Адаптация первокурсников к обучению в спортивно-педагогическом колледже

Группы 1-го курса

Форма проведения: родительский лекторий

Цель: Рассмотреть основные сложности, с которыми сталкиваются первокурсники при переходе из школы в профессиональное образовательное учреждение.

Задачи:

  1. Обозначить психологические особенности, свойственные этапу раннего юношества.
  2. Представить возможные способы объединения усилий родителей первокурсников и педагогического коллектива для наиболее успешного преодоления ребятами сложностей адаптационного периода.
  3. Предложить родителям рекомендации, которые помогут студентам преодолеть сложный для них период обучения в колледже.

План проведения

  1. Организационный момент. Вступительное слово педагога.
  2. Экспресс-мониторинг «Круг ответственности».
  3. Краткий рассказ об основных особенностях юношеского возраста.
  4. Краткий рассказ о типичных трудностях адаптационного периода, с которыми сталкиваются студенты ГБПОУ «СПК» Москомспорта (с учетом специфики требований в СПК). Мини-тест.
  5. Формулировка рекомендаций.
  6. Рефлексия.
  7. Эмоциональное завершение.

Оборудование: листы бумаги формата А3 с нарисованными кругами, мини-тест, список рекомендаций в виде памятки, анкета для участников.

Ход собрания

1. Организационный момент

Добрый вечер, уважаемые родители наших первокурсников! Сегодня мы поговорим о сложностях, сопровождающих превращение ребят из школьников в студентов профессионального образовательного учреждения, и в то же время – из подростков в юношей и девушек. Вы, как родители, для своих детей являетесь самыми близкими людьми, и в ваших силах оказать им необходимую поддержку в этот непростой период. Мы обсудим возможные способы оказания такой поддержки. Эффективность положительного влияния на детей как обычно возрастает, когда родители оказывают его в сотрудничестве с педагогами. Мы поговорим о вариантах взаимодействия родителей и педагогов в осуществлении воспитательного процесса и выполнении учебных требований. Ваши дети проучились в колледже уже почти месяц, в связи с этим у меня вопрос к вам: «У кого из вас хотя бы раз за первый месяц обучения ребенка в СПК возникало ощущение, что он испытывает трудности, ему непросто усваивать новые нормы студенческой жизни?»

Ответы родителей, обсуждение.

2. «Круг ответственности»

Просьба разделиться на группы по 5-7 человек. Каждая группа получает лист бумаги А3 с нарисованным кругом.

Инструкция: «Давайте подумаем над тем, от чего же зависит успешное прохождение первокурсником адаптационного периода в колледже. Представим, что данный круг – это 100% готовность первокурсника к обучению в СПК. Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от чего зависит эта успешность».

После составления диаграмм все мини-группы представляют результаты своей работы и комментируют их.

3. Краткий рассказ об основных особенностях юношеского возраста

Время перехода из школы в профессиональное образовательное учреждение обычно совпадает у первокурсников с превращением из подростков в юношей и девушек. И у этого замечательного возрастного периода есть свои особенности.

Юношеский возраст – это период относительно спокойного развития, т.к. темп роста тела замедляется, формирование и функциональное развитие тканей и органов заканчивается, завершается половое созревание, мышечная сила и работоспособность заметно нарастают. В целом на этом этапе готовность ребят к физическим и умственным нагрузкам значительно выше, чем в предшествующий подростковый период.
В юношеском возрасте меняется способ проявления самостоятельности. Теперь это собственное мнение, оценки, взгляды, в отличие от подросткового проявления самостоятельности, которое выражалось в делах и поступках. Главное психологическое приобретение ранней юности – это открытие молодым человеком своего внутреннего мира. Однако осознание своей уникальности и непохожести на других может повлечь за собой чувство одиночества, что может вызвать острую потребность в общении. Но если раньше ребята в основном стремились к общению со сверстниками, то в юношеский период на первое место выходит потребность общения со взрослыми, т.к. возникает много проблем, которые со сверстниками решить невозможно в силу нехватки жизненного опыта. Тогда на помощь приходят взрослые, однако отметим, что молодые люди не всегда готовы следовать их советам и рекомендациям.

Несмотря на то что потребность общения со взрослыми в юношеский период значительно возрастает, это не отменяет дружбы со сверстниками, она продолжает иметь большое значение, по своей важности опережая любовь. Среди важнейших жизненных ценностей на одном из первых мест в этот период стоит желание иметь верных друзей, причем дружба и друзья идеализируются, в ее основе лежат общие духовные интересы и потребность в понимании. У юношеской дружбы есть важная особенность – часто друг дает молодому человеку оценку более высокую, чем его собственная самооценка, и это имеет большое значение для поддержания самоуважения личности.

В основе самоопределения в ранней юности лежит потребность понять себя, свои возможности, свое место и назначение в жизни. В этот период происходит профессиональное самоопределение, выбор жизненного пути. Ребята, выбравшие обучение в нашем колледже, тем самым уже сделали важный шаг на пути профессионального самоопределения.

4. Краткий рассказ о типичных трудностях адаптационного периода, с которыми сталкиваются студенты ГБПОУ «СПК» Москомспорта (с учетом специфики требований в СПК). Мини-тест.

Предлагаю вам пройти мини-тест на тему адаптации:

4.1. Адаптация – это:
а) умение преодолевать трудности;
б) определение своих интересов и творческого потенциала;
в) процесс и результат установления гармоничных взаимоотношений между личностью и социальной средой.
г) все ответы верны.

4.2. Успешную адаптацию студентов можно рассматривать как их включенность:
а) в новую социальную среду;
б) в учебно-познавательный процесс;
в) в новую систему отношений;
г) все ответы верны.

4.3. Адаптация как правило завершается:
а) через месяц обучения;
б) через два месяца обучения;
в) после первой сессии;
г) длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка.

4.4. Кризис адаптации – это:
а) остановка процесса адаптации;
б) этап процесса адаптации, сопровождающийся неадекватным реагированием на требования, отрицательными переживаниями, представлениями о собственной неэффективности;
в) перестройка сложившихся привычек и навыков, разрушение старых представлений и связей;
г) неумение осуществлять психологические саморегулирования поведения и деятельности.

Поступление в СПК предполагает включение вчерашних школьников в новую систему взаимоотношений, в новую социальную среду, в иначе устроенный учебный процесс. Происходит формирование студенческого коллектива, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается новый режим труда и отдыха. Приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям – и есть адаптация в широком смысле. Показателем адаптации человека можно считать успешность в деятельности и взаимоотношениях.

Состояние стресса и повышенной тревожности первокурсников в связи с изменившимися условиями отрицательно влияет на процесс адаптации первокурсников. Неуверенность в своих силах, основанная на прошлых неудачах, слабая мотивация, эмоциональная подавленность, устойчивое преобладание отрицательных эмоций, а также ряд других факторов также могут существенно затруднять процесс адаптации.

Положительно повлиять на адаптацию студента к правилам и нормам работы колледжа могут вера в свои силы, сильная мотивация к обучению, целеустремленность, осознание правильности выбора профессии, общий положительный эмоциональный фон.

Главные документы, регламентирующие работу колледжа, – это Федеральный закон № 273 об образовании в Российской Федерации, Устав образовательного учреждения, локальные и нормативные акты, учебный план. С документацией колледжа вы можете ознакомиться на сайте спортколледж.рф.

Каждого студента СПК в сентябре под подпись знакомят с Приказом о внешнем виде обучающихся. Исполнение требований данного приказа ежедневно контролируется дежурным педагогом. Некоторые студенты, особенно на первом этапе, с трудом привыкают к последовательному выполнению данных требований.

В колледже ведется ежечасный контроль посещаемости студентами учебных занятий. Если студента на занятии нет, то куратор либо социальный педагог сразу выясняют причину отсутствия. Уважительной причиной считается отсутствие по болезни при условии предоставления медицинской справки либо отъезд на соревнования или тренировочные сборы на основании заявления. Заявление на освобождение от учебных занятий пишется заранее, не менее чем за 3 дня до отъезда, к нему прикладывается ходатайство от спортивного учреждения, где занимается студент. За несовершеннолетних студентов такое заявление пишут родители либо законные представители. Бывает так, что студент уезжает, а потом приносит ходатайство после приезда, это также становится причиной разговора с социальной службой или администрацией колледжа. Невыполнение строгих требований к посещаемости занятий является одной из основных причин возникающих у студентов проблем в колледже. Тут очень важно создать отношения сотрудничества и партнерства между педагогами и родителями, атмосферу взаимопонимания. У нас есть общая цель – благополучие и успешность в жизни наших детей. Важно родителям и педагогам своевременно вместе обнаруживать моменты неблагополучия, слышать «тревожные звоночки», общаться и обмениваться информацией, обращаться друг к другу за советом и рекомендацией, осуществлять профилактику ошибок и неудач студентов, вместе поддерживать детей и верить в их силы.

В течение каждого семестра проходит промежуточная аттестация обучающихся по всем предметам, чтобы выявить «группу риска» по успеваемости на тех или иных учебных занятиях и исправить ситуацию до сессии.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи квартиры по ипотеке втб-24

Кому-то перечисленные требования могут показаться завышенными, а процесс обучения в колледже – слишком трудным. На самом деле, если студент не прогуливает учебу, работает на учебных занятиях, не нарушает правила внутреннего распорядка – процесс обучения в колледже не сопровождается проблемами и неприятностями. Студентам-первокурсникам важно эти правила принять, разработать свою систему ценностей по отношению к учебе, а не занимать враждебную позицию и не придумывать всяческие способы обхода принятых норм.

5. Формулировка рекомендаций

Как уже говорилось выше, родители могут облегчить прохождение первокурсником периода адаптации в колледже. Приведем ряд практических приемов и рекомендаций, как это сделать.

Поддерживайте соблюдение ребенком режима дня, следите, чтобы он достаточно спал и находился на свежем воздухе. Поддерживайте постоянную связь с преподавателями.

Важно создать благоприятный эмоциональный фон взаимодействия с ребенком, вербально и невербально показывать ему, что вы верите в его силы и возможности. Обращать внимание не только и не столько на его отрицательные качества и проявления, а акцентировать свое внимание именно на положительных проявлениях его личности, позитивной стороне его действий, замечать и поощрять эти положительные проявления.

Друзья не должны быть единственными людьми, которые способствуют повышению самооценки молодого человека. Для ребенка нет важнее той оценки, которую дает ему родитель. В юношеский период молодые люди очень чувствительны к проявлению уважения (либо неуважения) по отношению к себе. Не нужно сравнивать ребенка с другими сверстниками, аккуратно надо относиться к выстраиванию критических замечаний и не критиковать его при других людях. Порицайте негативные проявления, а не самого ребенка. В идеале он должен чувствовать, что хотя вы и не одобряете его негативных поступков, но при этом все равно уважаете его как личность.

Итак, чтобы оказать поддержку ребенку, нужно иметь мужество и желание:

1. Не акцентировать внимание на его прошлых неудачах, избегать подчеркивания ошибок и промахов. Иначе он может решить: «Я плохой», – и опустит руки.

2. Опираться на сильные стороны личности ребенка.

3. Показывать любовь и уважение к ребенку, радость от его успехов.

4. Относиться к некоторым ситуациям с добрым юмором.

5. После ссоры сразу не расставаться с ребенком. Сначала важно помириться, а потом уже уходить по своим делам.

6. Когда ребенок что-то рассказывает о своей жизни, слушать с вниманием и интересом, быть терпеливым, давать ему возможность выговориться и рассказать о наболевшем.

7. При разногласиях хотя бы иногда уступать ребенку, чтобы он не чувствовал, что вечно не прав.

8. Быть внимательным, обращать внимание на любые изменения в поведении ребенка.

9. Стараться говорить с ним открыто и откровенно на разные темы.

Слова поддержки:

  • «Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо».
  • «Ты отлично справился».
  • «Это действительно нелегко, но прими вызов, ты готов к нему».

Слова, которых надо избегать:

В целом поддерживать ребенка – это значит верить в него по-настоящему и дать ему почувствовать его нужность. Ребенок нуждается в поддержке не только когда ему плохо, но и когда ему хорошо.

6. Рефлексия

– Достаточно ли новой и полезной информации об адаптации первокурсников вы узнали сегодня?

– Какие рекомендации из прозвучавших сегодня вы хотите применить в жизни? Какие считаете невыполнимыми/трудновыполнимыми и почему?

– Какой основной вывод вы можете сделать?

Раздаются анкеты участников (незаконченные предложения):

а) На собрании мне понравилось, что…………………………..

б) На собрании мне не понравилось, что……………………….

в) На месте ведущего я бы……………………………………….

г) Мне хотелось бы сегодня узнать еще и о……………………

7. Эмоциональное завершение

Притча «Величайшая мудрость»*

Однажды ночью в провинции, где располагался монастырь, прошёл сильнейший снегопад.

Утром ученики, пробираясь буквально по пояс в снегу, собрались в зале для медитаций.

Учитель начал свою речь так: Скажите мне, что нужно делать в этой ситуации?

Один из учеников сказал: Следует молиться об оттепели.

Другой сказал: Нужно сидеть в своей келье, а снег пусть идёт своим путём.

Третий сказал: Познавшему истину должно быть всё равно – есть ли снег или нет снега.

Учитель сказал: А теперь послушайте меня.

Ученики приготовились внимать величайшей мудрости.

Учитель обвел их взглядом, вздохнул и сказал: Лопаты в руки – и вперед!

Мораль: Не забывайте о том, что действительно работает, – действии!

Адаптация обучающихся 1 курса учебного года

1 Адаптация обучающихся 1 курса учебного года Одной из важнейших педагогических задач любого учебного заведения является работа с обучающимися первого курса, направленная на их более быструю и успешную адаптацию к новой системе обучения, социальных отношений, на освоение ими новой социальной роли обучающихся. Адапта ция (лат. adapto приспособляю) процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Адаптивность необходима человеку в различных ситуациях: в учебе, в профессиональной деятельности. Степень социально-психологической адаптации первокурсника в колледже определяет множество факторов: индивидуально-психологические особенности человека, его личностные, деловые и поведенческие качества, ценностные ориентации, академическая активность, состояние здоровья, социальное окружение, статус семьи и т. д. Успешная адаптация обучающихся нового набора к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента и как человека, и как будущего специалиста.адаптация к колледжу процесс многоплановый, понимается как приспособление обучающегося к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности. Диагностическая работа психолого-педагогической службы служит средством информационного обеспечения педагогов колледжа о поступивших студентах и подчинена главной задаче разработке рекомендаций по психологическому сопровождению. Результаты психодиагностики необходимы для: составления социально-психологического портрета вновь прибывших первокурсников; определения путей и форм оказания помощи студентам, испытывающим трудности в адаптации к новым социально-психологическим условиям обучения. Так как один из влияющих факторов на адаптацию человека — его индивидуально-психологические особенности, то проводится диагностика характерологических особенностей личности по методике «Экспресс-диагностика

2 характерологических особенностей личности (Н.Айзенк в модификации Т.В. Матолиной)». В основном у обучающихся 1 курса преобладают экстравертированные черты, что проявляется в общительном, активном, оптимистическом, самоуверенном, импульсивном поведении. Для интровертов характерно поведение необщительное, пассивное, спокойное, вдумчивое, рассудительное. Повышенный уровень нейротизма характеризуется раздражительностью и восприимчивостью человека к происходящим событиям, свойственны сверхчувствительные реакции, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающим миром, влияет на конфликтность поведения. Так как в начале года кураторам еще сложно определить характеры обучающихся, их темперамент, поведение, то данные диагностики помогают в прогнозировании эмоционального фона и преобладающих поведенческих реакций в группе, обратить внимание на особенно нуждающихся в этом обучающихся в период адаптации (повышенный нейротизм — конфликтность, интроверты сложность в адаптации). По итогам диагностики кураторам 1 курса были предложены рекомендации, направленные на повышение их психологической

3 компетентности, используемой в организации работы с группой и обучающимися в отдельности. Для выявления уровня тревожности в период адаптации используется «Экспресс-методикавыявление тревожности студентов в период адаптации». Тревожность (в учебном заведении) это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия, она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Обучающийся не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Поэтому обучающиеся, имеющие повышенный уровень тревожности в период адаптации требуют особенного внимания к себе. Важным фактором в социальной адаптации является установка «Я и коллектив», осознание себя как члена группы, чувствование групповой сплоченности. Для определения адаптации в группе используется диагностика, «Уровень групповой сплоченности» К. Сишора. Данная диагностика направлена на выявление уровня интегрированности группы и неадаптировавшихся членов группы. Сплоченность — это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется близостью мнений и ценностных ориентаций, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня

4 сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности и, кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы. На диаграмме представлена степень оценивания самой группой своей групповой сплоченности. Уровни групповой сплоченности: 15,1 баллов и выше высокая; 11,6 15 балла выше средней; 7 11,5 средняя; 4 6,9 ниже средней; 4 и ниже низкая. Все группы первого курса оценивают свои группы как сложившиеся. Групповая сплоченность выше средней группы АМ-23, ОБ-5т, МЭТ-28, 29, ЭМ-3; высокая группы МЭ-26, ОП-4т, ТЭМ-6т, ЭГС-25. Так же данная диагностика позволяет определить личную групповую сплоченность, насколько обучающийся чувствует себя активным членом группы, адаптировался как член группы. Высокие и средние показатели (на диаграмме) обучающиеся чувствуют себя активными членами группы, участвуют в разных видах деятельности, заинтересованы в групповом рейтинге, общих групповых достижениях. Остальные еще не очень стремятся сами участвовать в жизни группы, как бы наблюдают со стороны. В данном случае необходимо ненавязчивое привлечение обучающихся к разным видам совместной деятельности по интересам, учитывая их индивидуальнохарактерологические особенности.обучающихся с низкой привлекательностью группы нет.

Смотрите так же:  Загранпаспорт оформить быстро екатеринбург

5 Уровни личной привлекательности группы: 5-7 очень низкая привлекательность группы (очень небольшая оценка группы), не адаптировался в группе 8-12 ниже средней; средняя привлекательность группы; высокая привлекательность группы. Заместитель директора (по УВР) Л.В. Матяж

Методическая разработка на тему:
Методическая разработка на тему «Адаптация студентов первокурсников к новым условиям жизнедеятельности»

Психологические особенности адаптации студентов первого курса

Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников в условиях техникума

Анкета для родителей студентов 1 курса

Предварительный просмотр:

Осташковский ветеринарный техникум

Тема: «Адаптация студентов-первокурсников к новым условиям жизнедеятельности».

Рассмотрено и утверждено

на заседании методической комиссии

Приказ № ____ от_________ 2014г.

Председатель цикловой комиссии

общеобразовательных и технических дисциплин:

  1. Основная часть: Адаптация студентов первокурсников к новым условиям жизнедеятельности.
  1. Психологические особенности адаптации студентов первого курса.
  2. Организация психолога – педагогического сопровождения адаптации студентов – первокурсников в условиях техникума.
  3. Анкета для родителей студентов 1курса.

3.Список использованной литературы.

Воспитательная система охватывает все студенчество, что производит высококвалифицированных специалистов, которые должны уметь самостоятельно принимать решения.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе к будущей профессии.

Особенно важен каждый день первых недель обучения, ознакомления, анкетирования, встречи.

Приспособление к новым условиям требует много сил из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения.

Трудности совмещения усилий преподавателя и студента при организации способов учения. Многими это достигается слишком большой ценой. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе.

Сохранение контингента студентов первого курса – это основная задача классного руководителя.

Способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среда без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.

  1. Адаптация студентов – первокурсников

к новым условиям жизнедеятельности

Социальная адаптация является одним из важнейших аспектов успешного функционирования личном обществе. Выявление особенностей адаптации связано с изучением личности подростка, особенностей коммуникации, отношений с другими людьми, условиями жизнедеятельности. Важнейшей задачей администрация преподавателей техникума является комплексная поддержка первокурсников.
Подростковый возраст – это период протекание которого во многом предопределяет весь дальний жизненный путь человека. Именно в это время формируется общее представление о себе своем месте в жизненных целях и ценностях. Взрослеющий человек активно ищет свое место под солнцем ,на качественном уровне познает как физический мир, так и мир человеческих взаимоотношений. От того насколько благополучно протекает этот процесс, зависят дальнейшие жизненные успехи подростка.
Поступив в техникум, молодой человек сталкивается с рядом новых сложных проблем :адаптация к условию учебы в среднем специальном заведении, к требованиям учебного процесса, бытовые и материальные трудности .
Первокурсники пытаются понять «куда я попал» и «кто меня окружает». Подросток должен очень
быстро сориентироваться и с новых позиций освоить способы и методы учебной деятельности, поняв систему норм и правил существующих в техникуме и в его учебной группе, разработать свою систему ценностей по отношению к предстоящей работе, преподавателям.
Студент –первокурсник испытывает особые трудности в учебной жизни .Он еще не знает, как обрушившийся лавиной информации, еще страшится неизвестности экзамена, еще плохо усвоил нормы студенческой жизни .Это приводит к тому, что у некоторых наиболее тревожных и эмоционально ,неустойчивых первокурсников могут возникать даже нервно-психические срывы. Но таких срывов все же немного.

Для части студентов возникает непростая проблема прошивание в студенческом общежитии .Для многих студентов во всем мире это нормальное явление. Главное здесь сохранение чувства собственного достоинства на основе такого чувства – увлеченность любимым . Увлеченный человек всегда вызывает уважение даже не у далеких от культуры.

Положительные влияющие факторы, такие как : целенаправленность, вера в собственные силы, личные качества соответствующие выбранной будущей профессии и другие, способствуют наиболее быстро и удачной адаптации студентов ,облегчает процесс вхождения коллектив.

Психологические особенности адаптации студентов

Данный период дает возможность осуществить проверку подготовленности студентов к обучению, а также спрогнозировать их дальнейшее развитее. Студенты , которые тяжело проходят этот этап, в конечном итоге , забирают свои документы и возвращаются в школы. Не все они успешно преодолевают трудности адаптации, объясняя свой уход по-разному. Но ни для кого не секрет, что истинная причина кроется в трудностях адаптационного периода.

Студенты нового набора сталкиваются с различными проблемами –от большой учебной загруженности и не умение правильно распределять время и усваивать материал на нужном уровне до отсутствия психологического и бытового комфорта студенческих общежитиях и в снимаемых квартирах .

Поэтому им не обходимо оказывать действенную помощь в случаях возникновения тех или иных трудностей . В нашем техникуме разработана программа адаптации студентов нового набора, которая осуществляется в совместной работе педагога-психолога, социального педагога, администрации техникума, преподавателей , классных руководителей и, конечно же, родителей студентов ( вникая в особенности обучения своих детей, они оказывают помощь в случаях появления проблем).

Основными средствами для эффективной адаптации студентов к педагогическому техникуму являются грамотная учебно – воспитательная работа преподавательского состава ,хороший психологический микроклимат учебного заведения.

  1. Организация психолого-педагогического сопровождения адаптации студентов – первокурсников в условиях техникума.

Решение поставленных перед студентами в адаптационный период задач без должной организации и управления со стороны преподавательского состава может привести к стрессам, неуспеваемости и значительному ухудшению здоровья.

В связи с этим возникает потребность в управлении процессом адаптации и психолого-педагогической поддержке первокурсников ,в обеспечении оптимизации периода адаптации с учетом психологических особенностей студентов. Поэтому в техникуме стало традицией реализовывать программу социально – психолого — педагогической адаптации студентов нового набора.

Помимо вводного курса ,который включает классные часы (тематика их различна) ,знакомство с историей и традициями старейшего учебного заведения ,встречи с заведующими школьного и физкультурного отделений, в адаптационный период проводится большая диагностическая работа ,которая позволяет с помощью результатов, полученных совместно педагогом-психологом и классным руководителем ,наметить пути по регулированию межличностных взаимоотношений в студенческом коллективе ,уровня воспитанности ,акцентуированных черт характера ,мотивов учебной деятельности и типологических характеристик личности студентов.

Кроме этого в течение адаптационного периода ведется постоянная работа со студентами ,находящимися в сложных жизненных ситуациях и склонными к правонарушениям. На каждого их них заводятся карты психологического наблюдения ,куда заносится информация о результатах исследований. В процессе работы эта информация дополняется ,уточняется и используется в коррекционной деятельности.

В самом начале учебного года проводится профилактическая работа и по предупреждению негативного влияния социальной среды на процесс развития личности подростков.
В самом начале учебного года проводится профилактическая работа и по предупреждению негативного влияния социальной среды на процесс развития личности подростков.

В это время проходят встречи студентов первых курсов с сотрудниками правоохранительных органов, со специалистами здравоохранения, встречи с администрацией колледжа, педагогом психологом, социальным педагогом и классными руководителями, в процессе которых уделяется большое внимание ориентации студентов на здоровый образ жизни, занятиям спортом и физической культурой.

Как бы не складывались условия жизни в подростковом возрасте, ориентация на семью и потребность в ней в этот период жизни чрезвычайно важна. Значительно влияет на судьбу подростка состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. От того насколько комфортно и счастливо чувствует себя. Подросток в кругу своей семьи зависят и общее его самочувствие, психическое и физическое развитие; его поведение и успеваемость. Поэтому в начале учебного года мы с классными руководителями ближе знакомимся с первокурсниками и выясняем их положение в семье, взаимоотношения с родителями, проблемы внутрисемейных отношений, чтобы в дальнейшем направлять свою работу на преодоление возникающих проблем. С этой целью проводится анкетирование «Семейные отношения».

Одной из основных задач в первую неделю занятий является своевременное выявление индивидуально-характерологических особенностей личности студентов и информирование каждого подростка и классных руководителей:

— о природных динамических особенностях психики, а именно о типе высшей нервной деятельности т(темпераменте), которые во многом определяют адаптивные возможности личности;

— о сочетании природных свойств (темперамента) с приобретенными индивидуальными чертами, т.е. о характере.

С этой целью проводится диагностика студентов по методике «Акцентуированные черты характера». Для определения типологической характеристики студентов проводится тестирование , которая помогает определить характерологические особенности личности студентов.

При зачислении в педагогический колледж в основном учитываются знания, умения и навыки, получаемые на предыдущих этапах обучения, и зачастую в не поле зрения остается информация о результатах воспитания, особенностях личности. Недостаток подобной информации приводит к тому, что процесс адаптации затягивается. Для эффективного решения проблемы важно знать жизненные планы и интересы первокурсников, мотивы их поступления в колледж, трудности которые испытывают студенты в первые месяцы пребывания в учебном заведении, знать, какие дисциплины интересуют их больше всего, как они проводят свободное время, какова их самооценка и способность к сознательной регуляции поведения:

-недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы;

-неадекватное использование подростками своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности (случаи когда студент плохо понимает, не способен усваивать предметы, не умеет на должном уровне выполнить учебные действия);

Смотрите так же:  Ликвидация некоммерческой организации

-недостатки в развитии мотивационной сферы подростков.

Но не только проблемы в учебной деятельности являются причины низкого уровня адаптации студентов первокурсников. Причиной этому может быть и слабое здоровье подрастающего поколения.

В заключение необходимо сказать следующее. Уроки профессиональной направленности студентов на базе неполного среднего образования в большинстве случаев не сформирован . первокурсники не имеют четкого представления о будущей профессии , они мало знают о профиле своей деятельности по избранной специальности, о требованиях к ней. Это и приводит к невысокой успеваемости, и слабой активности. Несколько иная картина у студентов на базе среднего (полного)образования.

Их выбор в целом определен склонностью и интересом к будущей профессии.

Трудности, которые все первокурсники испытывают в начальный период, связаны с неумением рационально организовывать свой труд. Из этого следует, что одним из важных условий их успешной адаптации является хорошая организация труда и отдыха . Для этого необходима рациональная продолжительность и целесообразное чередование различных видов деятельности, нормирование объема учебного материала . правильная структура занятий, создание комфортных условий в учебном помещении. Все это – предмет заботы классных руководителей, которые постоянно координируют деятельность студентов и в ходе учебного процесса и во в не учебное время.

Для успеха адаптационного периода важен постоянный и эффективный контроль усвоения студентами учебного материала ,а также изучение и анализ результатов успеваемости.

Эффективным методом профессиональной адаптации является работа предметных кружков, спортивных секций, коллективов художественной самодеятельности , которые работают в техникуме постоянно.

Тем более , значительная часть студентов – первокурсников посещает их с удовольствием .

Преподаватели осуществляют личностно ориентированный и дифференцированный подход к каждому. Преподаватели знают, что каждый студент – личность.

Основными направлениями в работе со студентами являются: создание благоприятных психолого – педагогических условий для индивидуального развития личности подростка , развитие сплоченного студенческого коллектива, осуществление помощи воспитанникам в учебной деятельности.

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный , и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией ,что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности ,не сформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения , самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения ,отношения с преподавателями и одногруппниками.

По результатам диагностического исследования проведенного со студенты на базе техникума: самостоятельности – 23%,были неуспешны в школе – 30% ,боятся ЕГЭ того, что их аттестаты после одиннадцатого класса, будут значительно хуже – 20%, не хотят терять время в школе – 17%.

Студенты на базе 11 классов поступают в техникум в основном потому ,что не поступили в ВУЗ или имеют слабые знания , в ВУЗ поступать было бесполезно – 75%, только 25% хотели поступить именно в данный техникум.

Анализ этих данных привел нас к необходимости создания программы психолого — педагогического сопровождения студентов первого года обучения, которая носит название «Адаптация студентов к обучению в техникум».

Программа с одной стороны направлена на создание для первокурсников такой образовательной среды, которая поможет в решении значимых для их возраста и положения проблем. С другой стороны программа обеспечивает психолого – педагогическое сопровождение инновационной деятельности в рамках инновационного проекта Адаптация первокурсников к образовательной среде техникума через комплексную игру « Я и мой техникум» – игра позволяет избежать основных трудностей адаптации и совместить усилия преподавателей и студентов при организации образовательного процесса.

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде техникума служит:

  1. Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.
  2. Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.
  3. Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.
  4. Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта , связанного с новой образовательной средой.

Работа рассчитана на первый год обучения и предлагает проведение мероприятий, которые условно можно разделить на 3 этапа:

  • Первый этап (сентябрь, октябрь) – предполагает оценку соматического и психологического статуса первокурсников , их информирование об условиях ,организации и содержании учебной деятельности в колледже; социально- психологическую поддержку вхождения бывших абитуриентов в новую образовательную среду.
  • Второй этап (ноябрь, декабрь) – заключается в комплексном индивидуально – психологическом обследовании студентов, выработке рекомендаций и разработке индивидуальных программ для адекватного усвоения учебного материала и адаптации первокурсников в новой образовательной среде.
  • Третий этап (второй семестр) — предусматривает использование полученной информации для проведения семинаров, индивидуальных и групповых консультаций педагогов для предотвращения возникновения проблемных ситуаций в учебном процессе; просветительскую работу со студентами для формирования сплоченных студенческих коллективов и помощи не адаптированным студентам.

Показателями адаптации первокурсников к новой среде является их приспособленность к различным требованиям учебного процесса без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтное сосуществование с данной образовательной средой.

На каждом этапе работа ведется со студентами .преподавателями и родителями соответственно .

На первом , профилактическом , этапе со студентами проводятся тренинги знакомства ,с целью скорейшего формирования сплоченных студенческих групп.

На втором этапе осуществляется диагностика удовлетворенности студентов образовательной средой, что включает в себя особенности взаимоотношения с педагогами, удовлетворенность работой библиотеки, столовой, организацией досуга, отношениями в учебной группе и с группой в целом.

Данные психодиагностического исследования показали , что:

  • 45% студентов, принявших участие в психодиагностическом исследовании ,имеют низкий уровень мотивации учения и профессионального самоопределения;
  • 38% студентов ,показали недостаточность умений и навыков самостоятельного умственного труда;
  • 22% студентов, имеют ценностные ориентации ,направленные на вне учебную деятельность;
  • 17% студентов ,изменились условий труда, быта и отдыха;
  • 16% студентов , имеют сложные межличностные отношения в студенческой группе и с преподавателями.

Поэтому на педагогических консилиумах , которые проводятся по результатам диагностики каждой группы первокурсников, педагогам даются рекомендации и составляются вместе с педагогами программы работы по формированию мотивации учения, адекватному усвоению учебного материала студентов консультируются по выявленным проблемам.

На третьем этапе педагогом – психологом осуществляется просветительская работа. Для студентов проводятся тренинги личностного роста, уверенности в себе, социально – психологические тренинги, направленные на сплочение студенческих групп ,классные часы, консультации студентов.

В январе – педагогические консилиумы по определению первичных результатов работы и корректировке программ развития студенческого сообщества первокурсников.

Такая комплексная работа в течение первого года обучения дает следующие результаты: количество студентов ,на адаптировавшихся к новой образовательной среде на начало года составляет 20% — 25% к концу года эти показатели снижаются.

Анкета для родителей студентов

  1. Как, на Ваш взгляд , организован в техникуме процесс адаптации первокурсников к студенческой жизни:
  • а) организован хорошо(студент получает всю необходимую информацию, помощь и поддержку)
  • в) организован плохо (студент не получает всей необходимой информации и не всегда может рассчитывать на помощь и поддержку)
  • с) процесс адаптации не организован вообще(студент вынужден самостоятельно адаптироваться к новым условиям обучения)
  • д) затрудняюсь ответить

2.Оцените степень Вашей удовлетворенности следующими сторонами образовательной деятельности техникума:

2.1.Качество преподавания ,уровень профессионализма преподавателей

  • а) полностью удовлетворяет
  • в) скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет
  • с) скорее не удовлетворяет
  • д) полностью не удовлетворяет
  • е) затрудняюсь ответить
  • а) полностью удовлетворяет
  • в) скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет
  • с) скорее не удовлетворяет
  • д) полностью не удовлетворяет
  • е) затрудняюсь ответить

2.2.Возможностями у Вашего ребенка участвовать в культурных и спортивных мероприятиях техникума

  • а) полностью удовлетворяет
  • в) скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет
  • с) скорее удовлетворяет
  • д) полностью не удовлетворяет
  • е) затрудняюсь ответить

2.4.Организацией обеспечения книгами в библиотеке техникума

  • а) полностью удовлетворяет
  • в) скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет
  • с) скорее не удовлетворяет
  • д) полностью не удовлетворяет
  • е) затрудняюсь ответить

3.Оцените степень Вашей удовлетворенности условиями проживания го ребенка в общежитии

  • а) полностью удовлетворяет
  • в) скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет
  • с) скорее не удовлетворяет
  • д) полностью не удовлетворяет
  • е) затрудняюсь ответить

4.Оцените качество «обратной связи» родителей и администрации техникума

  • а) высокое
  • в) среднее
  • с) низкое
  • д) затрудняюсь ответить
  1. Как Вы полагаете , обучение в техникуме будет способствовать профессиональной карьере Вашего ребенка?
  • а) да
  • в) скорее да, чем нет
  • с) скорее нет
  • д) нет
  • е) затрудняюсь ответить
  1. Насколько вероятно ,что Вы будете рекомендовать обучение в техникуме другим людям?
  • а) буду рекомендовать
  • в) возможно, буду рекомендовать
  • с) не буду рекомендовать
  • д) затрудняюсь ответить

Социальная адаптация групп первого курса протекает на стабильном среднем уровне, студенты довольно быстро включаются в учебный и воспитательный процесс техникума успешно проходят все в учебном процессе.

В целях нормализации адаптационного процесса необходимо проводить мероприятия, направленные на сплоченность в коллективе, организацию командных целей, дискуссий.

От успешности адаптации студента к образовательной среде во многом зависит дальнейшая профессиональная карьера и личное развитие будущего специалиста. Создание условий для оптимального обучения и получение профессии.