Поддельные полисы ОСАГО

В МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол на тему «Поддельные полисы ОСАГО: кто виноват и что делать?».

Острота проблемы сомнений не вызывает: по разным оценкам, высказанным участниками мероприятия, среди полисов, используемых водителями в нашей стране, фальшивые составляют от 2 до 5%. Это значит, что в абсолютных числах счет подделок уже пошел на миллионы.

По мнению президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, основной причиной всплеска активности мошенников является недавнее повышение тарифов ОСАГО. Средняя стоимость настоящего полиса составляет сегодня 5500 рублей. В этих условиях появился спрос на дешевые фальшивки, и жуликам стало выгодно ими заниматься.

По словам Юргенса, покупателей фальшивок можно разделить на несколько групп. Некоторые даже не подозревают, что стали обладателями фальсификата. Качество поддельных бланков очень высоко: их изготавливают за границей практически на столь же серьезном оборудовании, что и настоящие, поэтому на них присутствуют водяные знаки и все прочие атрибуты настоящего полиса. Даже инспектор ГИБДД, проверяющий документы у десятков водителей ежедневно, своим наметанным глазом едва ли выявит такую подделку, а об автовладельце, который покупает полис раз в год, и говорить не приходится. Игорь Юргенс предъявил собравшимся два образца: фальшивый бланк и настоящий. По окончании мероприятия все желающие смогли подойти и убедиться сами: заметных на глаз различий между ними нет.

Так что если покупать полис не в проверенной компании, а, например, у незнакомого агента, запросто можно нарваться на такую подделку, даже оплатив полную стоимость старховки. Другой вариант: вам предлагают купить полис дешевле обычного в рамках какой-нибудь «акции», праздничной распродажи и т.д. Некоторых это может сбить с толку, ведь теперь вместо твердого тарифа ОСАГО действует тарифный коридор. Но надо учитывать, что для грузовиков, автобусов и легковых автомобилей максимальный тариф больше минимального лишь на 20 %, а не в разы. Поэтому многие из тех, кто приобретает на «распродаже» за 2-2,5 тыс. рублей полис, который в других местах стоит, скажем, 5-6 тыс. рублей, возможно, и догадываются в глубине души, что с документом что-то не так, но желание сэкономить перевешивает.

Третий вариант: многие подделку приобретают вполне осознанно, набрав в поисковике запрос типа: «Купить дешево бланк ОСАГО с печатью». Оказывается, в этом случае цена вопроса – всего 900-1 тыс. рублей за один полис, а за 1200 бланк готов доставить курьер, который поможет с заполнением фальшивки. Те, кто «не дружит» с Интернетом, могут воспользоваться объявлениями на улице. Гостям круглого стола показали целый ряд фотографий: во многих городах мошенники, нисколько не таясь, размещают на самых видных местах объявления типа «ОСАГО за 1200 руб».

Наконец, четвертый случай: все больше появляется людей, которые не прочь приобрести фальшивки не только для личного пользования, но и заработать на них. Сотню фальшивых бланков можно по тем же объявлениям в Интернете купить менее, чем по 400 рублей за штуку, тысячу бланков – примерно по 300 рублей за экземпляр.

Какие еще причины способствуют столь широкому распространению фальшивок, кроме роста цен на настоящие полисы? Заместитель начальника ГУ ОБДД МВД РФ Владимир Кузин пояснил: дело даже не в том, что не у всех сотрудников ДПС, работающих на дороге, есть при себе мобильные средства для проверки полиса по базе данных. Согласно ПДД, водитель сегодня обязан передать сотруднику полиции для проверки бумажный полис, что он и делает. И если вид бумаги подозрений у инспектора не вызывает, проверка на том и заканчивается – на этом этапе проблем не возникает ни для одной из сторон (правда, для водителя они могут возникнуть позже – в случае ДТП).

Что касается предлагаемой некоторыми проверки всех проезжающих машин с помощью дорожных камер на наличие действующих полисов, такая возможность законодательством пока также не предусмотрена. По словам Кузина, действующие сегодня нормы таковы, что камеры могут использоваться для вынесения постановлений лишь по нарушениям, происходящим непосредственно в тот момент, когда камера их фиксирует (проезд на красный свет, езда по обочине, превышение скорости и т.д.). Если же номера машины сначала попадают на камеру, а уже потом сравниваются с некой базой данных на предмет возможного нарушения, то процесс выявления нарушения получается отсроченным, а нынешнее законодательство подобных процедур не предусматривает. Наконец, даже если законодательство в будущем изменится, надо учитывать, что пока для такой автоматической проверки еще не разработано необходимых программных средств.

Если кто-то из водителей думает, что фальшивые полисы – проблема только для тех, кто их покупает, а также для страховых компаний, теряющих на этом деньги, то это не так. В ходе круглого стола редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов привел такой пример. Недавно его знакомый попал в ДТП по вине другого водителя, выехавшего на встречную полосу. Полиса ОСАГО у виновника ДТП не оказалось (а в этом случае ситуация складывается точно такая же, как и при наличии у участника аварии фальшивки вместо настоящего документа). По идее, иск в этом случае следовало бы подать на самого водителя. Да вот беда: он оказался жителем ближнего зарубежья, в нашей стране не имеющим постоянного места жительства. Где его теперь искать, неизвестно, и потерпевший остался на данный момент без всякой компенсации.

Конечно, это случай относительно редкий. Обычный автовладелец, который не собирается никуда скрываться в случае ДТП по его вине, скорее может получить серьезные неприятности для самого себя, если его полис ОСАГО окажется фальшивым, а сумма ущерба – значительной. Как же распознать фальшивку, если визуально отличить ее от настоящего документа практически невозможно? По словам Игоря Юргенса, основной, и, похоже, единственный на сегодня действенный способ – самостоятельно пробить серию и номер бланка с помощью сайта РСА autoins.ru. Для этого с главной страницы сайта надо перейти в раздел «Проверить полис ОСАГО» (соответствующая ссылка расположена на главной странице на видном месте). В этом разделе нужно выбрать пункт «Сведения для страхователей о статусе бланков полисов ОСАГО и дате заключения договора», и далее ввести серию и номер бланка в соответствующих окошках. Система должна сообщить, какой страховой компании выдан данный бланк. Если же вы получите ответ, что бланк с таким номером в базе данных не обнаружен, от покупки полиса нужно отказаться.

Понятно, что на деле все не так просто: как минимум, придя к страховому агенту, нужно иметь при себе какое-нибудь устройство, дающее возможность выхода в интернет. Да и факт выдачи полиса с указанным номером определенной страховой компании сам по себе еще не доказывает, что у вас в руках оригинал, а не подделка. Поэтому лучше покупать полис в компании или у агента, которых вы знаете и которым доверяете. В этом случае полис можно будет пробить на всякий случай на том же сайте уже после покупки. Должно отобразиться не только название страховой компании, но и правильные даты заключения договора, начала и окончания его действия, а также статус бланка полиса: «Находится у страхователя». Если все так и есть – можно не волноваться, если же что-то не в порядке, то в случае со знакомой страховой компанией или постоянным страховым агентом у вас хотя бы будет кому предъявить претензии.

Впрочем, в обозримом будущем ситуация должна улучшиться: по мере перехода на полностью электронное ОСАГО количество мошенничеств в этой сфере наверняка резко сократится. По мнению Игоря Юргенса это вполне может произойти уже года через три.

Результаты интересного опроса автовладельцев озвучила в ходе круглого стола Ольга Горелова, генеральный директор независимого исследовательского холдинга «Ромир». В целом отношение к тем, кто пользуется поддельными полисами, вроде бы негативное. 47 % опрошенных даже считают, что их нужно «строго наказывать». Однако 25 % ответили, что это «личное дело каждого».

Когда же дошло до вопроса: «По какой цене вы приобрели полис?», лишь 89 % с уверенностью ответили, что оформили его за полную стоимость. 4 % сообщили, что приобрели полис за 1000-1500 рублей, что вроде бы соответствует примерным оценкам доли фальшивых полисов на рынке, высказанным другими участниками круглого стола (2-5 %). Но еще 7 % затруднились ответить, по какой же все-таки цене они приобрели полис. Ольга Горелова отнесла этих автовладельцев к «группе риска». Означает ли это, что процент поддельных полисов может быть на самом деле в несколько раз больше? Специально для портала Transler Ольга Горелова ответила так:

– Мы предполагаем, что оценка доли поддельных полисов, наиболее близкая к реальности – все-таки около 4%. Скорее всего часть опрошенных не ответила положительно на вопрос о том, за полную ли стоимость они приобрели полис, вспомнив о своем коэффициенте за безаварийную езду. Это ведь тоже скидка, хотя и законная.

– Почему же вы отнесли их к группе риска?

– Потому что точно мы не знаем, чем было вызвано затруднение при ответе на вопрос в каждом конкретном случае.

Смотрите так же:  Кбк усн доходы минус расходы 2019 минимальный налог

– Некоторые вопросы вашего исследования касаются так называемых «автоюристов», то есть тех, кто перекупает у участников ДТП их право на возмещение ущерба. Выяснилось, что лишь 17% считают, что «автоюристы» помогают решать проблемы, и только 6% готовы при необходимости воспользоваться их услугами. У большинства же опрошенных – выраженное негативное отношение к «автоюристам». Почему? Ведь, казалось бы, сделка с ними может избавить автовладельца от многих хлопот?

– Думаю, все дело в финансовой стороне вопроса, неслучайно 50% сформулировали свое мнение так: «Они наживаются на чужих проблемах». Похоже, автовладельцы просто считают недостаточными те суммы, которые им предлагают при перекупке их прав на возмещение ущерба.

Как без проблем купить левый полис ОСАГО

О том, что у них ненастоящий полис страхования водители очень часто узнают уже на месте ДТП. И все ничего, если бы за это их не ожидало привлечение к уголовной ответственности. Поэтому покупая полис ОСАГО, нужно обязательно следить за тем, чтобы он соответствовал действующему законодательству. Ну а чтобы отличить настоящий полис страхования от поддельного, стоит знать, что это такое – «левый» полис ОСАГО.

Признаки иного оформления

Отличить поддельный полис от настоящего простому человеку достаточно сложно. Он также может быть выполнен на бланке с водяными знаками, на нем присутствуют все необходимые печати и угловые штампы.

Такие бланки могут быть двух видов: сделанные руками мошенников, или же настоящие бланки, у которых уже сплыл срок годности.

Мошенники просто дублируют другие бланки полисов страхования. Они ничем не отличаются от настоящих, только номер будет такой же, как и на том оригинальном документе, с которого делают копии.

В другом случае к злоумышленникам попадают в руки те бланки, которые должны были быть утилизированы. Дата использования на них уже прошла, но находчивые брокеры ставят на них исправление и пометку «Исправленному верить».

Оформить такой полис страхования автомобиля гораздо проще и дешевле, чем настоящий. Не требуется даже проводить технический осмотр автомобиля. Водители, которые решили сэкономить на этом, чаще всего попадают в такую ловушку.

Также часто в руки мошенников попадаю неопытные владельцы автомобилей. Те, которые еще вполне не уведомлены о том, как на самом деле должны выглядеть полисы ОСАГО.

В таком случае нужно обращать внимание на следующие признаки:

  • на бланке должен присутствовать логотип РСА в виде водяного знака;
  • дата начала действия страхового полиса должна совпадать со следующим с момента покупки днем (ровно полночь);
  • серия и номер полиса должны быть выполнены рельефным шрифтом (он ощущается на ощупь);
  • внизу страницы маленькими буквами должно быть написано «РСА»;
  • если посветить на документ ультрафиолетовым лучом, то должны быть видны маленькие ворсинки;
  • реквизиты «Дата составления» и «Подпись» должны быть недалеко от названия «Страховой полис»;
  • в графе «Страхователь» должна быть помещена аббревиатура «РСА» (защищена горизонтальными линиями);
  • по одну сторону бланка помещена металлическая линия (есть ощущения, что она просто внедряется в текст).

В документе не должно быть ошибок. Текст должен быть составлен четко и грамотно.

Некоторые мошенники преднамеренно делают ошибки в названии или самом тексте, чтобы потом избежать уголовной ответственности, и чтобы не попасть на их крючок, нужно быть предельно внимательным

А их может быть немало:

  • бумага может быть низкого качества;
  • на бланке нанесены изменения в дате действия документа;
  • металлическая линия на документе отсутствует (ее могут попробовать нанести на обратную сторону бумаги темными чернилами, чтобы с лицевой стороны складывалось впечатление черной непрерывной полоски);
  • все данные, которые представлены на бумаге – настоящие, но полис принадлежит еще какому-то владельцу;
  • водяные знаки на полисе отсутствуют;
  • если компания-страховщик перестала выпускать полисы ОСАГО, а его документами не перестали пользоваться;
  • если номер серии начинается на ВВВ – это серия старого образца;
  • заполнение полиса страхования происходит вручную;
  • присутствуют ненастоящие реквизиты страховых компаний;
  • место продажи полиса отличается от того, которое указано в документах и на сайте страховщика;
  • заполненный документ не передается лично покупателю – его высылают почтой или курьером;
  • продавец полисов не предоставляет определенных контактных данных покупателю;
  • продавец должен назвать покупателю ИНН своего брокера (если он отказывается – есть опасения, что полис ненастоящий);
  • для того чтобы оформить страховку брокеры не спрашивают информацию об автомобиле;
  • цена полиса слишком низкая (может быть на уровне прошлогодней);
  • у продавца отсутствуют документы, которые подтверждают его сотрудничество со страховой компанией;
  • отсутствует чек на оплату или квитанция;
  • реализатор не хочет принимать в качестве расчета банковскую карту – оплата происходит только наличными;
  • пробив полис по базе данных онлайн, покупатель нашел его в списке утерянных или таких, что больше не действуют.

Чтобы определиться, где лучше застраховать машину по ОСАГО, стоит ознакомиться с рейтингом страховых компаний.

Инструкция, как оформить полис ОСАГО ВСК онлайн, можно найти по ссылке.

Если совпадают даже только три фактора, то стоит задуматься о том, настоящая ли страховка.

Изъяны решения купить левый полис ОСАГО

Очень часто чтобы сэкономить на страховке автомобиля, владельцы машин пытаются купить левый полис ОСАГО. Таких граждан можно понять, страхование – штука недешевая, цены на него постоянно растут, а во времена кризиса денег у населения больше не становится.

Покупка незаконной автогражданки этот вопрос никак не решает. Более того, можно просто потерять деньги, так как в случае ДТП получить страховые средства не получиться.

Почему не стоит его брать

Многие автовладельцы думают, что им удастся схитрить и оформить настоящий полис уже после того, как произойдет авария. Таким образом, они хотят сэкономить и на страховке, купив ее более дешево, и на ремонте, за который должна будет заплатить страховая компания.

Но такая схема невозможна, так как полис страхования автомобилей оформляется только онлайн. Его невозможно сделать задним числом.

Есть несколько причин не купить левый полис ОСАГО. Первой в этом списке будет отсутствие самого страхования. Ведь в таком случае страховка будет недействительной, страховщики не оплатят ремонт в случае ДТП. Владелец машины остается наедине с этой проблемой.

И это еще хорошо, если ущерб будет небольшой и со вторым водителем просто удастся договориться. Конечно, без некой суммы тут не обойтись. А если повреждения серьезные, а денег на ремонт нет, тот тут не обойтись без суда. И хорошо если так. Бывают случаи, когда деньги выбивались угрозами.

Второй причиной станут постоянные штрафы, который будут приходить владельцу такого полиса. В недалеком будущем на отечественных дорогах должны появиться камеры фото и видеофиксации. Они и буду информировать нужные органы об отсутствии правильного полиса ОСАГО.

Сэкономить на таком полисе также не удастся. Ненастоящая страховка будет более дешевой, но оформлять настоящую все равно придется. Водитель просто заплатит два раза, а не сэкономит средства.

Также криминальный кодекс РФ предусматривает уголовное наказание в результате мошенничества. Ведь очень трудно будет доказать суду, что оформление левого ОСАГО – не инициатива самого владельца машины.

Разрыв договора с страховой компанией разрывает также всякое сотрудничество с ней до того момента. Автовладелец теряет все накопленные скидки и бонусы.

Наказание за подделку

Купить ненастоящий полис ОСАГО довольно просто. На него можно наткнуться, даже если этого совсем не желаешь. В нашей стране хватает мошенников, которые уже научились подделывать много всего, в том числе и полисы ОСАГО. Но у нас, как и во всем мире, законодательство предусматривает уголовное наказание за такого рода деятельность.

Даже за то, что у водителя нет при себе страховки (забыл дома или вовсе еще не купил) наказание не такое строгое, как за подделку полиса.

Владельца такого ОСАГО по закону ожидает такое наказание:

  • использование такого рода документа влечет за собой штрафы в размере до 80 тысяч рублей или же полугодовой зарплаты владельца левого полиса, или исправительные работы в срок до 2 лет, либо арест на шесть месяцев;
  • если владелец ненастоящего полиса ОСАГО захочет получить по нему страховые средства, то его ожидает уголовная ответственность по статье мошенничество (штраф от 12- тысяч рублей, исправительные работы на 12 месяцев, обязательные работы на 360 часов, арест от 4 месяцев до 2 лет);
  • если человек занимается незаконным изготовлением полисов ОСАГО, то его ожидает наказание по статье 327 Уголовного кодекса (1 часть) – арест от шести месяцев до 2 лет.

На покупке липового полиса ОСАГО действительно сэкономить. Но последствия такого поступка должен уяснить себе каждый, у кого когда-то закрадывалась такая мысль. Даже если водитель, зная о том, что его полис – ненастоящий, не будет требовать у страховой компании возвращения средств за ремонт, то ему придется быть очень осторожным, чтобы не попасться с этим любому сотруднику ГАИ, или полиции.

Экономия на страховке становится не такой уж и большой, если сравнить ее с тем риском, на который идет владелец транспортного средства

Чистые и заполненные бланки

Иногда мошенники прибегают к такому варианту, как продажа чистых бланков ОСАГО. Если смотреть на такие бумаги не очень внимательно, то они почти не отличаются от настоящих – на них проставлены водяные знаки, да и бумагу практически не отличить.

Смотрите так же:  Неустойка по соотношению с убытками

Но и здесь присутствуют некие нюансы:

  • на бланке может присутствовать печать, но очень легко уличить ее в поддельности;
  • на сайте страховой компании есть база номеров и серий бланков – там можно проверить насколько документ подлинный;
  • бланк должен быть отпечатан на станках компании ГОСЗНАК;
  • в том случае, если владельцем машины был куплен пустой бланк полиса страхования ОСАГО и он намерен заполнить его самостоятельно, то ему следует знать, что в случае аварии денег от страховщиков он не получит (но есть криминальная ответственность).

Некоторые мошеннические фирмы даже обещают внести номер и серию полиса в реестр РСА. Есть большие сомнения, что они это могут. Поэтому, это очередной вариант обмана.

Также в Сети Интернет можно осуществить покупку и уже готового заполненного бланка. В этом случае это не будет противозаконным действием, так как покупка происходит на сайте страховой компании, а серия и номер такого документа будут занесены в базу РСА.

Такой способ приобретения полисов страхования появился сравнительно недавно. Поэтому мошенники еще не успели добраться к нему. Но и здесь не следует забывать про осторожность – страховку нужно покупать только на сайте страховщиков, и ни на какой-нибудь другой.

Нет сомнения, что очень скоро появятся и другие мошеннические сайты, которые будут дублировать настоящие, но продавать левые полисы.

Где можно приобрести дёшево

Предложения о ненастоящих свидетельствах ОСАГО очень часто можно встретить в виде рекламы на различных микроавтобусах, или же наклеенными на столбах. Конечно, о том что страховка ненастоящая там никто не пишет. Да и в личном разговоре с продавцами таких «документов» нелегко об этом выведать.

Такие же полисы продаются и в приличных с виду офисах. Чтобы узнать о том, настоящие полисы там или нет, нужно правильно задавать вопросы и не вести себя подозрительно.

Такие брокеры, как правильно, не имеют регистрации в пределах Российской Федерации. Их фирма состоит на учете где-то за рубежом, а на отечественном рынке они юридически не существуют. Конечно, не имеет юридической силы и те полисы, которые они продают.

В последнее время ОСАГО подняло тарифы на свои полисы. Поэтому цены поднялись и у страховых компаний. За один такой полис придется отдать около 18 тысяч рублей. Такой высокой ценой и объясняется желание автолюбителей приобрести страховку по меньшей цене (липовый полис может стоить немного больше 3 тысяч).

Решают сэкономить на страховке и те, кто уже давно перестал верить в справедливость отечественно законодательства. Но, все же, следует помнить, что не всем удается его избегать. Рано или поздно мошеннические действия, которые приносят вред государству, буду прекращены, а их участники – наказаны.

Можно придти к выводу, что покупать левый полис ОСАГО не так уже выгодно и, главное, безопасно. Правила на дорогах ожесточаются с каждым годом. Как и ответственность за мошеннические действия.

Выгода от незаконно изготовленного полиса сомнительна – в случае аварии владельцу такого документа (за который он хоть и немного, но заплатил) придется оплачивать еще и ремонт (что могла бы сделать страховая компания)

Чтобы не купить подделку, каждому автовладельцу полезно знать, как проверить полис ОСАГО при оформлении.

Как можно оформить альфастрохвание ОСАГО онлайн, узнайте отсюда.

Детально разобраться в разнице между ОСАГО И КАСКО поможет эта статья.

Поддельные осаго дешево

На российском страховом рынке получила широкое распространение новая схема мошенничества с электронными полисами ОСАГО (е-ОСАГО). Об этом РБК рассказали в компании «Ингосстрах» и подтвердили еще в пяти крупных страховых компаниях.

Речь идет о том, что компании-посредники, предлагающие водителям услугу оформления е-ОСАГО, намеренно подают страховщикам недостоверные сведения, добиваясь снижения стоимости полиса. Эксперты оценивают долю таких полисов примерно в 5–10% (250–500 тыс. штук) в структуре электронных продаж ОСАГО.

В Центробанке заявили, что регулятор «в курсе появления подобных схем на страховом рынке». «В настоящее время совместно с представителями страхового сообщества вырабатываем комплекс технологических и нормативных мер, направленных на предотвращение подобных проявлений», — говорится в заявлении ЦБ, поступившем в РБК. Там также отметили, что нужно оповещать автовладельцев «о негативных последствиях, которые могут возникнуть после обращения к такого рода посредникам».

По результатам опроса РБК, который охватил топ-10 российских страховых компаний по объему страховых премий в сегменте ОСАГО (данные ЦБ за первое полугодие 2017 года), наличие проблемы с недобросовестным оформлением полисов е-ОСАГО подтвердили в «РЕСО-Гарантии», «АльфаСтраховании», «Росгосстрахе», ВСК и МАКСе.

В «Ренессанс Страховании», «Югории», «Согласии» и СОГАЗе не ответили на запросы.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) также подтвердили, что с популяризацией е-ОСАГО страховые компании начали чаще сталкиваться со случаями предоставления недостоверных данных при оформлении полисов.

Как действуют мошенники

«Мошенники начали массово приобретать электронные полисы ОСАГО (е-ОСАГО), оформляя их на наиболее дешевые по стоимости полиса модели автомобилей с низкой мощностью и в регионе, где самые низкие коэффициенты, но указывая регистрационный номер и VIN (идентификационный номер транспортного средства) реального покупателя. В результате за полис мошенники платят, условно говоря, 1000 руб. Затем они изменяют с помощью фоторедактора данные водителя в полисе в соответствии уже с его регионом и моделью авто и продают его покупателю, условно, за 15 тыс. руб. в зависимости от региона, а разницу кладут себе в карман», — рассказал генеральный директор «Ингосстраха» Михаил Волков.

«В отличие от бумажной формы при подаче электронного заявления у представителя страховщика отсутствует возможность оперативной проверки информации», — пояснили РБК в пресс-службе РСА. Мошенники меняют разные данные — о стаже водителя, возрасте автомобиля и т.п., чтобы добиться нужного результата, рассказал РБК официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук. «Либо меняют регион преимущественного использования на регион с минимальными коэффициентами, таким способом добиваясь снижения цены», — добавил он.

На данный момент база данных РСА, которая проверяет данные водителя, когда оформляется е-ОСАГО, не способна автоматически при оформлении электронного полиса на сайте проверять данные марки автомобиля и его регион из базы данных ГИБДД, которая содержит такую информацию, дополняет заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

Например, в таких регионах, как Крым и Чечня, самые низкие территориальные коэффициенты — 0,6, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге они в три с лишним раза выше — 2. И если рассчитать минимальную стоимость полиса ОСАГО на сайте РСА для машины самой низкой мощности (50 л.с.), для водителя с наименьшим периодом использования ТС (три месяца), но с самым большим коэффициентом стажа (от трех лет) и возраста (от 22 лет) в Крыму или Чечне, то страховая премия будет от 617,76 до 741,24 руб. В то же время максимальная стоимость полиса для Москвы и Санкт-Петербурга по максимальным параметрам для легкового автомобиля (самая высокая мощность — 150 л.с., период пользования ТС — от десяти месяцев и больше, с самым низким стажем — до трех лет и возрастом водителя — до 22 лет) страховая премия будет от 19 768,32 до 23 719,68 руб.

При этом с таким полисом можно долго и благополучно ездить. Сотрудники ГИБДД проверяют полис формально и обращают внимание больше на его наличие, чем на действительность, поясняет юрист правового департамента HAEDS Consulting Анастасия Худякова.

Даже если сотрудник ГИБДД при проверке полиса ОСАГО пользуется базой РСА, в которой находятся данные всех полисов, он может не заметить несовпадений, говорит Игорь Иванов. «В базе высвечиваются верные данные о госномере автомобиля и номере VIN, а на несовпадение данных по региону или марке машины обычно не обращают внимания», — поясняет он.

Проблемы у владельца автомобиля возникают в случае обращении в страховую компанию после ДТП. Там и выявляют подделку, уточняет Худякова. В результате страховая отказывает в выплате, поскольку в базе РСА, несмотря на совпадение госномеров и VIN, другие данные расходятся.

Как оформляется полис е-ОСАГО

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в закон об обязательном страховании автогражданской ответственности, которые позволяют оформлять полисы ОСАГО в режиме онлайн на сайтах страховых компаний. Согласно порядку заключения договора ОСАГО в виде электронного документа, для этого необходимо сделать следующее:

— зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через портал государственных услуг Российской Федерации);

— в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через автоматизированную информационную систему РСА (АИС РСА). После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов страховщик отображает на сайте расчет страховой премии. После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете. Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством. Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика.

Почему мошенничество стало популярным

С начала этого года продажи полисов е-ОСАГО растут лавинообразно, после введения требования об обязательности этой формы продаж для страховых компаний, рассказали РБК в пресс-службе РСА. На текущий момент доля полисов с недостоверными данными оценивается примерно в 5–10% в структуре электронных продаж ОСАГО (с начала года продано 4,7 млн полисов е-ОСАГО).​

Смотрите так же:  38 налог ру узнай свою задолженность по инн

Электронное ОСАГО вводилось для защиты от «уличных брокеров» и для удобства клиентов — чтобы автовладелец мог оформить полис, не выходя из дома. Реальность же такова, что некоторые из них плохо владеют компьютером или не хотят тратить время на заполнение полиса, говорит Игорь Иванов. «Для е-ОСАГО надо сканировать различные документы, и в среднем его заполнение может занять около часа, поэтому человек ищет альтернативный способ и обращается к «помощникам» на стороннем сайте, которые могут оказаться мошенниками», — поясняет Иванов.

«Мошенниками могут выступать в основном посредники с сайтов, которые предлагают в интернете оформить за водителя полис е-ОСАГО. И тут нельзя определить наверняка, реальный ли это посредник или выдающий себя за такого, — говорит Игорь Иванов. — Потому что е-ОСАГО само по себе не подразумевает использование кого-то еще для его оформления. На данный момент работа таких сайтов никак не урегулирована».

​Проблема с частично не совпадающими данными в проданных полисах и в базе данных РСА стала на «промышленные рельсы» из-за того, что мошенники могут на одного человека оформить сразу несколько полисов с разными госномерами и VIN-номерами и по самому низкому тарифу, говорит Михаил Волков. «Ситуация тяжелая, потому что вся эта система только внедрена на рынке. Предусмотреть все возможные проблемы, которые очень быстро находят мошенники, невозможно», — поясняет он.

К обращению к посредникам могут невольно подталкивать и сами страховые компании, многие из которых не хотят продавать электронные полисы ОСАГО в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам, о чем ранее писал РБК.

У клиента, который пытается по всем правилам оформить себе е-ОСАГО на машину из «токсичного» региона, могут возникать проблемы с загрузкой данных, постоянным обновлением страницы, где требуется снова и снова вводить данные, и в итоге он прибегает к помощи на стороне, говорит генеральный директор Mains Group Сергей Худяков. Мошенники, в свою очередь, указывают данные, соответствующие целевому сегменту страховой компании в регионах, где страховщику выгодно их продавать, при этом добиваясь выгодных коэффициентов для покупки самого дешевого полиса, добавляет он. «В результате они беспрепятственно покупают полис на сайте страховой компании для ничего не подозревающего клиента, а потом в компьютерных программах-редакторах меняют данные марки авто и региона и продают полис по цене для «токсичного» региона», — поясняет Худяков.

Сами автовладельцы также могут быть экономически заинтересованы в том, чтобы приобрести дешевый страховой полис, намеренно вводя неверные данные, например по территории преимущественного использования ТС, чтобы снизить размер премии, особенно в регионах, где высокие тарифы, говорит партнер FMG Group Михаил Фаткин. «Между гарантированным законом страхованием ответственности и дешевым полисом с некорректными данными водители целенаправленно выбирают дешевизну полиса и получают видимость того, что застрахованы, — для ГИБДД», — разъясняет он.​​

Как уберечься от мошенничества

В страховых компаниях говорят, что покупка полиса ОСАГО у посредника чревата обманом.

В случае разночтения сведений, содержащихся в полисе страховщика, и полисе, скорректированном с помощью фоторедактора недобросовестными посредниками, страхователь не может рассчитывать на получение страхового возмещения — основанием для отказа является соответствующее положение п. 2 ст. 6 федерального закона об ОСАГО, отметили в пресс-службе ВСК. Там также сообщили, что количество случаев отказа на этом основании «сегодня исчисляется сотнями».

В «Ингосстрахе» выявлено около 40 случаев отказа страхователю в выплате из-за несовпадения данных, сообщили в пресс-службе компании. В «Рогосстрахе» говорят о десятках жалоб в неделю. «Первые случаи обмана автовладельцев были зафиксированы нами еще весной. А уже к лету это явление приобрело массовый характер и продолжает разрастаться. Общий объем мошенничества сложно оценить, но мы уже получаем десятки жалоб в неделю — и это только от тех автовладельцев, которые уже столкнулись с последствиями владения фиктивными полисами», — заявил РБК вице-президент, руководитель департамента развития прямых продаж «Росгосстраха» Ренат Конурбаев.

Если факт подделки полиса обнаружит инспектор ГИБДД, это чревато возбуждением дела об административном нарушении по ст. 12.37 КоАП «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» с минимальным штрафом 800 руб., говорит Анастасия Худякова. При обращении за выплатой в страховую компанию в случае, если выяснится, что полис поддельный, высока вероятность привлечения держателя полиса к уголовной ответственности по ст. 327 УК (подделка документов) и ст. 159.5 УК (мошенничество в сфере страхования), поясняет она.

В случае виновности в ДТП владелец поддельного полиса все равно будет вынужден компенсировать ущерб пострадавшему. Ведь он не сможет получить страховую выплату — компания не признает страховой полис из-за некорректных данных, говорит Фаткин. В данном случае пострадавший имеет право обратиться с иском в суд и через него взыскать с виновника ущерб, поясняет он. Такая практика уже существует — к ней прибегают, например, когда страхового покрытия, гарантированного полисом, не хватает для полного покрытия ущерба. В этом случае пострадавший также направляется в суд и успешно взыскивает остаток, поясняет юрист. «В случае, когда обнаружится, что страховая не выплатит вообще ничего из-за поддельного полиса, невиновный пострадавший имеет все шансы взыскать через суд у виновника ДТП с поддельным полисом средства за причиненный ущерб», — заключает юрист.

Чтобы избежать всего этого, говорят эксперты, необходимо проверить приобретенный полис по базе РСА на предмет его подлинности и соответствия внесенных в него данных действительности.

Обычно после того, как страхователь оформил полис е-ОСАГО на сайте страховой компании, данные о нем добавляются в базу РСА в течение 30 минут, говорит Юрий Нехайчук. «Проверить полностью все данные в базе с теми, что указаны в его полисе, клиент может самостоятельно на сайте РСА», — поясняет он.

Если после проверки самостоятельно введенных данных е-ОСАГО водитель обнаружил, что допустил ошибку при вводе, например в фамилии, или неправильно указал мощность машины, то он должен прийти в офис компании и написать заявление на изменение данных, после чего ему либо просто исправят ошибку в полисе, либо проведут перерасчет, добавляет Юрий Нехайчук.

Когда проверка указывает на признаки возможного мошенничества со стороны посредников или страховщика, необходимо незамедлительно обратиться в полицию с заявлением, указав, при каких обстоятельствах, где, когда и у кого был приобретен полис. Процедура это стандартная, дальше поиском мошенников будут заниматься правоохранительные органы, говорит Худякова. «При этом, приобретая электронные полисы на сторонних сайтах, можно предположить, что найти таких мошенников будет затруднительно, так как наши правоохранительные органы до сих пор не любят заниматься расследованием таких нарушений», — добавляет юрист. Фактически неизвестно, насколько активно правоохранительные органы будут расследовать данные нарушения и будут ли вообще, и поэтому сроки возмещения ущерба могут затянуться, заключает Худякова.

Если водителя обманул посредник, то в его действиях есть признаки преступления по статье «Мошенничество в сфере страхования», но для доказательства того, что водителю действительно продали поддельный полис с исправленными данными, пострадавшему необходимо будет предоставить все платежные документы, отмечает Михаил Фаткин. «Иначе доказать, что он действительно приобрел полис у конкретного лица, будет практически невозможно», — заключает он.

Где системный выход из проблемы

Ситуация может быть исправлена путем создания единой базы ГИБДД, имеющей объединенный ​интерфейс с базой РСА, считает заместитель генерального директора СК «МАКС» Виктор Алексеев. «В этом случае при оформлении полиса е-ОСАГО автоматически должен уходить запрос в базу ГИБДД за подтверждением введенных данных об автомобиле. Если имеются несовпадения, полис не оформляется», — пояснил он.

РСА направил в Банк России предложения по усовершенствованию указания «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», рассказали в пресс-службе организации (имеются в распоряжении РБК). В ЦБ не ответили на запрос РБК относительно подготовленных поправок.

Документом, в частности, предлагается дать возможность страховой компании при оформлении е-ОСАГО в случае возникновения подозрений, что клиент намеренно мог занизить коэффициенты для покупки полиса, проводить дополнительную проверку данных с использованием источников, содержащих информацию, имеющую значение для определения размера страховой премии, говорится в документе. «К таким источникам, в частности, относятся интерактивные сервисы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, общедоступные источники персональных данных, официальные данные заводов — изготовителей транспортных средств, при этом такая проверка осуществляется в срок не более 20 минут с момента получения ответа из АИС РСА», — поясняется в документе.

Также среди мер, которые могли бы пресечь мошенничество в е-ОСАГО, у страховой может появиться возможность расторгать в одностороннем порядке договоры, составленные с явными нарушениями. «Предоставление недостоверных данных при заключении ОСАГО должно быть основанием для одностороннего расторжения договора», — пояснили РБК в пресс-службе. Сейчас в момент продажи бумажного полиса страховщик имеет право отказать в заключении договора, при электронном — не может, только через суд, добавили там. «Наличие возможности расторгнуть такой договор в одностороннем порядке также решило бы проблему», — заключили в пресс-службе.