Содержание статьи:

К 2019 году необходимо скорректировать учетную политику согласно новым стандартам

Начиная со следующего года учреждения обязаны публиковать свою учетную политику на своих сайтах и подробно раскрывать ее положения в отчетности (п. 9 приказа Минфина России от 30 декабря 2017 г. № 274н, далее – Приказ № 274н). А в некоторых случаях при изменении учетной политики придется пересматривать сравнительные показатели отчетности прошлых лет (п. 17 Приказа № 274н). Так что в ближайшем будущем и сама учетная политика, и каждое ее изменение станут объектом пристального внимания со стороны органов-учредителей и органов финконтроля (письмо Минфина России от 31 августа 2018 г. № 02-06-07/62480).

В своих методрекомендациях специалисты Минфина России обращают внимание на ключевые новшества, предусмотренные СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки»:

1. Менять учетную политику (УП) по-прежнему можно только в 3-х случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете):

  • изменение требований законодательства или стандартов;
  • разработка, выбор нового способа учета для повышения качества бухгалтерской информации;
  • существенное изменение условий деятельности учреждения.

2. Оформляйте и применяйте учетную политику так:

Как применять

Как оформлять

УП применяйте последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

  1. Так как УП применяется из года в год, не надо утверждать ее ежегодно.
  2. Формулировка приказа об утверждении УП не должна содержать фразу: «учетная политика утверждается на 201_ год».
  3. Ежегодное утверждение учетной политики – необоснованное и избыточное действие, но не нарушение.

Изменение УП производится с начала отчетного года (ч. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).

Применение изменений не с начала года может быть обусловлено причиной изменения. Согласуйте это с органом-учредителем и финорганом.

С 2019 года лучше составлять отдельный приказ о внесении изменений в учетную политику. Дело в том, что по каждому изменению аудиторы будут проверять: надо было пересчитывать показатели за прошлые годы или можно было применять новшество с даты изменения УП?


3.
Изменения и дополнения учетной политики можно применять перспективно (п. 6 Приказа № 274н), то есть применять к операциям после даты изменения/дополнения:

Основание для перспективного применения

Примеры и рекомендации

Изменения УП несущественно влияют на показатели отчетности (п. 17 Приказа № 274н).

Что считать несущественным, напишите в УП. Например, если сравнительные показатели меняются более чем на 5%.

Пересчет не предусмотрен нормативными актами, на основании которых меняется УП (п. 16 Приказа № 274н).

При внедрении СГС «Основные средства» не предусмотрен пересчет амортизации за прошлые годы:

  • при переходе на применение новых методов амортизации;
  • в связи с изменением границ для единовременного начисления 100% амортизации.

Невозможно пересчитать сравнительные показатели за прошлый период:

нет данных для расчета или в прошлом не было данных для определения оценочного значения (п. 19 Приказ № 274н).

Введена новая формула расчета резерва, но документы по учету личного состава утрачены при пожаре.

Дополнение УП никак не влияет на показатели отчетности.

  1. Ввели новую аналитику/субсчета.
  2. Дополнили график документооборота новым документом/ изменили ответственного.

УП дополнена новым методом для учета операций, которых раньше не было (п. 14 Приказ № 274н).

Ввели метод учет накопленной амортизации при переоценке, но переоценки еще не было.

Изменение обстоятельств – переход на другой метод обусловлен новым характером фактов хозжизни.

  1. Изменился способ использования автомобиля – раньше он возил руководителя, а теперь будет возить грузы. Поэтому, как это предусмотрено УП, переходим с 1 января с линейной амортизации на амортизацию пропорционально километражу.
  2. Была просто недвижимость – стала инвестнедвижимость. Отражаем в учете реклассификацию, УП не меняем.


4.
Изменения учетной политики надо применять ретроспективно (п. 6 Приказа № 274н), то есть пересчитывать сравнительные показатели отчетов за прошлые годы:

Основание для ретроспективного применения

Примеры и рекомендации

Изменения УП существенно влияют на показатели отчетности (п. 17 Приказа № 274н).

  1. Если в УП было написано «амортизация по всем ОС начисляется линейным методом», а стало – «»по ОС, используемым при выполнении задания, амортизация линейным методом, а по задействованным в приносящей доход деятельности – уменьшаемого остатка»
  2. Если в нормативном акте, на основании которого меняется УП, ничего не говорится о порядке его применения – ретроспективный пересчет делаем только в случае существенного изменения показателей отчетности

Пересчет предусмотрен нормативными актами, на основании которых меняется УП (п. 16 Приказа № 274н).


5.
Оформляйте ретроспективный пересчет так:

Новое в учетной политике на 2019 год

Учетная политика предприятия является одним из важнейших документов. Здесь необходимо заранее предусмотреть и продумать, какие пункты отразить. Ведь все, что происходит в организации должно быть закреплено в данном документе

Общее понятие учетной политики

Учетная политика – это внутренний документ предприятия или индивидуального предпринимателя, в котором расписан весь регламент порядка на предприятии бухгалтерского и налогового учета.

В учетной политики отражается выбранный способ учета из тех, которые предлагаются законодательством, но если способ учета какой-либо операции единственный, то указывать его не надо. В тех случаях, когда выбранный способ учета хозяйственных операций не предусмотрен законодательством, тогда предприятие самостоятельно разрабатывает его регламент и утверждает в учетной политике.

Чтобы быть уверенным в правильности ведения учетной политики, рекомендуем периодически проводить ревизию всех необходимых документов или привлечь к этому профессионалов, которые проверят вашу бухгалтерию и вовремя смогут выявить все недочеты и финансовые риски.

Важно! Как правило, учетную политику необходимо формировать каждый год, но если это не произошло, тогда используется учетная политика прошлого года. В течение году у предприятия есть возможность только дополнять учетную политику, если появился дополнительный вид деятельности, или имеются какие-то изменения закона в положениях бухгалтерского и налогового учета. Вносить любые изменения в учетную политику можно только с нового календарного года.

Предприятия, которые только зарегистрировались, должны утвердить учетную политику в течении 90 дней с момента своей регистрации.

Нововведения в учетной политике на 2019г.

Поскольку учетная политика формируется и согласовывается едино разово, при формировании предприятия, переделывать ее из года в год нет необходимости. Нужно только отслеживать изменения в бухгалтерском и налоговом учете и вносить корректировки. Поправки на 2019г. должны быть внесены на 31 декабря 2018г.

Сделать это можно, издав приказ от директора о продлении, а в случае изменения законодательства добавьте или измените пункты, которые касаются вашей деятельности, добавлять все пункты из налогового кодекса нет необходимости.

На примере таблицы рассмотрим ряд ситуаций:

Учетная политика на 2019 г.

Учетная политика – это свод вариантов бухгалтерского и налогового учета, которые выбрало предприятие. Самый быстрый способ сформировать приказ об учетной политике – воспользоваться нашей онлайн-программой «Мастер учетной политики». За 15 минут вы получите профессиональный приказ об учетной политике организации. Без особых усилий, с подсказками вы по шагам указываете все варианты бухгалтерского и налогового учета, по которым законодательство предоставляет выбор. В итоге получаете готовый к подписанию приказ! Сформировать учетную политику можно как на 2019 год, так и за прошлые годы (начиная с 2005 г.), с учетом действовавших в эти годы положений бухгалтерского и налогового законодательства.

Учетная политика на 2019 г. и ранее

  • Приказ об утверждении регистров бухгалтерского учета ( обязателен с 2013 года! см. подробней)
  • Должностная инструкция главного бухгалтера

Сформировать учетную политику на 2017 г. и ранее

Варианты оплаты

Кому подойдет такая учетная политика?

«Мастер учетной политики» подходит для организаций любых отраслей и масштаба деятельности, ведущих бухгалтерский учет, кроме банков и бюджетных организаций. См. пример готового приказа об учетной политике >>

На 2017-й и предыдущие годы – бесплатно. На 2019 год и ранее: при оплате от физических лиц – 480 руб., при оплате от юридических лиц – 970 руб. При поступлении оплаты (при онлайн-платеже от физ. лица – в тот же момент; при оплате от юр. лиц – при поступлении платежа на расчетный счет) мы откроем вам доступ к актуальной версии программы. Заходите на сайт под логином и паролем, которые вы указали при оплате, и получайте приказ об учетной политике. Доступ действует в течение 2-х дней (без ограничения количества составленных приказов).

Как пользоваться?

Вы просто выбираете нужный вариант учетной политики и нажимаете кнопку «Следующий пункт >>». Если данное положение учетной политики в силу специфики деятельности не актуально для вашей фирмы, ничего не выбирайте и сразу жмите на кнопке «Следующий пункт >>». Пройдя все шаги (пункты учетной политики) программа сформирует готовый Приказ об учетной политике, который останется только подписать.

Слева на странице будет приведен весь перечень положений учетной политики. Программа будет показывать вам их по порядку. Однако в любой момент вы можете вернуться к нужному пункту учетной политики, щелкнув на соответствующей ссылке.

Готовый Приказ об учетной политике программа формирует после прохождения всех шагов. Тем не менее, вы можете сформировать Приказ в любой момент по ходу работы — для этого щелкните на ссылке «Выдать учетную политику по введенным данным >>».

Приказ об учетной политике формируется в новом окне, вы всегда можете уточнить любой из пунктов учетной политики и вновь сформировать Приказ.
Обратите внимание на такой момент. Пункты с вариантами учетной политики появляются в зависимости от того, какой год вы выбрали на первом шаге. Поэтому если вы сформировали учетную политику на 2011 г ., и сразу же решили сделать подобную политику на 2012 г ., вернитесь на первый шаг и измените год. При этом необходимо вновь пройтись по всем пунктам, т. к. они могут отличаться в зависимости от действовавших в данный год положений бухгалтерского и налогового законодательства.

Смотрите так же:  Тимошенко заявление

Кто автор, можно ли доверять?

Разработчик «Мастера учетной политики» – кандидат экономических наук, аудитор В.Ю. Авдеев, сотрудник аудиторской фирмы ПКАТ «Авдеев и К» (20 лет на рынке аудиторских услуг). Программа «Мастер учетной политики» разрабатывается с 2005 г., за это время ей воспользовалось более 100 тыс. фирм.

Узнать больше про учетную политику организации

Читайте материалы по вопросам формирования учетной политики организации в разделе «Статьи»->»Учетная политика».

Подписка на новости

Подписаться на рассылку «Новости «Мастера учетной политики» вы можете на странице «Подписка на новости».

Учетная политика организации: образец 2019 скачать бесплатно

Посмотрите образец по составлению учетной политики организации на 2019 год. Вы найдете здесь все необходимые рекомендации с учетом последних изменений, а также сможете скачать образцы учетной политики 2019 для разных видов ООО на ОСНО.

Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой

Учетная политика – это формы и способ ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные приказом руководителя. Ей обязаны следовать все структурные единицы и работники компании. Отсутствие такого документа – серьезный повод для штрафа. Давайте разберемся на основании образца во всех тонкостях учетной политики на 2019 год для ООО на ОСНО.

Важно! Учетная политика обязательна для всех компаний на ОСНО и УСН, даже если это малое предприятие.

Учетная политика на 2019 год, скачать бесплатно образец для ОСНО

При утверждении учетной политики на 2019 год (скачать бесплатно образец для ОСНО можно ниже) нужно руководствоваться законом о бухучете № 402-ФЗ от 06.12.2011 и ПБУ 1/2008. Существуют два вида учетной политики:

  • Для целей бухгалтерского учета;
  • Для целей налогового учета.

Разделять эти две формы нет необходимости. Они могут быть разными частями одного документа. Но если пунктов в положении много, то лучше утвердить их по отдельности.

Пример учетной политики для ООО на ОСНО на 2019 год, образец для разных видов деятельности скачайте ниже.

Учетная политика утверждается один раз в течение 90 суток после регистрации предприятия (для бухучета). Срок надо считать с момента внесения сведений о создании компании в ЕГРЮЛ (ст. 313 НК РФ, п. п. 4, 8, 9 ПБУ 1/2008).

В дальнейшем переделывать ее из года в год не потребуется. Нужно будет лишь вносить корректировки по мере изменений в НК кодексе и бухучете. Причем все поправки на 2019 год делают до 31 декабря 2018.

Обязательно прочитайте

Учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета на 2019 год с изменениями

Как закрепить учетную политику на 2019 год для целей налогового и бухгалтерского учета? Для этого нужно издать приказ, в котором и прописываются все пункты учета. Но сделать это нужно на 2019 год до его наступления, то есть не позднее 31 декабря 2018 года. Посмотреть и скачать бесплатно образец для ОСНО учетная политика на 2019 год, можно выше.

Утвердив учетную политику один раз, в дальнейшем вам просто нужно продлевать ее каждый год приказом руководителя. В отдельных случаях компания может поменять или дополнить свою «учетку» (п. 10 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ).

А что делать с учетной политикой, если в законодательстве сделаны изменения. В первую очередь сразу оговоримся, что включать в положение об учете все абзацы нового закона не нужно.

  1. Внесите новые пункты в существующий документ, но только в той области, где вам предлагается выбор. Например, будете ли вы создавать резерв для ремонта ОС или нет, и т.д.;
  2. Если новые правила не затрагивают ваш способ учета, то вы оставляете документ в неизменном виде;
  3. Если вы пропустили нововведение и не успели закрепить до 31 декабря уходящего года, не волнуйтесь. Начните выполнять новые требования с 1 января нового года, тогда у ФНС не будет глобального повода для придирок.

Давайте посмотрим в таблице, как принять и внести изменения в учетную политику (УП) на 2019 год.

Ситуация

Учетная политика по бухучету

Учетная политика налоги

Компания только что зарегистрировалась

Приказ о УП нужно утвердить за 90 дней со дня регистрации

Приказ о УП утверждается до конца первого налогового периода, наступившего с момента регистрации

Требуется внести изменение в существующий документ УП

Включите новые абзацы до 31 декабря 2018 года (до конца текущего года). Применяются новшества с 1 января 2019 (нового года).

  • Если меняются правила учета или компания переходит на новый метод работы – меняйте пункты до конца налогового периода;
  • Если вышел приказ, меняющий правила учета, то применять со дня вступления в силу нового положения.

Требуется внести дополнение в существующую УП

Когда нужны, тогда и вносятся

В том налоговом периоде, когда в них сть потребность

Изменения из-за ПБУ 1/2008

Еще в 2017 году ПБУ 1/2008 были подкорректированы. В результате там образовалось множество новых пунктов, которые необходимо принимать во внимание, если вы только составляете приказ об учетной политике на 2019 год.

Кстати, обратите внимание на наш образец примера учетной политики для ООО на ОСНО на 2019 год, там учтены эти новшества.

  1. Учетная политика новых ПБУ 1/2008 не затрагивает только бюджетников и кредитных учреждений;
  2. Предприятие вправе само решать, каким способом осуществлять бухучет, не ориентируясь на то, что используют соседние фирмы или на традицию в регионе. При этом обособки должны брать метод головного офиса;
  3. Предприятию нужно выбирать метод ведения бухучета, исходя из его рациональности для нее. При этом информация, раскрывающая методику бухгалтерии, должна отражать эту рациональность;
  4. Если для компании не подходят государственные стандарты осуществления бухучета, она может разработать свои, опираясь на правила МСФО, федеральные ПБУ и отраслевые правила ведения учета;
  5. пп.20.1 — обязывает организации, применившие п.7.3 ПБУ 1/2008 в последней редакции 2017, раскрывать в учетной политике не применяемые ими способы ведения бухучета с объяснением причины, а также с предъявлением сравнительных данных, которые она получит, применяя ФСБУ или МСФО.

Какие положения нужно прописать в учетной политике на 2018 год компании на ОСНО

Посмотрим пример учетной политики для ООО на ОСНО на 2019 год с образцом, чтобы разобраться в основных положениях этих правил. Для этого возьмем УП для торговой компании, применяющей общую систему налогообложения.

Внимание! Не вписывайте в приказ об учетной политике компании положения, касающиеся общеобязательных налогов, удержание которых подчиняется строгому регламентированию НК РФ.

Оговаривайте только то, что предполагает наличие выбора. То есть, можно делать так, а можно по-другому. Вот вы напишите, как будете делать вы.

Для торговых фирм с общим налогообложением большое значение имеет правильное отражение формирования базы для налога на прибыль. Приказ об УП должен содержать:

  • Ссылки на нормативные документы;
  • Правила использования отчетных бланков и прочей учетной документации: универсальные или собственной разработки;
  • Порядок начисления и уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по нему;
  • Какие расходы считать прямые, а какие косвенные;
  • Как вы будете учитывать ОС, как будет происходить начисление амортизации;
  • Порядок формирования и учета материально-производственных запасов;
  • Будет ли создаваться резервный фонд
  • Если ваши товары облагаются НДС по разным ставкам, нужно отметить это обстоятельство, и включить пункт о раздельном учете.

Пример учетной политики для ООО на ОСНО на 2019 год: образец

Ниже вы можете скачать бесплатно учетная политика для компаний на ОСНО по видам деятельности: образец 2019

Настраиваем учетную политику к 2019 году

Обычно в декабре предприятия начинают планировать изменения в учетной политике. Корректировать учетную политику нужно в трех случаях: когда меняются стандарты законодательства РФ, когда организация разработала новый, более эффективный, повышающий качество предоставляемой информации способ ведения учета и когда изменилась деятельность вашей организации.

Если любой из этих случаев относится к вам, то вспомним, что нужно учитывать при изменении учетной политики и как их следует верно закрепить.

Учетная политика для целей налогового учета

Для целей налогового учета все правила составления учетной политики закреплены и прописаны в НК РФ.

В 2018 г. обновилась глава 25 НК РФ. При этом данные нововведения не требуют принятия решений о выборе способа учета – они преимущественно уточняют уже существующие правила, которые коснулись не всех налогоплательщиков и сводятся к следующему:

  1. Дополнен перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы, и поступлениями в виде (подп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ):
    • выявленных при инвентаризации имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
    • полученных как вклад в имущество юридического лица имущественных объектов или прав (имущественных либо неимущественных).
  2. Доходы некоммерческих организаций, осуществляющих финансовую поддержку капремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных средств (подп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ) теперь не являются доходами, которые при определении налоговой базы не берутся в расчет.
  3. Услуги по предоставлению поручительств юридическими лицами, не являющимися банками, относятся к доходам, которые не учитываются при определении налоговой базы, но только в случае, если они являются безвозмездными (подп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ).
  4. В период с 2018 по 2022 гг. объектами водоснабжения и водоотведения, включенными в специальный перечень, теперь дополнен список объектов, в отношении которых возможно применение ускоренной амортизации (подп. 4 п. 2 ст. 259.3 НК РФ).
  5. Учет расходов на НИОКР претерпел некоторые изменения:
    • на промежуток 2018–2021 гг. разрешается включать расходы по приобретению исключительных прав на новые разработки и прав на их использование в целях НИОКР (подп. 3.1 п. 2 ст. 262 НК РФ);
    • затраты на НИОКР, разрешенные к списанию на прочие расходы с коэффициентом 1,5 теперь могут с таким же условием включаться в стоимость созданных с исключительным правом на них амортизируемых нематериальных активов (п. 7 ст. 262 НК РФ).
  6. Средства, которые безвозмездно перечисляются в бюджет РФ по соглашению целевых взносов на электроэнергетику (подп. 48.9 п. 1 ст. 264 НК РФ), теперь включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Смотрите так же:  Получить гражданство франция

Кроме этих изменений, организация предстоит учесть изменения учетной политики, которые вступят в силу 2019 г. – в том числе изменения, затронувшие НДС. Подробнее об этом вы сможете узнать на вебинаре от «Прогрессивного бухгалтера»: «Готовимся работать с новой ставкой НДС».

Где настроить учетную политику в «1С:Бухгалтерии 8»

В «1С:Бухгалтерии 8» Настройки учетной политики для целей бухгалтерского учета можно выполнить в разделе «Главное» – «Учетная политика».

Для целей налогового учета учетную политику также нужно проверить в разделе «Главное» – «Налоги и отчеты».

Если вам нужна помощь в составлении учетной политики, в том числе в программе «1С», вам помогут специалисты компании «ГЭНДАЛЬФ».

  • Мы получаем от вас информацию о вашей деятельности и способах учета, которые вы используете. А затем составляем приказ об учетной политике, охватывающий все аспекты деятельности вашей организации и полностью соответствующий действующему законодательству.
  • Вы получаете составленный приказ о применении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета на год.

В итоге вы сами согласовываете окончательный вариант.

Стоимость услуги по составлению учетной политике:

  • Для организации на УСН – от 4500 руб.
  • Для организации на ОСН – от 7000 руб.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Напомним, что все требования по составлению учетной политики для бухгалтерского учета можно найти в ПБУ 1/2008. Данное положение претерпело серьезные изменения еще 6 августа 2017 г. (Приказ Минфина РФ от 28.04.2017 № 69н). Рассмотрим последние из важных изменений.

    Выбор корректного способа учета

В обновленной редакции ПБУ 1/2008 более конкретно установлены правила для выбора способа учета: следовать, как и прежде, нужно федеральным стандартам бухучета, а если существуют альтернативные способы – организация вправе выбрать один из существующих.

Что делать, если ни одного подходящего способа в федеральных стандартах нет? Ответ весьма логичен – разработать свой, новый способ, руководствуясь следующими документами: международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), потом федеральные и отраслевые стандарты, а в самом крайнем случае — рекомендации в области бухучета. Данные положения содержатся в новом, специально созданном пункте 7.1 ПБУ 1/2008, потому как до этого данный перечень действий официально не был закреплен.

Упрощенный способ ведения учета

Пояснения также предусмотрены и для организаций, применяющих УСН и сдающих упрощенную отчетность. К таковым относятся некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства (независимо от выбранной ими системы налогообложения) и участники проекта «Сколково». Вышеперечисленные организации обязаны применять установленные федеральными стандартами способы учета и в случае, если таких несколько, – выбрать один из существующих. Если подходящего способа нет – можно разработать свой, более подходящий и более рациональный.

Само понятие «требование рациональности» тоже претерпело изменения. Ранее данный термин означал, что бухучет надо вести, ориентируясь на условия хозяйствования и величину организации. Сейчас же разработано дополнение, уточняющее, что требование рациональности помимо этого — еще и соотношение затрат на формирование информации и ее полезности (новая редакция п. 6 ПБУ 1/2008).

Для предприятий, имеющих дочерние компании

Если «материнское» предприятие приняло стандарты бухгалтерского учета, в том числе и для всех дочерних структур – это значит, что дочерние структуры выбирают способ учета, опираясь именно на эти стандарты. В остальных случаях способы учета выбираются в независимости от того, каким конкретно способам следуют другие компании (новый пункт 5.1 ПБУ 1/2008).

О консолидированной отчетности

Пункт 7 ПБУ 1/2008 описывает правило, согласно которому организации, ведущие учет и составляющие отчетность в соответствии с МСФО, вправе учитывать помимо стандартов федеральных еще и стандарты МСФО.

Но вдобавок к этому, если какой-либо способ учета, установленный федеральным стандартом, противоречит требованиям МСФО, то его организация вправе не применять. Тем не менее компания должна разъяснить, почему данные способы не соответствуют друг другу, подробно их описав.

В ПБУ 1/2008 введено новое определение — несущественная информация. Это информация, существование, отсутствие или способ отражения которой никак не влияет на экономические решения.

Организация сама устанавливает, что за информация является несущественной на основании ее величины и характера. Пункт 7.4 ПБУ 1/2008 содержит указания на случай, когда руководство федеральными стандартами или же создание новых стандартов ведет к появлению несущественной информации. В такой ситуации бухгалтер сам выбирает способы учета, то есть без применения стандартов. Данное правило подходит для всех организаций.

Пояснительную записку составлять больше не нужно

Пояснительная записка, согласно предыдущим редакциям ПБУ 1/2008, сдавалась в составе бухгалтерской отчетности и раскрывала способы ведения учета. Теперь данное понятие в ПБУ 1/2008 не применяется – все сведения об учетной политике, способах ведения учета содержатся в бухгалтерской отчетности.

Приказ об учетной политике на 2019г

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ КАЗЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Казенные учреждения представляют собой одну из форм некоммерческих организаций, которые, как и коммерческие компании, обязаны вести бухгалтерский учет. Ведение бухгалтерского учета невозможно организовать без наличия такого документа, как учетная политика. О формировании учетной политики казенного учреждения мы и поговорим сегодня в настоящем материале.

Прежде чем рассматривать вопросы формирования учетной политики, напомним читателю, что представляет собой казенное учреждение.
Начнем с того, что гражданское право делит юридические лица Российской Федерации на две категории — на коммерческие компании, создаваемые в целях извлечения прибыли, и некоммерческие фирмы, которые не преследует целью своей деятельности получение прибыли и создаются в целях, направленных на достижение общественных благ.
Одной их форм некоммерческих организаций является учреждение, под которым понимается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Учреждения делятся на два вида — частные и государственные. Собственниками частных учреждений могут выступать и граждане, и юридические лица, а собственниками государственных — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования.
Государственные (муниципальные) учреждения делятся на три категории — автономные, бюджетные и казенные, причем особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом (пункт 8 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).
В частности, правовые особенности казенных учреждений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее — БК РФ), согласно статье 6 которого казенное учреждение — это государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Иными словами, казенное учреждение — это самостоятельное юридическое лицо, деятельность которого направлена на решение задач в сфере полномочий соответствующих органов власти.
Особенности правового положения казенных учреждений определены статьей 161 БК РФ, согласно пункту 1 которой казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств. Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с БК РФ.
Как уже было отмечено, финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета и на основании бюджетной сметы. Операции с бюджетными средствами ведутся казенным учреждением через лицевые счета, открытые ему в соответствии с БК РФ (пункты 2, 4 статьи 161 БК РФ).
Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств (пункт 5 статьи 161 БК РФ).
При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161 БК РФ).

Казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (пункт 8 статьи 161 БК РФ). Иными словами, казенное учреждение вправе самостоятельно обращаться в суд без уведомления собственника или исполнительного органа власти, в ведении которого оно находится.
Напоминаем, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (пункт 4 статьи 123.22 ГК РФ).
При этом исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительных документах казенное учреждение обеспечивает в соответствии с БК РФ.

Следует иметь в виду, что казенные учреждения не вправе предоставлять и получать кредиты (займы) (пункт 10 статьи 161 БК РФ). Такой договор, заключенный казенным учреждением, признается ничтожной сделкой, что подтверждает Постановление ФАС Московского округа от 08.04.2009 г. N КГ-А40/1448-09 по делу N А40-51914/08-30-344. Помимо всего прочего, установлен запрет на приобретение казенными учреждениями ценных бумаг. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

Обратите внимание, что особенности правового положения казенных учреждений распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами (пункт 11 статьи 161 БК РФ).
Заметим, что в качестве казенных учреждений могут выступать не все государственные учреждения федерального уровня, а лишь поименованные в статье 31 Федерального закона от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а именно:
• управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Смотрите так же:  На сколько увеличится пенсия по старости с апреля 2019

Учетная политика учреждений в Интернете с 2019 года: что нужно знать бухгалтеру

Формирование учетной политики государственного (муниципального) учреждения для главного бухгалтера всегда было делом сокровенным, почти интимным. Положения учетной политики — это всегда акт творчества, основанный на знании нормативной базы и профессиональных навыках. В 2019 году с «творчеством» главных бухгалтеров каждого учреждения можно будет ознакомиться из любого уголка мира.

А с 1 января 2019 года согласно пункту 9 федерального стандарта учета «Учетная политика» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 274н, далее СГС УП) основные положения учетной политики и (или) копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». При этом в СГС УП не указано, что относится к основным положениям, однако некоторые разъяснения содержатся в Методических указаниях по применению СГС УП, доведенных письмом Минфина от 31.08.2018 № 02-06-07/62480 (далее — Методические указания). Так в пункте 5 данных указаний Минфин рекомендует публичное раскрытие учетной политики субъекта учета реализовывать, например, через:

а) размещение обобщенной информации, содержащей основные положения (перечень основных способов ведения учета (особенностей), установленные документами учетной политики, с указанием их реквизитов (без размещения копий самих актов);

б) размещение копий документов учетной политики;

в) реализацию пунктов «а» и «б» в совокупности.

Очевидно, что, главный бухгалтер, выложив свою «кухню» на всеобщее обозрение, станет уязвим не только для контролирующих органов и налоговой инспекции, но и для разных недоброжелателей.

При этом, если главный бухгалтер решит скорректировать какое-то положение учетной политики, то сделать ему это будет достаточно трудно. Согласно пункту 13 СГС УП изменение учетной политики в течение отчетного года, несвязанное с изменение нормативной базы, производится субъектом учета только по согласованию с учредителем и с финансовым органом соответствующего публично-правового образования. Аналогичные разъяснения содержатся и в пункте 6 Методических указаний.

Поэтому в этом году главному бухгалтеру следует быть предельно внимательным при формировании учетной политики учреждения.

Вопрос к учредителю

— «Отчет о движении денежных средств», утв. приказом Минфина от 30.12.2017 № 278н;

— «События после отчетной даты», утв. приказом Минфина России от 30.12.2017 № 275н;

— «Влияние изменений курсов иностранных валют», утв. приказом Минфина России от 30.05.2018 № 122н;

— «Доходы», утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Все это новые нормативные документы, работы с которыми у бухгалтеров организаций госсектора еще нет. Тем не менее, положения этих стандартов уже должны быть отражены в учетной политике в 2019 году. Очевидно, что при отсутствии опыта бухгалтерам будет трудно с первого раза грамотно указать нужные формулировки в учетной политике. Поэтому вполне вероятно, что по мере накопления опыта применения стандартов, бухгалтерам потребуется внести изменения в нее.

Очевидно, что для этих целей учредитель и соответствующий финансовый орган в начале 2019 года должны подготовить регламент или порядок внесения изменений в учетную политику. Если учредитель, финансовый орган не примет соответствующего документа, то учреждения не смогут внести изменения в свою учетную политику или же процедура согласования таких изменений растянется на критически длительное время — до нескольких месяцев.

Справедливости ради отметим, что указанные выше стандарты в основном не коснутся финансово-хозяйственной деятельности «обычных» учреждений. Тем не менее отсутствие разъяснений Минфина России по применению этих нормативных актов, а также анонсированные как в этом году, так и в следующем, изменения в инструкции по учету и отчетности, и федеральный стандарт «Концептуальные основы» (утв. приказом Минфина России от 30.12.2016 № 256н), может стать причиной неразберихи и неоднозначных толкований в порядке ведения бухучета.

Поэтому во избежание недоразумений учредителям и финансовым органам желательно как можно скорее разработать и утвердить соответствующие регламенты или порядки согласования изменений в учетную политику подведомственных учреждений.

Обратите внимание! В пункте 7 СГС УП указано, что субъект учета формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности, руководствуясь законодательством и учетной политикой органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя. То есть, начиная с 2019 года, учредитель должен формировать свою учетную политику и доводить ее до подведомственных учреждений! Другими словами, учреждения имеют право самостоятельно разрабатывать учетную политику, но — с оглядкой на нормативные документы учредителя.

Согласовывать свои решения не только с учредителем, но и с финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности субъекта учета и (или) отчетности его учредителя, главному бухгалтеру учреждения нужно будет и в том случае, когда в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете. Идея авторов стандартов понятна: правила бухгалтерского учета и формирование отчетных показателей в подведомственных учреждениях не должны существенно отличаться, поэтому и требуется согласование. Однако на практике процедура согласования может превратиться в бюрократическую волокиту и занять неоправданно много времени, которое, скорей всего, будет исчисляться в месяцах. Ведь у некоторых учредителей подведомственные учреждения находятся в различных регионах страны, отличающихся и климатическими условиями, и социально-экономическим развитием. Поэтому централизованно контролировать особенности хозяйственной деятельности отдельных учреждений не представляется возможным. При этом формирование учетной политики исходя из требований федерального стандарта «Концептуальные основы» для таких случаев, так же представляется сомнительным, поскольку в данном стандарте основы бухгалтерского учета в учреждения госсектора даны весьма узко, без учета сложившихся десятилетиями условий хозяйствования.

Алгоритм формирования учетной политики в 2019 году

Таким образом учредители и соответствующие финансовые органы в 2019 году окажутся в неловком положении, так как СГС УП на них возложена обязанность не только по формированию собственной учетной политики, но и по контролю положений учетной политики подведомственных учреждений и согласованию изменений в нее.

На сайт — основное!

Очевидно, что содержание основных положений учетной политики учреждений, размещаемой на его официальном сайте, так же должен утвердить учредитель и соответствующий финансовый орган. В случае отсутствия такого перечня положений учетной политики учреждение, вероятно, может само установить состав раскрываемой информации. При этом перечень основных положений учетной политики учреждения, размещаемой на сайте, рекомендуем утвердить приказом руководителя или иным локальным актом, например, в составе той же учетной политики.

Так же в локальных актах учреждения целесообразно установить, что в размещаемой на сайте информации не указываются:

— ФИО и должности сотрудников учреждения;

— принятые в учреждении способы проведения инвентаризации;

— разработанные в учреждении формы первичных документов;

— инструментарий внутреннего контроля;

— иную информацию, которую можно использовать для давления на должностных лиц и сотрудников учреждения или раскрывающую некоторые особенности хозяйственной деятельности, относимые к служебной или коммерческой тайне.

Напомним, что согласно пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», любую информацию, относящуюся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в частности его фамилия, имя, отчество, профессия и т.п. к персональным данным, которые не могут использоваться без его согласия граждан. А за нарушение порядка защиты персональных предусмотрена в статье 24 Закона № 152-ФЗ ответственность, согласно которой лица, виновные в нарушении соответствующих требований, несут гражданскую, уголовную, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законодательством РФ ответственность. Кроме того, статья 90 ТК РФ устанавливает дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность за нарушение норм, регулирующих получение, обработку и защиту персональных данных работника.

Кроме того, главным бухгалтерам стоит ознакомиться с положениями Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Согласно статье 3 этого закона информация, составляющая коммерческую тайну — это сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны. При этом в статье 5 Закона № 98-ФЗ указаны сведения, которые не составляют коммерческую тайну, в частности это:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах в соответствующие государственные реестры;

— содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

— о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

— о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;

— о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

— о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

— обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа, к которым установлена иными федеральными законами.

Обратите внимание! Статье 14 Закона № 98-ФЗ установлена ответственность за нарушения положений Закона № 98-ФЗ.

Таким образом, положения учетной политики учреждения, размещенные на сайте, должны давать представление пользователям такой информации только о самых основных направлениях деятельности учреждения, указанных в ее уставе или иных правоустанавливающих документах, так же размещаемых на сайте для всеобщего обозрения.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика — это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета. Такая «совокупность» может быть представлена как одним документом, так и состоять из нескольких локальных актов. Но в любом случае в Интернет следует выложить только самое основное. Представляется целесообразным, чтобы в 2019 году все основные положения учетной политики учреждения были представлены в одном документе, который и следует представить на сайте учреждения. А всю «кулинарные секреты» главного бухгалтера, то есть более детальное раскрытие основных положений учетной политики, раскрыть в приложениях к ней. Такие приложения выкладывать на сайте не обязательно.