Помощь: Применение ставок подоходного налога в 2007 году

ПРИМЕНЕНИЕ СТАВОК ПОДОХОДНОГО НАЛОГА В 2007 ГОДУ

Исчисление и уплата подоходного налога с физических лиц осуществляется в соответствии с Законом РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц» (далее — Закон о подоходном налоге) и Инструкцией о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу, их рассмотрения налоговыми органами, формах налогового учета, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением МНС РБ от 17.01.2007 № 9 (далее — Инструкция № 9).

Ставки налога, предусмотренные Законом о подоходном налоге, зависят от вида, источника и размера получаемого дохода.

Доходы, получаемые по основному месту работы

Подоходный налог с доходов, получаемых по основному месту работы, исчисляется налоговым агентом по ставкам, предусмотренным п.1 ст.18 Закона о подоходном налоге (прогрессивная шкала налогообложения).

Согласно п.2 ст.18 Закона о подоходном налоге местом основной работы (службы, учебы) плательщиков являются наниматели, признаваемые в качестве таковых в соответствии с законодательством Республики Беларусь, т.е. если с работником и нанимателем заключен трудовой договор и на работника ведется трудовая книжка (при условии, что он проработал у этого нанимателя свыше 5 дней). Так, согласно ст.50 Трудового кодекса РБ и Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 09.03.1998 № 30, трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше 5 дней, если работа в этой организации, у индивидуального предпринимателя и физического лица, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работниками, является для работника основной.

Налоговые ставки, установленные п.1 ст.18 Закона о подоходном налоге, в цифровом изложении приведены в постановлении МНС РБ от 10.01.2006 № 2 «Об определении налоговых ставок подоходного налога с физических лиц в цифровом изложении и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь». При этом налоговые ставки, подлежащие исчислению, с 1 января 2007 года, приведены в редакции постановления МНС РБ от 22.12.2006 № 127.

Доходы, получаемые не по основному месту работы

Доходы, получаемые не по основному месту работы, облагаются налогом по ставкам согласно п.2 ст.18 Закона о подоходном налоге — в размере 20%. Отметим, что стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст.13 Закона о подоходном налоге, плательщикам, получающим доходы, облагаемые по ставке 20%, не предоставляются. В то же время в отношении доходов, получаемых не по месту основной работы, у плательщика существует выбор: налоговый агент обязан облагать происходящие от него доходы по ставкам, определенным п.1 ст.18 Закона о подоходном налоге, если плательщик изъявит такое желание посредством подачи налоговому агенту соответствующего заявления. Указанное заявление подается в отношении всех доходов, которые плательщик будет получать или уже получил в течение календарного года от налогового агента, а не по каждой выплате. При этом свое право перейти на уплату подоходного налога по прогрессивной шкале плательщик может использовать в любой момент календарного года, написав соответствующее заявление налоговому агенту (в случае если это будет сделано в декабре, налоговому агенту придется произвести перерасчет подоходного налога с начала календарного года и вернуть либо зачесть в счет предстоящих платежей по налогу излишне уплаченную сумму подоходного налога). Или же плательщик может по окончании календарного года обратиться в налоговый орган по месту жительства, где ему произведут такой же перерасчет. Однако если физическим лицом принято решение о переходе на исчисление подоходного налога по ставкам п.1 ст.18 Закона о подоходном налоге, то ни в течение календарного года, ни по его окончании у плательщика право на принятие обратного решения на исчисление подоходного налога по ставке 20% Законом о подоходном налоге не предоставлено.

Необходимо отметить, что налогообложение доходов, получаемых не по месту основной работы, по ставкам, предусмотренным п.2 ст.18 Закона о подоходном налоге, исключает обязательность декларирования их. Вместе с тем по окончании года плательщик вправе задекларировать и такие доходы, что влечет за собой включение их суммы в совокупный годовой доход и, соответственно, перерасчет налоговой базы и суммы налога.

Работник уволен 11 апреля 2007 г. С ним произведен окончательный расчет. 25 апреля 2007 г. наниматель издает приказ о премировании работников за апрель 2006 г., согласно которому уволенному работнику начисляется и выплачивается премия.

С учетом того что выплата премии осуществлена после увольнения работника (от источника выплаты, уже не являющегося для плательщика основным местом работы), ее налогообложение должно производиться по ставке 20% либо при наличии заявления физического лица по ставкам согласно п.1 ст.18 Закона о подоходном налоге. При этом следует подчеркнуть, что исчисление подоходного налога должно осуществляться отдельно от доходов, полученных по прежнему месту основной работы (то есть до увольнения), и независимо от того, какая применяется налоговая ставка.

В таком же порядке заполняется и справка о полученных плательщиком доходах, исчисленных и удержанных суммах налога (по форме согласно приложению 7 к Инструкции № 9). Отметим, что отдельно заполняется справка о доходах, полученных до увольнения (с указанием кода места работы «01»), и о доходах, выплаченных после увольнения (с указанием кода места работы «02»).

Физическое лицо получает от организации (место основной работы) доходы от выполнения трудовых обязанностей. Кроме того, у этого же нанимателя он получает доходы от выполнения трудовых обязанностей по совместительству на полставки.

С учетом того что доходы по совместительству физическое лицо получает по месту основной работы, они подлежат обложению подоходным налогом по ставкам п.1 ст.18 Закона о подоходном налоге по совокупности с доходами, полученными от выполнения основных трудовых обязанностей.

В отношении отдельных доходов Законом о подоходном налоге установлены иные ставки. Так, согласно п.4 ст.18 Закона о подоходном налоге налоговая ставка в размере 15% установлена в отношении доходов, получаемых за выполнение общественных обязанностей в комиссиях по подготовке и проведению выборов, референдума, по проведению голосования по отзыву депутата, а также в виде дивидендов.

Сумма налога в отношении доходов, полученных в виде дивидендов, определяется с учетом положений ст.8 Закона о подоходном налоге. При этом в соответствии со ст.35 Общей части Налогового кодекса РБ (далее — НК) дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях. Не признаются дивидендами:

— выплаты участнику (акционеру) организации в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации, при ее ликвидации либо при выходе участника (акционера) из состава участников организации;

— выплаты участникам (акционерам) организации в виде долей (паев, акций) этой же организации, а также в виде увеличения номинальной стоимости акций (паев), произведенного за счет собственных источников организации, если такие выплаты не изменяют процентную долю участия в уставном фонде организации ни одного из участников (акционеров).

ООО «А» за счет собственных средств производит капитальный ремонт дома, принадлежащего участнику этого общества. Он же является заказчиком данных работ, оплата за которые договором не предусмотрена.

В рассматриваемой ситуации имеет место факт получения дохода собственником жилого дома, ремонт которого осуществлялся за счет средств организации, участником которой он является.

Вместе с тем при решении вопроса о том, являются ли указанные доходы дивидендом и соответственно по каким ставкам следует исчислить причитающуюся с гражданина сумму подоходного налога, необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Так, по ставке 15% налог исчисляется только при условии, что в рассматриваемом случае доход начислен организацией участнику по принадлежащим данному участнику долям в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения. Причем указанная характеристика вида полученного им дохода должна быть основана, в т.ч. и на положениях учредительного документа, устава организации, предусматривающих получение ее участником соответствующей части прибыли организации, в счет выплаты которой и мог бы быть осуществлен ремонт принадлежащего ему жилого дома.

В противном случае сумму рассматриваемых расходов ООО «А» следует расценивать как доход, подлежащий налогообложению в соответствии с пп.1 или 2 ст.18 Закона о подоходном налоге (в зависимости от того, является ли данная организация для него местом основной работы либо нет).

В результате ликвидации организации ее участнику (для него данная организация не является основным местом работы) выплачиваются суммы денежных средств (его вклад в уставный фонд организации, а также доходы, полученные в результате проводимой в соответствии с законодательством Республики Беларусь переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных им имущественных долей, распределенных между участниками организации пропорционально доле каждого).

Согласно ст.35 НК не признаются дивидендами выплаты участнику организации при ее ликвидации в денежной или натуральной форме и размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд этой организации.

С учетом того что для целей исчисления налога объектом налогообложения не признаются доходы, полученные плательщиком в связи с выходом (исключением) его из состава учредителей (участников), в т.ч. в связи с ликвидацией коммерческой организации, в размере сумм, направленных им на создание (приобретение) доли (пая) в уставном фонде организации посредством внесения вклада, паевого взноса, приобретения акций и т.д. за счет собственных средств, доходы, полученные плательщиком в размере превышающем его взнос (вклад), подлежат налогообложению по ставкам п.2 ст.18 Закона о подоходном налоге, а в случае получения от физического лица соответствующего заявления — по ставкам, предусмотренным п.1 ст.18 Закона о подоходном налоге.

Смотрите так же:  Адвокат на еременко

Налогообложение доходов, полученных наследниками

Налоговая ставка в размере 40% установлена в отношении доходов, полученных наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и иных результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. наследниками лиц, являющихся субъектами смежных прав (п.5 ст.18 Закона о подоходном налоге).

Налогообложение доходов от аренды

В соответствии с Указом Президента РБ от 04.08.2006 № 497 «Об уплате подоходного налога в фиксированных суммах» (далее — Указ № 497) налогообложение доходов, получаемых физическими лицами от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, находящихся на территории Республики Беларусь, в размере, не превышающем 500 базовых величин в налоговом периоде (определяется на дату фактического получения дохода согласно заключенному договору), производится в фиксированных суммах только при условии, что они были получены от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Необходимо отметить, что с 1 января 2007 г. согласно Закону РБ от 29.12.2006 № 190-З п.6 ст.18 Закона о подоходном налоге приведен в соответствие с Указом № 497. Размер фиксированных сумм подоходного налога в пределах налоговых ставок, определенных Президентом РБ, устанавливается областными и Минским городским Советами депутатов в зависимости от категории населенного пункта, в котором находятся жилое и (или) нежилое помещения, и места нахождения этих помещений в пределах населенного пункта.

Налогообложение же вышеуказанных доходов, источником выплаты которых являются организации или индивидуальные предприниматели, производится по ставкам, определенным пп.1 или 2 ст.18 Закона о подоходном налоге (в зависимости от того, являются ли эти доходы, полученными по месту основной работы плательщика либо нет).

Налогообложение доходов, полученных от резидентов Парка высоких технологий

По единой ставке согласно п.7 ст.18 Закона о подоходном налоге в размере 9% облагаются доходы, полученные:

физическими лицами (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков) от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам;

индивидуальными предпринимателями — резидентами Парка высоких технологий;

физическими лицами, непосредственно участвующими в реализации зарегистрированного в установленном порядке бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, от нерезидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам.

Вышеуказанная норма закреплена Декретом Президента РБ от 22.09.2005 № 12 «О Парке высоких технологий», а с 1 января 2007 г. и п.7 ст.18 Закона о подоходном налоге.

Необходимо отметить, что все вышеназванные доходы, облагаемые по иным ставкам, чем установлено п.1 ст.18 Закона о подоходном налоге, в совокупный годовой доход не включаются и декларированию не подлежат. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст.13-16 Закона о подоходном налоге (стандартные, социальный, имущественные и профессиональные), при налогообложении доходов, по которым установлены иные ставки налога, за исключением указанных в пп.1 и 7 ст.18 Закона, не применяются.

Налогообложение займов, выдаваемых физическим лицам

Согласно п.8 ст.20 Закона о подоходном налоге при выдаче физическим лицам займов и кредитов (за исключением займов и кредитов, выданных на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов или квартир лицам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных исполнительных и распорядительных органах, иных государственных органах и других государственных организациях, организациях негосударственной формы собственности, в случае если они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным законодательными актами Республики Беларусь) налоговыми агентами (кроме банков, выдающих кредиты на общих основаниях (примечание)) налог исчисляется по ставке, установленной п.2 ст.18 Закона о подоходном налоге (20 %), и уплачивается в бюджет за счет средств налоговых агентов не позднее дня, следующего за днем выдачи займа, кредита. По мере погашения физическими лицами займов, кредитов ранее уплаченная сумма подоходного налога в размере, пропорциональном погашенной сумме задолженности, подлежит возврату налоговому агенту путем уменьшения им перечисляемой суммы исчисленного и удержанного налога.

Организацией своему работнику предоставлен заем в размере 3 000 000 рублей. С учетом того что заем выдан не на строительство или приобретение индивидуальных жилых домов или квартир, организация должна исчислить и перечислить за счет собственных средств подоходный налог в размере 600 000 рублей (3 000 000 х 20%).

В следующем месяце работником частично погашена задолженность по займу в размере 300 000 рублей. Уплаченный по этому займу подоходный налог в размере, пропорциональном погашенной сумме задолженности 60 000 руб. (600 000 х 10%), подлежит возврату налоговому агенту путем уменьшения им перечисляемой суммы исчисленного и удержанного налога.

Марина Константинова, экономист

Примечание. Кредит признается предоставленным на общих основаниях, если банк не нарушил установленный законодательством запрет кредитования пайщиков, акционеров банка, а также работников банка на условиях более льготных (в частности, кредитование под проценты ниже среднего уровня процентной ставки в целом по банку), нежели кредитополучателей, не входящих в число названных.

От редакции: В постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10.01.2006 № 2 «Об определении налоговых ставок подоходного налога с физических лиц в цифровом изложении и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14.11.2007 № 102 внесены изменения.

В постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 10.01.2006 № 2 «Об определении налоговых ставок подоходного налога с физических лиц в цифровом изложении и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» на основании постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 13.12.2007 № 116 внесены изменения.

С 21 февраля 2008 г. в постановление Министерства по налогам и сборам РБ от 17.01.2007 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу, их рассмотрения налоговыми органами, формах налогового учета, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь и форм справок, выдаваемых физическим лицам» на основании постановления Министерства по налогам и сборам РБ от 28.01.2008 № 15 внесены изменения и дополнения.

ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ В 2007 ГОДУ

* Закон РБ от 21.12.1991 № 1327-XII «О подоходном налоге с физических лиц», в редакции Законов РБ от 09.12.2005 № 78-З, от 12.07.2006 № 142-З и от 29.12.2006 № 190-З («НРПА РБ», 2006, № 6).

Законом определены плательщики налога, объект налогообложения, порядок определения и подтверждения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, даны определения доходов, полученных от источников в Республике Беларусь и за пределами Республики Беларусь, определены доходы, не подлежащие налогообложению, вычеты из доходов, которые предоставляются физическим лицам при налогообложении, особенности, возникающие при налогообложении отдельных категорий доходов, и т.д.

* Постановление МНС РБ от 17.01.2007 № 9 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу, их рассмотрения налоговыми органами, формах налогового учета, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь и форм справок, выдаваемых физическим лицам» («НРПА РБ», 2007, № 40).

Постановлением утверждены формы следующих документов:

— справки, подтверждающей, что продаваемая продукция произведена физическим лицом и (или) лицами, состоящими с ним в браке, в отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, опекуна, попечителя и подопечного, на земельном участке, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества;

— справки о подтверждении факта постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в организации по месту работы (службы) физического лица;

— справки об уплате (удержании) подоходного налога с физических лиц;

— справки о постоянном местопребывании физического лица в Республике Беларусь.

* Постановление МНС РБ от 15.12.2006 № 123 «О зачете либо возврате излишне уплаченных сумм подоходного налога» («НРПА РБ», 2007, № 28).

Излишне уплаченные суммы подоходного налога с физических лиц, установленные исходя из налоговых деклараций (расчетов), подлежат зачету либо возврату плательщику налоговым агентом на основании письменного сообщения налогового органа о сумме излишне уплаченного подоходного налога.

Возврат плательщику излишне уплаченных сумм подоходного налога производится налоговым агентом путем выдачи наличных денежных средств и (или) перечисления на текущий (расчетный), вкладной (депозитный) счет физического лица за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет, или за счет собственных средств налогового агента с возмещением этих расходов за счет общей суммы налога, подлежащей удержанию с доходов плательщиков и уплате в бюджет.

* Письмо МНС РБ и Минфина РБ от 07.12.2006 № 3-2-8/1180/05-1-23/202 «О зачете либо возврате подоходного налога, излишне уплаченного с доходов 2006 года».

Налоговая декларация (расчет) для получения налоговых вычетов может быть подана физическим лицом в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2009 г. Не допускается навязывать физическому лицу сроки подачи налоговых деклараций (расчетов) для получения налоговых вычетов.

В письме приведены способы зачета и возврата излишне уплаченных сумм подоходного налога.

* Указ Президента РБ от 03.04.2007 № 162 «О некоторых вопросах применения льгот и вычетов по подоходному налогу с физических лиц» («НРПА РБ», 2007, № 82).

Установлено, что плательщики подоходного налога с физических лиц, являющиеся родителями 3 и более детей в возрасте до 18 лет (многодетные семьи) или детей-инвалидов, имеют право на получение в установленном порядке стандартного налогового вычета в размере 4 базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет за каждый месяц налогового периода.

Смотрите так же:  Объект земельный налог

Указом утверждены следующие документы:

— перечень международных организаций, иностранных государств, доходы сотрудников, граждан (подданных) которых не подлежат налогообложению в соответствии с законодательством и международными договорами;

— правила предоставления налоговых вычетов из подлежащих налогообложению доходов физических лиц, связанных с:

приобретением возмездно отчуждаемого имущества и (или) его отчуждением;

осуществлением индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним для целей налогообложения лицами (частными нотариусами) предпринимательской деятельности;

получением доходов от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений;

получением вознаграждения по результатам интеллектуальной деятельности.

* Инструкция о порядке уплаты (зачисления, возврата, распределения) налогов, сборов (пошлин) и других доходов в 2007 году, утвержденная постановлением Минфина РБ от 14.02.2007 № 23, с учетом изменений от 30.05.2007 № 87 («НРПА РБ», 2007, № 71, 148).

Инструкцией предусмотрено, что суммы подоходного налога с физических лиц, исчисленные и удержанные в соответствии с законодательством налоговыми агентами — юридическими лицами и их филиалами, представительствами и иными обособленными структурными подразделениями, имеющими отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, подлежат перечислению в бюджет по месту постановки указанных юридических лиц и обособленных структурных подразделений на учет в налоговых органах.

Налоговые агенты — юридические лица, имеющие за пределами области (г.Минска), на территории которой они зарегистрированы, филиалы, представительства и иные обособленные структурные подразделения без отдельного баланса и текущего (расчетного) либо иного банковского счета, перечисляют исчисленные и удержанные в соответствии с законодательством суммы подоходного налога с физических лиц в бюджет как по месту своей постановки на учет в налоговых органах, так и в областной (Минский городской) бюджет по месту нахождения таких обособленных структурных подразделений. При этом в областной (Минский городской) бюджет по месту нахождения обособленных структурных подразделений перечисляются суммы подоходного налога, фактически удержанные с физических лиц, работающих в этих обособленных структурных подразделениях.

* Инструкция о порядке определения и документального подтверждения цен (тарифов) на аналогичные (идентичные) товары (работы, услуги), утвержденная постановлением МНС РБ и Минэкономики РБ от 24.01.2006 № 9/10 («НРПА РБ», 2006, № 36).

Инструкция устанавливает порядок определения и документального подтверждения цен (тарифов) на аналогичные (идентичные) товары (работы, услуги) в целях определения налоговой базы по подоходному налогу с физических лиц при получении физическим лицом доходов в натуральной форме.

* Инструкция о порядке проведения налоговыми органами административной процедуры «выдача справки об уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость в отношении отчуждаемого объекта недвижимого имущества», утвержденная постановлением МНС РБ от 13.02.2007 № 30 («НРПА РБ», 2007, № 80).

Инструкция устанавливает порядок организации работы инспекций МНС РБ по выдаче физическим и юридическим лицам, регистраторам территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, нотариусам, уполномоченным должностным лицам сельского исполнительного комитета справки об уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость в отношении отчуждаемого объекта недвижимого имущества для нотариального удостоверения сделок об отчуждении недвижимого имущества по договорам купли-продажи, мены, дарения, ренты, а также для регистрации договоров купли-продажи, мены, дарения находящихся в сельских населенных пунктах жилых домов с хозяйственными и иными постройками или без них, не зарегистрированных в территориальных организациях по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, сведения о которых внесены в похозяйственную книгу сельского исполнительного комитета до 19 марта 1985 г. и которые с этой даты не являлись предметами купли-продажи или мены.

* Указ Президента РБ от 04.08.2006 № 497 «Об уплате подоходного налога в фиксированных суммах», с изменениями от 29.12.2006 № 750 («НРПА РБ, 2006, № 127; 2007, № 3).

Изложен порядок налогообложения доходов, получаемых физическими лицами от сдачи в аренду (субаренду), наем (поднаем) жилых и нежилых помещений, находящихся на территории Республики Беларусь.

* Указ Президента РБ от 07.02.2006 № 71 «О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов», с изменениями от 01.03.2007 № 116 («НРПА РБ», 2006, № 23; 2007, № 83).

Указом установлено, что при предоставлении банком юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю кредита для выплаты заработной платы в сумму кредита включаются указанные в заявлении на предоставление кредита суммы обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ, страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и суммы подоходного налога с физических лиц, исчисляемые с суммы данной заработной платы. Банк выдает юридическим лицам (за исключением организаций, финансируемых из бюджета через главные управления Минфина по областям и г.Минску), индивидуальным предпринимателям или перечисляет с их счетов денежные средства для оплаты труда в расчете за месяц при одновременном представлении банку платежных инструкций на перечисление подоходного налога и страховых взносов либо справок об исполнении обязательств по указанным платежам.

* Постановление МНС РБ от 02.12.2005 № 123 «О некоторых вопросах выдачи налоговыми органами справок», с учетом изменений от 13.02.2007 № 31 («НРПА РБ», 2005, № 192; 2007, № 82).

Постановлением утверждена Инструкция о порядке выдачи справки об уплате подоходного налога с физических лиц, земельного налога и налога на недвижимость в отношении отчуждаемого объекта недвижимого имущества юридическим лицам, регистраторам территориальных организаций по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, нотариусам, уполномоченным должностным лицам сельского исполнительного комитета.

* Письмо ВХС РБ от 24.06.2004 № 03-25/1689 «Об отсрочке сельскохозяйственным организациям, имеющим задолженность по подоходному налогу в бюджет» («Вестник ВХС РБ», 2004, № 14).

Сельскохозяйственные организации, выплачивающие своим работникам заработную плату и удерживающие согласно налоговому законодательству из выплачиваемых сумм подоходный налог с физических лиц, фактически являются налоговыми агентами в отношении этого налога. Согласно Налоговому кодексу РБ налоговый агент имеет те же права, что и плательщик, установленные самим Кодексом и иными актами налогового законодательства.

Одно из таких прав предусмотрено частью третьей п.4 ст.43 Налогового кодекса РБ, в силу которой организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом РБ, в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней.

Следовательно, отсрочка погашения задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, предоставленная сельскохозяйственным организациям Указом Президента РБ от 19.03.2004 № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство», распространяется и на задолженность сельскохозяйственных организаций по уплате подоходного налога с физических лиц.

* Указ Президента РБ от 19.03.2004 № 138 «О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство», с учетом изменений от 09.12.2004 № 597, от 28.03.2006 № 182 и от 18.04.2006 № 249 («НРПА РБ», 2004, № 44, 193; 2006, № 53, 69).

Установлено, что сельскохозяйственным организациям, имеющим задолженность по состоянию на 1 января 2004 г., в т.ч. отсроченную в соответствии с другими правовыми актами Президента РБ и законами, предоставляется до 1 января 2009 г. отсрочка погашения задолженности:

— по уплате налогов и иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты (кроме таможенных платежей и платежей в Фонд социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты РБ), включая государственные целевые бюджетные фонды, числящейся по данным учета налоговых органов, а также задолженности по уплате примененных налоговыми органами экономических санкций и начисленных пеней за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве;

— за потребленные газ, электрическую и тепловую энергию.

* Постановление Минобразования РБ от 21.12.2001 № 63 «Об утверждении перечня образовательных учреждений Республики Беларусь, в которых получение платного первого высшего или среднего специального образования дает право для вычета из доходов физических лиц сумм, уплаченных за свое обучение, а также за обучение супруга (супруги) и (или) своих детей, при исчислении подоходного налога» («НРПА РБ», 2002, № 11).

Постановлением утвержден перечень образовательных учреждений Республики Беларусь, в которых получение платного первого высшего или среднего специального образования дает право для вычета из доходов физических лиц сумм, уплаченных за свое обучение, а также за обучение супруга (супруги) и (или) своих детей, при исчислении подоходного налога.

* Указ Президента РБ от 11.04.2007 № 181 «О некоторых мерах по подготовке белорусских спортсменов к Паралимпийским и Дефлимпийским играм» («НРПА РБ», 2007, № 92).

Указом установлены размеры призов белорусским спортсменам, которые завоюют медали на XIII летних Паралимпийских играх 2008 года в г.Пекине, X зимних Паралимпийских играх 2010 года в г.Ванкувере, XXI летних Дефлимпийских играх 2009 года в г.Тайбэе, и вознаграждений тренерам, обеспечившим подготовку этих спортсменов. Предусмотрено также, что вознаграждения, выплачиваемые тренерам, обеспечившим подготовку белорусских спортсменов, которые завоюют медали на Играх, не облагаются подоходным налогом.

* Указ Президента РБ от 05.04.2007 № 166 «О дополнительных мерах по развитию игровых видов спорта» («НРПА РБ», 2007, № 84).

Установлено, что в целях создания необходимых условий для деятельности клубов по баскетболу, водному поло, хоккею на траве, дальнейшего развития игровых видов спорта в Республике Беларусь до 31 декабря 2009 г. не облагаются подоходным налогом с физических лиц получаемые спортсменами-инструкторами, спортсменами-стажерами и тренерами команд, входящих в структуру клубов, денежные вознаграждения за участие в спортивных соревнованиях в размере до 100% их заработной платы по основному месту работы, а также доплаты на питание сверх установленных норм во время учебно-тренировочных сборов и спортивных соревнований.

Смотрите так же:  Штатное расписание как составить приказ

Галина Сафонова, экономист

Журнал «Главный Бухгалтер» № 27, 2007 г.

С 2007 года ставки подоходного налога могут измениться

Рабочая группа по подготовке предложений по упрощению налоговой системы Беларуси рассматривает варианты изменения шкалы ставок подоходного налога. Об этом сообщил сегодня в ходе пресс-конференции заместитель министра по налогам и сборам Беларуси Александр Дорошенко.

По его словам, прорабатываются различные варианты изменения с 2007 года шкалы ставок подоходного налога. В частности, не исключается возможность перехода к плоской либо двухуровневой шкале. При этом замминистра подчеркнул, что окончательное решение о том, будет ли изменена система налогообложения физических лиц, принимает рабочая группа по подготовке предложений по упрощению налоговой системы во главе с заместителем премьер-министра Беларуси Андреем Кобяковым.

По итогам декларирования наибольший совокупный годовой доход, полученный гражданином Беларуси в 2005 году, составил около Br 800 млн. При этом сумма уплаченного им подоходного налога составила Br 124 млн.

Декларирование населением совокупного годового дохода в Беларуси осуществляется седьмой год. По данным замминистра, в целом по итогам прошлого года физические лица и индивидуальные предприниматели Беларуси предоставили на начало мая 2006 года в налоговые органы 180 492 декларации о совокупном годовом доходе за 2005 год, из них 60 177 поданы индивидуальными предпринимателями. При этом треть деклараций приходится на плательщиков Минска.

Кампания декларирования совокупного годового дохода за 2005 год затронула около 2% населения страны, или 4% всех работающих граждан республики.

По итогам декларирования совокупного дохода за прошлый год 95 084 физическим лицам и индивидуальным предпринимателям предъявлено к уплате дополнительно Br 11,3 млрд., или в среднем Br 120 тыс. на одного плательщика подоходного налога. Вместе с тем 22 422 физлицам причитается к возврату Br 3 млрд. Александр Дорошенко напомнил, что в первые годы введения обязательного декларирования один плательщик в среднем доплачивал сумму, эквивалентную $6.

При этом замминистра отметил, что по итогам 2005 года порядка 25% плательщиков, предоставивших декларации, уплатили подоходный налог по максимальной ставке 30%.

В результате контрольных мероприятий выявлено около 4 тыс. физических лиц, которые скрыли доходы от налогообложения.

По словам замминистра, средняя ставка изъятия подоходного налога, исчисленная по доходам физических лиц, которые подали декларации о совокупном годовом доходе за 2005 год, составила 12,6%, в целом по народному хозяйству — 9,6%. В Беларуси порядка 80% граждан уплачивают подоходный налог по ставке 9%. Доля этого налога в доходах бюджета составляет 10%. // БЕЛТА

Подоходный налог в 2007 году. Что нового?

Новшества в подоходном налоге всегда интересуют граждан. Это и неудивительно, ведь речь идет о наших доходах. С 1 января 2007 г. в Закон «О подоходном налоге с физических лиц» внесены коррективы. Что же ожидает налогоплательщиков? Об этом «ЭГ» рассказывает начальник управления налогообложения граждан, декларирования доходов и имущества МНС Марина ГРИГОРЧУК.

— Марина Олеговна, налогоплательщиков интересуют прежде всего налоговые льготы. Что здесь изменится с 2007 года?

— Основные новшества связаны с порядком предоставления имущественного и социального налоговых вычетов из дохода, облагаемого подоходным налогом. Первый полагается тем, кто стоит на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и строит или покупает жилье за счет собственных средств либо кредитов, полученных в белорусских банках. Социальным вычетом могут воспользоваться граждане, оплачивающие получение первого высшего или среднего специального образования в учебных заведениях Беларуси (свое, супруга или детей). Эти вычеты за 2006 г. можно будет получить в 2007 г. только после представления в налоговую инспекцию декларации о совокупном годовом доходе и документов, подтверждающих право на вычеты. Такая норма была прописана в Законе «О подоходном налоге с физических лиц», вступившем в силу с 1 января 2006 г. Однако это вызвало много претензий от граждан, которые не могут получить налоговые вычеты по месту основной работы в течение года.

— И их можно понять. Деньги-то на строительство жилья или оплату учебы в вузе граждане должны вносить и в январе, и сентябре или в какие-то другие месяцы года, а вернут им деньги из бюджета только в первом квартале следующего года.

— В лучшем случае тем, кто торопится, налоги вернут в первых числах февраля. У налоговиков есть всего 30 дней на возврат налогов с момента обращения гражданина. Даже тем, кто подаст декларацию 1 марта, налоги вернут до 1 апреля. Тем не менее с 2007 г. налоговое законодательство, действительно, в этом вопросе возвращает все на «круги своя». То есть, как и до 2006 г., получить имущественный и социальный вычеты смогут по месту основной работы в течение года те, кто будет платить за учебу или покупку квартиры или за ее строительство в новом году, а также возвращать кредиты, взятые для улучшения жилищных условий в белорусских банках. Но, если по тем или иным причинам налогоплательщик не воспользовался льготой по месту основной работы, вернуть излишне уплаченный в бюджет налог можно будет и после представления налоговой декларации после окончания года.

То есть граждане смогут выбрать наиболее удобный для себя вариант получения имущественного или социального вычета.

Есть еще одно новшество, касающееся социального вычета. В новом году его смогут получить и те граждане, которые платят за получение первого высшего или среднего специального образования за счет кредитов, полученных в банках РБ.

— Какие еще новшества налогового законодательства облегчат жизнь налогоплательщикам?

— Есть приятная новость для тех, кто получает доходы из-за границы. Ранее сообщать в налоговую инспекцию о таких доходах следовало не позднее 30 дней с каждой даты их получения. А с нового года этого делать не надо. Получив перевод из-за границы, скажем, в январе 2007 г., декларировать такие доходы придется только раз в год, когда наступят сроки подавать декларацию о совокупном годовом доходе, то есть до 1 марта следующего года. И заплатить налог по этим суммам надо будет до 15 мая.

Бухгалтеров, несомненно, обрадует отмена с 1 января обязательного представления в налоговую инспекцию сведений о доходах работников.

— Скажите, а когда можно ожидать радикальных новшеств по подоходному налогу? У нас так часто говорят о социальной ориентации экономики. Почему бы все-таки не ввести необлагаемый подоходным налогом доход в размере бюджета прожиточного минимума? Сейчас стандартный вычет в размере одной базовой величины в месяц и двух базовых величин на одного ребенка не оказывает существенного влияния на уровень доходов граждан.

— Такие предложения неоднократно рассматривались, но пока не приняты. Дело в том, что подоходный налог имеет довольно значительный удельный вес в доходах государственного бюджета. И надо искать возможности, чем восполнить потери таких доходов, если законодательно одобрить это нововведение.

— А может быть, пора решиться на изменение шкалы ставок подоходного налога? Верхняя ставка налога 30% при не столь уж высоком уровне доходов наших граждан многим кажется чрезмерно высокой. Да и пресловутую проблему выплаты зарплат в конвертах это, вероятно, помогло бы решить

— Выплата зарплат в конвертах связана не только и не столько с подоходным налогом. У нас весьма высокие ставки отчислений в Фонд социальной защиты населения: 35% от фонда оплаты труда и плюс 1% — в пенсионный фонд. Свыше 90% граждан платят налог по ставке 9%, а на 30-процентную выходят только немногие. Тем не менее вариант отмены наиболее высокой ставки, переход на двухуровневую шкалу и возможность «растянуть» шкалу, то есть увеличить суммы, с которых начинает действовать более высокая ставка налога, неоднократно рассматривались. Но вопрос пока не решен. В 2007 г. будет применяться прежняя шкала. Прежде чем решиться на радикальные реформы, надо все тщательно взвесить и просчитать последствия. Но думаю, что скоро мы все же придем и к каким-то радикальным нововведениям по подоходному налогу.

— Изменится ли что-нибудь в порядке декларирования совокупного годового дохода?

— Здесь существенных новшеств нет. Налоговую декларацию, как и ранее, надо подать до 1 марта. О своих доходах за 2006 г. должны отчитаться те, у кого доход из нескольких источников превысил 7 360 010 руб. Хочу напомнить, что если ваш совокупный годовой доход из нескольких источников больше этой суммы, но вы не подавали заявление не по месту основной работы, чтобы у вас удерживали подоходный налог по прогрессивной шкале, декларацию о СГД можно не подавать. Однако если гражданин считает, что переплатил налог, поскольку по общей сумме дохода не «вышел» на ставку 20%, он вправе представить декларацию о СГД и излишне уплаченный налог ему вернут. А доплатить начисленный по результатам декларирования налог следует до 15 мая.

Как всегда, часы работы налоговых инспекций на период кампании по декларированию СГД продлены. Декларацию можно будет представить и в выходные дни или отправить по почте. И еще одно традиционное пожелание налогоплательщикам: не надо тянуть с подачей декларации до последних дней февраля. Тем самым вы существенно сэкономите свое время.

Беседовала Валерия ГЕРАСИМОВА