История освоения российской Арктики. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 29-30 марта 2017 г. в Архангельске состоится IV Международный арктический форум «Арктика — территория диалога». Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории освоения российской Арктики.

Российская Арктика — полярная область земли в пределах границ РФ, примыкающая к Северному полюсу, и включающая северное побережье Евразии, Северный Ледовитый океан с островами, и часть Тихого океана, омывающую Чукотку. Современные границы российской Арктики определены указом президента РФ Владимира Путина от 2 мая 2014 г.

История вопроса

В XI в. русские мореплаватели начали осваивать побережье Северного Ледовитого океана. В Никоновской летописи под 1032 годом содержится запись о том, что новгородский посадник Улеб совершил поход с Северной Двины к «Железным воротам».

То есть, либо к проливу Карские ворота, либо к проливу Югорский Шар (отделяют Южный остров архипелага Новая земля и остров Вайгач от материка и друг от друга). В XII-XIII вв. поморами были открыты острова Вайгач, Новая Земля, а в конце XV в. — острова архипелага Шпицберген и остров Медвежий в Баренцевом море. С XIII в. началась крестьянская колонизация Беломорья. В 1499 г. в низовьях Печоры был основан Пустозерск — первый русский заполярный город (просуществовал до 1780 г.; находился в 20 км от нынешнего г. Нарьян-Мар). В 1533 г. на мурманском берегу Баренцева моря был построен Трифонов Печенгский монастырь, который наряду с Соловецким монастырем в Белом море (1429), был важным пунктом освоения Арктики. Главным русским портом на европейском севере России вплоть до XX в. оставался Архангельск, основанный в 1584 г.

В XVI-XVII вв. русскими купцами активно осваивался участок Северного морского пути — от устья р. Северная Двина до Тазовской губы в устье р. Оби (так называемый «Мангазейский морской ход»). В 1601 г. на реке Таз по царскому указу был построен город Мангазея (просуществовал до 1672 г.; ныне территория Красноселькупского района Ямало-Ненецкого автономного округа), который являлся торговым и военным форпостом русского государства в Арктике. В тот же период на реке Ухте кустарным способом начали добывать нефть: ее собирали с поверхности воды и в прибрежных ямах.

В 1648 г. казачий атаман Семен Дежнев предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой, составил чертеж рек Анадырь и Анюй. В 1686-1688 гг. торговая экспедиция Ивана Толстоухова обошла морем с запада на восток Таймырский полуостров. В 1712 г. землепроходцы Меркурий Вагин и Яков Пермяков впервые положили начало исследованию Новосибирских островов. В 1728 г., в ходе Первой Камчатской экспедиции, организованной по указу императора Петра I, офицер русского флота Витус Беринг подтвердил наличие пролива, разделявшего Чукотку и Аляску. В 1733-1743 гг. российскую Арктику исследовала Великая Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и др. Участники экспедиции во время морских и пеших походов впервые нанесли на карту почти все русское побережье Ледовитого океана, берега Охотского и Берингова морей. Ими были открыты полуостров Аляска, Алеутские и Командорские острова. В 1741-1742 гг. Семен Челюскин в пешем походе описал западное и северное побережье полуострова Таймыр, где выявил северную оконечность Азии, которая в 1843 г. была названа в его честь мысом Челюскина. В 1746 г. по материалам Великой Северной экспедиции была составлена «Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона». В 1765 г. по плану, разработанному русским ученым Михаилом Ломоносовым, была организована Арктическая экспедиция Василия Чичагова. Целью похода был поиск морского прохода от Шпицбергена до Камчатки через воды близкие к Северному полюсу. Несмотря на неудачу, материалы экспедиции значительно обогатили отечественную науку.

В 1799 г. была основана торгово-промышленная Российско- Американская компания, деятельность которой способствовала исследованию и освоению русскими поселенцами Аляски и Алеутских островов.

Российская империя

В 1820-1824 гг. экспедиция под руководством Фердинанда Врангеля и Федора Матюшкина, лицейского друга Пушкина, обследовала побережье Северного Ледовитого океана от устья реки Колымы до Колючинской губы на Чукотке. В эти же годы полярный исследователь Федор Литке составил картографическое описание архипелага Новая земля. В 1873 г. австро-венгерской экспедицией Юлиуса Пайера и Карла Вейпрехта был открыт архипелаг Земля Франца-Иосифа, который в 1914 г. был объявлен российской территорией.

В 1878-1879 гг. состоялась экспедиция шведского исследователя барона Нильса Норденшельда, профинансированная совместно шведским правительством, шведскими и русскими предпринимателями. Ей впервые в истории удалось пройти Северным морским путем и выйти через Берингов пролив в Тихий океан.

С конца XIX в. активизировалось заселение российской Арктики. В 1870-х гг. архангельские губернаторы организовали переселение ненцев на острова архипелага Новая земля для постоянного проживания. В 1894 г. правительство Российской империи по инициативе министра финансов Сергея Витте разработало план по освоению Крайнего Севера. Было запланировано строительство порта на Кольском полуострове и проведение железной дороги, которая связала бы его с европейской частью России. Согласно этому плану, в 1898 г. в Екатерининской гавани Кольской губы был заложен военный порт Александровский (ныне Полярный), а в 1916 г. — Романов- на-Мурмане (ныне Мурманск). Для скорейшего заселения этой территории переселенцам предоставляли льготы: всех жителей освобождали от уплаты налогов, а мужчин — от обязательного прохождения воинской службы.

В 1900-1902 гг. Русская полярная экспедиция, снаряженная Императорской Академией наук, во главе с бароном Эдуардом Толлем и Александром Колчаком (в будущем, Верховным правителем России) провела исследование Новосибирских островов, нанесла на карту Арктики около двухсот новых географических названий. В 1913-1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание Северным морским путем из Владивостока в Архангельск.

25 апреля 1919 г. правительство адмирала Александра Колчака учредило Комитет Северного морского пути — первое государственное учреждение, созданное для организации морских перевозок в Арктике.

Советский период

В 1920-х-1930-х гг. в СССР была развернута широкая программа правительственных мероприятий по изучению и освоению Крайнего Севера. 4 марта 1920 г. Президиум Высшего совета народного хозяйства РСФСР утвердил положение о Северной научно-промысловой экспедиции (Севэкспедиции), перед которой была поставлена задача координации всех научно-исследовательских работ в Арктике (с 1925 г. — Институт по изучению Севера, с 1958 г. — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт). 15 апреля 1926 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР, согласно которому территорией Советского Союза были объявлены все земли и острова между меридианами 32°4’35» восточной долготы и 168°49’30» западной долготы, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья СССР и до Северного полюса. В 1926 г. на остров Врангеля были завезены первые поселенцы.

В 1931 г. было открыто первое промышленное нефтяное месторождение на русском севере — Чибьюское. Добыча на нем началась в 1939 г.

Смотрите так же:  Заявление об определении порядка общения отца с ребенком

В 1932 г. при Совете народных комиссаров СССР было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпути), которому было поручено народно- хозяйственное освоение Арктики и обеспечение судоходства по Северному морскому пути (СМП) от Белого моря до Берингова пролива. Кроме того, на Главсевморпуть возлагалась организация геологических работ, поисков и разведки полезных ископаемых в Арктике. Первым руководителем ведомства стал полярный исследователь Отто Шмидт. В том же году он возглавил поход ледокольного парохода «Сибиряков», который впервые в истории прошел СМП за одну навигацию (за 65 дней).

В 1937 г. советские летчики Валерий Чкалов и Михаил Громов совершили первый перелет через Северный полюс. В том же году в СССР была организована первая дрейфующая научная станция «Северный полюс» (руководитель — Иван Папанин). Впоследствии такие станции работали в Центральной Арктике вплоть до 1991 г. (программа возобновлена в 2003 г.).

В 1930-е и 1940-е гг. в СССР началось активное заселение и промышленное освоение Арктики. В эти годы были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Тикси, основаны города Нарьян-Мар, Норильск, Воркута и др. Тогда же в арктических районах Западной Сибири были открыты первые большие запасы нефти и газа. В 1948 г. для активизации геологоразведочных работ в регионе в Ленинграде был создан Научно-исследовательский институт геологии Арктики (ныне Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана имени академика И.С. Грамберга). В 1960-е гг. были открыты крупнейшие нефтегазовые месторождения региона: Уренгойское (1966), Ямбургское (1969), Бованенковское (1971) и др. В 1980-х гг. нефтегазовые месторождения были обнаружены и на арктическом шельфе: Штокмановское (1988), Приразломное (1989) и до.

В 1962 г. советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол» всплыла в районе Северного полюса (в 1959 г. аналогичную акцию первыми осуществил военно-морской флот США). В 1977 г. советский атомный ледокол «Арктика» стал первым в мире надводным судном, которому удалось достичь географической точки Северного полюса.

Новейшая история

В 1992 г. почетный полярник СССР Константин Зайцев первым водрузил флаг России на Северном полюсе.

В 1990-х гг. финансирование Арктических регионов было значительно сокращено, многие объекты инфраструктуры были заброшены, почти на треть сократилось число населенных пунктов. Годовые объемы перевозок по Северному морскому пути сократились в четыре раза: с 6,6 млн т в 1987 г. до 1,65 млн т в 1996 г.

В 1996 г. был принят федеральный закон «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации». Документ обеспечивал «государственный протекционизм» и создание для населения и значительной части отраслей хозяйства в Арктике льготного режима развития.

В Концепции национальной безопасности РФ от 10 января 2000 г. была поставлена задача «в кратчайшие сроки» разработать «механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития кризисных регионов и районов Крайнего Севера».

В 2000-х гг. были расконсервированы и достроены ряд крупных инфраструктурных проектов, в том числе Ямальская железная дорога до Надыма и Ямбурга, Варандейский нефтяной терминал, а также газопровод «Ямал — Европа».

19 сентября 2008 г. президент РФ Дмитрий Медведев подписал «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» — главный документ, определяющий стратегию развития российской Арктической зоны. В нем говорилось, что полярный регион должен к 2020 г. стать «ведущей стратегической ресурсной базой» страны. В феврале 2015 г. была создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики.

В 2014 г. Россия впервые в мире начала добычу нефти с шельфового месторождения в Арктике — первая партия нефти была отгружена с платформы «Приразломная».

Владимир Пушкарев: Проживание человека в Арктике должно быть комфортным

В Москве прошло заседание рабочей группы «Развитие образования и науки» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

Собравшиеся обсудили разработку проекта комплексной научной программы «Научный потенциал освоения и использования Арктики». Эта тема стала одной из главных в рамках совещания.

Как рассказал корреспонденту ИА «Север-Пресс» депутат Государственной Думы РФ от Ямала Владимир Пушкарев, в частности, речь шла о комфортном проживании человека в Арктике: «Сегодня эта тема остается одной из актуальных. Это обеспечение качественной связью, сохранение глобальной экосистемы, противодействие техногенным угрозам и многое другое. Работа в этом направлении будет вестись в сотрудничестве с научными центрами различных регионов страны. Апробировать их будут и на Ямале».

Особое внимание на заседании уделили вопросам развития кадрового потенциала для обеспечения научно-технического развития Арктической зоны РФ.

В мероприятии приняли участие представители органов исполнительной власти регионов, входящих в Арктическую зону РФ, научных организаций, ведущих российских университетов, реализующих образовательные программы арктической направленности.

Отметим, рабочая группа создана в Минобрнауки России в 2015 году в соответствии с поручением правительства РФ.

Чем занимаются люди в Арктике

Люди живут в Арктике уже порядка 30 тысяч лет — так утверждают археологи. Именно столько лет, по их мнению, стоянкам древнего человека, найденным в Якутии и Коми. Разумеется, речь идет о предках современных северных народов — ненцев, эвенков, поморов и других. Разведка, картографирование и освоение этих земель началось существенно позже. Тогда же деятельность человека в Арктике стала делиться на жизнь коренных народов и «пришлого» населения, в Российской зоне влияния это преимущественно «титульная нация» — русские.

Уклад жизни коренных народов требует отдельного рассмотрения. Здесь мы будем говорить о тех, кто приехал осваивать этот суровый край.

Житель центральных регионов России чаще всего представляет Арктику как страну вечных льдов, а жизнь людей — как постоянную борьбу с суровой природой. Фантазия рисует тьму полярной ночи, бродящих везде медведей, маленькие домики дрейфующих станций и суровых, закаленных людей, способных выжить в этих условиях.

Роль и деятельность человека в Арктике

С одной стороны представления эти имеют под собой основу — вероятно, примерно так выглядело начало освоения этих земель, да и сегодня от людей в Арктике требуются устойчивость к холоду, умение работать и переносить трудности.

Чем же занимаются люди в Арктике сегодня? Конечно, прежде всего, научно-исследовательской деятельностью. Это климатические, метеорологические, гидрологические, геофизические, биомедицинские наблюдения, это работа биологов и экологов в многочисленных заповедниках и национальных парках. Здесь люди занимаются как изучением и сохранением различных биологических видов, так и решением экологических проблем, возникших при освоении Арктики в советский период — вывозом огромного количества мусора.

Кроме того, люди занимаются добычей полезных ископаемых — если посмотреть на карту, большая часть городов и поселков в Арктике сосредоточена вокруг мест добычи и переработки газа, нефти, металлов и других ископаемых и транспортных узлов. Жизнь в арктических городах и поселках не слишком отличается от жизни в любых других населенных пунктах страны — разве что столбик термометра опускается зимой гораздо ниже, чем в средней полосе, а солнце показывается над горизонтом на час-полтора в день.

В постсоветский период произошел довольно большой отток населения из арктических регионов в более умеренные, и многие виды деятельности в Арктике, в основном связанные с добывающей промышленностью, приобрели вахтовый характер, когда работники приезжают на определенный срок, а семья живет, как здесь выражаются, «на земле». Но сегодня уже строятся новые порты, поселки, разрабатываются новые месторождения, открываются туристические маршруты.

С 26 по 27 сентября в Мурманске проходил XI Региональный общественный форум-диалог «Сотрудничество для устойчивого развития .

Смотрите так же:  Приказ минфина 28.07.2010 81н

20 августа вице-премьер Максим Акимов совершил рабочую поездку в Ямало-Ненецкий автономный округ, где провел совещание по .

Экспертный Совет при Правительстве РФ
Рабочая группа
«Развитие Арктики и Северного морского пути»

[email protected]

Государственная комиссия
по вопросам развития Арктики
Рабочая группа
«По контролю исполнения решений
Государственной комиссии»

Положение от 8 ноября 2016 г. о Рабочей группе
«По контролю исполнения решений
Государственной комиссии» Научно-экспертного
совета Государственной комиссии по вопросам
развития Арктики

«Время серьёзных перемен»: каких результатов достигла Россия в освоении Арктики

Заместитель главы правительства РФ Дмитрий Рогозин, выступая 5 декабря на международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге, заявил, что российское государство достигло определённых успехов в развитии арктических территорий. В то же время, по его словам, окончательно не решены вопросы совершенствования нормативно-правовой базы, а также некоторые социально-экономические и экологические проблемы.

«Стране удалось установить курс на комплексное развитие северных территорий, при этом остро ощущался недостаток управленческого звена, ответственного за судьбу Арктики. Наша цель — сохранить ресурсы и человека в Арктике, выстроить для людей видимые, долгосрочные жизненные перспективы», — отметил Рогозин.

Вице-премьер обратил внимание на недостаточную работу по утилизации отходов, в том числе тех, которые остались с советских времён. Рогозин призвал оценивать усилия по освоению Арктики «в первую очередь по тому, насколько ощутимо повышается качество жизни».

«Наши арктические территории мы воспринимаем как территории для жизни, несмотря на то что условия для проживания там сложные и требуют новых технологий, которые обеспечили бы комфорт для пребывания наших граждан в Арктическом регионе», — подчеркнул Рогозин.

По словам вице-премьера, общий объём финансирования госпрограммы развития Заполярья на 2015—2025 годы составляет 190 млрд рублей. Бюджетные средства будут распределяться по трём ключевым направлениям: развитие опорных территорий (регионов Крайнего Севера), совершенствование Северного морского пути (СМП) и судоходства, а также создание нового оборудования и технологий.

«Помимо этих средств государство сегодня уже вкладывает средства в строительство новых ледоколов, в развитие арктической транспортной и энергетической инфраструктуры, а также в очистку и рекультивацию арктических территорий», — сказал Рогозин.

Фундамент развития

В настоящее время в России отсутствует специализированный орган — проводник политики государства в Заполярье. Ключевую роль в освоении Арктики играют «Росатом» (строительство ледокольного флота, развитие энергетики), Минобороны (строительство военных аэродромов, очистка региона) и Минэкономразвития (совершенствование нормативно-правовой базы).

Правительство России решило предоставить основные полномочия по развитию Заполярья «Росатому», который обладает богатым опытом внедрения высоких технологий.

Для Арктики наиболее актуальным вопросом является налаживание автономного энергоснабжения населённых пунктов и строительство плавучих энергетических платформ. Рогозин уточнил, что в компетенцию «Росатома» входит и «создание мобильных атомных батареек». Учитывая новый функционал, в структуре госкорпорации произойдут изменения.

«Потребуется серьёзная внутренняя реструктуризация в «Росатоме». Должен появиться отдельный дивизион, который возьмёт на себя значительную часть тех функций, которые на сегодняшний момент выполняют 40 организаций и отдельных ведомств (по вопросам освоения Крайнего Севера. — RT). Это будет сделано в ближайшее время», — сообщил Рогозин.

Замглавы Минэкономразвития РФ Савва Шипов отметил, что фундаментом экономического развития Заполярья должна стать полноценная нормативно-правовая база. По его словам, ведомство завершило подготовку проекта федерального закона по развитию Арктики.

«Законопроект регулирует деятельность опорных зон, условия применения особых преференциальных режимов и иных мер государственной поддержки. Предусматривается создание инфраструктуры с реализацией нескольких якорных инвестиционных проектов, которые должны стать драйверами развития макрорегиона», — сказал Шипов.

Член Общественной палаты РФ, председатель ассоциации «Союз городов Крайнего Севера» Игорь Шпектор обратил внимание на важность решения проблемы ветхого и аварийного жилья. По его оценке, в этой сфере сложилась неудовлетворительная ситуация.

Шпектор призвал государство продолжить финансирование программы переселения из старого жилья и субсидирование строительства новых домов в Заполярье. Член Общественной палаты пояснил, что без участия федеральных властей Арктика рискует остаться непривлекательной территорией.

Обновление флота

Помимо вопросов экологии и социально-экономической сферы, центральной темой форума стало развитие Северного морского пути (СМП), который является кратчайшим морским маршрутом из Азии в Европу. России, чтобы стать страной-транзитёром, необходимо обновить ледокольный флот и модернизировать береговую инфраструктуру.

С 2008 года петербургские верфи для гражданских нужд построили 5 дизель-электрических ледоколов проекта 21900 («Москва», «Санкт-Петербург», «Владивосток», «Мурманск», «Новороссийск») и один ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» для ВМФ.

Положительные перемены ожидают атомный ледокольный флот. Как сообщил Рогозин, Балтийский завод должен передать «Росатому» атомоход проекта 22220 «Арктика» в 2019 году и ещё два аналогичных корабля («Сибирь» и «Урал») — до 2021 года. А в 2019 году должна заработать уникальная плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» на Чукотке.

Однако вице-премьер подчеркнул, что Россия не сможет реализовать огромный потенциал СМП без строительства атомных ледоколов проекта 10510 «Лидер». Новейшие корабли будут значительно превосходить своих предшественников по габаритам и мощности ядерной установки.

«Без ледоколов «Лидер» (как минимум трёх) мы не сможем обеспечить безусловную стабильную проводку по восточному маршруту. Это может поставить под угрозу наши планы по добыче углеводородов и других богатств в арктической зоне», — предупредил Рогозин.

В презентации гендиректора «Росатомфлота» Вячеслава Рукши, которая была представлена на форуме, указывается, что до 2020 года для обеспечения СМП будет необходима эксплуатация четырёх атомных ледоколов, до 2023 года — пяти, до 2026 — шести, а с 2027 — восьми. Топ-менеджер считает, что перед Россией стоит задача удвоить свой атомный ледокольный флот.

Как пояснил замглавы правительства, суть СМП заключается в том, что «он должен работать как полный маршрут, а не как какая-то его часть». Рогозин полагает, что властям удастся начать строительство головного ледокола с помощью инструментов частно-государственного партнёрства.

«Хотелось бы надеяться, что наши усилия хотя бы отчасти достойны дел великих первопроходцев Арктики. Мы верим, что наступает время серьёзных перемен. Цель этих перемен не освоение природных ресурсов и не милитаризация Арктики, как нас обвиняют некоторые зарубежные коллеги. Наша цель — это сохранить ресурсы и человека в Арктике», — отметил Рогозин.

Новости состояние арктики

Актуальность проблемы

Северные территории России играют важную роль в экономике нашей страны. На Севере России добывается более 90% природного газа, три четверти нефти, подавляющая часть золота, алмазов, меди и никеля, производится весь апатитовый концентрат, половина лесной продукции, вырабатывается 20% электроэнергии. Ресурсы Севера и Арктики являются основным источником валютных поступлений в страну. На территории Севера производится пятая часть национального дохода страны при его доле в численности населения около 8%.

В районах Севера располагается густая сеть магистральных транспортных коммуникаций, включающая международные авиалинии, морской и железнодорожный транспорт.

Особая роль в транспортном обслуживании северных территорий отводится стратегической транспортной магистрали России — Северному морскому пути — кратчайшему морскому пути между рынками Западной Европы и Тихоокеанского региона.

В XXI веке серьезное влияние на хозяйственную деятельность в Северных регионах России и Арктике будут оказывать процессы глобального потепления.

В условиях ожидаемого уменьшения сложности ледового плавания в Арктике, изменяются многие ключевые параметры не только судоходства, но и всей экономике региона. Очень высока вероятность воздействий климатических изменений на береговую инфраструктуру морских транспортных систем.

Прилегающий к территории России арктический шельф становится в XXI веке основным источником углеводородного сырья, как для России, так и для мирового рынка. Чувствительность работ по освоению ресурсов на шельфе арктических морей к изменению климата и гидрометеорологической обстановке связана с воздействием морского дрейфующего льда, обломков айсбергов, штормовых ветров и волнения.

Смотрите так же:  Прекращения статуса адвоката

Климатические условия Арктики являются постоянно действующим фактором, который определяет зону распространения многолетнемерзлых грунтов, развитие опасных гидрометеорологических процессов, увеличение погодных рисков и экономического ущерба. Арктические регионы отличаются от других регионов страны экстремальными для проживания и экономической деятельности условиями, которые оказывают отрицательное воздействие на здоровье, хозяйственные объекты и инфраструктуру. Велика зависимость от поставок топлива, продовольствия по сложным транспортным схемам в ограниченные сроки. Окружающая природная среда и экосистемы чрезвычайно уязвимы к антропогенным системам.

Потепление в Арктике происходит в два раза быстрее, чем в мире в целом. Результаты исследований показывают, что имеется тенденция роста температуры, достигающая в отдельных районах (Аляска, Северная Канада, Сибирь) почти 3°С. Общий тренд для Арктики за последние несколько десятилетий демонстрируют потепление, почти в два раза

превышающее средний глобальный рост температуры на планете. На большей части территории Арктики температура верхнего слоя вечной мерзлоты возросла на 1-2°С. за 30-40 лет. Площадь морских льдов в результате потепления с конца 1990-х годов к 2012 году сократилась почти в два раза. Однако в 2013 году средняя площадь льда увеличилась при общем положительном тренде температуры воздуха и воды. Являются ли процессы глобального потепления необратимыми или произойдет возврат к прежней ситуации, имеют ли они природное или антропогенное происхождение, должны демонстрировать данные мониторинга состояния окружающей среды и результаты экспедиционных морских исследований в Арктике.

Современные вызовы устойчивого развития во многом обусловлены изменениями климата. Поэтому мировое сообщество все возрастающее внимание уделяет проблемам адаптации к происходящим и ожидаемым климатическим изменениям, анализу и прогнозированию угроз.

Своевременные меры адаптации способствуют снижению рисков и потенциального ущерба, связанных с погодно-климатическими воздействиями и получению возможных дополнительных выгод. Исследования влияния климатических изменений на глобальном, региональном и национальном уровне, разработка мер адаптации приобретают ключевое значение в обосновании и реализации национальной политике и мер в области климата и его изменений.

Всероссийская конференция организуется в соответствии с планом работы Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации на 2014 год в рамках X северного социально-экологического конгресса.

Жилой дом для Арктики

Участник конкурса «Зеленый проект — 2015/16»

Номинация: «Архитектура высоких широт», раздел: «Проект»

Автор: Хохлова Елизавета

Дата проектирования: 2015

Арктика — суровый край арктических пустынь, примыкающий к Северному полюсу. Долгое время Арктика считалась территорией, не приспособленной для жизни людей.

Идея проекта заключается в создании компактного и эргономичного архитектурного сооружения, а именно модуля, для комфортного проживания в суровых условиях полярного края, вмещающего в себя пространство для приватной жизни и зону для общественной жизни (работа, отдых). Данная модель жилья может служить единицей модульной системы для экспедиций (научных, изыскательских, баз геологоразведки, а также для временного проживания, преимущественно с комнатами (каютами), и с помещениями обслуживания и общения (кают-компании).

Первый уровень модуля отдан приватному жилому пространству. Каждая каюта рассчитана на проживание в ней двух — трех человек (высота каюты позволяет вместить трёхъярусную кровать) также имеются зоны бытового обслуживания (кухня, прачечная, тренажерный зал, библиотека и.т.д.). На втором уровне располагаются кабинеты научных сотрудников, кабинеты техников и врачей. Количество и конфигурация кают, зон бытового обслуживания и кабинетов ученых зависит от количества единиц модулей, используемых при сборке станции.

Модуль представляет собой пассивное сооружение, обеспечивается энергией от солнечных батарей установленных на крыше и др. альтернативных источников энергии (ветрогенераторов). Здание герметично, имеет энергосберегающие окна и теплоизоляцию, вентиляцию с рекуперацией воздуха. На чердаке располагается оборудование для электрической коммуникации модуля, коллектора для сбора энергии от солнечных батарей в летний период года, рекуператор для приточно — вытяжной вентиляции. В нижнем отсеке модуля, расположены коммуникации, необходимые для водоснабжения и водоотведения.

Модуль имеет каркас из нержавеющей стали и алюминия, обшит композитными панелями и крепится на два вида опор:

1. Рама на колоннах — стойках

2. Рама на гидравлической конструкции (применяется для местности с не равнинным рельефом)

Эффективное развитие Арктики невозможно без создания комфортной среды для человека

Эксперты ПОРА сошлись в том, что, будучи кладовой ресурсов, важнейшей частью биосферы и территория особого внимания, Арктика является зоной дискомфорта, и это положение необходимо изменить

28.12.2017 в 15:02, просмотров: 3570

На прошедшем во вторник в Москве заседании дискуссионного клуба Проектного офиса развития Арктики («ПОРА») обсудили особенности формирования комфортной среды для проживания в Арктике. Формирование её, по мнению экспертов, возможно при использовании инноваций, обобщения российского и зарубежного опыта и ускорения технологического развития Крайнего Севера.

«Сочетание всех аспектов жизнедеятельности человека в регионе требует разработки «Стратегии Зимнего города (поселения)», определения основных направлений формирования условий по улучшению качества жизни населения Арктики», — считает помощник секретаря Общественной палаты РФ, эксперт программы «Комфортная среда» «ПОРА» Александр Водяник.

Он рассказал о принципах и подходах к вопросам формирования комфортной среды в Арктическом регионе, затронул несколько комплексных вопросов: применима ли традиционная модель развития городов для сложных северных условий, что можно взять на вооружение и что нужно формировать специально для Арктического региона, возможно ли использование опыта других городов Арктики, включая зарубежный.

«Вывод один, на данный момент подобная модель отсутствует», — подытожил эксперт.

В советские времена арктические города рассматривались как символ победы над отсталой цивилизацией и суровой природой. Старщий преподаватель МГУ, к.х.н. Надежда Замятина, говорила о них как о «фронтирных городах», т.е. находящихся на границе цивилизации, развивающиеся без определенных моделей, по инновационным идеям, новые, креативные, потому что жизнь в Арктике заставляет постоянно что-то изобретать, чтобы выжить.

В ходе общей дискуссии эксперты отметили, что на данный момент нет общей модели-матрицы развития городов Крайнего Севера. По их мнению, это фактически квазигорода (не город, не деревня). Надежда Замятина предложила концепцию «пульсирующего города», который то расширяется, то уменьшается, в зависимости от потребностей людей. Другие участники дискуссии говорили о концепции арктических городов, напоминающих космическую станцию, только люди на этой станции испытывают земное притяжение. Города могут расширяться, уменьшаться, надстраиваться, как модули, в зависимости от экономической ситуации.

Звучала концепция, что при формировании модели города нужно опираться на семь основных стратегий: экономику, социальную сферу, экологию, управление, транспорт, архитектуру и учитывать аутентичные истоки, историю существования и мнение населения. Эксперты сделали вывод, что для каждого из городов нужно формировать свою модель и при её формировании ставить на первое место не нефтяные вышки, трубопроводы, газ, природные ресурсы и геостратегические интересы, а человека и его комфортное проживание, работу в Арктике, с комфортной инфраструктурой.

В конце дискуссии помощник члена Совета Федерации, доцент РАНХиГС, к.х.н. Александр Воротников заметил, что существующая программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ до 2020 года» опирается на развитие опорных зон. Все высказанные сегодня мнения экспертов могут лечь в основу отдельного направления этой программы. Необходимо подготовить итоговый документ и передать его принимающим решения лицам в регионах, реализующих проекты развития опорных зон.

«Документ может стать хорошей основой для предложений по разработке методических рекомендаций по исполнению федеральной программы «Комфортная городская среда» Министерства строительства и ЖКХ РФ применительно к арктическим городам. Документ нужно представить и на рассмотрение в Госкомиссию по развитию Арктики», — подытожил результаты заседание дискуссионного клуба Александр Водяник.