Минобрнауки России объявило конкурс по созданию опорных университетов

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов подписал приказ о проведении конкурсного отбора образовательных организаций высшего образования на финансовое обеспечение программ развития и создания на базе образовательных организаций опорных университетов 1 . Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки России.

Согласно положению о конкурсе, поучаствовать в нем сможет любой государственный вуз федерального значения, принявший совместное решение о реорганизации путем присоединения к нему другого вуза или нескольких вузов. При этом присоединение должно быть подтверждено решениями ученых советов данных вузов. Кроме того, участниками могут стать вузы, уже находящиеся в процессе объединения в случае, если соответствующий приказ об их реорганизации был принят не ранее 1 июня 2015 года. Исключение предусмотрено для 10 федеральных университетов, вузов, участвующих в проекте «5-100», а также вузов, расположенных на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, – они не смогут принять участие в конкурсе.

Уточнено, что заявка на участие в конкурсе, помимо прочего, должна содержать проект программы развития опорного университета, отражающей пути достижения ряда целевых показателей и поддержанный администрацией субъекта РФ, в котором расположен вуз. В частности, реализация программы развития опорного университета должна быть направлена на достижение следующих значений целевых показателей к концу 2020 года:

  • общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения, – не менее 10 тыс. студентов;
  • доходы вуза из всех источников – не менее 2 млрд руб.;
  • реализация образовательных программ не менее чем по 20 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей;
  • удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента) по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования – не менее 20%;
  • объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника – не менее 150 тыс. руб;
  • число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: Web of Science (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 15, Scopus (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 20.

При оценке заявок на участие в конкурсе будут учитываться соответствие требованиям к участнику (35 баллов), объем заявленного софинансирования (15 баллов) и качество проекта программы развития опорного университета (50 баллов).

Отбором заявок и проверкой их содержания на соответствие условиям конкурса займется специальная конкурсная комиссия при Минобрнауки России. В свою очередь, для определения претендентов на победу в конкурсе, установления размера субсидий каждому из победителей, а также проведения экспертной оценки представленных программ развития опорных университетов будет создан экспертный совет. В него войдут представители ассоциаций работодателей, региональных органов власти, а также профессионального образовательного сообщества.

Прием заявок на участие в конкурсе начнется завтра (20 октября) и продлится до 18 декабря текущего года. Итоги конкурса будут подведены 1 февраля 2016 года. При этом в случае победы в конкурсе вуз будет обязан в течение трех месяцев разработать и представить в Минобрнауки России программу развития опорного университета сроком на пять лет.

Предполагается, что создание опорных университетов будет способствовать концентрации интеллектуального потенциала и образованию научно-образовательных комплексов, нацеленных на экономическое и социальное развитие регионов России. Напомним, поддержка проектов программ развития региональных университетов, имеющих ключевое значение для промышленного и социально-экономического развития субъектов РФ (опорных региональных университетов) предусмотрена в рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы.

Приказ минобрнауки о конкурсе на опорные вузы

В 2017 году Центр «Электронный университет» запустил новый Корпоративный сайт (портал) web.tpu.ru.

Он стал более современным и, сохранив прежний функционал, пополнился новыми полезными данными и опциями для пользователей. Например, в телефонном справочнике теперь отображаются не только контакты сотрудника, но и его образование и последние научные статьи. Еще одна новая полезная функция — это история последних телефонных звонков на рабочий телефон. Теперь сотрудникам в режиме онлайн будет доступна информация, кто звонил и когда. Даже если вы находитесь в командировке, вы всегда сможете посмотреть в личном кабинете, кто вам звонил на рабочее место и перезвонить при необходимости. Корпоративный портал также адаптирован под различные платформы.

Кроме того, использование хранилища Oracle WebCenter Content позволяет разработчикам (контент-менеджерам) эффективно управлять, хранить и отображать файловые ресурсы сайта.

Корпоративный сайт также предусматривает возможность создания сайтов с уникальным дизайном, например, сайт Института социально-гуманитарных технологий (ИСГТ) isgt.tpu.ru.

Просим Вас ознакомиться с информационным письмом по вопросу подготовки годовых отчетов за 2018 год.

Приказ минобрнауки о конкурсе на опорные вузы

Запущен конкурс по созданию опорных университетов

Участником конкурса может стать любой государственный вуз федерального значения, принявший совместное решение о реорганизации путем присоединения к нему другого вуза или нескольких вузов, что должно быть подтверждено решениями ученых советов данных вузов. Также участниками могут стать вузы, уже находящиеся в процессе объединения, если дата выхода соответствующего приказа об их реорганизации – не ранее 1 июня 2015 года.

Участие в конкурсе не распространяется на федеральные университеты, на вузы, участвующие в проекте 5-100, а также вузы, расположенные на территории г. Москвы и г. Санкт-Петербурга.

Срок приема заявок на конкурс – с 20 октября по 18 декабря 2015 года.

Для допуска к участию в конкурсе заявка, кроме прочего, должна содержать проект программы развития опорного университета, отражающую пути достижения ряда целевых показателей к концу 2020 года и поддержанный администрацией субъекта Российский Федерации, в котором расположен вуз – участник конкурса. В случае победы в конкурсе, вуз будет обязан в течение 3-х месяцев разработать и представить в Минобрнауки России программу развития опорного университета сроком на 5 лет.

Отбор заявок и проверку их содержания на соответствие условиям конкурса будет проводить конкурсная комиссия при Минобрнауки России. Определять претендентов на победу из отобранных заявок, требуемый размер субсидий, каждому из победителей, а также проводить экспертную оценку представленных программ развития опорных университетов будет экспертный Совет, в состав которого войдут представители ассоциаций работодателей, представители региональных органов власти, а также профессионального образовательного сообщества.

Смотрите так же:  Патент в россии стоимость

Минобрнауки запустило конкурс по созданию опорных университетов

Москва. 19 октября. INTERFAX.RU — Минобрнауки РФ дало старт конкурсу для вузов, которые хотят объединиться в опорные университеты и получить дополнительное финансирование. Об этом сообщает в понедельник пресс-служба ведомства.

Приказ о проведении конкурса министр Дмитрий Ливанов подписал 16 октября.

«Согласно правилам, участником конкурса может стать любой государственный вуз федерального значения, принявший совместное решение о реорганизации путем присоединения к нему другого вуза или нескольких вузов», — отмечают в Минобрнауки.

Также принять участие в конкурсе смогут учебные заведения, которые уже находятся в процессе объединения, если дата выхода приказа об их реорганизации — не ранее 1 июня 2015 года.

На участие в конкурсе опорных вузов не смогут претендовать все 10 российских федеральных университетов а также вузы, участвующие в проекте 5-100, который сам по себе предполагает дополнительное финансирование для попадания в мировые рейтинги университетов. Вузы Москвы и Санкт-Петербурга, даже те, которые приняли решение объединиться в 2015 году, также не примут участие в конкурсе.

О программе создания опорных вузов в регионах, предполагающей объединение слабых вузов с более сильными, в Минобрнауки объявили в начале лета.

Как заявил в середине августа замминистра Александр Климов, количество таких многопрофильных опорных университетов планируется довести до полутора сотен. При этом Ливанов отметил в одном из своих интервью, что целевого плана по созданию опорных университетов нет, и вузы будут принимать добровольное решение.

Ставка на статус. Вузы рвутся в опорные.
Образование
№ 52(2015)


Минобрнауки огласило список из 15 вузов, подавших заявки на участие в конкурсе по созданию опорных университетов. Среди претендентов на новый статус — технические и классические университеты из разных регионов страны, а также один аэрокосмический и два нефтяных вуза. Незадолго до окончания приема заявок в московском “Президент-Оте­ле” состоялся круглый стол “Многопрофильные российские вузы: конкурентоспособность на национальном и международном уровне”, организованный министерством, на котором обсуждались требования к опорным университетам и их позиционирование на мировом образовательном рынке.
Согласно требованиям, для допуска к конкурсному отбору каждому участнику было необходимо разработать проект программы развития опорного университета на срок не менее 5 лет. Проект программы развития опорного университета — это комплекс мер и мероприятий по модернизации образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, системы управления университетом, материально-технической и социокультурной инфраструктуры, по развитию кадрового потенциала. Вуз — участник конкурса должен привлечь не менее 20% внебюджетных средств от суммы субсидии, запрашиваемой на реализацию программы развития опорного университета.
Мероприятие показало, что высших образовательных организаций, заявивших о своем решении участвовать в программе, на самом деле гораздо больше пятнадцати: еще как минимум столько же региональных вузов приняло участие в конкурсе под брендом головного университета, продемонстрировав готовность объединиться с ним. Так, например, Уфимский государственный университет экономики и сервиса принял в конкурсе участие в качестве партнера Уфимского государственного нефтяного технического университета, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет выступил единым фронтом с Воронежским государственным техническим университетом, а Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет — с Волгоградским государственным техническим университетом. Целесообразность в таком объединении увидели и руководители, и научно-педагогические коллективы вузов.
“Идея объединения наших вузов возникла летом, во время приемной кампании, — рассказал ректор Уфимского государственного нефтяного технического университета Рамиль Бахтизин. — Уже тогда мы обнаружили, что примерно 70% направлений подготовки Уфимского государственного университета экономики и сервиса либо полностью совпадают с нашими, либо очень близки. Это заставило нас задуматься о слиянии”. По словам ректора, он не боится присоединения к университету столь серьезной организации, ведь у них уже есть подобный опыт: несколько десятилетий в структуре вуза функционирует архитектурно-строительный университет.
Одними из первых процедуру слияния вузов завершили в Волгограде. “Мы реализовали программу объединения вузов уже летом, — рассказал ректор Волгоградского государственного технического университета Владимир Лысак. — Сначала ректор ВГАСУ даже не отвечал на мои звонки. А потом Ученые советы вузов единогласно проголосовали за слияние. Приказ Минобрнауки о присоединении уже подписан”. По его мнению, объединение вузов позволит собрать в единый коллектив сильнейших преподавателей и сделает учебу в регионах более привлекательной для студентов.
Объединение вузов, видимо, самое болезненное событие, которое университеты вынуждены сейчас пережить для оптимизации своей работы по программам развития на 2016-2018 годы, поэтому этой теме уделили внимание многие спикеры. Главное, для чего нужны все эти изменения, — усилить вузы, сделать их опорой регионов. “Основной тезис, декларируемый Минобрнауки в отношении опорных вузов, — это их востребованность местной экономикой”, — подчеркнул Р.Бахтизин. Он рассказал об успехах университета в работе с работодателями. По его мнению, отношение промышленников к подготовке инженерных кадров в образовательных учреждениях значительно изменилось: если раньше они не хотели участвовать в учебном процессе, то теперь подготовка специалистов стала общим делом. Университет имеет более 50 базовых кафедр на предприятиях. “На днях мы получили статус опорного университета “Газпрома”, с которым давно ведем плодотворное сотрудничество”, — сообщил Р.Бахтизин.
О взаимодействии вузов и работодателей при подготовке выпускников на примере Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) рассказала директор департамента по подготовке персонала ОАК Любава Шепелева. По ее словам, ежегодно в конструкторские бюро корпорации приходит около 1200 инженеров, и около 250 из них — выпускники университетов. “Мы заинтересованы, чтобы эти инженеры умели работать с современными технологиями, которые мы внедряем на предприятиях”, — пояснила Л.Шепелева. Поэтому корпорация принимает активное участие в их подготовке, подписав соглашения о сотрудничестве с 13 опорными вузами в Москве и регионах. Один из таких вузов — Воронежский государственный технический университет. На базе Воронежского авиационно-строительного объединения (ВАСО) создана базовая кафедра университета, по целевым программам сейчас обучаются 146 человек. Со второго-третьего курса студенты начинают выполнять производственные задачи на оборудовании предприятия, специалисты объединения читают лекции студентам-целевикам, а преподаватели университета совместно со студентами проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по совместным программам с ВАСО. Ректоры Воронежского государственного технического университета Владимир Петренко и Воронежского государственного архитектурно-строительного университета Сергей Колодяжный высказали уверенность, что такое сотрудничество уже на этапе обучения позволит работодателям отбирать лучших студентов для работы на предприятиях.
Сколько вузов и какие будут поддержаны по результатам конкурсного отбора, станет известно до 1 февраля следующего года. А уже в конце этого года будут известны университеты, которые оформили свои заявки в соответствии со всеми требованиями конкурса.

Смотрите так же:  Приказ минздрава выдача больничных листов

Софья МОРГУНОВА
Фото Андрея Моисеева

Минобрнауки по итогам конкурсного отбора назвало 22 опорных вуза

МОСКВА, 18 апреля. /ТАСС/. Минобрнауки РФ обнародовало во вторник список из 22-х университетов, которые стали победителями второй волны конкурса опорных вузов.

«По итогам конкурсного отбора были отобраны две группы вузов: 8 университетов-победителей с выделением федерального финансирования реализации программы развития, а также 14 университетов-победителей, чьи программы развития будут финансово поддержаны регионом с учетом методической помощи и консалтинга за счет средств Министерства образования и науки», — сообщили в пресс-службе ведомства.

В первую группу вошли Владимирский государственный университет имени А. Г. и Н. Г. Столетовых, Мурманский арктический госуниверситет, Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева, Новосибирский государственный технический университет, Сибирский государственный медицинский университет Минздрава России, Тульский и Череповецкий госуниверситеты, Ярославский госуниверситет им. П. Г. Демидова.

Во вторую группу попали Алтайский госуниверситет, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, Калмыцкий госуниверситет им. Б. Б. Городовикова, Кемеровский госуниверситет, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Марийский госуниверситет, Новгородский госуниверситет им. Ярослава Мудрого, Петрозаводский и Псковский госуниверситеты, Саратовский государственный технический университет им. Ю. Гагарина, госуниверситет Сочи, Сыктывкарский госуниверситет им. Питирима Сорокина, Тольяттинский и Ульяновский госуниверситеты.

«Перед каждым отобранным вузом ставятся амбициозные задачи стать настоящей опорой региону, обеспечивая его необходимым кадрами и развивая его образовательный и научный потенциал», — цитирует пресс-служба главу Минобрнауки Ольгу Васильеву.

Программа Минобрнауки, предполагающая формирование опорных вузов, направлена на создание сильных университетов в российских регионах, которые на основе объединения научных баз, кадровых и финансовых ресурсов смогут обеспечить трансформацию системы кадровой подготовки, привлечь сильных студентов, создать научные лаборатории и обеспечить кооперацию с крупными отраслевыми предприятиями региона. По итогам первой волны конкурса в 2016 году было отобрано 11 университетов.

Создание «опорных» вузов в России: причина, цель и технология, участники и их количество

В последнее время в СМИ можно встретить сообщения о появлении в разных регионах страны т.н. «опорных» вузов. Поскольку тема образования всегда была близка нашему журналу, мы решили выяснить, что это за очередное нововведение.

Оказалось, что реформа образования, предполагающая активное объединение российских вузов, была разработана Минобрнауки еще около десяти лет назад (без указания точных сроков). Смысл реформы и ее нового этапа, а именно создания опорных университетов, глава ведомства Дмитрий Ливанов и профессор бизнес-школы «Сколково» Андрей Волков объяснили в статье, опубликованной в «Ведомостях» в марте 2015 года. В ней авторы назвали формирование и развитие опорных региональных университетов, создаваемых путем объединения узкопрофильных вузов и НИИ, «главной структурной задачей образовательной политики ближайшего десятилетия», и отметили, что «кроме небольшой группы университетов, способных конкурировать за высокие позиции в мировых рейтингах, должна сложиться группа из 100–120 распределенных по всей стране вузов, которые смогут выполнить роль концентраторов образования, инноваций и исследований».

Далее, 29 июня Минобрнауки РФ объявило о планах озвучить программу объединения вузов в регионах в «опорные» с выделением их финансирования до 2020 года в размере 200 млн руб. ежегодно. «В ближайшее время, в течение месяца или двух, мы объявим о начале программы формирования так называемых региональных опорных вузов, которые будут возникать путем объединения высших учебных заведений», — сообщил на заседании Российского союза ректоров Дмитрий Ливанов. По его словам, сливаться смогут как подведомственные Минобрнауки вузы, так и учебные заведения Минздрава, Минкультуры и других ведомств. «Фактически, уже два – два с половиной десятка обращений от ученых советов региональных вузов у нас есть, предлагающих нам объединение. Мы будем стимулировать эти объединения, поддерживать их организационно, финансово, считаем это важным», — подчеркнул тогда министр.

Причиной инициативы, по пояснениям Минобрнауки, послужило изменение демографической ситуации: выпускников 11-х классов школ с каждым годом становится все меньше, и вузы с небольшим набором не могут обеспечить себя контингентом студентов.

Дмитрий Ливанов еще раз обратил внимание ректоров, что нововведение станет вторым этапом «программы консолидации высшего образования в регионах, которая была начата формированием федеральных университетов», и особо отметил, что объединение будет добровольным: ученые советы вузов сами должны принять решение об объединении и направить его в Минобрнауки. Другими словами, целевого плана по созданию опорных университетов нет.

Позже, 1 июля замглавы Минобрнауки Александр Климов, курирующий вопросы высшего образования, пояснил журналистам, что опорные вузы планируется создать в каждом из регионов страны, однако их число назвать затруднился, пояснив, что программа пока разрабатывается, и ее детали будут известны к 2016 году.

Но уже в августе Климов продолжил развивать идею и заявил о том, что в России будет создано до 150 опорных университетов. «И это будут вузы, которые готовят реальных специалистов для высокотехнологичных, инновационных и наукоемких областей экономики», — озвучил цель реформирования замминистра на селекторном совещании в центральном штабе «Единой России», посвященном развитию системы образования в регионах.

И, наконец, 16 октября Дмитрий Ливанов подписал приказ о проведении конкурса для вузов, которые хотят объединиться в опорные университеты и получить дополнительное финансирование. На участие в нем не могут претендовать вузы трех категорий: 10 российских федеральных университетов, образовательные организации, участвующие в проекте «5-100» (5 наших университетов должны попасть в первую сотню в мировых рейтингах университетов), уже предполагающем дополнительное финансирование, а также вузы Москвы и Санкт-Петербурга.

На сайте ГАРАНТ.РУ можно найти технологию проведения конкурса. Заявка на участие в нем, помимо прочего, должна содержать проект программы развития опорного университета, отражающей пути достижения ряда целевых показателей и поддержанный администрацией субъекта РФ, в котором расположен вуз. В частности, реализация программы должна быть направлена на достижение следующих значений целевых показателей к концу 2020 года:

Смотрите так же:  Заявление на отпуск когда вместо себя

общая численность студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры по очной форме обучения, – не менее 10 тыс. студентов;

доходы вуза из всех источников – не менее 2 млрд руб.;

реализация образовательных программ не менее чем по 20 укрупненным группам направлений подготовки и специальностей;

удельный вес численности обучающихся (приведенного контингента) по программам магистратуры и программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, в общей численности приведенного контингента обучающихся по основным образовательным программам высшего образования – не менее 20%;

объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника – не менее 150 тыс. руб.;

число публикаций организации, индексируемых в информационно-аналитической системе научного цитирования: Web of Science (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 15, Scopus (в расчете на 100 научно-педагогических работников) – не менее 20.

При оценке заявок будут учитываться соответствие требованиям к участнику (35 баллов), объем заявленного софинансирования (15 баллов) и качество проекта программы развития опорного университета (50 баллов).

Отбором заявок и проверкой их содержания на соответствие условиям конкурса займется специальная конкурсная комиссия при Минобрнауки. А вот для определения претендентов на победу, установления размера субсидий каждому из победителей, а также проведения экспертной оценки представленных программ развития опорных университетов будет создан экспертный совет. В него войдут представители ассоциаций работодателей, региональных органов власти, а также профессионального образовательного сообщества.

Прием заявок продлится с 20 октября до 18 декабря текущего года, итоги будут подведены 1 февраля 2016 года. При этом в случае победы в конкурсе вуз будет обязан в течение трех месяцев разработать и представить в Минобрнауки программу развития опорного университета сроком на пять лет.

С первого взгляда все кажется четким и понятным: причина, цель, принцип и технология создания «опорников» (как их уже стали называть в СМИ), участники процесса и их количество, но почему-то у нас возникли вопросы.

Что касается причины, то с демографией как объективным явлением трудно спорить, а вот о добровольности как заявленном принципе создания опорных вузов стоит задуматься. Ведь деньги из бюджета будут выделяться федеральным и опорным университетам, неприсоединившимся останется надеяться только на самообеспечение. Более того, последние будут готовить только бакалавров, а не магистрантов, в них не будет диссертационных советов, а следовательно, аспирантуры, докторантуры, квот на иностранных студентов, дополнительного финансирования. И это на фоне того, что со следующего года во всех вузах вводится подушевое финансирование. Кто же добровольно откажется от благ?

Много вопросов возникает и по поводу технологии принятия решения об участии в конкурсе. Во-первых, как можно представить столь конкретную программу развития будущего вуза, учитывающую обязательные многоаспектные показатели (пусть только в стадии проекта) при подаче документов на участие в конкурсе? И вообще есть ли в этом необходимость на этом этапе, ведь можно и не стать участником.

Во-вторых, не находите ли вы, уважаемые читатели, что встает вполне логичный вопрос о высокой коррупциогенности участия в экспертном совете представителей ассоциаций работодателей, региональных органов власти.

Много вопросов возникает и к составу участников. Первый. Куда в последнем варианте эксперимента делись профильные НИИ, которые были заявлены в статье министра образования и сколковского профессора как его участники?

Второй. Цитируем г-на Ливанова: «Это вузы (опорные – прим. автора), которые будут возникать путем объединения однопрофильных лучших учебных заведений по модели создания федеральных университетов». Вопрос: «Являются ли «однопрофильными» Уфимский государственный нефтяной технический университет (УГНТУ), готовящий специалистов для нефтегазового комплекса и Уфимский государственный университет экономики и сервиса (УГУЭС), специализацией которого является подготовка работников сферы обслуживания?». Информация об их объединении в опорный появилась в октябре. И хотя директор рекламно-информационного центра УГНТУ Тимур Габбасов заявил по этому поводу, что «многие специальности наших вузов являются сродственными (какой-то новый термин? – прим. автора)», вопросы все-таки остаются.

Третий. По правилам проведения конкурса среди его участников не должно быть вузов из двух столиц. А как же быть с заявленными ранее объединениями вузов, например, Московского педагогического университета (МПГУ) и Московского государственного гуманитарного университета им. Шолохова (МГГУ), Московского авиационно-технического института (МАТИ) и Московского авиационного института (МАИ), Государственной классической академией им. Маймонида и Московского государственного университета дизайна и технологий (МГУДТ), Московского государственного университета тонких химических технологий (МИТХТ) и Московского государственного университета информационных технологий (МИРЭА). Или, как это часто у нас случается, правая рука не знает, что творит левая?

Далее. Объявленное чиновниками количество вновь созданных вузов изначально составляло 150, потом снизилось до 120. А вот эксперты называют другие цифры. Так, по оценке ректора Высшей школе экономики Ярослава Кузьминова, таких «опорных» вузов в России может быть создано около 80 – почти в каждом регионе, причем новая инициатива министерства может привести к уменьшению общего числа учреждений высшего образования в России на 25%. Так кого же слушать? И не в уменьшении ли количества вузов в целом «собака зарыта»?

Цели министерской задумки обсудим чуть позже, когда будем приводить мнения «за» и «против» инициативы, а пока вопрос о том, насколько можно верить словам министра российского правительства? Поясним. Буквально через несколько дней после подписания приказа о запуске конкурса на участие вузов в объединении, а именно 19 октября, глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов на встрече с журналистами заявил: «Моя точка зрения – не надо ничего менять, вообще уже изменений было так много в последние годы. Стоит взять паузу, и хотя бы несколько лет пожить в устойчивом режиме, не нервируя никого этими инициативами». Сказано это было по поводу другого нововведения в системе образования («плавающего» графика начала учебного года), но разве суть обещания высокопоставленного чиновника от этого меняется?

И, наконец, последний вопрос (кстати, косвенно содержащий в себе ответ на вопрос о доверии к словам министра), который хотим выразить устами (вернее, записью) пользователя интернета по имени Маргарита: «Заметьте, пагубные реформы образования продолжаются, зачем только?».

Продолжение с ответом на вопрос «зачем только?» следует.