Роль тьютора в профессиональном самоопределении учащихся

Аннотация. Актуальность организации тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ в старшей школе. Раскрывается содержание понятия «тьюторское сопровождение».
Ключевые слова: тьютор, тьюторство, тьюторское сопровождение, профессиональное самоопределение, сотрудничество.

На современном этапе развития России образование является важнейшим фактором движущей силы экономического роста государства, благосостояния страны, конкурентоспособности в мировом сообществе. Российскому обществу нужны самостоятельные молодые люди, способные к сотрудничеству, компетентные в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах, ответственные в жизненном и профессиональном выборе.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы в одной из задач подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» является «модернизация содержания образования и образовательной среды для обеспечения готовности выпускников общеобразовательных организаций к дальнейшему обучению и деятельности в высокотехнологичной экономике»[1].

В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения одной из главных задач образования является формирование личностных универсальных учебных действий у обучающихся, самоопределение выпускников школы, заявлена ориентация образования на развитие познавательных и созидательных способностей личности, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Современная школа должна быть центром профессионального самоопределения учащихся. Чтобы все это реализовать, необходимо создать условия для профессионального самоопределения обучающихся в школе, для осознанного выбора профессии. Для разрешения данной задачи нужны педагогические технологии сопровождения. Одной из таких технологий может быть тьюторское сопровождение, как особый тип педагогической деятельности, которая обеспечивает индивидуализацию образования, направленная на выявление интересов обучающихся, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы и сопровождает процесс обучения в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Тьюторское сопровождение базируется на принципах индивидуализации, открытости, субъектности, вариативности, демократичности [2].

Тьюторское сопровождение может осуществлять специально подготовленный профессионал – тьютор. Целью педагогической деятельности тьютора является создание условий для построения собственной индивидуальной образовательной траектории обучающихся, он помогает ему наметить пути развития желаемого уровня компетентности.

В деятельности тьютора по профессиональному самоопределению большое значение приобретает сотрудничество и, своего рода, преемственность с тьютором — социальным продюсером, т.к. с его помощью ученик получает возможность на практике реализовать, проанализировать правильность выбранного пути развития. Тьюторское сопровождение в старшей школе основывается на построении индивидуальной образовательной программы поверх индивидуального проекта профессиональной деятельности [3].

Основные задачи тьютора в старшей школе заключаются не только в разработке и реализации индивидуальной программы профильного обучения и предпрофильной подготовки, но и в организации участия обучающихся в образовательных и профессиональных стажировках, в олимпиадах; вовлечение их в исследовательскую работу; формирование навыков планирования; организация пробы общественной и профессиональной деятельности через социальную и профессиональную практику.

Таким образом, тьюторство – это инновационная в российском образовании педагогическая деятельность, которая является в современных условиях важным ресурсом модернизации предпрофильной школы.

Литература:

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz3q2X3KGVP»
  2. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения : сайт Тьюторской ассоциации. — 2009 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.thetutor.ru/school/high_school_article01.htm
  3. Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. // Методическое пособие. Авторы- составители Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. [Текст] Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2011 122с.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс] Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz3q2X3KGVP»

Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение в старшей школе как возможность эффективной реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения : сайт Тьюторской ассоциации. — 2009 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.thetutor.ru/school/high_school_article01.htm

Организация тьюторского сопровождения в общеобразовательном учреждении. // Методическое пособие. Авторы- составители Сердюкова Н.С., Посохина Е.В., Серых Л.В. [Текст] Изд – во., БелРИПКППС -г. Белгород., 2011 122с.

методичка.doc. Методическое пособие для проекта Тьюторы книту

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Казанский национальный исследовательский

Методическое пособие для проекта
«Тьюторы КНИТУ»

1. Тьютор. Основные понятия.

Тьютор для группы первокурсников – педагог, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности в коллективе учебной группы, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого учащегося и осуществляющий индивидуальный корректив разностороннего развития каждой личности.

В своей деятельности тьютор руководствуется нормативными, правовыми, научно-методическими, которые регламентируют отношения между тьютором и учащимися.

Содержание работы тьютора студенческой академической группы включает в себя:

  • постоянное участие в жизни группы в течение учебного года: помощь в решении повседневных студенческих проблем, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента;
  • знание бытовых и семейных условий и состояния здоровья каждого студента в группе;
  • помощь в вопросах, связанных с учебным расписанием, занятиями, сессией;
  • привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их научных интересов;
  • приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление возможности для самореализации;
  • индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых возникают проблемы с адаптацией в университете, так и с теми, кто стремится к более глубокому изучению учебных дисциплин. Взаимоотношения с сокурсниками, преподавателями, личные проблемы также должны находиться в поле зрения куратора;

-этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: беседы о поведении, этикете, привитие интереса к культуре, искусству. Контроль за соблюдением ими правил внутреннего распорядка как на факультете, так и в вузе.
Одна из самых важных и первоочередных задач тьютора– убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него – саморазвитие.

2. Отчётная работа тьюторов.

По окончании каждого учебного месяца необходимо предоставить отчет о проделанной работе и предоставить его старшему тьютору факультета или института, в свою очередь старший тьютор формирует общий отчет и предоставляет его руководителю проекта.

Отчёт для старшего тьютора составляется согласно схеме в произвольной форме (текстовый вариант, таблицы или графики…).

Отчет для руководителя проекта заполняется по гугл форме:
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScZWhjM1nCXqvrOw7hxMgh_RRFDM1b91tHBcDtgV3vvuyIvuQ/viewform
Отчёт включает в себя:

  • ФИО/Институт/Факультет Старшего тьютора
  • Количество обучающихся первокурсников на факультете или институте
  • Количество первокурсников заинтересованных в активе (указать организации)
  • Основные темы проведённых тьюторских часов
  • Основные проблемы, возникшие у первокурсников
  • Основные проблемы, возникшие у тьюторов
  • Посещенные мероприятия тьюторов с группой первокурсников
  • Выделявшиеся первокурсников в группах

3. «Тьюторские часы».

3.1. Примерный план тьюторского часа

  • решение повседневных проблем и вопросов, появившихся у группы;
  • обсуждение актуальных вопросов современной жизни (знание и защита собственных прав, ценность семьи для современной молодёжи, городской и сельский образ жизни и т.д.);
  • встречи с деканатом, представителями общественных организаций и др.;
  • проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу;
  • беседы с отдельными студентами об их успеваемости, посещаемости, участии в делах группы, факультета, академии.

3.2 Примерные темы тьюторских часов.
Тема 0

  • Знакомство с группой.
  • Ознакомление вкратце с планами работы в текущем семестре.
  • Анализ индивидуальных особенностей студентов.
  • Создаём организационную структуру группы
  • Выбираем студенческий совет группы:
  • «старосту, профорга, спорторга, культорга, пресс-центр группы, обозначаем обязанности.
  • Выбираем день группы, эмблему группы и девиз.
  • Ознакомление с правилами внутреннего распорядка вуза.

Организация учебного процесса:

— учебный план специальности, последовательность и взаимосвязь разных предметов;

— сессия (рейтинговая система, зачетная неделя, система допусков, освобождение);

История КНИТУ, факультета, кафедры, День факультета, традиции факультета.

Проведение вне ВУЗ-ого знакомства.
Тема 3

Формула успеха учебной деятельности студента. Подведение итогов первой контрольной недели. Обсуждение проблем, возникших в учебном процессе у студентов.

Можно провести следующие занятия на выбор:

— правовая грамотность студента в ВУЗе. Студенты и закон: «Вопросы и ответы» (пригласить преподавателя правоведения);

— психологические проблемы адаптации студентов-первокурсников к учебе в ВУЗе (провести диагностику адаптированности студентов, пригласить психолога ЦПП для обработки анкет, консультирования по результатам анкетирования);

— студенческие организации в университете;

— организация свободного времени; краткая информация о конкурсах, проводимых в ВУЗе и т.д.
Тема 5

Подведение итогов полусеместровой аттестации. Обсуждение проблем, возникших в учебном процессе у студентов.
Тема 6

Подготовка к экзаменационной сессии. Поведение на экзамене.
Тема 7

Получение обратной связи по содействию в работе в органах студенческого самоуправления первокурсников за первый семестр.

Смотрите так же:  Срок действия простого векселя

Оценочная работа по итогам первой сессии

Мотивирование студентов на новый учебный семестр
Тема 8

Преемственность в системе ССА КНИТУ и проекта «Тьюторы КНИТУ»
3.3. Упражнения и игры для работы со студентами.

По мимо основных тем занятий на тьюторских часах, необходимо проводить упражнения и игры на такие темы как: сплочение, взаимопонимание, лидерство, адаптация, стрессоустойчивость и тп.

С полным списком упражнений можно познакомиться по ссылке:

4. Деятельность тьютора по адаптации студентов

Адаптация первокурсника в ВУЗе — первая, наиважнейшая задача тьютора.

На этом этапе тьютору необходимо:

* узнать о своих студентах как можно больше: сначала заочно, потом во время встреч и бесед;

* создать в группе атмосферу доброжелательности, товарищества и взаимопомощи, выявить и подобрать актив группы (старосту, заместителя старосты, профорга);

* ознакомиться с условиями проживания студентов (особенно в общежитиях).
Второй задачей тьютора является информирование студентов о возможности самореализации в вузе.

С помощью тьюторских часов первокурсники получают возможность правильно сориентироваться в новой для них обстановке и, самое главное, в этот момент закладывается отношение уважения к своему институту.

Первая сессия для студента всегда стресс, и проведение для первокурсников методического семинара «Моя первая сессия» (начало декабря) явилось бы большим подспорьем и снизило бы студенческие переживания.

Немаловажным в работе тьютора является воспитание у студентов уважения и доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.

5. Примерный порядок и формы работы тьюторов

5.1. Заочное знакомство с группой.

Заочное знакомство с группой необходимо начинать за несколько дней до начала учебного года. Работа тьютора в этот период заключается в подготовке списка группы (занесения его в журнал куратора), ознакомление с информацией карточки абитуриента: выявление потенциальных лидеров, заведомо слабых по успеваемости студентов (согласно школьным оценкам).

5.2. 1 сентября. Девиз дня – «Мы вместе».

В первый учебный день тьютор:

  • присутствует вместе со студентами своей группы на торжественных мероприятиях;
  • помогает разобраться с учебным расписанием;
  • организует первое знакомство с группой;
  • проводит знакомство с учебным корпусом, чтобы помочь студентам освоиться в стенах института;
  • настраивает студентов на серьёзное и ответственное отношение к учёбе, к жизни в вузе, на бережное отношение к материальным ценностям, предоставленным в их пользование (аудитории, оргтехника и т.п.).

Выбор актива группы.

Актив группы выбирается в сентябре. Актив группы состоит из старосты и профорга культорга и спорторга, которые избираются на общем собрании группы. Тьютор должен организовать проведение выборов актива. До того, как проводить выборы, необходимо ознакомить студентов с правами и полномочиями представителей актива.

Нельзя допускать, чтобы кандидатуру выбирали против его желания, а также, чтобы студенты равнодушно относились к выбору актива группы. Следует предупредить студентов, что актив всегда можно переизбрать, а в конце учебного года он должен отчитаться о своей деятельности.

Задача тьютора во время выборов актива группы состоит в том, чтобы настроить студентов на серьёзное отношение к происходящему и не влиять на принятие решений (даже если будет казаться, что выбор сделан неверным).

6. Возможные проблемы и конфликты.
Пути их решений.

В работе тьюторов могут возникнуть конфликтные ситуации, которые необходимо быстро решить. Потому представляем вам основные возникающие проблемы и пути их решения.

6.1 Тьютор — Тьютор.

Зачастую конфликт заключается в том, что тьюторы не могут разделить обязанности между собой. В больших случаях, это происходит, когда за одной группой закреплено несколько тьюторов и один из них старшего курса нежели другие.

Подавление тьютора, который старше, своим опытом.

Нечеткое распределение обязанностей между тьюторами.

Пути решений конфликтов:

Опытные тьюторы должны понимать, что тьюторы-новички находятся с ними наравне. И они должны давать немного свободу им, чтобы новички побороли свои страхи и набрались опыта. Что могут сделать тьюторы с опытом? Так это только наблюдать со стороны за работой тьютора-новичка и давать советы, когда видят, что нужна их помощь. Также они могут сами чему-то научиться у новичков, найти в их работе новые идеи, новые методы.

Требуется изначально прописать обязанности между тьюторами. Иными словами каждый должен заниматься тем, в чем более компетентен, но также не забывать делиться своим опытом со своим напарником.

6.2 Первокурсник — Первокурсник

Как говорилось в пункте 4: “Немаловажным в работе тьютора является воспитание у студентов уважения и доброжелательности к людям других взглядов, национальностей, вероисповеданий.”

Так как в КНИТУ обучается большое количество студентов разных национальностей в группах может создаться некое напряжение между первокурсниками.

Пути решения конфликта:

Тьютор должен внимательно наблюдать за обстановкой в группе и за отношениями между студентами разных национальностей. Попробовать найти общие интересы между студентами. Провести какие-либо мероприятия для сближения (фотосессии, выезд на природу, совместная поездка в детский дом, личное мероприятие) и сплочения группы, игры или упражнения (см. п.3.3.).

6.3 Тьютор — Первокурсник

При долгой работе с группой первокурсников может возникнуть проблема того, что тьютор теряет свой авторитет перед ними или его начинают воспринимать наравне с собой, как друга.

Сохранность авторитета перед группой.

Пути решения проблемы:

Изначально установить правила между первокурсниками и тьюторами.

Установить границы между рабочими и личными отношениями в группе. Не выделять и не делать поблажки первокурсникам, даже если они стали вашими друзьями.

Если отдельные лица среди первокурсников нарочно нарушают субординацию или подрывают авторитет, то лучшим решением будет провести личные беседы и выяснить причины их действий. Либо обратиться к старшему тьютору факультета или к руководителю проекта.
перейти в каталог файлов

Пособие для тьютора


Загрузить всю книгу

Министерство образования Российской федерации

Тольяттинский Государственный Университет

Кафедра «Высшая математика и математическое моделирование»

д.т.н., профессор П.Ф.Зибров

к.п.н, доцент Пивнева С.В.;

к.п.н, доцент, член-корреспондент академии пед.наук

В-93 Высшая математика. Часть I: Методическое пособие для тьютора. Сост.: Калукова О.М., Кошелева Н.Н., Никитина М.Г., Павлова Е.С., — Тольятти: ТГУ, 2005.- 47 стр.

Методическое пособие соответствует курсу «Высшая математика». Данное пособие – помощь тьютору в подготовке к практическим занятиям. В пособии представлены модули: Линейная алгебра, векторная алгебра, аналитическая геометрия и введение в анализ. После каждого модуля предоставлены тесты для проверки остаточных знаний студентов. Рекомендовано тьюторам, работающим со студентами нематематических специальностей, обучающихся по технологии 30/70.

Утверждено научно-методическим советом факультета математики и информатики Тольяттинского государственного университета.

Подписано в печать 8.09.2005. Формат 60 ´ 84/16

Печать оперативная. Усл. п. л. 3. Уч.-изд. л. 2,7

Ó Тольяттинский Государственный Университет

Тьюторская позиция учителя образовательного учреждения

Современная школа имеет преимущества перед вузом в возрождении тьюторских традиций. Школа – это такое заведение, в котором проходит 10 лет жизни ученика. За этот период можно узнать об ученике многое, в том числе его отношение к знанию, есть время для индивидуальной образовательной истории.

Сам термин «тьюторство», что в переводе с английского означает «наставничество», возник еще в 14 веке в Европе. И использовался исключительно в университетах. Затем постепенно перешел и в обыкновенные школы.

В настоящее время «тьютор – это тот человек, который сопровождает процесс освоения новой деятельности ученика». [5]

Цель работы тьютора – персональное сопровождение ученика или группы учеников в образовательном пространстве для становления у них устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

В основном в школах функции тьютора выполняют учителя. Тьюторы:
• создают благоприятные условия для индивидуального развития и формирования личности учащихся,

• осуществляют изучение личности учащегося, его склонностей, интересов.

• создают благоприятный морально-психологический климат для каждого учащегося,

• создают развивающую образовательную атмосферу в рамках классного коллектива,
• способствуют развитию общения, осуществляют помощь школьникам в учебной деятельности, организуют досуговую деятельность,
• содействуют получению дополнительного образования учащимся через кружки, секции, организуемые в школе.

«В поле зрения тьютора на­ходятся основные компетентности, обеспе­чивающие успешность учащегося:

  1. готовность к решению проблем;
  2. готовность к самообразованию;
  3. готовность к использованию информа­ционных ресурсов;
  4. готовность к социальному взаимодей­ствию;
  5. коммуникативная компетентность» [4]

Тьюторство как форма обучения входит в российское образование совсем недавно и ищет современные средства для реализации. К сожалению, многим российским школам не хватает ресурсов для того, чтоб ввести должность тьютора. Поэтому возникает потребность в изучении возможностей реализации тьюторской позиции учителем-предметником.

Смотрите так же:  Договор экспедирования с физическим лицом

Базой исследования являлась «Кангаласская СОШ им. П.С. Хромова». Для индивидуальной работы были отобраны 3 ученика из 6 класса. Все трое учеников имеют 7-8 вид по заключению ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии).

На первом этапе составления ИОП (индивидуальной образовательной программы) была проведена беседа с учащимися о необходимости планирования и организации своей учебно- познавательной деятельности. Далее учащиеся были ознакомлены со структурой и алгоритмом построения ИОП.

Образовательной целью являлось – подтянуть свои знания по математике, заполнить пробелы в знаниях по предмету и догнать пройденный материал.

Ребята поставили для себя задачи по данному предмету, это:

  1. работать 5 месяцев, то есть до 15 мая 2017 года,
  2. усвоить знания по математике за пройденный курс 5-6 класса.

Затем ученики выбрали формы и методы обучения, формы и методы контроля, какие больше предпочитают.

В дальнейшем анализируем заполнение учащимися ИОП. Результат сводим в виде следующей таблицы. Результаты одного ученика.

Пособие для тьютора

В настоящее время в России продолжается модернизация образования на всех уровнях. На решение задач по достижению высокого качества содержания всех видов образования, повышению доступности программ социализации детей и молодежи нацелены основные направления федеральной государственной политики в сфере образования в 2016–2020 годы, определенные в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [1].

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из важнейших задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией (ДОО), является «…взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка» [1]. Впервые разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [2], который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

На начальном этапе поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию особо остро стоит проблема адаптации ребенка к новым для него условиям. Практически у каждого ребёнка адаптация к ДОО вызывает сильный стресс: малыш должен привыкнуть к новым для него условиям, общаться с незнакомыми для него людьми. Во многом отличающийся от домашнего режим дня, отсутствие родителей, иной стиль общения, необходимость постоянного контакта со сверстниками и взрослыми, новое помещение – все это травмирует слабую психику ребёнка, вызывая защитную реакцию в виде постоянного плача, отказа от сна, общения с окружающими и еды. Ответственность за период адаптации ребёнка к условиям детского сада полностью лежит на родителях и сотрудниках ДОО. Только комплексный подход к решению проблемы позволит максимально безболезненно осуществить привыкание ребёнка к детскому саду.

В современном образовании функцию сопровождения эффективно решает тьютор [3,С.5]. В дошкольных организациях тьютор может и должен помочь детям адаптироваться к новым для них условиям. В соответствии с Профессиональным стандартом «Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)», функция тьютора в ДОО заключается в осуществлении педагогической деятельности по сопровождению процесса формирования и реализации индивидуальной траектории развития ребенка дошкольного возраста.

Целью данного исследования является обоснование роли тьюторского сопровождения в процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.

Материалы и результаты исследования, их обсуждение. Инновационные процессы, происходящие в системе дошкольного образования на современном этапе, выявили актуальность проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста, являющегося одним из главных составляющих всестороннего развития ребёнка, способствующего его успешности в будущем и дальнейшему самоопределению в профессии.

Особого внимания педагогов и родителей требует процесс поступления ребенка в детский сад. Острая проблема адаптации малыша к новым условиям, новым людям и серьезные последствия этого процесса, отражающиеся часто негативно на состоянии организма ребенка, определяют необходимость скрупулезного учета всех факторов, способствующих комфортной адаптации ребенка к дошкольной образовательной организации.

Адаптация, как процесс приспособления организма к новым для него условиям, предполагает выработку адекватной реакции на разные изменения окружающей среды. Различные субъективные реакции организма, зависящие от психических, физиологических и интеллектуальных особенностей личности, от взаимоотношений в семье, от различных параметров здоровья ребенка, составляют основу процесса адаптации.

Существует три фазы адаптационного процесса. В период острой фазы наблюдаются разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе, приводящие к частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению веса и аппетита, замедленному речевому развитию. Фаза может длиться около одного месяца. В течение 3–5 месяцев прохождения подострой сохраняется адекватное поведение малыша, но значительно замедляется темп психического развития, по сравнению со средними возрастными нормами. Фаза компенсации характеризуется ускоренным развитием, что дает мощный толчок в формировании личности ребенка. Острая фаза адаптационного периода имеет три степени тяжести прохождения. Легкой степени адаптации свойственна нормализация поведения в течение 10–15 дней, прибавка в весе согласно норме, адекватно поведение в группе сверстников, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. Адаптация средней тяжести протекает в течение месяца, сопровождаясь потерей в весе, наблюдаемые симптомы психического стресса приводят к ослаблению здоровья и краткосрочному заболеванию (5–7 дней). Тяжелая степень адаптации может продлиться от 2 до 6 месяцев. Часто болеющий ребенок может потерять полученные навыки, постоянное нахождение в стрессовой ситуации приводит как к физическому, так и психическому истощению организма. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение младшего дошкольника в период адаптации к условиям детского сада, которое помогает ребенку безболезненно приспособиться к новым для него условиям, формируя позитивный характер конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.

В изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО большой вклад внесли Ш.А. Амонашвили, Н.Д. Ватутина, Т.В. Костяк, Г.Ф. Кумарин, А.В. Мудрик и др. В современных научных трудах зарубежных учёных (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова) особое внимание уделяется проблеме привыкания детей к общественному воспитанию. Авторы констатируют, что поступление в дошкольное учреждение сопровождается серьезными негативными изменениями в эмоционально-личностной сфере ребенка и требует достаточно длительной продуманной коррекционной работы.

Если психология изучает адаптационные возможности личности, продуманные механизмы включения ребенка в социальную среду, то педагогика рассматривает проблему педагогической поддержки процесса адаптации подрастающего поколения, занимается поиском эффективных технологий интеграции личности в новое социокультурное пространство, обосновывая роль различных институтов в успешной социализации в адаптации детей.

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психического, физиологического, интеллектуального и физического развития ребенка, от того, как общаются все члены семьи друг с другом и с ближайшим окружением, от условий, которые созданы в дошкольном учреждении. Каждый ребенок привыкает по-своему.

Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая может проявляться в поведенческих нарушениях, игровой и учебной деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и воспитателями. Педагогическое сопровождение необходимо ребёнку на протяжении всего периода дошкольного детства, поэтому важно в каждой дошкольной образовательной организации разработать продуманную программу индивидуализации процесса развития ребенка, исходя из современных требований системы дошкольного образования в целом, а также особенностей и возможностей каждого ребенка.

Проблему психолого-педагогического сопровождения раскрыты в научных трудах М.Р. Битяновой, Б.С. Братусь, Е.В. Бурмистровой, О.С. Газман, И.В. Дубровиной, В.Е. Летуновой, А.В. Мудрик, С.Д. Полякова, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской и др.

В дошкольной образовательной организации тьютор может осуществлять пошаговое сопровождение ребенка, раскрывая многогранность его личности на основе учета индивидуальных особенностей каждого. Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) является новой специальностью в дошкольном образовании. Тьюторское сопровождение ориентировано на проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, учитывающей потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Сегодня тьюторство динамично вводится в образовательные организации, особенно в свете инклюзивного (интегративного) образования, где роль тьютора как сопровождающего и наставника детей не просто велика, но и крайне необходима [4]. Программы тьюторского сопровождения помогают детям-инвалидам в преодолении социально-психологической изолированности, содействуют их социальной реабилитации и интеграции, самовыражению и самореализации, а также направлены на оказание помощи родителям, создание благоприятного социального окружения и др. [5]. Тьюторское сопровождение заключается в построении индивидуального образовательного маршрута ребёнка, направленного на постоянное рефлексивное сопоставление его сегодняшних достижений с предыдущими, с интересами и поставленными целями.

Смотрите так же:  Служебная записка отгул

Тьютор или любой педагог, осуществляющий тьюторские функции на этапе адаптации, выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство дошкольной организации. Тьюторское сопровождение адаптации детей к условиям ДОО позволяет минимизировать стрессовое состояние, а также индивидуализировать весь образовательный процесс в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, его потребностями и возможностями. Тьютор разрабатывает и реализует индивидуальную программу социализации ребенка. Он должен выстроить образовательный процесс, учитывая персональные особенности ребенка, имеющийся у него потенциал, чтобы появилась возможность для усвоения программы каждым малышом. Тьюторство не только помогает детям овладеть программой, но и создает условия для обучения ребенка в соответствии с его возможностями, не нарушая процесс развития остальных детей.

Тьютором в дошкольной образовательной организации может выступать воспитатель, психолог, который поможет ребенку преодолеть трудности. Тьюторство рассматривается как процесс консультирования, соучастия, опосредованного контроля, поощрения инициативы и проявления самостоятельности малыша в проблемной ситуации при минимальной помощи педагога. Тьюторское сопровождение помогает ребёнку в его личностном росте, настраивает на открытое общение, развивает эмпатию, как у педагогов, так и у воспитанников.

А.В. Мудрик [6, С.123] подчеркивает, что сопровождение является особой областью профессиональной деятельности педагога и направлено на поддержку ребёнка в овладении социально-культурными и нравственными ценностями, необходимыми для самореализации и саморазвития. Сопровождение в дошкольном учреждении предполагает последовательную продуманную деятельность, направленную на помощь и поддержку ребенка в трудных для него ситуациях. Сопровождение должны осуществлять «тьюторы-педагоги со специфическим набором функций», и их деятельность должна быть «основана именно на идеях педагогики поддержки», при которой ребёнок сам решает, чем ему заняться и какие средства для этого выбрать, что обеспечивает эмоциональную включенность детей в деятельность и их субъектность [7, С.34].

Направленность и интенсивность тьюторского сопровождения во многом зависит от развития социокультурной среды семьи, особенностей ребенка и возникающих проблем в его развитии и воспитании.

Успешность тьюторского сопровождения адаптации детей к условиям ДОО обусловлена, c одной стороны, своевременностью включения семьи, с другой стороны, согласованностью действий всех субъектов адаптационного процесса. Технология тьюторского сопровождения адаптации детей к дошкольной образовательной организации реализуется поэтапно, основываясь на всевозрастающей роли семьи в образовании и социализации ребенка дошкольного возраста.

Для оптимизации процесса адаптации детей к условия дошкольной образовательной организации необходимо предварительно знакомить родителей с условиями работы учреждения, продуманно подходить к подбору педагогов в формирующихся группах, постепенно заполняя группы. Гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации, учет индивидуальных особенностей детей, информирование родителей о динамике адаптации каждого ребенка позволят создать благоприятную обстановку для всех участников психолого-педагогического сопровождения.

В процессе адаптации ребенка к условиям ДОО тьютор может эффективно использовать различные арт-технологии, которые активно применяют в своей деятельности педагоги, психологи, музыкальные руководители и другие специалисты организации. Элементы телесной терапии развивают волю ребенка, чувствительность, знакомят его с собственным телом, учат понимать свои эмоции и эмоции других. Занятия укрепят и сделают более эластичными мышцы, разработают суставы, а движения станут более красивыми и пластичными. Телесно-ориентированная терапия способствует оптимизации функционального состояния ребенка. При этом желательно комплекс завершать сеансами релаксации, способствующих расслаблению, полноценному отдыху нервной системы, приводящих в совершенное равновесие кровообращение. Использование тьютором фольклора при общении с детьми также положительно влияет на процесс их адаптации к условиям детского сада. Колыбельные песни снимают эмоциональное и мышечное напряжение, успокаивающе действуя на ребенка. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения. Дети, которым в детстве пели песни, вырастают более нежными, добрыми. Для снятия психо-эмоционального напряжения можно применять сказкотерапию, с помощью которой ребенок учится узнавать и передавать эмоции по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей [4].

Все занятия организуются в игровой форме, так как игра – основная деятельность ребенка, в которой он сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений. Игровая деятельность в период адаптации направлена на установление эмоционального контакта, доверия между детьми и взрослыми. В сознании ребенка должна выработаться установка, что в детском коллективе и учреждении в целом, его окружают душевные, всегда готовые понять и прийти на помощь люди. Эмоциональное общение возникает на основе интересных совместных действий, которые сопровождаются ласковым взглядом, улыбкой, добрым словом. Взрослый всегда является инициатором как коллективных, так и индивидуальных игр. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения.

В каждом дошкольной образовательной организации перед поступлением ребенка в учреждение для родителей проводятся консультации по созданию благоприятных условий в период адаптации детей к ДОО. Необходимо бережное и внимательное отношение родителей к ребенку, стремление помочь ему пережить это сложное время [8, С. 78].

Цель современного образования, как части общей культуры, – создать условия для конструктивного сотрудничества семьи, различных образовательных и общественных организаций, учреждений культуры и социальных служб [9, С.261]. Задача тьютора и педагогов ДОО – сделать родителей полноценными участниками образовательных отношений, оказывая им педагогическую помощь, заинтересовывая, привлекая семью к участию в разнообразных мероприятиях, формируя единый подход в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей, так как именно семья придает устойчивость и позитивную направленность процессу культурного развития и воспитания подрастающего поколения [10], неизменно выполняя важнейшие функции по передаче глубинных культурных ценностей и традиций народа [11, С.103].

Выводы. Научная новизна исследования заключается в изучении и обосновании психолого-педагогических условий становления тьюторского сопровождения адаптации детей в дошкольной образовательной организации.

Успешную адаптацию ребенка может обеспечить открытость дошкольной образовательной организации для семьи, где каждый родитель в удобное для него время имеет возможность знать и видеть, как развивается его ребенок. Сотрудничество тьютора и родителей в воспитании детей должно быть основано на взаимопонимании и доверии для создания активной развивающей среды, конструктивного общении детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОО.

Тьюторство в России как новая модель образования: становление и развитие

Современная школьная педагогика различает четыре основные модели деятельности тьютора:

  1. Модель «эксперт»: дети, которые имеют проблемы, направляются учителями-предметниками к специалистам, например, к психологу, консультанту по конфиденциальным вопросам, учителю-доктору.
  2. Модель «тьютор»: каждый ученик в течение периода обучения в школе имеет своего опекуна. Тьютору не обязательно преподавать в классе, где учится его подопечный, он опекает несколько десятков учеников из разных классов.
  3. Модель «классный тьютор»: каждый класс имеет своего тьютора, который отвечает как за весь класс целиком, так и за каждого ребенка в отдельности. Классный тьютор проводит уроки в своем классе, регулярно проводит беседы, сотрудничает с родителями и учителями.
  4. 4. Модель «секционно-групповая»: классы получают поддержку группы учителей. Учеба и педагогическая поддержка интегрированы в учебный процесс, а все учителя несут ответственность за решение личностных проблем школьников [6].
  5. Тьюторская педагогическая поддержка может охватывать не все 100% учащихся в учебном заведении. Лишь те, кто хочет учиться дополнительно и самостоятельно, могут иметь тьюторов.
  6. Уроки и тьюторские консультации нельзя объединять, чтобы у детей была возможность различать образовательные пространства (где они должны учиться и где они могут это делать, потому что сами хотят этого).
  7. Тьютором может стать тот, кто готов не просто помогать принимать решения, но и вместе с учениками искать решения их вопросов и проблем. Тьютор обязательно должен иметь собственный опыт самообразования, например, повышения квалификации.
  8. Минимальное количество тьюторов в школе – три, чтобы они могли обсуждать результаты своих исследований.

Исходя из уже существующих моделей тьюторства мы можем выделить ряд рекомендаций относительно успешного внедрения и развития института тьюторов в школах России [6]:

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, можно с уверенностью утверждать, что тьюторство существует в современной России уже около четверти века. Тьюторская система образования органично вписывается в традиционную модель и благодаря государственным программам и энтузиазму педагогов развивается и вводится во все большее количество школ, дошкольных учреждений, высших учебных заведений. Популяризации тьюторства способствуют специальные центры и ассоциации, которые осуществляют также и методико-технологическую поддержку учителей-воспитателей.