Три миллиона без полиса: водители все чаще отказываются от ОСАГО

В России наблюдается значительный рост количества автомобилистов, которые отказываются от покупки полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО). По данным Российского союза автостраховщиков, около трех миллионов водителей используют поддельные полисы либо ездят вовсе без них. Такая ситуация обусловлена ростом цен на ОСАГО. А по информации МВД, в 2017 году количество штрафов за эксплуатацию автомобиля без страхового полиса выросло сразу на 40% - до 2,8 миллиона!

Подобная тенденция наблюдается уже третий год и только усугубляется с течением времени. Резкое снижение количества заключенных договоров ОСАГО началось еще в 2015 году, и это при том, что общее количество легковых и грузовых машин на дорогах только в 2014-м выросло на 400 тысяч.

Не стоит забывать о том, что в ряде регионов до сих пор наблюдается дефицит полисов ОСАГО, вызванный самими страховщиками. При этом онлайн-продажи ОСАГО в этих населенных пунктах иначе как утопией не назовешь: пользователи сталкиваются с техническими трудностями при оформлении и оплате автогражданки. По мнению страховых экспертов, страховые компании идут на такой шаг намеренно.

Чужие здесь не ездят: почему иногородним не продают ОСАГО в столице

Как установили «Известия», московские страховщики вновь массово уклоняются от продажи полисов ОСАГО иногородним гражданам России. В нарушение законов «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и «О защите прав потребителей» страховщики заставляют немосквичей вставать в очереди в обособленные офисы продаж, якобы уполномоченные страховать иногородних. В Центробанке посоветовали активно фиксировать нарушения: страховых агентов ждет штраф в 20–50 тыс. рублей, а страховую компанию — на 100–300 тыс. рублей. Единственным решением проблемы хронической недобросовестности страховщиков может быть создание госкомпании для работы с ОСАГО, считают эксперты.

Москва для москвичей?

О том, что у иногородних россиян возникли проблемы с получением ОСАГО в Москве «Известиям» сообщили несколько собеседников, пытавшихся заключить такие договоры. В частности, на горячей линии СК «Согласие» оператор заявила, что для иногородних страхование возможно исключительно в единственном офисе на Волгоградском проспекте в порядке живой очереди и что для страхования обязательно нужно предъявить автомобиль.

В офисе «Альфастрахования» на ул. Профсоюзная 24, к.1 вовсе отказали от приема иногороднего автомобилиста, попросив обратиться в головной офис. В страховом магазине «РСА Партнерс» вблизи метро «Раменки», предлагающем услуги «Уралсиб», «РЕСО-Гарантия» и «МСК», первым делом уточнили место регистрации собственника автомобиля, а узнав, что он иногородний, сразу отказались страховать. При этом работник страхового магазина уверял, что якобы такое право истекает из основополагающего закона «автогражданки» — № 40-ФЗ.

Клиенты в офисе страховой компании

Сотрудник офиса «РЕСО-Гарантия» по адресу Ленинский проспект, 66, узнав о немосковской прописке страхователя, попросил обратиться в центральный офис или заполнить электронный полис. Однако значительные проблемы с получением электронных полисов е-ОСАГО до сих пор не решены, как ранее писал «За рулем». Система попросту не дает завершить сделку.

В «Ингосстрахе» никаких проблем со страхованием ОСАГО для иногородних не возникло, хотя агент предупредил, что, возможно, понадобится представить автомобиль на осмотр, но в том офисе, куда захочет приехать автомобилист.

Рецидивисты с полисами

Проблема уклонения страховых компаний от невыгодных договоров ОСАГО (с небольшой страховой премией) возникает не в первый раз. Ранее «Известия» писали о том, что столичные страховщики саботируют продажу полисов ОСАГО мотоциклистам. Центробанк, призванный регулировать работу страховщиков, пояснил «Известиям», что подобные действия противозаконны.

«Если страховая компания отказывает в заключении договора ОСАГО, страхователю необходимо зафиксировать факт отказа (аудио-, видеозапись) и предоставить свидетельства в Банк России вместе с жалобой для проведения поверки. В жалобе также необходимо указать адрес подразделения страховой компании и Ф. И. О. сотрудника, отказавшего в заключении договора, — сообщили в «Известиям» в пресс-службе Центробанка. — При наличии копии заявления о заключении договора ОСАГО с отметкой страховщика его также можно приложить к обращению. В случае, если гражданин хочет пожаловаться на невозможность заключения электронного ОСАГО, к обращению в Банк России нужно приложить скриншоты, на которых зафиксированы его действия, направленные на заключение электронного ОСАГО».

Представители Банка России подчеркнули, что за необоснованный отказ страховой компании заключить договор ОСАГО согласно кодексу «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность в виде штрафа: для должностных лиц в размере 20–50 тыс. рублей, для юридических лиц — 100–300 тыс. рублей».

Незаконна и еще одна распространенная уловка: требование провести осмотр транспортного средства. Страховщики обманывают, заявляя, что осмотр автомобиля возможен в единственном офисе, который еще и работает в ограниченные часы. Если человеку неудобно ехать на другой конец города на осмотр, то страховщик обязан продать полис без осмотра, отметили в ЦБ.

Осмотр на месте

«При заключении договора ОСАГО страховая компания вправе провести осмотр транспортного средства. Место осмотра устанавливается по соглашению сторон. Если не удалось достигнуть соглашения относительно места осмотра или если ОСАГО оформляется в виде электронного документа, договор ОСАГО заключается без осмотра транспортного средства», — сообщили в пресс-службе Центробанка.

«Иногородним страхователям нужно четко заявлять страховщикам, что договор ОСАГО является публичным, а значит влечет обязанность страховщика предоставить эту услугу. Единственный повод для отказа — отсутствие необходимого пакета документов», — объясняет адвокат Дмитрий Зацаринский.

«На нарушение своих прав в данном случае можно и нужно жаловаться в региональное отделение Центробанка, прокуратуру, Федеральную антимонопольную службу, отделение Российского союза автостраховщиков и в суд», — добавил юрист.

Злоупотребления страховщиками ОСАГО своим положением уже давно стали системным, с помощью этих манипуляций они вымогают у государства очередные повышения тарифов, считает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Страховщики бездоказательно заявляют, что в ряде регионов они терпят убытки, такие субъекты Российской Федерации они цинично именуют токсичными.

«Единственная проблема, по которой страховщики не продают ОСАГО иногородним, в том, что региональные коэффициенты значительно ниже московских. Соответственно, каждый страховщик стремится израсходовать свою квоту полисов на москвичей, а там, где у них маржинальность невысока, они стараются не работать. Единственным решением этой проблемы должно быть создание госкомпании, которая возьмет ОСАГО на себя. Поскольку государство принуждает гражданина к использованию этой услуги, оно не должно допускать на этот рынок недобросовестный бизнес, идейно заинтересованный в борьбе за денежные знаки», — заключил Ифанов.

Смотрите так же:  Как проверить есть ли лицензия в вузе

Не продают полис ОСАГО на авто старше 10 лет, что делать?

Здравствуйте, почему все страховые компании г.Ярцево Смоленской области отказываются продать мне полис ОСАГО на автомобиль старше 10 лет? и как быть? Один штраф за отсутсвие страховки уже есть!

Ответы юристов (2)

Здравствуйте. Страховая компания грубо нарушает ваши права. Предъявите претензию со ссылкой на нормы закона и пусть дадут вам мотивированный ответ.

ст. 426 ГК РФ и ст. 1 Закона №40-Ф3 подчеркнуто, что договор ОСАГО является публичным. То есть страховщик обязан заключать договор с каждым, кто к нему обращается.
п. 14 Правил ОСАГО сказано, что автовладелец имеет право свободно выбирать страховую компанию. Последняя при получении пакета документов и письменного заявления не имеет права отказывать в оказании этой услуги.

Уточнение клиента

А если они говорят, что застрахуем, но через месяц, а мне нужно сейчас. Это законно? Т.е. формально они не отказывают!

25 Сентября 2017, 08:39

Обратитесь с жалобой в Центральный банк — они осуществляют надзор за страховым и компаниями.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

ЦБ разрешил страховщикам не продавать электронное ОСАГО посредникам

МОСКВА, 26 июля. /ТАСС/. Страховая компания имеет право отказать в продаже электронного полиса ОСАГО, если заявление подано лицом, которое не является собственником автомобиля или не допущено к управлению ТС, следует из письма, опубликованного на сайте ЦБ РФ.

Такое разъяснение ЦБ дал в связи с недобросовестной практикой, когда электронный полис ОСАГО оформляет посредник, а не сам автовладелец, занижая при этом страховую премию.

«При такой покупке посредник вводит на сайте страховщика недостоверные данные для существенного занижения страховой премии — например, указывает, что страхуемый автомобиль является мотоциклом. После получения от страховщика полиса недобросовестный посредник изменяет его при помощи обычного графического редактора и продает автовладельцу уже за реальную сумму страховой премии», — указывается в сообщении.

Такой полис может быть признан недействительным, предупреждает ЦБ, поскольку страховщик не получил страховую премию, соответствующую тарифам. «В случае аварии покупателю такого полиса придется самостоятельно нести ответственность», — подчеркивает регулятор.

Наличие имущественного интереса в страховании — существенный признак страхователя, а при посреднической схеме страхователем является лицо, у которого отсутствует страховой интерес, поясняется в письме.

Страховщики просили ЦБ о таких разъяснениях для борьбы с мошенничеством, говорили ранее ТАСС участники рынка. По закону договор ОСАГО является публичным — страховщик не имеет права отказать автовладельцу в его заключении. При этом участие посредников в продаже электронных полисов также запрещено законом.

По данным Российского союза автостраховщиков, в начале 2018 года доля электронных полисов ОСАГО в общем числе полисов достигла 40%.

> ОСАГО — почему нам не продают полисы»> ОСАГО — почему нам не продают полисы

«Я прописан в Челябинске, а в Москве мне отказываются продать полис ОСАГО». «Заставляют, помимо ОСАГО покупать страховку жизни или квартиры». «Помогите, не могу купить ОСАГО»… Таких обращений в редакцию «Авто Mail.Ru» за последнее время поступило немало

Купить полис ОСАГО в последнее время все сложнее. Как выяснилось, больше всего проблем с приобретением ОСАГО возникает у тех водителей, которые зарегистрированы в одном регионе страны, а полис хотят приобрести в другом — даже крупные страховые компании отказываются продавать им полис, заставляя ехать по месту прописки.

Но даже если вы вернетесь из Москвы к себе на родину, то и там полис ОСАГО могут не продать. В офисах страховых компаний почему-то бесконечные очереди и скандалы, да к тому же еще и «автогражданку» просто так сделать часто не получается — водителей заставляют покупать еще страховку жизни, дачи или квартиры. А кто не хочет подчиниться, тот просто остается без ОСАГО. И это не единичные случаи — в российских регионах подобная практика носит массовый характер.

Dura lex, sed lex — закон суров, но это закон

Так вот знайте — и в первом, и во втором случае страховые компании нарушают правила! Причем совершенно осознанно. В федеральном законе от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» нет никаких ограничений по продаже полисов жителям из других регионов. То есть, проживающий в Курске гражданин, который приехал в командировку в Москву, может нанести визит в страховую компанию и оформить полис ОСАГО. Причем его стоимость будет ниже, чем у проживающего в Москве, ведь если в столице территориальный коэффициент к базовому тарифу составляет 2, то в Курске — 1,2 (этот самый коэффициент определяется по месту регистрации водителя). При этом ничто не мешает водителю ездить постоянно по столице, где риск попасть в ДТП гораздо выше (по крайней мере, об этом недвусмысленно намекают действующие коэффициенты).

Именно поэтому страховщики так часто отказывают жителям из «низко коэффициентных» регионов. Причем тут есть нюанс — если житель Москвы приедет в тот же самый Курск, то его, наверняка, застрахуют с большим удовольствием — коэффициент-то будет уже московский, и, значит, с водителя можно будет получить больше денег.

Жаждой денег можно объяснить и другой распространенный случай — навязывание дополнительных услуг. Между тем, нужно помнить — деятельность страховщиков строго регламентирована. При продаже полиса ОСАГО они должны руководствоваться исключительно законом № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», постановлением правительства № 263 от 7 мая 2003 года о «Правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и несколькими другими документами. А не какими-то там «внутренними распоряжениями». И в том же самом законе № 40 четко написано — договор ОСАГО является публичным (статья 1, абзац 8).

И тут самое время заглянуть в Гражданский кодекс РФ. Где в статье 426 сказано: «публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится». Подчеркиваем — каждого.

Читаем далее — «отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается».

Полезно знать и закон «О защите прав потребителей», где в статье 16, пункт 2 сказано — запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг).

«Внесенными в 2014 году поправками в законодательство предусмотрены санкции для страховщиков за неправомерную непродажу полисов ОСАГО. Действует порядок, по которому страховая компания обязана по каждому отказу в продаже полиса прислать уведомление в Банк России, который является регулятором на страховом рынке, и в Российский союз страховщиков. В таком письме должно быть указано основание отказа. Если основание неправомерное, на должностных лиц накладывается штраф в размере 50 тыс. рублей», — пояснил «Авто Mail.Ru» президент Российского союза автостраховщиков (РСА) и Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

Смотрите так же:  Нотариус м шоссе энтузиастов

Проще всего было бы сказать — у нас свободный рынок, если вам не продают полис ОСАГО в одной фирме, то просто обратитесь в другую. Однако опыт показывает, что страховые компании «чудят» не по отдельности, а сообща. К тому же вы не обязаны бегать по страховым компаниям и упрашивать клерков продать вам полис — как уже было сказано, вам должны (!) оказать данную услугу.

Если вы не хотите покупать дополнительные страховки, то для начала постарайтесь правильно построить свой разговор с менеджером, который продает полисы. Распечатайте, скажем, эту статью, или перепишите статьи законов — страховщики прекрасно знают, что они нарушают правила и часто не связываются с юридически подкованными клиентами. Плюс, попросите вызвать начальника и общайтесь уже с ним. Также действенным способом является требование написать отказ в продаже полиса в письменном виде. В 99% случаев вы его не получите — повторим еще раз, страховые компании прекрасно знают, что они нарушают закон. Еще один совет — как только вы поняли, что вас «посылают», то достаньте телефон и снимайте разговор на камеру. Запись также является доказательством в отказе продать полис.

Не сработало? Тогда действуйте по другой схеме. Направьте в страховую компанию заявление с требованием продать вам полис ОСАГО. Причем страховщики обязаны будут удовлетворить ваш запрос (напоминаем — по закону договор ОСАГО является публичным, и отказа в продаже полиса быть не может).

— Заявление о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства
— Просьба заключить договор обязательного страхования

Заявления необходимо направить по почте заказным письмом с уведомлением (это будет доказательством в случае отказа). У страховой компании будет 30 дней на рассмотрение вашего заявления. А это значит, что если вы живете в «проблемном» регионе, то о приобретении полиса лучше всего озаботиться заранее.

Есть и еще один способ — более сложный. Речь идет о подаче заявления в суд. Причем вы можете подавать заявление лично, либо обратиться за помощью к юристам. Последние с радостью примутся за ваше дело, ведь, согласно статье 445 Гражданского кодекса, «сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки».

Однако вне зависимости от способа вашей борьбы со страховой компанией, настоятельно советуем подать жалобы на действия страховщиков. Причем одновременно можно писать сразу в несколько инстанций: головное представительство страховой компании, прокуратуру или в Российский союз автостраховщиков. «Страхователи вправе обратиться в РСА, который осуществляет прием жалоб и обращений от страхователей и потерпевших на действия страховых организаций — членов союза. Адрес электронной почты для приема скан-копий жалоб и обращений: [email protected], [email protected] Бланк жалобы можно скачать на сайте РСА: http://www.autoins.ru. Также по всем возникающим вопросам можно обращаться по бесплатному телефонному номеру «Горячей линии РСА» 8-800-200-22-75, (495) 641-27-85 (для жителей Москвы). Существует также служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров», — пояснил Игорь Юргенс.

Взгляд с другой стороны

Но почему же в Москве, Петербурге и некоторых других крупных городах проблем с ОСАГО нет? Все просто — они для страховых компаний являются прибыльными. А раз есть прибыль, то и отношение к клиентам тут совершенно иное. За него уже начинают бороться, а не стараются прогнать куда подальше.

В страховых компаниях не любят давать комментарии по поводу сложностей с продажами полисов ОСАГО. Но вот что нам удалось понять — в нынешних условиях, когда цены на запчасти после обрушения курса рубля выросли почти в два раза, ОСАГО во многих регионах приносит огромные убытки. «Давайте мы цену ОСАГО будем считать в евро, это будет справедливо. Ведь если раньше человек платил за ОСАГО, скажем, 6000 рублей и это было 140 евро, то сейчас это всего лишь 80 евро», — рассказал нам один из руководителей крупной страховой компании, который попросил не называть своего имени. Кроме того, не надо забывать, что с 1 октября 2014 года максимальная сумма компенсации была увеличена до 400 тысяч рублей (раньше было не более 160 тысяч). Цена полиса тоже выросла, но не столь существенно — было 1980 рублей, стало от 2440 до 2574 рублей.

Конечно, можно вспомнить, что в конце прошлого года Российский союз автостраховщиков принял единые каталоги средней стоимости запчастей, которыми и должны пользоваться эксперты при расчете компенсации при ДТП. И там указаны «старые» цены. Вроде бы, страховщики должны быть довольны. Но все понимают, что на полученные деньги машину сейчас не отремонтируешь. Этим то и пользуются юридические компании. Они проводят независимую экспертизу и через суд доказывают, что выплаты занижены. При этом требуют со страховщика не только выплату стоимости восстановления авто, но и всевозможные компенсации за свои услуги.

По словам страховщиков, в некоторых регионах страны эти самые «помощники водителей» стали настоящей головной болью компаний. И во многом именно из-за них ОСАГО начинает приносить фирмам убытки. «Объем доплат по результату судебных решений, то есть штрафов в пользу юридических контор, в 2014 году составлял примерно 40% от общего объема выплат по ОСАГО, — такие поистине шокирующие цифры приводит Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование». — Если говорить о нашей компании, то крайне высокая убыточность наблюдается сейчас в Поволжье, на Урале, в первую очередь, на Южном Урале, на юге России, в первую очередь в Краснодарском крае, ряде городов Центральной части России, Сибири и Дальнего Востока».

Представители других страховых компаний приводят иные цифры, но и они шокируют. В среднем, если еще в 2012 году доля судов от общего количества выплат была 7%, то в 2013 году уже 10%, а в прошлом году 14%. Рост в два раза всего за пару лет! Причем если средняя выплата по ОСАГО без судов сейчас составляет порядка 30 000 рублей, то судебная выплата – примерно 70 000 рублей.

Массовое распространение получили случаи, когда аварии начинают «выкупаться» прямо на месте ДТП — юристы просто-напросто платят гаишникам за это. Да и с судами в небольших городах «договориться» не составляет никаких проблем. В результате дела о компенсациях по полисам ОСАГО поставлены буквально на поток. Водителям это выгодно, юристам тоже. А вот страховые компании испытывают большие проблемы. Согласно прогнозу в 2015 году в 38 регионах России убыточность по ОСАГО превысит отметку в 120%, а в четырех регионах 160%! Крупные игроки уже сейчас активно сворачивают свой бизнес в наиболее убыточных регионах, а на смену им приходят весьма сомнительные фирмы, целью которых является лишь продажа полисов (а вот о выплате компенсаций они даже не задумываются).

Смотрите так же:  Отчетность предприятия с иностранными инвестициями

Какие могут быть решения проблемы? Увы, но наш вывод многим не понравится — надо повышать стоимость полиса. Особенно ясно это стало после декабрьской девальвации рубля. Причем в некоторых регионах цена страховки должна вырасти очень сильно. В противном случае водители продолжат мучаться в очереди за полисами и скандалить с менеджерами, а страховые компании будут всеми силами стараться занизить стоимость выплат.

«Единственный способ вернуть желание компаний продавать полисы ОСАГО — сделать тарифы ОСАГО адекватными. В идеале — это реализация „дорожной карты“ перехода к свободному тарифу ОСАГО. В этом случае равновесие цены устанавливается рынком в результате пересечения спроса и предложения, а его сейчас нет по ОСАГО. Отсюда соответствующие последствия. Значит, возможен классический рыночный вариант: отпустите тариф, сделайте его свободным. Компании, которые захотят захватить этот сегмент рынка, сразу установят цену даже ниже существующего тарифа, но не выдержат, потому что при таких ценах они реальных резервов не создадут. А серьезные компании будут предлагать ОСАГО дороже, но уж точно будут и платить и завоевывать доверие потребителей. Собственно, как сейчас происходит во всем мире», — уверен Игорь Юргенс.

И с руководителем Российского союза автостраховщиков согласны почти все участники рынка. «Тариф должен определять рынок, но допущенными к страхованию ОСАГО должны быть только крупные и надежные компании, чтобы очередные «Рога и копыта» не собирали деньги с клиентов и не уезжали потом с ними в теплые страны», — подчеркивает Антон Легчилин, заместитель генерального директора ОАО «САК «Энергогарант».

Дмитрий Гайдукевич

Страховщики перестали продавать полисы ОСАГО мотоциклистам

Начало мотосезона заставляет владельцев двухколесной техники стройными рядами отправляться в офисы страховых компаний. Но в этом году, судя по волне возмущенных сообщений на интернет-форумах и в соцсетях, рутинная операция оформления полиса ОСАГО превратилась для многих из них в почти неразрешимую проблему. Мотоциклисты практически из всех уголков России сообщают, что в большинстве офисов страховых компаний под разными предлогами отказываются страховать их технику по ОСАГО. Самый распространенный ответ — «мотоциклы не страхуем». Или «база не работает, обращайтесь в центральный офис». И в том же духе. В лучшем случае в пакете с «автогражданкой» им навязывают дополнительные виды страхования. Отфутболенные мотовладельцы пытаются застраховать свои двухколесные машины через интернет с помощью e-ОСАГО.

Но там, как выясняется, их тоже не ждут. На сайте компании при оформлении такого полиса части мотовладельцев удается дойти лишь до этапа «Выбрать модель». Но тут оказывается, что в имеющемся списке марок/моделей нужной машины не указано. У большинства же проблемы возникают на стадии оплаты полиса. Тут может выясниться, что сайт страховщика (ах, какая неприятность!) неправильно определил город страхователя или еще чего перепутал. Результат — отказ в заключении договора. А ряд сайтов страховых компаний на этой стадии просто перекидывает человека на сайт Российского союза автостраховщиков (РСА), откуда его отправляют «к партнеру» — какой-нибудь региональной мелкой страховой компании.

А там канитель с покупкой начинается по-новой… По закону об ОСАГО страховые компании не имеют права отказать в заключении договора никому — ни обладателю мотоцикла, ни владельцу большегрузной фуры. Но дело в том, что мототехника обычно считается маломощным видом ТС — с моторами менее или чуть более 100 л. с. Соответственно и средняя стоимость полиса ОСАГО для мотоцикла колеблется в районе 1000 рублей — в несколько раз меньше, чем за ОСАГО на среднюю легковушку. При этом суммы выплат пострадавшим по вине мотоциклиста-аварийщика будут, скорее всего, такими же как и в случае, когда ДТП устраивает машина. То есть страховать мотоцикл по ОСАГО сейчас стало для компаний особенно не выгодно. Вот они их стараются и не страховать.

Такое положение дел вынуждает мотоциклистов либо отказываться от покупки полиса вообще, либо приобретать полис-подделку. Автовладельцам такая ситуация грозит очень серьезными последствиями. Все знают, как ведут себя на дороге отечественные байкеры и сколько аварий они устраивают. И если у мотоциклиста-аварийщика еще не оказывается полиса ОСАГО, то ни о какой выплате компенсации от страховой компании можно и не мечтать. Чтобы взыскать свое придется побегать за ним по судам. А если байкер в аварии погиб или в больницах лечится от тяжелых травм, как это часто случается, на компенсацию своих потерь пострадавшему автовладельцу рассчитывать крайне сложно.

Аварию не оплатят

Но компания по-своему прочитала закон об ОСАГО и теперь грозит судебным иском к Российскому союзу автостраховщиков.

РСА предупредил автовладельцев о том, что эта компания не имеет никакого права заключать подобные договоры. Полисы распространялись через сайт globaltorgao.ru.

На нем утверждалось, что полисы продаются от лица страховой компании АО «Образец». Штамп этой же компании стоит в левом верхнем углу полисов, внешне похожих на полисы ОСАГО.

Как следует из скриншотов сайта этой компании, сейчас оформлено более 500 полисов. Но они — поддельные. Такой страховой компании в России не существует. Лицензии на право страховой деятельности она не получала.

Любая страховая компания, имеющая право продавать полисы обязательной «автогражданки», обладает специальной лицензией Банка России. Ее сайт можно найти в реестре, который ведет регулятор.

Но фирмы «Образец» в реестре нет. Ей даже размера уставного капитала не хватит на получение лицензии на ОСАГО. Для автогражданки он должен быть не менее 120 миллионов.

Как пояснили корреспонденту «РГ» в союзе автостраховщиков, компания скопировала бланки из интернета и на них оформляла страховку. При этом бланки на ОСАГО у нас выдаются конкретной компании. А в данной ситуации это были просто «липовые» бланки с «левыми» номерами.

Чем грозит владение таким полисом автомобилисту? Штрафом в случае выявления подделки на дороге.

А в случае аварии — необходимостью возмещать ущерб пострадавшему за свой счет. Но гораздо больше проблем в этой ситуации получит водитель пострадавшего автомобиля. Ему придется пройти все круги судебных инстанций, чтобы вернуть затраченное на ремонт машины, которую повредил застрахованный по поддельному полису.

Примечательно, что сайты, на которых продавались незаконные полисы, были заблокированы. Также союз направил заявление на имя министра внутренних дел по Республике Дагестан с просьбой провести проверку в отношении фирмы.

Но в интернете появились еще несколько сайтов, которые продают полисы ОСАГО от имени той же компании.