Передача имущества в муниципальную собственность

Подборка наиболее важных документов по запросу Передача имущества в муниципальную собственность (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Нормативные акты: Передача имущества в муниципальную собственность

Документ доступен: с 20 до 24 ч. (выходные, праздники — 24 часа)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Передача имущества в муниципальную собственность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Формы документов: Передача имущества в муниципальную собственность

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс

Передача имущества из казны в государственную собственность

УЧЕТ ОБЪЕКТОВ ИМУЩЕСТВА КАЗНЫ

Попова Г.П.,
председатель комитета бюджетного учета и отчетности
Департамента по управлению государственной собственностью Томской области

Определение понятия «имущество казны»

В настоящее время в нормативных актах не содержится четкого определения понятия «имущество казны», посредством которого можно было бы однозначно идентифицировать данное имущество в качестве объекта учета.
Поэтому в рамках данной статьи воспользуемся определением, содержащимся в п. 4 ст. 214 и п. 3 ст. 215 Гражданского кодекса РФ, согласно которому имущество казны — это средства соответствующего государственного (местного) бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющие государственную казну РФ, казну субъекта РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
В случае закрепления имущества казны за государственными (муниципальными) предприятиями или учреждениями и его передачи в оперативное управление или на праве хозяйственного ведения собственником такого имущества все равно остается бюджет соответствующего уровня в лице уполномоченного органа исполнительной власти.
Все находящееся в государственной собственности имущество подразделяется на две части:

Структура имущества, находящегося в собственности публично-правового образования, представлена на схеме.

Имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности

«Распределенное» государственное имущество составляет базу для участия организаций в хозяйственном обороте в качестве самостоятельных юридических лиц. Передавая имущество в хозяйственный оборот юридическим лицам, публично-правовые образования реализуют определенные полномочия по управлению или созданию условий для развития территорий или по достижению установленных целей.
Обратите внимание, что под «казной» Гражданский кодекс РФ понимает именно «нераспределенное» государственное имущество. Имущество казны может использоваться путем передачи в аренду, в безвозмездное пользование, в залог, в доверительное управление и иными способами, предусмотренными действующим законодательством.

Субъекты учета имущества публично-правового образования

Имущество публично-правового образования подлежит бухгалтерскому учету в составе имущества тех предприятий и учреждений, за которым оно закреплено на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
Так, имущество, переданное бюджетным учреждениям на праве оперативного управления, отражается ими на субсчетах счета 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» Плана счетов Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее — Инструкция № 148н). При этом в консолидированной бюджетной отчетности публично-правового образования такое имущество отражается в полном объеме.
Имущество органов власти публично-правовых образований, которое используется ими в хозяйственной деятельности, подлежит закреплению за ними на праве оперативного управления. Поскольку почти все органы власти являются юридическими лицами, то в части осуществления ими хозяйственной деятельности они приравниваются по статусу к бюджетным учреждениям.
В то же время имущество, переданное в хозяйственное ведение государственным и муниципальным предприятиям, в составе консолидированной бюджетной отчетности не отражается, поскольку такие предприятия применяют план счетов коммерческого бухгалтерского учета.
Бюджетный учет имущества казны подлежит учету только публично-правовым образованием. В соответствии с письмом Минфина России от 06.02.2006 № 02-14-10а/239 имущество казны должно учитываться на балансах органов, осуществляющих управление государственным (муниципальным) имуществом. Стоимостные характеристики объектов имущества казны учитываются на основании данных актов приема-передачи, извещений (авизо) или по итогам оценки стоимости имущества, проведенной оценочными компаниями.

Инструкция № 148н об имуществе казны

Для учета имущества казны Инструкцией № 148н предусмотрен счет 0 10800 000 «Нефинансовые активы имущества казны».
Согласно пункту 89 Инструкции № 148н для учета операций с объектами имущества казны применяются следующие счета:
0 10801 000 «Недвижимое имущество в составе имущества казны»;
0 10802 000 «Движимое имущество в составе имущества казны»;
0 10803 000 «Нематериальные активы в составе имущества казны»;
0 10804 000 «Непроизведенные активы в составе имущества казны»;
0 10805 000 «Материальные запасы в составе имущества казны».
На вышеуказанных счетах учитывается имущество, которое в дальнейшем может быть принято к бюджетному учету в составе основных средств, капитальных вложений, а именно как движимое, так и недвижимое имущество в составе материальных запасов, непроизведенных и нематериальных активов. Иными словами, на счете 0 10800 000 учитывается имущество, которое временно не используется публично-правовым образованием в хозяйственной деятельности для управленческих и иных целей и которое предназначено для последующей передачи государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям, предприятиям или для отчуждения другим участникам гражданско-правовых отношений.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Имущество казны: особенности учета (Мишанина М.)

Дата размещения статьи: 04.11.2015

Государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, составляет казну соответствующего публично-правового образования. Такое имущество в целях сохранности и эффективного использования числится на балансе органов государственной власти (местного самоуправления), на которые возложены функции управления и распоряжения им. Какие объекты имущества учитываются в составе казны? Какие документы служат основанием для включения (исключения) имущества в состав казны? Как отражаются в бюджетном учете операции, связанные с поступлением, выбытием, внутренним перемещением объектов казны?

Источники формирования и состав казны

Исчерпывающий перечень имущества, составляющего государственную казну РФ, казну субъекта РФ, казну муниципального образования, на законодательном уровне не определен. Источники формирования и состав имущества казны устанавливаются нормативными правовыми актами собственника.

К сведению. В соответствии со ст. 125 ГК РФ права собственника имущества казны от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, предусмотренной актами, определяющими статус таких органов. При этом в случаях и в порядке, установленных законодательством (федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, муниципальных образований), по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Источниками формирования казны может быть имущество:

— созданное или приобретенное за счет средств соответствующего бюджета;

— переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами;

— переданное в порядке, предусмотренном законодательством о разграничении государственной собственности на федеральную, субъекта РФ и муниципальную;

— собственник которого неизвестен (бесхозяйное имущество);

— конфискованное, арестованное, залоговое;

— исключенное на законном основании из хозяйственного ведения и оперативного управления предприятий и учреждений;

— оставшееся после ликвидации предприятий и учреждений;

— поступившее по другим основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Как правило, в составе казны учитываются следующие объекты:

— недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, помещения, в том числе объекты незавершенного строительства, оборудование, транспортные средства и др.);

— драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные и иные ценности, а также самородки драгоценных металлов и драгоценных камней, слитки и бруски золота, серебра, платины и палладия, монеты из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия);

— нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности, в том числе все виды программ для ЭВМ, баз данных, изобретений и т.д.);

— непроизведенные активы (земля, недра, естественные биологические ресурсы, водные ресурсы и др.);

Документальное оформление операций по движению объектов казны

Документом, подтверждающим право собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на имущество казны, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности. Он представляет собой информационную систему, содержащую перечень объектов казны и сведения, характеризующие эти объекты.

Реестр объектов казны содержит следующую информацию об имуществе:

— реестровый номер объекта;

— кадастровый номер объекта (при его наличии);

— основания для включения в реестр;

— местонахождение объекта (кадастровый номер при наличии);

— площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства объекта;

— балансовую стоимость объекта;

— об износе (амортизации);

— принятые решения по передаче имущества в пользование, исключению из состава казны, возврату в казну;

— другие сведения, соответствующие требованиям действующего законодательства.

Основанием для включения, исключения объектов из данного реестра, внесения изменений и дополнений в сведения об объектах имущества казны являются следующие документы:

— правовые акты (постановления, распоряжения, решения) органов государственной власти, местного самоуправления;

— свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект;

— договоры купли-продажи, мены, дарения и др.;

— товарные накладные, акты выполненных работ;

— акты о приеме-передаче имущества, извещения;

— акты об оценке стоимости имущества;

— решения судов, вступившие в законную силу;

— иные документы, предусмотренные нормативными правовыми актами собственника имущества.

Бюджетный учет имущества казны

Порядок ведения учета имущества казны. Объекты имущества государственной казны РФ, субъектов РФ, муниципальной казны муниципальных образований в силу положений ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» являются объектами бухгалтерского учета. Их учет организуется в целях:

— обеспечения своевременного, оперативного отражения изменений в составе и характеристиках имущества, составляющего казну;

— проведения анализа использования имущества;

— контроля за сохранностью и использованием имущества по его целевому назначению.

Порядок бюджетного учета имущества казны устанавливается нормативно-правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну, изданным с учетом требований Инструкций N N 157н , 162н и законодательства РФ (далее — правовой акт по бюджетному учету казны).

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

По общему правилу нефинансовые активы, входящие в состав казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны» (п. 141 Инструкции N 157н, п. 38 Инструкции N 162н):

— 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну»;

— 0 108 52 000 «Движимое имущество, составляющее казну»;

— 0 108 53 000 «Драгоценные металлы и драгоценные камни»;

— 0 108 54 000 «Нематериальные активы, составляющие казну»;

Смотрите так же:  Заявление об отлове собак

— 0 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;

— 0 108 56 000 «Материальные запасы, составляющие казну».

Такие объекты имущества отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества (п. 143 Инструкции N 157н).

В свою очередь, правовым актом по бюджетному учету казны может быть предусмотрено ведение инвентарного и аналитического учета объектов имущества казны по аналогии с порядком бухгалтерского учета объектов основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов и материальных запасов, установленным Инструкцией N 157н, а также в соответствии с порядком ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества (п. 145 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686).

Обратите внимание! Данные регистров бухгалтерского учета об объектах, составляющих государственную (муниципальную) казну, на отчетную месячную дату должны быть сопоставимы с данными реестра государственного (муниципального) имущества (п. 145 Инструкции N 157н).

Переоценка нефинансовых активов, составляющих казну, проводится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, высшим исполнительным органом субъекта РФ, местной администрацией. Переоценка активов в драгоценных металлах и драгоценных камнях, ювелирных и иных ценностях осуществляется в порядке, предусмотренном Минфином России (п. 28 Инструкции N 157н).

Амортизация имущества казны. По объектам нефинансовых активов, включенным в состав государственной (муниципальной) казны по основанию прекращения права оперативного управления (хозяйственного ведения), амортизация отражается в размере сумм, учтенных (начисленных) последним правообладателем (п. 94 Инструкции N 157н).

Суммы амортизации, начисленной на объекты имущества казны, учитываются на соответствующих счетах счета 0 104 50 000 «Амортизация имущества, составляющего казну» (п. 89 Инструкции N 157н, п. 18 Инструкции N 162н):

— 0 104 51 000 «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны»;

— 0 104 58 000 «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»;

— 0 104 59 000 «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны».

К сведению. Операции по амортизации имущества, составляющего казну, отражаются в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (п. 97 Инструкции N 157н).

На объекты материальных и нематериальных основных фондов с даты их включения в состав имущества казны амортизация не начисляется, аналитический учет по соответствующим счетам счета 0 104 50 000 не осуществляется, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны.

Расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны производит учреждение (правообладатель), получившее объект в оперативное управление, если иное не определено правовым актом по бюджетному учету казны. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, отраженной в реестре государственной (муниципальной) казны, и с учетом срока нахождения в составе имущества казны в порядке, предусмотренном п. п. 84 — 93 Инструкции N 157н. То есть к такому имуществу с момента выбытия его из состава имущества казны применяются общие правила начисления амортизации.

Поступление имущества в состав казны. Объекты нефинансовых активов принимаются в состав казны по их первоначальной (фактической) стоимости с одновременным принятием к учету в случае наличия суммы начисленной на объект амортизации (п. п. 23, 29 Инструкции N 157н).

Объекты имущества, стоимость которых при поступлении в состав казны, неизвестна или равняется нулю, подлежат обязательной оценке, которая осуществляется по общим правилам оценки нефинансовых активов.

К сведению. Учет операций по поступлению имущества, составляющего государственную казну, ведется в соответствии с содержанием факта хозяйственной жизни в журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов или журнале по прочим операциям (п. 146 Инструкции N 157н).

Согласно п. п. 20, 38 Инструкции N 162н операции по безвозмездному получению имущества в состав казны следует отражать в учете следующими бухгалтерскими записями:

Передаем имущество в казну

Чиновники причислили операцию к дарению
Любая безвозмездная передача имущества в пределах гражданских отношений рассматривается как дарение (п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ). По мнению налоговиков, так же следует воспринимать и операцию, при которой активы отдают без оплаты в казну.

Положениями Налогового кодекса РФ каких-либо особенностей в отношении операций по безвозмездной передаче — дарению имущества в казну Российской Федерации не установлено.

Поэтому специалисты ФНС России взялись самостоятельно прокомментировать данную ситуацию с точки зрения налогового учета.

Уточним, что речь идет о дарении имущества казне по соб-ственному усмотрению (а не по распоряжению вышестоящего органа и т. п.). Хотя подобное решение все равно надо согласовать с распорядителем бюджетных средств.

Следовательно, у бюджетных учреждений указанная операция возможна только в рамках приносящей доход деятельности и в отношении передаваемых объектов, приобретенных за счет внебюджетных средств.
Нужно ли уплачивать налог на прибыль?
Чиновники отвечают на поставленный вопрос отрицательно. Свои выводы они аргументируют так. На основании статьи 247 Налогового кодекса РФ объектом обложения данным налогом признается прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов), полученная налогоплательщиком.

При дарении (безвозмездной передаче) государственной казне имущества, принадлежащего юрлицу на праве собст-венности, не предполагается получение им каких-либо доходов от этой сделки. А при определении налоговой базы не учитывают расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Итак, при безвозмездной передаче амортизируемого имущества учреждения не получат экономической выгоды. Поэтому налогооблагаемого дохода у них не возникает.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (суммы недоначисленной амортизации), а также расходы, возникшие в связи с передачей имущества, в составе налоговых расходов не учитывают.
А как быть с ндс?
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам мест-ного самоуправления, а также бюджетным учреждениям.

Таким образом, в случае передачи движимого и недвижимого имущества его собственниками в федеральную собственность (в казну Российской Федерации) объекта обложения этим налогом не возникает. Не возникает объекта налогообложения и при передаче федерального имущества в оперативное управление федеральному государственному учреждению.
Операции за счет бюджетного источника

Любое перемещение активов в рамках бюджетной деятельности из казны Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований учреждениям или наоборот (от учреждений в казну) налогами не облагают. Основание — пункт 2 статьи 146, пункт 1, пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.Статья напечатана в журнале «Учет в бюджетных учреждениях» №12, декабрь 2009 г.

Местную власть обижать не рекомендуется

Сегодня «Российская газета» публикует Определение Конституционного суда, которое посвящено именно этому вопросу.

В главный суд страны обратились сразу два заявителя — Законодательное собрание Республики Карелия и глава города Екатеринбурга. Их жалобы объединили в одно дело, потому как оба заявления были по сути об одном и том же.

Заявители просили судей Конституционного суда обратить внимание на некоторые положения Закона с невероятно длинным названием — «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На самом деле этот закон со сложно выговариваемым именем сегодня стал головной болью очень многих органов муниципальной власти, и они-то научились залпом произносить это название.

Этот документ предусматривает, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или в собственности субъектов, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или в собственность субъектов. Но такое возможно не всегда, а лишь в строго определенных ситуациях — если нахождение этого имущества в муниципальной собственности не допускается в результате разграничения полномочий между властями и если это имущество уже используется федеральными органами госвласти, субъектов, государственными унитарными предприятиями и госучреждениями, которые создала Российская Федерация или ее субъекты.

По мнению Заксобрания Карелии, некоторые положения закона допускают возможность бесплатно передавать муниципальное имущество властям федеральным или субъектов без согласия собственника — органа местного управления. А это ограничивает права местной власти и противоречит сразу пяти статьям Основного Закона страны.

В жалобе главы города Екатеринбурга называются не только те положения, которые озаботили карельских депутатов, но и дополнительные. По ним в случае передачи муниципальной собственности в федеральную предложения о передаче имущества направляются органами госвласти субъекта или органами местного самоуправления федеральному органу или органу субъекта, который имеет полномочия собственника имущества. А там делаются списки муниципальных учреждений и унитарных предприятий, которые меняют собственника. Эти перечни предприятий утверждаются, и такой документ становится основанием для возникновения права собственности на имущество. При этом ликвидация таких муниципальных предприятий как юридических лиц и регистрация права госсобственности и муниципальной собственности на них как на объекты недвижимости при передаче имущества не требуется. Перечень же документов, нужных для принятия решения о передаче имущества, устанавливается правительством страны. А это, по мнению заявителя, нарушает сразу шесть статей Конституции, потому как в решении таких серьезных вопросов игнорируется воля органов местного самоуправления.

В своем решении главный суд страны подчеркнул, что Конституция одинаково признает и защищает все виды собственности. Еще суд напомнил, что по Основному Закону страны местное самоуправление самостоятельно решает вопросы владения и управления муниципальной собственностью и ограничивать права местных администраций нельзя. Именно поэтому разграничение полномочий должно обеспечивать учет интересов всякой власти — большой и маленькой. Ограничить право собственности любой из них может только федеральный закон, если это необходимо, но в строго определенных случаях — для защиты конституционных ценностей и если такое ограничение является соразмерным. То есть характер ограничений соответствует тем конституционно защищаемым целям, ради которых они вводятся.

Еще Конституционный суд напомнил, что вопрос о порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника к другому он уже рассматривал в прошлом году. И тогда суд говорил, что порядок передачи предполагает достижение договоренностей между органами власти и не допускает принудительного отчуждения.

Вывод Конституционного суда — порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную и в собственность субъектов одинаков с порядком передачи имущества субъекта в федеральную собственность. И этот порядок включает направление местному самоуправлению соответствующего предложения. Передача имущества без предложения не допускается. Это значит, что безвозмездная передача муниципальной собственности в две другие предполагает согласованные действия всех трех.

В итоге главный суд страны определил, что надо договариваться и необходимо «волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу». Поэтому госвласть и власть субъектов, принимая решение о передаче имущества, не может действовать в одностороннем порядке.

Смотрите так же:  Транспортный налог 2019 рязанская область

Такое разъяснение, подчеркивает Конституционный суд, является «общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике».

Учет имущества казны

Разберемся с понятиями

Итак, имущественная казна есть движимое и недвижимое имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности и не закрепленное за учреждениями, за исключением средств бюджета и потребляемых вещей.

В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 Гражданского кодекса РФ).

Государственную казну РФ, казну субъектов РФ, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 Гражданского кодекса РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса РФ. Следовательно, имущество (движимое или недвижимое), являясь государственной (муниципальной) собственностью, может закрепляться за государственными (муниципальными) учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, а также входить в состав имущества казны.

Учет имущества федеральной казны предусмотрен постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447, на основании которого учет активов и ведение реестра федерального имущества осуществляют:

1) Федеральное агентство по управлению госимуществом в отношении имущества (включая земельные участки), составляющего государственную казну Российской Федерации, расположенного за рубежом;

2) территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом в отношении имущества (включая земельные участки, в том числе предоставленные в пользование юридическим и физическим лицам на основании соответствующих договоров), составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории Российской Федерации по месту его нахождения.

В соответствии с пунктом 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 447, учет федерального имущества сопровождается присвоением ему реестрового номера.

Порядок ведения реестра определен приказом Минэкономразвития РФ от 11 сентября 2007 г. № 307 «Об утверждении Правил ведения реестра федерального имущества».

Аналогичные нормативные документы принимаются на региональном и местном уровнях, где решаются порядок, способ и цели использования имущества в составе казны (например, Закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 53 «Об имущественной казне г. Москвы»).

Порядок отражения имущества казны в бюджетном учете в нормативных документах представлен не четко. В частности, самые общие принципы учета имущества казны содержатся в Инструкции № 157н. Если сравнивать ее нормы с теми, что ранее содержала Инструкция № 148н, то в новых правилах учета усилен акцент на необходимость самостоятельно регламентировать порядок учета имущества казны на уровне публично-правовых образований.

Так, в пункте 94 Инструкции № 157н не раз упоминается термин «правовой акт по бюджетному учету казны», под которым следует понимать нормативный правовой акт финоргана публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее казну. Следовательно, такой правовой акт должен быть принят каждым публично-правовым образованием.

Также в Инструкции № 157н расширены права публично-правовых образований по установлению более удобного порядка отражения в учете имущества казны, в частности, это касается начисления амортизации. В правовом акте по бюджетному учету казны может быть указано на необходимость начисления амортизации в установленном финорганом порядке. Данный порядок может распространяться как на отдельные группы (виды) объектов нефинансовых активов, так и на отдельные объекты.

Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе государственного (муниципального) учреждения в соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н.

В частности, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, а также между субъектами учета и иными организациями осуществляется по балансовой (фактической) стоимости активов с одновременной передачей (принятием к учету) в случае наличия суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации.

В то же время для учета объектов имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну РФ (субъектов и муниципальных образований), в разрезе материальных (нематериальных) основных фондов, непроизведенных активов и материальных запасов предусмотрен счет 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». При этом объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета (п. 143 Инструкции № 157н). >|Порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества соответствующего публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.|

К вопросу о передаче имущества из государственной в муниципальную собственность как специальном способе приобретения права собственности *

Соловьев В.Н., заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ.

Перераспределение имущества между государством, государственными и муниципальными образованиями автором признается особым способом приобретения и прекращения права собственности. В статье определены особенности административного акта, на основе которого осуществляется перераспределение или передача имущества одним публично-правовым образованием другому.

Ключевые слова: собственность, право собственности, право государственной собственности, право муниципальной собственности.

The author considers redistribution of property between the state, state and municipal formations as a special means of acquisition and termination of the right of ownership. The article determines the peculiarities of administrative act, on the basis of which redistribution and transfer of property from one public formation to the other is effectuated.

Key words: ownership, right of ownership, right of state ownership, right of municipal ownership.

Решение социальных задач является одной из основных целей государства, однако достижение указанных целей невозможно без стабильной экономической основы. Ее же в первую очередь обеспечивает собственность публично-правовых образований, причем актуальными остаются вопросы как формирования этой имущественной основы, так и осуществления права публичной собственности, позволяющего наиболее эффективно осуществлять социально ориентированную политику государства.

Среди способов приобретения права публичной собственности следует выделять общегражданские способы приобретения права собственности, которые предусмотрены общими нормами ГК РФ об основаниях возникновения вещных прав и могут порождать право собственности любого субъекта гражданского оборота, а также специальные способы приобретения права собственности, на основании которых собственником может стать только публично-правовое образование.

Полагаем, что к последней группе следует относить: национализацию, реквизицию, конфискацию, иные случаи принудительного изъятия государством имущества из частного владения; налоги и иные обязательные платежи (пошлины, сборы и т.д.), переход по наследству выморочного имущества, добычу из недр полезных ископаемых и других ресурсов, приобретение бесхозяйного недвижимого имущества, перераспределение имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, приобретение имущества в результате заключения соглашений о разделе продукции, осуществление государственной инвестиционной деятельности.

Мы не разделяем мнение тех ученых, которые полагают, что часть из перечисленных нами возможностей приобретения имущества к способам приобретения права собственности не относится. В частности, чаще всего в данную группу попадают налоги и иные обязательные платежи в бюджет, которые традиционно считают финансово-правовым , а не гражданско-правовым способом формирования имущества; а также добычу из недр полезных ископаемых и передачу имущества из казны одного публичного собственника к другому, что расценивается как административный акт.

См.: Нуртдинов А.А. Доходы и расходы казны как основа бюджетной деятельности // Юридический мир. 2007. N 11; Комягин Д.Л. О собственнике средств, поступающих от сбора федеральных налогов и иных обязательных платежей // Право и экономика. 1999. N 8; Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С. Пепеляева. М.: Инвест-Фонд, 1995. С. 24.

Принимая во внимание, что при приобретении права собственности возникает правоотношение собственности, а также учитывая, что перечень оснований возникновения гражданских прав (ст. 8 ГК РФ), как и оснований приобретения права собственности (гл. 14 ГК РФ), исчерпывающим не является, полагаем, иным образом оценить правовую природу данных отношений невозможно.

Безусловно, специфическим способом приобретения и прекращения права собственности государства и муниципальных образований становится перераспределение имущества между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями; а также разграничение имущества прежних муниципальных образований между новыми муниципальными образованиями разных типов — муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями, городскими округами. Традиционно данный способ приобретения имущества основан на административном акте государственного органа или органа местного самоуправления.

Указанный способ особенно важное значение имеет в социальной сфере, поскольку традиционно вопросы перераспределения касаются общественных аспектов деятельности публично-правовых образований.

Основы разграничения собственности среди публичных собственников содержатся в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» , тогда как условия указанной передачи определены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, в соответствии с которым разграничение осуществляется в порядке безвозмездной передачи имущества от одного публичного собственника другому в особом порядке .

Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 3. Ст. 89.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Из анализа последнего нормативно-правового акта следует, что муниципальные образования имеют право требовать передачи и в то же время не могут отказываться от передаваемого им федерального или регионального имущества в следующих двух ситуациях:

  1. если такое имущество может находиться исключительно в собственности этого муниципального образования, т.е. не может находиться в собственности РФ или субъекта РФ (не соответствует их задачам) и может находиться в собственности конкретного муниципального образования;
  2. если имущество может находиться в федеральной или региональной собственности, но оно используется муниципальными органами или организациями на момент передачи.

Аналогично и РФ, и субъекты РФ имеют право требовать передачи и в то же время не могут отказываться от передаваемого им муниципальными образованиями имущества:

  1. если такое имущество может находиться исключительно в собственности соответственно РФ или субъекта РФ, т.е. не может находиться в муниципальной собственности (не соответствует задачам ни одного из типов муниципальных образований) и может находиться в собственности РФ или конкретного субъекта РФ;
  2. если имущество может находиться в том числе в муниципальной собственности, но используется на момент передачи соответственно федеральными или региональными органами или организациями.

Остальное имущество, которое может находиться как в муниципальной, так и в государственной собственности, может быть передано исключительно с согласия органов местного самоуправления муниципального образования — собственника имущества и не может быть истребовано в судебном порядке. Это же касается и претензий муниципальных образований на аналогичное федеральное и региональное имущество .

См.: Мадьярова А.В. Порядок перераспределения и разграничения государственного и муниципального имущества // КонсультантПлюс, 2007; Лунина Н.А. Разграничение государственной собственности на землю в Российской Федерации и бюджетная деятельность государства // Финансовое право. 2007. N 11; Кийко А.Ю. Частноправовые и публичные начала в гражданско-правовом регулировании государственного имущества в хозяйственном обороте России. Волгоград, 2004. С. 11.

Согласно конституционно-правовому смыслу проанализированных ранее положений указанного Закона, выявленному Конституционным Судом РФ в Определении от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П, при безвозмездной передаче в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления на такую передачу. И передача имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, с игнорированием волеизъявления органов местного самоуправления и объективной необходимости такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, недопустима . Аналогичная позиция была высказана Конституционным Судом РФ в Определении от 7 декабря 2006 г. N 542-О , Постановлении от 30 июня 2006 г. N 8-П .

Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. N 828-О-П «По жалобе главы администрации муниципального района «Читинский район» Читинской области на нарушение конституционных прав отдельными положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 2. Ст. 129.
Собрание законодательства РФ. 2007. N 10. Ст. 1260.
Собрание законодательства РФ. 2006. N 28. Ст. 3117.

Примечательно, что непосредственно Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ указания на такое волеизъявление органа местного самоуправления не содержит , более того, в определенных случаях судебная практика складывается таким образом, что в отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления суд обязывает принять его определенные объекты в муниципальную собственность.

См.: Щепачев В.А. Проблемы регулирования имущественных правоотношений с участием органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 18.

Безусловно, в этом случае речь идет не о любых, а о социально значимых объектах (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, лечебные учреждения, спортивные сооружения, объекты коммунальной инфраструктуры, относящиеся к системам жизнеобеспечения), а также жилищном фонде социального использования. И в этом случае ни о каком учете мнения органов местного самоуправления по поводу принятия такого имущества речь не идет — достаточно простого уведомления. Более того, подчеркивается, что передача жилищного фонда социального использования и указанных социально значимых объектов в собственность муниципального образования осуществляется без каких-либо дополнительных условий .

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.11.2008 N Ф03-4625/2008 по делу N А73-12544/2007-51, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.11.2008 N Ф03-4927/2008 по делу N А73-3893/2008-97, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.10.2007 N Ф04-7077/2007(39553-А46-22) по делу N 10-1119/2005, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2008 по делу N А56-36014/2007, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.04.2008 по делу N А66-6457/2007, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.07.2008 N Ф08-4097/2008 по делу N А32-23243/2007-21/390, Постановление ФАС Центрального округа от 24.09.2008 по делу N А09-1998/2008-21 // КонсультантПлюс, 2007 — 2008.

Полагаем, что позиция, высказанная арбитражными судами, вполне соответствует общей логике законодателя. Так, в силу ч. 4 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности городских округов может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Российская газета. 2003. 8 окт.

При этом в п. 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июня 1997 г. N 15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий» разъяснено, что объекты, указанные в приложении N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, являются объектами муниципальной собственности в силу прямого указания закона.

Следует отметить, что существующая судебная практика изобилует спорами, в которых органы местного самоуправления отказываются принимать в муниципальную собственность объекты жилищного фонда, а также элементы инженерной инфраструктуры, находящиеся на балансе различных предприятий и учреждений и в собственности субъектов РФ либо РФ, даже несмотря на принятые решения о передаче такого имущества.

Так, например, учреждение обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к администрации муниципального района об обязании принять в муниципальную собственность жилые дома. Судами было установлено, что спорные жилые дома находятся на праве оперативного управления у учреждения с момента их постройки. Осуществление функций по управлению жилым фондом не относится к выполнению задач специальной правоспособности учреждения, поэтому последнее неоднократно обращалось к администрации с просьбой принять жилые дома в муниципальную собственность. Администрация уклонялась от решения данного вопроса, что повлекло обращение учреждения в арбитражный суд.

В соответствии с пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 к муниципальной собственности отнесены объекты жилищного фонда. Согласно пункту 2 упомянутого Постановления объекты государственной собственности, приведенные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.

В силу п. 11 ст. 154 Закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Принимая во внимание, что собственник спорного имущества в лице территориального управления принял решение о передаче жилого фонда в муниципальную собственность, суд пришел к выводу о соблюдении порядка передачи имущества из федеральной в муниципальную собственность и удовлетворил иск .

Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 03.05.2007 по делу N А29-5754/2006-2Э // КонсультантПлюс, 2007. К аналогичным выводам пришли арбитражные суды при вынесении следующих судебных актов: Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.06.2008 N А78-4879/07-Ф02-2380/08 по делу N А78-4879/07, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 27.03.2009 N Ф03-959/2009 по делу N А73-9725/2006, Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2008 N КГ-А41/8302-08 по делу N А41-К1-18328/07, Постановление ФАС Поволжского округа от 06.05.2009 по делу N А55-13623/2008, Постановление ФАС Уральского округа от 06.10.2008 N Ф09-7100/08-С6 по делу N А76-26334/2007 // КонсультантПлюс, 2007 — 2009.

Следует отметить, что принудительное приобретение права собственности муниципальными образованиями, безусловно, представляет собой весьма специфическое явление. Современная цивилистика предлагает для описания его особых свойств ввести новый способ приобретения права собственности указанными субъектами.

Так, О.Е. Блинковым исследовано понятие «муниципализация» , под которым он предлагает понимать «законный гражданско-властный акт, состоящий в принудительном прекращении права частной и государственной собственности, находящейся в ведении субъектов Российской Федерации, на определенные имущественные комплексы и связанный с возникновением права собственности на это имущество у муниципальных образований с целью обеспечения осуществления ими собственных функций и делегированных государственных полномочий» .

Данное понятие содержится в п. 3 Указа Президента РСФСР от 5 ноября 1991 г. N 166 «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов», Приказе Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от 11 декабря 1997 г. N 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ».
Блинков О.Е. Муниципализация в гражданском праве // Юрист. 2002. N 3. С. 26 — 27.

Признает необходимость такого способа приобретения права собственности В.К. Андреев, который указывает на целесообразность расширения понимания национализации, включив в нее и возможность обращения частной собственности в муниципальную .

См.: Андреев В.К. О праве частной собственности в России (критический очерк). М.: Волтерс Клувер, 2007.

Также высказано мнение, что в сложившихся условиях национализация и муниципализация могут стать также решением ряда социальных вопросов. Например, в условиях финансового кризиса непростой стала финансовая ситуация на крупных градообразующих предприятиях, которые занимались не только непосредственно производством, но и оказанием коммунальных услуг жителям соответствующих населенных пунктов, поскольку были собственниками различных элементов инфраструктуры (отопления, водоснабжения, а иногда и электроснабжения). В современных условиях осуществление указанной деятельности становится для них весьма обременительным. В создавшихся условиях может быть успешно применен опыт зарубежных государств, где национализация небольших частных компаний в области торговли крепкими алкогольными напитками, электроэнергией и природным газом стала обычной практикой в развитых странах . Таким образом, предлагается даже расширить перечень объектов, подлежащих муниципализации.

Treff Karin and Perry David B. Finances of the nation 2004 (Canada: Canadian tax foundation, 2004), at 17:2; Barbe Raoul P. Les entreprises publiques (Montreal: Wilson & Lafleur, 1985), at 4.

Проанализированные нами нормы закона, а также судебная практика приводят нас к выводу: муниципальное образование обязано принять в собственность все имущество, предназначенное для решения социальных вопросов, вне зависимости от его состояния и балансодержателя, и при этом несет риск последствий, связанных с решением любых социальных вопросов за счет этого же имущества.

Складывающаяся же судебная практика, в рамках которой муниципальные образования категорически возражают против приобретения указанного имущества, подтверждает, что состояние указанного имущества таково, что требует значительных финансовых вложений, которыми местный бюджет не располагает, и лишь незначительное количество муниципальных образований способно решать возложенные на них социальные вопросы в отсутствие поддержки федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а муниципальная собственность, к которой традиционно относятся жилой фонд и объекты коммунальной инфраструктуры, зачастую становится не основой осуществления экономической деятельности, а основанием для возложения дополнительных расходов на местный бюджет.

Понятна при этом и логика законодателя, который создал механизм по передаче имущества от ненадлежащего собственника к надлежащему, однако не предусмотрел систему гарантий. По нашему мнению, они должны содержаться в следующем.

Согласно положениям ГК РФ обязанность по содержанию имущества может возлагаться не только на собственника, но и на иного титульного владельца (ст. 210). В то же время, если какое-либо лицо (публично-правовое образование или частный собственник) в течение длительного времени объектом муниципальной собственности владело, но его содержание надлежащим образом не осуществляло, именно на него должны быть возложены обязанности по приведению такого имущества в надлежащее состояние либо компенсации расходов собственника такого имущества для его приведения в состояние, обеспечивающее возможность эксплуатации.

Только в случае создания подобной системы гарантий возможна реализация полномочий муниципального образования в социальной сфере.