Содержание статьи:

Приказ Генпрокуратуры России от 05.12.2016 N 780 «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 декабря 2016 г. N 780

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 05.09.2011 N 277 «ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ПРИЕМЕ, РЕГИСТРАЦИИ И РАЗРЕШЕНИИ

СООБЩЕНИЙ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В ОРГАНАХ ДОЗНАНИЯ

И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ»

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Внести в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 N 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» следующие изменения:

из абзаца второго пункта 1.1 слова «органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ,» исключить;

из пункта 1.3 слова «подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы,» исключить;

в абзаце третьем пункта 2 слова «(в Главное управление по надзору за следствием — в части компетенции органов предварительного следствия; в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части компетенции органов дознания;» заменить словами «(в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, Главное управление по надзору за следствием — в части компетенции органов предварительного следствия; в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части компетенции органов дознания;».

2. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации

Приказ №181 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе» скачать

Приказ №445 «Об организации исполнения Указа Президента Российской Федерации от 11.12.2010 № 1535 «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка» скачать

Указание №355/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере размещения заказов» скачать

Приказ №313 «О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» скачать

Приказ №400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» скачать

Приказ №362 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности» скачать

Приказ №341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» скачать

Приказ №182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению» скачать

Приказ №195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» скачать

Приказ №189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» скачать

Приказ №185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» скачать

Приказ №137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» скачать

Приказ N 277 от 5 сентября 2011 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» скачать

Приказ №162 от 2 июня 2011 г.»Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» скачать

Приказ № 285 от 27 мая 2014 г. «Об организации исполнения Национального плана противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы» скачать

Приказ №454 от 29 августа 2014 г. «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» скачать

Приказ № 611 от 11 ноября 2014 г. «О комиссиях органов и организаций прокуратуры Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» скачать

Обращение граждан

Прием граждан в прокуратуре округа осуществляется:
с 9:00 до 18:30
обед с 13:00 до 14:30.

Прокурор округа ведет прием граждан:
Четверг с 15:00 до 18:30

Заместитель прокурора округа:
Понедельник с 9:00 до 12:30

© Прокуратура Чукотского автономного округа, 2019 Все права защищены

Прокуратура Республики Ингушетия

официальный сайт

ПРОГРАММА профессиональной подготовки

приказом прокурора Республики Ингушетия от «22»_09_2017 г.

профессиональной подготовки молодых специалистов органов прокуратуры Республики Ингушетия

Настоящая программа рассчитана на профессиональную под­готовку молодых сотрудников органов прокуратуры со стажем ра­боты до 3 лет, от которых требуются прочные и углубленные знания законодательства и приобретение навыков его применения, овла­дение тактикой и методикой проведения прокурорских проверок, ознакомление с методикой расследования уголовных дел, с проце­дурой участия в судебных процессах.

Молодой работник до аттестации (не менее 6 месяцев) прохо­дит изучение всех разделов данной программы, а затем в течение трех лет проходит углубленное изучение по всем направлениям прокурорской деятельности. За каждым вновь принятым работни­ком закрепляется наставник из числа наиболее квалифицирован­ных сотрудников прокуратуры.

Прокурор города, района и наставник совмест­но с молодым специалистом готовят индивидуальный план. Вы­полнение индивидуального плана систематически проверяется на­ставником.

В целом профессиональная учеба должна соответствовать сле­дующим критериям:

быть ориентированной на расширение общего кругозора и углубление познаний по конкретному направлению прокурорской деятельности;

тесно увязываться с судебной и прокурорской практикой; быть непрерывной;

содержать элементы обучения практике использования в рабо­те современных технических средств (персональные компьютеры, правовые информационные программы и т.п.);

быть единой (по основным параметрам) для всех отраслевых подразделений органов прокуратуры.

Должно быть четко определено, что конкретно необходимо знать, уметь и какими навыками нужно обладать помощнику городского, районного прокурора, которому в соответствии с распоряжением о распределении обязанностей определено, к примеру, обеспечение участия в осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, в качестве направления надзора — социальная сфера (надзор за исполнением законодательства о здравоохранении, законодательства об образовании, трудового законодательства, жилищного законодательства, миграционного законодательства, законодательства о несовершеннолетних и молодежи и др.).

Для успешного выполнения обязанностей по осуществлению перечисленных надзорных полномочий требуется знание законодательства и практики его применения (соответственно, для этого в прокуратуре должно быть налажено надлежащим образом правовое обеспечение, повышение деловой квалификации); овладение методикой и тактикой осуществления надзора, проведения надзорных проверок (для этого необходимо изучить методические пособия, практические рекомендации и другие подобные разработки); обладание информацией о состоянии законности в определенной сфере отношений (в данном случае в социальной сфере) и в большей степени информацией о непреступных нарушениях законов в органах, учреждениях, предприятиях, организациях, других хозяйствующих субъектах, которые являются объектами надзорной деятельности; умение правильно планировать свою работу с учетом плановых мероприятий, содержащихся в планах работы прокуратуры, заданий и поручений соответствующих руководителей, жалоб и заявлений, находящихся в производстве; рационально распределять весь объем работы и свое рабочее время; обладать навыками составления деловых бумаг (запросов, писем, справок, проектов актов прокурорского реагирования) и др.

Подготовка помощников прокурора города, района

На первоначальном этапе молодой специалист выполняет функции помощника прокурора под непосредственным руководством прокурора города, района и наставника, назначаемого из числа наиболее квалифицированных работников прокуратуры по индивидуальному плану и в соответствии с программой подготовки молодого специалиста, утвержденной прокурором республики.

Затем в течение трех лет продолжает углубленное изучение нормативных правовых источников, другой специальной юридической литературы, методических рекомендаций, правоприменительной практики по всем видам прокурорской деятельности.

В целях освоения организации работы молодой специалист обязан:

изучить приказы и указания Генерального прокурора Россий­ской Федерации, прокурора республики, рекомендации и другую мето­дическую литературу по всем отраслям прокурорского надзора;

научиться планировать и организовывать свое рабочее время;

осваивая надзор за соблюдением федерального законода­тельства, законностью правовых актов, учитывать изменения в социально-экономической сфере, особо обращать внимание на ор­ганизацию прокурорского надзора за исполнением законодатель­ства, регулирующего осуществление хозяйственной деятельности, в том числе приватизации, коммерческой, банковской деятельно­сти, налогового, бюджетного законодательства;

овладеть навыками составления документов прокурорского ре­агирования на выявленные нарушения, подготовки обзоров, ана­лизов, справок по вопросам прокурорской деятельности.

В порядке подготовки к участию в судебном процессе по уго­ловным делам молодой специалист должен обязательно заслушать речь опытного гособвинителя. Под руководством ответственного за подготовку молодого специалиста изучить материалы уголовно­го дела, сделать выписки из конспекта обвинительной речи. Про­курор района, города или наставник, а также прокуроры уголовно-судебного отдела заслушивают обвинительную речь в суде молодого спе­циалиста с последующим ее анализом. Аналогичным порядком проходит подготовка к участию в гражданском процессе молодого риботника. В обязательном порядке и в последующем систематиче­ски молодые сотрудники изучают судебно-следственную практику. Готовят проекты кассационных и апелляционных представлений.

Молодой специалист осуществляет прием граждан по указанию прокурора района (города), рассматривает заявления и обращения граж­дан.

Прокурор города, района и отдел по обеспечению участия про­куроров в гражданском и арбитражном процессе проводят подготовку молодого специалиста по организации работы в порядке искового производ­ства, в том числе по возмещению ущерба и подготовке исковых за­явлений о восстановлении нарушенных прав.

Смотрите так же:  Компенсация при расселении ветхого жилья

Помощник прокурора должен освоить формы и методы проку­рорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия. Для освоения этого на­правления работы прокурор района, города, его заместитель и зональные прокуроры отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью совместно с молодым спе­циалистом проводят проверки законности деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Молодой специалист участвует в работе прокуратуры по борь­бе с правонарушениями среди несовершеннолетних, знакомится с организацией работы по координации и взаимодействию с государ­ственными организациями, отвечающими за охрану и соблюдение прав несовершеннолетних и молодежи.

Он должен получить необходимые навыки в общении со сред­ствами массовой информации, уметь выступать с лекциями и бесе­дами в различных аудиториях.

Молодой специалист знакомится с основными принципами статистического анализа, изучает организацию работы канцеля­рии.

Изучает и в дальнейшей работе строго соблюдает требования Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры Россий­ской Федерации и их учреждениях.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия”

В связи с изменением структуры и полномочий органов прокуратуры, в целях обеспечения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия, незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:

1. Начальникам подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, исходя из своей компетенции, организовывать, обеспечивать и осуществлять постоянный и действенный надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

Мерами прокурорского надзора осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.

1.1. Проверки исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) проводить:

в органах внутренних дел, следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах Федеральной службы судебных приставов, таможенных органах, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы — систематически, не реже одного раза в месяц;

в воинских частях, соединениях (объединениях), военных учреждениях и гарнизонах — в порядке, определяемом заместителем Генерального прокурора Российской Федерации — Главным военным прокурором;

при наличии сведений о нарушениях законов — безотлагательно.

1.2. Тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.

Особое внимание при этом обращать на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений. При этом необходимо проверять, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования.

На системной основе проверять не только принятые решения, но и соблюдение сроков рассмотрения материалов, обоснованность принятия решений о продлении срока проверки сообщений о преступлении.

В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при наличии к тому оснований принимать решение о передаче материалов, находящихся в производстве, от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Решение об изъятии материалов проверки сообщения о преступлении у одного органа предварительного расследования и передаче их в подразделения Следственного комитета Российской Федерации принимать с обязательным указанием оснований такой передачи.

При необходимости, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

1.3. В целях определения полноты регистрации сообщений о преступлениях, выявления нарушений законов, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, в том числе контрольно-счетных палатах субъектов Российской Федерации, подразделениях территориальных органов Федеральной миграционной службы, комендантских службах гарнизонов и иных организациях, документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний. Систематически анализировать содержание информационных программ радио, телевидения, иных электронных средств массовой информации, различных публикаций в печатных изданиях, обращений граждан, должностных лиц и организаций, а также материалов надзорных проверок.

1.4. С особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма, незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ, о преступных посягательствах на бюджетные средства, о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и их вывоза за границу, а также совершенных несовершеннолетними либо в отношении их.

1.5. Оперативно реагировать на выявленные нарушения законов, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.

На основании пп. 1-3 и 7 ч. 2, ч. 6 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 30 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» требовать полного устранения нарушений законов, используя перечисленные в законодательных нормах акты прокурорского реагирования. Добиваться привлечения виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности. При наличии оснований выносить постановления о направлении материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления. Принципиально подходить к результатам их рассмотрения.

Строго соблюдать предписания ч. 4 ст. 146, ч. 6 ст. 148 УПК РФ при отмене незаконных и необоснованных постановлений дознавателей и следователей о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении уголовного дела.

В целях повышения объективности ведомственных показателей регистрируемой преступности и ее раскрываемости задействовать весь комплекс предоставленных уголовно-процессуальным законодательством полномочий по отмене незаконных и необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Выявлять и устранять причины и условия, способствующие укрытию преступлений от регистрации и учета. Постоянно осуществлять контроль за количеством регистрируемых продолжаемых преступлений, дополнительно выявленных в ходе предварительного расследования.

Контролировать своевременность, полноту и объективность разрешения материалов, направленных прокурорами согласно п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, исполнения органами дознания и дознавателями указаний прокурора, данных в соответствии с ч. 6 ст. 148 УПК РФ, рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия требований об устранении нарушений законов, внесенных в силу п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, результаты проведения дополнительных проверок.

1.6. По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке, предусмотренном ст. 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя, руководителя следственного органа, следователя, связанное с приемом, регистрацией и разрешением сообщения о преступлении, обеспечить обязательное участие в судебном заседании прокурора, непосредственно осуществляющего надзор за исполнением законов на данном направлении деятельности органов дознания и предварительного следствия.

При удовлетворении судом жалобы на решение или действие (бездействие) указанных органов, с которыми ранее согласился прокурор, а также в случае принятия судом решения вопреки позиции прокурора, участвовавшего в судебном заседании, решать вопрос о наличии оснований для персональной ответственности должностных лиц, не обеспечивших надлежащий прокурорский надзор за законностью принятых процессуальных решений.

1.7. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток по ходатайству дознавателя только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, с обязательным выяснением конкретных, фактических обстоятельств, послуживших основанием для продления сроков проверки.

1.8. Систематически анализировать исполнение законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям законов, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение законных требований прокурора в установленные сроки.

1.9. В связи с вступлением в силу с 01.01.2012 г. новой редакции ст. 51 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», наделяющей органы прокуратуры функцией ведения государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состояния следственной работы и прокурорского надзора, осуществить реализацию организационных и практических мероприятий по переходу органов прокуратуры к работе в новых условиях, обеспечить целенаправленный и системный подход к осуществлению прокурорского надзора за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов), возложив персональную ответственность за надлежащую организацию этой деятельности лично на прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров иных специализированных прокуратур.

2. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечить контроль за исполнением настоящего приказа подчиненными прокурорами. Оказывать им необходимую практическую и методическую помощь в осуществлении надзора.

Регулярно обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, заседаниях коллегий вопросы исполнения законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия, принимать меры к укреплению законности в данной сфере деятельности. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о проблемах, требующих разрешения на федеральном уровне.

По результатам полугодия к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом (с нарастающим итогом за год), направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации информационные материалы об исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и состоянии прокурорского надзора за этой деятельностью в субъекте Российской Федерации (в Главное управление по надзору за следствием — в части компетенции органов предварительного следствия; в управление по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью — в части компетенции органов дознания; в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере — в части компетенции следственных подразделений на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте; в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму — в части компетенции органов федеральной службы безопасности).

Смотрите так же:  Таможенная экспертиза парфюмерных товаров

Военным прокурорам окружного звена указанные информационные материалы направлять в Главную военную прокуратуру.

3. Управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах каждое полугодие анализировать исполнение законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и следствия, за которыми осуществляется непосредственный надзор, о результатах докладывать соответствующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.

Один раз в полугодие к 15 числу месяца, следующего за отчетным периодом (с нарастающим итогом за год), информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации об исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и состоянии прокурорского надзора в этой сфере.

4. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за предварительным следствием и дознанием:

4.1. Обобщать один раз в полугодие сведения об исполнении законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях органами дознания и предварительного следствия и состоянии прокурорского надзора за этой деятельностью.

При необходимости по результатам обобщения подготавливать соответствующие информационные письма, вносить в установленном порядке предложения Генеральному прокурору Российской Федерации по совершенствованию федерального законодательства и деятельности на этом направлении надзора.

5. Считать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2007 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».

6. Настоящий приказ опубликовать в журнале «Законность».

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия”

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Определен комплекс мер по усилению прокурорского надзора за приемом, регистрацией и разрешением сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия.

Повышенное внимание следует уделять соблюдению компетенции должностными лицами, сроков регистрации и рассмотрения сообщений о преступлениях, порядка их продления. Требуется проверять информацию СМИ о преступлениях, обоснованность принятых решений органов следствия (дознания) и законнось их действий (в частности, использовались ли в отношении заявителя незаконные методы воздействия, разъяснены ли ему право на обжалование решения и его порядок и др.).

На особом контроле, в частности, находятся сообщения о коррупции, организованной преступности, терроризме, экстремизме, незаконным обороте наркотиков.

Установлена периодичность проверок органов следствия и дознания — не реже 1 раза в месяц. При наличии сведений о нарушениях законодательства — безотлагательно.

С 1 января 2012 г. на органы прокуратуры возлагается ведение государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, ее раскрываемости, следственной работы и прокурорского надзора. В связи с этим проводятся необходимые организационные мероприятия.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Приказ генпрокуратуры 277

Хиноверов Дмитрий Геннадьевич

тел. (351) 239-21-67

Отдел по надзору за процессуальной деятельностью в органах Следственного комитета Российской Федерации по Челябинской области

начальник отдела-заместитель начальника Управления по надзору за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания прокуратуры области

Анохин Андрей Юрьевич

тел. (351) 239-20-90

Отдел по надзору за процессуальной деятельностью ГУ МВД, ГСУ ГУ МВД России по Челябинской области

Рязанов Игорь Эдуардович

старший советник юстиции

тел. (351) 239-20-80

Отдел по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции

и.о. начальника отдела

Онорин Евгений Вадимович

Зайцев Александр Михайлович

тел. (351) 239-20-66

Управление действует на основании Положения, утвержденного прокурором области, и руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», федеральными конституционными и другими федеральными законами, организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, прокурора области его заместителей, в том числе приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 28.12.2016 № 826 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 26.01.2017 №33 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.11.2007 № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.08.2011 № 237 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законом при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 16.07.2010 № 284 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 15.03.2010 № 107 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.02.2017 № 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования экстремистской деятельности и терроризма», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 12.07.2010 № 276 «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства», совместным приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации, СК России и МВД России от 16.01.2015 № 38/14/5 «Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 01.11.2011 № 373 «О прядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» и другими.

Основные задачи и функции:

— обеспечение гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства при осуществлении надзора за исполнением закона органами, осуществляющими предварительное следствие (СУ СК, ГСУ ГУ МВД России по Челябинской области), дознание (ГУ МВД, УФСПП, ГУ МЧС России по Челябинской области) и оперативно-розыскную деятельность (ГУ МВД России по Челябинской области);

— укрепление законности в сфере уголовно-правовой регистрации;

— аналитическая и методическая деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

— анализ принимаемых правоохранительными органами мер по противодействию преступности и раскрытию преступлений, подготовка предложений о повышении эффективности и совершенствовании прокурорского надзора;

— организация надзора за исполнением законов органами следствия и дознания в сфере уголовно-правовой статистики;

— организация рассмотрения и разрешения обращений граждан и юридических лиц;

— подготовка проектов документов по конкретным уголовным делам и материалам о процессуальных решениях и необходимых мерах реагирования;

— принятие в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации мер по восстановлению прав и законных интересов граждан и юридических лиц по возмещению причиненного им ущерба в результате нарушений, допущенных при осуществлении процессуальной и оперативно-розыскной деятельности;

— участие в судебных заседаниях при рассмотрении судом жалоб на процессуальные решения органов следствия и дознания, ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении сроков содержания под стражей;

— организация и подготовка документов по осуществлению международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

— контроль за исполнением прокурорами городов и районов приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, прокурора области и его заместителей по вопросам, отнесенным к компетенции Управления;

— оказание практической помощи нижестоящим органам прокуратуры в организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность.

Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26 марта 2014 г. N 147/209/187/23/119/596/149/196/110/154 г. Москва «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за законностью процессуальных действий и принимаемых решений об отказе в возбуждении уголовного дела при разрешении сообщений о преступлениях»

Зарегистрирован в Минюсте РФ 4 августа 2014 г.

Регистрационный N 33432

В целях обеспечения неукоснительного исполнения и единообразного применения положений уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, оперативного реагирования на нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина, соблюдения их законных интересов при разрешении сообщений о преступлениях, эффективной реализации поставленных перед уполномоченными органами задач приказываем:

1. Заместителям Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы исполнения наказаний, Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации и главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору, а также нижестоящим руководителям территориальных органов на окружном, межрегиональном и региональном уровнях в соответствии с распределением обязанностей:

Смотрите так же:  Договор аренды нежилого помещения между физ.лицом и юр.лицом

1.1. Обеспечить неукоснительное исполнение уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, межведомственных и ведомственных нормативных правовых актов, регламентирующих организацию приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях.

1.2. Принять неотложные меры к повышению персональной ответственности руководителей следственных органов, начальников органов (подразделений) дознания, следователей и дознавателей, а также иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации 1 (далее — УПК) и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, за несоблюдение порядка их рассмотрения и вынесение процессуальных решений, не соответствующих законодательству Российской Федерации.

1.3. Организовать систематический анализ состояния этой работы в подчиненных органах дознания и органах предварительного следствия. Безотлагательно принимать исчерпывающие меры к устранению выявленных недостатков и нарушений закона при разрешении сообщений о преступлениях, причин и условий, им способствующих, и недопущению их впредь.

1.4. При вынесении по результатам разрешения сообщений о преступлениях незаконных или необоснованных постановлений, несоблюдении учетно-регистрационной дисциплины уполномоченными подразделениями заслушивать руководителей, а также иных должностных лиц этих подразделений на совещаниях либо проводить служебные проверки и по их результатам решать вопрос о привлечении виновных к предусмотренной законом ответственности.

2. Начальникам органов (подразделений) 2 дознания и руководителям следственных органов:

2.1. В целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности проверок сообщений о преступлениях и своевременного принятия соответствующих закону решений организовать систематический упреждающий процессуальный контроль за их проведением до истечения предусмотренного статьей 144 УПК срока.

Изучать находящиеся на рассмотрении у подчиненных сотрудников материалы проверок до принятия по ним процессуальных решений, в случае необходимости давать письменные указания о проведении конкретных проверочных действий в целях установления обстоятельств, имеющих значение для вынесения законных, обоснованных и мотивированных постановлений.

2.2. Принимать исчерпывающие меры к надлежащей организации проверок сообщений о преступлениях и вынесению по ним процессуальных решений не позднее установленных законом сроков.

Продление срока проверки до 10 суток в порядке, предусмотренном частью третьей статьи 144 УПК, осуществлять при наличии фактических обстоятельств, препятствующих принятию процессуального решения в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении.

2.3. Проверяя законность и обоснованность постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, тщательно изучать материалы всех проверок сообщений о преступлениях, устанавливать полноту и своевременность их проведения. В необходимых случаях лично получать объяснения от заинтересованных лиц и специалистов, а равно заявителей, изменивших свою первоначальную позицию, с приобщением результатов опросов к материалам проверок.

При даче согласия руководителем следственного органа на принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с мотивированным постановлением прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного следствия для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства, вынесенным на основании пункта 2 части второй статьи 37 УПК, непосредственно изучать собранные материалы, проверяя их полноту и соответствие выводов об отсутствии достаточных оснований для возбуждения уголовного дела фактическим обстоятельствам, установленным в ходе проверки сообщения о преступлении.

2.4. Обеспечить постоянный контроль за направлением заявителю и прокурору копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в установленный законом срок, а также за приобщением к материалам проверки сведений, подтверждающих выполнение требований части четвертой статьи 148 УПК.

Материалы проверок, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, при отсутствии оснований для его отмены направлять надзирающему прокурору в срок, не превышающий 5 суток с момента поступления соответствующего запроса, а в случае рассмотрения прокурором жалобы в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК, — в указанный им срок.

При невозможности направления материалов проверки по объективным причинам (например, в случае их утраты либо нахождения в удаленном месте) безотлагательно информировать об этом прокурора и одновременно принимать исчерпывающие меры к незамедлительному представлению ему всех необходимых для разрешения жалобы материалов, используя любые виды доступной связи.

За своевременность направления и представления прокурору всех материалов проверок, а также копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела начальники органов дознания и руководители следственных органов несут персональную ответственность.

2.5. При отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела поручать проведение дополнительной проверки незамедлительно, а в случае принятия такого решения прокурором — с момента поступления проверочных материалов, не допуская нарушения разумного срока 3 .

В целях предупреждения вынесения незаконных, необоснованных и немотивированных постановлений по результатам дополнительных проверок их проведение брать под личный контроль, исключив факты принятия процессуальных решений без исполнения данных указаний в полном объеме.

3. Начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также их заместителям, старшим помощникам и помощникам по указанному направлению деятельности:

3.1. Организовать регистрацию и постоянно проводить единый учет поступивших в органы прокуратуры копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела и материалов проверок сообщений о преступлениях отдельно по органу предварительного расследования согласно порядковому номеру, присвоенному каждому зарегистрированному сообщению о преступлении.

Во исполнение требований приказов Генерального прокурора Российской Федерации в соответствующих книгах учета раздельно по ведомствам отражать решения, принятые в ходе реализации надзорных полномочий.

3.2. Обеспечить всестороннюю, полную и объективную проверку законности и обоснованности всех постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в срок не позднее 5 суток с момента поступления материалов проверок сообщений о преступлениях.

В этих целях незамедлительно направлять (при необходимости — с помощью факсимильной или иных видов связи) начальникам органов дознания и руководителям следственных органов мотивированные письменные запросы о представлении проверочных материалов для изучения в связи с поступлением соответствующих копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» 4 и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, реализуя в полном объеме все предоставленные полномочия.

3.3. При возникновении сомнений в объективности обстоятельств, изложенных в материалах проверки, принимать необходимые меры к устранению имеющихся существенных противоречий, препятствующих вынесению законного, обоснованного и мотивированного постановления.

Признав решение об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, не позднее 5 суток с момента получения соответствующим прокурором материалов проверки сообщения о преступлении выносить мотивированное постановление о его отмене, в котором указывать конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительной проверке, нарушения законодательства об уголовном судопроизводстве.

Материалы проверки сообщения о преступлении, по которым постановление об отказе в возбуждении уголовного дела признано законным и обоснованным, возвращать по принадлежности в срок до 5 суток с момента принятия этого решения с сопроводительным письмом, содержащим информацию о согласии с выводами об отсутствии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

4. Прокурорам городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур ежеквартально представлять в вышестоящую прокуратуру сведения о характере и количестве процессуальных решений, признанных судом в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК, незаконными или необоснованными.

В докладных записках указывать причины неисполнения либо ненадлежащего исполнения служебных обязанностей в ходе проверки принятых на данной досудебной стадии уголовного судопроизводства решений (об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, о передаче сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК, а по уголовным делам частного обвинения — в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК, об отказе в приеме сообщения о преступлении и др.), способных причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства или иным лицам, чьи права и законные интересы нарушены, либо затруднить доступ граждан к правосудию, а также сообщать о принятых к их устранению мерах.

5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обобщать результаты деятельности на данном направлении и анализировать ее состояние не реже двух раз в год. В случае выявления упущений в осуществлении надзорных полномочий на указанной стадии уголовного процесса при наличии достаточных оснований решать вопрос об ответственности виновных должностных лиц.

Направлять в соответствующие подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главную военную прокуратуру докладные записки о результатах анализа состояния работы по надзору за законностью процессуальных действий и принимаемых решений при разрешении сообщений о преступлениях и мерах прокурорского реагирования в порядке, установленном приказом Генерального прокурора Российской Федерации, регламентирующим деятельность по организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и органах предварительного следствия.

В докладных записках отдельно отражать наиболее характерные примеры нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, а также информировать об установленных фактах отказа в приеме сообщений о преступлениях и эффективности принятых прокурорами мер реагирования.

6. Структурным подразделениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры, обеспечивающим надзор за предварительным следствием и дознанием, каждое полугодие тщательно и всесторонне проверять, обобщать и анализировать сведения об исполнении требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в порядке, предусмотренном названным в пункте 5 настоящего приказа организационно-распорядительным документом.

7. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, Министра внутренних дел Российской Федерации, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации, директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, руководителя Федеральной таможенной службы, директора Федеральной службы исполнения наказаний, Министра обороны Российской Федерации, директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации и главному государственному инспектору Российской Федерации по пожарному надзору организовать ознакомление подчиненных сотрудников с настоящим приказом и обеспечить контроль за его исполнением.

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка

Министр внутренних дел Российской Федерации В. Колокольцев

Директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации А. Бортников

Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. Бастрыкин

Директор Федеральной службы Российской Федерации по контролю зa оборотом наркотиков В. Иванов

Руководитель Федеральной таможенной службы А. Бельянинов

Директор Федеральной службы исполнения наказаний Г. Корниенко

Министр обороны Российской Федерации С. Шойгу

Директор Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав Российской Федерации А. Парфенчиков

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В. Пучков