Приказ департамента образования города москвы 922

8(495)912-63-37
[email protected]

Приказ Департамента образования № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

О мерах по развитию дополнительного образования

детей в 2014-2015 учебном году

В целях повышения качества оказываемых жителям города Москвы образовательных услуг и наибольшего удовлетворения потребностей в дополнительном образовании детей

приказываю:

1. Осуществлять финансирование реализации дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в форме предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы (далее – государственная работа).

2. Утвердить Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Установить, что зачисление жителей города Москвы на освоение дополнительных общеразвивающих программ осуществляется государственными образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы, через Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ) в порядке, установленном Департаментом образования города Москвы. При этом источником данных об обучающихся является Реестр обучающихся подсистемы «Нормативно-справочная информация и Реестры» КИС ГУСОЭВ.

4.Установить, что для государственных организаций дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту образования города Москвы, кроме государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы в государственное задание может быть включено выполнение иных государственных работ.

5.Руководителям государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обеспечить предоставление дополнительного образования не менее 75% обучающихся в организации.

6. Распространить действие настоящего приказа на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2014 г.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Васильеву Т.В.

Руководитель Департамента образования

города Москвы И.И. Калина

Приложение к приказу

от «17» декабря 2014 г. № 922

Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы

1. Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы (далее – государственная работа) для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, разработан в целях наибольшего удовлетворения потребностей жителей города Москвы в качественном дополнительном образовании детей.

2. Государственная работа предоставляется государственным образовательным организациям, подведомственным Департаменту образования города Москвы (далее – образовательные организации), на реализацию дополнительных общеразвивающих программ:

– на ознакомительном, базовом и углубленном уровнях в государственных общеобразовательных организациях, государственных образовательных организациях среднего профессионального образования;

– на базовом и углубленном уровнях в государственных организациях дополнительного образования детей.

3. К ознакомительному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 5 до 18 лет. При этом срок освоения программы составляет не менее 3 месяцев, время обучения –от 1 до 3 часов в неделю. Результатом обучения является освоение обучающимися образовательной программы и переход на базовый уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

4. К базовому уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 8 до 18 лет, осваивающим программы начального общего (с 3 класса), основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования. При этом срок освоения программы составляет не менее 1 года, время обучения – от 3 до 5 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 10% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; переход на углубленный уровень не менее 25% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

5. К углубленному уровню относятся дополнительные общеразвивающие программы, которые предоставляются жителям города Москвы в возрасте от 12 до 18 лет, осваивающим программы основного общего, среднего общего образования, программы среднего профессионального образования. При этом срок освоения программы составляет не менее 2 лет, время обучения – от 4 до 8 часов в неделю. Результатом обучения является участие в общегородских мероприятиях, включенных в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 80% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам; включение в число победителей и призеров общегородских мероприятий, входящих в утвержденный Департаментом образования города Москвы перечень, не менее 50% обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам.

6. Предельные размеры расходов образовательной организации на 1 обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, за счет средств государственной работы в год составляют:

— на ознакомительном уровне 2 до 6,0 тыс. рублей;

— на базовом уровне – до 12,0 тыс. рублей;

— на углубленном уровне – до 24,0 тыс. рублей.

7. Для обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к предельным размерам расходов образовательной организации на 1 обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, – 2,0.

8. Для обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к предельному размеру расходов образовательной организации на 1 обучающегося, осваивающего дополнительные общеразвивающие программы, – 3,0.

Смотрите так же:  Требования по строительству тира

9. Объем дополнительного финансирования государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся, осваивающих программы основного общего, среднего общего образования в данных организациях, определяется по следующей формуле:

V1 = (К1 х 75% х N1) / 2 + (К2 х 75% х N2) / 2 + (К3 х 75% х N3) / 2,

где V1 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственной общеобразовательной организации, подведомственной Департаменту образования города Москвы, тыс. рублей;

К1 – количество обучающихся, осваивающих программы начального общего образования, человек;

N1 – расчетная сумма дополнительного финансирования на 1 обучающегося, осваивающего программы начального общего образования, тыс. рублей;

К2 – количество обучающихся, осваивающих программы основного общего образования, человек;

N2 – расчетная сумма дополнительного финансирования на 1 обучающегося, осваивающего программы основного общего образования, тыс. рублей;

КЗ – количество обучающихся, осваивающих программы среднего общего образования, человек;

N3 – расчетная сумма дополнительного финансирования на I обучающихся, осваивающего программы среднего общего образования, тыс. рублей.

10. Объем дополнительного финансирования государственных образовательных организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на реализацию дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих программы среднего профессионального образования, определяется по следующей формуле:

V2 = (К4 х 75% х N4) / 2,

где V2 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственной образовательной организации среднего профессионального образования, подведомственной Департаменту образования города Москвы, тыс. рублей;

К4 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих программы среднего профессионального образования, человек;

N4 — расчетная сумма дополнительного финансирования на 1 обучающегося в возрасте до 18 лет, осваивающего программы среднего профессионального образования, тыс. рублей.

11. Для обучающихся из числа детей-инвалидов, за исключением детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов, применяется корректирующий коэффициент к расчетной сумме дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы (пп. 9–10) на 1 обучающегося –2,0.

12. Для обучающихся из числа детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых и слабовидящих детей-инвалидов применяется корректирующий коэффициент к расчетной сумме дополнительного финансирования в форме в форме субсидии на выполнение государственной работы (пп. 9–10) на 1 обучающегося – 3,0.

13. Объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на 2014–2015 учебный год определяется с использованием следующих расчетных сумм дополнительного финансирования:

— на 1 обучающегося, осваивающего программы начального общего образования, (N1) – 12,0 тыс. рублей в год;

— на 1 обучающегося, осваивающего программы основного общего образования, (N2) – 16,0 тыс. рублей в год;

— на 1 обучающегося, осваивающего программы среднего общего образования, (N3) – 20,0 тыс. рублей в год;

— на 1 обучающегося в возрасте до 18 лет, осваивающего программы среднего профессионального образования, (N4) – 20,0 тыс. рублей в год.

14. Государственным общеобразовательным организациям и организациям среднего профессионального образования, подведомственным Департаменту образования города Москвы, дополнительно к объему финансирования, определенному в соответствии с пунктом 9 настоящего порядка, по результатам реализации дополнительных общеразвивающих программ в 2013–2014 учебном году предоставляется дополнительное финансирование в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций:

14.1. Для образовательных организаций, занявших места с 1 по 20 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013–2014 учебном году, по следующей формуле:

V3 = К5 / 5 х N5 + К6 / 5 х N6,

где V3 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К5 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К6 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

N6 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей.

14.2. Для образовательных организаций, занявших места с 21 по 70 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, по следующей формуле:

V4 = К7 / 7 х N5 + К8 / 7 х N6,

где V4 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К7 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К8 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

N6 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей.

14.3. Для образовательных организаций, занявших места с 71 по 170 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, по следующей формуле:

V5 = K9/10xN5 + K10/10x N6,

где V5 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

Смотрите так же:  Приставы альметьевск телефон

К9 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К10 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

N6 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей.

14.4. Для образовательных организаций, занявших места с 171 по 400 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, по следующей формуле:

V6 = K11 / 14xN5 + K12/14xN6

где V6 – объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К11 – количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, человек;

N5 –расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей;

К12 — количество обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, человек;

N6 – расчетная сумма дополнительного финансирования на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, тыс. рублей.

15. Объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций для государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, на 2014–2015 учебный год определяется с использованием следующих расчетных сумм дополнительного финансирования:

— на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на базовом и углубленном уровнях, из других общеобразовательных организаций, (N5) – 100,0 тыс. рублей в год;

— на обучающихся в возрасте до 18 лет, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы на ознакомительном уровне, из других общеобразовательных организаций, (N6) – 60,0 тыс. рублей в год.

16. Для образовательных организаций, занявших места ниже 400 в рейтинге образовательных организаций, показавших высокие образовательные результаты в 2013–2014 учебном году, которые были реорганизованы путем присоединения государственных организаций дополнительного образования детей, с количеством обучающихся по дополнительным общеразвивающим программам из других общеобразовательных организаций в текущем учебном году не менее 1000 человек объем дополнительного финансирования в форме субсидии на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для обучающихся в возрасте до 18 лет из других общеобразовательных организаций на 2014–2015 учебный год составляет 10 млн рублей.

17. Предоставление дополнительного финансирования в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы на предоставление дополнительных общеразвивающих программ обучающимся из других образовательных организаций (п. 14) осуществляется на основании заявок государственных общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы.

18. Объем предельного финансирования в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы государственным организациям дополнительного образования детей, подведомственным Департаменту образования города Москвы, определяется сметным методом.

19. Государственные организации дополнительного образования детей, подведомственные Департаменту образования города Москвы, сверх субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы обязаны обеспечить жителям города Москвы возможность получения в 2014–2015 учебном году дополнительного образования в объеме не менее 12,5 процентов от объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (без учета поступлений от аренды).

20. Образовательные организации самостоятельно определяют количество и структуру обучающихся, осваивающих дополнительные общеразвивающие программы за счет средств государственной работы, по уровням.

21. Средства субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы могут быть использованы образовательными организациями на оплату труда педагогических и иных работников, услуги связи, транспортные расходы, приобретение материальных запасов и прочие расходы, связанные с реализацией дополнительных общеразвивающих программ.

Приказ Департамента образования г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей» (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Приказом Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. N 1308 в название настоящего приказа внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2015 г.

Приказ Департамента образования г. Москвы от 17 декабря 2014 г. N 922
«О мерах по развитию дополнительного образования детей»

С изменениями и дополнениями от:

7 августа, 8 сентября 2015 г., 31 января 2017 г.

В целях повышения качества оказываемых жителям города Москвы образовательных услуг и наибольшего удовлетворения потребностей в дополнительном образовании детей приказываю:

1. Осуществлять финансирование реализации дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования города Москвы, в форме предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы.

2. Утвердить Порядок расчета и использования субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на выполнение государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы для государственных образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, согласно приложению к настоящему приказу.

3. Установить, что зачисление жителей города Москвы на освоение дополнительных общеразвивающих программ осуществляется государственными образовательными организациями, подведомственными Департаменту образования города Москвы, через Комплексную информационную систему «Государственные услуги в сфере образования в электронном виде» (КИС ГУСОЭВ) в порядке, установленном Департаментом образования города Москвы. При этом источником данных об обучающихся является Реестр обучающихся подсистемы «Нормативно-справочная информация и Реестры» КИС ГУСОЭВ.

4. Установить, что для государственных организаций дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту образования города Москвы, кроме государственной работы по обеспечению реализации дополнительных общеразвивающих программ для жителей города Москвы в государственное задание может быть включено выполнение иных государственных работ.

Смотрите так же:  Пособия для профилактики плоскостопия и осанки

5. Руководителям государственных общеобразовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, обеспечить предоставление дополнительного образования не менее 75% обучающихся в организации.

6. Распространить действие настоящего приказа на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2014 г.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Павлова И.С.

Руководитель
Департамента образования
города Москвы

Алтуфьево, Петровско-разумовская, Селегерская

ул. Дубнинская д.12 А
тел. +7(499)900-36-44
тел. +7(495)922-26-07
от метро 2,4 км.

Чертановская, Южная

ул. Чертановская, д.9, стр.3
тел. +7(495)312-64-00
тел. +7(906)773-02-22
от метро 1,5 км.

Московский центр развития кадрового потенциала образования

Новые нормативные требования к оформлению и ежегодному утверждению образовательных программ станут основной темой августовских консультаций в МИОО…

В рамках постоянно действующей консультации «Особенности разработки дополнительных общеобразовательных программ и рабочих программ курсов внеурочной деятельности, в соответствии с требованиями ПС «Педагог ДО детей и взрослых» пройдут индивидуальные и групповые собеседования, в ходе которых будут даны рекомендации по подготовке конкретных программ к утверждению для реализации в 2016-2017 учебном году.
На консультацию приглашаются заместители директоров по внеурочной деятельности и дополнительному образованию, методисты, учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования образовательных организаций города Москвы.
Выбирайте наиболее удобное для вас время!

Даты и время консультаций:

  • 16 августа с 14.00 до 17.00
  • 18 августа с 11.00 до 14.00

Адрес: Авиационный пер., д. 6 (аудитория 208)

Мини-консультация уже здесь и сейчас (см. ниже)

Вопрос: с какими документами необходимо ознакомиться при написании дополнительной общеобразовательной программы и рабочей программы курса внеурочной деятельности?

Ответ: список нормативных документов:

  • Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242.
  • О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308.
  • О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922: приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074.
  • О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ: письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 09-35-64.
  • О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 учебном году: приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922.
  • Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г.
  • Примерные требования к программам дополнительного образования детей: приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41.

Приказ департамента образования города москвы 922

При выборе темы проекта, который планируете предложить ученикам, вы руководствуетесь в первую очередь:

Его новизной, необычностью, социальной или научной значимостью

Тем, что он будет интересен самим ученикам и они сразу включатся в работу

Простотой и доступностью в техническом отношении

Тем, что с этой темой есть шанс победить на конкурсе

Тем, что проект позволит детям увидеть конкретные и реальные результаты своей работы

Всего проголосовало: 104

Карелия ждала выхода в финал конкурса «Учитель года» шесть лет!

номер 02, от 8 января 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

«Словечко «троллить» прочно вошло в наш обиход. Утверждают, что оно от способа рыбалки, когда удильщик подергивает приманку. Однако не следует сбрасывать со счетов скандинавское troll – «очарование», «колдовство». Ведь желание осмеять, разыграть, а то и оскорбить, и даже усыпить бдительность, обмануть собеседника с помощью речевой эквилибристики, которую часто даже без особой натяжки можно приравнять к словесному колдовству, причем сделать это на миру, прилюдно, весьма показательно для нынешнего телеэкранного и компьютерного общения…» Любопытное наблюдение? Целое множество таких наблюдений привез из своей очередной экспедиции Владимир Супруненко. И он вновь охотно делится ими на страницах газеты.

Нынешних детей ученые называют так: «дети со спецификой социализации». Более 70% из них не умеют, а иногда и не хотят контролировать свои эмоции, их мировоззрение похоже на лоскутное одеяло, а логическое мышление западает. Инструментарий, которым владели педагоги, работавшие с детьми 20 лет назад, для нынешнего поколения не подходит… Что же делать? Решение искали участники сразу двух профессиональных конференций в Санкт-Петербурге. Выводы внимательно фиксировала Наталья Алексютина.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Минздрава России, среди первоклассников абсолютно здоровыми могут считаться лишь 4,3%, а 60% старшеклассников уже страдают хроническими болезнями. В их числе – нарушения работы сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной систем, органов дыхания и зрения… Начнет ли ситуация меняться к лучшему с принятием закона «О школьной медицине»? Пока проект важного для всего общества документа завис на этапе согласований. О причинах и следствиях этого промедления – в материале Глеба Платошкина.

Наши приложения

Точность — ответственность директоров

Внеурочная деятельность или дополнительное образование?

Сетевое издание. Зарегистрировано Роскомнадзором 6 июля 2012 года

Эл No. ФС77-50440

Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции.

Ссылка на «УГ» обязательна.

Выходит с 1924 года; электронная версия — с 1995 года.

Key title: Ucitel’skaa^ gazeta (Online) || ISSN 1607-2162