МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПРИКАЗ

1 МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ПРИКАЗ от 20 июля 2009 г. N 416 ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ В целях организации наставничества в системе МЧС России, оказания помощи молодым специалистам в приобретении профессиональных навыков, ускорения процесса их адаптации и профессионального становления, развития способностей самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о наставничестве в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Положение). 2. Начальникам территориальных органов МЧС России, командирам соединений и воинских частей войск гражданской обороны и руководителям организаций МЧС России: организовать изучение и выполнение требований Положения; докладывать о проделанной работе по организации наставничества в подчиненных подразделениях отдельным разделом в ежегодном отчете по воспитательной работе в Департамент кадровой политики МЧС России. Министр С.К.ШОЙГУ

2 ПОЛОЖЕНИЕ О НАСТАВНИЧЕСТВЕ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ I. Цели и задачи наставничества 1. Настоящее Положение о наставничестве в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее соответственно — Положение, МЧС России) определяет цель, задачи и порядок реализации института наставничества в территориальных органах МЧС России, соединениях и воинских частях войск гражданской обороны и организациях МЧС России (далее — организации МЧС России). 2. Целью наставничества в системе МЧС России является оказание помощи сотрудникам Федеральной противопожарной службы, военнослужащим войск гражданской обороны, проходящим службу по контракту, федеральным государственным гражданским служащим и работникам МЧС России (далее — сотрудники) в приобретении ими необходимых профессиональных навыков и опыта работы, соблюдении служебной, воинской или трудовой дисциплины, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда. 3. Задачами наставничества являются: оптимизация процесса формирования и развития профессиональных знаний, навыков, умений сотрудников, в отношении которых осуществляется наставничество; оказание помощи в адаптации сотрудников к условиям осуществления служебной или трудовой деятельности; воспитание профессионально-значимых качеств личности сотрудников, ознакомление их с историей и традициями МЧС России; содействие выработке навыков поведения сотрудников, соответствующего профессиональноэтическим стандартам и правилам; формирование активной гражданской и жизненной позиции сотрудников, развитие у них ответственного и сознательного отношения к службе, работе (далее — служба); изучение с сотрудниками требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей; реализация мер по ранней профилактике профессиональной деформации личности сотрудников;

3 оказание моральной и психологической поддержки сотрудникам в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении служебных или трудовых обязанностей. Задачи наставничества реализуются во взаимодействии руководителей организаций МЧС России, наставников, сотрудников кадровых органов, органов психологического обеспечения, профессиональной подготовки, представителей общественных формирований и ветеранских организаций. II. Организация наставничества 4. Наставничество устанавливается над лицами, впервые принятыми на службу в систему МЧС России, а также над сотрудниками, перемещенными по службе на другую должность, если выполнение ими функциональных обязанностей требует новых профессиональных знаний и практических навыков. 5. За лицами, указанными в пункте 4 настоящего Положения, наставник закрепляется не позднее одного месяца со дня назначения их на соответствующую должность. 6. Наставничество устанавливается продолжительностью от трех месяцев до одного года. 7. Наставничество прекращается до истечения установленного срока действия в следующих случаях: прекращение сотрудником, в отношении которого осуществляется наставническая деятельность, служебно-трудовых отношений с МЧС России; прекращение сотрудником, осуществляющим наставническую деятельность, служебно-трудовых отношений с МЧС России; невыполнение наставником обязанностей, установленных настоящим Положением; в других случаях, исключающих осуществление наставничества в соответствии с настоящим Положением. 8. Наставники подбираются из наиболее подготовленных сотрудников организации МЧС России, обладающих высокими профессиональными и моральными качествами, проявляющих способности к воспитательной работе и пользующихся авторитетом в коллективе. 9. Руководитель организации МЧС России определяет число лиц, в отношении которых наставник одновременно осуществляет наставничество, в зависимости от уровня его профессиональной подготовки, а также от объема выполняемой работы. Максимальное число закрепленных за одним наставником лиц не может превышать трех человек. 10. Утверждение сотрудника в качестве наставника производится приказом руководителя организации МЧС России. Основанием для издания приказа является рапорт непосредственного начальника при обоюдном согласии наставника и сотрудника, в отношении которого будет проводиться наставническая работа. 11. По окончании срока наставничества наставник подготавливает заключение о результатах работы по наставничеству, которое утверждается руководителем организации МЧС России. При необходимости сотруднику, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются

4 конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессионального мастерства. 12. За наставническую деятельность, на основании отчета о проделанной работе, руководитель организации МЧС России рассматривает в установленном порядке вопрос о поощрении наставника. 13. Работа по наставничеству должна проводиться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России. III. Обязанности наставника 14. Наставник обязан: знать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки сотрудников; разрабатывать совместно с руководителем структурного подразделения организации МЧС России индивидуальный план обучения и воспитания сотрудника с учетом уровня его интеллектуального развития, общеобразовательной и специальной подготовки с последующим представлением на утверждение руководителю организации МЧС России; содействовать сотруднику в ознакомлении с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, полномочиями и организацией работы в организации МЧС России; требовать от сотрудника выполнения распоряжений и указаний, связанных с его служебной деятельностью; оказывать сотруднику индивидуальную помощь в изучении законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, овладении избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; передавать сотруднику накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы; всесторонне изучать деловые и моральные качества сотрудника, позитивно влиять на их укрепление и развитие, формировать ответственное отношение к службе, а также внимательное отношение к коллегам по службе; личным примером развивать положительные качества сотрудника, корректировать его поведение на службе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора. IV. Обязанности сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа 15. Сотрудник, в отношении которого проводится наставническая работа, обязан: изучать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской

5 Федерации, ведомственных нормативных правовых актов, определяющих права и обязанности сотрудника, вопросы прохождения службы, профессиональной подготовки сотрудников; выполнять в установленный срок индивидуальный план обучения, утвержденный руководителем структурного подразделения организации МЧС России; знать свои должностные обязанности, основные направления деятельности, полномочия и организацию работы в организации МЧС России; выполнять распоряжения и указания, связанные с его служебной деятельностью; овладевать избранной профессией, практическими приемами и способами качественного выполнения служебных задач и поручений, совместно с наставником устранять допущенные ошибки; обучаться наиболее рациональным приемам и передовым методам работы; ответственно относиться к службе, а также внимательно относиться к коллегам по работе; развивать у себя положительные качества, участвовать в общественной жизни коллектива, развивать свой общекультурный и профессиональный кругозор. V. Руководство наставничеством 16. Организация работы по развитию наставничества является одной из важнейших служебных обязанностей руководителей организаций МЧС России. 17. Руководитель структурного подразделения организации МЧС России, осуществляющий непосредственный контроль за деятельностью сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа, обязан: представить назначенного на должность сотрудника коллективу структурного подразделения организации МЧС России, объявить приказ о закреплении наставника и ознакомить с ним соответствующих сотрудников; создать необходимые условия для совместной работы наставника и сотрудника, в отношении которого проводится наставническая работа; организовать планомерное обучение наставников передовым формам и методам индивидуальной воспитательной работы, оказывать им методическую и практическую помощь; осуществлять контроль за деятельностью наставника и закрепленного за ним сотрудника, вносить необходимые изменения или дополнения в процесс работы по наставничеству; изучать, обобщать и распространять положительный опыт организации наставничества. 18. Методическое обеспечение деятельности наставников осуществляет совет наставников, создаваемый для оказания помощи руководству организации МЧС России в подборе, обучении, воспитании наставников на основании приказа руководителя организации МЧС России (далее — совет). В иных случаях методическое обеспечение деятельности наставников может возлагаться на соответствующие кадровые органы. 19. Совет создается в организациях МЧС России при наличии не менее десяти наставников и осуществляет свою деятельность во взаимодействии с советом ветеранов и кадровыми органами.

6 В совет входят сотрудники, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в службе, богатый жизненный опыт и пользующиеся авторитетом в коллективе, из них избираются председатель и его заместители, которые распределяют обязанности между членами совета. Совет: рекомендует руководителю структурного подразделения организации МЧС России кандидатуры наставников из числа наиболее профессионально подготовленных сотрудников, имеющих богатый жизненный опыт, стаж службы в системе МЧС России не менее двух лет, в том числе в занимаемой должности не менее одного года; принимает участие в подборе и создании резерва наставников; оказывает методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании сотрудников, в отношении которых проводится наставническая работа; изучает, обобщает и распространяет передовой опыт работы наставников; совместно с руководителем организации МЧС России заслушивает на своих заседаниях отчеты наставников и сотрудников, в отношении которых проводится наставническая работа, о проделанной работе. Совет планирует работу на квартал и не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности на общем собрании наставников. Кандидатуры наставников для закрепления за сотрудниками, в отношении которых будет проводиться наставническая работа, рассматриваются на заседаниях совета или кадровым органом.

Приказ МЧС России от 26.10.2009 № 611 «Об утверждении Положения об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»

Министерство Российской Федерации

по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий стихийных бедствий

от 26 октября 2009 г. n 611

об утверждении положения об организации научно-технической

деятельности в министерстве российской федерации по делам

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации

последствий стихийных бедствий

В целях совершенствования научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Смотрите так же:  Мультфильм про наследство

2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 08.08.2001 N 350 «Об утверждении Положения об организации проведения работ в МЧС России по договорам на создание (передачу и использование) научно-технической продукции» (признан не нуждающимся в государственной регистрации, письмо Министерства юстиции Российской Федерации от 13 августа 2001 г. N 07/8267-ЮД).

к приказу МЧС России

от 26 октября 2009 г. N 611

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В МИНИСТЕРСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

I. Общие положения

1. Положение об организации научно-технической деятельности в Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее соответственно — Положение, МЧС России) определяет основные принципы организации и осуществления научно-технической деятельности в центральном аппарате, территориальных органах и организациях МЧС России (далее — подразделения системы МЧС России).

2. Положение разработано в соответствии с:

Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 9, ст. 773; N 34, ст. 4026; 1999, N 28, ст. 3471; 2001, N 17, ст. 1644; N 21, ст. 2063; 2002, N 12, ст. 1093; N 48, ст. 4737, ст. 4746; 2003, N 2, ст. 167; N 52 (ч. I), ст. 5034; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1 (ч. I), ст. 18, ст. 39, ст. 43; N 27, ст. 2722; N 30 (ч. II), ст. 3120; 2006, N 2, ст. 171; N 3, ст. 282; N 23, ст. 2380; N 27, ст. 2881; N 31 (ч. I), ст. 3437; N 45, ст. 4627; N 50, ст. 5279; N 52 (ч. I), ст. 5497, ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 17, ст. 1929; N 27, ст. 834, ст. 3213; N 31, ст. 3993, ст. 4015; N 41, ст. 4845; N 44, ст. 5282; N 45, ст. 5428; N 49, ст. 6042, ст. 6048, ст. 6079; N 50, ст. 6246, ст. 6247; 2008, N 17, ст. 1756; N 18, ст. 1939; N 20, ст. 2253; N 27, ст. 3122; N 27, ст. 3123; N 29 (часть I), ст. 3418; N 30 (часть I), ст. 3597; N 30 (часть II), ст. 3616; N 45, ст. 5147; N 52 (часть I), ст. 6235; 2009, N 1, ст. 14, ст. 16, ст. 19, ст. 20, ст. 23; N 7, ст. 775; N 15, ст. 1778; N 26, ст. 3130; N 29, ст. 3582);

Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 34, ст. 3540; 1995, N 26, ст. 2397; 1997, N 12, ст. 1381; 1999, N 19, ст. 2302; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 32, ст. 4121; N 27, ст. 3267; N 29, ст. 3584, ст. 3592, ст. 3601);

Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; N 51, ст. 6271; 2000, N 2, ст. 162; 2001, N 1 (ч. I), ст. 2; N 1 (ч. II), ст. 20; N 53 (ч. I), ст. 5030; 2002, N 52 (ч. I), ст. 5132; 2003, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1, ст. 10; N 50, ст. 5280; 2007, N 49, ст. 6069; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 786; N 31, ст. 3923);

Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч. I), ст. 3105; 2006, N 1, ст. 18; N 31 (ч. I), ст. 3441; 2007, N 17, ст. 1929; N 31, ст. 4015; N 46, ст. 5553; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3616; N 49, ст. 5723; 2009, N 1, ст. 16, ст. 31; N 18 (ч. I), ст. 2148; N 19, ст. 2283);

Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814; N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2687);

постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2005 г. N 284 «О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 19, ст. 1838; 2008, N 34, ст. 3931);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. N 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4939; 2009, N 18 (ч. II), ст. 2242);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18 (ч. II), ст. 2242).

II. Научно-техническая деятельность в системе МЧС России

3. При осуществлении научно-технической деятельности МЧС России:

организует и проводит прикладные научные исследования и экспериментальные разработки в целях решения проблем в сфере деятельности МЧС России;

организует внедрение полученных результатов в повседневную деятельность МЧС России;

разрабатывает и совершенствует законодательные и иные нормативные правовые акты, а также методические документы, относящиеся к компетенции МЧС России;

подготавливает и проводит научно-исследовательские учения;

организует и проводит научно-информационную работу (научные конференции, совещания, семинары и выставки, научное консультирование), а также изобретательскую, рационализаторскую и патентно-лицензионную работу;

ведет учет результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок гражданского, военного, специального и двойного назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета по заказу МЧС России;

организует подготовку научных кадров и практических работников в соответствии с современными достижениями науки и техники, передового опыта деятельности МЧС России;

организует и выполняет мероприятия по совершенствованию сети и организационно-штатной структуры научно-исследовательских учреждений и научно-исследовательских подразделений организаций МЧС России, а также исследовательской, экспериментальной и лабораторно-испытательной баз подразделений системы МЧС России;

организует мониторинг научной среды и выявление лучших научно-технических разработок и инновационных проектов в области комплексной безопасности;

поддерживает научные связи и координирует совместные исследования с Российской академией наук, научными организациями федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации, общественными научными объединениями и организациями, а также с научными организациями государств — участников Содружества Независимых Государств, других иностранных государств.

4. Прикладные научные исследования и экспериментальные разработки выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях подготовки научно обоснованных рекомендаций и практического решения проблем в сфере деятельности МЧС России.

5. Разработка и совершенствование законодательных и иных нормативных правовых актов, а также методических документов осуществляется в целях регламентации повседневной деятельности системы МЧС России.

6. Проведение научно-исследовательских учений осуществляется в целях глубокой и всесторонней проработки новых способов применения сил и средств для повышения эффективности деятельности системы МЧС России, а также выработки соответствующих рекомендаций.

7. Научно-информационная работа (проведение научных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров и выставок, научное консультирование) осуществляется в целях обмена опытом, коллективного обсуждения и творческого решения актуальных вопросов в области научного обеспечения и практической реализации задач и функций, возложенных на МЧС России. По результатам проведенных мероприятий вырабатываются практические рекомендации и предложения.

Материалы научных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров и выставок издаются в виде соответствующих сборников и рассылаются в заинтересованные организации.

8. Изобретательская, рационализаторская и патентно-лицензионная работа осуществляется в целях ускорения внедрения полученной научно-технической продукции в практическую деятельность подразделений системы МЧС России, в разработку новых и модернизацию существующих образцов техники и технологий, совершенствования методов эксплуатации и испытаний, а также закрепления и защиты исключительных и авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в интересах МЧС России и подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности, право распоряжения которыми принадлежит Российской Федерации в лице МЧС России.

III. Участники научно-технической деятельности

в системе МЧС России и их функции

9. Участниками научно-технической деятельности в системе МЧС России являются:

научно-технический совет при МЧС России;

экспертный совет МЧС России;

заказчики научно-технической продукции;

ведомственные научные организации;

исполнители прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

10. Научно-технический совет при МЧС России — постоянно действующий совещательный орган для рассмотрения и выработки рекомендаций по особо важным проблемам, отнесенным к компетенции МЧС России.

Научно-технический совет при МЧС России:

осуществляет научное обоснование стратегического развития МЧС России;

определяет перспективы и приоритетные направления научного обеспечения деятельности МЧС России;

оценивает влияние результатов научно-технической деятельности на уровень гражданской обороны, защищенности населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

11. Экспертный совет МЧС России — орган консультативного обеспечения деятельности МЧС России, осуществляющий в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами научно-правовую, экспертную и информационную поддержку деятельности МЧС России.

12. Координирующее подразделение — структурное подразделение центрального аппарата МЧС России, отвечающее в соответствии с возложенными на него задачами и функциями за организацию и осуществление научно-технической деятельности в системе МЧС России.

готовит предложения по формированию базовых и приоритетных направлений проведения научно-технической политики МЧС России на долгосрочную и среднесрочную перспективу;

организует планирование, координацию и контроль за осуществлением научно-технической деятельности в системе МЧС России;

организует размещение заказов на выполнение в интересах МЧС России прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;

осуществляет методическое руководство и контроль за проведением прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, получением научно-технической продукции, ее учетом и внедрением;

готовит предложения по установлению заданий на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок для ведомственных научных организаций, а также обобщает и представляет на утверждение в установленном порядке предложения по организации прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в рамках разрабатываемых федеральных и ведомственных целевых программ;

совместно со структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, организующим финансово-экономическое обеспечение системы МЧС России, определяет нормативы финансовых затрат на выполнение задания ведомственными научными организациями, а также порядок списания результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, не являющихся нематериальными активами;

осуществляет распределение и обеспечивает расходование объемов финансовых средств, выделяемых на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, по целевым статьям, видам расходов и предметным статьям бюджетной и экономической классификации в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели в соответствующем плановом периоде;

организует мониторинг научной среды с целью выявления лучших научно-технических разработок и инновационных проектов в области комплексной безопасности, имеющих перспективы применения в сфере деятельности МЧС России, и информирует заказчиков научно-технической продукции о полученных результатах;

Смотрите так же:  Можно ли вернуть сон

участвует в проведении испытаний опытных образцов новых видов технических средств, подготовке документации для принятия их на снабжение (вооружение) в системе МЧС России и приемке результатов научно-технической деятельности;

организует внедрение научно-технической продукции в повседневную деятельность системы МЧС России, а также осуществляет оценку и анализ эффективности проводимых работ.

13. Заказчики научно-технической продукции — подразделения системы МЧС России, в интересах которых разрабатывается научно-техническая продукция.

Заказчики научно-технической продукции:

формируют заявки на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с направлениями своей деятельности;

осуществляют контроль за ходом выполнения этапов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;

организуют проведение приемочных испытаний опытных образцов новых видов технических средств, подготовку документации для принятия их на снабжение (вооружение) в системе МЧС России и предложений по снятию со снабжения (вооружения) устаревших технических средств и технологий;

проводят приемку результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;

выявляют результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в качестве объектов интеллектуальной собственности, и обеспечивают представление необходимых сведений и заверенных документов в уполномоченную организацию для осуществления их государственного учета;

обеспечивают внедрение полученных результатов в повседневную деятельность подразделений системы МЧС России;

представляют в координирующее подразделение информацию о результатах внедрения научно-технической продукции и эффективности ее применения в системе МЧС России.

14. Уполномоченная организация — подразделение системы МЧС России или организация, которым в установленном порядке переданы полномочия по осуществлению отдельных функций участников научно-технической деятельности.

15. Научно-исследовательские и образовательные учреждения системы МЧС России, а также учреждения и организации системы МЧС России, имеющие в своем составе научно-исследовательские подразделения (далее — ведомственные научные организации):

осуществляют научно-техническую деятельность и разрабатывают научно-техническую продукцию в соответствии с организационно-планирующими документами и заданиями МЧС России, утвержденными в установленном порядке;

изучают и обобщают положительный опыт проводимых работ по научному обеспечению задач и функций, возложенных на МЧС России;

участвуют в организации и проведении научно-информационной работы, оказывают методическую и консультационную помощь подразделениям системы МЧС России.

16. Исполнители прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с законодательством Российской Федерации:

выполняют за счет средств федерального бюджета прикладные научные исследования и экспериментальные разработки;

представляют заказчику научно-технической продукции результаты проведенных работ (этапов работ) и необходимые сведения для их учета;

обеспечивают авторское сопровождение принятых результатов завершенных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

IV. Планирование и осуществление научно-технической

деятельности в системе МЧС России

17. Планирование и осуществление научно-технической деятельности в системе МЧС России проводится с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, основных направлений фундаментальных исследований Российской академии наук, отечественных достижений в области науки и техники, приоритетных направлений деятельности МЧС России и ранее полученных результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России.

18. Основные положения научно-технической деятельности в системе МЧС России оформляются в виде базовых направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на долгосрочную перспективу и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России на среднесрочную перспективу.

19. Разработка базовых и приоритетных направлений развития науки, техники и технологий в системе МЧС России осуществляется координирующим подразделением.

20. Предложения по базовым и приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в системе МЧС России представляются на рассмотрение научно-техническому совету при МЧС России и утверждаются коллегией МЧС России в I квартале года, предшествующего планируемому периоду.

21. Утвержденные базовые и приоритетные направления развития науки, техники и технологий в системе МЧС России являются основой для планирования, организации и осуществления научно-технической деятельности в системе МЧС России.

22. В соответствии с утвержденными базовыми и приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий в системе МЧС России заказчики научно-технической продукции до 1 июня года, предшествующего планируемому периоду, представляют в координирующее подразделение заявки-обоснования на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с приложением N 1 с проектами тактико-технических заданий (технических заданий), а также предложения по проведению прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в рамках действующих и разрабатываемых федеральных и ведомственных целевых программ.

23. Заявка-обоснование на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок подписывается руководителем подразделения системы МЧС России — заказчика научно-технической продукции.

24. Рассмотрение заявок-обоснований на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок осуществляется координирующим подразделением по следующим критериям:

соответствие базовым и приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в системе МЧС России;

соответствие формы и содержания предъявляемым требованиям;

при проведении прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых на основе размещения заказов на выполнение работ для государственных нужд, — возможность проведения данных работ ведомственными научными организациями за счет сметы расходов на их содержание и наличие средств федерального бюджета по указанным статьям финансирования.

25. При несоответствии заявок-обоснований критериям, указанным в пункте 24 настоящего Положения, координирующее подразделение в недельный срок возвращает на доработку заказчику научно-технической продукции полученные заявки-обоснования на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

Заказчики научно-технической продукции в недельный срок дорабатывают заявки-обоснования и повторно представляют их в координирующее подразделение.

26. Заявки-обоснования на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок по особо важным направлениям деятельности МЧС России рассматриваются на заседании научно-технического совета при МЧС России.

27. Заявки-обоснования на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок с проектами тактико-технических заданий (технических заданий) на их выполнение хранятся в координирующем подразделении весь период выполнения работ.

28. На основе полученных заявок-обоснований, а также утвержденных в установленном порядке организационно-финансовых планов по реализации федеральных и ведомственных целевых программ координирующее подразделение формирует проект единого организационно-планового документа по осуществлению научно-технической деятельности в системе МЧС России на планируемый период (далее — план НТД) и в III квартале года, предшествующего планируемому периоду, представляет его для рассмотрения на заседании научно-технического совета при МЧС России.

29. Одобренный научно-техническим советом при МЧС России проект плана НТД утверждается приказом МЧС России в IV квартале года, предшествующего планируемому периоду.

30. Утвержденный в установленном порядке план НТД является основанием для осуществления научно-технической деятельности в системе МЧС России в планируемом периоде и финансирования связанных с этим расходов.

31. Внесение изменений в план НТД осуществляется в установленном порядке по инициативе заказчика научно-технической продукции, который осуществляет разработку соответствующего проекта приказа МЧС России с обоснованием необходимости внесения изменений.

32. Проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок вне утвержденного в установленном порядке плана НТД осуществляется путем открытия в ведомственной научной организации соответствующего оперативного задания.

Для этого заказчик научно-технической продукции направляет в координирующее подразделение проект оперативного задания на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в соответствии с приложением N 2 и тактико-техническое задание (техническое задание) на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, согласованные с ведомственными научными организациями — исполнителями данных работ.

33. Согласованное оперативное задание на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок утверждается заместителем Министра, обеспечивающим организацию работ по проведению научных исследований и экспериментальных разработок в системе МЧС России.

34. Оперативное задание на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок и тактико-техническое задание (техническое задание) на выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок регистрируются координирующим подразделением в установленном порядке. При этом оригиналы документов направляются исполнителям прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, а их копии — заказчикам научно-технической продукции.

35. Объем оперативных заданий на проведение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок не должен превышать 10% от общего объема работ, выполняемых ведомственной научной организацией по плану НТД.

V. Порядок приемки результатов научно-технической

деятельности в системе МЧС России

36. Выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок должно производиться в соответствии с требованиями тактико-технического задания (технического задания), нормативных и методических документов, регламентирующих вопросы организации и проведения прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

37. При невыполнении исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок в срок, установленный календарным планом выполнения работы (ведомостью исполнения), заказчиком научно-технической продукции принимаются необходимые меры для выяснения причин задержки выполнения работ и соответствующая информация доводится до сведения координирующего подразделения.

В этом случае координирующее подразделение принимает меры по обеспечению выполнения работы в срок либо осуществляет в установленном законодательными или иными правовыми актами порядке проведение процедур по прекращению работ данным исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

38. Приемка этапов работы и работы в целом осуществляется приемочной комиссией, создаваемой в установленном порядке.

39. Состав приемочной комиссии по научно-исследовательским работам (далее — НИР) определяется заказчиком научно-технической продукции и включает в себя: председателя приемочной комиссии (представителя заказчика научно-технической продукции) и 4 — 5 членов приемочной комиссии (представителя от координирующего подразделения, 1 — 2 представителей от заказчика научно-технической продукции и 1 — 2 представителей от исполнителя прикладных научных исследований и экспериментальных разработок).

40. Состав приемочной комиссии по опытно-конструкторским или опытно-технологическим работам (далее — ОКР) определяется приказом МЧС России и включает в себя: председателя приемочной комиссии (представителя от заказчика научно-технической продукции) и 6 — 7 членов приемочной комиссии (представителя от координирующего подразделения, 1 — 2 представителей от заказчика научно-технической продукции, 1 — 2 представителей от ведомственной научной организации, 1 — 2 представителей от исполнителя прикладных научных исследований и экспериментальных разработок).

41. На председателя приемочной комиссии возлагается:

распределение обязанностей между членами приемочной комиссии и руководство их работой;

определение совместно с членами приемочной комиссии плана работы комиссии по приемке научно-технической продукции;

разрешение возможных разногласий по рассматриваемой научно-технической продукции между членами приемочной комиссии;

ответственность за подготовку и оформление результатов работы актом приемочной комиссии в установленный контрактом срок;

представление обоснованного решения приемочной комиссии.

42. Член приемочной комиссии имеет право:

заблаговременно получать всю отчетную документацию по рассматриваемой научно-технической продукции;

участвовать в принятии решений по вопросам, рассматриваемым приемочной комиссией;

высказывать особое мнение при несогласии с решением приемочной комиссии.

43. Работа приемочной комиссии осуществляется по следующим этапам:

проверка комплектности отчетной документации в соответствии с тактико-техническим заданием (техническим заданием) и календарным планом выполнения НИР (ведомостью исполнения ОКР), а также соответствия представленной документации государственным стандартам;

оценка степени выполнения требований тактико-технического задания (технического задания);

изучение и оценка качества (технического уровня) полученной научно-технической продукции, а также анализ полученных результатов с целью обеспечения их учета в установленном порядке;

подготовка и проведение приемочных испытаний (в случае проведения их приемочной комиссией) или оценка результатов предшествующих испытаний;

Смотрите так же:  Лицензия на такси в сао

оформление результатов работы приемочной комиссии соответствующим актом.

44. Рассмотрение и приемка приемочной комиссией результатов работы осуществляется с учетом заключения (отзыва) заказчика научно-технической продукции по оценке технического уровня полученных результатов и степени выполнения требований тактико-технического задания (технического задания).

45. Результаты оценки технического уровня научно-технической продукции должны отражать новизну полученных результатов, место данной продукции на российском и мировом рынках, ее конкурентоспособность и патентоспособность. В качестве базы для сравнения принимаются требования государственных стандартов, тенденции развития данного вида научно-технической продукции, лучшие образцы аналогичной продукции.

46. При приемке научно-технической продукции приемочная комиссия оценивает:

достаточность проведенного исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок анализа, подтверждающего актуальность и новизну исследований;

достаточность теоретического обоснования выбранного исполнителем прикладных научных исследований и экспериментальных разработок решения по объекту исследования;

достаточность предложенных исполнителем экспериментальных образцов, установок и моделей, методик и программ их испытаний;

конкретность задач, решаемых на этапе работ, с целью успешного проведения следующего этапа, а также обоснование необходимости возможного внесения изменений в тактико-техническое задание (техническое задание) и календарный план выполнения НИР (ведомость исполнения ОКР);

необходимость осуществления государственного учета полученных результатов.

47. В целях принятия решения по каждой рассматриваемой работе на заседании приемочной комиссии проводится ее обсуждение, результаты которого оформляются протоколом совещания приемочной комиссии. Для обсуждения результатов работы могут привлекаться в установленном порядке эксперты или квалифицированные специалисты в данной области.

48. По итогам работы приемочной комиссии в установленном порядке оформляется акт: для НИР — акт сдачи-приемки выполненной работы (промежуточного этапа), для ОКР — акт приема-передачи основных средств.

При возникновении разногласий между членами приемочной комиссии акт подписывается всеми членами приемочной комиссии и к нему прилагается изложенное письменно особое мнение члена приемочной комиссии.

49. В акте отражаются: соответствие представленной научно-технической продукции требованиям тактико-технического задания (технического задания), основные результаты работы и их практическая ценность, результаты оценки научно-технического уровня продукции и предлагаемые способы ее внедрения, а также исчерпывающий перечень результатов интеллектуальной деятельности, подлежащих государственному учету в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 312 «Об утверждении форм учетных документов для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 14 февраля 2006 г., регистрационный N 7494) и приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации от 17 июля 2003 г. N 173/178 «Об утверждении форм документов, необходимых для ведения единого реестра результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 июля 2003 г., регистрационный N 4933).

50. Заказчик научно-технической продукции в недельный срок после подписания соответствующих актов приемки в установленном порядке обеспечивает представление в уполномоченную организацию, осуществляющую государственный учет результатов научно-технической деятельности:

заверенную копию акта с заключениями и протоколами (при их наличии);

сведения о результатах научно-технической деятельности и подтверждающие их заверенные копии документов (государственный контракт или другие документы, в соответствии с которыми были выделены средства федерального бюджета на выполнение работы);

отчет о патентных исследованиях (при наличии);

другие документы, содержащие необходимые сведения для учета результатов интеллектуальной деятельности (при наличии).

51. После подписания двух экземпляров акта заказчиком научно-технической продукции акты утверждаются руководителем координирующего подразделения и заверяются печатью МЧС России с изображением Государственного герба Российской Федерации.

52. Первый экземпляр акта передается заказчику научно-технической продукции.

Второй экземпляр акта направляется исполнителю прикладных научных исследований и экспериментальных разработок.

Копия акта передается заказчиком научно-технической продукции в координирующее подразделение (куратору данной работы) для учета выполненных работ.

53. Постановка результатов научно-технической деятельности на бюджетный учет осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок ведения бюджетного учета.

54. Учет, хранение, использование, списание и уничтожение разработанной научно-технической продукции, в том числе отчетной технической документации по прикладным научным исследованиям и экспериментальным разработкам, осуществляется в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами.

55. Контроль за соблюдением порядка приемки научно-технической продукции, содержанием и оформлением соответствующей документации осуществляется координирующим подразделением, при этом ответственность за обеспечение данных работ возлагается на заказчика научно-технической продукции.

VI. Порядок внедрения результатов научно-технической

деятельности в системе МЧС России

56. Внедрение результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России производится в соответствии с требованиями тактико-технического задания (технического задания) и нормативных документов, регламентирующих вопросы реализации и внедрения научно-технической продукции.

57. К внедрению в системе МЧС России подлежат результаты прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проведенных с целью:

разработки законодательных и других нормативных правовых актов и методических документов по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;

осуществления нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в сфере деятельности МЧС России;

совершенствования организационно-штатной структуры подразделений системы МЧС России;

разработки и реализации федеральных и ведомственных целевых программ в сфере деятельности МЧС России;

проведения практических мероприятий по вопросам, относящимся к компетенции МЧС России;

создания современной пожарной, спасательной и иной техники, оборудования и технологий, предназначенных для применения в подразделениях системы МЧС России;

разработки мер, направленных на создание и содержание запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

совершенствования учебно-образовательного и воспитательного процесса в системе образовательных учреждений МЧС России;

реализации других задач и функций, возложенных на МЧС России.

58. Полученные результаты прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, реализованные в виде проектов нормативных правовых и методических документов, применяются в деятельности МЧС России в следующем порядке:

уставы, положения, инструкции, наставления — в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами;

нормы (нормативы), руководства, методики и методические рекомендации (рекомендации) — в соответствии с решением научно-технического совета при МЧС России;

учебные и учебно-методические пособия — в соответствии с решением ученого совета образовательного учреждения МЧС России (учебные и учебно-методические пособия, предназначенные для использования в образовательном процессе во всех образовательных учреждениях МЧС России, применяются в соответствии с решением учебно-методического совета МЧС России с присвоением соответствующего грифа МЧС России).

59. Руководители подразделений системы МЧС России, в интересах которых разрабатывается научно-техническая продукция, в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за организацию внедрения полученных результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России.

С целью внедрения данных результатов заказчик научно-технической продукции в установленном порядке подает в соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России заявки, направленные на обеспечение внедрения полученной научно-технической продукции, в том числе на финансирование расходов по внедрению.

60. Внедрение результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России, не требующих привлечения других подразделений системы МЧС России, а также финансовых средств из федерального бюджета и иных источников, производится заказчиком научно-технической продукции самостоятельно.

61. Заказчик научно-технической продукции в течение 30-ти дней после подписания соответствующего акта приемки представляет в координирующее подразделение сведения о полученных результатах научно-технической деятельности в системе МЧС России в соответствии с приложением N 3.

62. Одновременно с этим заказчик научно-технической продукции формирует план внедрения результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России в соответствии с приложением N 4. Копия плана направляется в координирующее подразделение.

63. Контроль за выполнением планов внедрения научно-технической продукции осуществляют руководители подразделений системы МЧС России — заказчиков научно-технической продукции.

64. По результатам внедрения научно-технической продукции заказчик научно-технической продукции оформляет акт внедрения результатов научно-технической деятельности в системе МЧС России в соответствии с приложением N 5. Копия акта направляется в координирующее подразделение.

65. Заказчик научно-технической продукции также обеспечивает представление необходимых сведений и заверенных документов в уполномоченную организацию, осуществляющую государственный учет результатов интеллектуальной деятельности.

66. Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также методическими документами, регламентирующими данную деятельность.

VII. Финансирование прикладных научных исследований

и экспериментальных разработок

67. Основными источниками финансирования прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проводимых в интересах МЧС России, являются средства федерального бюджета, выделяемые, в том числе в рамках реализации федеральных и ведомственных целевых программ, на:

прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности;

защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону;

исследования в области разработки вооружения и военной техники в целях обеспечения государственной программы вооружения в рамках государственного оборонного заказа.

68. Финансирование работ по внедрению научно-технической продукции, полученной в ходе реализации федеральных и ведомственных целевых программ, осуществляется из средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию данных целевых программ.

69. Финансирование прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, проводимых ведомственными научными организациями в интересах МЧС России на основе соответствующих заданий, осуществляется из средств федерального бюджета, предусмотренных для содержания бюджетных организаций, а также средств от разрешенной приносящей доход деятельности.

70. Потребность в ассигнованиях на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, проводимые ведомственными научными организациями по заданию МЧС России, определяется координирующим подразделением совместно со структурным подразделением центрального аппарата МЧС России, организующим финансово-экономическое обеспечение системы МЧС России, в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами, исходя из планируемых объемов исследований по заданию МЧС России и нормативов финансовых затрат на их выполнение, утвержденных в установленном порядке.

VIII. Организация международного сотрудничества в области

71. В МЧС России осуществляется международное сотрудничество в области научно-технической деятельности в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами на основе соответствующих международных договоров, международных научно-технических программ и проектов по следующим основным направлениям:

проведение консультаций по вопросам организации совместных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок;

разработка (координация разработки) и участие в осуществлении совместных научно-исследовательских программ и проектов;

создание системы обмена научно-технической информацией;

обмен опытом в области подготовки научно-педагогических и научных кадров;

обмен научной и научно-технической литературой, учебниками, пособиями, научными трудами и другими материалами;

обмен опытом в области разработки законодательных и иных нормативных правовых актов;

проведение совместных научных конференций, симпозиумов, совещаний, семинаров, рабочих встреч и выставок.

72. Для подготовки предложений по указанным направлениям сотрудничества, координации совместных исследований и разработок, а также обеспечения реализации достигнутых договоренностей стороны в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами создают международные рабочие группы по научно-техническому сотрудничеству.

73. Передача за пределы территории Российской Федерации результатов научно-технической деятельности в МЧС России осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами.