Содержание статьи:

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

С изменениями и дополнениями от:

23 июня 1999 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 3 ноября, 29 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 21 декабря 2009 г., 8 мая 2010 г., 22 апреля, 2 июля, 30 сентября 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 26, 29 июля, 5 декабря 2017 г.

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации, Федеративным договором, нормами международного права,

признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства,

отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации,

выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру,

Верховный Совет Российской Федерации принимает настоящие Основы законодательства о культуре (далее — Основы) в качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

9 октября 1992 года

Регулируется культурная деятельность в области использования памятников истории и культуры, в области художественной литературы, кинематографии, сценического, музыкального искусства, архитектуры и дизайна, фотоискусства, других видов и жанров искусства.

Закрепляется неотъемлемое право на культурную деятельность каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. Государство гарантирует право всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию.

Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Настоящий Закон вводится в действие с момента опубликования, за исключением статьи 17, которая вступает в силу с момента вступления в силу закона РФ о вывозе и ввозе культурных ценностей; части третьей статьи 45, которая вводится в действие в сроки, устанавливаемые Верховными Советами республик в составе РФ, Советами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местными Советами народных депутатов

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. N 46 ст. 2615, в «Российской газете» от 17 ноября 1992 г. N 248

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 234-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 сентября 2013 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 22 апреля 2013 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. N 335-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу

Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г.

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие отдельных норм настоящего Закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 23 июня 1999 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»»

Текст проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»» в части совершенствования порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия был внесен на рассмотрение Государственной Думы РФ Министерством культуры РФ. InterMedia публикует полный текст документа:

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Внести в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года № 3612-I «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, № 46, ст. 2615; Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 35, ст. 3607; 2006, № 45, ст. 4627; 2008, № 30, ст. 3616; 2010, № 19, ст. 2291; 2013, № 27, ст. 3477; 2014, № 30, ст. 4257; 2017, № 50, ст. 7563) следующие изменения:

1) статью 362 дополнить частью следующего содержания:

«Театры, музыкальные и танцевальные коллективы, концертные организации, концертные залы, цирки и музеи размещают на своих официальных сайтах в сети «Интернет», а также на специально оборудованных информационных стендах, размещаемых в местах, доступных для посетителей таких организаций:

информацию об установленных этими организациями ценах на билеты на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия;

информацию о лицах, уполномоченных в соответствии со статьей 521 настоящих Основ на реализацию билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, включая сведения о сайтах в сети «Интернет», через которые уполномоченными лицами осуществляется реализация таких билетов;

реквизиты и элементы оформления билетов на проводимые этими организациями театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия и информацию о порядке возврата таких билетов;

информацию о театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях, посещение которых осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе на билете (далее — именные билеты), в случае реализации этими организациями таких билетов.»;

2) дополнить статьей 521 следующего содержания:

«Статья 521. Оформление, реализация и возврат билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками и музеями

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, утверждает форму билета на проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками (далее — организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств) и музеями театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, содержащую основные реквизиты билета. Организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи вправе устанавливать дополнительные реквизиты и элементы оформления билетов на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия.

Билеты, оформление которых не соответствует форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, билеты, которые не содержат реквизиты и элементы оформления билетов, установленные соответствующими организацией культуры, осуществляющей деятельность в области исполнительских искусств, и музеем, поддельные билеты и билеты, содержащие исправления, являются недействительными, не дают права на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий, а также не принимаются к возврату.

Реализация билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями, осуществляется такими организациями и музеями самостоятельно, а также уполномоченными ими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями), и юридическими лицами на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации с организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями (далее — уполномоченные лица).

Не допускается реализация иными лицами билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, проводимые организациями культуры, осуществляющими деятельность в области исполнительских искусств, и музеями.

Уполномоченным лицам при реализации билетов разрешается взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, в том числе за доставку билетов, если иное не предусмотрено договором, заключенным организацией культуры, осуществляющей деятельность в области исполнительских искусств, или музеем с уполномоченным лицом. Факт оказания покупателю билетов сопутствующих услуг должен быть оформлен в соответствии с законодательством Российской Федерации с обязательной выдачей покупателю билетов чека, подтверждающего оплату указанных услуг. Общая стоимость сопутствующих услуг, оказанных покупателю билетов, не должна превышать 10 процентов стоимости купленных билетов.

Организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи вправе реализовывать именные билеты. Именные билеты дают право на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При посещении театрально-зрелищного, культурно-просветительского или зрелищно-развлекательного мероприятия посетитель предъявляет контролеру именной билет на соответствующее мероприятие и документ, удостоверяющий его личность. При несоответствии сведений о посетителе, указанных на билете, предъявляемому документу или исправлении сведений о посетителе на билете посетитель не допускается до проводимого мероприятия.

Смотрите так же:  Доплата по больничному листу за счет работодателя

В случае отмены, замены или переноса театрально-зрелищного, культурно-просветительского или зрелищно-развлекательного мероприятия, проводимого организацией культуры, осуществляющей деятельность в области исполнительских искусств, или музеем, посетителю возмещается полная стоимость билета организацией культуры, осуществляющей деятельность в области исполнительских искусств, музеем или уполномоченным лицом, у которого был приобретен билет.

Организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи утверждают порядок возврата билетов на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе в случае отказа от посещения такого мероприятия по инициативе посетителя и возврата именного билета, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.».

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (далее — законопроект) разработан во исполнение пункта 16 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2018 год (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2017 г. № 2925-р).

Целью законопроекта является совершенствование порядка реализации и возврата билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия, а также решение проблем, связанных с незаконной перепродажей билетов по цене выше стоимости услуги, указанной в билете.

Согласно положениям законопроекта реализацией билетов могут заниматься только организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи (далее — организации культуры) либо уполномоченные такой организацией лица на основании договора.

До 2010 года при возврате посетителями билетов театры руководствовались письмом Минкультуры СССР от 19 июля 1989 г. № 2614-06/10-46 «О Порядке возврата театральных билетов», в соответствии с которым лицо, которое приобрело билет, имело право возвратить его не позднее чем за трое суток до дня проведения мероприятия с возмещением 50% стоимости билета.

В связи с отменой штрафных санкций при возврате билетов на культурно-зрелищные мероприятия обострилась проблема, связанная с недобросовестными покупателями, приобретающими билеты на культурно-зрелищные мероприятия с единственной целью их перепродажи. Такие покупатели перепродают билет дороже его номинальной стоимости, а в случае невостребованности билетов возвращают их организатору. Организатор принимает билет и возвращает его полную стоимость заказчику. В связи с этим организатор несет убытки, поскольку вероятность продать билет на культурно-зрелищное мероприятие, возвращенный организатору в день проведения этого культурно-зрелищного мероприятия, невысока.

Справочно: Сумма возврата билетов недобросовестными покупателями в Театре Наций за театральный сезон составляет более трех миллионов рублей. За период с 1 января по 30 апреля 2018 г. указанными покупателями были произведены возвраты на сумму 1.012.350 рублей.

Недобросовестная нажива на продаже билетов на культурно-зрелищные мероприятия существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры России.

Законопроект направлен на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры.

Законопроектом предусматривается, что порядок возврата билетов на культурные мероприятия с учетом установленных Минкультуры России требований, в том числе в случаях отказа от посещения подобных мероприятий по инициативе посетителя, а также установление порядка возврата билетов, которые предусматривают идентификацию личности посетителя по документам, удостоверяющим его личность, устанавливается организациями культуры.

В случаях отмены, замены или переноса культурных мероприятий, осуществляемых организациями культуры, посетителю возмещается полная стоимость билета самой организацией или лицом, уполномоченным на реализацию билетов.

Кроме того, для достижения целей законопроекта предлагается запретить реализацию билетов по цене выше стоимости, указанной на билете, а также предусмотреть норму, в соответствии с которой реализацией билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия наряду с организацией культуры могут заниматься только уполномоченные такой организацией лица на основании соответствующего договора. При этом в законопроекте предусмотрено, что уполномоченные организацией культуры лица могут взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, в том числе за доставку билетов. Общая стоимость сопутствующих услуг не должна составлять 10% от стоимости билета.

Законопроектом устанавливается, что форма билетов на культурные мероприятия утверждается Минкультуры России. Организации культуры вправе устанавливать дополнительные реквизиты и элементы оформления билетов на проводимые мероприятия.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Реализация положений проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, и не окажет влияния на расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.

федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.

нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»

В связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» потребуется принятие следующих актов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры:

Приказ об утверждении формы билетов на проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками и музеями театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия.

(Ответственный: Минкультуры России, срок — IV квартал 2018 г.).

Приказ об утверждении требований к порядку возврата билетов на проводимые театрами, музыкальными и танцевальными коллективами, концертными организациями, концертными залами, цирками и музеями театрально-зрелищные, культурно-просветительские или зрелищно-развлекательные мероприятия.

(Ответственный: Минкультуры России, срок — IV квартал 2018 г.).

Закон о культуре в Российской Федерации

Культура — это понятие, которое интерпретируется в разных областях человеческой жизнедеятельности. Оно определяет объективность и субъективность человека по:

Для сохранения культуры Российской Федерации, был создан Федеральный закон №3612-1.

Описание Федерального закона 3612-I

Федеральный закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» был принят 9 октября 1992 года. 26 июля 2017 года были внесены последние изменения.

Основные задачи ФЗ:

  • Защита и обеспечение конституционного права граждан РФ;
  • Обеспечение условий, которые способствуют созданию культурной деятельности на территории РФ;
  • Определение целей субъектов культурной деятельности;
  • Определение целей государственной политики и невмешательства Правительства в творческие процессы.

В соответствии с настоящим Федеральным законом каждый гражданин Российской Федерации может заниматься творчеством. Для правильного выбора сферы деятельности учитываются интересы и способности конкретного лица.

Изменения в законе о культуре

Руководители государственных учреждений культуры должны, в первую очередь, уделить внимание проекту закона «О культуре». Первые законодательные акты Федерального закона были отправлены на рассмотрение в Государственную Думу. Следует отметить, что Министерство культуры РФ возлагает на этот проект большие надежды. Тем не менее, основные законодательные положения базируются на тех же идеях, задачах и принципах, которые представлены в «Основах государственной культурной политики».

В проекте ярко выражены взаимоотношения между обществом, культурой и главными объединениями граждан в творческой области. Теперь каждый гражданин Российской Федерации сможет воспользоваться культурными благами, такими как:

В проекте закона предлагается больше не использовать денежные средства по остаточному принципу, а разработать специальные нормы, которые будут представлять отдельный резервный фонд, направленный на культурную деятельность. При расчете должна учитываться заработная плата сотрудников, которые активно пропагандируют культурную деятельность в Российской Федерации. При этом уровень оплаты труда должен быть не ниже среднего по региону.

Планируется, что подобный метод финансирования будет более гибким, а расходы на различные направления культурной деятельности станут более эффективными.

Культурное сотрудничество с зарубежными соотечественниками

Правительство поддерживает связь с зарубежными соотечественниками и их потомками. Специально для них организовываются культурные центры, в которых проводятся разнообразные творческие мероприятия. Кроме того, государство заботится о творческих личностях. Оно создает все условия для того, чтобы подобные граждане вернулись на Родину.

С учетом Федерального закона 3612-I культурные мероприятия организовываются не только с благотворительной, но и с коммерческой целью. Стоимость билетов устанавливается организаторами, однако есть категории граждан, для которых предусмотрены льготы.

Льготы могут получить:

  • Дети дошкольного возраста;
  • Студенты;
  • Инвалиды;
  • Военнослужащие.

Если культурное мероприятие проводится на федеральном уровне, стоимость билетов и прочие организационные расходы устанавливаются Правительством РФ. Если культурное мероприятие организовывается органами местного самоуправления, контроль за правильным его проведением устанавливается органами государственной власти.

Развитие культурной деятельности во внешнеэкономической среде не стоит на месте. Сегодня популярна торговля:

  • произведениями искусства;
  • изобразительной продукцией;
  • предметами антиквариата.

При реализации подобного товара учитывается порядок торговли, предусмотренный Федеральным законом 3612-I.

Прибыль от проданных товаров разделяется между авторами, посредниками и исполнителями согласно договору, подписанному при оформлении сделки. Какой процент получит каждый из них определяется индивидуально.

Для организации культурного мероприятия граждане могут использовать кредиты в национальной или иностранной валюте, хранящейся в отечественных и зарубежных банках.

Культурные ценности, которые хранятся в муниципальных и государственных музеях (архивы, картинные галереи, библиотеки) не могут быть переданы банковским организациям в качестве залога для получения кредита.

Жители Российской Федерации могут вывозить за границу предметы своей творческой деятельности с целью:

  • Проведения выставки в различных городах;
  • Других форм публичного представления собственной деятельности;
  • Продажи.

Сделки по культурным ценностям должны осуществляться в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом 3612-I.

Культурные ценности народов Российской Федерации, которые числятся в муниципальных и государственных музеях, не подлежат приватизации. Приватизировать можно другие объекты в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Однако для этого необходимо соблюдать некоторые условия:

  • Работать в области культурной деятельности для сохранения и реставрации ценностей народов;
  • Сохранить предоставление профильных услуг;
  • Организовать демонстрацию приватизированных культурных ценностей льготным категориям населения;
  • Обеспечить третьих лиц рабочими местами и другими социальными гарантиями.

Некоторые организации, работающие в культурной области, могут обеспечить социальной поддержкой определенные категории граждан. Такими организациями являются:

  • Ассоциации;
  • Общественные организации;
  • Творческие союзы.

Согласно закону о культуре творческий дчеловек имеет право на пенсию. Пенсионная выплата начисляется в порядке, предусмотренном законом РФ «О пенсионном обеспечении». Другие творческие работники, которые обладают единственным доходом в виде авторского вознаграждения, имеют право на страховую пенсию. Но только в том случае, если подобные граждане уплачивают страховые взносы в ПФ РФ.

Хотите ознакомиться с законодательными положениями ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»? Скачайте закон по ссылке.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что повышение темпов экономического развития, структурные изменения экономики, вызванные переходом к инновационному типу ее развития, приводят к возрастанию роли человеческого капитала в социально-экономическом процессе.

При этом ведущая роль в формировании человеческого капитала, создающего экономику знаний, отводится сфере культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:

переход к инновационному типу развития экономики требует повышения профессиональных требований к кадрам, включая уровень интеллектуального и культурного развития, возможного только в культурной среде, позволяющей осознать цели и нравственные ориентиры развития общества;

по мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей, в свою очередь, стимулирует развитие рынка услуг в сфере культуры.

Данные обстоятельства требуют перехода к качественно новому уровню развития библиотечного, музейного, выставочного и архивного дела, концертной, театральной и кинематографической деятельности, традиционной народной культуры, сохранению и популяризации объектов культурного наследия, а также образования в сфере культуры.

В этой связи необходимо создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным условиям, в т.ч. на основе развития современных информационных технологий в культуре, а также широкого использования средств массовой коммуникации для целей развития культуры.

Смотрите так же:  Денежная компенсация за лекарства инвалидам 2 группы

Технологическое развитие информационного пространства сети Интернет, рост числа пользователей в России и в мире, внедрение информационных технологий в сферу культуры, представление результатов деятельности в области культуры и объектов культуры в электронной цифровой форме представляют широкие возможности для становления нового информационного общества, преодоления цифрового неравенства, а также и решения задач, стоящих перед сферой культуры в Российской Федерации. Широкое внедрение инноваций, новых технологических решений позволяет повысить степень доступности культурных благ, сделать культурную среду более насыщенной, отвечающей растущим потребностям личности и общества в XXI веке.

При этом необходимо сохранение и развитие единого культурного пространства России, что обусловлено неоднородностью обеспечения населения услугами организаций культуры в силу географических особенностей страны и ряда факторов экономического характера. Такая ситуация порождает социальное неравенство в творческом развитии детей и молодежи, участия в культурной жизни людей с ограниченными возможностями и т.д.

Принятие специального Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» послужит выработке и реализации стратегических приоритетов развития сферы культуры, в том числе гармоничного развития человека, реализации его духовного потенциала, а также сохранения единства российского общества, и в конечном итоге обеспечит создание условий для повышения качества жизни населения России.

В целом, разрабатываемый законопроект должен отражать новые реалии и перспективы развития культуры в Российской Федерации.

I . Общая характеристика и оценка состояния правового регулирования в области культуры

В настоящий момент основополагающим актом законодательства в рассматриваемой области является действующий базовый закон «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», который был принят в 1992 году. В свое время он решил много задач и определил основы государственной поддержки культуры.

С 1992 года был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отдельные аспекты деятельности и отношений в области культуры, разъясняющих и конкретизирующих положения Основ законодательства . К их числу относятся: Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 (ред. от 17.07.2009) «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также Федеральные законы от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 03.06.2009) «О библиотечном деле», от 17.06.1996 № 74-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «О национально-культурной автономии», от 17.11.1995 № 169-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», от 26.05.1996 № 54-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «О народных художественных промыслах», от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и др.

Однако «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» принимались в условиях правового поля, существенно отличающегося от современного. Достаточно отметить, что действующая Конституция Российской Федерации появилась только в следующем после принятия Закона году. В условиях продолжающихся экономических, социальных и административных реформ появились новые факторы, оказывающие существенное влияние на развитие сферы культуры. Таким образом, некоторые положения Закона не соответствуют духу времени и изменениям в обществе.

Как следствие, закон не раз требовал корректировки, многие статьи утрачивали силу, появлялись дополнения. Изменения в него вносились в июне 1999 г ., в декабре 2000 г ., в декабре 2001 г ., в декабре 2002 г ., в декабре 2003 г ., в августе 2004 г ., в декабре 2005 г ., в ноябре и декабре 2006 г ., и, наконец, в июле 2008 года.

Указанные дополнения и изменения в Основы законодательства вносились, как правило, без системного подхода и были направлены на решение отдельных задач.

К настоящему времени накоплен определенный опыт практики применения установленных им норм, а также иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области культуры. Определились достоинства и недостатки действующего законодательства о культуре. Однако анализ правоприменительной практики показывает, что отдельные нормы указанных Основ законодательства носят декларативный характер, недостаточно эффективны либо имеют внутренние противоречия.

Недостаточными представляются механизмы реализации отдельных положений закона, в частности, обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области культуры. Не менее актуальной является задача приведения положений закона в соответствие с последними документами ЮНЕСКО, принятыми международными договорами и соглашениями. Также необходим анализ и применение лучшего международного опыта в сфере законодательного регулирования культуры.

К настоящему времени во многих субъектах Российской Федерации приняты региональные законы о культуре . Указанный опыт законодательного регулирования также был обобщен и систематизирован при подготовке нового законопроекта. Перечень региональных законов о культуре приводится в Приложении 1 к настоящей Концепции.

В данной ситуации представляется нецелесообразным сохранять действующие «Основы законодательства о культуре» в сложившемся виде, модифицируя его через новые изменения. По итогам обсуждений в самых разных аудиториях (профильные ведомства, творческие союзы, работники области культуры в регионах и др.), можно говорить о широкой поддержке идеи создания нового Федерального закона о культуре. Вместе с тем, необходимо обеспечить преемственность положений законопроекта с прежней законодательной работой, учесть в новом законе серьезные наработки по совершенствованию прежнего.

II . Основная идея, цели и предмет правового регулирования законопроекта

Основной идеей законопроекта «О культуре в Российской Федерации» является системное регулирование основных правоотношений в области развития российской культуры, в т.ч. национальных культур народов Российской Федерации в соответствии с установленными приоритетами государственной социально-экономической политики.

Создание необходимых условий для развития и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом становится особенно важной в контексте стратегической задачи перехода экономики России на инновационный путь развития.

Проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» разрабатывается в целях установления правовых оснований для:

– обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области культуры;

– определения основных приоритетов и целей государственной политики в области культуры;

– создания благоприятных правовых условий для развития всех видов деятельности в области культуры;

– обеспечения и укрепления единого культурного пространства Российской Федерации;

– определения участников правоотношений в области культуры и распределения их полномочий;

– урегулирования правового статуса творческих работников и организаций культуры в новых экономических условиях;

– повышения доступности, качества и разнообразия услуг, предоставляемых потребителям организациями культуры;

– совершенствования взаимоотношений организаций культуры с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в области культуры, а также иными организациями;

– определения инструментария сохранения и развития культуры;

– повышения конкурентоспособности отрасли культуры;

Предметом законодательного регулирования являются общественные отношения в области культуры, а также правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в указанной области.

В законопроект планируется включить 73 статьи, сгруппированные в 10 главах: «Общие положения», «Права и свободы человека и гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области культуры и государственные гарантии их обеспечения», «Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области культуры», «Управление в области культуры», «Организация деятельности в области культуры» «Национальное культурное достояние и культурное наследие Российской Федерации», «Творческие работники», «Финансовое, экономическое и иное регулирование», «Международное сотрудничество», «Заключительные положения».

Основные положения, содержащиеся в законопроекте, можно будет условно разделить на две категории: нормы, содержащиеся в действующем законодательстве (в первую очередь в «Основах законодательства Российской Федерации о культуре») и детализированные в проекте, и нормы, являющиеся новеллами для законодательства.

Перенос в законопроект ряда норм, содержащихся в действующем законодательстве, обусловлен необходимостью обеспечения преемственности с прежней законодательной работой.

В качестве норм, предусматриваемых законопроектом и являющихся новеллами для законодательства в области культуры, необходимо отметить следующие.

1. В будущем Федеральном законе будут впервые определены такие важные понятия, как: «единое культурное пространство», «художественное образование», «организация культуры», «вид деятельности в области культуры» и др.

2. В законопроекте в соответствии с терминологией и подходами, заложенными в тексте Конституции России, будет приведена глава о правах и свободах человека и гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области культуры.

Проект Федерального закона исходит из того, что механизм защиты конституционных прав граждан на свободу творчества, культурную деятельность, доступ к культурным ценностям может быть правильно установлен только путем определения государственных гарантий реализации этого права, определения в качестве принципиальной позиции государственного протекционизма в сфере культуры, государственной поддержки культуры и её творцов.

Формулируемые законодательные нормы должны обеспечить усиление положительного влияния культуры на весь образ жизни российского общества, в том числе на экономическое развитие страны.

В связи с этим предлагается ряд основополагающих норм, которые должны получить детальное отражение именно в этой главе. Среди них – право на культурную деятельность и участие в культурной жизни, поскольку нормативные акты, в которых раскрывалось бы это понятие, отсутствуют.

При этом конституционное понимание участия гражданина в культурной жизни предполагает его активную позицию путем включения в культурную жизнь, его личного в ней участия. Представляется, что без включения самого человека во все многообразие творческой деятельности вряд ли возможно коренным образом изменить ситуацию в области культуры в России.

В качестве механизмов реализации прав граждан на участие в культурной жизни, пользование организациями культуры и доступ к культурным ценностям в проекте Федерального закона будет закреплено установление государственных минимальных социальных стандартов в сфере культуры. В законопроекте также необходимо сохранить и конкретизировать условия бесплатного предоставления основных услуг в области культуры.

Важное значение имеет формулирование в законопроекте нормы, которая будет поощрять граждан в деятельности по культурному развитию своих детей, приобщению их самих к творчеству, к постоянному занятию самообразованием. С принятием Концепции развития образования в сфере культуры и искусства встает задача определить в новом законе о культуре понятие эстетического воспитания и понятие художественного образования. Через четкое раскрытие этих терминов станут ясны те условия, которые призвано создавать государство.

Центральное место в этом разделе занимает право на художественное образование. Важно не только определить понятие художественного образования, но и закрепить право на него таким образом, чтобы не сводить дело только к выбору формы и способов его получения. Чрезвычайно важно и то, чтобы эта деятельность проходила с выделением финансовых средств региональным и местным бюджетам в размерах, необходимых для реализации основных образовательных программ в школах искусства и на других площадках. Большое значение имеют и такие вопросы, как транспортная доступность культурной инфраструктуры, обеспеченность профессиональными кадрами.

Понятие эстетического воспитания должно быть раскрыто через сохранение культурной идентичности народов России с учетом патриотической направленности соответствующей деятельности. Принципиально важно, что эти права должны реализовываться с использованием современных информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры, и этот аспект тоже должен получить правовое закрепление.

Вместе с тем снова встает вопрос о необходимости подтверждения бесплатности образования на различных уровнях. В этом контексте важной задачей является законодательное закрепление права на второе бесплатное, точнее – бюджетное, высшее образование в случаях, когда речь идет о таких творческих профессиях как режиссер, дирижер, композитор. Для развития художественного образования необходимо определить, в каких формах будут поддержаны государствам инициативы физических и юридических лиц, создание и деятельность негосударственных образовательных учреждений в сфере культуры всех уровней.

Также представляется необходимым закрепить нормами законопроекта гарантии права на творческую культурную самобытность, права на объединение в творческие союзы и иные профессиональные организации в сфере культуры.

Предметом острых споров и общественности, и профессионалов остается право на ввоз и вывоз культурных ценностей за пределы Российской Федерации. При этом нельзя не учитывать то обстоятельство, что для укрепления конкурентных преимуществ культуры России в международном контексте необходима эффективная регламентация как данного права, так и права на культурную деятельность наших граждан за рубежом, а также право иностранных граждан на деятельность в сфере культуры в нашей стране.

Смотрите так же:  Договор на укладку асфальта

3. Отдельная глава в проекте Федерального закона о культуре позволит закрепить полномочия органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области культуры. Представляется, что полномочия Российской Федерации должны максимально способствовать участию федеральных органов власти в обеспечении деятельности в сфере культуры на региональном и местном уровне.

Вместе с тем в законопроекте выделена та сфера федеральных полномочий, которые передаются для осуществления субъектам Российской Федерации. При этом средства на осуществление переданных полномочий должны быть своевременно и в полном объеме предусмотрены в виде субвенций из федерального бюджета.

4. Особого внимания в проекте Федерального закона заслуживает глава IV «Управление в области культуры» . В целях повышения эффективности государственного регулирования в данной области проанализирован лучший международный опыт в сфере государственного и муниципального управления, адаптирован к российским условиям и применен в законопроекте.

В рамках данной главы отдельными статьями регламентируются вопросы, связанные с документами управления в области культуры, участниками управления в области культуры, единой государственной информационной автоматизированной системы управления в области культуры, государственными (муниципальными) заданиями, а также с аспектами государственного учета, государственного мониторинга и аудита в области культуры.

5. Разрабатываемый законопроект призван создать правовую основу для внедрения инновационных механизмов организации деятельности в области культуры. Так, отдельные статьи законопроекта посвящены государственно-частному партнерству в области культуры, корпоративной социальной ответственности, спонсорской и благотворительной деятельности в области культуры, созданию и организации деятельности автономных учреждений культуры, многофункциональных культурных и образовательных комплексов и др.

В Главе V «Организация деятельности в области культуры» проекта Федерального закона необходимо также законодательно закрепить виды организаций культуры, а также основные виды деятельности в области культуры.

6. Глава «Финансовое, экономическое и иное регулирование» законопроекта регулирует, в том числе, аспекты, связанные с саморегулируемыми организациями культуры, а также фондами развития культуры и грантами в области культуры.

Перечисленные новеллы законодательства в области культуры вместе с созданием преемственного, но обновленного и расширенного понятийного аппарата, представляют собой значительный объем законодательного регулирования.

Следует подчеркнуть, что при работе над проектом внимательно учитываются рекомендации ЮНЕСКО. Кроме того, широко используется законодательная и правоприменительная практика ряда иностранных государств: США, Канады, Великобритании, Франции, Испании, Швеции, Финляндии и др.

III . Круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности

К кругу лиц, на которых распространяется действие законопроекта, относятся:

1. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, их должностные лица, а также подведомственные этим органам организации.

2. Юридические лица, в том числе организации культуры, образовательные учреждения культуры, общественные объединения в области культуры (ассоциации, творческие союзы, гильдии, профессиональные союзы и др.), научные организации, осуществляющие исследования в области культуры и др.

3. Физических лица: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, реализующие права в области культуры, потребители услуг организаций культуры, творческие работники и иные специалисты в области культуры.

Уточнение прав и обязанностей участников правоотношений в области культуры вызвано необходимостью более четкого определения степени участия государства в обеспечении деятельности в сфере культуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

В настоящее время в федеральном бюджете существует всего две основные возможности для Российской Федерации содействовать культурной жизни на уровне регионов и местного самоуправления. Во-первых, это федеральная целевая программа «Культура России». Ее новая редакция предусматривает разделы по поддержке реконструкции, реставрации учреждений культуры в субъектах Российской Федерации. И во-вторых, – это прямое финансирование федеральным бюджетом конкретных проектов или мероприятий в отдельных регионах. Следует признать, что этот инструментарий явно недостаточен и требует расширения.

Поэтому в проекте Закона о культуре выделяется перечень тех федеральных полномочий, которые могут быть переданы для осуществления субъектам Российской Федерации с выделением необходимых финансовых средств.

Содержание ряда новых прав и обязанностей участников правоотношений в области культуры определяется также исходя из необходимости расширения спектра, повышения качества и доступности предлагаемых организациями культуры услуг, а также усиления конкурентоспособности указанных организаций.

IV . Место будущего закона в системе законодательства

Разрабатываемый законопроект возглавит и объединит группу отраслевых правовых актов Российской Федерации в области культуры.

Устанавливаемые законопроектом правовые нормы носят комплексный характер, поскольку содержат различные аспекты регулирования и обеспечения сферы культуры.

Будущий Федеральный закон может быть отнесен к системообразующим актам. В связи с этим иные отраслевые акты федерального законодательства, устанавливающие отдельные нормы применительно к конкретным видам деятельности в области культуры (музейной, библиотечной и др.), должны строго соответствовать положениям данного Федерального закона.

V . Социально-экономические, политические и юридические и иные последствия реализации будущего закона

Социально-экономические последствия принятия Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» определяются:

– обеспечением защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, народов и иных этнических общностей Российской Федерации в области культуры;

– содействием реализации духовного потенциала граждан Российской Федерации;

– содействием дальнейшему развитию видов деятельности в области культуры в Российской Федерации;

– созданием благоприятных условий для сохранения и развития традиционных культур народов России и их взаимодействия;

– повышением доступности для граждан России культурных благ и образования в сфере культуры;

– созданием условий для повышения качества, доступности и разнообразия услуг, предоставляемых в области культуры;

– содействием сохранению и популяризации культурного наследия Российской Федерации;

– совершенствованием организационных, экономических и правовых механизмов развития области культуры.

Юридические последствия принятия Федерального закона заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области культуры, в устранении пробелов и противоречий, имеющихся в действующем законодательстве, его соответствии законодательству, регулирующему правоотношения в смежных отраслях, международным нормам и правилам.

Политические последствия принятия Федерального закона состоят в повышении международного авторитета Российской Федерации. Принятие данного Федерального закона также будет способствовать развитию и укреплению межрегиональных и международных культурных связей.

VI . Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.

VII . Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»

Принятие Федерального закона «О культуре в Российской Федерации» потребует признания утратившими силу следующих актов федерального законодательства:

1. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1).

Кроме того, принятие указанного Федерального закона потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:

1. Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

2. Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле».

3. Федеральный закон от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии».

6. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

7. Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах».

8. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

9. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации».

10. «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст).

Принятие указанного Федерального закона не потребует приостановления или принятия других актов федерального законодательства.

Приложение 1
к Концепции
проекта Федерального закона
«О культуре в Российской Федерации»

Перечень действующих законов субъектов Российской Федерации о культуре

1. Закон Республики Адыгея от 15.07.1998 № 87 «О культуре».

2. Закон Республики Алтай от 15.02.2001 № 20-55 «О культуре».

3. Закон Республики Башкортостан от 13.07.1993 № ВС-18/19 «О культуре».

4. Закон Республики Бурятия от 01.02.1996 № 246-I «О культуре».

5. Закон Республики Дагестан от 13.03.2000 № 10 «О культуре».

6. Закон Республики Ингушетия от 12.08.1998 № 11-РЗ «О культуре».

7. Закон Кабардино-Балкарской Республики от 10.08.2001 № 80-РЗ «О культуре».

8. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 14.12.1996 № 197-XXII «О культуре».

9. Закон Республики Калмыкия от 01.10.2007 № 381-III-З «О культуре».

10. Закон Республики Карелия от 24.01.1995 № 31-ЗРК «О культуре».

11. Закон Республики Карелия от 30.12.2005 № 952-ЗРК «О культуре».

12. Закон Республики Коми от 22.12.1994 № 15-РЗ «О культуре».

13. Закон Республики Марий Эл от 31.05.1994 № 85-III «О культуре».

14. Закон Республики Мордовия от 12.11.2001 № 44-З «О государственной поддержке сферы культуры».

15. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 16.12.1996 № 167 «О культуре».

16. Закон Республики Татарстан от 03.07.1998 № 1705 «О культуре».

17. Закон Республики Тыва от 03.04.1995 № 261 «О культуре».

18. Закон Республики Хакасия от 28.06.2006 № 30-ЗРХ «О культуре».

19. Закон Чеченской Республики от 26.06.2006 № 8-РЗ «О культуре».

20. Закон Чувашской Республики от 27.05.1993 «О культуре».

21. Закон Краснодарского края от 03.11.2000 № 325-КЗ «О культуре».

22. Закон Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190 «О культуре».

23. Закон Амурской области от 05.04.1999 № 135-ОЗ «О культуре».

24. Закон Архангельской области от 21.01.1999 № 108-20-ОЗ «О политике в сфере культуры Архангельской области».

25. Закон Брянской области от 07.04.1999 № 23-З «О культурной деятельности на территории Брянской области».

26. Закон Владимирской области от 09.04.2002 № 31-ОЗ «О культуре».

27. Закон Волгоградской области от 14.07.2008 № 1737-ОД «О культуре и искусстве в Волгоградской области».

28. Закон Воронежской области от 27.10.2006 № 90-ОЗ «О культуре».

29. Закон Ивановской области от 24.10.2005 № 143-ОЗ «О культуре».

30. Закон Иркутской области от 29.12.2007 № 154-оз «О государственной поддержке культуры в Иркутской области».

31. Закон Кемеровской области от 14.02.2005 № 26-ОЗ «О культуре».

32. Закон Кировской области от 28.12.2005 № 395-ЗО «О культуре».

33. Закон Курганской области от 29.06.1999 № 229 «О культурной деятельности на территории Курганской области».

34. Закон Курской области от 05.03.2004 № 9-ЗКО «О культуре».

35. Закон Мурманской области от 04.05.2000 № 194-01-ЗМО «О культуре».

36. Закон Новосибирской области от 07.07.2007 № 124-ОЗ «О культуре в Новосибирской области».

37. Закон Оренбургской области от 04.07.2005 № 2352/428-III-ОЗ «О культурной деятельности в Оренбургской области».

38. Областной закон Ростовской области от 22.10.2004 № 177-ЗС «О культуре».

39. Закон Самарской области от 03.04.2002 № 14-ГД «О культуре в Самарской области».

40. Закон Сахалинской области от 16.10.2000 № 222 «О культуре».

41. Областной закон от 22.07.1997 № 43-ОЗ «О культурной деятельности на территории Свердловской области».

42. Закон Смоленской области от 28.12.2004 № 117-з «О культуре».

43. Закон Томской области от 13.06.2007 № 112-ОЗ «О реализации государственной политики в сфере культуры и искусства на территории Томской области».

44. Закон Тюменской области от 28.12.2004 № 330 «О государственной политике в сфере культуры и искусства в Тюменской области».

45. Закон Челябинской области от 28.10.2004 № 296-ЗО «О деятельности в сфере культуры на территории Челябинской области».

46. Закон Забайкальского края от 01.04.2009 № 154-ЗЗК «О культуре».

47. Закон Камчатского края от 28.10.2009 № 319 «О культуре в Камчатском крае».

48. Закон Пермской области от 07.04.1999 № 458-66 «О государственной политике в сфере культуры, искусства и кинематографии». Действие документа распространяется на территорию Пермского края (Закон Пермского края от 07.09.2009 № 476-ПК).

49. Закон Хабаровского края от 26.07.2005 № 287 «О реализации полномочий органов государственной власти Хабаровского края в области культуры».

50. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 15.11.2005 № 109-оз «О культуре и искусстве в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».