Информация временной администрации

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)
Департамент внешних и общественных связей
107016, Москва, ул. Неглинная, 12, тел.: (495)771-4417, 771-4669; факс: (495)771-4932; http://www.cbr.ru

О назначении временной администрации

Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации «Международный Инвестиционный Банк» (открытое акционерное общество) «МИ-БАНК» (ОАО) (г. Москва) (регистрационный номер Банка России 2742, дата регистрации — 05.03.1994) (приказ от 05.04.2012 № ОД-204) Банк России принял решение (приказ от 05.04.2012 № ОД-205) назначить с 5 апреля 2012 года временную администрацию по управлению кредитной организацией «Международный Инвестиционный Банк» (открытое акционерное общество) сроком действия в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» до дня вынесения арбитражным судом решения о признании банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора.

Руководителем временной администрации по управлению кредитной организацией «Международный Инвестиционный Банк» (открытое акционерное общество) назначен главный экономист отдела по работе с ликвидируемыми кредитными организациями Управления банковского надзора Московского ГТУ Банка России Губочкин Юрий Васильевич.

В состав временной администрации по управлению кредитной организацией «Международный Инвестиционный Банк» (открытое акционерное общество) включены: Сычев А.В., Быков А.С., Чекалина О.А., Старшинов А.Г., Абакумова Т.Н., Белякова С.В., Нехлюдов С.В.

5 апреля 2012 года

При использовании материала ссылка на Департамент внешних и общественных связей Банка России обязательна.

Временная администрация осуществляет свои полномочия в кредитной организации со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации и прекращает свою деятельность на основании соответствующего приказа Банка России.

Основными функциями временной администрации являются:
— реализация полномочий исполнительных органов кредитной организации;
— принятие мер по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;
— принятие мер по взысканию задолженности перед кредитной организацией;
— проведение обследования кредитной организации, определение наличия признаков несостоятельности (банкротства), а также наличия признаков преднамеренного банкротства;
— установление кредиторов кредитной организации и размера их требований по денежным обязательствам.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:
1) считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
2) прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и применение финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств;
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации;
4) запрещается до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации:
совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;
исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;
прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований;
5) прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц). Кредитные организации и учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях.

Временная администрация не осуществляет расчеты с вкладчиками и другими кредиторами кредитной организации.

После отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии с требованиями статьи 23.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», а в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Временная администрация

Приказом Банка России от 20.11.2013 № ОД-917 с 20.11.2013 у Закрытого акционерного общества коммерческий банк «УРАЛЛИГА» отозвана лицензия на осуществление банковских операций. В этой связи в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федеральногозакона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» приказом Банка России от 20.11.2013 № ОД-918 с 20.11.2013 назначена временная администрация по управлению ЗАО КБ «УРАЛЛИГА».

Руководителем временной администрации назначен служащий Банка России Кузьмина Наталья Сергеевна.

Временная администрация осуществляет свои полномочия в кредитной организации со дня своего назначения до дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора кредитной организации и прекращает свою деятельность на основании соответствующего приказа Банка России.

Основными функциями временной администрации являются: реализация полномочий исполнительных органов кредитной организации;

принятие мер по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

принятие мер по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

проведение обследования кредитной организации, определение наличия признаков несостоятельности (банкротства), а также наличия признаков преднамеренного банкротства;

установление кредиторов кредитной организации и размера их требований по денежным обязательствам.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О банках ибанковской деятельности» с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций:

1) считается наступившим срок исполнения обязательств кредитной организации, возникших до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций. При этом размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте,определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

2) прекращается начисление предусмотренных федеральным законом или договором процентов и применение финансовых санкций по всем видам задолженности кредитной организации, за исключением финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитной организацией своих текущих обязательств;

3) приостанавливается исполнение исполнительных документов об имущественных взысканиях, не допускается принудительное исполнение иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке, за исключением исполнения исполнительных документов о взыскании задолженности по текущим обязательствам кредитной организации;

4) запрещается до дня вступления в силу решения арбитражного суда о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом) или о ликвидации кредитной организации:

совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации, определяемыми в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, возникшей до дня отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций;

прекращение обязательств перед кредитной организацией путем зачета встречных однородных требований;

5) прекращаются прием и осуществление по корреспондентским счетам кредитной организации платежей на счета клиентов кредитной организации (физических и юридических лиц). Кредитные организациии учреждения Банка России осуществляют возврат платежей, поступающих после дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций в пользу клиентов кредитной организации, на счета плательщиков в банках-отправителях.

Временная администрация не осуществляет расчеты с вкладчиками и другими кредиторами кредитной организации.

После отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация должна быть ликвидирована в соответствии стребованиями статьи 23.1 Федерального закона «О банках ибанковской деятельности», а в случае признания ее банкротом – в соответствии с требованиями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

6) кредитная организация осуществляет возврат клиентам кредитной организации их ценных бумаг и иного имущества, принятыхи (или) приобретенных кредитной организацией за их счет по договорам хранения, договорам доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании.

АСВ в социальных сетях

Как мне получить страховое возмещение?

Ответы на этот и другие вопросы о страховых случаях и выплатах Вы можете прочитать в разделе «Страхование вкладов/Вопросы и ответы».

Как мне погасить кредит?

Информацию о реквизитах банков, а также о контактных лицах по вопросам, связанным с погашением кредитов, Вы можете узнать в разделе «Погашение кредита».

Легко и быстро оплатите кредит банку с отозванной лицензией

Специализированный ресурс оплаты кредитов в интернете с использованием банковских карт и иных способов, а также информирования о всех доступных способах оплаты — Платежный портал (www.payasv.ru).

Справочник вкладчика
Если Ваш банк разорился

Продажа имущества

Санация банка: что нужно знать клиентам и контрагентам?

В связи с недавними объявлениями санации крупных игроков банковского сектора интерес к процедуре возрос многократно как в среде профессионалов, так и в среде клиентов, которые лишь отдаленно знакомы с возможностью восстановления финансового положения банков. О мерах по предупреждению банкротства, последствиях введения санации в отношении банка для корпоративных клиентов и физических лиц, а также об оспаривании сделок санируемого банка — в материале «ЭЖ».

Санация кредитной организации представляет собой внесудебную процедуру, предусмотренную Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), в рамках которой осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства:

финансовое оздоровление кредитной организации;

назначение временной администрации;

реорганизация кредитной организации.

Меры по предупреждению банкротства принимаются в случаях, предусмотренных ст. 189.10 Закона о банкротстве. Отдельные основания для санации содержатся в ст. 189.47 Закона о банкротстве для кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц.

Инициировать санацию кредитной организации может как сам банк, так и Банк России. Законом о банкротстве предусмотрена обязанность кредитной организации в лице ее участников, членов совета директоров, руководителя в случае возникновения оснований для проведения мер по предупреждению банкротства принять меры по ее финансовому оздоровлению или реорганизации. Банк России также вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию.

Смотрите так же:  Пособие по беременности и родам установлено в следующем размере

В отношении кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение вкладов и открытие и ведение банковских счетов физических лиц, решение об инициировании санации принимается Банком России, при этом меры по предупреждению банкротства могут осуществляться с привлечением Агентства по страхованию вкладов. Также Законом о банкротстве предусмотрено использование средств Фонда консолидации банковского сектора в санации, что является новеллой в правовом регулировании и будет рассмотрено подробнее далее в статье.

Возникновение у кредитной организации признаков финансового состояния, которые являются основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства, влечет ряд ограничений. В частности, ограничивается возможность банка совершать сделки или одобрять их, а собрания органов управления проводятся с обязательным уведомлением Банка России (ст. 189.11 Закона о банкротстве).

Законом о банкротстве установлены две модели осуществления санации в зависимости от субъекта инициативы:

санация, осуществляемая по инициативе регулятора (Банка России).

Добровольная санация осуществляется самим банком по решению руководящих органов (единоличный исполнительный орган и совет директоров), которые обращаются с ходатайством в Банк России. Инициатива Банка России по осуществлению мер по предупреждению банкротства кредитной организации может сначала быть оформлена в виде требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Ключевое отличие санации, осуществляемой по инициативе самого банка, от санации, осуществляемой по инициативе регулятора, заключается в более жестком контроле за осуществлением мер по восстановлению финансовой устойчивости кредитной организации, а также в ограничении полномочий руководящих органов кредитной организации вплоть до приостановления полномочий исполнительных органов.

Последствия введения санации для корпоративных клиентов и физических лиц

Применение в отношении кредитной организации мер по предупреждению банкротства зачастую вызывает панику у клиентов — физических лиц, которые, опасаясь за сохранность своих сбережений, стремятся как можно быстрее забрать свои денежные средства, размещенные в банке.

Надо сказать, что подобные опасения обоснованы в случае, когда в банк назначена временная администрация и неизвестно, примет Банк России решение о санации банка или об отзыве у него лицензии. Если же в отношении кредитной организации осуществляются меры по предупреждению банкротства, угрозы сохранности денежных средств физических лиц нет.

Однако стоит учитывать возможность введения моратория на удовлетворение требований кредиторов банка. Мораторий не позволит клиентам банка оперативно возвратить свои денежные средства, в связи с чем его введение является страховым случаем согласно ст. 8 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». При этом выплата возмещения производится не ранее 14 дней со дня наступления страхового случая.

Стоит учитывать, что если физическое лицо имело несколько вкладов в одном банке, то возмещение выплачивается по каждому из вкладов пропорционально их размерам, но не более 1 400 000 руб. Таким образом, размещение денежных средств в нескольких вкладах в одном банке не позволит получить компенсацию, превышающую максимальную.

Также физическим лицам при размещении денежных средств в банке следует обращать внимание на то, является ли договор действительно договором банковского вклада, а не иным финансовым продуктом, страховое возмещение по которому не выплачивается.

Физическим лицам — должникам с проблемной задолженностью перед санируемым банком стоит ожидать активных действий банка по ее взысканию и/или обращению взыскания на заложенное имущество, поскольку основной целью санируемого банка является восстановление платежеспособности.

Что касается корпоративных клиентов, то в случае введения моратория они беззащитны, поскольку их денежные средства не застрахованы, следовательно, возмещения им не полагается. Если санируемый банк является должником, то в случае введения моратория начисляются только мораторные проценты, но не договорные или законные. Стоит учитывать, что для корпоративных клиентов более высоким является риск оспаривания сделок, совершенных банком в преддверии санации.

В целом санация в отличие от отзыва лицензии будет скорее иметь позитивные последствия для клиентов банка, поскольку ее введение направлено на восстановление нормального финансового состояния банка, что сохранит активы клиентов, в то время как отзыв лицензии и последующее банкротство означают, что все кредиторы в любом случае не получат возврата денежных средств ввиду отсутствия активов и денежных средств у банкрота.

Мораторий представляет собой оперативную меру реагирования, которая позволяет в краткосрочной перспективе предотвратить ухудшение финансового состояния банка и провести анализ обязательств банка «в статике».

Введение моратория влечет запрет на удовлетворение требований кредиторов, в частности на исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств, возникших до дня введения моратория включительно. При этом проценты/штрафы, предусмотренные законом или договором за неисполнение обязательств, не начисляются, но начисляются мораторные проценты в размере 2/3 ключевой ставки Банка России (на рублевую задолженность) и исходя из средней ставки банковского процента по краткосрочным валютным кредитам, предоставляемым по месту нахождения кредитора (на задолженность в иностранной валюте).

Мораторий вводится на срок не более трех месяцев, при этом в период действия временной администрации срок моратория может быть продлен Банком России еще на срок до трех месяцев, но не более срока осуществления полномочий временной администрации.

Мораторий не действует в отношении требований граждан из причинения вреда жизни или здоровью, по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, требований по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности банка, а также требований по исполнительным документам, выданным до дня введения моратория на основании решений о взыскании задолженности по заключенным с физическими лицами договорам банковского вклада и договорам банковского счета.

Временная администрация, ее задачи и функции

Если финансовое состояние кредитной организации в существенно худшую сторону отличается от тех показателей, которые предусмотрены для применения мер по предупреждению банкротства (ст. 189.26 Закона о банкротстве), Банк России может принять решение о назначении в банк временной администрации.

Независимо от того, были приостановлены полномочия исполнительных органов банка или нет, временная администрация проводит обследование кредитной организации, устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». В ходе обследования кредитной организации временная администрация определяет, возможно ли восстановление финансовой устойчивости банка или у него следует отозвать лицензию.

Помимо Закона о банкротстве, деятельность временной администрации регулируют:

Положение о временной администрации по управлению кредитной организацией (утв. Банком России 09.11.2005 № 279-П);

Положение о порядке назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой до отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (утв. Банком России 01.08.2017 № 597-П).

В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию; контролирует распоряжение имуществом кредитной организации; получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации.

Полномочия временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов банка намного шире — по сути, временная администрация реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации.

Временная администрация назначается на срок не более шести месяцев. Если по окончании срока действия временной администрации сохраняются основания, которые стали причиной ее назначения, Банк России отзывает у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.

Отдельные меры по финансовому оздоровлению

Главным документом при осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации, если в них планируется участие Банка России или Агентства по страхованию вкладов, является план участия Банка России/Агентства по страхованию вкладов в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитной организации, который утверждается Советом директоров Банка России и Комитетом банковского надзора соответственно. План участия является своеобразной дорожной картой санации, которая обозначает конкретные задачи и результаты ее осуществления. Срок реализации плана участия составляет в среднем пять-десять лет в зависимости от того, насколько тяжелым является финансовое состояние банка при инициировании санации.

В качестве мер по финансовому оздоровлению Закон о банкротстве предусматривает (ст. 189.14):

оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

изменение структуры активов и структуры пассивов кредитной организации;

изменение организационной структуры кредитной организации;

приведение в соответствие размера уставного капитала кредитной организации и величины ее собственных средств (капитала);

В рамках процедуры приведения размера уставного капитала в соответствие с величиной собственных средств может происходить уменьшение уставного капитала кредитной организации вплоть до одного рубля с распределением долей участия в уставном капитале в пределах указанной суммы на основании ст. 189.50 Закона о банкротстве.

Уменьшение уставного капитала имеет смысл для целей дальнейшего привлечения инвесторов — когда уставный капитал банка будет увеличен за счет дополнительной эмиссии акций, осуществляемой временной администрацией. При эмиссии акций по решению временной администрации не допускается приобретение акций акционерами банка, которые владели более чем 1% его акций, в том числе в составе группы лиц, в течение трех месяцев, предшествующих утверждению плана участия и направлению предложения об участии Агентству по страхованию вкладов и до даты принятия решения о размещении дополнительного выпуска акций банка.

По итогам увеличения уставного капитала санируемого банка доля участия Банка России, Управляющей компании Фонда консолидации банковского сектора или Агентства по страхованию вкладов и (или) инвестора должна составлять не менее 75% обыкновенных акций или не менее 3/4 голосов от общего числа голосов участников банка в форме общества с ограниченной ответственностью. Таким образом, законодательство о банкротстве предусматривает положения, гарантирующие переход контроля над банком к новому инвестору.

Оспаривание сделок: возможности и проблемы

Основным способом возвратить выведенные из кредитной организации денежные средства и активы является оспаривание сделок санируемого банка. Проанализировав деятельность санируемого банка, временная администрация выявляет схемы по присвоению денежных средств и активов банка контролирующими его лицами и топ-менеджментом.

Особенности оспаривания сделок санируемого банка предусмотрены ст. 189.40 Закона о банкротстве. Оспариванию подлежат не все сделки, а только те, которые были совершены в рамках временного периода, установленного ст. 61.2, 61.3 Закона о банкротстве, который исчисляется с даты назначения Банком России временной администрации (или с даты утверждения плана участия Банка России/Агентства по страхованию вкладов).

Право на иск об оспаривании сделок имеют: сам банк, временная администрация, Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора, Агентство по страхованию вкладов. При этом стоит учитывать, что указанные лица обращаются с соответствующими исками от имени санируемой кредитной организации, что важно с практической точки зрения, поскольку при прекращении их полномочий истцом по делу в дальнейшем является сам банк (п. 8 ст. 189.40 Закона о банкротстве).

Смотрите так же:  Вычет при покупке квартиры в долевую собственность

Сделки могут оспариваться как по основаниям, предусмотренным законом о банкротстве, так и по общегражданским основаниям. Отметим, что прекращение деятельности временной администрации не означает завершение санации и, соответственно, прекращение возможности оспаривания сделок санируемого банка в порядке ст. 189.40 Закона о банкротстве.

Надо сказать, что оспаривание сделок само по себе не является сложной задачей — настоящие препятствия возникают на этапе исполнения судебных актов о признании сделок недействительными. Это связано с тем, что цепочки сделок, через которые выводятся активы банка, порой являются очень длинными, и выявить конечных выгодоприобретателей крайне трудно. Поэтому оспаривание сделок должно быть максимально оперативным. Кроме того, при анализе деятельности санируемого банка необходимо постараться получить информацию о конечном выгодоприобретателе каждой цепочки оспариваемых сделок, чтобы иметь возможность предъявить требования к тому, кто фактически получил выведенные активы и денежные средства.

Меры по предупреждению банкротства с участием Фонда консолидации банковского сектора

От имени Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций, имеющих лицензию на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, участвует управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора. Денежные средства Фонда в случае его привлечения направляются на докапитализацию банка с целью установления контроля Банка России над проблемным банком. Этот способ отличается от способа участия Агентства по страхованию вкладов в мерах по предупреждению банкротства, поскольку Агентство предоставляет санируемому банку кредитование на возвратной и платной основе.

Управляющая компания, в частности, осуществляет функции временной администрации, доверительное управление акциями (долями) кредитных организаций, передаваемыми ей в управление Банком России, доверительное управление правами (требованиями) по субординированным кредитам (депозитам, займам, облигационным займам), иным кредитам, депозитам, банковским гарантиям, денежными средствами, иным имуществом (имущественными правами), передаваемыми ей в управление Банком России, а также имуществом, полученным в процессе управления и др. (глава X.2 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»).

Появление в законодательстве возможности санации банков посредством привлечения средств Фонда консолидации банковского сектора (Федеральный закон от 01.05.2017 № 84-ФЗ) позволит Банку России самостоятельно направлять денежные средства на докапитализацию проблемного банка, не привлекая средств Агентства по страхованию вкладов. Кроме того, новая схема участия Банка России позволит решить проблему недобросовестных инвесторов, которые участвуют в санации проблемного банка с целью передачи последнему проблемных активов.

Вместе с тем в нововведении есть и ряд недоработок. В частности, не решена проблема непрозрачности — по-прежнему непонятно, по какой причине одни банки санируются, а у других отзывают лицензии, что вызывает общее недоверие к действиям регулятора. Вместе с тем мнения профессионалов в основном сходятся в том, что новый способ участия Банка России в санации будет более эффективным, чем имевшийся ранее.

Инициативы по реформированию законодательства о санации

В начале ноября стало известно, что Банк России готовит проект изменений в Закон о банкротстве, которые расширят полномочия временной администрации санируемых банков (подробнее по ссылке: http://www.interfax.ru/business/585862). В частности, расширение полномочий предполагается в отношении принятия временной администрацией решений об использовании источников собственных средств банка для покрытия убытков; осуществления действий, связанных с изменением размера уставного капитала банка; с конвертацией привилегированных акций в обыкновенные акции; в отношении принятия решений и осуществления действий, связанных с приобретением акций (долей) банка, а также погашения собственных акций (долей) банка, находящихся у него на балансе; принятия решения о внесении изменений в устав санируемого банка; в отношении осуществления действий, связанных с прекращением (меной, конвертацией) субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа) в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Расширение полномочий в указанной сфере очевидно вызвано необходимостью противодействовать действиям собственников/менеджмента, направленных на затягивание процесса принятия корпоративных решений и воспрепятствование санации.

Учитывая создание Фонда консолидации банковского сектора и планируемое расширение полномочий временной администрации, представляется, что Банк России намерен всерьез заняться санацией крупнейших кредитных организаций, что значительно может изменить текущее состояние рынка банковских услуг. И хотя Банк России заявляет, что преследует цель предотвратить макроэкономическую нестабильность, широкое государственное вмешательство может негативно повлиять на состояние конкуренции на рынке банковских услуг, что скажется как на бизнесе, так и на рядовых гражданах.

При оспаривании санируемым банком сделок, совершенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, следует учитывать, что судебная практика нередко исходит из того, что при определении подведомственности арбитражного спора в отсутствие дела о банкротстве в первую очередь необходимо исходить из субъектного состава сторон спора. А проведение процедуры санации не придает спору характера, связанного с несостоятельностью по смыслу ст. 27 АПК РФ (см. постановление АС Московского округа от 15.05.2017 № Ф05-6605/2017 по делу № А40-176350/16).

Полномочия временной администрации банка до отзыва лицензии

Статья 16. Временная администрация

1. Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

2. Временная администрация действует в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными актами Банка России.

3. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации актом Банка России о назначении временной администрации могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

Статья 17. Основания назначения временной администрации

1. Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1) кредитная организация не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2) кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30 процентов при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

3) кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20 процентов;

4) кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5) в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

2. Банк России обязан назначить временную администрацию в кредитную организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

3. Акт Банка России о назначении временной администрации публикуется Банком России в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней с момента его принятия.

Статья 18. Срок действия временной администрации

1. Временная администрация назначается Банком России на срок не более девяти месяцев.

2. Банк России вправе продлить срок действия временной администрации не более чем на три месяца. Действие настоящего пункта не распространяется на случаи назначения временной администрации в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.

3. Если к моменту окончания установленного настоящим Федеральным законом срока действия временной администрации по-прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, временная администрация направляет в Банк России ходатайство об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

4. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет свою деятельность в кредитной организации с момента своего назначения до момента назначения ликвидатора либо до момента назначения конкурсного управляющего.

Статья 19. Руководитель временной администрации

1. Руководителем временной администрации назначается служащий Банка России, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О реструктуризации кредитных организаций», руководителем временной администрации может быть назначен служащий Государственной корпорации «Агентство по реструктуризации кредитных организаций».

2. Руководитель временной администрации формирует состав временной администрации и несет ответственность за ее деятельность.

3. Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации осуществляет деятельность от имени кредитной организации без доверенности.

Статья 20. Ответственность руководителя временной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.

Статья 21. Функции временной администрации в случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации

1. В случае ограничения полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

проводит обследование кредитной организации;

устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

участвует в разработке мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации и контролирует их реализацию;

контролирует распоряжение имуществом кредитной организации в пределах, установленных настоящей статьей;

иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация:

получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;

дает согласие на совершение органами управления кредитной организации сделок, указанных в пункте 3 настоящей статьи;

обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления кредитной организации, если они противодействуют осуществлению функций временной администрации либо если это необходимо для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации.

3. Органы управления кредитной организации вправе только с согласия временной администрации совершать сделки:

связанные с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

связанные с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 1 процента балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

с заинтересованными лицами в отношении кредитной организации, определяемыми в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Статья 22. Функции временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация осуществляет следующие функции:

реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации;

проводит обследование кредитной организации;

Смотрите так же:  Образец госпошлина в суд общей юрисдикции 2019

устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»;

разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организации, организует и контролирует их исполнение;

принимает меры по обеспечению сохранности имущества и документации кредитной организации;

устанавливает кредиторов кредитной организации и размеры их требований по денежным обязательствам;

принимает меры по взысканию задолженности перед кредитной организацией;

обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации;

иные функции в соответствии с федеральными законами.

2. При осуществлении указанных в пункте 1 настоящей статьи функций временная администрация:

получает от органов управления кредитной организации необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности кредитной организации;

предъявляет от имени кредитной организации иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;

назначает представителей временной администрации в филиалы кредитной организации, а также в органы управления ее дочерних организаций;

согласовывает решения совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников), за исключением решений о совершении сделок, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;

вправе отстранить членов исполнительных органов кредитной организации от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы.

вправе собирать собрание учредителей (участников) кредитной организации в порядке, установленном федеральными законами;

вправе обращаться от имени кредитной организации в суд с требованием о привлечении к ответственности членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа кредитной организации (директора, генерального директора) и (или) членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации (правления, дирекции), если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки, в размере причиненных убытков, если иные основания и размер ответственности не установлены федеральными законами;

обращается от имени кредитной организации в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до дня назначения временной администрации, недействительными, если указанные сделки отвечают признакам недействительности сделок, указанным в статье 28 настоящего Федерального закона.

3. Временная администрация вправе только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации или общего собрания ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, совершать сделки, связанные:

с передачей недвижимого имущества кредитной организации в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

с распоряжением иным имуществом кредитной организации, балансовая стоимость которого составляет более 5 процентов балансовой стоимости активов кредитной организации, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.

4. Совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации или общее собрание ее учредителей (участников) в пределах их компетенции, установленной федеральными законами и учредительными документами кредитной организации, вправе расширить полномочия временной администрации по распоряжению имуществом кредитной организации.

Статья 22.1. Функции временной администрации в случае назначения ее после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций

1. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет те же функции и обладает полномочиями, которые предоставлены временной администрации в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, за исключением функции разработки мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, их организации и контролю за их исполнением.

2. Временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, обязана провести обследование кредитной организации и определить наличие у нее признаков несостоятельности (банкротства), предусмотренных пунктом 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. При обнаружении указанных признаков временная администрация, назначенная Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, направляет в Банк России ходатайство о направлении Банком России в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом.

Статья 23. Последствия приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации на период деятельности временной администрации:

исполнительные органы кредитной организации не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к их компетенции федеральными законами и учредительными документами кредитной организации;

решения иных органов управления кредитной организации вступают в силу после их согласования с временной администрацией.

2. Исполнительные органы кредитной организации в случае приостановления их полномочий на период деятельности временной администрации не позднее дня, следующего за днем назначения временной администрации, обязаны передать ей печати и штампы кредитной организации, а в сроки, согласованные с временной администрацией, — бухгалтерскую и иную документацию, материальные и иные ценности кредитной организации.

3. Противодействие со стороны членов органов управления и других работников кредитной организации осуществлению функций временной администрации влечет наступление ответственности, установленной в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Статья 24. Ходатайство руководителя временной администрации об отзыве лицензии на осуществление банковских операций

В случае установления оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации обязан направить в Банк России ходатайство об отзыве указанной лицензии.

Статья 25. Споры о деятельности временной администрации

1. Кредитная организация вправе обжаловать решение Банка России о назначении временной администрации в арбитражный суд в порядке, установленном федеральными законами.

Обжалование решения Банка России о назначении временной администрации, а также применение мер по обеспечению исков в отношении кредитной организации не приостанавливают деятельности временной администрации.

2. Учредители (участники) кредитной организации, владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом уставного капитала кредитной организации, вправе обратиться в арбитражный суд с иском к Банку России о возмещении кредитной организации реального ущерба, если он нанесен в результате необоснованного назначения временной администрации.

Статья 26. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации

1. В случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации и при наличии основания, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, Банк России вправе ввести мораторий на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации (далее — мораторий) на срок не более трех месяцев.

Действие указанного моратория распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до момента назначения временной администрации.

2. В течение срока действия моратория:

не начисляются неустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, а также подлежащие уплате проценты;

не допускается взыскание по исполнительным и иным документам, взыскание по которым производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основе решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, а также о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента назначения временной администрации;

запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) кредитной организации о выделе ему доли (вклада) в уставном капитале кредитной организации в связи с его выходом из состава ее учредителей (участников).

На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам в размере, установленном на момент введения моратория (без учета начисленных процентов), а также на сумму примененных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых (экономических) санкций начисляются проценты в размере двух третьих ставки рефинансирования Банка России. Начисленные проценты подлежат выплате после окончания срока действия моратория.

3. Действие моратория не распространяется:

на требования граждан, перед которыми кредитная организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

на требования граждан по выплате выходных пособий и оплате труда граждан, работающих по трудовому договору (контракту), и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

на требования по оплате организационно-хозяйственных расходов, необходимых для деятельности кредитной организации.

Статья 27. Отказ от исполнения договора кредитной организации

Руководитель временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации с момента назначения временной администрации вправе отказаться от исполнения договора кредитной организации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Статья 28. Недействительность сделок кредитной организации

1. Сделка кредитной организации, совершенная ею до момента назначения временной администрации, может быть признана арбитражным судом недействительной по заявлению руководителя временной администрации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

2. Сделка, заключенная или совершенная кредитной организацией в течение трех лет, предшествовавших назначению временной администрации, может быть признана судом недействительной по заявлению временной администрации или кредитора кредитной организации в случаях, если цена указанной сделки и иные условия существенно в худшую для кредитной организации сторону отличаются от цены и иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки, и если стороны, участвовавшие в сделке, на момент ее совершения знали или должны были знать, что в результате данной сделки у кредитной организации появятся признаки несостоятельности (банкротства) кредитной организации, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона, или сделка была заключена с лицами, которые прямо или косвенно контролируют кредитную организацию, прямо или косвенно ею контролируются либо прямо или косвенно находятся с ней под общим контролем.

Статья 29. Расходы временной администрации

Расходы временной администрации, включая расходы на оплату труда членов временной администрации, связанные с ее деятельностью, осуществляются за счет кредитной организации.

Смета расходов временной администрации утверждается Банком России.

Статья 30. Отчет временной администрации

Временная администрация отчитывается перед Банком России в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Статья 31. Прекращение деятельности временной администрации

1. Банк России принимает решение о прекращении деятельности временной администрации:

в случае устранения причин, послуживших основанием для ее назначения;

при передаче дел арбитражному управляющему;

по другим основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом и нормативными актами Банка России.

2. Порядок прекращения деятельности временной администрации устанавливается нормативными актами Банка России.

3. Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для ее назначения, влечет восстановление полномочий исполнительных органов кредитной организации.

Полномочия руководителей кредитной организации, отстраненных на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются после прекращения деятельности временной администрации, если руководители кредитной организации не освобождены от них в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

4. Сообщение о прекращении деятельности временной администрации публикуется Банком России в «Вестнике Банка России».