Статья 13. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

Статья 13. Полномочия органов прокуратуры Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью

Органы прокуратуры Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», осуществляют надзор за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и вправе обращаться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Компетенция органов прокуратуры

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура осуществляет:

  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов Российской Федерации среди прочих возложены полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня.

В компетенцию прокурора города Москвы, как прокурора субъекта Российской Федерации, входит рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина государственными органами (учреждениями) города Москвы.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Основной рекомендацией для граждан в случае нарушения их прав обратиться непосредственно в тот орган или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Данное требование к гражданину закреплено ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Полномочия органов прокуратуры

Задачами органов прокуратуры являются обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В связи с этим на прокуратуру города Севастополя и подчиненные ей прокуратуры возложены полномочия по:

— надзору за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами

исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления, контроля, их

должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам

издаваемых ими правовых актов;

— надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными органами и их должностными лицами;

— надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

— надзору за исполнением законов судебными приставами;

— надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказаний;

— координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

— участию в рассмотрении дел судами;

— рассмотрению жалоб и обращений;

Осуществляя свои полномочия, органы прокуратуры Севастополя ведут деятельность независимо от органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений, в строгом соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура действует гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне, и информирует органы государственной власти и местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

28.1. Полномочия прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации — это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред.

Обеспечивая верховенство закона, единство и укрепление законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Смотрите так же:  Приказ 183 предметно-количественный учет

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Полномочия и задачи прокуратуры Российской Федерации

Указом Президента Российской Федерации от 29.12.1995 № 1329 установлен День работника прокуратуры Российской Федерации, ежегодно он отмечается 12 января. Эта дата выбрана не случайно, именно в этот день в 1722 году указом императора Российской империи Петра I был учрежден пост генерал-прокурора и возник институт российской прокуратуры.

В задачи ведомства входил контроль за деятельностью государственных органов власти и надзор за исполнением царских указов. В конце XVIII в. полномочия прокуратуры были расширены, генерал-прокурор получил контролирующие функции над органами юстиции и финансов.

Позднее в полномочия прокурорского надзора переданы органы следствия. Сотрудники ведомства стали принимать участие в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел.

Основными направлениями деятельности прокуратуры СССР являлись надзор за исполнением законов госорганами, учреждениями и гражданами СССР, борьба с преступностью, в том числе с расхищением социалистической собственности, привлечение к уголовной ответственности и расследование преступлений, поддержка обвинения в суде.

В настоящее время деятельность прокуратуры регулируется Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В статье 1 названного закона определены основные полномочия ведомства: прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями, исполняющими наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях; прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами; прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти и осуществляет свои полномочия независимо от всех государственных органов и должностных лиц. Генеральный прокурор не подотчетен Федеральному собранию и Президенту Российской Федерации. Вместе с тем, он представляет парламенту и главе государства ежегодный доклад о состоянии законности и правопорядка и о проделанной работе по их укреплению.

Органы прокуратуры рф полномочия

Организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации регламентируются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

• надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• надзор за исполнением законов судебными приставами;

• надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

• уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

• координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

• возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.

Проверки исполнения законов проводятся прокурором на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

• освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

• опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

• вносит представление об устранении нарушений закона.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Смотрите так же:  Мировой суд города белебея

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

В соответствии с Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. На этом основании обращения, подлежащие разрешению другими органами и организациями, в течение 7 дней со дня регистрации направляются по принадлежности с одновременным извещением об этом заявителей и разъяснением принятого решения.

Прокуратура РФ, ее система и полномочия

Главная > Реферат >Государство и право

Реферат по правоведению.

На тему: Прокуратура РФ, ее система и полномочия.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления и общественных объединений и не относится ни к одной из ветвей власти.

2 Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры

3. Система, структура и порядок образования органов прокуратуры

4 Основные полномочия прокуроров

5 Классные чины

6. Кадры органов прокуратуры

8. Список использованной литературы

Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Нормативным источником для деятельности органов прокуратуры до 1992 года являлся во всех союзных республиках общесоюзный закон о прокуратуре СССР, в союзных республиках в силу строгой централизации органов прокуратуры не было своих республиканских законов о прокуратуре. С принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992 г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных . Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях катастрофического роста преступности в РФ , в том числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства — неотвратимости наказания за совершенное преступление.

Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат принципы организации и деятельности органов прокуратуры , содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.

Закон «О прокуратуре Российской Федерации» сохранил традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора и основные направления деятельности органов прокуратуры, тем не менее каждое из них претерпело определенную трансформацию.

Следует иметь в виду, что в процессе реализации судебной реформы и дальнейшего совершенствования всех отраслей права невозможно обойтись без глубокого и обстоятельного познания всех нововведений в законодательстве.

2.Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,

за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие,

за исполнением законов судебными приставами,

за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

другие направления деятельности прокуратуры:

— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно – процессуальным законодательством;

— координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

— участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

Нужно отметить, что прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности.

Деятельность прокуратуры строится на определенных принципах, среди которых можно выделить принципы единства, централизации, независимости от федеральных и местных органов и гласности; ст. 4 Закона о прокуратуре: » Принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации:

1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее — органы прокуратуры) и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. Органы прокуратуры:

осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами;

действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

Смотрите так же:  Образец заявления на акт сверки

информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности.

3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее — прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.

4. Прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры не допускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений.

5. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной, оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной и творческой».

Единство и централизация органов прокуратуры состоят в том, что эти органы представляют собой единую систему, возглавляемую Генеральным прокурором РФ. Этот принцип означает единство целей и задач, стоящих перед прокуратурами всех звеньев, и определяется общностью форм и методов, способов осуществления надзора за исполнением законов, единством средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению нарушений закона. Принцип единства определяет положение о том, что вышестоящий прокурор вправе передать свои полномочия нижестоящему прокурору, а также принять на себя полномочия нижестоящих прокуроров.

Независимость прокуратуры от местных органов означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям. В деятельности по надзору за исполнением законов приоритет отдается законам Российской Федерации, а также единообразному их пониманию и толкованию.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что прокуратура, как и другие правоохранительные органы, осуществляет свои функции не изолированно от общественности. В Законе говорится, что органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод граждан, а равно государственной и иной охраняемой законом тайне.

Конечно же, нельзя забывать и о принципе законности, сформулированном в статьях Конституции РФ. В соответствии с ним законы и приравненные к ним акты должны неуклонно исполняться всеми государственными и иными организациями, должностными лицами и гражданами. При осуществлении своих полномочий органы прокуратуры действуют в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик, Законом о прокуратуре, другими законодательными актами, действующими на территории РФ и, конечно же, международными и межгосударственными договорами.

Хочется упомянуть об особом направлении в деятельности прокуратуры.

С момента принятия Закона о прокуратуре потеряло значение отрасли надзора и стало считаться особым направлением деятельности прокуратуры участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Это связано с проведением в жизнь принципа разделения властей и с тем, что органы, осуществляющие судебную власть, самостоятельны и в своей деятельности не поднадзорны никаким другим органам государства.

Нужно отметить, что суд и прокуратура при рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел в суде руководствуются сходными задачами: вынесения законного и обоснованного приговора или решения, обеспечение прав и законных интересов участников судебного разбирательства. Прокурор способствует выполнению этих задач в соответствии с принципом состязательности.

Прокурор считается участником судебного разбирательства, но из-за специфики своей деятельности он, прежде всего, способствует исполнению требований закона, о всестороннем, полном, объективном и своевременном разбирательстве дела.

В уголовном процессе прокурор выступает в роли государственного обвинителя. Он принимает участие в допросе подсудимого, потерпевшего, свидетелей, в исследовании заключения экспертов и вещественных доказательств. Он участвует в прениях по уголовному делу, выступая с обвинительной речью. Объективность и независимость прокурора в суде подчеркивает установленная законом возможность для прокурора отказаться от поддержания государственного обвинения.

После постановления судом приговора прокурор обязан принять в установленном законом порядке меры по исправлению ошибок, если они были допущены. Кроме того, он должен проверить своевременность обращения приговора к исполнению.

Участвуя в судебном разбирательстве гражданских дел, прокурор наделен рядом полномочий, которые специфичны именно для него: право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и интересов других лиц; вступить в дело в любой стадии процесса; давать заключения с точки зрения закона по существ рассматриваемого дела; знакомиться с материалами гражданского дела, даже если он не участвовал в процессе, и т.д. Обязательность участия прокурора в суде по гражданским делам определяется его усмотрением и приказами Генерального прокурора.

Важнейшим полномочием прокурора, которым он обладает вне зависимости от того участвовал он или нет в рассмотрении конкретного уголовного или гражданского дела, является принесение протеста на незаконное или необоснованное решение суда. Протесты прокурора подразделяются на кассационные, протесты в порядке надзора и частные. Прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции вправе приносить в вышестоящий суд кассационный или частный протест на незаконное или необоснованное судебное решение. При этом помощник прокурора, прокурор управления или отдела могут приносить протест только по тому делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Если даже приговор, решение, определение или постановление суда вступили в законную силу, все равно прокурор в пределах своей компетенции в праве истребовать из суда любое такое дело или категорию дел. Если обнаруживается, что истребованное судебное решение является незаконным или необоснованным, прокурор (начиная с должности прокурора края, области и приравненных к ним прокуроров) приносит протест в порядке судебного надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору. Протест на перечисленные судебные решения может быть отозван прокурором, принесшим его, до начала рассмотрения его судом. В дальнейшем, при рассмотрении дела по протесту прокурора, он принимает в нем участие.

Указом Президента РФ от 20 октября 1993 г. введено еще одно направление прокурорской деятельности — координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Это направление на прямую связано с ростом преступности в стране и необходимостью усилить борьбу с нею. Органы прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами изучают современную динамику, состояние и причины преступности, разрабатывают и проводят согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений. У прокуратуры появилась возможность влиять на формирование следственной практики, независимо от ведомственной подчиненности органов дознания и предварительного следствия, обращая особое внимание на борьбу с организованной преступностью.