Содержание статьи:

Приказ по результатам инвентаризации

Инвентаризация – процедура, которая время от времени проводится практически во всех организациях. Она строго регламентирована и сопровождается составлением целого пакета документов. Один из них — это приказ по результатам инвентаризации.

Как проходит инвентаризация и зачем она нужна

Инвентаризация имущества, числящегося на балансе предприятия, – важнейшее мероприятие в деятельности фирмы. Обычно она регламентируется локальными актами организации с оглядкой на требования, установленные в законодательстве. Она позволяет отследить наличие оборудования, техники, других товарно-материальных ценностей, их количество и состояние, а также провести сверку установленных показателей с данными бухгалтерского учета и, в конечном счете, проанализировать финансовое положение фирмы. Выявленное по результатам данной проверки устаревшее, изношенное, поврежденное имущество передается в ремонт или списывается.

Как часто проводится инвентаризация

Инвентаризация может происходить единовременно или на регулярной основе. В крупных предприятиях она может проходить не один день, в небольших – несколько часов. Обычно это мероприятие востребовано при продаже имущества, передаче его в аренду, лизинг, при выкупе и т.д. Также это контрольное мероприятие необходимо при смене материально-ответственных сотрудников и если в организации были установлены факты краж, злоупотреблений и т.п. незаконных действий.

Для инвентаризации приказом директора компании назначается специальная комиссия.

В её состав которой включаются несколько специалистов, в том числе главный бухгалтер, руководитель структурного подразделения, имущество которого инвентаризуется, а также работники из других отделов, например юрист, главный инженер и т.д.

При этом в комиссию не должны входить материально-ответственные сотрудники, но присутствовать при инвентаризации они должны обязательно.

В задачи комиссии входит осмотр имущества, его подсчет, сверка с учетными бумагами и составление итоговых документов, в том числе протокола, описи товарно-материальных ценностей и всех необходимых актов.

Какой формат выбрать

Формат приказа по результатам инвентаризации может быть произвольный – сегодня никаких ограничений и требований по этому параметру со стороны законодательства РФ для таких документов не установлено. Исключение составляют государственные учреждения, где используются унифицированные формуляры, а также некоторые коммерческие организации, в которых руководство разработало и утвердило стандартный шаблон документа, обязательный к применению.

На что опираться при формировании приказа

Формируемый приказ должен иметь под собой какую-то документальную базу. Основанием могут быть законодательные нормы или же внутренняя документация фирмы (акты, служебные, докладные записки, положения учетной политики и т.п.). Под обоснованием подразумевается описание реальных причин для создания приказа.

Общие сведения об оформлении

Свободным также может быть и оформление документа. То есть для приказа подойдет как бланк, созданный в фирменном стиле с реквизитами и логотипом, так и обычный лист бумаги. При этом приказ можно делать рукописным или же печатным, правда, при втором варианте его нужно обязательно распечатать, чтобы все заинтересованные лица могли поставить в нем подписи.

Кто должен расписаться в документе

В приказе должны поставить свои подписи несколько человек.

Первый и самый главный автограф, без которого приказ просто не будет действительным – директора организации (все приказы всегда выпускаются от его лица, вне зависимости от того, кем конкретно они сформированы).

Также в начальственном распоряжении должны расписаться сотрудники компании, в отношении которых выпускается документ, и те, кто обязан контролировать его выполнение.

Все распорядительные акты, выпускаемые от имени руководителя должны фиксироваться в специальном учетном бланке – журнале. Сюда вносится информация о наименовании документа, его номере и дате выхода. Журнал обычно лежит у работника предприятия, близкого к руководству (секретаря, юриста, начальника отдела кадров и т.п.) и в случае надобности дает возможность без особых проблем отыскать нужное распоряжение.

Где и как хранить документ

Готовый, подписанный всеми заинтересованными лицами и учтенный бланк следует хранить строго определенным образом. Во-первых, на период действия его следует вложить в папку с другой подобного рода документацией. После того как актуальность его истечет, документ нужно передать в архив предприятия или в надлежащем порядке утилизировать. Период хранения всегда индивидуален и зависит либо от норм законодательства, либо от внутренних нормативных актов организации.

Образец приказа по результатам инвентаризации

Если вам нужно написать приказ по результатам инвентаризации, а вы никогда раньше его не делали, примените приведенные выше рекомендации и посмотрите пример документа – с его помощью вы без труда сформируете нужное вам распоряжение.

  1. Вначале все как обычно: напишите название предприятия, номер и наименование приказа, поставьте дату и место его составления.
  2. Ниже внесите ссылку на документы, в соответствии с которыми издается распоряжение и впишите причину для его создания.
  3. Затем идет основной блок. Здесь первым делом дайте распоряжение об утверждении результатов проведенной инвентаризации, затем – в зависимости от обстоятельств, включите указания на дальнейшие действия, в том числе, если выявлены факты недостач, установление виновников, а также меры для возмещения понесенного ущерба.
  4. Обязательно следует вписать необходимость внесения итогов инвентаризации в учет — налоговый и бухгалтерский и мероприятия для предотвращения дальнейших хищений и злоупотреблений.
  5. В конце назначаются сотрудники предприятия, ответственные за исполнение данного распоряжения и собираются все нужные подписи.

Создание комиссии для проведения инвентаризации

Здравствуйте.
В состав инвентаризационной комиссии могут входить (сотрудники организации):
— бухгалтер по материальному учету;
— юрист;
— специалист административно-хозяйственного отдела, отвечающий за закупку материальных ценностей;
— специалист информационной службы, занимающийся эксплуатацией компьютерной техники;
— специалист по экономическим вопросам;
— специалисты других служб, знания и опыт которых позволят обеспечить эффективность проведения инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии не включаются материально ответственные лица, в подотчете у которых находятся ценности, подлежащие инвентаризации.

Вот что я нашла по этому поводу в Гаранте:
Можно ли включить в состав инвентаризационной комиссии сотрудников специализированной сторонней организации, предоставляющей услуги по проведению инвентаризации, но не являющейся аудиторской?
Будут ли результаты данной инвентаризации легитимными для составления годовой бухгалтерской отчетности, или состав инвентаризационный комиссии, прописанный в п. 2.2 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», является закрытым?

15 февраля 2013

Инвентаризации активов и обязательств посвящена ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Согласно п. 1 Закона N 402-ФЗ активы и обязательства подлежат инвентаризации. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета (п. 2).
Согласно п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами.
Случаи обязательного проведения инвентаризации установлены п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н (далее — Положение N 34н).
Так, например, на основании абз. 3 п. 27 Положения N 34н проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
Порядок проведения инвентаризации организациями установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 (далее — Методические указания).
Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия (п. 2.2 Методических указаний).
В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.).
Также в состав комиссии можно включать представителей службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций (п. 2.3 Методических указаний).
При этом положения Методических указаний не содержат специальной оговорки о том, что члены инвентаризационной комиссии должны состоять с организацией именно в трудовых отношениях.
Кроме того, следует отметить, что приказ Минфина России N 49, которым утверждены Методические указания, по заключению Минюста России от 19.06.1995 N 07-01-389-95 не нуждается в государственной регистрации. Следовательно, согласно п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009, данный приказ не устанавливает прав и обязанностей организаций, а носит рекомендательный характер.
Нормативные акты не запрещают включать в состав инвентаризационной комиссии представителей сторонних организаций — аудиторов, экспертов, консультантов. Следовательно, такие представители, полагаем, могут входить в состав инвентаризационной комиссии.
При этом у этих специалистов должны быть доверенности, выданные в установленном порядке той организацией, которая направляет своего представителя для проведения инвентаризации.
Таким образом, состав комиссии определяется организацией самостоятельно, путем включения в нее любых лиц, обладающих необходимыми знаниями и опытом, в частности в качестве председателя.
При этом состав инвентаризационной комиссии в обязательном порядке должен быть утвержден руководителем организации.
Отметим, что организация вправе в соответствии с Методическими указаниями, являющимися рекомендательными, установить дополнительные требования к составу инвентаризационной комиссии организации или к её председателю.

Смотрите так же:  Требования к помещению с газовой колонкой

К сведению:
Согласно п. 2 правила (стандарта) N 17 «Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях» Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее — ПСАД N 17), порядок участия аудиторов в инвентаризации установлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то, что если Ваша организация подлежит обязательному аудиту, и аудитор не присутствовал при инвентаризации (например, когда договор на оказание аудиторских услуг заключен позднее проведения инвентаризации), в заключении, выдаваемом аудиторской организацией, этот факт будет отражен (п. 3 и п. 4 ПСАД N 17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

Утверждение итогов инвентаризации при отсутствии излишков и недостач

Доброго времени суток, уважаемые коллеги!

Подскажите, пожалуйста, можно ли при отсутствии излишков и недостач ограничиться приказом руководителя об утверждении итогов инвентаризации, не составляя ведомость ИНВ-26? Если да, то какую фразу следует прописать в приказе в данном случае? Обычно в этом документе говорится о том, каким образом будут урегулированы расхождения, выявленные инвентаризацией, и при этом назначается ответственное лицо. А что прописать в приказе в случае отсутствия каких-либо расхождений?

Указанная Вами ведомость утратила силу. В этом Вы можете убедиться, перейдя по гиперссылке: ИНВ-26

Цитата (Приказ Минфина РФ от 13.06.95 N 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»): 5. Порядок регулирования инвентаризационных разниц и оформления результатов инвентаризации

5.6.Данные результатов проведенных в отчетном году инвентаризаций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией (приложение N 5 к настоящим указаниям).

Так же закон 402-ФЗ позволяет организациям самостоятельно разрабатывать формы первичных документов, важно, чтоб они соответствовали требовниям п. 2 ст 9 закона 402-ФЗ

Добрый день, Ольга!

Позвольте не согласиться с Вами. С 1 января 2001 года силу утратила форма ИНВ-26, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 года № 88, в связи с изданием Постановления Госкомстата России от 27.03.2000 года № 26, утвердившего новую форму ИНВ-26. Она действует, в связи с чем у меня возник вопрос об утверждении итогов инвентаризации при отсутствии расхождений с бухгалтерский учетом. Как оформить приказ и можно ли обойтись в данном случае без формы ИНВ-26?

Я считаю, что у Вас есть такое право на основании закона 402-ФЗ

Остался последний момент в моём изначальном вопросе — что прописать в этом приказе? Например, пункт. 1. Утвердить итоги инвентаризации на основании таких-то и таких-то описей и актов. А что ещё нужно прописать? Когда есть какие-то расхождения, обычно в приказе прописывают порядок их урегулирования и назначают лицо, ответственное за этот процесс. И последним пунктом руководитель возлагает контроль за исполнением приказа на себя. А что нужно написать в том случае, если расхождения по итогам инвентаризации не выявлены? Достаточно ли будет одного пункта об утверждении итогов? Как бы Вы поступили в данном случае?

Кнопка «Скачать» по Вашей ссылке почему-то неактивна.

Возможно документ на проверке у модераторов.

Получиться, что у Вас из примера приказа будет только п. 1 и 4, а больше ничего и не требуется в Вашем случае, т.к. отсутствие расхождений будет подтверждено документально.

Приказ о переносе отпуска

Иногда обстоятельства вынуждают работодателя издать приказ о переносе отпуска сотрудника. Расскажем, при каких условиях возможно оформление этого документа и приведем его образец.

Согласно ТК РФ, перенос отпуска по инициативе работодателя возможен только при соблюдении следующих условий:

  • имеет место исключительная ситуация;
  • предоставление сотруднику отдыха в текущем рабочем году может отрицательно сказаться на стандартном ходе работы предприятия;
  • необходимо заручиться согласием сотрудника на перенос его отпуска на следующий рабочий год.

Перечисленные условия переноса очередного отпуска по инициативе работодателя распространяются в равной мере и на юрлица, и на предпринимателей.

Как видно, перенести отпуск в связи с производственной необходимостью допустимо только в исключительных случаях. Однако в законе они нигде не прописаны. Поэтому нередко на практике возникают спорные ситуации. Но в любом случае последнее слово – за работником, которого подталкивают к переносу своего планового отдыха.

А вообще – нужен ли приказ о переносе отпуска? Формально – нет. Обязанности его издавать у работодателя нет. Просто так удобнее. Тем более такой приказ служит основанием для корректировки графика отпусков.

Однако бывают и обоснованные причины сдвига дат отдыха. Таковыми их признает статья 124 ТК РФ. Поэтому перенос отпуска в этих случаях – это обязанность работодателя:

  1. Временное недомогание (в т. ч. травма), подтвержденное документом из медицинского учреждения.
  2. Исполнение во время основного отпуска государственных обязанностей, которые освобождают от работы (например, участие в суде).
  3. Ситуация предусмотрена трудовым законодательством (дни отдыха вовремя не оплачены, не сообщено о начале отпуска).
  4. Ситуация предусмотрена внутренними трудовыми правилами организации.

Требования к документу

Далее представлен образец приказа о переносе ежегодного отпуска в связи с болезнью непосредственного начальника сотрудника:

Общество с ограниченной ответственностью «Гуру»
(ООО «Гуру»)

06.04.2017 № 2-о
Москва

О переносе отпуска

На основании ч. 3 ст. 124 ТК РФ и согласованного сторонами уведомления

1. Перенести ежегодный основной оплачиваемый отпуск бухгалтера ООО «Гуру» Е.А. Широковой продолжительностью 7 (семь) календарных дней на даты с 05 по 11 июня 2017 года включительно по причине того, что предоставление Е.А. Широковой отпуска в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации в связи с болезнью главного бухгалтера Н.С. Пироговой.
2. Сотруднику отдела кадров Л.В. Смирновой – внести соответствующие данные в график отпусков.
3. Контроль за настоящим приказом оставляю за собой.

1. Листок нетрудоспособности Н.С. Пироговой от 03.04.2017 № 445577889966.
2. Уведомление Е.А. Широковой от 05.04.2017 № 2 с ее согласием на перенос отпуска.

Генеральный директор____________Краснов____________/В.В. Краснов/

С приказом ознакомлен и согласен:

бухгалтер____________ Широкова____________/Е.А. Широкова/
06.04.2017

В основном образец заполнения приказа о переносе отпуска будет различен в зависимости от того, кто инициатор сдвига дат отдыха – сотрудник или его руководство.

Иногда предприятие не имеет права давать отказ в переносе отпуска по желанию работника. Например, когда сотрудница желает взять ежегодный отпуск:

  • перед декретным;
  • вслед за ним;
  • по завершении отпуска по уходу за ребенком.

То есть в образце приказа о переносе отпуска перед декретом нужно сослаться на заявление сотрудницы и листок нетрудоспособности.

Где и как зарегистрировать

Уведомление сотрудника

_____________________________ _____________________________
(название организации/ИП) (должность, Ф.И.О. сотрудника)

УВЕДОМЛЕНИЕ № ______________
о переносе отпуска

Настоящим уведомляю, что предоставление Вам отпуска в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации по следующим причинам: ______________________________________.

В связи с этим представляется целесообразным перенести начало Вашего отпуска с «___»__________ _____ г. на «___»__________ ____ г.

Согласно ст. 124 Трудового кодекса РФ перенос отпуска на следующий год допускается только с согласия работника.

Руководитель ________________ /_________________/

С уведомлением ознакомлен(-на):

Должность ________________ /__________________/

«___»__________ ____ г.

С переносом отпуска согласен(-на) ________________

В дело № ___
________________ «___»__________ ____ г.
(подпись)

Смотрите так же:  Льготы при проведении газа в дом

Приказ о переносе инвентаризации

Начиная с 2018 года в бюджетной сфере осуществляется поэтапное внедрение федеральных стандартов бухгалтерского учета . В частности, вступает в силу стандарт «Основные средства», утвержденный Приказом № 257н.
Согласно приказу Минфина России от 31.10.2017 № 170н, предполагаемые сроки вступления в силу еще не принятых стандартов сдвинуты на 2019 и 2020 годы.

Федеральный стандарт «Основные средства» содержит ряд принципиально новых понятий. Также несколько изменяются привычные подходы в толковании имеющихся терминов. Так, например, исходя из пункта 7 стандарта к основным средствам относятся являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.
Таким образом, в составе основных средств в 2018 году можно будет учитывать только те объекты, которые являются активами. При этом, согласно пункту 36 стандарта «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н), объект учета признается активом, если учреждение ожидает от него поступления полезного потенциала или экономических выгод.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Инвентаризация при смене руководящего состава (директора, главного бухгалтера)

Глава организации — лицо, которое несет полную материальную ответственность, оттого при его замене предусматривается прохождение инвентаризации. Организация здесь — действующее согласно российским законам юрлицо (за исключением банков). Рассмотрим в статье, как проходит инвентаризация при смене руководителя организации, какие документы нужно составлять, в какие сроки.

Прохождение инвентаризации при ротации (замене) руководящего состава

Указанный способ контроля над сохранением средств и имущества в рассматриваемом случае носит неизбежный характер. Его порядок определяется законодательными, отраслевыми и федеральными стандартами РФ.

(приказ Министерства финансов РФ N 34н, редакция от 24.12.2010, с изменениями от 08.07.2016)

(приказ Министерства финансов РФ № 49, редакция от 08.11.2010)

Первостепенной задачей инвентаризации при замене главы организации (либо ее собственника) является проверка:

  • реального наличия имущества, включая находящегося на ответственном хранении, неучтенного и его остатков (средства, товары, продукция в готовом виде, финансовые и капитальные вложения, нематериальные и другие активы);
  • состояния всех видов финансовых обязательств (резервы, займы, кредиторские и дебиторские обязательства, прочие пассивы);
  • полноты, достоверности соответствующих сведений по бухучету.

Процедура проходит по месту нахождения имущества и требует документального доказательства результатов. Проводит ее уполномоченная на это группа лиц (инвентаризационная комиссия)

Сроки осуществления инвентаризационного контроля при ротации руководящего состава

Правила, сроки в отношении инвентаризации определяет глава организации, руководствуясь нормативными стандартами законодательства РФ. Методическими указаниями по части инвентаризации устанавливается ревизия основных средств раз в 3 года, фондов библиотек — единожды за 5 лет. Читайте также статью: → «Форма ИНВ-23: Журнал учета контроля за выполнением приказов по инвентаризации в 2018».

Исключение составляет проверка обязательного характера, которая имеет место при ротации кадрового состава (замене главы организации, лиц, несущих материальную ответственность), а также смене собственника (в случае аренды, выкупа либо реализации имущества).

Осуществление обязательной инвентаризации правомерно в день приема-передачи дел от одного руководителя другому. При прекращении деятельности организации сроки привязываются преимущественно к составлению ликвидационного баланса (Методические указания по части инвентаризации, гл. 1, п.1.5 и 1.6).

Распоряжение о начале инвентаризации при ротации руководящего состава

Ход обязательной инвентаризационной проверки, ее итоги оформляются согласно требованиям Постановления Федеральной государственной службы статистики РФ №88. Не позже чем за 10 дней дается распоряжение в форме приказа о предстоящей инвентаризации, который надлежащим образом регистрируется в учетном журнале по контролю над исполнением приказов в отношении инвентаризации (форма № ИНВ-23). Приказ устанавливает:

  • место, сроки исполнения мероприятий (время начала и окончания);
  • основание для инвентаризационного контроля;
  • содержание, объем работ (список реального имущества, финансовых обязательств, которые будут инвентаризировать и т. д.);
  • подобранный состав проверяющих.

В действительности подобное распоряжение является заданием по осуществлению контроля над сохранением средств и имущества. Готовый приказ может содержать планирование, четкое распределение обязанностей между уполномоченными лицами. На подготовительном этапе не исключается разработка дополнительных внутренних документов с включением детальной обрисовки действий проверяющих, последовательности рассмотрения, улаживания спорных ситуаций и т.д. Читайте также статью: → «Как проводится инвентаризация в бюджетном учреждении в 2018? Инструкция, документы».

Поэтапная инструкция по проведению инвентаризации при ротации руководящего состава

Процедура проходит под патронажем и ведением уполномоченной группы лиц, состав которой утверждается распоряжением руководства организации. В число проверяющих входят:

  • председательствующий (руководитель либо замещающее его лицо);
  • опытные специалисты (финансисты, начальники отделов и т. д.).

Могут включаться в группу проверяющих представители внутреннего аудита и уполномоченные лица независимых организаций. В случае значительного объема предстоящих работ формируются рабочие комиссии, а при их малом количестве процедуру вправе провести ревизионная комиссия.

Стержневые функции уполномоченных лиц — подготовка, обеспечение прохождения процесса, инструктажа, контрольной проверки. Предусмотренные проверкой мероприятия проходят в несколько последовательных этапов.

руководитель с главным бухгалтером проводит инструктаж,

проверяющим передаются последние приходно-расходные документы с отчетами,

берутся расписки с ответственных лиц о передаче этих документов бухгалтерии и комиссии;

опломбирование помещений, где имеются на хранении ценности и будет проходить инвентаризация,

проверка приборов измерения на исправность

по результатам подготавливаются описи в 2 экземплярах, где принявший имущество руководитель расписывается о его получении, а сдавший — о его передаче;

сопутствующие оформленные документы (акты обмеров, расчеты и т. д.) закрепляются за описью

обнаруженные несоответствия отображаются в сличительных ведомостях (формы ИНВ-18, форма ИНВ-19)

контрольная проверка на предмет правильности порядка проведенной инвентаризации, по итогам которой составляется соответствующий акт с последующей его регистрацией в учетной книге

Пребывание материально-ответственных лиц в местах проверки обязательно. Глава организации как материально ответственное лицо несет все виды ответственности за свои действия. При раскрытии прямого реального ущерба, нанесенного по вине главы организации, последний обязан по требованию учредителей его возместить (ст. 277 ТК РФ).

Отображение итогов инвентаризационного контроля в бухучете при ротации руководящего состава

Обнаруженные несоответствия между реальным наличием имущества и данными бухучета фиксируются на учетных бухгалтерских счетах. При этом имущественные излишки зачисляют на результаты (для коммерческой структуры) или увеличение прибыли (для некоммерческой структуры).

Утрату, как и порчу имущества, в рамках норм естественной убыли причисляют к прочим расходам, а сверх норм — на счет виновных нарушителей, если они известны, и на прочие расходы, когда нарушители не определены.

ДТ 20 (25, 26, 44), КТ 94 — списание утраты в рамках норм

ДТ 73, 76, КТ 94 — отнесение цены недостачи на счет виновных нарушителей,

ДТ 50 (51, 70), КТ 73 (76) — взыскание размера потерь с виновных,

ДТ 91, КТ 94 — перенос потерь имущества сверх норм на прочие расходы

Список некоторых счетов, применяемых бухгалтерией в проводках:

  • 01 — основные средства;
  • 10 — материалы;
  • 41 — товары;
  • 43 — продукция в готовом виде;
  • 50 — средства в кассе;
  • 73 — расчеты по иным затратам;
  • 91 — прочие затраты и доходы;
  • 94 — утрата по причине порчи имущества.

Обнаруженные во время инвентаризационного контроля излишки и потери имущества отображаются в бухучете по состоянию на дату его прохождения.

Пример 1. Отображение излишек в бухучете по итогам инвентаризации при ротации руководящего состава

При смене руководящего состава ООО «Василек» прошла полная инвентаризация реального имущества и всех видов финансовых обязательств. В результате ревизионной комиссией были раскрыты излишки стройматериалов.

Во время собрания уполномоченных лиц был составлен протокол по итогам проверки, содержащий решение проверяющих. На его основании учетной бухгалтерией отображены излишки при помощи соответствующей проводки: ДТ 10, КТ 91 (учтен избыток стройматериалов согласно результатам инвентаризации).

Пример 2. Отображение в бухучете недостачи по итогам инвентаризации при ротации руководящего состава

По итогам полной инвентаризации при ротации руководящего состава в ООО «Линия» раскрыта утрата стройматериалов сверх норм естественной убыли. Бухгалтерия при учете отображает потерю материалов так: ДТ 94, КТ 10 (обнаружение потери, списание цены утраченных материалов) и ДТ 73, КТ 94 (отнесение суммы потери на виновное лицо).

Смотрите так же:  Заявление при замене паспорта при смене фамилии образец

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1. Можно ли вообще исключить инвентаризацию при замене руководящего состава или не затрагивать при подобной проверке расчеты с покупателями, заказчиками, поставщиками?

Нет. Нужно провести обязательную полную инвентаризацию на день вступления в должность нового руководителя. Читайте также статью: → «Порядок проведения инвентаризации на складе 2018».

Вопрос №2. Как и кем оформляется акт инвентаризации?

Акт содержит итоги контрольной инвентаризационной проверки. Основанием для его составления является опись. Заполненная типовая форма — ОКУД 0504835 — визируется председательствующим и членами комиссии.

Вопрос №3. Можно ли выборочно проводить инвентаризацию при замене руководителя?

В единичных случаях, когда ротация руководящих кадров приходится на начало года, можно. То есть бывший руководитель уволился в самом начале года, а новый в это время вступил в должность. Получается, только что прошла годовая инвентаризация, соответственно, сведения по прошлому году уже имеются. Поэтому допускается инвентаризировать только материальные запасы с денежными средствами.

Вопрос №4. Можно ли вносить исправления в инвентаризационный список учитываемого имущества?

Можно. Ошибку перечеркивают, рядом пишут правильный вариант, заранее оговоренный уполномоченными ответственными лицами. Затем внесенное изменение заверяют подписями члены комиссии. Только тогда исправление будет считаться действительным.

Вопрос №5. Когда инвентаризация признается недействительной или приостанавливается?

Порядок осуществления проверки регламентируется законодательством. Отступление от его норм может стать нарушением порядка и, соответственно, являться основанием приостановки или недействительности всего процесса.

Так, основными причинами признания недействительности проверки могут быть документальное подтверждение отсутствия одного проверяющего или оформление одного экземпляра описи. Считается, что нет оснований для проведения процедуры, когда не утвержден состав комиссии или в распоряжении не указаны сроки по проведению.

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Сроки проведения инвентаризации

Инвентаризация может проводиться в добровольном или обязательном порядке.

По своему желанию организация может проводить инвентаризацию в любой момент. В обязательном порядке инвентаризация проводится в таких случаях:
– при передаче имущества в аренду, его выкупе, продаже;
– перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (при этом инвентаризацию основных средств можно проводить не ежегодно, а раз в три года, библиотечных фондов – раз в пять лет);
– при смене материально-ответственных лиц;
– при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
– в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
– при реорганизации или ликвидации организации;
– в других случаях, предусмотренных законодательством (например, в случае продажи предприятия как имущественного комплекса на основании ст. 561 ГК РФ).

Такие требования содержатся в пункте 2 статьи 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ и пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности.

В течение отчетного года организация может добровольно проводить инвентаризацию. Количество таких инвентаризаций, их сроки и перечень проверяемого имущества и обязательств устанавливает руководитель организации. Такие правила следуют из пункта 2.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Порядок проведения инвентаризации (как обязательной, так и добровольной) отразите в учетной политике. Для этого оформите приложение к приказу об учетной политике, в котором укажите:
– график проведения инвентаризаций (в т. ч. обязательных) в отчетном году;
– даты проведения инвентаризаций;
– перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой инвентаризации.

Такие правила следуют из ПБУ 1/2008.

Для проведения инвентаризации в организации нужно создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию. Ее состав утверждает руководитель организации. В комиссию могут входить административно-управленческий персонал, а также специалисты других служб и отделов организации. Если объем работ при проведении инвентаризации большой, можно создать еще и рабочую комиссию. Такие правила следуют из пунктов 2.2 и 2.3 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Если объем работ при проведении инвентаризации небольшой и в организации есть ревизионная комиссия, то она может проводить инвентаризацию. Инвентаризационную комиссию в этом случае создавать не надо. Это следует из пункта 2.2 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Материально-ответственные лица обязаны участвовать в проведении инвентаризации, ревизий и иных проверок сохранности и состояния вверенного им имущества (письмо Минфина России от 15 июля 2008 г. № 07-05-12/16). Обязательное присутствие материально-ответственного лица при инвентаризации предусмотрено также условиями договора о полной индивидуальной материальной ответственности (приложение 2 к постановлению Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85).

Перед проведением инвентаризации:
– подготовьте приказ о проведении инвентаризации;
– соберите расписки от материально-ответственных лиц о том, что к началу инвентаризации все документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы инвентаризационной комиссии, все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны. Для этого предусмотрен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте).

Такие требования содержатся в пункте 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Приказ о проведении инвентаризации составьте по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. В нем укажите причину инвентаризации, состав комиссии, проверяемое имущество и обязательства, а также дату начала и окончания инвентаризации. Утвердить приказ должен руководитель организации. После этого он передается председателю инвентаризационной комиссии.

Приказ зарегистрируйте в журнале учета и контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

Такой порядок следует из абзаца 1 пункта 2.3 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Порядок проведения инвентаризации зависит от того, что является ее объектом (раздел 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Особенности проведения инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств организации приведены в таблице.

Чтобы оформить результаты инвентаризации, составьте инвентаризационную опись (или акт инвентаризации) (п. 2.5 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Для каждого вида имущества заполните свою форму (п. 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88).

Опись заполните вручную или на компьютере. При заполнении любой инвентаризационной описи соблюдайте следующие правила:
– наименования и количество инвентаризуемых объектов указывайте по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете;
– на каждой странице описи указывайте прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т. д.) эти ценности показаны;
– исправляя ошибки, зачеркивайте неправильные записи и проставляйте над зачеркнутыми правильные (при этом исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственными лицами);
– в описях не оставляйте незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркивайте;
– на последней странице описи сделайте отметку о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Заполненная опись должна быть подписана членами инвентаризационной комиссии и материально-ответственным лицом (лицами). В конце описи материально-ответственное лицо дает расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в его присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

Такой порядок предусмотрен в пунктах 2.9 и 2.10 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Если в результате инвентаризации выявлены излишки или обнаружена недостача, оформите сличительную ведомость. Сличительную ведомость составьте только по тому имуществу, по которому выявлены отклонения от учетных данных. При этом укажите только расхождения (излишек, недостача), выявленные при инвентаризации. Ведомость заполните вручную или на компьютере. Такой порядок предусмотрен в пункте 4.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

Сличительные ведомости составляйте по формам, утвержденным пунктом 1.2 постановления Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.

С.В. Разгулин
заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России