Приказ НКПС № 168 Ц от 11 ноября 1936 г. «О перестройке работы восстановительных поездов»

На основании произведённой НКПС проверки и итогов специального совещания начальников вспомогательных поездов, механиков подъёмных кранов, бригадиров, слесарей и ревизоров движения устанавливаю, что так называемые вспомогательные поезда работают безобразно.

Последствия крушений ликвидируют преступно медленно, перерывы движения в результате крушений из месяца в месяц растут, и дезорганизация в работе транспорта из-за задержек поездов при ликвидации последствий крушений часто бывает большая, чем от самого крушения.

Во вспомогательных поездах нет дисциплины и элементарного разделения труда. Полученное от государства механическое оборудование не используется и антимеханизаторским действиям от­пора не даётся. В штат вспомогательного поезда часто подбираются с передовые и полноценные кадры, а люди, не справившиеся с другой работой или уходящие на пенсию. В ряде случаев вспомогательные поезда оказались пристанищем прямых классовых врагов мародёров.

За это ответственны в первую очередь начальники вспомогательных поездов, а также паровозные службы дорог и Центральное управление паровозного хозяйства НКПС, не занимавшиеся важнейшим делом организации восстановительных средств транспорта.

Требую от каждого начальника вспомогательного поезда немедленно покончить с этой разнузданностью и безответственностью в месячный срок добиться того, чтобы перерывы движения в результате крушений были снижены не меньше чем вдвое. Предупреждаю, что за работой каждого вспомогательного поезда в течение ноября устанавливаю специальный контроль и по результатам буду судить о пригодности начальника вспомогательного поезда к дальнейшей работе в этой должности.

Для создания коренного перелома в работе вспомогательных поездов приказываю:

1. Для ликвидации неразберихи и обезлички в командовании работами по восстановлению движения установить, что единствен­ным распорядителем работ по ликвидации последствий крушения является начальник поезда, в действия которого никто не имеет права вмешиваться.

2. Отменить существующий порядок, когда восстановительный поезд не отправляется на место крушения, пока в него не сядут начальники производственных единиц, а к работам по восстановлению движения не приступают, пока не выполнены все судебно-следственные формальности.

Просить Транспортную Прокуратуру установить форму пред­варительного дознания, которая не мешала бы немедленно приступить к восстановлению движения.

Восстановительный поезд держать на таких путях, которые обес­печивали бы двусторонний выход без задержки. Продвигать вос­становительные поезда вне всякой очереди.

3. Установить, что штаты поездов состоят из:

а) постоянных кадров;

б) резерва, состоящего из заранее укомплектованных аварийных команд без отрыва от производства.

4. Изменить существующее положение, когда работники вспомогательных поездов выделяются от служб в порядке выполнения развёрстки, что приводит к выделению слабых работников, и установить следующий порядок комплектования постоянного и переменного штата восстановительного поезда:

а) основной состав освобождённых работников поезда комплектуется из наиболее квалифицированных и проверенных работников;

б) для помощи основному ядру поезда в быстрейшем восстановлении движения создаются аварийные команды без отрыва от производства, по преимуществу из числа боевых, самоотверженных работников депо, станций, вагонных участков, дистанций пути и связи, привлекая к укомплектованию аварийных команд комсомольские организации.

5. Изъять вспомогательные поезда из ведения паровозной службы, впредь именовать их восстановительными поездами и передать в непосредственное ведение начальников дорог, с оставлением за паровозными депо обслуживания материальной части поездов.

Разрешить начальникам дорог создать при себе технический аппарат по восстановительным поездам в составе 3—4 человек во главе с главным дорожным инспектором по восстановительным поездам.

6. Учредить при Наркомпути должность главного инспектора восстановительных средств железнодорожного транспорта и воз­ложить на него руководство работой восстановительных поездов, инспектирование, разработку приёмов по быстрейшей ликвидации последствий крушений, ответственность за резкое сокращение перерывов движения из-за крушений.

7. Утвердить в должности начальников восстановительных поездов 1 категории следующих товарищей (приложение № 3— рассылается особо) и установить в дальнейшем следующий порядок подбора и утверждения начальников восстановительно-ремонтных поездов и механиков подъёмных кранов:

а) по поездам I категории кандидатуры начальников поездов механиков подъёмных кранов подбираются лично начальниками дорог и представляются на утверждение мне, через главного инспектора восстановительных средств железнодорожного транс­порта;

б) по поездам II и III категории подбор и назначение начальников поездов и механиков подъёмных кранов возлагается на начальников дорог, с последующим утверждением главным инспектором.

Аттестацию всех начальников восстановительно-ремонтных поездов и механиков подъёмных кранов закончить к 1 декабря 1936 г.

8. Для быстрейшей ликвидации последствий аварийных случаев и небольших крушений, не требующих вызова восстановительно-ремонтного поезда, а также для проведения первоначальной работы до прибытия поезда (разгрузка и расталкивание вагонов) — провести следующие мероприятия:

а) Начальникам дорог и Подоров на 2000 полевых станциях сети к 15 декабря создать аварийные команды, без отрыва от производства, на общих основаниях с командами восстановительных поездов.

б) Главному инспектору восстановительных средств и начальнику Центрального управления материально-технического снабжения НКПС в течение IV квартала 1936 г. и I квартала 1937 года снабдить каждую команду комплектом элементарного подъёмочного оборудования, а также инструментом и материалом для разгрузки.

9. Возложить на восстановительные поезда не только ликвидацию крушений, но и восстановление повреждённого пути, причём в случае, если повреждение большое, дистанции пути обязаны по требованию начальника поезда предоставить материальные и людские средства.

Восстановительные поезда обязаны немедленно после ликвидации крушения убирать повреждённый подвижной состав.

Кроме того, поручить главному инспектору восстановительных средств организовать использование восстановительных поездов в свободное время на подрядных началах на других работах, например: эксплуатацию подъёмного крана на переносе тяжеловесов, использование мастерских для выполнения производственных заказов и др.

10. Утвердить представленные совещанием начальников вспомогательных поездов изменения дислокации поездов и план перекомандировок на смежные участки соседних дорог.

11. Главному инспектору восстановительных средств к 1 декабря разработать и представить на утверждение правила (способы) ликвидации отдельных видов крушений с указанием рациональных способов использования имеющегося и получаемого вновь механи­ческого оборудования.

КАГАНОВИЧ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

КАГАНОВИЧ И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Мы не напрасно отметили, что Каганович пришел к руководству НКПС на исходе зимы. Самый трудный для железных дорог период заканчивался, на переломе к лету продемонстрировать первые успехи в руководстве было, конечно, легче.

Здание наркомата было построено совсем недавно — в прошлом, 1934 году, и было по тем временам крупным. Напротив него, на той стороне Садового кольца, видна была новенькая станция метро «Красные Ворота». Сам предмет забот наркомата — железные дороги — начинался всего в трехстах метрах к западу: там шумели знаменитые московские три вокзала.

Каганович был не первым из лидеров партии, поставленных «на транспорт». Среди его предшественников были Дзержинский и Рудзутак. В 20-е годы железные дороги оправлялись от нокаута, в который их послала Гражданская война. И хотя к 1935 году взорванные мосты были давно уже восстановлены и последние разбитые вагоны, долгие годы ржавевшие на откосах, сданы в металлолом, работа железных дорог все еще не была по-настоящему отлажена. Систематически срывался план погрузок. В порожнем, непроизводительном пробеге находилось около 30 процентов товарных вагонов. Из фактического оборота вагон находился в движении лишь 34 процента времени, а 66 процентов времени — в простое. Погрузка достигала максимума в конце календарного месяца, а в начале каждого следующего месяца падала примерно на 10 тысяч вагонов в сутки. Затем история повторялась. Эта неритмичность не позволяла полностью использовать пропускную способность дорог. Крушения и аварии были совершенно обыденным явлением, к ним привыкли. За 1934 год проезды закрытых семафоров составили 6 тысяч случаев, крушений или аварий из-за излома осей бандажей и рельсов произошло 4 тысячи, в том числе 1700 сходов поездов с рельсов. За 1934-й и первые два месяца 1935 года произошло 26 тысяч разрывов поездов. 65–70 процентов всех аварий и крушений происходило по прямой вине железнодорожных агентов[206].

Одно из знаменитых русских стихотворений — «С любимыми не расставайтесь» — было написано после страшной железнодорожной катастрофы, унесшей больше сотни жизней.

В связи с назначением Кагановича газета «Гудок» писала 1 марта: «Железные дороги сейчас самый отсталый участок социалистического строительства, но 1935 год должен стать годом настоящего перелома и улучшения в работе транспорта». Утверждалось, что Каганович «всегда и везде, куда бы ни ставила его партия, добивался победы».

Непосредственный предшественник Кагановича — нарком пути А. А. Андреев на совещании эксплуатационников 2 октября 1934 года так описывал положение на железных дорогах: «…происходит накопление запасов угля в Донбассе и Кузбассе, большого количества металла на заводах, хлеба и овощей на станциях, руды и другого сырья для металлургии в Кривом Роге при недостатке этого сырья на заводах. Я уже не говорю о громадном накоплении лесных и строительных материалов… На Октябрьской, Казанской, Курской, Северной дорогах имеются грузы для юга и, однако, с этих дорог вагоны уходили на юг порожними…» Аварийность была названа «невероятно высокой» и «безобразной»[207]. К моменту прихода Кагановича в НКПС дороги задолжали народному хозяйству 400 тысяч непогруженных вагонов.

Кроме того, назначение Кагановича в точности совпало по времени с подписанием соглашения по КВЖД: Советский Союз продавал эту огромную дорогу Маньчжоу-го. Тысячи квалифицированных специалистов возвращались в марте-апреле из Маньчжурии в СССР, и это тоже должно было положительно повлиять на работу транспорта внутри страны. Через полтора-два года почти все эти «красные спецы» были, с благословения своего наркома, репрессированы.

Первым нововведением был старт особого «железнодорожного» мини-культа нового наркома. Украсившись однажды портретами и приветствиями, вокзалы уже не снимали его имя со своих фасадов: портрет сменялся цитатой из приказа, цитата из приказа сменялась цитатой из последней речи. По всему Союзу у железнодорожников на всевозможных собраниях и совещаниях большой портрет сталинского наркома за спиной у президиума стал непременным атрибутом[208]. Правда, прославление ведомственного или местного начальства давно уже было элементом политической традиции страны. И все же А. А. Андреев в 1934-м — начале 1935 года отнюдь не подвергался подобному поклонению. А 3 марта 1935 года в газете «Гудок» среди заголовков «Будем работать, как работает тов. Каганович», «Верного руководителя дал нам товарищ Сталин» и т. п. был и такой: «Лазарь Моисеевич был у нас на станции». Далее сообщалось: «Ровно год тому назад — 4 марта 1934 года — станцию Москва-товарная Павелецкая посетил Лазарь Моисеевич Каганович. И именно благодаря этому посещению 4 марта 1934 года стало днем решительного перелома во всей работе станции…» Здесь не было помещено приветствие Кагановичу от собрания рабочих станции с вариациями на тему «заверяем тебя, дорогой Лазарь Моисеевич»[209]. «Гудок» в тот же год время от времени публиковал на первой полосе изображения сталинского наркома со сталинскими усами на лице и с подписью: «новое фото товарища Кагановича» или «новый портрет Л. М. Кагановича». Еще в первую декаду марта на Трехгорной мануфактуре, шефствующей над поездом № 10 вагонного депо Москва-Смоленская, изготовили в подарок «подшефникам» 10 ткано-шелковых портретов Кагановича, которыми были украшены вагоны[210].

На Кзыларватском заводе в Узбекистане было устроено соревнование за чистоту рабочего места. Победившей бригаде присвоили имя Кагановича[211].

19 марта Каганович подписал очень большой и необычный приказ «О борьбе с крушениями и авариями». Собственно пункты приказа составляли лишь одну шестую всего текста. Основная — констатирующая — часть содержала нехарактерные для такого рода документов эмоциональные выражения вроде: «казенное, бездушно, чиновничье отношение к борьбе с крушениями», «крушение или авария подобны поражению отдельной воинской части в бою», «глупо-хулиганская ухарская езда» и т. д. Объявлялось, что «в крушениях концентрируются все недостатки в работе железных дорог»; первым пунктом приказа значилось: «Считать основным показателем улучшения работы дорог сокращение из месяца в месяц числа аварий и крушений»[212].

Для сравнения заметим, что в упоминавшемся выше докладе А. А. Андреева недостатки в работе железных дорог были перечислены в таком порядке: 1) плохой план перевозок; 2) неправильная группировка вагонных парков; 3) медленный оборот вагонов; 4) наличие «узких» по пропускной способности мест и неритмичность погрузки; 5) аварии; 6) канцелярщина и косность в управлении. Однако в рамках сталинской системы Андреев оказался, по-видимому, менее эффективным руководителем, нежели Каганович, несмотря на откровенное обсуждение минусов и попытку комплексного подхода к проблеме. Система управления, не желавшая базироваться на интересе и инициативе снизу, могла либо апеллировать к нравственности и чувству долга, либо полагаться на террор. Андреев не был мягкотелым и все-таки «главное» видел в том, что все «товарищи должны понять, что так работать нельзя»[213]. Каганович определенно полагался на кнут, пряник и политические кампании.

В сравнении с Андреевым, Каганович произносил больше общих слов, больше говорил о намерениях и меньше — о проблемах. Он больше наказывал и больше награждал. Впрочем, постоянное «выжимание» все новых рекордов, мания перевыполнения всего и вся приводили к курьезным достижениям вроде такого: «Товарищ Огнев первым провел трехтысячетонный состав быстрее, чем нужно по расписанию»[214]. Это строки из областной газеты, но и сам Каганович лично пропагандировал опережение расписания как трудовую победу. «Паровоз и вагоны в полной исправности, поезд пришел в Москву раньше определенного для него срока. (Аплодисменты.)»[215] — так рассказывал он на митинге о молодом машинисте Макарове.

31 марта последовал приказ Кагановича об организации индивидуальных огородных хозяйств железнодорожников. Надлежало обеспечить организацию 350 тысячами личных огородов на 250 тысячах гектаров, прирезать для этого новые земли в железнодорожной полосе, продать железнодорожникам из совхозов ОРС 5 тысяч телят, 40 тысяч поросят, 50 тысяч кроликов, 2 тысячи ульев с пчелами[216]. Лучший сталинец не стеснялся «поощрять частнособственнические инстинкты», когда считал это целесообразным. По вопросу об огородах было созвано специальное совещание 65 лучших ударников-железнодорожников и их жен-домохозяек[217].

По свидетельству И. Ю. Эйгеля, много лет связанного с железнодорожным транспортом, у многих работников НКПС остались добрые воспоминания о Кагановиче как руководителе, который «умел казнить, умел миловать», «поднимал рабочий класс», в частности, «поднял машиниста даже выше, чем он был до революции» — хороший машинист паровоза получал больше, чем начальник депо (правда, перед самым приходом Кагановича в НКПС, в январе 1935 года, Андреев подписал приказ о повышении зарплаты машинистам на 28 процентов). В заслугу Кагановичу ставится введение платы за выслугу лет.

Каганович довольно часто принимал чем-либо отличившихся работников, лично вручал им значки «Почетный железнодорожник», именные часы и другие награды, присуждал денежные премии, фотографировался на память. Он придавал большое значение ритуальной стороне дела.

Уже летом 1935 года 56 работников железных дорог были награждены различными орденами СССР[218].

3 июля новый нарком присутствовал на собрании выпускников московских железнодорожных вузов. На следующий день Орджоникидзе и Каганович подписали приказ об усилении ответственности заводов Наркомтяжпрома за качество поставляемой железнодорожному транспорту продукции[219]. Несколько торжественные приказы Кагановича следовали один за другим, но вскоре он отказался от такого стиля работы.

25—29 июля в НКПС состоялось уже второе за четыре месяца совещание работников железнодорожного транспорта. Каганович мог сообщить, что за короткое время его руководства среднесуточная погрузка увеличилась с 56,1 тысячи вагонов до 72,9 тысячи, оборот вагона сократился с 8,65 суток до 6,81 суток, сократилось число аварий[220]. Громадный долг по погрузке был ликвидирован.

По окончании совещания, вечером 30 июля, четыреста его участников были приняты Сталиным в Большом Кремлевском дворце. К этому вечеру Каганович приготовил любимое блюдо Сталина с новой, «железнодорожной», начинкой. Назвав Хозяина «первым машинистом Советского Союза», он продолжил так: «Машинист революции внимательно следил за тем, чтобы в пути не было перекосов вправо и влево. Он выбрасывал гнилые шпалы и негодные рельсы — „правых“ и „левых“ оппортунистов и троцкистов… Большая беда железнодорожников — разрывы поездов. Они бывают от неумелого управления… Наш великий машинист Сталин умеет вести поезд без толчков и разрывов, без выжимания вагонов, спокойно, уверенно проводя его на кривых поворотах.

Смотрите так же:  Наследование в случае смерти наследника

Машинист социалистического строительства Сталин твердо изучил и отлично знает, не в пример многим нашим машинистам, тяговые расчеты своего непобедимого локомотива… При этом форсировка котла, техническая и участковая скорость локомотива революции куда выше нашей железнодорожной (оживление в зале)… А если кто-нибудь спускал революционный пар, то товарищ Сталин нагонял ему такого „пара“, что другому неповадно было (веселое оживление в зале, аплодисменты)».

В ответ Сталин предложил тост «за всех вас и за вашего наркома»[221].

Словосочетание «великий машинист социалистического локомотива» еще не один год кочевало из газеты в газету. Возможно, этот поэтический образ невольно подсказал Кагановичу Троцкий, заявивший на одном авиационном празднике 20-х годов: «Ленин был величайший пилот революции»[222]. А день 30 июля в память об этих исторических речах был объявлен Днем железнодорожного транспорта.

Умение льстить легко уживалось в Кагановиче с хамством и грубостью по отношению к подчиненным и, в сущности, беззащитным перед ним людьми. По словам того же И. Ю. Эйгеля, в 50-е годы бывший начальник Управления кадров НКПС с восторгом («вот это был руководитель!») вспоминал, как Каганович схватил его, в чем-то провинившегося, за грудки «так, что пуговицы отлетели» и сказал: «Уходи отсюда, а то убью».

В 1962 году, на бюро МГК партии знавшая Кагановича по работе Тюфаева говорила ему: «Вам ничего не стоило плюнуть в лицо своему подчиненному, швырнуть стул в него, когда вы вели заседание… Вас многие знали как руководителя-грубияна, который не уважал людей…»

22 декабря на пленуме ЦК Каганович с оптимизмом докладывал: «Впервые в 1936 году на железнодорожном транспорте получит распространение новый тип паровоза — с конденсацией пара… Этот паровоз совершит целую революцию в паровозном хозяйстве»[223]. Лишь спустя десятилетия противники такой технической политики смогли высказать свое мнение о ней. Железнодорожник Жигалин вспоминал: «Мы были свидетелями, когда, руководя транспортом, Каганович отстаивал паровоз, противясь всему новому, передовому и новой технике на транспорте, особенно внедрению электровозов, тепловозов…»[224] Как известно, технический прогресс обеспечивается не столько модернизацией уже существующих изделий, сколько разработкой и внедрением чего-либо принципиально нового. Чтобы пойти таким путем, Кагановичу не хватало компетентности и готовности рисковать.

Приход Кагановича в НКПС отмечен пароксизмом насилия и обвинений. Стартовала кампания борьбы против «предельщиков». Говорилось о них примерно так: «Среди многих работников транспорта имеют еще некоторое распространение вредные и безграмотные теорийки, что без полного технического перевооружения транспорта невозможно серьезно поднять погрузку, что дороги работают „на пределе своей пропускной способности“[225]. Сам Каганович характеризовал „предельщиков“ так: „…частью грамотные, но антисоветские, частью малограмотные“[226]. Это не мешало ему проводить в жизнь „вредные“ и „безграмотные“ рекомендации казненных и сосланных о необходимости технического перевооружения.

А в газетах и журналах исправно появлялись рассказы и статьи, повествующие о гуманности Кагановича и его заботе о простом человеке, что отчасти соответствовало фактам, так как почти все вожди время от времени демонстрировали „низам“ свою человечность. К сожалению, в эту кампанию по восхвалению Кагановича включился и такой выдающийся писатель, как Андрей Платонов. Автор „Котлована“ и „Чевенгура“, после прочтения которых Сталин сказал: „Талантливый писатель, но сволочь“, оказавшийся в немилости и получавший теперь отказы от журналов и издательств. А. Платонов опубликовал в конце 1936 года рассказ „Бессмертие“, центральный эпизод которого — неожиданный звонок Кагановича уже под утро начальнику дальней станции „Красный перегон“ Левину:

— Вы почему так скоро подошли к аппарату? — спросил нарком. — Когда вы успели одеться? Вы что, не спали? (А Левин еще и не ложился.) Люди ложатся спать вечером, а не утром… Слушайте, Эммануил Семенович, если вы искалечите себя в Перегоне, я взыщу как за порчу тысячи паровозов. Я проверю, когда вы спите, но не делайте из меня вашу няньку…

— В Москве сейчас тоже, наверное, ночь, Лазарь Моисеевич, — тихо произнес Левин.

Каганович понял и засмеялся. Нарком спросил, чем надо помочь.

— Вы уже помогли мне, Лазарь Моисеевич…

На следующий день Левин вернулся домой в полночь. Он лег в постель, стараясь скорее крепче заснуть, но не для наслаждения покоем, а для завтрашнего дня. Но через час его разбудил телефон. Дежурный по станции доложил, что только что звонил из Москвы Каганович и справлялся, как здоровье Левина, начальника станции, и спит ли он или нет. Левин уже не уснул. Он посидел немного, оделся и ушел на станцию. Ему пришли соображения об увеличении нагрузки нормы вагона»[227].

А вот правдивый рассказ о человечности Кагановича ташкентского рабочего М. Чечина: «…Мне неожиданно передали телеграмму. Любимый нарком приглашал меня в Москву на слет стахановцев-кузнецов. Мы ехали в мягком вагоне… поезд прибывал в Москву поздно ночью, и мы еще дорогой решили обождать на вокзале до утра. Но только мы вошли в помещение Казанского вокзала, как услышали сообщение по радио: „Стахановцев-кузнецов, прибывших на слет, приглашают пройти в кабинет дежурного по вокзалу“. Там нас встретил представитель НКПС. Нас ждал автомобиль… Приветливый, ласковый, внимательный Лазарь Моисеевич часто шутил. Обратившись к нам, он сказал: „Да, знаете, ваша высокая производительность труда выше той, которую позволяет природа. Расскажите, как вы этого достигли. “[228]»

Сталинисты 80-х годов иногда говорят о «сталинской гласности», утверждая, будто для получения полного представления о репрессиях достаточно открыть газеты 50-летней давности. Как образец резкой и сравнительно откровенной публикации можно привести приказ Кагановича «Об антигосударственной линии и практике в работе Научно-исследовательского института эксплуатации и отдела восточных дорог эксплуатационного управления НКПС». В нем говорилось: «…Вся линия и практическая деятельность института и отдела идут вразрез с решениями партии, правительства и НКПС о выполнении государственного плана погрузки, в особенности об ускорении оборота вагона… руководящие работники института и отдела восточных дорог… составили группу, задавшуюся целью обосновать невозможность ускорения оборота вагонов… лжеученые фальшивыми и льстивыми рассуждениями о том, что наш транспорт по своим показателям работает якобы лучше американского, демобилизовывали и вводили в заблуждение даже некоторых руководящих работников НКПС…»[229]

И при таких обвинениях в приказе сообщается лишь о понижении в должности пяти человек! Насколько это соответствовало истинному характеру и масштабу репрессий? Вновь обратимся к заседанию бюро МГК КПСС 23 мая 1962 года. Свидетельство Иванова: «Мой отец был старый железнодорожник, жили мы рядом с наркоматом в доме комсостава железнодорожного транспорта. Это те люди, которые восстановили железнодорожный транспорт нашей страны. А как Каганович разделался с нами? Как он расправился со слушателями Высших курсов комсостава железнодорожного транспорта? Однажды я пришел домой, а мой отец держит коллективную фотографию старых партийцев и плачет. Ни одного не осталось в живых из тех людей, которые были на той фотографии».

Обращаясь к Кагановичу, выступает Дыгай: «Вот там фотокопии ваших писем в НКВД о необходимости арестовать сотни руководящих работников транспорта, и все они написаны по вашей личной инициативе на основе ваших личных впечатлений и умозаключений. В этом томе указаны только работники транспорта, арестованные по вашим письмам…»[230]

К примеру, на Дальнем Востоке, совершив поездку по краю, Каганович сам принял решение о разделении Уссурийской дороги на Дальневосточную, Амурскую и Хабаровскую. Естественно, связанные с этим новые назначения производились не без его ведома. Но прошло совсем немного времени, из Москвы приехал капитан Грач и подвел под расстрел начальника Амурской дороги Рутенберга и 45 его подчиненных. Начальник Дальневосточной дороги Лемберг, когда в его кабинет внезапно вошли сотрудники НКВД, связался с Кагановичем по прямому проводу, надеясь на спасение, но получил приказ подчиниться аресту и тут же застрелился. Его собирались обвинить в подготовке взрыва знаменитого Амурского моста.

Многие руководители (например, Орджоникидзе) стремились защитить подчиненных от репрессий. Изредка это удавалось; чаще непокорные уступали давлению или гибли сами. Но Лазарю вообще не приходило в голову кого-либо спасать. В НКПС надолго запомнили случай, когда личный представитель наркома сообщил с одной из станций об опоздании поезда и запросил разрешение на расстрел виновных. Ему тут же по телеграфу отстучали ответ: «Приветствую расстрел нерадивых железнодорожников. Каганович»[231]. Начальник другой станции послал телеграмму Сталину о том, что «остался совсем один — трудовой коллектив арестован полностью, включая грузчиков и стрелочников, — пришлите хоть кого-нибудь!» Такой ценой достигались крепкий чай и чистые салфетки в купе (а они действительно были при Кагановиче).

В 1937 году на одном из собраний актива железнодорожников нарком заявлял: «Я не могу назвать ни одной дороги, ни одной сети, где не было бы вредительства троцкистско-японского… И мало того, нет ни одной отрасли железнодорожного транспорта, где не оказалось бы таких вредителей»[232]. В полном соответствии со сказанным были арестованы заместители Кагановича, почти все начальники дорог и политотделов дорог. Спустя много лет А. П. Кириленко рассказывал о происходившем в Свердловске: «Почти полностью были выведены из строя два состава обкома партии, все секретари горкомов и райкомов, руководители предприятий и высших учебных заведений. — А затем добавил: — Особенно много пострадало кадров на Свердловской железной дороге»[233]. Из этого следует, что наркомат, возглавляемый Кагановичем, был, вероятно, самым страшным местом среди всех гражданских ведомств, не занимавшихся террором специально, по долгу службы.

Другая черта Кагановича-руководителя, не совсем точно именовавшаяся современниками «вниманием к мелочам», оставалась при нем и на новой работе: он между делом указывал техническое решение, связанное с конструкцией тепловоза, — так же, как диктовал решения архитектурные[234].

Каганович руководил железнодорожным транспортом дольше, чем его предшественники; ниже мы еще не раз обратимся к его работе на этом участке. Сама продолжительность пребывания Кагановича наркомом путей сообщения указывает на то, что Сталин был удовлетворен функционированием железных дорог, в том числе и в военное время. Другая точка зрения выражена в анекдоте, ходившем в иностранном дипкорпусе Москвы перед 22 июня 1941 года: «Как могут русские выиграть войну, спрашивается, если Гитлер и Муссолини сумели обеспечить движение поездов строго по расписанию, а Сталину и Кагановичу это никак не удается!»[235]

№ 7. Приказ № 103 наркома оборонной промышленности СССР М. М. Кагановича о задачах работы отрасли и о мерах по их выполнению в 1938 г. — 14 марта 1938 г.

№ 7. Приказ № 103 наркома оборонной промышленности СССР М. М. Кагановича о задачах работы отрасли и о мерах по их выполнению в 1938 г.

14 марта 1938 г.

Не подлежит оглашению.

Несмотря на то, что враги народа, япопо-немецко-троцкистские агенты, не смогли сорвать успешного роста социалистического хозяйства и укрепления обороны страны, они своими вредительскими актами нанесли несомненный вред народному хозяйству и особенно навредили в оборонной промышленности.

Вредительство в оборонной промышленности задержало техническое развитие и наращение мощностей на оборонных заводах, технология и организация производства на большинстве заводов НКОП отстала от современного уровня развития техники. Февральско-мартовский (1937 г.) пленум ЦК ВКП(б) в своей резолюции указал, что «подрывной работе троцкистов-шпонов вредителей способствовали кроме того оставшиеся по старой привычке и не выкорчеванные до конца “обычные недочеты” — нарушение дисциплины, нарушение технических инструкций и приказов при крайне недостаточной проверке исполнения, отсутствие на некоторых предприятиях промышленности и железнодорожного транспорта твердого производственного порядка, слабое наблюдение за точным исполнением существующих правил технической эксплуатации» [1]. Это указание целиком относится и к оборонной промышленности.

Правительство и партия оказывают оборонной промышленности большое внимание, всемерную помощь и предоставляют все возможности для ликвидации последствий вредительства и для выполнения программы 1938 г. Для того чтобы выполнить программу 1938 г. и обеспечить дальнейший рост производства в соответствии с потребностями обороны страны, заводы, главки, секторы и отделы Наркомата оборонной промышленности должны до конца выкорчевать последствия вредительства и проделать большую работу по организационной и технической перестройке производства. Руководители же главков и заводов неудовлетворительно ведут работу по ликвидации последствий вредительства и задачу роста производства решают примитивно, путем механического увеличения площадей, добавлением оборудования и рабсилы, оставляют старую несовершенную технологию и плохую организацию труда.

Вследствие такого положения на заводах производственные результаты работы НКОП за 1937 г. совершенно недостаточны. Программы по оборонной продукции и по производительности труда значительно недовыполнены. Брак по валовой продукции составляет 6%. Особо неудовлетворительны результаты за 1937 г. по заводам следующих главных управлений:

По производительности труда

4-е Главное управление — 79,1% к годовому плану;

8-е Главное управление — 76,8% к годовому плану.

17-е Главное управление — брак 10,2% к годовому плану;

13-е Главное управление — брак 9,2% к годовому плану;

14-е Главное управление — брак 8% к годовому плану.

Невыполнение задания по производству и по производительности труда является также следствием того, что многие руководители-хозяйственники, инженеры и техники не выполнили указаний декабрьского пленума ЦК ВКП(б) (1935 г.) о стахановском движении [2], не возглавили стахановского движения, не руководили им.

На заводах НКОП имеется большое количество хорошо работающих стахановцев и ударников, выполняющих нормы на 150 и более процентов, вместе с тем на этих же заводах производственные программы и задания по производительности груда не выполняются. Многие из руководителей не поняли сущности стахановского движения, сосредоточили внимание на рекордах, организуют работу и перевооружают участки только выдающихся стахановцев-рекордсменов, забыли о всей массе стахановцев-ударников и о том, что решающим условием массового стахановского движения является обеспечение выполнения и перевыполнения норм выработки всеми стахановцами, ударниками и всем огромным резервом стахановского движения — передовыми рабочими и ИТР. Поэтому на заводах, наряду с наличием отдельных хорошо организованных и технически оснащенных рабочих мест, общее состояние производства остается со значительными недостатками.

Недочеты цехового и межцехового планирования, отсутствие точных расчетов всех производственных циклов и слабая организация оперативной диспетчерской службы срывают равномерный выпуск продукции. Выпуск готовой продукции по заводам НКОП за 1937 г. чрезвычайно неравномерен, сдача готовой продукции отодвигается на конец года, квартала, месяца. В 1937 г. по НКОП сдача в IV квартале составила 38% от годовой сдачи. Наиболее неравномерно происходила сдача: по 8‑му Главному управлению — в декабре 23% годовой сдачи; в IV квартале 45,3% к годовой сдаче; по 11‑му Главному управлению — в декабре 23% годовой сдачи, в IV квартале 42,7% к годовой сдаче.

Производственно-технические показатели, отражающие технический прогресс производства, остаются на низком уровне; сокращение производственных и технологических циклов недостаточно, снижение затрат станко-часов на единицу изделия незначительно. По ряду заводов в 1937 г. работа ухудшилась, и затраты станко-часов на единицу изделия повысились.

Кустарщина, плохо разработанные и недостаточно оснащенные технологические процессы, плохая производственная дисциплина, неудовлетворительное состояние оборудования являются основными причинами чрезмерно больших затрат ручных слесарных и доделочных работ (от 30 до 50% ко всему затраченному времени).

Заводы оборонной промышленности по производственным заданиям типичны для организации крупносерийного и массового производства, внедрения непрерывного потока, конвейеризации и максимальной механизации процессов. Вместе с тем в оборонной промышленности только на авиационных заводах конвейеризация имеет широкое применение. Многие хозяйственные и технические руководители на заводах и в главках НКОП консервативно недооценивают значение механизации в поднятии производительности и росте производства и создают “теории” о неприменимости конвейеризации в изготовлении оборонной продукции. Опыт многих заводов авиационной промышленности и некоторых заводов по изготовлению вооружения показал полную возможность и крайнюю целесообразность применения конвейеризации даже на участках сложных, точных и громоздких производств.

Отсутствует обмен опытом между заводами НКОП и нет обмена опытом даже между заводами и научно-исследовательскими институтами, объединяемыми одним главком, лучшие образцы работы не переносятся с завода на другие заводы и имеют место факты резкого различия затрат времени на изготовление одноименной продукции на заводах одного и того же главка. По одному и тому же изделию на заводе № 172 (3‑е Главное управление) затрачивается на единицу 5,2 тыс. часов, а на заводе “Баррикады” (то же Главное управление) 9,5 тыс. часов.

Смотрите так же:  Самая высокая пенсия в россий

В вопросах нормирования труда и организации зарплаты остались недочеты, которые тормозят движение технического прогресса и рост производительности труда; охват работ расчетными нормами совершенно недостаточен и наличие неправильных норм выработки приводят к уравниловке и извращению политики заработной платы; отсутствует заинтересованность в сокращении брака и в комплектном выпуске продукции; нет поощрительных систем оплаты труда для технологов и конструкторов в зависимости от достижений по производственно-техническим показателям (сокращение циклов, снижение ручных слесарных и доделочных работ, качество обработки на станках, степень механизации, конвейеризации, расход металла и т. п.).

Технический контроль по качеству изделий, полуфабрикатов и сырья — важнейшее звено в технологии и в организации — во многих случаях не обеспечивает выполнения поставленных задач: своевременного обнаружения и изъятия брака, профилактической работы по устранению дефектов производства.

Снабжение заводов НКОП сырьем, топливом и полуфабрикатами организовано плохо, в распределении материалов (дефицитных) имеется уравниловка. Кооперирование между заводами было беспризорным участком на заводах и в главках; заводы-поставщики нечутко и часто недобросовестно относятся к своим обязательствам по кооперированию, а заводы-заказчики реагируют на невыполнение поставок по кооперированию только тогда, когда стоят перед фактом срыва производства и выпуска, и большей частью формально ограничиваются письмами и жалобами. Главки не обеспечивали правильной организации и руководства снабжением и кооперированием.

В результате указанных недочетов в работе заводов и главков НКОП, наряду с выполнением производственных программ, крайне велик выпуск некондиционной и некомплектной продукции, что на длительный период омертвляет средства на заводах; велик брак, ведущий к перерасходу сырья, рабсилы, зарплаты и бесполезной загрузке оборудования.

Наркомат оборонной промышленности получил от партии и правительства боевую задачу дать значительный прирост продукции против 1937 г., резко улучшить качество и освоить ряд новых видов вооружения для Красной армии и Военно-морского флота. Выполнение этого задания на 1938 г. требует от работников оборонной промышленности напряженной работы, направленной в первую очередь: а) на улучшение и усовершенствование технологических процессов; б) резкое улучшение технического нормирования и решительное внедрение расчетных норм; в) резкое повышение качества технического контроля; г) организацию планирования работы агрегатов и своевременную и тщательную подготовку производства; д) организацию четкого бесперебойного технического снабжения и надлежащую постановку кооперирования между заводами одного и того же главка и кооперирования со смежными отраслями как внутри наркомата, так и вне него; е) создание строжайшего режима экономии и финансовой дисциплины; ж) ускорение внедрения на предприятиях оборонной промышленности ценных изобретений и технических усовершенствований; з) подготовку и выдвижение новых кадров, преданных делу Ленина и Сталина.

У оборонной промышленности имеются все возможности выполнить программу 1938 г. и решить задачи технического прогресса и повышения производительности труда коренной перестройкой техники и организации производства.

Хозяйственные руководители пользуются доверием и любовью советского народа, должны работой оправдать доверие партии и народа. Оборонная промышленность с помощью правительства и партии обогатилась новыми молодыми силами рабочих, хозяйственных и технических руководителей. Подняты громадные пласты лучших производственников на базе новой техники и культуры — стахановцы и ударники, и наша «задача состоит в том, чтобы, пользуясь всеми научными знаниями и техническим опытом, накопленными промышленностью, отрешиться от недоиспользования техники. В машиностроении стахановское движение должно быть направлено в первую очередь на лучшее использование рабочей силы, на повышение использования машинного времени, на высокое качество изделий, на овладение производством и удешевление усовершенствованных в техническом отношении и безукоризненных по качеству машин на существующем оборудовании». (Из резолюции пленума ЦК ВКП(б) от 25 декабря 1935 г.) [3].

Осуществление значительного роста производства в сравнительно короткий срок требует резкого повышения темпов производства, мелкосерийное производство должно превратиться в крупносерийное, последнее в необходимых случаях должно превратиться в массовое, должны быть организованы участки поточного производства и конвейерной сборки. Общий цикл производства должен значительно сократиться.

Главная задача состоит в том, чтобы максимально усилить организационно-техническое руководство во всех звеньях оборонной промышленности. Технология должна занять центральное место на заводах как основа развития производства. Технолог должен стать центральной фигурой производства.

Для разрешения этих задач и в обеспечение выполнения программы 1938 г. и дальнейшего роста производства приказываю:

I. По технологическому процессу

Директорам заводов НКОП создать на заводах должность главного технолога. Главных технологов заводов подчинить непосредственно главным инженерам заводов. Главные технологи заводов несут ответственность за качество и состояние технологии на заводе. Главный технолог работает над переводом завода на самую передовую технологию путем внедрения поточно-конвейерного метода производства, максимальной механизации ручного труда и путем внедрения прочих высокопроизводительных методов производства.

1. На главного технолога возложить:

а) разработку всех технологических процессов на все виды продукции (машины, детали, марки стали и т. п.), вводимые в производство;

б) разработку, проверку и внедрение в производство новых видов технологии;

в) проверку совместно с главным конструктором всех чертежей как опытных, так и серийных машин (и других объектов) перед запуском их в производство, с точки зрения технологии их изготовления;

г) участие с главным конструктором в проработке технических условий и спецификаций на материалы и заготовки;

д) проверку и утверждение уточнений и изменений технологии, разрабатываемой цехами и действующей в цехах;

е) разработку планов и проектов механизации технологических процессов и внутрицехового и межцехового транспорта;

ж) определение и подбор оборудования, обеспечивающего внедрение новой технологии;

з) главный технолог принимает систематическое участие в работах конструкторского бюро, начиная с проработки чертежей опытной конструкции и кончая подготовкой к пуску в серийное производство. Чертежи, поступающие в производство из конструкторского бюро, должны быть визированы главным технологом;

и) главный технолог совместно с главным конструктором подготовляют все технические условия на изготовление продукции, прорабатывают вопросы взаимозаменяемости, допусков и других требований к продукции (главный технолог химической и электромеханической промышленности подготовляет технические условия с начальником центральной заводской лаборатории);

к) в химической промышленности технологический процесс утверждается главными управлениями;

л) всем начальникам главков в месячный срок составить положение о главном технологе с учетом специфичности каждого главка и представить мне на утверждение.

2. Директорам заводов в обязательном порядке иметь на все изделия зафиксированные документацией технологические процессы, утвержденные главным инженером и главным технологом (по горячим цехам — главным металлургом), а для химической промышленности — утвержденные главком.

3. Директорам заводов установить твердый порядок, при котором внесение изменений в технологические процессы разрешается только с утверждения главного инженера и главного технолога (по горячим цехам — главного металлурга), с обязательной фиксацией изменений в документации (даже в тех случаях, когда изменение носит временный характер) за подписью главного инженера и главного технолога (главного металлурга).

4. Директорам машиностроительных заводов пересмотреть применяемую технологию производства по следующим основным направлениям современного развития технологических процессов:

а) перенести значительную часть работ по приданию окончательной формы деталям (с максимальным доведением до чертежных размеров) с процессов холодной обработки на станках на суточное литье и на точную штамповку;

б) внедрить широкое применение холодной чеканки как добавочного процесса штамповки; чистую штамповку до чертежных размеров, электровысадку из чистовых заготовок; большое применение ковочных машин; штамповку одновременно по нескольку деталей на одном штампе;

в) увеличить степень использования мощностей станочного оборудования на основе опыта лучших стахановцев, показывающего возможность повышения режимов резания в 1,5‑2 раза;

г) проектировать современные приспособления, дающие возможность: производить комплектную обработку, несколько операций резания с одной установки, производить групповую обработку деталей (одновременно обработку нескольких деталей); поворотные вращающиеся приспособления, позволяющие максимально увеличить машинное время;

д) начальникам главных управлений и директорам химических и металлургических заводов разработать основные направления модернизации технологии и представить таковые на утверждение.

5. На заводах, изготовляющих продукцию крупными сериями и в больших количествах, организовать конвейерную сборку, механизацию процессов и непрерывный поток в производстве.

6. Широко использовать простую механизацию для подъемных ручных работ путем введения в процессы местных подъемных устройств (поворотные краны с тельферами, монорельсы, пневматические подъемники, тележки и пр.). Для повышения производительности по ручным операциям широко применять электропневматический инструмент.

7. При пересмотре технологических процессов по кузнечным прессовым, литейным, термическим, металлургическим и химическим производствам особое внимание сосредоточить на изжитии отсталых методов контроля температур, режимов, решительно внедряя современные приборы, термометрию, пирометрию, контрольно-измерительные приборы и пр.

8. Решительно переходить на механизацию и автоматизацию загрузки, режимов, контроля работ агрегатов; особо повысить культуру в термических цехах, внедряя методические термические печи.

9. Директорам заводов в целях получения лучших и скорых результатов по улучшению технологических процессов пересмотреть в пределах фондов систему оплаты проектировщиков, технологов, конструкторов, работников опытных установок и научно-исследовательских организаций с тем, чтобы размеры оплаты устанавливались в зависимости от качества технологической схемы, конструкции аппаратуры и совершенства технологического процесса.

10. Начальникам главков совместно с директорами заводов в месячный срок определить изделия, по которым надлежит провести пересмотр технологических процессов, наметить сроки и установить контрольные цифры технико-производственных показателей, которые должны быть достигнуты внедрением новой технологии.

II. Организация технического контроля и качество продукции

Качество оборонной продукции на заводах НКОП имеет первостепенное значение. Только грамотная технология и грамотная организация производства могут обеспечить высокое стабильное качество продукции.

1. Начальникам главков и директорам заводов организовать технический контроль таким образом, чтобы обеспечить своевременное обнаружение и изъятие из производства бракованных деталей и деталей, требующих исправлений и доделок, и чтобы обеспечить предупреждение возможности появления брака и доделок деталей.

Для этого установить и закрепить по всем изделиям:

а) после каких переходов должен быть установлен обязательный технический контроль;

б) рабочие места и операции наиболее опасные в смысле появления массового брака, по которым надлежит установить периодическую или выборочную проверку.

Постоянный контроль должен быть обязательно, как правило:

в) после переходов, на которых появляется большое количество брака и доделок;

г) перед переходом к дорогостоящей обработке;

д) после переходов, с которых детали и изделия поступают в другие цеха и отделы (из литейных цехов, кузниц в механические, термические; из механических в термические, полировочные и на сборку и т. п.).

Периодический контроль должен быть на всех других рабочих местах и особенно:

е) на рабочих местах, где имеются неопытные и обучающиеся рабочие;

ж) на рабочих местах, где происходит частая смена инструмента, приспособлений и т. п.

2. Директорам заводов в двухмесячный срок разработать методы приемки деталей, изделий, приборов и зафиксировать в специальной документации с инструкциями:

а) при разработке технологических процессов на приемку особенно обратить внимание на рационализацию контрольно-измерительного инструмента;

б) установить строгий режим выполнения методов по приемке деталей, продукции, полуфабрикатов, категорически запретить внесение каких бы то ни было изменений и дополнений без специального на то разрешения главного инженера завода и главного технолога (а по термической обработке и горячим производствам — главного металлурга);

в) строго пресекать всякие попытки внесения “отсебятины” в установленные методы приемки оборонной продукции.

3. Для обеспечения взаимозаменяемости, внесения порядка по мерительному хозяйству и технике измерительного дела на заводах НКОП Бюро стандартизации НКОП в двухдекадный срок разработать и представить мне на утверждение план работ:

а) по созданию единой системы лекал и других измерительных инструментов для применения на всех заводах НКОП и для применения их на заводах других наркоматов, кооперированных с заводами НКОП;

б) по нормализации и стандартизации мерительного инструмента, обратив внимание на рационализацию контрольно-измерительного инструмента, избегая загромождения номенклатуры излишним количеством и сложными конструкциями.

4. Директорам заводов в двухмесячный срок организовать обязательную проверку по установленному графику контрольно-измерительного инструмента и приборов, находящихся в производстве.

5. Директорам заводов в трехмесячный срок провести проверку и уточнить действующие технические условия на полуфабрикаты, на материалы, на сырье как на вырабатываемые на своих заводах, так и на поступающие со стороны.

III. Ликвидация брака

Тов. Молотов поставил перед заводами оборонной промышленности как одну из Центральных задач — ликвидировать брак. Работники оборонной промышленности должны упорной работой во что бы то ни стало добиться выполнения задачи.

1. Начальникам главков совместно с директорами заводов в месячный срок наметить участки (завод, цех, пролеты), которым предоставляется возможность добиться полной ликвидации брака в ближайшие сроки.

2. Для достижения полной ликвидации брака на этих участках наметить все необходимые мероприятия, в первую очередь взять под особое наблюдение снабжение этих участков кондиционным сырьем, полуфабрикатами, качественным инструментом, приспособлениями, и специальный надзор за состоянием оборудования.

3. Мобилизовать стахановцев, ударников, ИТР и весь коллектив завода вокруг поставленной задачи — добиться образцов участков по абсолютной ликвидации брака.

4. Достижения участков, полностью ликвидировавших брак, широко использовать для изучения и передачи опыта во все другие цеха, пролеты и на другие заводы.

IV. Новые конструкции и опытные работы

Основной и главной задачей оборонной промышленности является непрерывное совершенствование вооружения и опережение лучших образцов заграничной техники вооружения.

1. Начальникам главков и директорам заводов усилить работу по конструированию новых образцов и модернизации оборонной продукции, предоставив конструкторской работе производственную базу с тем, чтобы не нарушать общего валового производства. Начальникам главков и директорам заводов металлургических и химических производств усилить исследовательские работы научно-исследовательских институтов и лабораторий по новым оборонным маркам стали и новым химическим продуктам.

2. Начальникам главков в соответствии с утвержденным мной планом опытных и конструкторских работ в месячный срок представить мне мероприятия по обеспечению выполнения этих планов.

3. Начальникам главков до 10 апреля представить мне список заводов, на которых должны быть организованы конструкторские бюро и опытные цеха и мероприятия по укреплению существующих конструкторских бюро и экспериментальных цехов.

4. На заводах, где конструкторское бюро разрабатывает новые конструкции и проводит модернизацию существующих типов, освободить главного конструктора от текущей работы, для чего организовать конструкторское бюро по обслуживанию текущего производства и подчинить это бюро главному инженеру.

5. Начальникам главков и директорам заводов установить максимальную устойчивость производства, пуская в серийное производство изделия только проверенные на опытных образцах или на опытных заказах.

6. Все задания на проектирование и изготовление новых образцов вооружения, в выполнении которых участвуют несколько главков, а также конструкторская проработка и изготовление опытных образцов, должны производиться одновременно при полной взаимной увязке.

V. По чертежам и чертежному хозяйству

1. Директорам заводов привести в порядок чертежи всех изделий, обратив особое внимание на четкую организацию чертежного хозяйства; в трехмесячный срок на всех заводах создать архивы для хранения чертежей, обеспечив сохранность, порядок и секретность.

2. В месячный срок на всех заводах изъять из производства дефектные чертежи.

3. Все рабочие чертежи на изделия как изготовленные заводом, так и поступившие от заказчика, передаваемые в производство, должны быть утверждены главным инженером; запрещается вносить в чертежи поправки или изменения без ведома главного инженера.

4. Все чертежи изделий, утвержденные заводом и заказчиком, могут быть изменены и исправлены только по соглашению с заказчиком.

5. Внесение изменений и исправлений в чертежи изделий должно сопровождаться тщательной проверкой и испытаниями на образцах для установления приемлемости изменений и поправок.

6. При испытаниях образцов заказчиком обязательно участие представителей заводов.

VI. По укреплению подготовки производства

Подготовке производства не уделяют достаточного внимания, вследствие этого прививается кустарничество у большинства работников, призванных заниматься организацией подготовки процессов производства.

Директорам заводов организовать подготовку производства таким образом, чтобы максимально использовать рабочий день. Поставить задачу добиться равномерной загрузки рабочего делом с эффективным использованием всех 420 минут в смену и ежедневного выпуска товарной продукции, для чего:

1. Своевременно снабжать рабочее место инструментом, штампами, материалами и чертежами.

2. Организовать тщательную предварительную подборку и сортировку материала.

Смотрите так же:  Дорожный налог с предприятий

3. Прикрепить операции к станкам.

4. Обеспечить инструктаж и наладку, прикрепить инструкторов и наладчиков к определенным операциям.

5. Обеспечить бесперебойную работу оборудования.

6. Обеспечить четкую оперативную диспетчерскую службу.

VII. Инструментальное хозяйство

1. Начальникам главков и директорам заводов предусмотреть в плане капитальных работ на 1938 г. мероприятия по ликвидации разрыва мощностей инструментальных цехов с потребностями основных производственных цехов с учетом дальнейшего роста производства.

2. Начальникам главков и директорам заводов в 1938 г. из числа поступающего станочного оборудования укомплектовать в первую очередь инструментальные цеха; поднять качество оборудования в инструментальных цехах до уровня современных заводов (от 20 до 30% ко всему оборудованию завода).

3. Моему заместителю, т. Ванникову, разработать план расширения мощностей на специальных заводах НКОП по изготовлению приспособлений, штампов и моделей.

4. Начальникам главков в мае 1938 г. созвать совещание инструментальных цехов заводов НКОП, на котором уточнить по заводам все необходимые мероприятия по развитию инструментальных цехов и по повышению производительности труда инструментальщиков на 20‑30%.

VIII. По смежным производствам

Заводы оборонной промышленности самым тесным образом связаны между собой смежными производствами. Многие начальники главков и директора заводов недооценивают значение своих обязательств по смежным производствам и ставят под удар важнейшие оборонные заказы смежных заводов.

1. Всем начальникам главных управлений и директорам заводов, работа которых в значительной степени связана кооперацией с другими заводами, организовать специальные группы по кооперированию, на которые возложить диспетчерское наблюдение за ходом выполнения заказов по кооперированию.

2. Плановому управлению НКОП организовать специальный оперативный учет выполнения заводами важнейших заказов по кооперированию.

3. На заводах, имеющих большие заказы по кооперированию, иметь специальных помощников главного инженера по наблюдению и обеспечению межзаводских заказов.

4. Начальникам главков оценку по результатам деятельности работы заводов производить с учетом выполнения заказов по кооперированию наравне с товарной продукцией по основным изделиям.

IX. По снабжению

1. Начальникам главков организовать снабжение заводов сырьем, материалами и топливом на базе четкого планирования, технических норм расхода и максимальной экономии.

2. Директорам заводов в двухмесячный срок провести мобилизацию излишних и неликвидных материальных ценностей.

3. ЦУСС НКОП провести выборочную проверку заводов по состоянию затоваривания.

4. Начальникам главков и директорам заводов в трехмесячный срок установить нормы расхода сырья, основных материалов и топлива на единицу изделий.

5. ЦУСС НКОП заявки по снабжению на III квартал 1938 г. принимать только обоснованные техническими нормами расхода.

6. Начальникам главков в месячный срок разработать план мероприятий по сокращению расхода сырья и материалов (раскрой, заготовки и пр.).

7. Начальникам главков и директорам заводов укрепить снабженческие организации главков и заводов оперативными работниками с технической подготовкой и с производственным стажем.

8. Привести в порядок складское хозяйство и организацию хранения и выдачи сырья и материалов, вести жесткую борьбу с перерасходом, разбазариванием и хищением сырья и материалов. Мероприятия представить заводам в месячный срок в главные управления на утверждение.

X. По оборудованию и энергетике

Совет народных комиссаров Союза ССР в своем постановлении от 8 января 1938 г. указывает: «Теперешняя запущенность ремонта промышленного оборудования и заданий наносит большой ущерб государству и не может быть терпима. СНК СССР указывает всем хозяйственным руководителям и непосредственно директорам предприятий, что они несут полную ответственность за правильное содержание всех машин, оборудования, строений и сооружений и обязаны обеспечить должный уход и своевременный ремонт на подчиненных им промышленных предприятиях» [4].

1. Директорам заводов взять под свое наблюдение ремонт оборудования, агрегатов и механизмов.

2. Директорам заводов в двухмесячный срок разработать мероприятия по ремонту оборудования, а начальникам главков проверить их и утвердить:

а) разработать графики с твердыми сроками ремонта всего оборудования;

б) предусмотреть организацию на заводах изготовления деталей и запасных частей для ремонта таким образом, чтобы значительно сократить время простоя оборудования по ремонту.

3. Привести в порядок агрегаты электрического, теплового и компрессорного хозяйства, снизить расход топлива и электроэнергии.

4. Топливно-энергетическому отделу ЦУСС НКОП наметить план систематической проверки заводов по расходу топлива и электроэнергии.

XI. В области организации труда

Решительная борьба за повышение производительности труда и борьба с текучестью рабочей силы должна быть постоянно в центре внимания руководителей предприятий и начальников цехов.

В целях осуществления реальных мероприятий по борьбе с текучестью рабочей силы директорам заводов:

1. Установить систематический контроль за ростом квалификации рабочих, инженеров и служащих и своевременно передвигать их на более квалифицированную и ответственную работу, отмечая приказом по цеху повышение рабочих в разрядах.

2. Установить на всех заводах систему аттестации начальствующего состава от бригадира до заместителя директора включительно.

3. Систематически следить за действительными причинами увольнения рабочих и служащих; не допускать валового подхода при увольнении работников с завода.

4. В руководстве стахановским движением, наряду с усилением индивидуального соревнования, максимально развернуть формы коллективного соревнования (соревнование бригад, участков, цехов, заводов), гибко и оперативно подхватывать и осуществлять инициативу стахановцев, проверять выполнение принятых предложений стахановцев.

5. Организовать систематическое изучение и передачу опыта и методов работы стахановцев и ударников другим рабочим.

6. Решительно сократить количество рабочих, не выполняющих нормы, путем повседневной работы мастеров, технологов и нормировщиков с отстающими рабочими и путем прикрепления к ним стахановцев.

7. Организовать на всех заводах отделы организации труда, непосредственно подчиненные директорам заводов, и укрепить их квалифицированными кадрами.

8. Начальникам главков в месячный срок закончить организацию отделов рабочих кадров и зарплаты и обеспечить действительное руководство вопросами труда, помощь заводам в работе по улучшению организации труда и организовать широкий обмен опытом, особенно по линии организации и достижений стахановского движения.

9. Директорам заводов обратить особое внимание на создание безопасных и здоровых условий труда. В месячный срок представить в главное управление мероприятия по технике безопасности и оздоровлению труда. Начальникам главков установить сроки и контроль за выполнением этих мероприятий.

XII. По рентабельности и финансовой работе

«Это факт, что в ряде предприятий и хозяйственных организаций давно уже перестали считать, калькулировать, составлять обоснованные балансы доходов и расходов. Это факт, что в ряде предприятий и хозяйственных организаций понятия “режим экономии”, “сокращение непроизводительных расходов”, “рационализация производства” давно уже вышли из моды» (И. Сталин) [5].

До сего времени вопросами рентабельности и надлежащей постановкой финансовой работы на оборонных заводах занимаются недостаточно. Вследствие этого заводы оборонной промышленности переживают частые финансовые затруднения, нарушающие общий ход производственной жизни.

1. Директорам заводов с привлечением начальников цехов организовать ежемесячное рассмотрение калькуляции на основные изделия, выпускаемые заводом. На основе детального анализа основных элементов калькуляции разрабатывать и принимать оперативные меры по дальнейшему снижению себестоимости, добиваясь снижения расхода сырья и материалов цеховых и общезаводских расходов на единицу продукции.

2. Директорам заводов для улучшения финансового положения усилить работу финансовых отделов заводов, обеспечить нормальные условия в работе финансовых работников и бухгалтерии.

3. Особое внимание обратить на качество балансов, добиться, чтобы балансы отражали действительное состояние хозяйства и финансов завода, чтобы балансы были руководством для директоров и хозяйственных работников в повседневной работе управления хозяйством и производством.

4. Директорам заводов регулярно заслушивать доклады начальников финансовых отделов и главных бухгалтеров, практикуя отчеты главных бухгалтеров на совещаниях с привлечением начальников цехов и отделов заводов.

5. Начальникам главков и директорам заводов лично руководить финансовой работой в главке и на заводах и осуществлять выполнение строжайшей финансовой дисциплины и режима экономии.

6. Для упорядочения платежной дисциплины по главным управлениям, имеющим значительные расчеты между предприятиями одного и того же главка, ЦФУ организовать бюро взаимных расчетов.

7. Главным бухгалтерам главков и заводов усилить контроль по финансово-сметной дисциплине, предотвращая незаконное расходование средств, сообщая о каждом случае нарушения в установленном порядке.

8. Центральной бухгалтерии НКОП и главным управлениям обеспечить полный охват ревизиями в течение года всех предприятий.

XIII. По организационной структуре

Троцкистско-бухаринские шпионы, вредители, диверсанты в своей подрывной шпионско-вредительской работе использовали организационный хаос и неразбериху на заводах оборонной промышленности. Четкая организационная структура, распределение работы, расстановка людей лучше должны обеспечить заводы оборонной промышленности от посягательства врагов народа. Заводы оборонной промышленности должны стать действительно неприступной крепостью.

Директорам заводов в месячный срок разработать и представить начальникам главков структуру своих заводов с учетом всех положений по организации производства, технологии труда, изложенных в настоящем приказе, а начальникам главков рассмотреть и дать мне на утверждение.

XIV. По подготовке кадров

1. Начальнику ГУУЗ НКОП совместно с главками и заводами в месячный срок разработать план мероприятий по обеспечению подготовки во втузах НКОП специалистов-технологов, инструментальщиков, организаторов массового производства и конструкторов вооружения.

2. Начальнику отдела кадров НКОП совместно с начальниками отделов кадров главков провести проверку использования молодых специалистов на заводах. На основе настоящего приказа, а также моих приказов по отдельным отраслям, учитывающих их состояние и специфичность, начальникам главных управлений разработать по каждому заводу в отдельности конкретные технико-организационные мероприятия, обеспечивающие выполнение заданий на 1938 г., для чего начальникам и главным инженерам главных управлений выехать на заводы главка с группой руководящих работников, инженеров по всем основным участкам работы заводов.

Разработанные на заводе мероприятия обсудить с инженерно-техническим персоналом и с активом завода и издать приказом по главку. Работы закончить к 20 апреля 1938 г.

Работники оборонной промышленности на основе большевистской самокритики, вскрывая недостатки, ликвидируя последствия вредительства, имея огромную поддержку и помощь правительства, партии и лично т. Сталина, сумеют оправдать доверие, сделать из оборонной промышленности сильнейшую базу для вооружения лучшей в мире Красной армии.

Народный комиссар оборонной промышленности М. Каганович

[1] Резолюция пленума ЦК ВКП(б) по докладам В. М. Молотова и Л. М. Кагановича, принятая 2 марта 1937 г. // Вопросы истории. 1993. № 10. Стр. 15.

Пленум ЦК ВКП(б) состоялся 25 февраля — 5 марта 1937 г. Его решения обосновали разворачивание массовых репрессий в СССР. На пленуме обсуждались следующие вопросы: «Дело тт. Н. И. Бухарина и А. И. Рыкова» (докладчик Н. И. Ежов); «Об уроках вредительства, диверсии и шпионажа японо-немецко-троцкистских агентов» (докладчики В. М. Молотов, Л. М. Каганович и Н. И. Ежов); «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» (докладчик И. В. Сталин).

В своем докладе Н. И. Ежов обвинил Бухарина и Рыкова в том, что они создали контрреволюционную организацию правых и «встали на путь прямой измены Родине, на путь террора против руководителей партии и советского правительства, на путь вредительства и диверсий в народном хозяйстве». В итоге было принято постановление, где, в частности, говорилось: «. Пленум ЦК ВКП(б) считает, что тт. Бухарин и Рыков заслуживают немедленного исключения из партии и предания суду военного трибунала. Но, исходя из того, что тт. Бухарин и Рыков в отличие от троцкистов и зиновьевцев не подвергались еще серьезным партийным взысканиям (не исключались из партии), пленум ЦК ВКП(б) постановил ограничиться тем, чтобы: 1. Исключить тт. Бухарина и Рыкова из состава кандидатов в члены ЦК ВКП(б) и из рядов ВКП(б); 2. Передать дело Бухарина и Рыкова в НКВД». В тот же день Бухарин и Рыков были арестованы.

С докладом по вопросу «Об уроках вредительства, диверсии и шпионажа японо-немецко-троцкистских агентов» по Народному комиссариату тяжелой промышленности СССР на пленуме выступил председатель СНК СССР В. М. Молотов. Докладчиком намечался Г. К. Орджоникидзе, но он за несколько дней до пленума покончил жизнь самоубийством. Молотов обвинил партийных и хозяйственных руководителей в политической близорукости, делячестве, обывательской беспечности, утверждал, что вредители имеются во всех отраслях народного хозяйства, во всех государственных организациях. Сообщив пленуму, что с 1 октября 1936 г. по 1 марта 1937 г. в различных наркоматах и ведомствах, не считая НКВД, НКИД и НКО, осуждено 2049 человек, Молотов заявил: «. из одной только этой справки, очень пустой, нужно уже выводы делать такие, что успокаиваться нам никак не приходится. Надо посерьезнее покопаться в вопросах, которые связаны с вредительством. ». При этом Молотов игнорировал имевшиеся в его распоряжении материалы о фактическом состоянии дел в тяжелой промышленности, собранные Орджоникидзе. Последний иначе оценивал положение в отрасли. Накануне пленума Орджоникидзе провел ряд совещаний с руководящими хозяйственными работниками, для проверки данных НКВД направил комиссии на предприятия, в том числе — коксохимической промышленности Донбасса. На основании собранных материалов нарком тяжелой промышленности подготовил проект постановления по своему докладу. Этот проект постановления раскритиковал Сталин, сделавший на полях много замечаний язвительного характера, из которых вытекала необходимость коренной переработки проекта. Работа созданных Орджоникидзе комиссий подверглась резкой критике со стороны Молотова. Он обвинил членов комиссий в политической близорукости, отсутствии политической бдительности, неумении отличить вредительство от обычных недостатков в работе. Вскоре после пленума большинство руководителей и членов комиссий было арестовано и расстреляно.

С докладом о положении дел в Наркомате путей сообщения СССР выступил Л. М. Каганович. О ситуации в органах НКВД — Н. И. Ежов. В принятой пленумом резолюции по докладам Молотова и Кагановича говорилось о широком размахе вредительства во всех отраслях народного хозяйства, советские и хозяйственные кадры обвинялись в политической близорукости, отсутствии бдительности, самоуспокоенности и обывательском благодушии. В резолюции по докладу Ежова задача разоблачить и разгромить «врагов народа» возлагалась на органы НКВД.

С докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил И. В. Сталин. Чтобы обосновать и оправдать массовые репрессии, Сталин развил выдвинутый им еще в 1933 г. тезис о том, что в период завершения строительства социализма классовая борьба будто бы должна все более и более обостряться. В его докладе содержались прямые указания карательным органам направить репрессии против партийных кадров. На основании содержавшихся в докладе и заключительном слове Сталина указаний в резолюции пленума было выражено политическое недоверие секретарям обкомов, горкомов, райкомов и другим ответственным работникам партийных органов. После пленума репрессии в стране приняли особенно широкий размах. (РГАСПИ. Ф. 85. Оп. 29. Д. 156. Л. 1‑15; Д. 158. Л. 1‑18; Стенограмма февральско-мартовского (1937 г.) пленума ЦК ВКП(б) — Вопросы истории. 1992. № 2‑12; 1993. № 2‑9; 1994. № 1‑2, 6, 8, 10‑11; 1995. № 1‑12).

[2] Декабрьский пленум ЦК ВКП(б) 1935 г. состоялся в Москве 21‑25 декабря. На нем были рассмотрены вопросы развития промышленности и транспорта в связи с развернувшимся в стране стахановским движением и итоги проверки партийных документов. В принятой резолюции по первому пункту указывалось, что созданию в короткий срок мощной тяжелой промышленности способствовало и стахановское движение, сутью которого является новая организация труда, рационализация технологических процессов, правильное разделение труда в производстве, освобождение квалифицированных рабочих от второстепенной работы, обеспечение быстрого роста производительности труда, а также значительное повышение зарплаты рабочих и служащих и культурно-технического уровня рабочего класса. Для более широкого распространения стахановского движения в резолюции было предложено сломить сопротивление консервативно мыслящих хозяйственников и ИТР, поставить во главе этого движения его сторонников, заменить существующие технические нормы более высокими, повысить нормы выработки так, чтобы сохранились прежние расценки, но увеличился фонд заработной платы. По отдельным отраслям народного хозяйства в резолюции были предложены конкретные мероприятия. (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9‑е. Т. 6. — М., 1985. Стр. 284, 285-286.)

[3] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 9. Т. 6. — М.: Издательство политической литературы, 1985. Стр. 286, 288.

[4] Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. 1938. Стр. 45.

[5] “Новая обстановка — новые задачи хозяйственного строительства”. Речь на совещании хозяйственников 23 июня 1931 г. // «Правда», № 183, 5 июля 1931 г.

РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 38. Л. 69-78. Типографский экз.