействует созданию приемных семей, осуществляет подбор граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.

39. Принимает заявления от граждан, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, обследует их условия жизни.

40. Готовит заключение об их возможности быть приемными родителями.

41. При положительном заключении подбирает ребенка, который может быть передан на воспитание в приемную семью, представляет гражданам, желающим взять ребенка на воспитание в приемную семью, информацию о нем и выдает направление для посещения ребенка по его фактическому месту нахождения.

42. Получает согласие администрации учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на передачу ребенка на воспитание в приемную семью.

43. Заключает договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

44. Принимает от приемных родителей сведения о расходовании денежных средств, выплачиваемых на содержание приемного ребенка.

45. Расторгает в случаях, установленных законодательством РФ, договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью.

46. Осуществляет защиту прав и законных интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в том числе в судах.

47. Содействует в организации медицинского освидетельствования (переосвидетельствования) интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.

48. Содействует в устройстве лиц, нуждающихся в защите государства, на стационарное социальное обслуживание в государственные учреждения.

49. Принимает решение о назначении:

— лицу, признанному судом недееспособным или ограниченно дееспособным, опекуна (попечителя) с согласия последнего;

— совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, попечителя (помощника).

50. Принимает решение о распоряжении имуществом и доходами лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, при определении его в психиатрическое или психоневрологическое учреждение.

51. Дает разрешение на совершение опекуном (попечителем) сделок по отчуждению имущества лица, в отношении которого установлена опека (попечительство).

52. Осуществляет надзор за деятельностью опекунов (попечителей) недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также попечителей (помощников).

Органы опеки и попечительства задачи и функции

Органы опеки и попечительства: понятие, цели, задачи и функции

Как устанавливает ст. 121 п. 2. СК РФ: органы опеки и попечительства в России — это орган государственной исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции по опеке и попечительству. Вопросы организации и деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются законами субъектов РФ, СК РФ, ГК РФ». До 1 января 2008 года — это орган местного самоуправления.

Следовательно, правовое положение органов опеки и попечительства регулируется актами субъектов РФ (например, Постановление Администрации Красноярского края «Об утверждении Примерного положения об органах опеки и попечительства в Красноярском крае»). Об организации работы по опеке и попечительству в Красноярском крае : Закон Красноярского края в ред. от 29.01.2009 [Текст] // Красноярский рабочий от 15.11.1997. — №218-219.

В связи с опекой и попечительством основными функциями (полномочиями) названных органов являются (ст. 8 Закона об опеке): выявление детей, оставшихся без родительского попечения, подбор и назначение опекунов или попечителей, осуществление надзора за деятельностью названых лиц и др. По сути дела, эти функции и составляют основу юридической процедуры организации опеки и попечительства.

Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об опеке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством РФ, ряд полномочий органов опеки и попечительства (по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах) могут выполнять отдельные юридические лица: образовательные и медицинские организации и др.

Обязанности и права органа опеки и попечительства распространяются на сферу взаимоотношений связанных в первую очередь с опекой и попечительством над несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, а также совершеннолетними недееспособными (ограниченно дееспособными) лицами.

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:

1) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;

2) защита их прав и интересов, осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием этой категории несовершеннолетних;

3) защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов.

В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:

— организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, могут заключать договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату, ведут учет детей, в отношении которых установлен социальный патронат;

— проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

— дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу усыновления (удочерения);

— осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

— подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя;

— ведут учет лиц, в отношении которых установлены опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание;

— в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов, подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;

— готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в установленном порядке и размере;

— участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;

— осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

— проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;

— обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;

— осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности — в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

— осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи;

— проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;

— оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;

— дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

— дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

— разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;

— возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам;

— дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;

— проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;

— участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном СК РФ;

— готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;

— привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;

— рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;

— предоставляют сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью в соответствии с законодательством РФ, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в срок, установленный СК РФ.

К функциям органов опеки и попечительства относятся также урегулирование споров между родителями, отнесённых к компетенции органов опеки (споры о воспитании детей, об установлении имени ребёнка и некоторые другие), контроль за управлением имуществом подопечных и некоторые другие вопросы. Так, российское законодательство защищает права несовершеннолетних детей и при проведении сделок с недвижимостью, в том числе и ипотечных сделок. Такая защита приводит к ограничениям при проведении сделок и необходимости совершать дополнительные действия, которые заключаются в необходимости согласования сделки с органами опеки и попечительства.