Содержание статьи:

Можно ли застраховать машину, если я не собственник? ОСАГО при покупке и продаже подержанного автомобиля. Страхование нового автомобиля без номеров

Сегодня собственники автомобилей далеко не всегда являются их реальными владельцами. Машина зачастую приобретается одним человеком, а управляет ею совсем другой (кто-то из родственников, жена, ребенок и т.д.). Во время оформления документов по обязательному автострахованию у многих людей возникает вопрос: существует ли возможность оформления ОСАГО не собственником? Далее мы рассмотрим такую возможность при покупке, продаже и переоформлении авто.

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» характеризует страхователя, как лицо, заключающее договор страхования со страховщиком (ст. 1, п. 6). То есть под страхователем в этой ситуации понимается тот человек, который оплачивает страховку, а также вносит требуемые изменения в полис в дальнейшем — указывает новых водителей, изменяет сроки использования, делает запрос о выдаче дубликата и пр. Страхователь не обязан быть владельцем ТС, иметь доверенность или же быть вписанным в документ. Страховую выплату получает всегда собственник машины.

В соответствии с указанным выше законом один человек может являться владельцем ТС, другой — быть страхователем, а третий — осуществлять управление транспортным средством. Все, что должен сделать страхователь, это предоставить достоверные сведения для заключения договора и подсчета страховой премии, включая действительные документы или же их ксерокопии (права, паспорт, документы на машину), а также в обязательном порядке добавить в полис информацию о возникающих изменениях, если таковые произойдут. Собственник и страхователь при оформлении полиса являются разными лицами (в бланке для них предусмотрены 2 отдельные графы).

Как оформить полис ОСАГО при покупке подержанного автомобиля

Если вы купили подержанный авто, то полис вам необходимо оформлять даже тогда, когда данные услуги были оформлены предыдущим владельцем и срок страховки еще действует. При приобретении транспортного средства с рук, оформление должно осуществляться в течение 10 суток после совершения покупки.

Федеральный закон «Об обязательном страховании», ст. 4, п. 2.

За несоблюдение данных правил предусмотрены штрафы, указанные в таблице.

Вписать в страховку ОСАГО еще одного водителя

Вписать в страховку ОСАГО еще одного водителя, ранее в нее не вписанного, об этом пойдет речь в настоящей статье. Как это сделать, куда необходимо обращаться и сколько это стоит узнаете дочитав статью до конца.

Любой страховщик по обоюдному желанию может изменить условия договора страхования, если это не противоречит действующему законодательству.

Вписать любое количество лиц в страховку ОСАГО Вы можете, обратившись в страховую компанию, с которой у Вас заключен договор. Тут следует отметить, что Вы не можете самостоятельно вписывать никого в полис.

Одностороннее изменение условий договора запрещено действующим законодательством. Более того, если возникнет страховой случай, Вы не только не получите выплаты страхового возмещения, но и можете быть привлечены к уголовной ответственности за подделку документов.

Для чего необходимо вписать в страховку ОСАГО других лиц?

Многих людей волнует вопрос, а для чего необходимо вписать еще одного человека в страховку ОСАГО. Вроде бы есть страхователь, есть выгодоприобретатель, есть страховщик, зачем проводить лишние манипуляции. Тут следует обратиться к действующему законодательству, согласно которого в случае причинения ущерба в результате ДТП, ответственность за него в части материальной компенсации лежит на страховщике.

В соответствии со ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за действия источника повышенной опасности несет владелец этого источника. Если же автомобилем управлял другой человек, но он вписан в страховой полис, то страховщик уведомлен о том, что иное лицо может управлять автомобилем, а соответственно условия договора не нарушены.

Если же автомобилем управляло лицо, не вписанное в полис ОСАГО, то страховщик вправе отказать в выплате страхового возмещения, боле того, на нарушителя будет наложен административный штраф. Соответственно, можно сделать однозначный вывод, что оптимальным решением будет вписать в полис еще одно лицо или несколько лиц, тем более, что данная процедура весьма проста и не требует много времени.

Как вписать в полис ОСАГО еще одного человека?

Если Вы хотите вписать в страховку ОСАГО еще одно лицо то необходимо обратиться непосредственно в свою страховую компанию, предоставив туда:

Документ, удостоверяющий личность страхователя;

Полис ОСАГО, в который необходимо внести изменения;

Паспорт и водительское удостоверение лица, которого планируется вписать в полис;

Доверенность на представление интересов и паспорт представителя (если Вы обращаетесь не лично).

В офисе страховщика Вам выдадут форму заявления, которую необходимо будет заполнить. Если у Вас нет времени для написания заявления в офисе страховщика, то Вы можете его написать дома в свободной форме, предварительно уточнив по телефону нет ли в заявлении специальных формулировок.

Многих людей волнует вопрос необходимости личного присутствия в офисе страховщика. Ни один законодательный акт не содержит такого требования, однако обратной оговорки тоже нет. Именно поэтому, страховщики требуют обязательного присутствия страхователя либо его представителя по доверенности. При этом доверенность должна быть оформлена нотариально, что вполне резонно.

Как вносятся изменения в полис ОСАГО?

Четкой законодательной регламентации данной процедуры нет, поэтому страховые компании при обращении с просьбой вписать другое лицо в полис ОСАГО используют общие правила, касающиеся договорных обязательств. Это означает, что, либо представитель страховщика вносит изменения в действующий полис, ставит на них подпись и печать, либо изымает у страхователя полис, уничтожает его, а взамен дает новый с внесенными изменениями.

Заметим, что законодатель не ограничил количество лиц, вписанных в полис ОСАГО. Однако, если исходить из стоимости услуг по внесению дополнительного числа лиц, целесообразнее будет приобрести полис без ограничения количества лиц, вписанных в него. Таким образом Вы сможете существенно сэкономить.

Если же Вы точно знаете, что больше никто не будет вписан в страховку, а страховщик настаивает на приобретении полиса без ограниченного числа лиц, то Вы имеете право отказаться.

Более того, Вы вправе написать жалобу на такого страховщика в соответствующие инстанции (полиция, прокуратура, РСА, Общество по защите прав потребителей). Закон на Вашей стороне, однако многие просто этого не знают, чем и пользуются некоторые безответственные представители страховых компаний.

Надо ли платить и сколько это стоит?

Платить придется Вовсе не потому что страховщики хотят на Вас заработать побольше денег, а потому что с каждым вписанным в полис лицом увеличивается риск страховой компании.

Стоимость внесения изменения зависит от стажа вождения без аварий и возраста лица, которое будет вписано в полис. Если человеку больше 22 лет, а стаж безаварийного вождения равен трем годам, то скидка будет весьма существенной. Если же водителю меньше 22 лет и стаж безаварийного вождения у него меньше трех лет, то скидка на него распространяться не будет.

Вот в принципе и все, что мы хотели поведать Вам о том, как вписать другое лицо в страховку ОCАГО.

Напоследок хочется отметить, что сервис на рынке страховых услуг сегодня отличный. Многие страховые компании принимают клиентов не только в офисах, но и готовы выслать своих представителей для оформления изменений в любое удобное для страхователя место и время. Сама процедура занимает не более 20 минут.

Так что не стоит рисковать. Лучше воспользоваться возможностью, предоставленной страховщиком и вписать в полис дополнительных лиц, если таковые имеются.

Смотрите так же:  Льготы для военнослужащих участников боевых действий

Какой ущерб страховая компания обязана возместить по ОСАГО и в каких случаях она может отказать?

Каждый пострадавший в ДТП гражданин вправе рассчитывать на компенсацию понесённых потерь. Затем и существует обязательное страхование автогражданской ответственности. Однако даже этот закон защищает пострадавших отнюдь не во всех ситуациях.

Страховой случай

Закон гласит, что страховыми событиями по ОСАГО являются случаи, когда вследствие эксплуатации транспорта был причинён имущественный ущерб или вред здоровью либо жизни человека.

Можно рассчитывать на выплату, если водитель причинил вред чужому здоровью, а равно жизни другого человека в процессе эксплуатации транспорта. Повреждение чужого имущества также является страховым событием.

Однако мало кто знает, что ОСАГО покрывает любой имущественный ущерб, а не только повреждение транспорта. В числе прочего к страховым событиям относятся происшествия, в результате которых повреждены:

  • Дом или другие строения.
  • Забор либо ограда.
  • Объекты дорожной инфраструктуры.
  • Личные вещи граждан.

Также имущественным ущербом считаются случаи причинения вреда домашним, сельскохозяйственным либо диким животным. При этом хозяин сбитого животного получит выплату, только если виновником происшествия будет признан водитель.

Возмещение ущерба в рамках договора ОСАГО возможно, если установлен виновник происшествия. Естественно, у него непременно должна быть действующая страховка, иначе потерпевший останется без страхового возмещения.

Ответственность за аварию может быть возложена на водителя исключительно государственными органами, в частности судом или дорожной полицией. Решение органа власти непременно оформляется в документальном виде.

Если виновник происшествия признает, что спровоцировал аварию, то допускается оформление документов без участия инспектора дорожной полиции. Для урегулирования убытка без справок необходимо соблюсти ряд дополнительных требований.

Когда платит РСА?

Объединение отечественных автостраховщиков занимается регулированием отношений между страховыми компаниями в рамках системы ОСАГО. В ведении специалистов РСА находится фонд компенсационных выплат. Именно из него берут деньги для возмещения ущерба по обязательствам страховых компаний, лишенных лицензии.

Если страховщик вот-вот обанкротится или у него отняли лицензию, РСА возмещает имущественный ущерб, причинённый клиентом такой компании. Кроме того, союз автостраховщиков обязан возмещать вред здоровью либо жизни пострадавшего в аварии, когда:

  • Происшествие спровоцировал неустановленный водитель.
  • Виновник аварии не имеет действительного полиса ОСАГО.

При этом максимальная величина компенсации установлена в пределах действующих страховых сумм. То есть итоговая выплата каждому потерпевшему ограничена следующими значениями:

  • Полмиллиона рублей – вред жизни или здоровью.
  • Четыреста тысяч рублей – имущественный ущерб.

Таким образом, можно получить возмещение даже после отзыва лицензии страховой компании виновника.

Вред здоровью возмещается в любом случае, в частности когда авария спровоцирована неустановленным лицом.

Дополнительные расходы

Потерпевшие вправе получить возмещение косвенных расходов, связанных со страховым событием. В частности, страховщик обязан компенсировать транспортные расходы потерпевшего, если поврежден не транспорт, а какое-либо иное имущество.

К таким расходам относится оплата доставки на место проведения восстановительных работ и обратно повреждённого имущества и бригады ремонтников. Также страховая компания обязана оплатить доставку запчастей и материалов, необходимых для ремонта.

Если же поврежден транспорт, его собственник может рассчитывать на оплату эвакуатора и стоянки. Однако желательно заранее согласовывать такие расходы со страховщиком, иначе их вряд ли компенсируют в добровольном порядке.

При наличии пострадавших страховщик обязан возместить расходы на их доставку в медицинское учреждение. Естественно, при этом могут потребоваться доказательства обоснованности таких затрат.

Когда точно откажут?

Страховщики почти всегда обязаны платить, ведь они практически не имеют оснований для отказа. Однако в ряде случаев потерпевшему всё же могут обоснованно отказать в выплате. Страховая компания точно не возместит ущерб, причинённый при наличии следующих обстоятельств.

  • Воздействие радиации, радиоактивное заражение, а равно ядерный взрыв.
  • Военные действия, войсковые манёвры, учения и иные мероприятия.
  • Народные волнения, а равно гражданская война.
  • Воздействие непреодолимой силы.
  • Умысел потерпевшего.
  • Забастовка.

Кроме того, страховщик откажет в возмещении, если ущерб причинён вследствие использования транспорта в испытаниях либо соревнованиях, а равно при обучении вождению на специализированных полигонах.

Вне зависимости от обстоятельств происшествия не возмещается упущенная выгода и моральный вред. Наряду с этим не подлежит возмещению ущерб транспорту виновника аварии либо прицепу к нему, а равно дополнительному оборудованию.

Также страховщик непременно откажется оплачивать за водителя-виновника:

  • Убытки предприятию в результате вреда его работнику.
  • Ущерб вследствие работ по погрузке или разгрузке.
  • Повреждение по вине водителя перевозимого им груза.
  • Загрязнение окружающей среды.

Отдельного внимания заслуживают случаи причинения ущерба, подпадающие под действие других обязательных видов страхования.

Потерпевшему откажут в выплате по «автогражданке», если полученный ущерб подлежит возмещению в рамках иной обязательной страховки.

В частности, это правило действует, когда вред причинён следующим категориям лиц:

  • Пассажиры общественного транспорта, включая автомобильный.
  • Работники предприятий в процессе исполнения трудовых обязанностей.
  • Любой человек вследствие воздействия перевозимого груза.

В конце следует отметить, что страховщик гарантированно откажет в оплате ущерба вследствие повреждения следующего имущества:

  • Антиквариат или уникальные предметы.
  • Исторические памятники, включая сооружения и здания.
  • Изделия из драгметаллов, полудрагоценных либо драгоценных камней.
  • Ценные бумаги, а равно наличные деньги.
  • Предметы религиозной направленности.
  • Произведения искусства, научные труды, литература.
  • Объекты интеллектуальной собственности.

Страховщики не могут отказать в выплате по причинам, отличным от вышеизложенных. Если страховая компания решится нарушить закон, следует направить страховщику досудебную претензию. Лишь после этого собственник машины получает право подать судебный иск.

Что страхует ОСАГО?

Произведите расчет стоимости ОСАГО с помощью бесплатного онлайн калькулятора

ОСАГО гарантирует финансовую безопасность водителя при ДТП. Страховые компании оплачивают расходы потерпевшей стороне, если авария произошла по вашей вине. Если договора автогражданки нет, вы оплачиваете расходы из своего кармана.

Что страхует ОСАГО

Автогражданка страхует вашу ответственность. При ДТП по вашей вине ущерб оплачивает страховая компания, где вы приобретали полис.

Законом определены следующие страховые случаи по ОСАГО:

Повреждение имущества движущимся автомобилем. Если вы повредили другую машину, дорожный знак, забор или животное, максимальная выплата составляет 400 000 рублей.

Причинение вреда здоровью или жизни. Если вы сбили на дороге человека или повредили другой автомобиль, максимальная выплата потерпевшей стороне составит 500 000 рублей.

Что не покрывает ОСАГО

По закону ФЗ №40 вы не получите выплаты, если:

  • Стали виновником ДТП, но не на той машине, какая вписана в полис
  • Повредили объекты культурной ценности — здания, архитектурные памятники, предметы религиозного поклонения и другие ценности
  • Перевозили груз, который стал причиной повреждений
  • Были под воздействием алкоголя или наркотиков
  • Сбили человека, который от этого застрахован по профессиональной деятельности
  • Умышленно причинили вред жизни и здоровью людей
  • Стали виновником аварии во время соревнований, испытаний или учебной езды в отведенных для этого местах
  • Сами причинили вред своему авто
  • Вашу машину угнали. Чтобы застраховать машину от угона, приобретите КАСКО

Что выплатит страховая компания по ОСАГО

Компании определяют сумму компенсации по указанию Центробанка . Она зависит от страхового случая.

При аварии и вреде здоровью учитывают:

  • Степень повреждения авто, которую определяет страховой экспертный оценщик
  • Учет износа деталей авто
  • Расходы на эвакуатор и хранение машины потерпевшего
  • Степень телесных повреждений потерпевшего, которую определяет медицинский специалист

При смерти потерпевшего его родственникам страховая выплатит:

  • На возмещение ущерба не более 135 000 рублей
  • На погребение 25 000 рублей

При нанесении ущерба здоровью:

  • Потерянный за день заработок
  • Расходы на лечение, в том числе санаторно-курортное
  • Оплата нахождения в больнице

С 26. 04.2017 года по ФЗ-49 страховщики могут возмещать убытки за поврежденный легковой автомобиль не только деньгами, но и оплатой ремонта. Тем автовладельцам, которые оформили полис после вступления закона в силу, денежная компенсация не полагается вовсе.

Поговорим об ОСАГО

Прошло уже 12 лет с момента принятия Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Все мы, и автолюбители, и автопрофессионалы, вот уже 12 лет отдаем ежегодно определенную сумму страховым компаниям, получая взамен страховой полис, и многие называют это еще одним побором со стороны государства. Удивительно, что многие водители до сих пор не понимают четко, что такое ОСАГО и с чем его едят.
Я, как страховщик с восемнадцатилетним стажем, попробую разъяснить некоторые нюансы.
Обращаю внимание на то, что все оценочные суждения в этом материале – исключительно мое личное мнение. Готов все объяснять, все уточнять. Итак, поехали.

Смотрите так же:  Как написать заявления на увольнение по соглашению сторон

Что же такое ОСАГО?
ОСАГО – это обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (в соответствии с законом) или обязательное страхование авто гражданской ответственности (в соответствии с аббревиатурой). Я прошу обратить внимание, что по ОСАГО застрахован не ваш автомобиль, не вы, а ваша ответственность перед третьими лицами: в том случае, если вы нанесли вред их имуществу или здоровью посредством эксплуатации (управления) транспортным средством. Говоря понятным языком, въехали во что-то или в кого-то.
По моей профессиональной деятельности мне часто приходилось сталкиваться с нелепыми вопросами, типа: я тут машину себе помял, как ты думаешь, можно из страховой что-нибудь по ОСАГО выбить? Ответ – однозначно нет. Почему – см. выше. Потому что страховая выплата будет производиться не вам, а тем, кто пострадал от ваших действий.

В каком максимальном объеме производятся выплаты?
Ответ на этот вопрос четко изложен в вышеупомянутом 40-ФЗ. Максимальный размер выплат следующий. 160 000 рублей на каждого пострадавшего человека. 160 000 на все пострадавшие транспортные средства. 120 000 если пострадало одно транспортное средство. Проще говоря, если замесил 4 автомобиля, то каждый из них получит по 40 000 рублей максимум. Если только одна машина пострадала, то у владельца есть шанс получить 120 000 рублей. Ну а если, не дай Бог, нанес вред здоровью, скажем, десяти людям, то страховая компания раскошелится на 1,6 млн. рублей.

Что произойдет, если ущерб, нанесенный вами, больше, чем максимальный размер выплат по ОСАГО?
Такое бывает достаточно часто. Чаще, чем нам бы, автолюбителям, хотелось. Ну, засадил ты Bugatti Veyron. С кем не бывает, ведь в Москве то их вообще, как собак не резанных. А там один, например, бампер 1,5 млн. рублей стоит.
Возможно два варианта развития событий.
1. Допустим, у владельца Bugatti Veyron нет страховки КАСКО. Тогда компания, в которой вы оформляли договор ОСАГО, выплатит владельцу элитного автомобиля максимальную выплату – 120 000 рублей. Естественно, владелец Bugatti не удовлетворится такой ничтожной суммой и подаст в суд на страховую компанию виновника, т.е., на ту компанию, в которой вы заключали договор ОСАГО. Суд он, естественно, выиграет. Сейчас суды очень негативно настроены против страховых компаний, т.к слишком много исков. Но эти иски связаны со «срезанием» выплат или с задержками выплат. Об этом позже. Итак, суд заставит вашу страховую компанию доплатить потерпевшему (в нашем случае 1 380 000 рублей за бампер, например). Страховая-то, конечно, заплатит. Куда ей деваться? Но тоже расстроится. Поэтому предъявит регрессное требование к вам. А как иначе? Был договор, в соответствии с которым вы застраховали свою ответственность за определенные деньги (страховую премию) на определенную сумму (страховую сумму или объем ответственности). Эта сумма превышена. Компания не должна нести убыток сверх договора. И она обратится опять-таки в суд. С регрессным требованием. Тут, как показывает практика, суд будет уже на стороне страховой компании (или «страховщика»). И присудит ей право получить с вас этот должок. Как? Все мы знаем: равными долями из дохода. По-человечески говоря, будете платить по 20% со своей зарплаты до гробовой доски. Обидно, да?
2. Допустим, у владельца Bugatti Veyron есть страховка КАСКО. Тогда он освобожден от необходимости бегать по судам. Его страховая компания полностью возместит ему ущерб, он отремонтирует свою машину у официального дилера и будет дальше ездить и наслаждаться. Но это еще не все. Его страховая компания, которая выплатила 1,5 миллиона рублей, захочет возместить свой ущерб. Деньги-то не малые даже для юридического лица. Она выставит регрессное требование к той компании, которая имела несчастье выписать вам полис ОСАГО. И ваша компания заплатит его компании эти 120 000 рублей. А на остальные 1 380 000 рублей его компания предъявит регресс вам. И дальше – как в предыдущем случае. Суд и пожизненная кабала. Это хорошо, если еще з/п высокая и лет за 5 получится расплатиться.

Что же делать, чтобы избежать всех этих неприятностей?
На самом деле, есть способ выходит сухим из воды в подобных передрягах. ДАГО или ДСАГО. Кто как называет. Добровольное страхование авто гражданской ответственности. Этот полис предлагается, как правило, вместе с полисом ОСАГО. Цена его колеблется в среднем от 500 до 2 500 рублей. А объем ответственности страховой компании по этому полису может составлять несколько миллионов. Я думаю, что даже в Москве или Питере нанести ущерб транспортному средству на сумму более 5 млн. рублей еще надо умудриться. Согласны? Отсюда мой дружеский совет. В крупных городах с множеством дорогих автомобилей вокруг страхуйте ДАГО. Мой стаж вождения – 26 лет. Это не мало. Я уверенно чувствую себя за рулем. Но – береженного Бог бережет, как говорится.

Должно ли ОСАГО быть обязательным?
Мое мнение – однозначно да. Известно, что самый аварийно-опасный период для водителя – второй год езды после получения прав. Человек отъездил год. Без аварий. Чувствует себя богом за рулем. Расслабляется, начинает лихачить, бьется. Это психология. Все мы всегда надеемся на лучшее. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится – это, к сожалению, о нас. Как быть, если в вас въедет гопник на ржавом корыте или дедушка на раритетном «Москвиче»? Что с них взять даже по суду? Ничего. И пойдете вы на сервис отваливать свои кровные за ремонт, причиной которого стали действия третьих лиц. Так не должно быть ни по закону, ни по понятиям. Да и если вы кого-то «поцелуете», согласитесь, будет проще, если вашу вину (в материальном выражении) возьмет на себя страховая компания, правда? Только кто когда страховал свою ответственность, пока это было не обязательно? Вот, и я о том же…

Наживаются ли на ОСАГО страховые компании?
Знаете, эта тема очень остро обсуждается на оклостраховых форумах. Доходит до резких взаимных обвинений и ругани. Давайте, я напишу, как есть на самом деле. А вы сами решите для себя, чему верить.
Я не буду умничать, рассуждая о структуре тарифной ставки и т.п. Попробую объяснить на пальцах.
Убыточность по ОСАГО в разных регионах разнится. Но в среднем близка к 70%. Это означает, что с каждых 100 рублей полученной от автомобилистов страховой премии, страховщик выплатит 70 рублей по страховым случаям. Агенты (это те вольнонаемные люди, которые бегают и продают полисы) получают сейчас 10-20% с каждого договора. Т.е., еще 10-20 рублей с сотни. Остается 10-20 рублей страховой компании. С этих денег страховщик обязан сделать отчисления в компенсационный фонд РСА. Это тот фонд, из которого выплачивают возмещение по убыткам обанкротившихся компаний. Еще надо зарплату персоналу платить, аренду офисов и кучу других неоперационных расходов (НОР). Персонал нужен для того, чтобы вводить заключенные договоры в систему (АИС РСА). Эти люди работают, не поднимаясь из-за компьютера в течение всего рабочего дня. А то еще и после работы задерживаются и в выходные выходят.. Врагу не пожелаешь такую работу. Это правда. РСА установил четкий регламент, что с момента заключения договора до момента его ввода в систему не должно пройти более двух недель.
Получается, что страховые компании работают по ОСАГО в ноль или в минус.
Раньше было иначе. Раньше Кбм (коэффициент бонус-малус, который определяется аварийностью страхователя, т.е. вас) был близок к единице. А потом стал понижаться, понижаться. Стал уменьшаться объем страховой премии. Если раньше вы платили 6 000 рублей за полис, например, то сейчас уже, благодаря многолетней безаварийной езде, Кбм стал равен 0,55. И вы платите 3 300, например. Страховые компании вешаются. Отсюда и появляются страховки «в нагрузку». Всякие НС-ки и экспресс-КАСО. Чтобы выжить, чтобы хоть как-то работать по ОСАГО не в минус. А еще страховщики пытаются минимизировать убыточность, отказываясь от «убыточных сегментов», т. е. отказываясь страховать те транспортные средства, которые чаще остальных попадают в аварии, например: такси, грузовой автотранспорт частных лиц, легковые машины до 100 л.с. Они не имеют право отказывать в страховке по ОСАГО. Вот и рождаются сказки об отсутствии полисов и т.п. Выживают, кто как может.
В подтверждение моих слов – смотрите, сколько страховых компаний ушли с рынка, только потому что продавали в основном ОСАГО. За последние годы – десятки.

Смотрите так же:  Коместра томск осаго калькулятор

Как бороться со «срезаниями» выплат?
Чуть выше я написал, что пройдусь по этой теме. Выполняю свое обещание. Допустим, в вас въехали. Ремонт тысяч на 100. Вам выплачивают 20 000 рублей и все. Что делать?
Мы претендуем на то, что живем в цивилизованной стране, поэтому и поступать нужно цивилизованно. По закону об ОСАГО, выплата производится на основании независимой экспертизы. У каждого страховщика есть целая когорта независимых внешне, но уже давно и хорошо прикормленных «независимых экспертов», которые считают так, как надо страховщику. Делайте свою экспертизу у другого эксперта с государственной аккредитацией. Предъявляйте эту экспертизу в страховую. Пишите досудебную претензию. Не помогло? Идите в суд. Суд в 99% случаев примет вашу сторону. Продолжение внутри

Даже с ОСАГО вам придётся платить, если вы виновник ДТП. Почему?

П рактика, в том числе и судебная, показывает, что водитель, купивший полис ОСАГО и полагающий, что теперь его финансовая безопасность обеспечена полностью, сильно заблуждается. На деле оказывается, что становиться виновником ДТП весьма невыгодно – и не только из-за того, что это негативно влияет на КБМ, повышая стоимость следующего полиса. Попав в аварию по своей вине, можно остаться без гораздо большей суммы денег, чем кажется на первый взгляд.

Первый сложный случай – ДТП, в котором автомобиль потерпевшего застрахован не только по ОСАГО, по и по каско. В отличие от ОСАГО, каско не имеет верхнего предела страховой выплаты, а также, что более важно в нашем случае, позволяет отремонтировать автомобиль без учета износа.

Что такое страховка каско, и как сэкономить при ее приобретении

Каско – это тип дополнительного страхования автомобиля, предполагающий финансовую защиту от ущерба или угона. Если обозначить разницу между ОСАГО и каско простыми словами, то ОСАГО защищает вас от ответственности за.

При расчете страховой выплаты по ОСАГО используется единая методика «определения размера расходов на восстановительный ремонт», утвержденная Положением Банка России № 432-П, в которой имеется «порядок расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий». Проще говоря, выплаты по ОСАГО производятся с учетом износа автомобиля, который растет в соответствии с его пробегом и возрастом. А водитель, приобретающий полис ОСАГО, в случае ДТП по собственной вине может рассчитывать именно на выплату пострадавшему компенсации в соответствии этим расчетом.

Однако потерпевший может обратиться в свою страховую компанию, где он приобрел полис каско, и воспользоваться им для ремонта. В этом случае износ учитываться не будет, а компенсация будет произведена в той форме, которую установили для себя пострадавший водитель и страховая компания. Ну и, разумеется, стоимость ремонта в этом случае с большой вероятностью окажется выше, чем по расчету с применением методики ОСАГО.

Починив автомобиль потерпевшего, страховая компания предоставит требование о компенсации убытков страховой компании виновника ДТП. А та, в свою очередь, выплатит лишь ту сумму, которая была рассчитана в соответствии с единой методикой. Ну а компенсировать разницу между этой выплатой и фактическими затратами страховщика на ремонт автомобиля потерпевшего будет… именно виновник ДТП.

Право страховой компании, отремонтировавшей автомобиль, взыскать с виновника эту разницу, определяется статьей 965 Гражданского Кодекса РФ, которая регламентирует «переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба». Согласно этой статье, выплатив страховое возмещение потерпевшему, страховая компания получает право требования от виновника компенсации в пределах выплаченной ей суммы. И часть этой суммы, недополученную от страховой компании виновника ДТП, она может взыскать в судебном порядке уже с самого виновника.

Резюмируя все вышесказанное простыми словами, можно сделать краткий вывод: если вы виновник ДТП, а у потерпевшего есть каско, то в случае ремонта его машины по каско вы будете обязаны выплатить разницу между суммой за ремонт по расчету ОСАГО и реальной конечной суммой ремонта по каско.

Второй случай, который может заставить виновника ДТП раскошелиться – это ДТП, по итогам которого пострадавший обратится к независимой экспертизе для определения ущерба и размера выплат. Формально введение единой методики расчета страховой выплаты, которая в обязательном порядке действует при проведении любой экспертизы, в том числе и независимой, должно было свести на нет разницу между результатами оценки ущерба страховщиками и независимыми экспертами. Однако на практике итоговые суммы ущерба, определенные первыми и вторыми, зачастую оказываются разными – из-за различий в оценке характера, масштаба и объема повреждений.

Таким образом, в случае, когда потерпевший получил от страховой компании выплату, с размером которой он не согласился, и провел независимую экспертизу, он может обратиться в суд для компенсации разницы виновником ДТП. Формально такая ситуация исключается законом об ОСАГО, который определяет выплату страховщиком всего ущерба, рассчитанного по установленной методике и не превышающего верхнего порога страховой выплаты. Однако на практике подобные судебные иски встречаются.

Третий случай, когда виновник ДТП может пострадать финансово, наиболее прост: это ДТП, в котором размер ущерба превышает размер максимальной страховой выплаты, предусмотренной договором ОСАГО. На сегодняшний день размер максимальной выплаты составляет 400 тысяч рублей в случае, если пострадал только автомобиль, и 500 тысяч, если в ДТП пострадали люди. Таким образом, если сумма ущерба, оцененного по единой методике, окажется выше максимальной, то возмещение «остатка», не покрываемого страховкой, в полном объеме ляжет на виновника ДТП.

Как возмещается ущерб, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Договор ОСАГО можно заключить в отношении как ограниченного, так и неограниченного круга лиц (п. 2 ст. 15 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ).

Если в полисе перечислены водители, допущенные к управлению транспортным средством, то страховая премия рассчитывается по каждому водителю с учетом его возраста, водительского стажа, отсутствия или наличия страхового возмещения в предшествующие периоды (п. 2 ст. 9 Закона N 40-ФЗ). По всем этим показателям берутся наивысшие коэффициенты. При этом считается, что застрахована ответственность каждого водителя, который вписан в полис.

Если полис оформлен без ограничения круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, то любой водитель может управлять автомобилем на законных основаниях. В этом случае ответственность любого водителя считается застрахованной.

Порядок возмещения ущерба, если виновник ДТП не вписан в полис

Если полис оформлен без ограничения круга лиц, допущенных к управлению автомобилем, то ответственность лица, причинившего вред, считается застрахованной и возмещение вреда осуществляется по полису ОСАГО.

Если в полисе указано ограниченное количество водителей, а виновник ДТП в этот список не входит, причинение вреда все равно является страховым случаем по договору ОСАГО (п. 2 ст. 6, п. 2 ст. 15 Закона N 40-ФЗ).

Потерпевшему следует обратиться за возмещением вреда в страховую компанию, а не к виновнику ДТП. Страховая компания не вправе отказать потерпевшему в возмещении вреда по договору ОСАГО на том основании, что виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО (п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ).

Если ущерб, причиненный транспортному средству потерпевшего, превышает сумму в 400 000 руб. или вред, причиненный здоровью потерпевшего, превышает сумму 500 000 руб., то указанные суммы возмещаются страховой компанией, а оставшаяся сумма ущерба должна быть возмещена виновником ДТП (ст. 7 Закона N 40-ФЗ).

Правовые последствия для виновника ДТП

Страховщик вправе предъявить к виновнику ДТП, не включенному в полис ОСАГО, регрессные требования в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения (пп. «д» п. 1 ст. 14 Закона N 40-ФЗ).

Кроме того, виновный водитель может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ).

Если у владельца автомобиля возникла необходимость передать управление им лицу, не вписанному в полис ОСАГО, он обязан незамедлительно в письменной форме сообщать об этом страховщику, который вносит изменения в страховой полис. При этом страховщик вправе потребовать уплаты дополнительной страховой премии соразмерно увеличению риска ( п. 3 ст. 16 Закона N 40-ФЗ).

Что делать при наступлении страхового случая по ОСАГО? >>>