Работники аварийно-спасательной и противопожарной службы Иркутской области будут получать доплату к пенсии

На сессии Законодательного Собрания Иркутской области 8 октября в первом чтении была поддержана инициатива группы депутатов, касающаяся оказания дополнительных мер социальной поддержки работникам аварийно-спасательных служб и противопожарной службы Иркутской области. Изменения предлагается внести в законы «О пожарной безопасности в Иркутской области» и «Об отдельных вопросах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Иркутской области».

Доплата к пенсии в размере 5 тыс. руб. из областного бюджета будет предоставляться работникам служб, занимающим должности, которые непосредственно связаны с осуществлением деятельности по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, имеющим непрерывный стаж работы в службе более 15 лет. Одним из условий является работа на таких должностях не менее года перед увольнением. Как рассказала один из авторов законопроекта, председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Наталья Дикусарова, данная законодательная инициатива направлена на устранение неравенства в пенсионном обеспечении работников федеральной и областной службы.

«Люди, работая в службах разного уровня подчинения, выполняют одни и те же функции, одинаково рискуя своими жизнями, но имеют разные условия после выхода на пенсии, — отметила парламентарий. — В процессе подготовки законопроекта был проанализирован опыт в данной сфере других регионов России».

Согласно финансово-экономическому обоснованию законопроекта, с учетом достижения пенсионного возраста пожарных и спасателей в период 2019 — 2021 годов, право на получение ежемесячной доплаты к пенсии наступает у 112 жителей региона. При осуществлении ежемесячной выплаты в 5 тыс. рублей финансирование за счет средств областного бюджета на эти три года составит 17,3 млн руб.

Как заметил председатель комитета по собственности и экономической политике Заксобрания Николай Труфанов, данный законопроект крайне важен для Иркутской области. Указанные меры социальной поддержки окажут положительное влияние на стабилизацию кадрового состава пожарно-спасательной службы Иркутской области, а также позволят повысить престиж профессий пожарных и спасателей в регионе. Законопроект принят на сессии в первом чтении, работа над документом будет продолжена.

О льготном пенсионном обеспечении спасателей субъектовых (муниципальных) служб спасения Российской Федерации

Крупномасштабные чрезвычайные ситуации конца XX века (катастрофа на ЧАЭС, землетрясение в Армении) подтвердили назревшую в Российской Федерации необходимость решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС, защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера на государственном уровне. Возникла необходимость создания федерального ведомства, имеющего свои силы, средства, полномочия, которое бы объединило профессионалов этой области. 27 декабря 1990 года в РСФСР был образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета, который впоследствии был преобразован в МЧС России.

Министерством была проделана огромная работа по созданию нормативно-правовой базы в области предупреждения и ликвидации ЧС, а так же по вопросам терминологии, правовому определению понятия «спасатель» и его статуса.

Так, в 1995 году был разработан и введен в действие Федеральный закон №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». В соответствии с п.7 ст. 25 данного закона «спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации» [1]. Закон не делал различий между спасателями, так как кроме мобильного отряда ГКЧС и территориальных подразделений больше никого и не было. Финансирование территориальных аварийно-спасательных подразделений в это время шло через МЧС России. В этот период в Российской Федерации действовал Закон от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», п. «л» ст. 12. ч.1 которого предусматривал спасателям досрочную пенсию по достижению 40 лет в связи с особыми условиями труда, если они постоянно трудились в профессиональных аварийно — спасательных службах, профессиональных аварийно — спасательных формированиях не менее 15 лет [2]. Как мы видим, никакого разделения спасателей по ведомственной принадлежности в этом Законе не было.

Но время, как известно, имеет свойство меняться. Непростая экономическая обстановка, реорганизация Министерства — все это привело к тому, что большая часть территориальных аварийно-спасательных подразделений МЧС была передана на баланс регионов. Соответственно, с 1999 года краевые (областные) службы спасения стали финансироваться из средств регионального бюджета, а муниципальные службы спасения – непосредственно из средств бюджета органа местного самоуправления.

Изменилось и законодательство в области пенсионного обеспечения. Краеугольным камнем сложившейся впоследствии непростой и даже обидной ситуации стал ФЗ от 17 декабря 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подп. 16 п.1. ст.27 гл. 6 которого установил, что «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста» [3].

Российское законодательство в одночасье разделило по правам спасателей МЧС России и всех остальных спасателей и решило судьбу льготного пенсионного обеспечения десятков тысяч региональных профессионалов. С чем это было связано и справедливо было ли данное решение спасатели не знают до сих пор.

Что в итоге? Сегодня спасатель субъектовой (муниципальной) службы спасения может получить трудовую пенсию по старости, как и большинство граждан нашей страны – по достижении 60 лет. Как спасатель будет работать на оперативной службе годов так в 50-55, проходить ежегодно медицинскую комиссию – не важно. Да, придется увольняться, если хочешь жить и не покалечить других. Найдет ли специалист такой специфической профессии работу, которая устроит и его и общество? Примут ли его в 40-50 лет на достойную должность?

Спасатели субъектов нашей страны живо отреагировали на подпункт статьи данного закона. Впервые попытку спасти пенсионную льготу для спасателей предприняла Курганская областная Дума в 2005 году. Депутаты вышли в Госдуму с законодательной инициативой внести поправку в Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», изъяв из него ограничение – принадлежность к МЧС России.

В результате обращения, Курган получил однозначный ответ от заместителя Председателя Правительства РФ А. Д. Жукова (ныне – первый заместитель Председателя Государственной Думы Федерального собрания РФ), формулировка которого и по сей день используется всеми государственными инстанциями. В заключении А. Д. Жукова от 25.10.2005 г. №3415п-П12 содержится вывод, что, так как спасатели аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России предназначены для выполнения задач по предназначению на всей территории Российской Федерации, а региональные службы спасения выполняют задачи только в пределах субъекта, то формирования МЧС России имеют «более высокую загруженность»[4].

«Регионалы» серьезно задумались над данной формулировкой и попросили дать аргументированный ответ, на основании каких статистических материалов был сделан вывод о большей загруженности подразделений федерального министерства, ведь объективно, межрегиональные и федеральные ЧС в России происходят, слава Богу, не так часто, как ежедневная рутина, которая и ложится на плечи спасателей муниципальных и региональных аварийно-спасательных формирований.

«Спасатели МЧС России имеют более высокую напряженность работы в экстремальных условиях». Эта фраза кочует из ответа в ответ на все запросы региональных спасателей, которые связывают такое устоявшееся мнение о более напряженной работе подразделений Министерства в связи с тем, что вся статистическая информация о количестве выездов проходит через территориальные органы МЧС России. На уровне субъекта еще есть градация по результатам работы каждого подразделения. Однако на последующих этапах статистика обезличивается и МЧС России отчитывается за работу всех аварийно-спасательных формирований страны, не уточняя, какая часть работы сделана подразделениями, входящими в структуру МЧС, а какая муниципальными, областными, краевыми, республиканскими службами спасения. Представители же федеральных СМИ в вопросах структуры РСЧС не слишком искушены и во всех сюжетах на федеральном уровне фигурирует формулировка «спасатель МЧС». В свою очередь гражданское население, большая часть которого в принципе не разбирается в составе сил и средств экстренных служб России, эту формулировку принимает и запоминает.

Смотрите так же:  Приказ об отпуске курсантов

Стоит сказать, что ответ А.Д. Жукова не был последним в данном вопросе. Пензенская поисково-спасательная служба с иском о нарушении конституционных прав дошла до Конституционного суда РФ, который в своем заключении пошел еще дальше и сделал вывод «о существенных отличиях деятельности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований МЧС России от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации» на основании того, что подразделения МЧС России так же участвуют в ликвидации ЧС и доставке гуманитарной помощи на территорию иностранных государств [5]. Но за рубеж на резонансные ЧС вылетает довольно небольшая группа спасателей МЧС — ЦАМО «Центроспас». Это профессионалы высокого класса, их работа связана с частыми командировками. А остальные региональные поисково-спасательные отряды МЧС России несут дежурство в обычном режиме, так же, как и спасатели регионов, у которых подчас случается до 25 выездов в сутки.

Пенсионный фонд РФ так же дал свой официальный ответ, суть которого снова в «…более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью спасателей МЧС России, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций» [6]. Опять же, возникает вопрос – на основании каких нормативно-правовых документов Пенсионный фонд делает такой вывод? Следуя логике, выходит, что аттестовываясь на право ведения аварийно-спасательных работ по одним правилам, дальнейшая деятельность подразделения МЧС России априори сложнее? Можно сказать, что спасатель МЧС, работающий на ликвидации ЧС бок о бок со спасателем субъекта, находится в более опасных условиях, чем второй? Даже на бумаге эти строки выглядят абсурдно и намекают на неправомерное установление для граждан, занимающихся одной и той же профессиональной деятельностью, разный объем прав в сфере пенсионного обеспечения в зависимости от принадлежности учреждения, в котором осуществлялась профессиональная деятельность к федеральному или региональному уровню.

Все это ни в коем случае не умаляет заслуг спасателей МЧС России, но государство поставило спасателей субъектов в такие условия, что они вынуждены сравнивать свою деятельность с деятельностью коллег из Министерства. Спасатели регионов вынуждены бороться за свои права и смотреть «в кошелек» к коллеге «федералу», искать информацию о его работе, заглядывая через плечо, чтобы в различных инстанциях доказывать, что условия работы, количество работы, цели, задачи и функции и всех спасателей, будь ты из МЧС России или из областной службы спасения — одинаковы. Если же различия и есть, то разве могут они приводить к такому существенному дисбалансу мер социального обеспечения специалистов, ежедневно рискующих жизнью и часто работающих плечом к плечу?

Впрочем, скорее всего, вопрос реализации данного права на льготное пенсионное обеспечение спасателей субъектов РФ стоит не только в плоскости каких-либо различий в деятельности федеральных и местных спасателей. Мы снова упираемся в одну из самых серьезных проблем государства – нехватку бюджетных средств и большую нагрузку на Пенсионный фонд России. Об этом говорил в 2005 году А.Д. Жуков, об этом даже не стоит лишний раз говорить сегодня в условиях сложной политической обстановки и не менее сложной экономической.

Неужели совсем ничего нельзя сделать? Ведь должен быть какой-то компромисс. И попытки его найти есть. В настоящее время в нескольких субъектах Российской Федерации (Вологодская и Свердловская область) действуют собственные законы о социальной поддержке спасателей, в соответствии с которыми спасателям и пожарным в качестве меры социальной поддержки предоставляется ежемесячная денежная выплата в размере 200 процентов фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленного п. 2 ст. 14 ФЗ от 17.12. 2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Это чуть более 5 тысяч рублей. Данная выплата осуществляется спасателям до момента наступления пенсионного возраста в 60 лет (при отсутствии других условий, препятствующих назначению выплаты)[7]. Но что значат 2 субъекта в нашей многомиллионной стране?

Многие региональные власти хотят помочь своим спасателям, но кто поможет в этом регионам, кто хотя бы подтолкнет их следовать за вологодскими коллегами? Где-то не хватает средств, где-то решимости. Проблема, которая тянется с 2002 года, требует сегодня серьезного рассмотрения именно на федеральном уровне.

В связи с этим, инициативной группой крупного сообщества «Спасатели» одной из социальной сетей уже сделаны определенные шаги. На сайте change.org идет сбор подписей в поддержку петиции о возвращении спасателям регионов льготного пенсионного обеспечения, права на которое их лишили в 2002 году[8]. Разработана и проходит предварительную экспертизу инициатива федерального уровня для помещения ее на сайт российских общественных инициатив.

Многие скажут – зачем все это? Вопрос уже закрыт, на него Конституционным судом РФ дан окончательный ответ. Но десятки тысяч спасателей вполне обоснованно не могут смириться с тем, что такая проблема социального сегмента была рассмотрена поверхностно.

Государство должно обратить самое пристальное внимание на эту проблему. В конце концов, наступает время, когда самому сильному в лице спасателя тоже нужна защита и поддержка.

Проблему стажа при досрочном выходе на пенсию рассмотрел в своем определении Конституционный суд после того, как туда обратились пензенские спасатели.

Катастрофы бывают разные. Например, в МЧС чрезвычайные ситуации делят на межрегиональные, региональные, межмуниципальные, муниципальные и локальные — и это только в пределах РФ. В Основном Законе РФ вместе со стихийными бедствиями и эпидемиями их записали в 72-ю статью, то есть отнесли к предметам совместного ведения федеральных властей и субъектов Федерации. Вот между этими двумя властными системами и оказались спасатели из Пензенской области.

В Конституционный суд поступили сразу две жалобы: одну коллективно подписали одиннадцать человек, вторую — Октябрьский суд Пензы, рассматривавший дело шестерых экс-спасателей.

Заявители до декабря 2003 года работали в Пензенской поисково-спасательной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Потом ведомство настигла реформа, службу упразднили, а вместо нее появилось государственное учреждение Пензенской области «Пензенская поисково-спасательная служба». Там заявители и работали вплоть до 2008 года, когда попытались воспользоваться правом досрочного выхода на пенсию. Но им отказали, сообщив, что у них нет необходимого 15-летнего стажа работы в качестве спасателей МЧС, а стаж работы в Пензенской поисково-спасательной службе не считается за специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Смотрите так же:  Срок действия канефрона

Спасатели пошли по судам. В своем отказном определении (то есть открытого рассмотрения жалоб в Питере не будет) судьи КС признают, что до вступления в силу норм Закона «О трудовых пенсиях в РФ» спасатели «имели право на выслугу лет, которая предоставлялась ранее достижения общего пенсионного возраста независимо от ведомственной подчиненности этих служб и формирований». И хотя пенсии за выслугу лет как институт исчезли, однако право выйти досрочно на пенсию при 15-летнем стаже у спасателей сохранилось.

Также признается в определении КС и право спасателей, трудящихся в системе МЧС, на этот досрочный выход, обусловленное «особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию РФ, но и территории зарубежных стран». Именно поэтому судьи КС проводят разграничение между спасателями в системе МЧС и спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях в регионах. «Предусмотренная действующим законодательством дифференциация, — указывается в определении, — не может, вопреки утверждению заявителей, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций». А региональные власти вправе, считают в КС, за счет средств собственного бюджета предоставить дополнительные гарантии своим спасателям. И заявителям бесповоротно отказали.

Спасатели из регионов просят президента вернуть им досрочную пенсию

Муниципальные спасатели Нижнего Тагила записали обращение к Владимиру Путину с просьбой изменить возраст для получения ими страховой пенсии. Они отмечают, что при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и проведении спасательных работ они действуют совместно и выполняют одну задачу со спасателями МЧС. При этом федеральные спасатели могут выйти на досрочную пенсию в 40 лет, а муниципальные такого права лишены – они могут рассчитывать на пенсию, доработав до достижения общего пенсионного возраста, то есть 60 лет.

Спасатели считают, что тем самым «российское законодательство, а именно ФЗ № 400 «О страховых пенсиях», разделило по правам спасателей федерального и муниципального значения, и до сих пор непонятно, с чем это связано».

«Данное положение дел считаем абсурдным, так как до этого возраста в экстренной службе человек работать не может. Более того, в целях своей и общественной безопасности – не должен. При получении травмы или медицинских противопоказаний спасатель оказывается непрофпригодным и остается социально незащищенным», – считают спасатели.

С аналогичным обращением к президенту России выступили и пензенские спасатели.

«Мы привыкли сами решать проблемы, которые решить не под силу никому. Однако сейчас похоже настало то время, когда помощь требуется тем, кто всегда приходит на помощь», – заявили пензенские спасатели.

7 июня Владимир Путин ответит на вопросы россиян в ходе «Прямой линии» с президентом. Начало в 12:00 мск.

Внимание на проблемы в противопожарной службе России власти и общество обратили после пожара в кемеровском ТЦ «Зимняя вишня», во время которого погибли 60 человек. Расследование «Коммерсанта» показало, что условия для работы спасателей на пожаре в «Зимней вишни» были крайне трудными в том числе из-за отсутствия необходимого количество сотрудников МЧС в критическое для спасения людей время.

В это же время якутские пожарные объявили голодовку из-за низких зарплат, сложных условий труда и изношенного оборудования.

После трагедии в “Зимней вишне” Владимир Путин призвал рассмотреть увеличение состава противопожарной службы России и решить проблему ее технического оснащения.

Досрочная трудовая пенсия по старости спасателям

Вопрос-ответ по теме

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который установил пенсионные коэффициенты для расчета размера страховой пенсии. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” продолжает действовать в части исчисления размера трудовой пенсии (выхода на пенсию по старости, досрочного назначения пенсии).При каких условиях досрочно назначается трудовая пенсия по старости спасателям? В каком возрасте может выйти на пенсию по старости спасатель, отработавший 14 лет 7 месяцев и 3 дня в аварийно-спасательных формированиях МЧС России?

В соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации” (далее – Закон № 173-ФЗ) право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости установлено лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России) и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Для определения права на досрочное пенсионное обеспечение указанной категории работников значение имеют наименование должности (специальности), а также занятость именно в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях МЧС России и участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций не менее 15 лет.

Круг лиц, пользующихся правом на указанную пенсию, содержится в Перечнях должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утв. постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 702 (далее – Перечни).

Статус спасателя граждане приобретают на основании решения аттестационных органов по результатам аттестации (п. 1 ст. 23 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, далее – Закон № 151-ФЗ).

Включенная в Перечни должность “спасатель” в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) относится к категории специалистов.

В ст. 27 Закона № 151-ФЗ перечислены обязанности спасателя: поисково-спасательные, первоочередные спасательные и другие работы, связанные с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера на всей территории РФ, в т. ч. в экстремальных условиях природной среды (в горах, в тайге, на Крайнем Севере и т. д.).

Специалист, которому установлена должность “спасатель”, должен иметь профессиональное образование, специальную подготовку, владеть двумя-тремя специальностями, а спасатель международного класса должен владеть и знаниями иностранного языка.

Должностные обязанности спасателя существенно отличаются от тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих горноспасательных частей (наборщиков проб, респираторщиков), газоспасательных подразделений (бойцов, газоспасателей) и других спасательных служб предприятий и организаций, которые в основном занимаются проведением мероприятий по предупреждению аварий и несчастных случаев на предприятиях (в организациях), контролем состояния безопасности на производстве и т. д.

Таким образом, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Перечнями пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности “спасатель”, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное пенсионное обеспечение предоставляется в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством. Например, по Списку № 1 (раздел I, подраздел 5) трудовая пенсия по старости назначается досрочно респираторщикам, наборщикам проб, командирам взводов горноспасательных частей (станций); по Списку № 2 (раздел XII, подраздел 4) – инструкторам, бойцам первого и второго классов газоспасательной службы в нефтегазоперерабатывающей промышленности и т. д.

Смотрите так же:  Прерывный стаж работы это сколько

Работники аварийно-спасательных формирований могут приобретать статус спасателя. Но это не является основанием для предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с указанными Перечнями, так как этот статус присваивается на основании решения соответствующих аттестационных органов более широкому кругу лиц, чем право на досрочную трудовую пенсию по старости, установленную подп. 16 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

Под чрезвычайной ситуацией в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Документом, подтверждающим участие спасателей в работе по ликвидации чрезвычайных ситуаций, является книжка спасателя, которая предназначена для учета участия спасателя в этих работах.

Работникам этой категории досрочное пенсионное обеспечение предоставляется, если они работают спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях, входящих в структуру МЧС России. Данные службы и формирования финансируются из средств федерального бюджета. К таким подразделениям МЧС России относятся: Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России; региональные поисково-спасательные отряды и их филиалы, поисково-спасательные службы в областях; ГУ “Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения”.

Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов РФ и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому они правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 16 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” профессиональная аварийно-спасательная служба представляет собой совокупность органов управления, сил, средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование – это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами и непосредственно выполняющие работы по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При рассмотрении вопроса о досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России необходимо учитывать следующее.

Конкретные вопросы, связанные с определением права отдельных работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, рассматриваются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Лица, отработавшие спасателями аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований МЧС России менее 15 лет, не имеют оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.

Следует отметить, что к указанным периодам работы другие периоды работы, также дающие права на досрочное пенсионное обеспечение, не присоединяются.

Всё о досрочных трудовых пенсиях

Условиями назначения досрочной трудовой пенсии по старости по дан­ному основанию являются:

во-первых, наличие специального стажа не менее 15 лет;

во-вторых, достижение возраста 40 лет либо независимо от возраста (для спасателей, спа­сателей 1, 2, 3 классов, спасателей междуна­родного класса).

Данное право на досрочную трудовую пенсию по старости распространяется на:

командиров поисково-спасательных отря­дов, заместителей по поисково-спасательной работе;

начальников поисково-спасательных отрядов, заместителей по поисково-спасательной ра­боте;

начальников поисково-спасательных групп;

начальников центрального аэромобильного спасательного отряда, аэромобильных спаса­тельных отрядов и заместителей по поиско­во-спасательной работе;

начальников поисково-спасательных служб и за­местителей по поисково-спасательной работе;

начальников поисково-спасательных подраз­делений;

спасателей, спасателей 1, 2, 3 классов, спаса­телей международного класса.

Правом на досрочную трудовую пенсию по старости обладают лишь те лица (из числа перечисленных выше), ко­торые работают в профессиональных аварий­но-спасательных службах, профессиональ­ных аварийно-спасательных формированиях МЧС России.

Пример назначения досрочной трудовой пенсии по старости:

Гражданин Васильев обратился в суд с заявлением об ос­паривании решения пенсионных органов об отказе в на­значении ему досрочной трудовой пенсии по старости на основании невыработки специального стажа. Суд под­держал позицию пенсионных органов, мотивируя свое решение следующим образом. С 1990 г. гр. Васильев работал на должности спасателя в Ивановской поисково-спасательной службе МЧС Рос­сии.

Данная служба была упразднена в 2000 г. Вместо нее было создано государственное учреждение Ивановской области «Ивановская поисково-спасательная служба», куда на работу был принят гр. Васильев. Таким образом, специальный стаж его работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости составил 10 лет, а не 15, как этого требует закон.

Деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формиро­ваний МЧС России имеет существенные от­личия от деятельности спасателей в профес­сиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов РФ (см. опреде­ление Конституционного Суда РФ от 5 февра­ля 2009г.№551-О-П).

Предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назна­чение досрочной трудовой пенсии по старости для спасателей про­фессиональных аварийно-спасательных служб и форми­рований МЧС России и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъек­тов РФ основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обу­словленных закрепленным в законодательстве разграни­чением функций.

Важно. Вас не устраивает будущая или настоящая жизнь на пенсии? Тогда нужно что-то делать!

Я предлагаю следующее:

  • Во-первых,определиться с образом жизни, который бы Вы мечтали вести на пенсии.
  • Во-вторых, рассчитаться со всеми имеющимися у Вас долгами и кредитами. Без этого говорить о ЖИЗНИ на пенсии бессмысленно. Если у Вас психология вечного должника, Вы подсели на кредиты, то никакой ЖИЗНИ на пенсии у Вас не будет.
    Как рассчитаться с долгами и кредитами читайте в моей книге «Как освободиться от долгов? Вся правда о кредитах…».

В противном случае Вас ожидает вынужденная РАБОТА на кого-то в пенсионном возрасте. Пока позволит здоровье, а потом ВЫЖИВАНИЕ, нищета…

PS. Внимание. Пока не поздно (фактор времени играет против вас) независимо от возраста приступите к формированию своих пенсионных накоплений не зависимых от государственных.

Как это делать вы можете познакомиться в разделах «Как сохранить и приумножить деньги» и «Финансовое планирование жизни», а также узнать из моих книг.
Если будут вопросы задавайте, постараюсь на них ответить.

PS1. Если материал «Досрочная пенсия спасателям МЧС России, участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций» оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему трудовых пенсий: