Понятия и полномочия парламента

Понятие и структура парламента. Полномочия парламента в зарубежных странах. Способы преодоления разногласий между палатами парламента

Структура парламента сложна. Основным ее элементом является сама коллегия депутатов — например, Фолькетинг в Дании, шведский Риксдаг, Рийгикоу (Государственное собрание) в Эстонии. Государственное право обычно требует, чтобы депутатская коллегия (палата) была реально работающим органом. Одно из условий такого рода заключается в том, что палата должна принимать решения в присутствии определенного количества депутатов — в большинстве случаев не меньше половины ее общего состава. Вместе с тем такой древний парламентский орган, как Палата общин в Великобритании, не имеет строгих правил по поводу ее кворума. Лишь в случае, если решение принято с участием менее 40 депутатов, оно считается недействительным.

Многие парламенты, образуя единый орган, состоят не из одного, а из большего числа депутатских собраний — обычно из двух палат. Иными словами, парламенты делятся на две большие группы: одну из них составляют однопалатные национальные ассамблеи, диваны, меджлисы, фолькетинг, эдускунт, законодательный юань и прочие парламенты. В другую входят двухпалатные (бикамеральные) парламенты (конгресс, народное или федеральное собрание, стортинг, альтинг).

Смысл деления парламента на две палаты нельзя определить односложно. Поначалу в двухпалатности (бикамерализме) усматривали действие принципа «раздельного представительства». В частности, Шарль Монтескье считал, что сословия, особенно малочисленные, но авторитетные (аристократия, духовенство), нуждаются в отдельном представительстве, которое позволит Им участвовать в государственной власти.

Раздельное представительство можно обеспечить, если за каждым сословием закреплять определенное число мест в парламенте, после чего депутаты от разных сословий собираются вместе и работают в одной коллегии. Во Франции конца XVIII века именно по такому принципу и были собраны Генеральные штаты, состоявшие из трех секций. Любая палата время от времени грешит «поспешными и неумеренными» решениями. Более «подозрительными» в этом смысле считаются нижние палаты парламентов. В них депутатов нередко избирают по «прогрессивным», например по пропорциональным, избирательным системам. Срок их полномочий невелик. Эти палаты более точно отражают настроения избирателей. Верхнюю палату обычно составляют депутаты с более длительным сроком полномочий, которые не связаны ответственностью перед избирателями в той мере, что их «нижерасположенные» коллеги. Это делает верхнюю палату более консервативной и побуждает ее принимать спокойные решения, сдерживать нижнюю палату.

Понятия и полномочия парламента

19. ПОНЯТИЕ ПАРЛАМЕНТА И ЕГО СТРУКТУРА

Парламент – орган народного представительства и высший законодательный орган страны.

В западных демократиях понятие «парламент» связано с концепцией разделения властей и представительного правления. Оценка того или иного законодательного органа производится по нескольким параметрам: порядку формирования, полномочиям, характеру взаимоотношений с другими органами. Для того чтобы орган мог считаться парламентом, он должен:

1) формироваться путем демократических выборов, обеспечивающих «справедливое» представительство избирательного корпуса;

2) его депутаты не должны быть связаны императивным мандатом;

3) обладать определенной автономией в системе органов государства, с тем чтобы свободно осуществлять законодательную функцию (разделение властей);

4) реализовать свои полномочия самостоятельно, а не путем передачи другим органам;

5) парламентарии должны быть профессиональными политиками и работать на постоянной основе. Парламенты в качестве своих самых крупных структурных единиц могут иметь одну, две и более палат.

При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).

Две палаты создаются для представительства:

1) интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);

2) политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония).

В федерациях, как правило (США, ФРГ, Германия и др.), двухпалатные парламенты.

Более двух палат формируется обычно для реализации какой-либо политической концепции конкретного государства (т. е. она не является общераспространенной, а прямо продиктована ситуацией и может быть понята только в определенном историческом контексте) (в Югославии для реализации концепции социалистического самоуправляющегося общества, в котором каждый индивид выступал в нескольких «ипостасях» (как член политической организации, как работник, как член местного сообщества), каждая из них должна была реализовываться в представительстве, был создан шестипалатный парламент).

Консультативные парламенты существуют в некоторых мусульманских странах (Бахрейне, Катаре и др.). Иногда они принимают законы одобрения монарха, иногда вообще не могут издавать законов.

Парламент имеет свои внутренние органы. Заседаниями палат и однопалатного парламента руководит председатель (спикер в англосаксонских странах) либо коллегиальный орган (бюро в Испании, организационный комитет в Чехии, президиум сессии в КНР). Председатель однопалатного парламента, имеет одного или нескольких заместителей; президиум сессии или бюро избирает председательствующего – иногда он ведет заседания в течение всей сессии, иногда члены президиума по очереди занимают место председательствующего. В Швеции председатели и вице-председатели палат избираются только на одно заседание. Председателя парламента при двухпалатной структуре парламента не бывает, есть лишь председатели палат. На совместном заседании палат ими обычно руководит председатель верхней палаты (сената).

§ 1. Понятие, роль, структура и полномочия парламента

Хотя прототипы этого важнейшего института государственной власти возникли еще в античной древности, принято считать, что со­временные парламенты берут свое начало с создания в XIII в. в Англии представительного учреждения, ограничившего королевскую власть в соответствии с Великой Хартией Вольностей 1215 г. Позднее анало­гичные представительные органы появились во Франции, Испании, Польше и др. странах, из которых в дальнейшем сформировались пар­ламенты современного типа.

Понятие и роль парламента. Парламент (от франц. parler — гово­рить) — это общенациональный (общегосударственный) представи­тельный орган, важнейшая функция которого состоит в осуществлении верховной законодательной власти. Общегосударственный представи­тельный характер этого органа означает, что, во-первых, именно парла­мент, в отличие от органов исполнительной и судебной властей, явля­ется непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; а во-вторых, что парламент, в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти, представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. Не случайно во многих конституциях речь идет о том, что именно парламент и его депутаты представляют народ, нацию соответ­ствующей страны (см., например, ст. 66 Конституции Испании, ст. 150 Конституции Португалии и др.). Так, в Конституции («Форме правле­ния») Швеции парламент (Риксдаг) характеризуется как «высший представитель народа» (п. 4 гл. 1); в Конституции Бельгии (ст. 42) указывается, что члены парламента «представляют нацию, а не только тех, кто их избрал»; в Конституции Греции (ч. 2 ст. 51) речь также идет о том, что «депутаты Парламента представляют нацию».

Как орган законодательной власти только парламент выполняет функцию принятия законов, имеющих чаще всего приоритет в отно­шении других нормативных правовых актов. В Конституции Ирлан­дии (ч. 2 ст. 15), например, говорится, что «никакой другой законодательный орган, таким образом, не имеет полномочия издавать законы для государства». Как верховный законодательный орган парламент призван решать преимущественно в законодательной форме не част­ные и сравнительно второстепенные, а общие и главные вопросы об­щественной жизни, в чем находит свое выражение то важное место, которое он занимает в механизме осуществления государственной власти.

Важная роль парламента в механизме осуществления государст­венной власти находит свое выражение в выполнении им не только главной своей функции — законодательствовании, но и в ряде других. Здесь следует выделить функции: принятия государственного бюдже­та, контроля за его исполнением, установления налогов; формирования других высших госудаственных органов и избрания иных высших должностных лиц (например, избрание президента, образование пра­вительства, утверждение премьер-министра и министров, избрание судей и др.) или участие в этих процессах; осуществления в той или иной мере (в зависимости от формы государственного правления) кон­троля за высшими органами и должностными лицами исполнительной власти и др. Особая роль парламента получает свое выражение и в таких его полномочиях, как: объявление войны и заключение мира или участие в этом; назначение референдума; ратификация и денонсация международных договоров; объявление амнистии; осуществление про­цедуры импичмента и др. Такая государственно-политическая систе­ма, в рамках которой парламент имеет высший статус и играет ведущую роль в осуществлении государственной власти, называется парламен­таризмом.

Как уже отмечалось выше (§ 1 и § 2 гл. 6), место и роль парламента в той или иной стране во многом зависят от принятой в ней формы государственного правления. Совершенно очевидно, что они далеко неодинаковы в парламентарной республике, где парламенту принадле­жит ведущее место и решающая роль, и в президентской республике, где парламенту могут принадлежать немаловажные, но все же не ре­шающие, а подчиненные место и роль. Явно не сопоставимы место и роль парламента в абсолютных монархиях, где парламенту отведены в основном консультативные функции, и в парламентарных монархиях, где парламенту принадлежит решающее слово.

Смотрите так же:  Протезирование зубов социальный налоговый вычет

Структура парламента. По своей структуре парламенты разграни­чиваются на однопалатные и двухпалатные. Большинство стран мира (США, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Индия, Бразилия, Испания, Канада, Мексика, Австрия, Австралия и др.) имеют двухпа­латный парламент, но и однопалатные парламенты нередки и число их составляет несколько десятков (Китай, Индонезия, Египет, Греция, Вьетнам, Венгрия, Швеция, Турция, Португалия, Дания, Финляндия, Болгария, Израиль, Коста-Рика, Камерун, Сальвадор, Мавритания и др.). Двухпалатные парламенты обычно присущи федеративным государствам, в которых, наряду с общенациональным (общегосударст­венным) представительством в одной (нижней) палате, обеспечивается также представительство субъектов федерации в другой (верхней) па­лате. И во многих унитарных государствах с двухпалатными парламен­тами верхние палаты связаны чаще всего с обеспечением представи­тельства их территориальных единиц. Наименования как нижних, так и верхних палат многообразны, но наиболее распространены для ниж­них палат и для однопалатных парламентов — Палата депутатов, Пала­та представителей, Национальная Ассамблея, Национальное собрание, а для верхних палат — Сенат, Федеральный (Союзный) Совет, Совет соответствующих субъектов федерации (Совет кантонов в Швейцарии, Совет штатов в Индии и т.д.). Нередко в состав однопалатного или двухпалатного парламента юридически включается и глава государст­ва (Великобритания, Египет, Индия, Танзания и др.). В прошлом в отдельных странах (ЮАР, Югославия и др.) имели место и парламен­ты, имевшие три и более палат.

Численность членов палат парламента, как и самих парламентов, далеко неодинакова, но обычно она составляет от нескольких десятков до нескольких сот человек, хотя численность однопалатного китайско­го парламента достигает почти трех тысяч депутатов. Как правило (за исключением Великобритании, где число членов Палаты лордов до конца 1999 г почти в два раза превышало число членов Палаты общин), численность депутатов нижней палаты в два, три и более раз больше, чем верхней.

Каждая палата парламента обычно имеет своего руководителя — председателя (спикера), избираемого палатой, как правило, на весь срок работы палаты, но иногда и на срок работы данной сессии. Неред­ко избираются и его заместители, которые вместе с председателем об­разуют президиум или бюро палаты. Иногда председателем палаты может быть не избираемое из ее состава, а другое лицо по занимаемой должности. Так, в США, Индии и некоторых других странах Сенат возглавляет вице-президент страны; в Великобритании Палату лор­дов — лорд-канцлер, являющийся назначаемым премьер-министром членом кабинета. В двухпалатных парламентах общепарламентского руководящего органа обычно не создается, а на совместных заседаниях палат, как правило, председательствует спикер верхней палаты (се­ната).

Для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов, выно­симых на заседание палаты или всего парламента, внутри палат (пар­ламента) создаются чаще всего специализированные вспомогательные структурные подразделения — комитеты, комиссии, состоящие из пар­ламентариев, профессионально знакомых с соответствующей сферой деятельности. В ряде случаев (например, в Великобритании), они не носят специализированного характера. Эти комитеты и комиссии могут быть постоянными, т.е. создаваемыми на весь период деятельнос­ти данного состава палаты (парламента), и временные, т.е. создаваемые только для выполнения определенной задачи, после решения которой они перестают существовать. Внутри комитетов (комиссий) могут со­здаваться еще более специализированные подкомитеты (подкомис­сии). К числу внутренних структурных подразделений палаты (парла­мента) можно также отнести партийные фракции депутатов, их терри­ториальные объединения и др.

Полномочия парламента. Из конституционного статуса парламен­та и его функций вытекает и компетенция парламента, т.е. совокуп­ность его полномочий. В конституциях стран мира компетенция пар­ламента определяется по-разному: в одних странах она формулируется очень четко и определенно (например, в США, Испании, Франции, Сенегале, Габоне, Мадагаскаре и др.); в других — она частично опреде­лена достаточно четко, но в той или иной мере содержит и положения, делающие пределы полномочий парламента достаточно неопределен­ными, подвижными (например, в Швейцарии); в третьих — компетен­ция парламента остается совершенно неопределенной и ничем не огра­ниченной, поскольку в своей законодательной деятельности в любом вопросе он не связан никаким конституционным актом (Великобрита­ния, Япония, Италия, Новая Зеландия, Ирландия и др.). В отдельных монархических мусульманских странах (Саудовская Аравия, ОАЭ) полномочия парламента носят в основном консультативный характер.

Вместе с тем, говоря обобщенно, парламенту свойственны обычно следующие основные полномочия.

1. Законодательные полномочия, обеспечивающие выполнение главной функции парламента — принятие законов. Тот факт, что в законодательном процессе могут в той или иной мере и форме участ­вовать и другие государственные органы (президент, конституционный суд и др.), не отменяет то, что прерогативой именно парламента является, как правило, принятие законов, которое поэтому составляет основное содержание его компетенции и практической деятельности. Это находит свое выражение в обсуждении законопроектов в комите­тах, комиссиях и на пленарных заседаниях палат парламента и в при­нятии законов. Хотя не во всех странах парламентарии обладают пра­вом законодательной инициативы, в большинстве государств (Вели­кобритания, Италия и др.) они имеют такое право. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочие приня­тия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов.

2. Полномочия в области финансов — это прежде всего полномочия парламента по утверждению бюджетных доходов и расходов государ­ства и установлению налогов. Данные полномочия осуществляются в форме ежегодного принятия закона о государственном бюджете по спе­циальной процедуре, отличной от принятия обычных законов. В ряде стран (США, Великобритания, Япония и др.), принимается не закон о государственном бюджете, а финансовые программы, осуществляемые через серию отдельных законов об ассигнованиях и доходах. Через закон о государственном бюджете парламент уполномочивает правительство расходовать государственные средства в утвержденном объе­ме и согласно росписи расходов, а также возлагает на него обязанность собрать необходимые для этого налоги и другие поступления. В финан­совую компетенцию парламента входит обычно и утверждение отчета правительства об исполнении бюджета. В компетенцию парламента включается также установление налогов и сборов, налоговых льгот. Иногда сюда относятся полномочия по принятию решений по внешним и внутренним займам государства, о денежной эмиссии, о создании многообразных внебюджетных фондов и т.д.

3. Полномочия по формированию других высших государственных органов (целиком или частично). В одних случаях при этом парламент самостоятельно и непосредственно решает эти вопросы; в других — дает согласие на выдвинутые иными органами кандидатуры или ут­верждает их. Как уже отмечалось, в ряде стран парламент избирает президента страны или участвует в его избрании более широким орга­ном. Нередко парламент избирает или назначает премьер-министра и даже образует правительство в целом. Парламент или одна из его палат формирует конституционный суд и верховный суд или участвует в их формировании, назначает генерального прокурора и т.д.

4. Полномочия по контролю за деятельностью органов исполни­тельной власти и других высших государственных органов. Как выс­ший орган народного представительства парламент наделен и такими высокими полномочиями, хотя, конечно, они значительно шире в пар­ламентских республиках и монархиях, нежели в президентских рес­публиках и дуалистических монархиях. Особенно важное место зани­мает здесь контроль парламента за деятельностью правительства, но он распространяется и на главу государства, на органы судебной влас­ти, органы местного самоуправления и др. По отношению к прави­тельству парламентский контроль носит политический характер, что находит свое выражение в вынесении вотумов доверия или недоверия правительству или его отдельным министрам, в то время как по от­ношению к другим органам этот контроль является чисто юридичес­ким, что находит свое выражение в деятельности парламентских ко­митетов и комиссий по расследованию особо важных вопросов на предмет установления, были ли нарушены какие-либо правовые нормы. Основными формами парламентского контроля за деятель­ностью прежде всего правительства являются: а) постановка вопросов к правительству, министрам и другим высшим должностным лицам в устной и письменной форме; б) интерпелляция, т.е. обращение к правительству по поводу его деятельности на пленарном заседании, предполагающее дачу объяснения со стороны главы правительства или его министра, его обсуждение и принятие решения на основе го­лосования (используется в парламентских республиках и монархиях, а также в некоторых полупрезидентских республиках); в) дебаты по общей политике правительства или заранее определенным вопросам, не предполагающие вынесение оценки деятельности правительства; г) постановка вопроса о вотуме недоверия или внесение резолюции порицания правительству (используется обычно в странах с парламентской формой правления и отчасти в полупрезидентских респуб­ликах); д) доклады и отчеты правительства на пленарных заседаниях палат; е) парламентские слушания прежде всего в президентских и полупрезидентских республиках (особенно в США) с целью привлечь к вопросам большой общественной значимости внимание государственных органов и общественности; ж) парламентские расследования, о которых уже шла речь выше.

Смотрите так же:  Сдать отчетность в пенсионный фонд сроки

5. Полномочия по ратификации и денонсации международных дого­воров связаны с тем, что именно парламент дает окончательное согла­сие соответственно на заключение такого договора или выражает волю государства, направленную на его расторжение.

6. Полномочия в области обороны и безопасности воплощаются в первую очередь в праве парламента объявлять воину, состояние войны или состояние обороны, а также в праве заключать мир.

7. Полномочие по назначению референдума отражает тот факт, что во многих странах, согласно конституции, либо только парламент, либо парламент и президент или иной глава государства обладает правом назначения референдума.

8. Судебные или квазисудебные полномочия выражаются в том, что в ряде стран конституционно закрепляется право парламента осущест­влять процедуру импичмента, о которой говорилось в предшествую­щей главе. К числу данных полномочий надо отнести также право со­здания и деятельности отмеченных выше следственных комитетов и комиссий парламента и его палат, право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц, а также право объявления амнистии парламентом.

Понятие и роль парламента

Парламент (англ. «parliament» от фр. «parler» — говорить) — это родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. Общегосударственный представительный характер этого органа означает, что, во- первых, именно парламент в отличие от органов исполнительной и судебной власти является непосредственным представителем и выразителем интересов и воли народа, его суверенитета; во-вто- рых, что парламент в отличие от других (региональных, местных) представительных органов власти представляет и выражает интересы и волю не части, а всего населения страны. Так, в Конституции («Форме правления») Швеции парламент (риксдаг) характеризуется как «высший представитель народа» (п. 4 гл. 1), в Конституции Греции (ч. 2 ст. 51) говорится о том, что «депутаты парламента представляют нацию».

Законодательные органы (в демократических государствах) — государственные представительные коллегиальные учреждения, на которые конституцией возложено осуществление законодательной власти. Кроме того, законодательным органам обычно принадлежит право утверждения государственного бюджета и право контроля за деятельностью органов исполнительной власти (правительства, президента и т.д.), а также некоторые иные полномочия: избирание (утверждение, смещение) определенного круга высших должностных лиц (судей, аудиторов счетных палат, ом- будсменов и т. п.), ратификация международных договоров, объявление амнистии и др. В странах, где предусмотрена парламентская ответственность правительства, они также формируют правительство и контролируют его деятельность.

Парламент впервые был образован в Англии в XIII в. как орган сословного представительства, реальное значение приобрел после буржуазных революций XVII—XVIII вв.

«Парламент» как собственное наименование для обозначения высшего представительного органа применяется в Великобритании, Франции, Италии, Канаде, Бельгии и т. д. В других странах существуют самые разнообразные наименования парламентов:

Альтинг — название двухпалатного парламента Исландии.

Бундестаг (нем. «Bundestag» — буквально союзный съезд) — формально парламент, а фактически только нижняя палата парламента ФРГ.

Великий народный хурал — законодательный орган (парламент) Монголии.

Великое национальное собрание — однопалатный парламент Турции.

Верховная Рада — наименование однопалатного законодательного органа (парламента) Украины.

Всекитайское собрание народных представителей — высший законодательной орган государственной власти в КНР.

Генеральные кортесы — двухпалатный парламент Испании.

Генеральные штаты — двухпалатный парламент Нидерландов.

Государственное собрание — название однопалатного парламента в Венгрии и Эстонии, а также законодательного органа в ряде республик в составе РФ: на Алтае, в Башкортостане, Республике Марий Эл, Мордовии.

Жогорку Кенеш — однопалатный законодательный орган (парламент) Республики Кыргызстан.

Законодательное собрание — однопалатный парламент в Сальвадоре.

Кнессет — однопалатный парламент Израиля.

Конгресс депутатов — нижняя палата парламента Испании.

Ландтаг (нем. «Landtag» — земельный съезд) — однопалатный парламент Лихтенштейна, а также законодательные органы (парламенты) земель ФРГ и Австрии.

Легислатура (лат. «lex» (legis) — закон, «latus» — внесенный, установленный) — 1) срок полномочий, а также период деятельности избранного представительного органа; 2) название законодательных органов в отдельных государствах, а также в некоторых штатах США.

Меджлис — 1) собственное наименование однопалатного законодательного органа (парламента) Ирана; 2) собственное название постоянно действующего законодательного органа (парламента) Туркменистана.

Народное собрание — однопалатный парламент в Болгарии и Албании.

Национальная ассамблея — парламент (законодательный орган) во Вьетнаме, на Кубе, Маврикии, в Габоне, Замбии, Лаосе, Республике Корея, Намибии, Словении, Суринаме и некоторых других странах.

Национальный конгресс — двухпалатный парламент в Бразилии, Доминиканской Республике, Чили.

Национальный совет — однопалатный парламент Словакии и верхняя палата парламента Швейцарии.

Палата депутатов — однопалатный парламент Греции и нижние палаты парламентов Боливии, Бразилии, Венесуэлы, Доминиканской Республики, Италии, Колумбии, Мексики, Никарагуа, Румынии, Чехии, Чили.

Риксдаг— название однопалатного парламента Швеции.

Сейм — нижняя палата парламента в Польше и однопалатные парламенты Латвии и Литвы.

Собор — двухпалатный парламент Хорватии.

Стортинг — однопалатный парламент Норвегии.

Фолькетинг — однопалатный парламент Дании.

Роль парламента в механизме осуществления государственной власти

Деятельность парламента находит выражение не только в выполнении его главной функции — законодательствования, но и в принятии государственного бюджета, контроле за его исполнением, установлении налогов; формировании других высших государственных органов и избрании иных высших должностных лиц (например, избрание президента, образование правительства, утверждение премьер-министра и министров, избрание судей и др.) или участии в этих процессах; осуществлении в той или иной мере (в зависимости от формы правления) контроля за высшими органами и должностными лицами исполнительной власти и др.

Особая роль парламента выражается и в таких полномочиях, как объявление войны, заключение мира, назначение референдумов, ратификация и денонсация международных договоров, объявление амнистии, осуществление процедуры импичмента и др.

Понятия и полномочия парламента

1. Понятие парламента, его формирование. Статус депутата.

Термин «парламент» происходит от английского «Parlament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler — говорить.

Институт парламента имеет многовековую историю. Первые представительные учреждения возникли еще во времена античности:

Народное собрание (экклезия) — в Древней Греции;

Сенат — в Древнем Риме.

Однако родиной парламента считается Англия, где в XIII веке власть короля в соответствии с Великой хартией Вольностей (1215 г.) была ограничена собранием крупнейших феодалов, высшего духовенства и представителей территориальных единиц (графств).

Затем подобные представительные учреждения возникли во Франции, Польше, Испании и др. странах.

Современный парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Порядок формирования парламентов зависит от их структуры. Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов, как правило, формируются посредством прямых выборов.

Способы формирования верхних палат:

посредством непрямых выборов (косвенных или многостепенных выборов) — Франция;

посредством прямых выборов, но отличающихся от системы формирования нижних палат — Италия, США, Австрия;

путем назначения — Канада, Германия;

на невыборной основе (наследственный способ) — Великобритания;

смешанный — Бельгия, Ирландия.

Статус депутата определяется конституциями, конституционными и органическими законами, регламентами палат и обычаями.

Основные принципы статуса :

1 . Независимость : юридически депутаты не должны подчиняться воле избирателей, партийных органов и органов государственной власти. Они рассматриваются как представители всей нации, а не одного избирательного округа. Отсюда — запрет императивного мандата и отзыва депутата. Это принцип свободного мандата. Независимость предполагает также парламентские привилегии: иммунитет (депутатская неприкосновенность) и индемнитет (неответственность за высказывания, голосования и иные действия в стенах парламента; вознаграждение парламентария);

2. Недопустимость совмещений постов : депутаты — профессиональные парламентарии. В силу этого депутатский мандат несовместим ни с какой государственной или иной должностью;

3. Равноправие депутатов : это выражено в праве избирать и быть избранными на парламентские должности, в состав комитетов (комиссий), в праве законодательной инициативы, в праве участия в дебатах и голосовании.

Прекращение срока действия мандата депутата:

по окончанию срока полномочий депутата;

вследствие смерти депутата;

в результате лишения мандата;

в результате признания выборов недействительными.

2. Структура парламента и его палат

Существуют две разновидности парламентов: двухпалатные и однопалатные.

Исторически двухпалатная система построения парламентов (бикамерализм) существовала для того, чтобы обеспечить представительство различных слоев общества. Верхняя палата была введена для представительства аристократии, нижняя — для представительства широких слоев населения.

В современных условиях двухпалатная система имеет место обычно в федеративных государствах, где верхняя палата представляет субъектов федерации. (США, Германия, Бразилия, Мексика, Австралия и др.). В унитарных государствах с двухпалатным парламентом его верхняя палата также обычно формируется по политико-административным территориальным единицам (Италия, Испания, Франция, Польша, Япония и др.).

Смотрите так же:  Штраф отсутствие полиса

Примерно в половине государств Европы существуют однопалатные парламенты (Финляндия, Венгрия, Болгария, Швеция, Дания и др.).

Во внутренней структуре парламентов (палат) следует выделить комитеты и комиссии . Это в основном вспомогательные структуры, которые состоят из парламентариев и содействуют парламенту (палатам) в осуществлении полномочий. Комитеты (комиссии) подразделяются на:

постоянные (создаются по соответствующим направлениям законодательной деятельности);

временные (для расследования или изучения какого-либо вопроса, преимущественно практики применения законодательства, социальных проблем)

К постоянным комитетам (комиссиям) можно отнести:

по иностранным делам;

по правительственной деятельности;

по обороне и безопасности;

по вопросам гражданской службы;

по делам местного самоуправления;

по торговле и промышленности;

по вопросам образования и труда;

по аграрным вопросам и т.д.

К временным комитетам (комиссиям) можно отнести:

специальные (создаваемые для изучения какого-либо вопроса);

комитеты всей палаты;

Парламент (палаты) — слишком громоздкий аппарат для эффективного обсуждения сложных проблем, где они не были предварительно подготовлены и рассмотрены более узким составом депутатов, профессионально знакомых с определенной сферой государственной деятельности. Сегодня практически ни один законопроект не принимается, если он не прошел стадию проработки в одном из комитетов, который и выносит его на решение палаты.

3. Виды парламентов по объему компетенции. Полномочия парламента

Совокупность полномочий и функций парламента образует его компетенцию. По объему компетенции парламенты подразделяются на три группы:

1. Парламенты с абсолютно определенной компетенцией — характерны для федеративных и децентрализованных унитарных государств (США, Франция, Испания). В таких государствах центральная власть ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований (предметы ведения).

2. Парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией — т.е. парламенты, которые имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями (Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Италия и Ирландия).

3. Парламенты с относительно определенной компетенцией — т.е. границы компетенции являются относительно подвижными, нет четкого критерия разграничения полномочий парламента и правительства (Швейцария).

Основные полномочия парламентов.

1. Законодательные полномочия (главная часть компетенции):

право законодательной инициативы (осуществляется как членами обеих палат, так и группами парламентариев);

принятие законов (либо сразу по проекту в целом, либо сначала по статьям и главам, а затем по проекту в целом);

принятие бюджета и иные финансовые полномочия (налоговые полномочия, принятие решения о внутренних и внешних займах, создание различных внебюджетных фондов и т.п.).

2. Контроль над деятельностью правительства (объект — обычно исполнительная власть, однако контроль может распространяться и на главу государства, на судебную власть, на вооруженные силы и т.д.). Основные методы:

постановка вопроса о доверии (в странах, где правительство ответственно перед парламентом — применяется редко);

интерпелляция (обращение к правительству относительно мотивов его деятельности, его дальнейших действий по вопросам, относящимся к определенным аспектам правительственной политики. Правительство может отказаться отвечать на вопрос, но с обязательной мотивировкой отказа — применяется широко в Италии, Финляндии, Японии, Бельгии);

вопросы устные и письменные (наиболее часто практикуемо в Великобритании — ответы министров на устные вопросы депутатов заслушиваются ежедневно, кроме пятницы. Ответы на письменные вопросы публикуются в официальных отчетах о парламентских дебатах);

резолюция порицания (отличается от вотума недоверия тем, что вносится по предложению палаты — Франция);

деятельность расследовательских комитетов и комиссий (проводится в случаях, представляющих особый общественный интерес).

3. Полномочия по ратификации и денонсации международных договоров (Ратификация — утверждение высшим органом государства международного договора, после чего этот договор приобретает юридическую силу, денонсация — волеизъявление государства на расторжение договора).

4. Назначение референдумов (это полномочие носит либо исключительный, либо альтернативный характер).

5. Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах.

К формам и способам этого участия относят:

избрание или назначение по собственному усмотрению (чешский Парламент избирает Президента Республики на совместном заседании обеих палат);

избрание или назначение по представлению других органов или должностных лиц (словацкий Национальный совет избирает судей по предложению Правительства);

формирование органа целиком без определения его руководителей (австрийский Национальный совет избирает Коллегию народной правозащиты);

формирование органа с избранием или назначением его руководителей (сербская Народная скупщина избирает и смещает Председателя, заместителей Председателя и министров Правительства);

избрание или назначение только руководителя или также его заместителей (северокорейское Верховное народное собрание избирает и отзывает председателя Центрального суда, а остальной его состав избирается и отзывается Постоянным советом ВНС);

формирование части органа (в Румынии из 9 судей Конституционного суда — трое назначаются Палатой депутатов и трое — Сенатом );

участие парламента или палаты в составе более широких коллегий, формирующих орган (германский Бундестаг входит в состав Федерального собрания, которое избирает Федерального президента);

дача парламентом или палатой предварительного или последующего согласия на формирование органа или назначение должностных лиц (Председатель испанского Правительства назначается Королем, только если получит доверие абсолютного большинства членов Конгресса депутатов).

6. Полномочия в области обороны и безопасности (право объявлять войну и заключать мир (состояние войны, состояние обороны) — США, Франция, Куба, Италия, Венгрия, КНР).

7. Квазисудебные полномочия:

импичмент (цель — отстранение от должности виновных в совершении преступления главы государства, должностных лиц исполнительной власти, судьи);

право возбуждения перед судебными органами обвинения против высших должностных лиц;

4. Парламентские процедуры

Парламентские процедуры — это порядок работы парламента.

Виды парламентских процедур.

1. Сессии парламента — период времени, в течение которого палаты парламентов вправе в установленном порядке проводить пленарные заседания и принимать решения в соответствии со своей компетенцией. Сложились две разновидности порядка работы парламента:

сессионный , когда парламент созывается (собирается) в определенный промежуток времени, который может быть либо прямо указан в основном законе (очередные или ординарные сессии), либо определяться в зависимости от необходимости (внеочередные или экстраординарные сессии) — Франция, Австрия, Великобритания, Япония.

постоянный , когда парламент сам решает о перерывах и каникулах в своей деятельности (Словакия).

В межсессионный период действуют два принципа:

Дисконтинуитета (означает, что все дела, не получившие в течение сессии завершения, прекращаются с ее окончанием, и на следующей сессии те же вопросы могут начинаться с самого начала — США, Великобритания).

Континуитета (означает, что прохождение законопроекта не прекращается с закрытием сессии палат — Индия, Италия).

2. Пленарные заседания — это собрания членов парламента (его палат), которые проводятся в установленном законом порядке. Обычно они являются открытыми, но могут быть и закрытыми (при рассмотрении вопросов, затрагивающих государственную тайну). Процедуры пленарных заседаний регулируются регламентами. Пленарные заседания делятся на две группы: организационные (проводятся сразу после выборов) и обычные.

Важнейший элемент парламентской процедуры — кворум (установленное регламентом количество парламентариев, необходимое и достаточное для начала работы (в отдельных случаях) и для принятия решений (как правило). Решение, принятое при отсутствии кворума, недействительно.

Регламенты подробно регулируют порядок установления повестки дня заседания и обсуждения вопросов.

Ораторы записываются заранее. Они должны не отклоняться от обсуждаемого вопроса; обычное время для выступлений — от 5 до 20 минут (реже 50-60).

Обсуждение заканчивается голосованием . Способы: а) открытые (электронным голосованием, вставанием, разделением, поднятием руки, аккламация (кто громче кричит) и б) закрытые, тайные (бюллетенями). В наиболее ответственных случаях может применяться поименное голосование

3. Заседания комитетов и комиссий. Процедура этих заседаний гораздо проще. Здесь не требуется предварительной записи на выступления; сами выступления носят характер скорее деловой , чем публичный; возможны неоднократные выступления.

Особое значение имеют проводимые комитетами слушания. Они позволяют выявить не только возможные позиции и оппозицию по тем или иным вопросам, но и формировать в необходимом направлении общественное мнение.

Важная роль принадлежит комиссиям при осуществлении контрольных функций парламента. Узкая специализация комиссий, их небольшой численный состав позволяют с большей глубиной и компетентностью курировать отдельные области государственной деятельности.

Вспомогательный аппарат парламента

Под вспомогательным аппаратом парламента понимают организацию государственных служащих, которые оказывают научную, организационную и техническую помощь в работе парламенту в целом, его палатам, комитетам (комиссиям) и парламентариям . Аппарат обычно очень многочисленнен (В США работу 535 парламентариев обеспечивает аппарат из 20 тыс. человек).

Вспомогательный аппарат состоит из:

вспомогательных служб коллегиальных органов (парламента, палат, комитетов) — административно-технические, исследовательские службы, архивы, библиотеки;

личных помощников (референтов), консультантов и секретарей парламентариев.

Органы, учреждения и должностные лица при парламентах

счетные палаты — контролируют исполнение государственного бюджета;

уполномоченные по правам человека (омбудсманы) — рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав.