Содержание статьи:

Сроки рассмотрения и выплат по ОСАГО

Законодательная база в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности, призванная осуществлять возмещение ущерба здоровью либо имуществу стороны, пострадавшей в результате ДТП, в процессе управления транспортным средством, находится в постоянном развитии.

Наибольшего прогресса Закон РФ «Об ОСАГО» достиг в 2014 – 2019 гг., когда были приняты изменения, существенно влияющие на основные аспекты авто-страхования. В частности, обновилась информация относительно сроков выплаты по ОСАГО в 2019 году, повышения ограничения по суммам компенсаций, создания единой электронной системы и пр. Рассмотрим наиболее значимые для автолюбителей нововведения.

Изменения сроков выплат для страховщика

Поправки к закону скорректировали сроки страховых выплат по ОСАГО в пользу автомобилистов.

Теперь страховщику на рассмотрение обращения водителя дается 20 календарных дней, в случае, если не было отказа в компенсации ущерба, компания обязана оплатить каждый день задержки в перечислении средств, пеню в размере 1% от общей суммы выплаты. Следует заметить, что размер пени, существенно вырос в сравнении с установленным ранее 0,11%.

В случае несвоевременного предоставления мотивированного отказа в выплате, который должен направляться в течение такого же срока, начисляется пеня в размере 0.5% за каждый день просрочки. Ранее на решение подобных вопросов страховщику давалось 30 календарных дней. Новые сроки рассмотрения компаниями страховых случаев направлены прежде всего на усиление защиты интересов водителей и минимизацию ситуаций с отсрочками обязательств по договорам со стороны страховщиков.

При этом, по результатам принятого в связи с обращением решения страховщик теперь имеет право осуществлять не только материальную (денежную) компенсацию в пользу застрахованного, но и направлять его автомобиль на ремонт в автосервис, с которым имеется договор об обслуживании транспортных средств.

Изменения сроков обращения для водителя

Несмотря на принятые поправки, действующие в интересах владельцев авто-средств, для них самих закон также предусмотрел корректировки. Срок обращения по ОСАГО в страховую компанию теперь составляет 5 дней с момента дорожно-транспортного происшествия, а не 15, как это было раньше.

При этом, обращаться нужно в свою страховую с которой у водителя заключен договор страхования (куплен страховой полис) – в целях налаживания метода прямого возмещения ущерба страховщик со стороны виновника ДТП из данной цепочки теперь исключен.

Досудебное урегулирование спора

В случае задержки страховой компанией, выплаты компенсации, водитель, как и раньше, имеет право обращения в суд для защиты своих интересов. Правда, теперь закон пошел навстречу и страховщикам, оградив их от любителей судебных тяжб по поводу и без, путем принятия положения об обязательном досудебном урегулировании спора. В связи с этим, пострадавшая сторона обязана составить в адрес страховой компании претензию, оформить ее в письменном виде и, прикрепив необходимые дополнительные документы, передать на рассмотрение.

На ознакомление с данной претензией и предоставление официального ответа страховщику дается 5 календарных дней. И лишь потом, имея на руках собственную жалобу и подтверждение ее направления страховщику (независимо от получения ответа страховой), владелец транспортного средства может идти в суд. В ином случае в рассмотрении дела будет вынесен отказ. При этом, хлопоты авто-владельца законом все же учитываются – в случае принятия положительного решения в пользу водителя суд определяет наказание страховщику в форме взыскания за добровольное неудовлетворение требования вне зависимости от факта заявления суду такого требования.

Сроки исковой давности

Закон РФ «Об ОСАГО» не включает в себя четких положений, регулирующих сроки исковой давности для обращения в судебные инстанции за возмещением убытков. Однако, нормы Гражданского кодекса РФ определяют срок исковой давности по ОСАГО в течение 3 лет. При этом отсчет данного срока начинается с момента, когда водитель узнал либо мог узнать об отказе страховой компании в возмещении причиненного ущерба либо об осуществлении страховой выплаты в неполном объеме.

В ином случае, таким моментом считается следующий день после даты окончания отведенного для страховой компании срока для принятия решения об осуществлении возмещения ущерба либо соответствующем отказе в таком возмещении.

Течение срока исковой давности может быть прекращено в случае признания страховой компанией обоснованных требований либо частичная компенсация страховщиком претензии или наложенного штрафа. В любом случае, водителю не стоит затягивать с обращением в судебные органы, поскольку существует вероятность отказа в защите его интересов по причине отсутствия оперативной реакции.

Внесенные изменения в ОСАГО – первый шаг к оптимизации правовых норм и приведению их в относительное соответствие с положениями европейских законов, призванных прежде всего защищать интересы пострадавшего в результате дорожно-транспортного происшествия лица. Вышеуказанные доработки создадут достаточные условия для того, чтобы многочисленные страховые компании более ответственно подходили к возложенным на них обязанностям и осуществляли необходимые выплаты в размерах и в сроки, четко прописанные в полисах страхования.

Водители же также должны с пониманием относиться к работе страховщиков и осознавать, что эти службы созданы для того, чтобы покрыть их риски и предоставить нужную поддержку. Хочется надеяться, что ОСАГО перестанет восприниматься владельцами транспортных средств как наиболее дешевый и доступный вариант обязательного авто-страхования, приобретаемый исключительно для «галочки» и во избежание получения штрафов от уполномоченных органов дорожной полиции.

Выплаты по ОСАГО увеличат до 1 000 000 рублей

Поправки в законодательство об ОСАГО, разработанные Минфином, опубликованы для обсуждения. Прежде всего, ведомство ввести в систему ОСАГО несколько страховых тарифов. Первый, аналогичный действующему и сейчас, подразумевает выплату до 400 000 рублей за вред, причиненный имуществу, и 500 000 рублей за вред жизни или здоровью пострадавшего. В дополнение к нему страховщикам предлагается разрешить продавать полисы еще по двум тарифам: с верхним пределом выплат в 1 млн. рублей и в 2 млн. рублей. Максимально возможный срок договора ОСАГО увеличивается при этом с нынешнего одного года до трех лет.

Кроме того, Минфин хочет ввести новые коэффициенты для расчета стоимости полиса ОСАГО. Они будут учитывать наличие у водителя-страхователя административных взысканий за грубые нарушения ПДД. А в случае оснащения машины телематическим следящим комплексом, то коэффициент может учитывать и манеру езды человека. Предлагается также учитывать историю вождения каждого водителя. В том числе путем исключения возможность «обнуления» скидочных коэффициентов при приобретении ОСАГО в случае, когда человек продает одну машину и покупает другую.

Новые коэффициенты для вычисления стоимости полиса ОСАГО будут учитывать и количество страховых выплат в результате ДТП, произошедших по вине каждого водителя — по всем транспортным средствам, которыми он управлял, по всем договорам ОСАГО, в которых он был вписан. При этом, что не мало важно, в подсчете будут учитываться и полисы ОСАГО, не предусматривающие ограничения количества лиц, допущенных к управлению. Кроме этих, давно уже напрашивающихся изменений в ОСАГО,

Минфин предлагает сделать практически безнаказанной такую уловку страховщиков как «задержка мотивированного отказа в страховой выплате». Штраф за это не может быть больше 10 000 рублей. А ведь без «мотивированного отказа» недополучивший положенной компенсации пострадавший в ДТП не может даже обратиться за справедливостью в суд. Если эта часть новелл в ОСАГО станет законом, страховщики смогут без объяснения причин вообще не платить никому, отделываясь копеечными для них 10-тысячными штрафами. Проект очередной реформы ОСАГО, разработанный Минфином, будет проходить процедуру публичного обсуждения до 11 октября. После этого документ может быть внесен правительством на рассмотрение депутатов Госдумы.

ОСАГО-2018: какие изменения ожидаются в автогражданке?

Российский союз автостраховщиков (РСА) не устает говорить о том, что рынок ОСАГО находится в системном кризисе. Ежегодные исследования тарифов автостраховки на основании данных базы АИС РСА и страховых компаний говорят о том, что действующий страховой тариф не сбалансирован. Например, коэффициент территорий в ряде регионов завышен, а в некоторых занижен. Это приводит к убыточности ОСАГО для компаний и, как следствие, проблемам с доступностью полисов автогражданки. По представлениям РСА, страховому сообществу следует двигаться в сторону либерализации тарифов ОСАГО и постепенного ухода государства от их регулирования. Первые шаги в этом направлении будут сделаны уже в следующем году.

Смотрите так же:  Регистрация на сервис налог ру личный кабинет

Либерализация ОСАГО

Запуск этого проекта, как ожидается, позволит решить проблему убыточности и даст возможность устанавливать справедливый тариф — когда порядочному автовладельцу не приходится платить за «плохого». Например, ожидаются изменения в расчете коэффициента бонус-малус (КБМ), отмена региональных ставок, коэффициентов мощности двигателя и стажа. При этом Центральный банк сообщает, что уже разрабатывает план либерализации, согласно которому освобождение тарифа от ненужных ставок будет поэтапным. Огласить подробности в ЦБ собираются весной 2018 года.

Что касается опасений по поводу роста тарифов ОСАГО, то они небезосновательны. Первичный анализ плана показал, что, к примеру, при определенных расчетах средняя цена автогражданки в Мурманске может составить 20 тысяч рублей — и это, разумеется, недопустимо, особенно для пенсионеров. На другой чаше весов демпинг: в случае если тариф стремительно снизится в ряде городов, многие страховщики потерпят убытки. Эти проблемы и должен решить ЦБ.

Сам Центробанк, возможно, будет отстранен от ОСАГО: уже представлены два плана, из которых организация должна сама выбрать наиболее выгодный. При этом в РСА склоняются к варианту, по которому ЦБ с июля 2018 года будет устанавливать только максимальный тариф для легковых автомобилей физических лиц, а также максимальный размер страховой премии.

Под госрегулированием останутся КБМ и коэффициент нарушений ПДД, а остальные коэффициенты (зависящие от мощности двигателя, возраста и стажа водителя, территории использования транспортного средства, ограничения по допуску за руль водителей, эксплуатации автомобиля с прицепом) смогут устанавливать страховые компании. А с 2020 года государство должно полностью отказаться от регулирования тарифов автогражданки, задавая лишь нижнюю границу тарифного коридора и предоставляя перечень обязательных страховых рисков, которые учитываются при расчетах тарифа ОСАГО.

Борьба с мошенниками

По данным РСА, более 50% страховых выплат (13 млрд рублей в денежном эквиваленте) в 2016 году по решению суда досталось так называемым автоюристам-мошенникам. Они предлагают попавшим в ДТП водителям переуступить им права требования или оформить на них доверенность с правом получения всех выплат по страховому случаю. При этом сами водители, как правило, остаются ни с чем.

Из-за таких махинаций количество регионов, в которых средняя сумма выплаты составляет более 100 тысяч рублей, за девять месяцев этого года выросло вдвое (с семи до четырнадцати) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средняя выплата по стране не превышает 79,5 тысячи рублей.

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) представил Авторевю план по противодействию страховому мошенничеству. Будет увеличен срок урегулирования убытков при наличии признаков страхового мошенничества, введена обязательная аккредитация аварийных комиссаров в РСА или ВСС, а сведения о ДТП станут получать напрямую от участников с помощью мобильного приложения, которое, разумеется, не позволит отредактировать информацию. К слову, РСА также предлагает рассмотреть создание Министерством внутренних дел специальной группы по расследованию фактов страхового мошенничества. А если для оформления аварии вызываются сотрудники ГИБДД, то им организация предлагает проводить обязательный осмотр транспортных средств. Хотя инспекторы не являются техническими специалистами и определить сумму вреда, особенно при наличии скрытых повреждений, для многих достаточно затруднительно.

Неработающая схема — проблема автовладельцев?

В этом году заработал закон о натуральном возмещении по ОСАГО, по которому автомобилисты должны вместо получения денежных выплат отправлять свои автомобили на ремонт в техцентры (правила действуют только для тех граждан, которые заключили договор со страховой компанией после 28 апреля 2017 года). И если говорить о желании мошенников получить чужие выплаты, то, раз уж денежная компенсация не подразумевается, нет повода затевать махинации. Однако закон, к сожалению, себя пока не оправдал.

К такому мнению склоняется и РСА, ссылаясь на сложности в планировании работ с автосервисами, которые теперь вынуждены подстраиваться под требования законодательства по срокам и качеству ремонта. Зачастую урегулировать убытки, выдав направление на ремонт машины, бывает невозможно, и страховые прибегают к старой схеме с денежными выплатами.

Такие проволочки бьют по карману автомобилиста. Например, известно о ряде случаев, когда страховщики в одностороннем порядке без каких-либо оповещений своих клиентов производят денежные выплаты, но в минимальном размере: их едва хватает на необходимый ремонт и покупку запчастей после ДТП.

С подобной ситуацией столкнулся один из читателей Авторевю. За разбитые бампер, подкрылок, решетку радиатора и омыватель фар на автомобиле Nissan Note владелец получил всего 15 тысяч рублей. О приглашении на ремонт в техцентр страховая компания речи не вела. Чтобы восстановить Note, владельцу пришлось побегать по разборкам и в конечном итоге ремонтировать машину в подмосковном сервисе среднего уровня. И все равно без доплат из собственного кармана не обошлось.

С аналогичной проблемой столкнулась и редакция Авторевю! Правда, ситуация оказалась еще плачевнее: у автомобиля Лада Веста, еще летом попавшего в ДТП из-за невнимательности одного из других водителей, пострадали задний бампер, оба задних фонаря, крышка багажника и задняя панель. Страховая компания решила, что 13 тысяч рублей на ремонт, видимо, хватит с лихвой, а потому с восстановительными работами дело застопорилось. На деньги, что перевел на наш счет страховщик, в лучшем случае можно приобрести лишь один задний фонарь. Увы, Веста все еще ждет своего часа на задворках редакционной парковки.

Пока страховое сообщество думает над решением этих вопросов, автовладельцы, по всей видимости, должны косвенным образом покрывать издержки страховщиков, которые как раз и вызваны действиями автоюристов-мошенников. Чтобы предотвратить подобные ситуации, РСА предлагает усовершенствовать нормативно-правовую базу и составить четкий регламент взаимодействия страховщиков с техцентрами. Но конкретные предложения все еще в разработке.

Выплаты по европротоколу

Есть и хорошие новости! Автомобилистам обещают изменения, которые коснутся выплат по европротоколу. Напомним, оформить аварию по нему (без сотрудников ДПС) можно, если ДТП произошло с участием не более двух автомобилей и при этом нет пострадавших, а повреждения транспортных средств невелики. На сегодняшний день в соответствии с пунктом 4 статьи 11 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» максимальная выплата по европротоколу составляет 50 тысяч рублей. В следующем году ее должны увеличить до 100 тысяч.

Новые бланки полисов ОСАГО

Изменения коснутся и самих бланков ОСАГО. С 1 января 2018 года на них станут наносить специальный QR-код в правом верхнем углу. С его помощью можно будет легко ознакомиться с данными договора ОСАГО: названием страховой компании, номером, датой выдачи документа и сроком его действия, VIN-кодом и госномером машины, информацией о страхователе и владельце автомобиля, а также со списком допущенных к управлению лиц. В РСА надеются, что QR-код также станет дополнительной мерой защиты от поддельных бланков автогражданки.

Министерство финансов предложило серьезно повысить цену полиса ОСАГО для тех, кто попался на вождении в пьяном виде. Увеличение тарифа также грозит за превышение скорости более чем на 60 км/ч и выезд на встречную полосу. Эти изменения находятся на стадии обсуждения, но известно, что за пьяное вождение чиновники намерены ввести пятикратный повышающий коэффициент. Сейчас максимальный КБМ составляет 2,45.

Ожидается, что эти нарушения будут отслеживаться в течение календарного года: если водитель «заработал» повышение тарифа, но после этого ездил по правилам, то на следующий период коэффициент будет снижен. Впрочем, эти идеи пока обсуждаются, а потому срок их реализации не оговорен.

ЭРА-ГЛОНАСС на подмоге у страховщиков

С 1 января 2018 года система экстренного реагирования при авариях сможет сообщать в страховую компанию о произошедшем инциденте. С помощью этой функции у страховщиков появится возможность получать информацию о скорости автомобиля во время удара, VIN-номере транспортного средства, месте и времени ДТП. При этом система не позволит отредактировать данные. Обещают, что такая опция станет подспорьем в оформлении инцидента по европротоколу. Она будет платной, но не обязательной. Со следующего года новые машины станут оснащать обновленными устройствами ЭРА-ГЛОНАСС, а тем, у кого установлены старые терминалы, необходимо будет заключить дополнительный договор с АО ГЛОНАСС и перепрошить устройство.

Выплаты по ОСАГО в 2018 году — правила осуществления страхового возмещения

Обязательное страхование автомобилей предусматривает право потерпевших в аварии получить компенсацию в виде ремонта на СТО и восстановительных работ или денег. Для того, чтобы на законных основаниях была осуществлена выплата страховки при ДТП ОСАГО должно быть действующим. Как происходит возмещение по ОСАГО 2018 года? Каковы максимальные суммы страховой выплаты? В какие сроки страховая компания должна выполнить свои обязательства?

Новые правила выплат по ОСАГО в 2018 году

Страховое возмещение по ОСАГО в 2018 году выплачивается в соответствии с нормами Федерального закона №40 и Положения Центробанка №431-П «О Правилах ОСАГО». В нормативные акты в 2017 и в 2018 годах был внесен ряд изменений, касающийся того, как выплачивает страховая компания при ДТП суммы компенсации, какой лимит ответственности установлен, в какие сроки принимаются решения о выплате возмещения по страховому договору и т.д. К основным нововведениям, которые действуют и в 2018 году, относятся следующие:

  • Установлен приоритет натуральной выплаты (ремонта) над денежной;
  • Увеличен лимит ответственности по европротоколу, который составляет 100 тыс. рублей;
  • Установлены максимальные сроки ремонта и восстановительных работ и сроки принятия решения о выплате возмещения;
  • Определены случаи, при которых водитель может получит деньги, а не ремонт и т.д.
Смотрите так же:  Увольнение сотрудников при ликвидации учреждения

В 2019 году правила выплат могут существенно измениться. Так, могут быть увеличены лимиты выплат по европротоколу до 400 тысяч рублей, а в случае оформления ДТП на месте сотрудниками ГИБДД (при ущербе, вреде здоровью водителей, пассажиров и пешеходов) до 1 или 2 млн рублей. В случае принятия отдельных поправок к новому закону об «автогражданке» может быть уменьшен до 5 дней срок обращения за выплатой страхового возмещения.

Что компенсирует ОСАГО?

Выплата страхового возмещения по ОСАГО полагается всем пострадавшим в ДТП только в том случае, если у виновника аварии есть действующий страховой полис. Если он вообще не оформлен, все затраты по возмещению ущерба должен будет нести сам виновник. После ДТП страховая компания виновника или страховщик пострадавшей стороны по системе прямого возмещения убытков компенсирует следующее:

  • Ущерб, причиненный транспортным средствам в результате ДТП, в том числе затраты на:
    • восстановительный ремонт авто;
    • услуги эвакуатора;
    • Ущерб другому имуществу;
  • Вред здоровью водителей, пассажиров, пешеходов и иных лиц, в том числе затраты на:
    • лечение;
    • реабилитацию;
    • протезирование;
    • покупку специализированных транспортных средств (в случае установления инвалидности);
    • покупку специальных продуктов в соответствии с назначенным лечением;
  • Вред жизни водителей, пассажиров, пешеходов и иных лиц, в том числе затраты на захоронение.

Согласно закону «Об ОСАГО» страховым случаем признается только аварии с участием двух или более автомобилей, в результате которого ТС были причинены повреждения, а также вред здоровью граждан. Другие ситуации, при которых имеется подобный ущерб, полис ОСАГО не компенсирует. То есть, если автомобиль получил повреждения из-за действий третьих лиц и прочего, страховая компания выплачивать денежные средства или направлять на ремонт не будет.

Выплаты по ОСАГО при ДТП

Получить выплату компенсации после происшествия от страховой компании можно 3 способами. Первый — по прямому возмещению убытков от страховщика, оформившего договор ОСАГО пострадавшему водителю. Второй — по европротоколу, в ситуации если ущерб был причинен только имуществу. И третий — в обычном порядке в компании, которая застраховала ответственность виновника ДТП. Получение выплат во всех трех случаях осуществимо, если у участников аварии будут действующие полисы ОСАГО.

При повреждении ТС

После ДТП без пострадавших (получивших повреждения лиц) участники аварии должны оценить размер ущерба. После такой оценки должно быть принято решение — оформлять происшествие с помощью сотрудников ГИБДД или по европротоколу. Возмещение ущерба по ОСАГО осуществляется путем подачи заявления страховщику с пакетом документов, установленных в п. 3.10 Положения ЦБ №431-П. К ним относятся следующие:

  • Заявление;
  • Копия паспорта;
  • Паспорт и доверенность представителя (если он подает документы);
  • Извещение, заполненное участниками ДТП;
  • Банковские реквизиты;
  • Протокол и постановление, если ДТП оформляли сотрудники ГИБДД.

Если заявление и документы будут оформлены правильно, то в течение 5 дней специалист страховой компании организовать проведение осмотра транспортного средства для определения размера ущерба. Если осмотр не сможет выявить причин получения машиной повреждений, будет назначено проведение независимой экспертизы. На основании калькуляции убытков, заключения независимого эксперта, а также документов, предоставленных владельцем автомобиля, страховая компания выдаст направление на ремонт. Выплата денежной компенсации будет возможна при полной гибели авто, при стоимости восстановительного ремонта, превышающей максимальную суммы страхового возмещения и в других случаях, предусмотренных п.16.1 ст. 12 закона «Об обязательном страховании».

С пострадавшими

Порядок выплаты по ОСАГО из-за ДТП с пострадавшими определяется гл. 4 Правил, установленных Положением ЦБ №431-П. Пострадавшему необходимо сообщить о факте происшествия своей страховой компании при первой возможности, а также внести в извещение данные обо всех гражданах, которые получили повреждения или травмы в аварии. Такое происшествие не может быть оформлено по европротоколу, даже если повреждения авто минимальные, а сумма ущерба не превышает 100 тыс. рублей. Для получения компенсации пострадавший в зависимости от ситуации должен обратиться к страховщику виновника со следующими документами:

  • При получении травм и повреждений в ДТП:
    • данные из медицинского учреждения;
    • заключение экспертизы о состоянии здоровья;
    • справка об установлении определенной категории инвалидности;
    • справка от скорой помощи с записью об оказании помощи на месте;
  • Для возмещения заработка:
    • заключение о проведении экспертизы об утрате трудоспособности;
    • справка о зарплате;
    • иные документы о заработке.

Лимит по ОСАГО по данному виду ущерба составляет только 500 тыс. рублей, поэтому этой суммы может не хватить на компенсацию всех расходов в случае причинения тяжкого вреда здоровью, длительной реабилитации и т.д. Единственным решением будет обращение к виновнику ДТП, который согласно закону обязан компенсировать убытки, причиненные по его вине. С него также можно в суде взыскать компенсацию морального ущерба, так как по полису ОСАГО такая выплата не предусмотрена.

Со смертельным исходом

Если в результате аварии страхователь или иное лицо погибло, то за выплатой по действующему полису могут обратиться его наследники или иные граждане, имеющее право на страховку в соответствии с законом. Размер страховой выплаты по ОСАГО будет составлять 475 тыс. рублей в качестве компенсации за смерть и до 25 тыс. рублей в качестве компенсации затрат на захоронение. Чтобы получить данные выплаты необходимо обратиться к страховой компании виновника с заявлением и такими документами, как:

  • Свидетельство о смерти;
  • Свидетельство о рождении детей;
  • Справка об инвалидности иждивенцев;
  • Справка с места учебы;
  • Справка о наличии члена семьи, нуждающегося в постоянном уходе;
  • Свидетельство о браке;
  • Свидетельство о смерти;
  • Квитанции об оплате места захоронения.

В течение 15 дней с момента подачи первого заявления на выплату страховки компания собирает заявления от всех выгодоприобретателей, после чего выдает деньги. Страховая сумма выплачивается пропорционально количеству поданных заявлений. Если после выплаты появляется еще одно лицо, имеющее право на страховку, оно может претендовать на свою часть денежных средств.

Лимит ответственности

До 2015 года согласно Правилам ОСАГО выплата при аварии достигала суммы 120 тысяч рублей при повреждении машин и 160 тысяч рублей при причинении ущерба здоровью и жизни людей. После 1 апреля указанного года предельные размеры страховых сумм по полису ОСАГО были увеличены до 400 тысяч и 500 тысяч рублей. Это максимальные размеры выплат, и даже если ущерб оценен в гораздо большие суммы, страховая компания не будет их выплачивать. Единственным решением для пострадавшего владельца автомобиля будет взыскание денежных средств с виновника ДТП в порядке подачи претензии или через суд.

В 2017 году был принят закон, который увеличил лимит ответственности по европротоколу до 100 тысяч рублей. Изменения вступили в силу в 2018 году. До этого за ДТП, которое было оформлено по европротоколу можно было получить сумму до 50 тысяч рублей. Пострадавшая сторона после получения возмещения не могла повторно обращаться за компенсацией, если впоследствии обнаруживала новые дефекты авто после ДТП или ей становилось известно о вреде, причиненном здоровью.

Какие сроки выплат по полису ОСАГО?

Согласно Правилам ОСАГО страховая компания рассматривает заявление о возмещении ущерба, причиненного автомобилю или здоровью водителя в течение 20 дней. Если в своем заявлении пострадавшая сторона указывает СТО не из списка партнеров страховщика, то на принятие решения компании отводится 30 дней. По истечении этого срока страховщик обязан выдать направление на ремонт (выплатить денежные средства) или направить мотивированный отказ страхователю.

Если после ДТП по ОСАГО положена выплата в связи со смертью страхователи или иного лица, на составление акта о страховом случае и выплату денег страховщику отводится 5 дней после принятия всех заявлений. Если срок направления на ремонт или срок осуществления возмещения не будет соблюден, страховщику придется выплатить неустойку, равную 1% от размера ущерба. Если будет не соблюден срок направления отказа, то санкции составят 0,05% от страховой суммы по виду ущерба.

Как рассчитать размер страхового возмещения при ДТП?

О том, как происходит выплата по ОСАГО и как рассчитывается ее размер, говорится в ряде нормативных актов РФ. Размер страховки, которую должен выплатить страховщик из-за наступления страхового случая, определяется независимой экспертизой или специалистами компании на основании единой методики расчета стоимости ремонта, если ущерб был причинен только транспортным средствам. Эта методика утверждена ЦБ в Положении №432-П. Согласно нормативному документу при расчете учитывается следующее:

  • Стоимость запчастей, материалов, ремонтных работ СТО;
  • Размер износа запчастей и других элементов машины;
  • Стоимость остатков при полной гибели ТС;
  • УТС имущества.

На основании утвержденных формул и коэффициентов производится расчет, результаты суммируются и получается общая сумма возмещения. В случаях причинения вреда здоровью используется методика расчета, утвержденная Постановлением Правительства №1164. Документ определяет нормативы в процентах от страховой суммы, которые необходимо выплатить потерпевшему в зависимости от вида полученной травмы. Так, при переломе одного позвонка потерпевшему будет выплачено 50 000 рублей (10% от страховой суммы), при сотрясении головного мозга — 15 000 рублей (3%) и т.д. Для тех, кому выплачивается страховка по ОСАГО при ДТП, в результате которого была получена инвалидность, установлены отдельные суммы компенсации:

  • Инвалидам I гр. — 0,5 млн рублей;
  • Инвалидам II гр. — 0,35 млн рублей;
  • Инвалидам III гр. — 0,25 млн рублей.
Смотрите так же:  Транспортный налог сроки уплаты юр лиц

Объем полученных повреждений определяется страховщиком на основании документов из медицинских учреждений, из справок о проведенном лечении и т.д. Все данные при расчете суммируются, и таким образом складывается общая сумма, которую и выплачивает страховщик. Если ее не хватает для покрытия всех расходов, или расчет произведен некорректно, страхователь может направить страховой компании претензию. Если она не будет удовлетворена в добровольном порядке, нужно обращаться в суд.

Таким образом, в рамках действия полиса обязательного страхования потерпевший владелец автомобиля может рассчитывать на ремонт авто на СТО. Стоимость работ оплатит сам страховщик. Потерпевший может также получить деньги, если условиями договора такая возможность предусмотрена или вид причиненного вреда соответствует положениям закона, устанавливающим право получения денежной выплаты в качестве возмещения.

Ремонт и выплаты по ОСАГО в 2018: новые правила

28 апреля 2018 года были введены новые правила и изменения в закон о натуральном возмещении ущерба по ОСАГО (ФЗ №49). Они устанавливают приоритет ремонта перед денежной компенсацией и действуют в подписанных после этой даты договорах страхования. Лишь в крайних случаях можно рассчитывать на финансовое возмещение. Обратите внимание: новые правила распространяются лишь на те договоры, которые были оформлены после вступления в силу последних изменений.

Закон в прежнем виде и его особенности

Раньше возмещения по ОСАГО могли производиться двумя способами:

  1. Денежная выплата владельцу автомобиля (страховая сумма по ОСАГО зависит от износа).
  2. Перечисление денег на ремонт автосервису.

Часто автомобилисту приходилось самому доплачивать за разницу в стоимости ремонта. Если клиент хотел, он мог отказаться от восстановительных работ и получить денежную сумму.

Такая система имела один большой недостаток – мошенники организовывали автоподставы с целью получения страховых выплат. Ряд «грамотных» автоюристов предоставляли водителям свою помощь в судебном разбирательстве с целью незаконного обогащения. Иногда автомобилисты самостоятельно выполняли ремонт, что позволяло даже установить полностью новые запчасти, не тратя ни копейки. Всё это предоставляло большую свободу, которой водители лишились после вступления в силу изменений.

Новый порядок возмещения

Сейчас в подавляющем большинстве случаев после ДТП автомобиль отправляют на СТО. Страховая компания оплачивает нужные запчасти и услуги. Оценка деталей производится по методике Центробанка РФ.

С 2017 года страховые выплаты по ОСАГО в денежном эквиваленте отменены лишь для легковых авто, прошедших регистрацию в РФ и принадлежащих гражданам страны.

При наступлении страхового случая страховщик произведет осмотр ТС и проведет экспертизу. Полученные результаты послужат основанием для направления на ремонт вместо выплат ОСАГО, как это было ранее.

По правилам на авто должны устанавливаться исключительно новые комплектующие. При заключении договора со страховой могут использоваться вторичные запчасти. Для расчета стоимости ремонта используется методика Центробанка с применением различных параметров. Она, к примеру, может не включать окрашивание деталей либо предполагать их частичную покраску. Базой для оплаты стоимости услуг и запчастей обычно используются среднестатистические цены либо сведения из справочников. Если рассчитанных по методике денег будет недостаточно для восстановления машины, оставшуюся часть должен заплатить ее собственник.

Когда получить выплату

По новым правилам уже нельзя выбирать: получить выплату или ремонт по ОСАГО в 2018 году. Но в отдельных случаях от страховщика можно получить финансовое возмещение:

  1. Автомобиль после ДТП не подлежит восстановлению.
  2. Ущерб причинен объекту, не относящемуся к транспортному средству.
  3. Сумма ремонта повреждений превышает 400 тысяч рублей.
  4. Страховая компания не может выполнить свои обязательства по договору другим способом, кроме выплаты.
  5. Владелец автомобиля является инвалидом I или II группы, в письменном виде он просит о предоставлении денежной компенсации.
  6. Владелец автомобиля получил страховой полис через международную страховую систему.
  7. Оформление ДТП происходило без сотрудника полиции (допускается, когда ущерб находится в пределах 50 тысяч рублей). Но позже оказывается, что ремонт обойдётся дороже, а автовладелец не собирается доплачивать из своего кармана.
  8. Смерть потерпевшего.

Величина страховых выплат

Законодательство устанавливает максимальные страховые суммы по ОСАГО в 2018 году:

  1. 500 000 рублей. Когда необходимо возместить вред, который был причинен жизни либо здоровью потерпевших.
  2. 400 000 рублей. На возмещение ущерба, причинённого собственности потерпевших.
  3. 50 000 рублей. Когда документы о ДТП оформляются без участия сотрудника ГИБДД.
  4. 475 000 рублей. При смерти потерпевшего. Дополнительно 25 000 рублей могут быть выплачены с целью возмещения затрат на погребение.

Расчет размера выплаты по ОСАГО производится на основе Единой методики вычисления величины затрат на восстановление поврежденного ТС с учетом износа деталей и узлов, которые подлежат замене. Он может отличаться от реальных расходов на устранение повреждений. В формуле расчета суммы затрат на ремонт ТС используются различные коэффициенты и параметры, в числе которых срок службы элемента, узла либо агрегата.

Конституционный суд Российской Федерации по-другому определяет условия выплат по ОСАГО. Так, в его постановлении №6-П от 10 марта 2017 года говорится, что поврежденные детали и узлы обычно должны заменяться на новые. Полное возмещение ущерба осуществляется до того состояния, в котором детали пребывали до ДТП. Потерпевший не обязан сам искать запчасти с уровнем износа, которые подлежат замене. Это значит, что владелец поврежденного имущества не обогащается.

Суд постановил, что, когда величины выплаты пострадавшей стороне недостаточно для возмещения причиненного ущерба, недостающую сумму можно получить за счет лица, которое причинило ущерб.

Натуральное возмещение по ОСАГО по новым правилам

Закон «Об ОСАГО» устанавливает необходимость заключения договора между страховщиком и СТО. В нем должны указываться обязанности автосервиса по ремонту поврежденного ТС пострадавшего. Страховщик обязуется внести оплату этого ремонта в счет страховой выплаты в соответствии с российским законодательством.

Страховая может заключить соглашения с несколькими техсервисами, в этом случае нужно будет заключить ряд договоров.

Направление на ремонт

Статья 12 пункт 15.1 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает страховщика предоставлять клиенту направление на ремонт в СТО при наступлении страхового случая. Перед этим компания осматривать поврежденное ТС и проводит независимую техэкспертизу.

Направление представляет собой особый документ в определенную станцию техобслуживания. Если водитель воспользуется услугами другого автосервиса, страховая может отказать в компенсации расходов.

Когда за ремонт нужно заплатить из своего кошелька

Статья 12 пункт 17 устанавливает случаи, в которых пострадавший должен будет оплатить часть восстановительных работ. Это может быть ситуация, когда стоимость ремонта выше максимальной суммы возмещения.

Доплата осуществляется в таких ситуациях:

  1. Стоимость восстановительных работ более 400 тысяч рублей.
  2. Стоимость восстановительных работ более 50 тысяч рублей (ДТП было оформлено без участия дорожной полиции, по Европротоколу).
  3. Каждый участник ДТП является виновным.

В каждой из описанных выше ситуаций потерпевший может решить, что получить по ОСАГО: ремонт или выплату.

Полагается ли гарантия на ремонтные работы?

В соответствии с 12 статьей 15.1 пунктом автосервис должен предоставить гарантию на такие сроки:

  1. От 12 месяцев – на окрашивание и кузовные работы.
  2. От 6 месяцев – на другие виды работ.

Станция техобслуживания может самостоятельно решить установить увеличенную продолжительность гарантии. Такой шаг обеспечит дополнительное преимущество – клиенты будут меньше сомневаться в качестве предоставляемых услуг.

Если после ремонта будут обнаружены недостатки, автомобиль следует повторно восстановить. Иногда в договоре со страховой указывается, что при обнаружении дефектов полагается денежная компенсация.

Проведение технической экспертизы

Если пострадавший не согласен с оценкой ущерба, полученного при ДТП, он может инициировать свою независимую экспертизу. В этом случае обычно придерживаются такого порядка действий:

  1. Выбор экспертной организации.
  2. Подача заявления, обсуждение времени и даты проведения осмотра автомобиля.
  3. Страховая компания или виновник ДТП должны быть заранее предупреждены о проведении независимой экспертизы. Второй стороне следует направить телеграмму со временем и местом осмотра за три рабочих дня.
  4. Заключение договора с указанием стоимости услуг и обязанностей сторон.
  5. Перед подачей авто на осмотр его следует хорошо помыть, багажник должен быть пустой. Если багажное отделение либо капот открыть не удастся, предупредите эксперта об этом заранее.
  6. Разработка документов по автомобилю либо его повреждений.
  7. Осмотр транспортного средства.
  8. Составление акта и отчета. В них указываются необходимые работы, цены на них и другие моменты.
  9. Расчёт стоимости восстановительных работ, составление сметы с указанием запчастей, нуждающихся в замене.
  10. Определение степени износа.
  11. Установление утраты рыночной стоимости авто. Требуется не всегда.
  12. Определение средней рыночной стоимости машины до ДТП. Это делается для определения годных остатков, если автомобиль невозможно восстановить.

Итак, что лучше по ОСАГО: деньги или ремонт? В большинстве случаев – деньги, поскольку, во-первых, вы сможете сами выбрать автосервис, во-вторых, вам не придется доплачивать за износ из своего кармана.

Впрочем, вы всегда можете позвонить экспертам Хонеста, которые подробно проконсультируют по вашей ситуации. Это бесплатно.