1494-1495 годы. Галерея Уффици, Флоренция.

Искусство Италии 15 века. Ренессанс.
Картина художника Сандро Боттичелли «Клевета». Размер работы мастера 62 x 91 см, дерево, темпера. В период, когда флорентийцы находились под гипнотическим воздействием проповедей Савонаролы, только ли религиозной живописи отдавал себя Боттичелли? Факты говорят о другом. Боттичелли сохранял прочные связи со своим покровителем Лоренцо ди Пьерфранческо, украшал его виллы, писал для него «некоторые вещи». (О близости его к патрону было широко известно; так, в 1496 году Микеланджело передал Пьерфранческо письмо именно через Сандро). Художник поддерживал отношения и с рядом других приверженцев медичейской культуры. К середине 1490-х годов античные образы не были полностью им отвергнуты, хотя умонастроение и художественный язык мастера изменились. Религиозное и светское направления продолжали сосуществовать в живописи художника Сандро Боттичелли.

Картина написана для Антонио Сеньи, эрудита и друга Боттичелли. Сюжет ее восходит к трактату Лукиана «О клевете», где, в частности, описана картина древнегреческого художника Апеллеса; сюжет изложен также в «Трех книгах о живописи» Альберти, который советует художникам находить темы у поэтов и ораторов, прежде всего античных. Одним из первых ренессансных мастеров воплотил эту «историю» Боттичелли. Фабула ее такова. Восседающему на троне царю Мидасу нашептывают в его ослиные уши две коварных фигуры – Невежество и Подозрение. А Клевета – красивая девушка с обличьем невинности – и ее подстрекатель Зависть волокут к царю за волосы обвиняемого. Рядом с Клеветой неизменные спутницы – Коварство и Обман, которые поддерживают ее и возвеличивают: одна осыпает цветами, другая вплетает жемчужную нить в волосы. В отдалении предстают еще две фигуры – Раскаяние, старуха, «одетая в погребальные одежды», и нагая Истина, обращающая ввысь взор и жест руки. В сочетании с нагромождением фигур в правой части композиции эти персонажи кажутся особенно одинокими.

Боттичелли пронизывает изображение нервным, как бы «говорящим» пульсом. Линия, утратившая былую воздушность, развивается порывисто и энергично, отмечая в построении многозначительные интервалы. Образы мифологических персонажей в картине художника несут на себе отпечатки их порочной или добродетельной сути. Аллегория о невинно оклеветанном заключает в себе вечный смысл, но она ассоциируется и с Флоренцией конца 15 века, временем подозрений, доносов и жестокости во имя «правды». Однако Боттичелли трактует собственно античный сюжет. Сцена происходит на фоне сияющей мрамором фантастической архитектуры. Ее украшают статуи и барельефы, которые в своей «живости» готовы сойти со стены. В изображении персонажей он использует мотивы своей ранней, «языческой» живописи, однако формы приобрели теперь сухость и почти безжизненность. Ощущается приближение кризиса – отказа от красоты мирского, к которому вскоре придет художник.

Выразительны все персонажи картины. Художник передал в каждом из них суть разных нравственных качеств. Царь Мидас, которого мы видим на троне, плохой судья: согласно античному мифу, он предпочел в музыкальном состязании Аполлона и Пана игру последнего, за что как невежу Аполлон наградил его ослиными ушами. Вот и в «Клевете», внимая наговорам Невежества и Подозрения, двух женщин со злыми лицами и искусственными змееподобными ужимками, он простирает в сторону обвиняемого слабый, неуверенный жест. Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. В их трактовке художник использует язык красноречия, риторики. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в мире. Художник населил тронный зал царя Мидаса множеством фигур и сцен (скульптуры в нишах и барельефы) как из языческой, так и из христианской культуры. Это своего рода музей сюжетов на моральные темы – от мифа о Прометее до ветхозаветных пророков и святых. Боттичелли с увлечением предается трактовке этих мотивов, которые составляли репертуар ренессансного искусства. Скульптурным фигурам и сценам придано жизнеподобие, словно они способны вести отдельное существование в воображаемом пространстве.

Содержание статьи:

Что такое клевета?

В последнее время в обществе развернулась серьезная дискуссия относительно сначала скоропалительного исключения клеветы из уголовного законодательства (с 1 января 2012 года), а затем столь же скорого и неожиданного возвращения указанной статьи в Уголовный кодекс. Поскольку ни для кого не секрет, что право является возведенной в закон волей правящего класса, нам следует постараться понять, почему статья о клевете за полгода претерпела столь удивительные изменения.

Н аблюдатели сходятся на том, что условно либеральный курс сменился на условно консервативный. В рамках первого предлагалась защищать экономические и нематериальные интересы граждан (право на доброе имя, репутацию и др.) в рамках гражданского законодательства, то есть отдать на откуп самим униженным и оскорбленным.

В рамках второго подхода очевидно стремление опереться, прежде всего, на меры государственного принуждения. Однако действовавшая еще недавно статьи 129 УК РФ мало применялась, ее нераспространенность фиксировалась статистикой из года в год. Известно относительно небольшое количество случаев применения данной статьи, причем на слуху были скандальные публикации в СМИ.

Т акже следует отметить, что наказание по данной статье было весьма символичным (штраф в несколько тысяч рублей). И такой штраф не очень-то пугал любителей называть каждого встречного и поперечного убийцей и бандитом. Гораздо большие деньги (до миллионов рублей) оклеветанные граждане получали в качестве компенсации морального вреда.

П о тому же пути идет и зарубежный законодатель. Есть ли смысл государству копошиться в хитросплетениях взаимоотношений журналиста желтого издания и скандальной поп-звезды, если можно отправить их в гражданский суд?

У нас же, видимо, законодатель идет по другому пути. На первое место выходят совершенно непомерные, дикие штрафы за клевету – от полумиллиона до пяти миллионов рублей. Здесь на первое место выступает именно воля господствующего класса: колоссальными штрафами предупредить любое опрометчивое высказывание (особенно против чиновников, судей, работников правоохранительных органов). Я бы к ним отнес бы еще и служителей культа, что как раз в духе времени.

Н икто не спорит, честь судьи, например, дорогого стоит. Но бывают ситуации, что журналист или просто активный гражданин (а то и весь город) знают, что чиновник Пупкин взяточник. А сказать ничего нельзя. Придет прокурор и скажет: или докажи его вину (то есть возьми на себя функции следствия и суда), или отвечай по всей строгости закона – оплати пару миллиончиков. То есть сиди тихо, не вякай, а то попадешь в долговую кабалу до конца своих дней. Такие штрафы страшней любых исправительных работ!

А такая ситуация и выгодна коррупционерам и всякого рода оборотням в погонах и без. И совершенно неприемлемой она становится для рождающегося у нас в таких муках гражданского общества. И чересчур опасной для независимой прессы, особенно для журналистов, ведущих расследования преступлений во власти.

Е ще и другой вопрос меня волнует. У нас сейчас самым активным образом переписывается история. Те исторические деятели, которые еще совсем недавно были признаны народом кровопийцами, сейчас представляются невинными овечками. Вот назовешь какого-нибудь коронованного истукана кровавым преступником, прибегут родственнички: мол, наговариваете вы, Глеб Егорович, на нашу семью, грех это.

П ри этом, как утверждают правоведы, мотивы клеветы многообразны — злоба, месть, неприязнь, зависть, карьеризм, стремление ослабить конкурента, снизить рейтинг политического соперника, ревность и т. д., но на квалификацию деяния они влияния не имеют. Все нехорошо, но злоба и месть совсем уж никуда не годятся, а вот дела о клевете из-за желания осадить политического или экономического конкурента вполне могут рассматриваться в гражданском суде.

П ри квалификации данной статьи важным является признак «заведомости» — это осознание преступником несоответствия таких сведений действительности, что сообщаемые факты и события не имели место в реальности. Это означает (хотя некоторые правоведы спорят с данным утверждением), что преступление не может быть совершено с косвенным умыслом, то есть когда преступник не предвидит закономерность наступления отрицательных последствий своего деяния, а лишь предусматривает возможность их наступления. Если гражданин полагает, что порочит честь и достоинство другого лица, распространяя о нем правдивые сведения, а они в действительности являются ложными, то данное деяние не может считаться клеветой, так как отсутствует ее обязательный признак — заведомая ложность.

П риведем пример из судебной практики. Офицер С. обратился в суд с заявлением о привлечении Г. к уголовной ответственности за клевету, так как последний в присутствии сослуживцев высказал свое подозрение, что С. вел стрельбу из огнестрельного оружия по окнам его квартиры. Решением суда было отказано в возбуждении уголовного дела, поскольку факт стрельбы из огнестрельного оружия по окнам квартиры Г. имел место и обвиняемый лишь высказал своим сослуживцам предположение, что в числе совершивших мог быть и С. То есть, в действиях Г. отсутствует основной признак состава преступления, а именно — заведомая ложность распространенных им сведений.

Д ругой пример. По заявлению К. гражданка Л. при допросе в качестве потерпевшей по уголовному делу в судебном заседании у мирового судьи в присутствии участников процесса умышленно сообщила заведомо ложные сведения о том, что ее дочь, К., неоднократно не выходила на работу по причине пьянства, тем самым опорочив ее честь и достоинство, подорвав деловую репутацию. Приговором суда установлено, что факты неоднократного употребления спиртных напитков К. в быту имели место, ею был допущен один, официально подтвержденный, прогул. При таких обстоятельствах изложенные Л. сведения при допросе в качестве потерпевшей в судебном заседании о причинах прогулов К. являются предположениями, основанными на наблюдениях за поведением последней, не несут заведомой ложности и состава преступления, предусмотренного ст.129 ч.1 УК РФ, не образуют.

П ротиворечива практика по делам о клевете, когда гражданина обвиняют в принадлежности к сексуальным меньшинствам, объявляют его импотентом или имеющим внебрачных детей, страдающим венерическим заболеванием и т. д. Отечественная судебная практика признает такие измышления клеветническими. В качестве примера: суд осудил за клевету Х., который распространял заведомо ложную информацию о том, что жена его сына вступила в брак, не будучи девственницей. При этом пострадавшим счел себя сын Х., дело было возбуждено именно по его жалобе.

К левету, хотя за нее и предусмотрено теперь наказание в виде такого огромного штрафа, относят к преступлениям небольшой тяжести. Однако и за преступление небольшой тяжести клеветник получает судимость со всеми вытекающими ограничениями в правах. Например, какой-нибудь не в меру правдолюбивый полицейский, не доказавший в суде преступление своего начальника-взяточника, получает штраф, судимость и лишается права работать в полиции. Как говаривал Швейк: «Держи язык за зубами и служи».

Смотрите так же:  Доверенность индивидуального предпринимателя на получение товара

Меня обвиняют в поджоге (клевета)

Добрый день! Сегодня по телефону меня обвенили в поджоге дома, я этого не совершала при разговоре присуствовал мой муж, могу ли я подать заявление в полицию за клевету на собеседника. Если да, тогда как это правленьно сделать. За ранее спасибо! Татьяна

Ответы юристов (2)

оснований для привлечения собеседника к уголовной ответственности не усматривается. Потому что собеседник высказал своё подозрение лично Вам.

Уголовно наказуемая клевета — это распространение заведомо ложных сведений широкому кругу лиц.

Если же лицо, распространившее информацию, не соответствующую действительности, добросовестно заблуждалось относительно её сути, возможна только гражданско-правовая ответственность.

Полиция Вам в этом не поможет. Не их компетенция.

Для привлечения лица к уголовной ответственности по факту клеветы необходимо сообщить о совершенном преступлении, предусмотренное Ст. 128.1 УК РФ, в ближайший к Вам отдел Полиции. Сообщить следует обо всех известных Вам обстоятельствах распространения сведений клеветнического характера и желательно приложить доказательства, если есть.

В течение трёх дней со дня сообщения о преступлении и его регистрации, будет принято решение о возбуждении уголовного дела, либо будет вынесен отказ в возбуждении уголовного дела при отсутствии признаков преступления.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Клевета: что это и как с ней бороться?

В связи с тем, что сейчас с особенной силой в обществе распространились различные домыслы по поводу жизни Церкви и ее иерархов, журнал «Нескучный сад» узнал, что такое клевета и как с ней бороться у… святых отцов Церкви.

Сандро Боттичелли. Клевета (1495)

Что делать, если слышишь клевету

Как никто другой пострадал от клеветы святитель Иоанн Златоуст. Он претерпел опалу и ссылку, обвиненный императрицей Евдоксией по навету самого Патриарха Александрийского Феофила, желающего поставить на епископскую кафедру своего человека. Тем, кто услышал непроверенный слух или порочащую кого-либо информацию, святитель Иоанн говорил: «Никогда не принимай клеветы на ближнего своего, но останавливай клеветника такими словами: «Оставь, брат, я каждый день грешу еще более тяжкими грехами, как же нам осуждать других?»» . Святитель предлагал даже крайние меры: «Прогоним клеветника, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели себе самим». А вот преподобный Ефрем Сирин считал что «если враг располагает к клевете — оградим себя молчанием».

Как спастись от клеветы

За терпение клеветы многие святые отцы обещают награду. «Помни, что тот, кто слышит о себе клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду», — говорит Иоанн Златоуст. Но он же свидетельствует, что как бы ни была велика награда, терпеть клевету нелегко: «Клевета тяжела, хотя бы она и хорошо вознаграждалась. Ей подвергся дивный Иосиф, и множество других. И Господь повелевает нам молиться о том, чтобы не подвергнуться искушению. И притом в особенности тяжела клевета людей гордых и сильных, потому что неправда, опираясь на силу, приносит большой вред». Своим братьям по несчастью святитель советовал: «Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение. Если это правда — исправься; если ложь — посмейся над этим. Если сознаешь за собою то, о чем сказано, — вразумись; если не сознаешь — оставь без внимания, лучше же сказать: веселись и радуйся, по слову Господа (Мф. 5, 11)».

От многих бед и огорчений может спасти молитва. Преподобный Максим Исповедник и в случае наветов предлагает не унывать, а молиться: «По мере того, как будешь молиться за оклеветавшего, Бог будет открывать соблазнившимся истину о тебе».

Епископ Феофан Затворник предлагает считать клевету искупительным лекарством:
«Оклеветали вас. хотя вы невиновны? Надо благодушно терпеть. И это пойдет вместо епитимий за то, в чем сами себя считаете виновными. Поэтому клевета для вас — милость Божия. Надо непременно примириться с оклеветавшими, как это ни трудно».

Клевета на пользу

Святитель Тихон Задонский приводит примеры претворения клеветы во благо и славу:
«»Любящим Бога. все содействует ко благу», — говорит апостол (Рим. 8, 28). Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода (Быт. 39 и 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской (Исх. 2, 15-22). Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним (Исх. 3, 2-7). Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего (Дан. 6, 16-28). … Те же суды Божии и ныне совершаются» (104. 860-861).

И Христа оклеветали

Святитель Тихон отмечает, что мы не первые, кто терпит неправду на Земле: «Путем поношения и уничижения предшествовал нам Сам Христос, никакого греха не сотворивший. Сколько и как жестоко хулили Его фарисейские уста и какие поношения бросали в Него, как ядовитые стрелы,-об этом свидетельствует святое Евангелие. Мало им было говорить, что Он любит есть и пить вино, что Он друг мытарей и грешников, самарянин, что Он беса имеет и исступлен, — Тот, Который всяким образом искал погибших, но называли Его и лжецом, развращающим народ: «мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк. 23, 2), Того, Который учил их: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк. 12, 17), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Отыскали дети мира сего, что хулить и в непорочном житии, выдумал лживый язык, чем и беспорочных порочить. Пророк Моисей, законодатель, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореева и Авиронова претерпел укорение (Чис. 16) и от прочих своих людей. Сколько на Давида, святого царя Израилева и пророка Божия, бросали враги ядовитых стрел, видно из псалма: «Всякий день поносят меня враги мои, и злобствующие на меня клянут мною» (Пс. 101, 9 и далее). Лживый язык ввергнул в ров ко львам, как в гроб, пророка Даниила (Дан. 6, 16). Как пострадали апостолы от всего мира, которому милость Божию проповедовали! Обольстителями, развратителями и возмутителями вселенной называли тех, которые обращали от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольского к Царствию Божию. То же познали на себе и преемники их-святители, мученики и прочие святые. Читай церковную историю и увидишь, как никто от них не ушел от клеветы. То же и теперь святые, живущие в мире, от злого мира терпят. Ибо мир во злобе своей постоянен: не любит истины, которую и словом, и житием являют святые, и всегда держится лжи и неправды, которою они гнушаются. Не ты первый терпишь поношение и бесчестие. Видишь, что святые терпели и ныне терпят (Ин. 9, 10-34)».

Как самим не оклеветать ближнего

Святитель Василий Великий считает, что иногда и правда может оказаться клеветой: «Об отсутствующем брате нельзя говорить ничего с намерением очернить его — это есть клевета, хотя бы сказанное было и справедливо». «. Но есть два случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное (но правду): когда необходимо посоветоваться с другими, опытными в этом, как исправить согрешившего, и когда нужно предостеречь других (не многословя), которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с плохим человеком, считая его добрым. Кто без такой необходимости говорит что-нибудь о другом с намерением очернить его, тот — клеветник, хотя бы и говорил правду».

Святитель Иоанн Златоуст предостерегает: «Клевета великие дома разрушает; один оклеветал, а через него плачут и рыдают и другие: и дети его, и ближние, и друзья. Но за это и клеветникам бывает худо. Господь от них и молитвы их не принимает, и свечи их угасают, и приношения их не приемлются, и гнев Божий почивает на них, как и говорит Давид: потребит Господь вся устны льстивыя, язык велеречив».

Святителя Григорий Богослов советует обращать внимание на то, для чего мы жалуемся на других: «Если жалоба несправедлива, то делается клеветой. ».

А преподобный авва Исаия не советует клеветой спасать себя от бедствий и людской злобы: «Всякий несчастный достоин милости, когда оплакивает свои бедствия. Но если он станет клеветать на других и вредить им, то пропадет жалость к его бедствиям; признается уже он достойным не сожаления, а ненависти, как употребивший во зло свое бедствие вмешательством в чужие дела. Итак, семена этой страсти надо истреблять в начале, пока не проросли, и не сделались неистребимыми, и не породили опасности для того, кто принесен в жертву этой страсти».

Сандро Боттичелли. ‘Клевета’ Апеллеса

Сандро Боттичелли. «”Клевета” Апеллеса». Около 1494.
Дерево, темпера, 62 х 91. Флоренция. Галерея Уффици.

Идея, владевшая Боттичелли, когда он принялся за эту работу, была весьма необычна: воссоздать несохранившуюся картину знаменитого античного художника Апеллеса, известную по описанию, составленному римским сатириком II века Лукианом. Таким образом, разговор об этом произведении Боттичелли необходимо начать с рассказа об Апеллесе.

Древнегреческий художник Апеллес жил во второй половине IV века до н. э.. О месте его рождения у античных авторов разные сведения. В самом обширном греческом лексиконе — словаре «Суда» — говорится, что он был родом из Колофона. Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе. Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. Апеллес был придворным живописцем Александра Македонского, для которого создал ряд произведений.

Известно, что Александр только ему доверял писать себя. Художнику покровительствовал царь Птолемей I Сотер, с которым у него в какой-то момент произошла ссора, о которой речь будет ниже. Слава Апеллеса зиждется на таких его картинах как «Афродита Анадиомена», портрет Александра в образе Зевса, «Аллегория Клеветы».

С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений. Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 — 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он. И рассказывают, когда какой-то сапожник, порицавший его за то, что на одной санадалии с внутренней стороны сделал меньше петель, а на следующий день этот же сапожник, гордясь исправлением, сделанным благодаря его вчерашнему замечанию, стал насмехаться по поводу голени, он в негодовании выглянул и крикнул, чтобы сапожник не судил выше сандалий – и это тоже вошло в поговорку». По-латински она звучит так: Ne sutor supra crepidam [ Сапожник, (суди) не выше сапога]. Эта история стала основой эпиграммы Пушкина на Н. И. Надеждина, после того как тот отрицательно отозвался о пушкинской «Полтаве».

Смотрите так же:  Когда отменили ветерана труда

Картину раз высматривал сапожник
И в обуви ошибку указал;
Взяв тотчас кисть, исправился художник.
Вот, подбочась, сапожник продолжал:
«Мне кажется, лицо немного криво.
А эта грудь не слишком ли нага?».
Тут Апеллес прервал нетерпеливо:
«Суди, дружок, не свыше сапога!»

Апеллес, по свидетельству все того же Плиния Старшего, «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту; это послужило основанием для поговорки» («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84). По-латински она звучит: Nulla dies sine linea [Ни дня без линии], которая у нас больше известна как: Ни дня без строчки.

Апеллес не подписывал свои картины, а, закончив их, проводил черту (отсюда выражение – подвести черту, то есть завершить какое-то дело ). Черта эта, вещь, казалось бы, элементарная, проводилась им с таким мастерством, что приобретала самостоятельное художественное значение. На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 — 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника, и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес. Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости». Протоген признал себя побежденным. Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса — повесть «Апеллесова черта» Бориса Пастернака (одна из первых его новелл (1915 – 1917), в которой эпиграфом служит вариант именно этой истории).

Ни одна из картин Апеллеса не сохранилась. Быть может, именно это обстоятельство позволило сделать из него почти мифическую фигуру, его имя стало нарицательным, символизирующим высшее совершенство в искусстве живописи. Многих великих мастеров их современники называли Апеллесами, например, Дюрера. Высказывалось утверждение, что Рафаэль изобразил самого себя как Апеллеса на ватиканской фреске «Афинская школа».

О картинах Апеллеса мы знаем только по их описаниям у античных авторов. Плиний Старший, утверждает, например, что свою Афродиту Апеллес писал со знаменитой натурщицы Кампаспы (в цитируемом нами русском переводе — Манаспа), наложницы Александра Македонского, который в знак своего восхищения картиной Апеллеса, уступил художнику саму Кампаспу.

Овидий в «Науке любви» (III, 401 — 402) восклицает:

Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям –
Все бы скрывалась она в пенной морской глубине

(Пер. М. Гаспарова)

Некоторое представление о «Афродита Анадиомена» (то есть «Афродита, рожденная из пены»; кстати, имя богини происходит от aphros, что по-гречески значит «пена»; другой вариант перевода: «выходящая, выплывающая, всплывающая из моря») можно получить, если признать, что одна из сохранившихся помпейских фресок воспроизводит картину Апеллеса на этот сюжет.

Описание картины Апеллеса побудило Боттичелли создать свою Венеру («Рождение Венеры», 1477–1478. Флоренция. Галерея Уффици). Примечательно, что в описании «Афродиты Анадиомена» Апеллеса ничего не говорится о ее рождении именно из морской раковины. Открытым остается вопрос, чему принадлежит приоритет такой интерпретации – помпейской ли фреске или еще более раннему образу? И был ли Боттичелли автором этой инвенции в эпоху Возрождения или он имел сведения об античном прототипе?

* * *
Мы подошли к нашей главной теме – картине Боттичелли, которая, по замыслу художника, мыслилась как реконструкция другого шедевра Апеллеса — аллегорической картины «Клевета». Поскольку оригинал Апеллеса не сохранился, Боттичелли воспользовался описанием апеллесовской картины, оставленным греческим писателем-сатириком Лукианом (Lucian, De calumnia, 5.)

Но сначала о том, что произошло у Апеллеса с царем Птолемеем. Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем. Апеллес был в большом почете у Птолемея, пока его не оклеветал его соперник художник Антифилом, ненавидевший Апеллеса. Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея. В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве. Впоследствии одному из друзей Апеллеса удалось убедить царя в неправедности его приговора, после чего царь, раскаявшись, вернул художнику свое расположение и щедро наградил его. Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета».

В эпоху Возрождения, когда необычайно вырос интерес к античным источникам, произведения Лукиана были переведены на итальянский язык. Во фрагментах и пересказах они попали в труды итальянских гуманистов.

Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический [античный] стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены all’antica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому). Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников. Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников.

Что касается рассказа Лукиана о картине Апеллеса, то его приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. 1453) Леон Баттиста Альберти. В его переводе эта история звучит так:

«Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Невежество, другая — Подозрение. Со стороны подходила Клевета. Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам. Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани. Он вел Клевету и назывался Завистью. Были и две другие женщины, спутницы Клеветы, которые поправляли ее наряды и одежды и из которых одну звали Коварство, а другую Ложь. За ними шло Раскаяние — женщина, одетая в погребальные одежды, которые она сама на себе рвала, а сзади нее следовала девочка, стыдливая и целомудренная, по имени Правда. Если эта история нам нравится в пересказе, то подумайте только, насколько она была прелестна и очаровательна, написанная рукой Апеллеса!».

Вопрос, писал ли в действительности Апеллес картину на этот сюжет, строго говоря, остается открытым. Сомнение вызывает уж очень большое количество аллегорических фигур в рассказе Лукиана: Правда, Раскаяние, Коварство, Клевета, Ложь, Зависть, Невежество, Подозрение и, наконец, судья в образе царя с ослиными ушами, что явно намекает на Мидаса. Следовательно, и эту фигуру можно считать аллегорией — Глупости. Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры. Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость.

Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл, и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики. Это были, прежде всего, литературные упражнения в риторике, обязательные в программе обучения будущего писателя. Подобные циклы так называемых описаний создавали и другие греческие авторы, например, оба Филострата — Старший и Младший, которые были приблизительно современниками Лукиана. И ни одно из их эссе не было с определенностью соотнесено ни с одним известным произведением искусства. Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников, искавших античные сюжеты.

Альберти советовал живописцам, желавшим написать картину на светский (тогда это было равнозначно античному) сюжет, обращаться к гуманистам. И тогда им предлагался в качестве образца сюжет картины Апеллеса «Клевета». Надо отметить, что изложение истории у Альберти отличается как от греческого подлинника, так и от перевода из Лукиана, сделанного Гварино Гварини еще в 1408 году.

В небольшом по размерам произведении Боттичелли с тонкостью миниатюриста создает свою версию легендарной картины знаменитого античного художника.

Прежде чем охарактеризовать каждую из аллегорий, обратим внимание на одну деталь, ускользавшую от внимания всех, кто писал об этой картине Боттичелли. В описании Лукиана говорится, что Клевета в правой руке держит зажженный факел, а левой рукой тащит невинного юношу. У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой. Если предположить, что картина Апеллеса имела аналогичную композицию, то она должна была быть развернута зеркально, и все действие должно было быть направлено в противоположную сторону. С точки зрения логики и сценического действия — а картина Боттичелли не что иное, как театральная мизансцена – в лукиановском описании больше смысла, поскольку говорит о Правде, как о последней явившейся аллегории, тогда как у Боттичелли, будь его картина прочитана как текст – слева направо — Правда предстает первой. Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность».

Итак, желая пояснить каждую фигуры на картине Боттичелли, мы должны двигаться взглядом справа налево.

[Глупость] . Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове). У него ослиные уши, что поначалу заставляет вспомнить об известном мифологическом персонаже — царе Мидасе. Согласно мифу о музыкальном состязании Аполлона с Паном, Мидас отдал предпочтение Пану; за это свое глупое решение он был наделен ослиными ушами. В литературе часто встречается утверждение, что у Боттичелли на этой картине изображенный царь и есть Мидас. Да, действительно, его облик таков. Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший — по глупости — клевете. Кстати, в античных рассказах о мифологическом Мидасе подобной истории с Клеветой вообще нет. Подозрение и Невежество. Они обступили царя-судью с обеих сторон и нашептывают ему прямо в его ослиные уши свои наветы. Они похожи друг на друга как сестры и чертами своих лиц, и поведением, и своими одеждами.

Смотрите так же:  Как правильно оформить шапку письма

Зависть. Именно из зависти Апеллес был оклеветан его соперником, тоже художником, Антифилом. Зависть здесь в темном изодранном плаще с капюшоном, наподобие монашеской рясы. Ее облик соответствует приведенному выше описанию Лукиана. Боттичелли делает ее похожей на Раскаяние. Естественным следствием зависти является клевета, поэтому и здесь Зависть приводит за собой к царю Клевету. Простертая к царю, прямая рука Зависти выглядит словно меч, готовый поразить царя в голову.

Клевета. Она предстает, как и в описании Лукиана, в образе молодой женщины. Перед Боттичелли стояла трудная задача написать очень красивую женщину (причем, речь идет именно о красивом лице), но при этом оно должно выражать всю ее коварность.

Коварство и Ложь . Как в случае с царем сопутствующими Глупости оказываются два порока – Подозрение и Невежество, так и Клевету сопровождают две ее спутницы – Коварство и Ложь. Они украшают Клевету, чтобы ее навет звучал более привлекательно. Они вплетают в волосы Клеветы белые ленты и цветы, коварно используя символы чистоты для большей убедительности Клеветы.

[Невинность] . Опять-таки, в силу автобиографичности апеллесовской картины, которую «реконструирует» Боттичелли, в юноше, которого за волосы тащи к царю Клевета, должно видеть самого Апеллеса (не как портрет, а как персонаж). Художник не виновен перед царем, поэтому его изображение в данном контексте читается как аллегория Невинности. Ей (ему) нечего скрывать, ее (его) фигура, как и фигура Правды, обнаженная (лишь в набедренной повязке).

Раскаяние. Это женская фигура, облаченная в изодранную монашескую рясу. Согласно описанию, она раздирала на себе одежды. Боттичелли отклонился от этого описания: на картине эта фигура стоит без движения и лишь взирает на Правду. Ее вопрошающе-злобный взгляд мало вяжется с идеей раскаяния, скорее эта фигура ближе Зависти.

Правда. Лукиан уподобляет Правду стыдливой и целомудренной девочке. Боттичелли же изображает Правду в виде обнаженной женской фигуры в позе, которая в иконографии связана с античной богиней Венерой — Venus Pudica (Венера Целомудренная). Обнаженная женская фигура являлась олицетворением чистоты (ср. выражение – «чистая (голая) правда»). Здесь Правда указывает перстом на небо как на единственный источник высшей справедливости.

Закон, статья о клевете

Клеветой принято называть распространение заведомо ложной информации, которая позорит другого человека. Она может не только испортить карьеру, но и сломать всю жизнь. Есть несколько видов клеветы, от этого зависит наказание, которое понесет человек, распространяющий слухи. Более подробно клевета описана в статье УК РВ под номером 128.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с клеветой, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи, связанные с клеветой, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выполнить любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

Разбираемся в деталях терминологии

Не всем известно, что клевета является уголовно-наказуемой. Даже если опорочить честное имя одного человека, то это уже будет подпадать под клевету. Люди, занимающиеся этим, обычно не ограничиваются малыми жертвами. Желая добиться корыстной цели, они используют различные виды ложных оповещений, например, распространяют информацию, порочащую честь конкретного человека через:

  • средства массовой информации;
  • социальные сети;
  • телевизионные передачи, радио;
  • плакаты, листовки.

Тем, кто осознанно в показательных целях описанные действия осуществляет намеренно, предъявляются обвинения согласно статье 129 УК РФ за клевету. Возникает вопрос, как доказать факт преступления, если оно было совершено по отношению к вам? Первое, что нужно сделать, это обратиться к адвокату, причем как можно скорее.

Перечень действий, которые нужно совершить, чтобы защитить себя

Внимание! Чтобы человек, оклеветавший вас, получил по заслугам, его вину нужно подтвердить неоспоримыми фактами. Заручившись поддержкой адвоката, вы сможете собрать доказательства распространения заведомо ложной информации о вас, а также об оскорблении в циничной форме. Это позволит привлечь виновного к уголовной ответственности.

Чтобы дать старт делу по статье за клевету, нужно пойти в полицию, написать заявление. В нем максимально подробно излагаете суть проблемы, а именно как и при каких обстоятельствах вас оскорбили или ложно изложили факты о вас. Учтите, что в случае нанесения ущерба репутации, доброму имени, предусматривается достаточно суровое наказание.

В качестве прямых доказательств вины преступника можно использовать:

  • документы, видео или аудио записи с оскорбительной, унижающей достоинство речью или деяниями;
  • ксерокопию статьи вместе с номером газеты и датой ее выхода;
  • видео или аудио показанной в эфире телепередачи, имеющей лживые сведения.

Обратившись к адвокату, вы можете рассчитывать на то, что злоумышленник признается в содеянном просто, если услышит в свой адрес номер статьи УК РФ по клевете и что за это грозит. В случае действия преступника через Интернет придется обращаться к нотариусу, тот имеет право заверить информацию, содержащуюся на каком-либо сайте. Идеальным вариантом будет составление официального заявления, подкрепленного свидетельскими показаниями. Желательно, чтобы эти люди, при необходимости, смогли подтвердить свои слова в суде, если дело дойдет до него. Есть еще некоторые нюансы, перечислить их за один раз сложно, поэтому лучше обратиться к квалифицированному специалисту в разрешении подобных споров.

Альтернативные способы борьбы за справедливость

За дела, связанные со ст. 129 УК РФ Клевета, в полиции берутся не с большим рвением, бывают ситуации, когда гражданам просто отказывают в приеме заявления. В подобной ситуации многие предпочитают обратиться прямо в суд, и это правильно. Но перед этим стоит заручиться поддержкой опытного в подобных делах адвоката. Вместе вы сможете добиться исследования всех обстоятельств дела, которые и привели к подрыву репутации, унижению чести.

Если у вас на руках имеется запись, то вполне можно походатайствовать о том, чтобы была проведена лингвистическая экспертиза. Судом может быть назначена сверка почерка. Определенные специалисты могут доказать факт того, что анонимное сообщение, в котором изложены ложные сведения, было написано конкретным гражданином. Хорошо, если у вас на руках будет иметься аудиозапись, это поможет открыть подоплеку преступления. Бывают ситуации, когда даже льстивые слова дают понять, каковы были истинные намерения злоумышленника.

Чтобы предъявить обвинения согласно статье 129 УК РФ за клевету и оговор в телефонном режиме, потребуется распечатка входящих звонков по конкретному номеру. Это позволит вывести тайного преступника на чистую воду. Что касается наказания, то законом предусматривается большой штраф и даже содержание под стражей. Если вы обратитесь к адвокату, точно сможете наказать того, кто нанес вам значительный урон.

Какие существуют виды клеветы, предусмотренные уголовным кодексом страны?

Интересно! Какое наказание должен понести человек, который опорочил другого, а также результат следствия зависит от того, какие именно ложные сведения распространяются, и к кому обращаться за помощью. Лучше, если это будет опытный в подобных делах адвокат.

Простая клевета — заключается в распространении сведений о человеке, порочащих его честь. Ст.129 УК РФ может быть применена, если тот, кто распространяет слухи, заведомо знает, что информация неправдивая и делает это преднамеренно. В качестве наказания может быть назначено около 160 часов обязательных работ. Обращаться желательно сразу в суд, при поддержке адвоката можно добиться возмещения морального ущерба, злоумышленнику будет назначен штраф, достигающий 500 тысяч рублей. В качестве доказательств используются показания, которое дало третье лицо, получившее порочащие сведения.

Еще есть несколько разновидностей клеветы, если имеются подозрения на преступление с описанными ниже признаками, то обращаться нужно в полицию. Сотрудники правоохранительных органов определяют состав преступления, при необходимости заводят уголовное дело.

  1. Нарекания, связанные с обвинением в совершении особо тяжкого преступления — за это суд может назначить обязательные работы сроком до 480 часов, штрафные санкции, размер которых достигает миллионов рублей. Залогом успешного разрешения дела является обращение к адвокату, предоставление свидетельских показаний.
  2. Обвинение в сексуальном насилии, распространение информации о заразной болезни — в этом случае согласно ст. 129 УК РФ предусматриваются обязательные работы до 400 часов и штраф максимум 3 миллиона рублей.
  3. Клевета со стороны того, кто пользуется служебным положением — она также квалифицируется отдельно, наказание может быть применено в виде принудительных работ и штрафа. Доказать факт преступления можно с помощью видео и аудио записи, свидетельских показаний третьих лиц.
  4. Еще распространение ложной информации может быть осуществлено публично — штрафные санкции в этом случае не превышают миллиона рублей, а обязательные работы составляют в общем 240 часов.

Порядок обращения в судебную инстанцию

Если вы оказались потерпевшим, и знаете, кто является субъектом преступления, то с помощью адвоката и мировых судей можете привлечь недоброжелателя к уголовной ответственности. Дело может быть возбуждено по заявлению от следующих лиц:

  • потерпевшего;
  • его законного представителя — это может быть адвокат, кровные родители или опекуны, усыновители;
  • работника прокуратуры;
  • близкого родственника — в случае, если потерпевший умер.

Внимание! Уголовное дело может быть прекращено, если сторонам конфликта удалось примириться. Но! Это возможно только до того, как судья удалится в комнату для совещаний с целью вынесения приговора.

Зная, кто вас оклеветал, обращаться нужно к судье по месту, где было совершено злодеяние, но перед этим позаботьтесь о поддержке со стороны адвоката. Со стороны потерпевшего требуется предоставление данных о клеветнике, тогда дело будет рассматриваться без проведения предварительной проверки. Если пострадавший не может защитить себя самостоятельно, то в виде исключения допускается возможность возбуждения дела без его письменного обращения.

Чтобы иск был принят к рассмотрению, его нужно правильно оформить, с чем справляется далеко не каждый. По этой причине есть смысл обратиться к адвокату, который имеет не только все необходимые знания, чтобы вас защитить, но и положительный опыт в подобных делах. Вам не придется думать о том, как доказать клевету по статье УК РФ 2016, это будет заботой специалиста.

И последнее, вы должны помнить, что обращаться в суд нужно только в том случае, если у вас есть реальные доказательства преступления, совершенного в ваш адрес. В противном случае вас могут обязать возместить моральный ущерб тому, кого вы безосновательно обвинили.