Положение о наставничестве в государственном учреждении здравоохранения

Положение о наставничестве в государственном учреждении здравоохранения «Якутская республиканская офтальмологическая больница»

1. Общие положения.

Настоящее Положение разработано с целью регулирования отношений между новым сотрудником и квалифицированным специалистом по передаче профессиональных знаний, умений и навыков.

Наставничество — профессиональное обучение нового сотрудника (назначенного на новую должность) на рабочем месте путем его закрепления за квалифицированным специалистом (наставником) с целью овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения поставленных организационных задач.

Наставничество является важным элементом системы адаптации персонала ГУЗ «ЯРОБ» и предназначено формировать у новых сотрудников совокупность знаний об организации, умений и навыков профессиональных и социальных действий, направленных на достижение поставленных целей.

В процессе наставничества участвуют:

— линейный руководитель — непосредственный руководитель наставника и адаптанта (обучаемого);

— наставник — квалифицированный сотрудник, имеющий достаточный опыт работы в конкретной должности (специальности);

— обучаемый — сотрудник, впервые приступивший или осваивающий особенности новой для него профессиональной деятельности.

Настоящее Положение распространяется на всех сотрудников ГУЗ «ЯРОБ».

2. Цель и задачи наставничества.

Целью наставничества является профессиональное становление сотрудника в новых для него условиях, способствующее успешной деятельности соответствующего подразделения и ГУЗ «ЯРОБ» в целом.

— помощь в планировании и сопровождение профессиональной деятельности обучаемого;

— оценка уровня овладения обучаемым специфическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей;

— обеспечение взаимосвязи и преемственности профессиональной деятельности разных поколений сотрудников.

3. Организация наставничества.

3.1. Основанием для закрепления наставника является приказ главного врача ГУЗ «ЯРОБ», изданный на основании служебной записки, подготовленной непосредственным руководителем обучаемого:

— заместитель главного врача по организационно-методической работе — для руководящих работников;

— заведующие отделениями — для врачей;

— старшие медицинские сестры подразделений — для медицинских сестер;

— сестра-хозяйка — для младших медицинских работников (санитарок, водителей, рабочих);

— начальник отдела кадров — для других работников.

Период наставничества для руководящих и врачебных кадров — полгода — один год; медицинских сестер — четыре месяца — полгода; для всех остальных категорий — три месяца. Наставником может быть сотрудник, имеющий высокий уровень теоретических и практических знаний, умений и навыков (как правило, подтвержденных высшей либо первой квалификационной категорией) и стаж работы по данной специальности (в данной должности) не менее пяти лет. За наставником может быть закреплено не более двух новых сотрудников одновременно.

На период наставничества линейным руководителем определяются перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть обучаемый с помощью наставника, продолжительность обучения и план работы с новым сотрудником.

Участники процесса наставничества руководствуются в своей деятельности нормативными документами, регламентирующими деятельность ГУЗ «ЯРОБ», настоящим Положением, Положением об адаптации, Программой адаптации, должностной инструкцией и др.

Источником финансирования оплаты наставничества является фонд оплаты труда. Оплата производится в виде надбавок за обучение и наставничество. Размер надбавок устанавливается Положением об оплате труда.

В процессе обучения наставник может быть заменен в случаях:

— перевода на другую работу обучаемого или наставника;

— неисполнения наставником своих обязанностей;

— привлечения наставника к дисциплинарной ответственности.

4. Права и обязанности участников процесса наставничества.

4.1. Наставник имеет право:

— запрашивать у адаптанта сведения о выполнении заданий в пределах своей компетенции;

— привлекать работников методической службы для оказания соответствующей помощи;

— осуществлять контроль и коррекцию деятельности адаптанта;

— вносить предложения по совершенствованию процесса наставничества, программ, форм и методов адаптации;

— участвовать в разработке адаптационных мероприятий.

4.2. Наставник несет ответственность за:

— выполнение плана обучения и Программы адаптации;

— соблюдение норм профессиональной этики;

— качественное исполнение возложенных на него функций обучения нового работника;

— обеспечение необходимого уровня профессиональной деятельности закрепленного за ним сотрудника.

4.3. Обучаемый имеет право:

— участвовать в обсуждении и решении вопросов организации обучения через наставничество;

— получать всю необходимую информацию об особенностях профессиональной деятельности;

— получать своевременную квалифицированную помощь наставника в различных видах профессиональной деятельности;

— ходатайствовать о замене наставника в случае неисполнения последним своих обязанностей.

4.4. Обучаемый несет ответственность за:

— выполнение плана обучения и Программы адаптации согласно установленным срокам;

Смотрите так же:  Fallout требования перков

— соблюдение норм профессиональной этики и правил внутреннего распорядка;

— качественное выполнение обязанностей, изложенных в должностной инструкции и других нормативных документах, регламентирующих деятельность сотрудников ЛПУ.

5. Контроль процесса наставничества.

Контроль процесса наставничества осуществляется заместителями главного врача ГУЗ «ЯРОБ» (заместителями главного врача) и линейными руководителями, указанными в п. 3.1 настоящего Положения. Указанные лица имеют право продлить (не более 6 месяцев) или сократить срок обучения, внести изменения в его программу и заменить наставника.

Основной формой контроля является проведение руководством круглых столов с участием наставников и обучаемых.

Министерство здравоохранения Российской Федерации поддержало развитие наставничества в стране

Материал опубликован 23 ноября 2018 в 16:23.
Обновлён 28 декабря 2018 в 18:05.

14 ноября 2018 приказом Министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой Федеральный центр поддержки добровольчества в сфере охраны здоровья был преобразован в Федеральный центр поддержки добровольчества и наставничества в сфере охраны здоровья. Это связано с повышенным вниманием Минздрава России к совершенствованию кадровой подготовки в здравоохранении.

Напомним, что ранее Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным учреждена новая государственная награда – знак отличия «За наставничество». Такой знак за номером один был вручен именно нашему коллеге – медику –ректору Самарского государственного медицинского университета академику Геннадию Котельникову. Он выдающийся врач, настоящий учитель, наставник, подготовил более 80 ученых в области медицины, 25 докторов наук, воспитал целую плеяду замечательных врачей.

Министр Вероника Скворцова отметила, что наставник в медицине должен научить будущего врача брать на себя ответственность за жизнь другого человека, быстро принимать решения, учиться и любить людей, и такая практика всегда была, есть и будет в здравоохранении.

В задачи Федерального центра войдет методическая поддержка и распространение успешных практик наставничества в рамках высшего медицинского образования, постдипломного образования, поддержки профессионального развития молодых специалистов, а также профориентации школьников.

Приказ Департамента здравоохранения Приморского края от 7 августа 2017 г. N 670-о «Об осуществлении наставничества в департаменте здравоохранения Приморского края»

Приказ Департамента здравоохранения Приморского края
от 7 августа 2017 г. N 670-о
«Об осуществлении наставничества в департаменте здравоохранения Приморского края»

В соответствии с Положением о наставничестве в органах исполнительной власти Приморского края, аппарате Администрации Приморского края (далее — Положение)

1. Назначить Ходанову Ирину Павловну, начальника отдела опеки и попечительства наставником Зариновой Елены Олеговны, специалиста — эксперта (Уссурийский городской округ) отдела опеки и попечительства на период с 01 августа 2017 года по 01 ноября 2017 года.

2. Руководителям структурных подразделений департамента здравоохранения Приморского края организовать на плановой основе работу наставников и лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

3. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Приказ о наставничестве в здравоохранении

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 5 февраля 2018 года N 22-п

Об утверждении типового положения о наставничестве в медицинской организации, подведомственной министерству здравоохранения Саратовской области

В целях оказания практической помощи в профессиональном становлении, в приобретении профессиональных знаний и навыков молодыми специалистами с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием, впервые поступившими на работу в медицинские организации, подведомственные министерству здравоохранения Саратовской области, и определения порядка проведения работы по наставничеству ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить типовое положение о наставничестве в медицинской организации, подведомственной министерству здравоохранения Саратовской области, согласно приложению.

2. Рекомендовать руководителям медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Саратовской области, при разработке Положения о наставничестве в медицинской организации руководствоваться Типовым положением о наставничестве в медицинской организации, подведомственной министерству здравоохранения Саратовской, утвержденным настоящим приказом.

3. Настоящий приказ подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя министра здравоохранения области Н.В. Мазину.

Приложение. Типовое положение о наставничестве в медицинской организации, подведомственной министерству здравоохранения Саратовской области

Приложение
к приказу министерства
здравоохранения Саратовской области
от 5 февраля 2018 года N 22-п

Типовое положение о наставничестве в медицинской организации, подведомственной министерству здравоохранения Саратовской области

I. Общие положения

1.1. Наставничество в медицинской организации, подведомственной министерству здравоохранения Саратовской области (далее — наставничество) вводится в медицинской организации для совершенствования качества индивидуального обучения молодых специалистов медицинского профиля: врачей, медицинских сестер (далее — молодых специалистов).

1.2. Целью наставничества является приобретение молодыми специалистами необходимых профессиональных навыков и опыта работы, а также воспитание у них требовательности к себе и заинтересованности в результатах труда, приобретение профессионального мастерства и уровня компетенции молодых специалистов в медицинской организации, овладение нормами медицинской этики и деонтологии, повышение культурного уровня, привлечение к участию в общественной жизни медицинской организации.

1.3. Задачей наставничества является:

организация и проведение работы по оказанию помощи молодым специалистам в становлении индивидуальных профессиональных навыков, овладении нормами медицинской этики и деонтологии, повышении общеобразовательного и культурного уровня, привлечению к участию в общественной жизни медицинской организации;

Смотрите так же:  Оформить загранпаспорт в тагиле

воспитание молодых специалистов на примерах работы лучших работников медицинской организации, использование личного примера наставника в воспитании молодых специалистов;

ознакомление с историей медицинской организации, этапами ее деятельности, задачами по оказанию медицинской помощи населению;.

вовлечение молодых специалистов в выполнение научно-практической работы;

формирование у молодых специалистов высокой ответственности за выполняемую работу, стремления к постоянному совершенствованию, изучению и внедрению в практику новых современных методов профилактики, диагностики и лечения.

1.4. Права, обязанности и ответственность наставников и молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставническая работа, основываются на правах и ответственности сотрудников медицинской организации, определенных законодательством Российской Федерации и соответствующими должностными обязанностями.

2.1. Наставником может быть специалист, имеющий стаж работы по данной специальности не менее 7 лет, первую или высшую квалификационную категорию, пользующийся уважением в коллективе.

2.2. Кандидатуры наставников предлагаются заместителями главного врача, главной медицинской сестрой по согласованию с заведующими отделений в соответствии со следующими личностными качествами: позитивный стиль общения и мировосприятия, педагогические навыки, умение решать проблемы, способность выделять приоритеты, особенности личного влияния и авторитет среди коллег.

2.3. Списочный состав наставников утверждаются руководителем медицинской организации.

2.4. Наставник назначается приказом главного врача медицинской организации не позднее двух недель со дня трудоустройства молодого специалиста в медицинскую организацию на основании добровольного согласия сторон, вследствие доверия руководства. Сроки наставничества устанавливаются индивидуально до 1 года. При необходимости сроки наставничества могут быть продлены до 2 лет.

2.5. За наставником закрепляется не более двух молодых специалистов, в отношении которых осуществляется наставническая работа.

2.6. Критериями соответствия роли наставника следует считать:

готовность оказать помощь и поддержку в адаптации к производственной среде;

умение выявить и оценить качества личности наставляемого, которые нуждаются в развитии;

способность применять современные подходы к обучению; служить положительной моделью в профессии и общении.

2.7. Сотрудники, имеющие дисциплинарные взыскания, к наставнической работе на период действия данного взыскания не привлекаются.

2.8. В своей работе наставник руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением о наставничестве, должностной инструкцией.

2.9. Наставник обязан:

максимально индивидуализировать процесс воспитания молодого специалиста;

составлять план работы с молодым специалистом и оценивать его эффективность с регистрацией результатов в дневнике;

поддерживать, осуществлять помощь в утверждении профессионального мастерства;

получить представление об отношении молодого специалиста к труду, дисциплине, самопознанию, самоконтролю и иных личностных способностях;

содействовать ознакомлению молодого специалиста с его должностными обязанностями, основными направлениями деятельности, с организацией работы в медицинской организации;

передавать молодому специалисту накопленный опыт профессионального мастерства, обучать наиболее рациональным приемам и передовым методам работы;

периодически докладывать заведующему отделением о процессе адаптации молодого специалиста, его дисциплине и поведении, результатах его профессионального становления;

составлять отчет по итогам наставнической работы.

2.10. Наставник имеет право:

подавать предложения при решении вопросов о перемещении, определении соответствия занимаемой должности молодого специалиста;

принимать участие в обсуждении вопросов, связанных со служебной деятельностью, вносить предложения заведующему отделением о поощрении молодого специалиста, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия, а также по другим вопросам, требующим решения руководителей.

2.11. За ненадлежащее исполнение обязанностей по наставничеству наставник может быть отстранен от данной работы.

2.12. Замена наставника производится в соответствии с приказом главного врача медицинской организации:

при прекращении наставником трудовых отношений;

при переводе (назначении) наставника в другое отделение медицинской организации;

при привлечении наставника к дисциплинарной ответственности;

по иным основаниям при наличии обстоятельств, препятствующих осуществлению процесса профессионального становления молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставническая работа.

III. Молодой специалист

3.2. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, обязан:

выполнять правила внутреннего трудового распорядка медицинской организации и руководствоваться в работе должностной инструкцией;

в соответствии с поставленными задачами овладеть необходимыми профессиональными навыками, изучить и использовать в работе действующее законодательство и нормативные документы, регламентирующие деятельность медицинской организации и конкретного специалиста;

максимально использовать опыт и знания наставника для овладения профессией, ознакомления с особенностями работы в медицинской организации;

проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе;

дорожить честью своего коллектива, с достоинством вести себя на работе и вне работы, активно участвовать в общественной жизни коллектива.

3.3. Молодой специалист, в отношении которого осуществляется наставническая работа, имеет право:

пользоваться имеющейся в медицинской организации служебной, нормативной, учебно-методической документацией по вопросам служебной деятельности;

в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по вопросам, связанным со служебной деятельностью;

при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с соответствующим ходатайством о его замене к заведующему соответствующим отделением медицинской организации.

Смотрите так же:  Требования от опекуна

IV. Наставническая работа

4.1. Наставник составляет план по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению и проводит оценку эффективности работы молодого специалиста.

4.2. В течение десяти календарных дней по окончании срока наставничества, установленного приказом главного врача медицинской организации, наставник составляет отчет об итогах наставничества по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и, согласовав его с заведующим отделением, представляет руководителю медицинской организации.

При необходимости молодому специалисту, в отношении которого осуществлялось наставничество, даются конкретные рекомендации по дальнейшему повышению профессиональных навыков и умений.

4.3. Отчет об итогах наставничества после его рассмотрения руководителем медицинской организации приобщается к личному делу молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество.

4.5. Результатами эффективной работы наставника считаются:

освоение и использование молодым специалистом, в отношении которого осуществлялось наставничество, теоретических знаний в практической деятельности;

положительная мотивация к профессиональной деятельности и профессиональному развитию, самостоятельность и инициативность в служебной деятельности;

самостоятельность молодого специалиста, в отношении которого осуществлялось наставничество, при принятии решений и выполнении им должностных обязанностей;

дисциплинированность и исполнительность при выполнении распоряжений и указаний, связанных с профессиональной деятельностью.

4.6. Администрация медицинской организации имеет право поощрять наставников за проводимую ими успешную наставническую работу с молодыми специалистами.

Приложение N 1 к Типовому положению. План

Приложение N 1
к Типовому положению о наставничестве
в медицинской организации, подведомственной
министерству здравоохранения Саратовской области

Фамилия, имя, отчество молодого специалиста, в отношении которого осуществляется наставничество___________________________________________________________________________
___________________________должность____________________________________________________

Период наставничества с_______________20___года по______________20___года.

Положение о наставничестве

1.1. Настоящее Положение разработано с целью регулирования отношений между новым сотрудником и квалифицированным специалистом по передаче профессиональных знаний, умений и навыков.

1.2. Наставничество – профессиональное обучение нового сотрудника, (назначенного на новую должность) на рабочем месте путём его закрепления за квалифицированным специалистом (наставником) с целью овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения поставленных организационных задач.

1.3. Наставничество является важным элементом системы адаптации персонала учреждения и предназначено формировать у новых сотрудников совокупность знаний об организации, умений и навыков профессиональных и социальных действий, направленных на достижение поставленных целей.

1.4. В процессе наставничества участвуют:

— руководитель – непосредственный руководитель наставника и стажера,

— наставник – квалифицированный сотрудник, имеющий достаточный опыт работы в конкретной должности (специальности);

— стажер-сотрудник, впервые приступивший или осваивающий особенности новой для него профессиональной деятельности.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА

2.1. Целью наставничества является профессиональное становление стажера в новых для него условиях, способствующее успешной деятельности соответствующего подразделения и учреждения в целом.

2.2. Задачами наставничества являются:

2.2.1. ускорение процесса обучения основным навыкам профессии, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него задачи по занимаемой должности;

2.2.2. оказание помощи в адаптации стажера к условиям осуществления трудовой деятельности.

2.2.3. изучение стажерами требований нормативных правовых актов, регламентирующих исполнение должностных обязанностей.

2.2.4. формирование и развитие ответственного и сознательного отношения к работе.

2.2.5. Оказание моральной и психологической поддержки стажеру в преодолении профессиональных трудностей, возникающих при выполнении трудовых обязанностей; адаптация к корпоративной культуре, усвоение традиций и правил поведения в данном коллективе (подразделении).

2.2.6. Развитие у стажера интереса к трудовой деятельности.

2.2.7. Оценка уровня овладения стажером специфическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.

2.2.8. Обеспечение взаимосвязи и преемственности профессиональной деятельности разных поколений сотрудников.

Приказ о наставничестве в здравоохранении

Приказ агентства государственного заказа Красноярского края «О внесении изменений в приказ агентства государственного заказа Красноярского края от 26.06.2015 № 27-п «Об утверждении Положения о наставничестве»

31 июля 2015, пятница

АГЕНТСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Приказ

О внесении изменений в приказ агентства государственного заказа Красноярского края от 26.06.2015 № 27-п «Об утверждении Положения о наставничестве»

Руководствуясь Положением об агентстве государственного заказа Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 29.08.2008 № 65-п, в целях подготовки гражданских служащих впервые поступивших на гражданскую службу, которые требуют назначения наставника, ПРИКАЗЫВАЮ:

пункт 3.3 раздел 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«На период срока наставничества наставник включается в лист согласования конкурсной документации (открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса), документации об аукционе (аукционе в электронной форме, закрытом аукционе), а также извещения о проведении конкурса или аукциона либо извещения о проведении запроса котировок или о проведении запроса предложений, разработанной лицом, в отношении которого осуществляется наставничество».

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Колесник Л.Ю., заместителя руководителя агентства государственного заказа Красноярского края – начальника отдела организации государственных закупок.

3. Опубликовать приказ на «Официальном интернет — портале правовой информации Красноярского края» (http://www.zakon.krskstate.ru/).

4. Приказ вступает в силу со дня подписания.