Рабочая программа по ОБЖ по теме:
ОБЖ — программа 5-11 кл. авторов А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников

«Основы безопасности жизнедеятельности» Комплексная учебная программа для 5—11 классов общеобразовательных учреждений А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников Москва «Просвещение»

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данное тематическое планирование составлено на основе документов: 1. Стандарт основного общего образования по ОБЖ (приказ Минобразования России от 5.03.2004); 2. Стандарт среднего (полного) общего обр.

Удобно иметь полную электронную версию обычного учебника. Качество отличное.

Рабочая программа по ОБЖ для 6 класса.Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т.

Рабочая программа по ОБЖ для 7 класса.Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т.

Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса.Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т.

Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса.Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс: учеб. для учащихся общеобразовательных учреждений. Авт. А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников., под общ. ред. А.Т.

Рабочая программа по ОБЖ 10 класс

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п.Выкатной»

Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МКОУ ХМР «СОШ п. Выкатной» на 2015 — 2016 учебный год

Рабочая учебная программа

Основы безопасности жизнедеятельности (наименование учебного предмета (курса) 10 класс (базовый уровень) (уровень, ступень образования) 2015 -2016 учебный год (срок реализации программы)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана в соответствии с авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова Москва, Просвещение, 2012 г.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу:

Пономарева Марина Ивановна

Структура рабочей учебной программы

1 раздел. Пояснительная записка.

раздел. Содержание учебного предмета, курса.

3 раздел. Требования к уровню подготовки обучающихся.

4 раздел. Календарно-тематическое планирование.

5 раздел. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы.

I . Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и реализуется на основе следующих документов:

Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. года № 273-ФЗ;

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных организаций РФ, реализующих программу среднего общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. №1312 с изменениями, с изменениями 03.06.2011г №1994);

Стандарт среднего общего образования по ОБЖ (приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089).

Примерная программа среднего общего образования по ОБЖ;

Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/2016 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»);

Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189 «О утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных организациях» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 03.03.2011г. зарегистрированный №19993).

Методические рекомендации Министерства образования и науки «Перечень оснащения общеобразовательных организаций материальной и информационной средой» (http://www.school.edu.ru/doc.asp?ob_no=54478).

Региональный базисный учебный план для образовательных организаций ХМАО-Югры (Приказ Департамента образования и науки ХМАО-Югры от 22.08.2011 г. № 662 с изменениями)

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для 10 класса разработана в полном соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях среднего (полного) общего образования. Программа предусматривает логическое завершение подготовки учащихся в области безопасности жизнедеятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Целью программы является завершение формирования у обучаемых целостного представления об опасных и чрезвычайных ситуациях и правилах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, технического и социального происхождения; практических навыков и умений оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; получить знания и убеждения в необходимости формирования у себя индивидуальной системы здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья, умения оказывать само- и взаимопомощь.

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и рекомендациями Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 г. № 1133/14-2 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10 класса введен раздел «Основы военной службы», в который включено изучение вопросов:

Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества.

Боевые традиции Вооруженных Сил России.

Особенности военной службы.

Символы воинской чести.

Программой предусмотрено проведение в конце 10-го года обучения на базе школы пятидневных учебных сборов с обучающимися общеобразовательных организаций, в целях ознакомления их с жизнью и бытом военнослужащих в воинских частях, и получения необходимых знаний и навыков в исполнении обязанностей военной службы, в объеме программы начальной военной подготовки для молодого пополнения частей.

Предлагаемая примерная программа курса ОБЖ для обучающихся 10 класса предусматривает изучение тематики для девушек и юношей одновременно.

В настоящей учебной программе реализованы требования Федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О воинской обязанности и военной службе».

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.

Данное тематическое планирование по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает классно-урочную и лекционную систему проведения занятий; использование ИКТ.

Количество часов всего: 35, в неделю 1час.

Плановых контрольных работ — 1, тестов — 4.

Планирование составлено в соответствии с авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов под редакцией А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова Москва, Просвещение, 2012 г.

Учебник «ОБЖ» 10 класс, А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев, Москва «Издательство Просвещение», 2011г.

II . Содержание учебного курса

Раздел I. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

Тема 1. Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

1.1. Введение. Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода

Соблюдение техники безопасности. Разбор наиболее возможных причин попадания человека в условия вынужденного автономного существования меры профилактики и подготовка к безопасному поведению в условиях автономного существования. Отработка правил ориентирования на местности, движения по азимуту, правил обеспечения водой и питанием. Оборудование временного жилища, добыча огня.

1.2. Правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Обсуждение с обучающимися наиболее возможных ситуаций при встрече с насильниками и хулиганами на улице в транспорте, общественном месте, подъезде дома, лифте. Правила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью: на рынке, стадионе, вокзале и др.

1.3. Уголовная ответственность несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Правила поведения в общественном транспорте. Уголовная ответственность за приведение в негодность транспортных средств или нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

Хулиганство и вандализм, общие понятия. Виды хулиганских действий (грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества). Уголовная ответственность за хулиганские действия и вандализм.

1.4. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации и одного из возможных вариантов, предусмотренных планом образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).

1.5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

РСЧС история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые’ по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Правила и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

1.6. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, гарантирующие права и свободы человека и гражданина. Основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «Об обороне», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание законов, основные права и обязанности граждан.

Тема 2. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны

2.1. Гражданская оборона, основные понятия и определения, задачи гражданской обороны

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и за дачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.

2.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения

Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм.

Смотрите так же:  Полномочия консультанта

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

2.3. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. По рядок подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

2.4. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

2.5. Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

Практические занятия. Отработать порядок получения и пользования средствами индивидуальной защиты.

2.6. Организация проведения аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах заражения.

2.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении, ее предназначение. План гражданской обороны образовательного учреждения. Обязанности учащихся.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Тема 3. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

3.1. Сохранение и укрепление здоровья — важная часть под готовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

3.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. Понятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.

Тема 4. Основы здорового образа жизни

4.1. Здоровый образ жизни и его составляющие

Здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

4.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Основные понятия о биологических ритмах организма. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизнедеятельности для повышения уровня работоспособности.

4.3. Значение двигательной активности и физической куль туры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в процессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

Физиологические особенности влияния закаливающих процедур на организм человека и укрепление его здоровья. Правила использования факторов окружающей природной среды для закаливания. Необходимость выработки привычки к систематическому выполнению закаливающих процедур.

4.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия.

Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности.

Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечнососудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту.

Раздел III. Основы военной службы

Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации — защитники нашего Отечества

5.1. История создания Вооруженных Сил Российской Феде рации

Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.

5.2. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил, рода войск. История их создания и предназначение. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск.

Сухопутные войска, история создания, предназначение, рода войск, входящие в сухопутные войска.

Военно-воздушные силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО, история создания, предназначение, решаемые задачи. Включение ПВО в состав ВВС.

Военно-морской флот, история создания, предназначение.

Отдельные рода войск.

Ракетные войска стратегического назначения, воздушно-десантные войска, космические войска, их предназначение, обеспечение высокого уровня боеготовности.

5.3. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Вооруженные Силы Российской Федерации — государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Руководство и управление Вооруженными Силами.

5.4. Другие войска, их состав и предназначение

Пограничные органы Федеральной службы безопасности, внутренние войска Министерства внутренних дел, войска гражданской обороны, их состав и предназначение.

Боевые традиции Вооруженных Сил России

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослужащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защите. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

Рабочая программа по ОБЖ (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме:
Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс по ФГОС

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014г № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г № 1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10, Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»)(Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации.- М. :Просвещение, 2011 – 48 с.
  • Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы» — М., Просвещение,2011г
  • Программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы»А.Т Смирнова 5-9 классы, Москва, «Просвещение»., 2012.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Ярковской СОШ им.Романова К.Г. С учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования ( http://fgosreestr.ru/)

Программа реализуется через линию учебников, рекомендованных к использованию:

  1. Учебник ОБЖ.: (5 класс) Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М.Астрель, 2012.
  2. (6 класс) Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М..Астрель, 2012.
  3. (7 класс) Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М..Астрель, 2012.
  4. (8 класс)Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М..Астрель, 2015.
  5. (9 класс)Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М..Астрель, 2015

Основное общее образование- вторая ступень общего образования. Одной из важнейших функций этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному выбору жизненного профессионального пути . Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни , в том числе и за рамками учебного процесса.

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:

  • овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства;
  • формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз и умения оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
  • формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из разных источников, в том числе из Интернета;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного.техногенного и социального характера, формирование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки индивидуальных возможностей.
  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.

Учебный предмет»Основы безопасности жизнедеятельности» основной школе , а именно в 5-9 классах строится так ,чтобы были достигнуты следующие цели:

  • повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
  • снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
  • формирование антитеррористического поведения;
  • формирование отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач в 5-9 классах:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Смотрите так же:  Беспроцентная ссуда по залог

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

В соответствии с учебным планом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ярковская средняя общеобразовательная школа имени Романова К.Г. » с. Ярки , в соответствии с вариативной частью базисного учебного плана (БУП) и годовым календарным учебным графиком рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 5-х и 6-х классов рассчитана на 35 часов учебного времени в год (количество учебных часов в неделю – 0,5), для учащихся 7 класса выделено 35 часов, для учащихся 8 класса-36 часов, в 9 классе -34 часа,таким образом, всего 139 часов в 5-9 классах.В общее количество часов входят часы для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, исследований и т.п.

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ярковская средняя общеобразовательная школа имени Романова Кронида Григорьевича

Решением школьного Заместитель директора поУВР

методического объединения __________ ФИО

учителей _________ 2016

Протокол от __.__.2016г№1

предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

для основного общего образования

Разработчик: Преподаватель-организатор ОБЖ

1.Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФК (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014г № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г № 1577 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»(вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10, Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»)(Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 № 19993);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации.- М. :Просвещение, 2011 – 48 с.
  • Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы» — М., Просвещение,2011г
  • Программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классы» А.Т Смирнова 5-9 классы, Москва, «Просвещение»., 2012.
  • Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Ярковской СОШ им.Романова К.Г. С учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования ( http://fgosreestr.ru/)

Программа реализуется через линию учебников, рекомендованных к использованию:

  1. Учебник ОБЖ.: (5 класс) Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М.Астрель, 2012.
  2. (6 класс) Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М..Астрель, 2012.
  3. (7 класс) Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М..Астрель, 2012.
  4. (8 класс)Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М..Астрель, 2015.
  5. (9 класс)Учебник для общеобразоват.учреждений / М.П.Фролов, В.П.Шолох, М.В.Юрьева, Б.И. Мишин; под редакцией Ю.Л.Ворбьева- М..Астрель, 2015

Основное общее образование- вторая ступень общего образования. Одной из важнейших функций этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному выбору жизненного профессионального пути . Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни , в том числе и за рамками учебного процесса.

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:

  • овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства;
  • формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз и умения оказывать первую помощь при неотложных состояниях;
  • формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из разных источников, в том числе из Интернета;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного.техногенного и социального характера, формирование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки индивидуальных возможностей.
  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.

Учебный предмет»Основы безопасности жизнедеятельности» основной школе , а именно в 5-9 классах строится так ,чтобы были достигнуты следующие цели:

  • повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;
  • снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
  • формирование антитеррористического поведения;
  • формирование отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
  • обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач в 5-9 классах:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
  • воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

В соответствии с учебным планом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ярковская средняя общеобразовательная школа имени Романова К.Г. » с. Ярки , в соответствии с вариативной частью базисного учебного плана (БУП) и годовым календарным учебным графиком рабочая программа курса ОБЖ для учащихся 5-х и 6-х классов рассчитана на 35 часов учебного времени в год (количество учебных часов в неделю – 0,5), для учащихся 7 класса выделено 35 часов, для учащихся 8 класса-36 часов, в 9 классе -34 часа,таким образом, всего 139 часов в 5-9 классах.В общее количество часов входят часы для проведения контрольных, практических работ, экскурсий, исследований и т.п.

2. Планируемые результаты

Основы комплексной безопасности

•классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

•анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

•формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

•разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

•руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Выпускник получит возможность научиться:

• раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;

• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

•характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества;;

•характеризовать РСЧС классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

•характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;

•характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

•анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

•описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

•описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

•анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

•характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

•характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

•анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

Смотрите так же:  Как оформить декретные студентке

•описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;

•моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;

• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;

• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

•негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

•характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

•анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;

•воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

•обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

•характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

•моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Выпускник получит возможность научиться:

• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;

• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности.

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Основы здорового образа жизни

•характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

•анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья;

•классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

•анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации; описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации; объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

•характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

•анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

•характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту; определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях;

•анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

• готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

Личностные, предметные и метапредметные результаты

рабочей программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5-9 х классов

Личностными результатами обучения являются:

  • развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от всех видов угроз;
  • формирование антиэстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения являются:

  • овладение умениями формировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты свой деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения ОБЖ являются:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • понимание личной и общественной безопасности жизнедеятельности;
  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;
  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • умение оказывать первую помощь пострадавшим;
  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки.

3.Основное содержание рабочей программы

РАЗДЕЛ 1 Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.

Пожарная безопасность.Безопасность на дорогах.Безопасность на водоемах. Экология и безопасность.Опасные ситуации социального характера.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Подготовка к активному отдыху на природе.Активный отдых на природе и безопасность.Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности.Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде.

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного , техногенного и социального характера.

Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Современный комплекс проблем безопасности социального характера.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства.

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма. Противодействие терроризму в мировом сообществе

Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации.

Положения Конституции Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) по остановке развитиянаркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии. Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму.

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистскойдеятельности. Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта.

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошел.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Здоровый образ жизни и его составляющие.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье.

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП) и их профилактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов. Семья в современном обществе.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Оказание первой помощи. Первая помощь и правила ее оказания.

Средства оказания первой помощи. Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

Первая помощь при неотложных состояниях. Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.

Первая помощь при массовых поражениях. Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.