Фоминова А.Н.. Книги онлайн

Фоминова Алла Николаевна — кандидат психологических наук.

Доцент кафедры общей и социальной психологии Московского педагогического государственного университета.

Преподаваемые дисциплины: общая психология, педагогическая психология, методика преподавания психологии.

Стаж психологической деятельности с 1993 года. Тема кандидатской диссертации: «Причины эмоционального дискомфорта учащихся младших классов и способы его преодоления».

Публикации: «Педагогическая психология: учебное пособие» (соавтор Т.Л. Шабанова), «Жизнестойкость личности. Монография» и др.

В монографии анализируется феномен жизнестойкости личности с точки зрения интегральной индивидуальности. На основании данных социологических, психологических исследований рассматривается роль социокультурных условий становления личностных структур, являющихся определяющими факторами жизнестойкости.

Обсуждается значимость таких предпосылок развития и проявления жизнестойкости, как индивидуально-типологические свойства личности, социально-психологические навыки и общие способности.

Соавтор: Шабанова Т.Л.

В пособии рассматриваются история возникновения, развития, современное состояние педагогической психологии, наиболее известные современные зарубежные и отечественные теории обучения и научения, а также актуальные проблемы психологии воспитания и психологические аспекты педагогической деятельности.

Одинцова Мария Антоновна «Психология жизнестойкости. Учебное пособие» в Москве

Под заказ. Доставка из Москва

Под заказ. Доставка из Москва

Под заказ. Доставка из Москва

Под заказ. Доставка из Москва

Под заказ. Доставка из Москва

Под заказ. Доставка из Москва

Под заказ. Доставка из Москва

Цена на одинцова мария антоновна «психология жизнестойкости. учебное пособие» в магазинах Москвы

На сайте можно выбрать одинцова мария антоновна «психология жизнестойкости. учебное пособие» по характеристикам, посмотреть детальные фотографии, почитать отзывы и сравнить цены в интернет-магазинах Москвы. Купить одинцова мария антоновна «психология жизнестойкости. учебное пособие» недорого (в том числе в кредит) просто! Вам достаточно перейти на понравившееся предложение, ознакомиться с условиями оплаты и оставить заявку на доставку в Москве.

Жизнестойкость как фактор устойчивости к психическому выгоранию представителей экстремальных профессий

Молчанова Л.Н. (Курск, Россия)

Молчанова Людмила Николаевна

– доктор психологических наук, профессор; кафедра Психологии здоровья и коррекционной психологии, Курский государственный медицинский университет, ул. Карла Маркса, 3, Курск, 305001, Россия. Тел.: 8 (471) 258-77-37.

Аннотация. Проблема жизнестойкости как фактора устойчивости к психическому выгоранию представителей экстремальных профессий заслуживает особого исследовательского и практического внимания. Как известно, экстремальные профессии характеризуются повышенной ответственностью за жизнь других людей, необходимостью быстрого принятия решений в условиях психотравмирующих ситуаций. Доказано, что независимо от завершенности/незавершенности психотравматической ситуации повышение уровня жизнестойкости способствует снижению психического выгорания. Сотрудники правоохранительных органов в незавершенной психотравматической ситуации в большей степени подвержены психическому выгоранию. Вместе с тем у них выявлен более высокий уровень жизнестойкости, что следует рассматривать как сопротивляемость влиянию психотравматической ситуации, как фактор устойчивости.

Ключевые слова: жизнестойкость; фактор устойчивости; психическое выгорание; сотрудники правоохранительных органов.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Проблема жизнестойкости как фактора устойчивости к психическому выгоранию представителей экстремальных профессий интересна и значима. Это связано с тем, что деятельность этих специалистов протекает в особых условиях — экстремальных, которые характеризуются постоянным или эпизодическим действием психотравматических ситуаций, с одной стороны стимулирующих деструктивные личностные проявления в виде состояния психического выгорания [2; 5; 6; 8], а с другой — предъявляющих повышенные требования к способности личности им противостоять [4; 7; 15; 17; 23; 25]. В связи с этим особенно важной в исследовательском и практическом плане является деятельность сотрудников правоохранительных органов, специфика которой характеризуется постоянным воздействием различных стрессогенных факторов: повышенной ответственностью за жизнь других людей, необходимостью быстрого принятия решений, неординарностью, непредсказуемостью незавершенных психотравматических ситуаций.

В эмпирическом исследовании использовались следующие тестовые методики: опросник жизнестойкости (С. Мадди) в адаптации Д.А. Леонтьева [4], опросник на выгорание MBI (C. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой [10]), опросник «Шкала для оценки посттравматических реакций Миссисипская» (МШ-гражданский вариант; MS, Mississippi Scale, Keane et al., в адаптации Н.В. Тарабриной [12]). В группу методов количественной и качественной оценки данных вошли методы описательной, сравнительной и многомерной статистики.

Эмпирическая база исследования

Общий объем выборки участников исследования составил 60 сотрудников правоохранительных органов мужского пола в возрасте от 21 года до 48 лет со стажем профессиональной деятельности от 0,25 до 30 лет. Из них 30 человек имели опыт участия в боевых действиях.

Психологический конструкт, посредством которого ученые объясняют способность личности противостоять влиянию различных стрессогенных факторов, получил название «hardiness» [14; 15; 17]. Так, в отечественной литературе это слово переводилось как «стойкость», «крепость» и пр., однако наиболее удачным и признанным стал перевод «жизнестойкость».

По мнению С. Мадди, жизнестойкость как внутренний ресурс имеет в своей структуре установки и навыки, позволяющие справляться с дистрессом и превращать стрессовые ситуации в новые возможности личностного развития. В этом смысле понятие жизнестойкости близко к понятию сопротивляемости [Там же]. В структуру жизнестойкости входят установки включенности (участия в социальном взаимодействии, постоянного контакта с окружающими, что задает позиция сотрудничества), контроля (стремления влиять на жизненные события в противовес ощущению беспомощности, что задает ценность надежности) и вызова (принятия жизненного риска в противовес безопасности и снижению напряжений, что порождает ценность творчества). С. Мадди подчеркивал значимость выраженности всех трех элементов для сохранения оптимального уровня работоспособности и активности в стрессовых и экстремальных условиях.

По мнению Д.А. Леонтьева, жизнестойкость — интегративное личностное качество, которое обеспечивает преобразование стрессовых событий в новые возможности и включает в себя также три элемента: вовлеченность, контроль и принятие риска или «вызов» [4].

В зарубежных исследованиях жизнестойкость представлена в большей степени с точки зрения ее связи с адаптацией к стрессу, психического и психологического здоровья [13; 16; 19; 20; 21; 22; 24]. Зарубежные психологи В. Флориан, М. Микулинчер и О. Таубман в своем исследовании выявили, что высокий уровень жизнестойкости способствует сохранению психического здоровья в напряженной ситуации, что можно рассматривать в качестве условия предупреждения психического выгорания [13]. Анализ результатов исследования взаимосвязей жизнестойкости и психического выгорания у сотрудников МЧС ГУ МЧС России по Тамбовской области свидетельствует о наличии обратной корреляционной зависимости между жизнестойкостью и психическим выгоранием [1].

Смотрите так же:  Виды трудовых отношений их общая характеристика

В современном научном понимании психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [9; 18].

В соответствии с научной позицией М.М. Решетникова, ситуации, которые связаны с интенсивным насилием и переживанием состояния фрустрации, лишением или затруднением в удовлетворении жизненно важных потребностей, дефицитом поддерживающих отношений, сопровождающиеся «чувством непреодолимого страха, беспомощности или ужаса», считаем психотравматическими [11, c. 63].

В отношении завершенности/незавершенности психотравматической ситуации, вслед за М.Б. Дороховым [3], любые события, которые приводят к снижению или окончанию эмоционально-поведенческой зависимости от психотравматической ситуации, понимаем как завершенность [Там же].

Цель исследования состоит в изучении жизнестойкости как фактора устойчивости к психическому выгоранию сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности.

Состояние психического выгорания сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности выступает в качестве объекта исследования.

Жизнестойкость как фактор устойчивости к психическому выгоранию сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности является предметом исследования.

Общая гипотеза исследования: жизнестойкость выступает фактором устойчивости к психическому выгоранию сотрудников правоохранительных органов.

Частные гипотезы исследования: существуют статистически значимые отрицательные взаимосвязи жизнестойкости и состояния психического выгорания сотрудников правоохранительных органов; существуют статистически значимые различия в уровнях выраженности структурных элементов состояния психического выгорания при различных уровнях жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов; существуют статистически значимые различия в уровнях выраженности как состояния психического выгорания, так и жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов, причем эти различия являются достоверно высокими в условиях незавершенности психотравматической ситуации.

Анализ средних значений показателей жизнестойкости и отдельных ее элементов, полученных с помощью опросника жизнестойкости (С. Мадди) в адаптации Д.А. Леонтьева [4], свидетельствует о среднем уровне выраженности жизнестойкости (X ср. = 96,54 ± 16,42) и таких её элементов, как: «вовлеченность» (X ср. = 42,89 ± 7,25), «контроль» (X ср. = 34,89 ± 6,57), «принятие риска» (X ср. = 18,76 ± 4,37).

Изучение средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания сотрудников правоохранительных органов осуществлялось с использованием опросника на выгорание MBI (С. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой, [10]) и засвидетельствовало средний уровень выраженности элементов «эмоциональное истощение» (X ср. = 18,93 ± 3,17) и «деперсонализация» (X ср. = 18,73 ± 2,19) и высокий — «редукция личных достижений» (X ср. = 35,58 ± 0,94). Таким образом, сотрудники правоохранительных органов испытывают состояние психического выгорания, о чем также свидетельствует высокое значение индекса состояния психического выгорания: X ср. = 71,25 ± 5,53.

Проведенный корреляционный анализ взаимосвязей между показателями жизнестойкости и её элементов с показателями структурных элементов состояния психического выгорания подтвердил гипотезу об их наличии (см. таблицу 1).

Значимые корреляции жизнестойкости и её элементов и показателей состояния психического выгорания сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности

Примечание: * — статистическая значимость при р ≤ 0,05;
** — статистическая значимость при р ≤ 0,001.

Высокозначимые корреляционные взаимосвязи отрицательной направленности умеренной, средней и сильной степени выраженности выявлены между всеми показателями жизнестойкости и состояния психического выгорания. Это позволяет прогнозировать снижение уровня психического выгорания при повышении жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности, и наоборот (см. таблицу 1).

В результате реализации процедуры факторного анализа взаимосвязей показателей жизнестойкости и психического выгорания сотрудников правоохранительных органов была выявлена двухфакторная структура. Самым мощным и системообразующим является первый фактор с нагрузкой 61,6% общей дисперсии, объединяющий в себе такие показатели жизнестойкости, как «вовлеченность» (−0,837), «контроль» (−0,804), «принятие риска» (−0,818), «жизнестойкость» (−0,916), а также показатели психического выгорания: «эмоциональное истощение» (0,744), «деперсонализация» (0,891), «индекс психического выгорания» (0,819). Содержание этого фактора можно рассматривать как дихотомический конструкт «жизнестойкость—психическое выгорание» и интерпретировать как «фактор устойчивости к психическому выгоранию». Второй фактор с нагрузкой 23,2% общей дисперсии, включающий в себя один-единственный показатель — «редукция личных достижений» (0,954), — можно охарактеризовать как «фактор самооценки профессиональной эффективности».

Гипотеза о статистически достоверных различиях в уровнях выраженности структурных элементов состояния психического выгорания при различных уровнях жизнестойкости также нашла свое подтверждение. Проверка достоверности различий осуществлялась с помощью непараметрического критерия U Манна — Уитни (см. таблицу 2).

Значимость различий в уровнях выраженности показателей структурных элементов состояния психического выгорания сотрудников в зависимости от уровня выраженности жизнестойкости (U-критерий Манна — Уитни, р ≤ 0,05; U*эмп. ≤ Uкр.)

Примечание: * — статистическая значимость.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что недостаточный уровень жизнестойкости оказывает влияние на возникновение состояния психического выгорания.

Оценка посттравматических стрессовых реакций сотрудников правоохранительных органов осуществлялась с использованием опросника «Шкала для оценки посттравматических реакций Миссисипская» (МШ-гражданский вариант; MS, Mississippi Scale, Keane et al., в адаптации Н.В. Тарабриной, [12]) и указала на средний уровень их выраженности: X ср. = 70,52 ± 5,64. На основе метода полярных (контрастных) групп (Д. Фланаган) из общей выборки участников исследования нами были сформированы две группы: с высоким и низким уровнем посттравматических стрессовых реакций, что согласуется с понятием завершенности/незавершенности психотравматической ситуации.

Исследование особенностей психического выгорания и жизнестойкости сотрудников правоохранительных органов в условиях завершенности/незавершенности психотравматической ситуации осуществлялось путем оценки достоверности различий в уровнях выраженности психического выгорания и жизнестойкости с помощью непараметрического критерия U Манна — Уитни.

Смотрите так же:  Налог при покупке калифорния

В соответствии с полученными результатами уровень выраженности средних значений показателей индекса психического выгорания (X ср. = 75,50 ± 4,99; U эмп. = 0,00* при p = 0,000) и всех его элементов — «эмоциональное истощение» (X ср. = 18,87 ± 3,57; U эмп. = 0,0* при p = 0,000), «деперсонализация» (X ср. = 20,47 ± 1,89; U эмп. = 0,0* при p = 0,000), «редукция личных достижений» (X ср. = 36,17 ± 1,05; U эмп. = 76,50* при p = 0,002) — у сотрудников правоохранительных органов является достоверно высоким в условиях незавершенности психотравматической ситуации экстремальной деятельности. Другими словами, сотрудники правоохранительных органов в большей степени испытывают эмоциональную усталость и опустошенность, демонстрируют циничное отношение к условиям и содержанию своей профессиональной деятельности в незавершенной психотравматической ситуации.

Уровень выраженности средних значений показателей жизнестойкости (X ср. = 110,00 ± 10,82; U эмп. = 177,0* при p = 0,000) и ее элементов «контроль» (X ср. = 35,00 ± 5,17; U эмп. = 254,5* при p = 0,004) и «принятие риска» (X ср. = 36,63 ± 3,69; U эмп. = 246,5* при p = 0,003) у сотрудников правоохранительных органов в условиях незавершенности психотравматической ситуации экстремальной деятельности является достоверно высоким. Другими словами, сотрудники правоохранительных органов демонстрируют мобилизацию ресурсов жизнестойкости, готовы действовать более активно в незавершенной психотравматической ситуации, более уверены в возможности повлиять на психотравматическую ситуацию, которая воспринимается ими как угрожающая.

Заключение и выводы

Исследование жизнестойкости как фактора устойчивости к психическому выгоранию сотрудников правоохранительных органов в условиях экстремальной деятельности позволило сформулировать следующие выводы:

Независимо от завершенности/незавершенности психотравматической ситуации повышение уровня жизнестойкости способствует снижению выраженности психического выгорания.

Тема кандидатской диссертации

Курсы текущего учебного года

Фоминова А.Н. Опыт работы со студентами – первокурсниками. Россия, факультет психологии СПбГУ; 25-27 октября 2016

Фоминова А.Н. Опыт художественно-графического факультета МПГУ по эмоциональной саморегуляции. СПб.: СПбГУ. Скифия-принт, 2016

Фоминова А.Н. Психология школьной жизни. Пути решения проблем. Сборник материалов международной научно-практической конференции «Безопасная образовательная среда в изменяющихся условиях современного общества» 25 февраля 2016 года. Под. Науч.ред. О.И.Щербаковой и Б.С. Васякина

Фоминова А.Н. Психология школьной жизни. Пути решения проблем. Материалы международной научной конференции «Ананьевские чтения – 2016:Психология – вчера, сегодня, завтра”: материалы научной конференции, 20–22 октября 2015 г.

Фоминова А.Н. Профилактика социально-психологической дезадаптации как условие безопасности студентов-мигрантов М.:ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», 2016, с.118-122, соавтор О.А. Овсяник

Фоминова А.Н. Особенности потребностно-мотивационной направленности студентов, представителей китайской культуры. «Вестник Мининского университета»№4, 2016,соавтор Т.В. Маясова

Фоминова А.Н. Психология школьной жизни. Пути решения проблем. ISBN: 978–5–4441–0081–3 Пед.издательство “Национальный книжный центр”.- 2015, 144 с.

Фоминова А.Н., Микульская В.Г. Трудные жизненные ситуации: как их воспринимают подростки и чем могут помочь взрослые. Журнал «Народное образование», 2015, № 6. С.186- 192.
Овсяник О.А., Фоминова А.Н. Особенности жизнестойкости женщин различных возрастных групп. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2015. № 2. С. 21-27. Педагогическая психология: учебное пособие (соавтор Т.Л. Шабанова), 2-е издание, переработанное и дополненное. Допущено Учебно-методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Флинта: Наука, 2011. – 320стр.
Жизнестойкость личности. Монография. – М.: МПГУ, 2012.- 152 с.
Развитие жизнестойкости учащегося в школе. Библиотека журнала «Директор школы», М.: Сентябрь, 2014. – 160 с.

Маясова Т.В., Фоминова А.Н., Особенности потребностно-мотивационной направленности студентов, представителей китайской культуры // Вестник Мининского университета, 2016, № 4, стр.33-36, (ВАК)

Фоминова А.Н., Самсонова Е.С. Использование практики психотерапевтического подхода в образовательной деятельности в вузе (на примере работы по эмоциональной саморегуляции со студентами художественно-графического факультета МПГУ). Вестник МГОУ, 2017, № 1, стр.16-25. (ВАК)

Овсяник О.А., Фоминова А.Н., Хаматова Р.С., Михайловский М.Н. Социально-психологическая адаптация женщин второго периода взрослости после развода средствами физической активности// Теория и практика физической культуры, 2017, № 9, стр. 48-50. (SCOPUS)

Фоминова А.Н. Эмоциональная регуляция и саморегуляция как фактор психологического развития ребенка//Медработник дошкольного образовательного учреждения, 2017, № 2, – С.73-83.

Фоминова А.Н. Родителям о психологических законах развития ребенка//Медработник дошкольного образовательного учреждения, 2017, № 3, – С.103-109.

Фоминова А.Н. Воспитание жизнестойкого поведения ребенка в современном мире//Медработник дошкольного образовательного учреждения, 2017, № 3, – С.52-63.

Фоминова А.Н. О некоторых психологических аспектах в работе сотрудников соцстрахования с людьми с физическими ограничениями//Вестник государственного социального страхования, 2017, №3, С.27-35.

Фоминова А.Н. Психологические особенности общения с людьми пожилого возраста //Вестник государственного социального страхования, 2017, №4, С.46-54.

Повышение квалификации

Базисный тренинг EMDR, 2012.
Курсы «Социальное неравенство и структура современного общества» (сертификат). Государственный академический университет гуманитарных наук, 2012.
“Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов), предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия”, 10-31 марта 2015 ФГБОУ ВПО МПГУ, сертификат.
Повышение квалификации «Психодрама», Ассоциация психодрамы Федерация Психодраматических Тренинговых Институтов России. 10-13 июня 2016, сертификат.
ФГБОУ ВПО МПГУ “Проектирование и реализация ОПОП магистратуры по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов), предполагающих углубленную профессионально-ориентированную практику студентов в условиях сетевого взаимодействия” 10-31 марта (72 часа) 2015Удостоверение о повышении квалификации 772402032210 регистрационный номер 902-ПК-2015
ГБОУ ДЛО «Нижегородский институт развития образования», диплом о профессиональной переподготовке по специальности «Логопедия», 5.10.2015-01.06.2017 (1000 час.). Диплом НПП №3966, рег. 573.

Участие в конференциях

V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» Москва Многоаспектность феномена жизнестойкости личности.

Всероссийская научная конференция «Человек и право». Москва Психологические аспекты дисциплины в школе.

Всероссийская научная конференция «Человек в экономических и социальных отношениях». Москва. Роль социальных факторов в развитии жизнестойкости человека.
Всероссийская научная конференция памяти А.Н.Брушлинского. Москва. К вопросу о соотношении индивидных, субъектных и личностных структур в феномене жизнестойкости человека.
III Международная научно-практическая конференция «Психология стресса и совладающего поведения». Кострома. Модели жизнестойкости личности.
Научно-практическая конференция «Ананьевские чтения -2013».Санкт-Петербург. Развитие жизнестойкости личности ребенка в процессе обучения в школе.
Научно-практическая конференция «Семья, брак и родительство в современной России Семья, брак и родительство в современной России». Москва. Роль родительских установок в развитии стрессоустойчивости ребенка.
Четвертые Ольбинские чтения. Сергиев-Посад. Особенности жизнестойкости старшеклассников, проживающих в поселениях разного типа.

Смотрите так же:  Налог на имущество с 2019 года для юридических лиц

“Ананьевские чтения – 2015”. Санкт-Петербург. 20-21 октября 2015 г. Тренинг как фактор оптимизации психологического состояния профессионала. Презентация: Ананьевские чтения-2015.Фоминова.

Научно-практическая конференция “Одаренность: методы выявления и пути развития” 28.09.2017 Москва

Научно-практическая конференция «Ананьевские чтения -2017». Санкт-Петербург

Психология жизнестойкости учебное пособие

23. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Academia, 2004.

24. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? / Стиль человека: психологический анализ — М.: Смысл, 1998. C. 190 — 204.

25. М. Е. Сандомирский. Защита от стресса. Телесные технологии. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. стр 90.

26. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях Психологический журнал. — 2001. — Т. 22. — № 1. — С. 16 — 24.

27. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Психосоматика. — М.: Эксмо, 2005.

28. Меграбян А. А. Деперсонализация. Ереван: Армянское государственное издательство.

29. Мерзлякова Д Р Влияние профессионального «выгорания» педагога на личностные характеристики и успешность учебной деятельности младшего школьника Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Ижевск — 2006

30. Митина Л . М . Психология труда и профессионального развития учителя:Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2004

31. Митина Л.М. и др. Интеллектуальная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. — М., 2003.

32. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями: теоретический анализ// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998, т. 1, № 2

33. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. 2 е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010.(Психологическое образование).

34. Нартова-Бочавер С. К. «Coping behaviour» в системе понятий психологии личности. Психол. журн. 1997, т. 18, № 5, с. 20-30

35. Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000.

36. Носкова Е.Г Психология труда : Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений /под ред. Е. А. Климова. — .:Издательский центр «Академия»,2004.

37. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.

38. Перре Майнрад, Антон-Руперт Лайрейтер, Урс Бауман; «Стресс и копинг как факторы влияния» Клиническая психология — СПБ.: Питер, 2007

39. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. — М.: ПЕР СЭ. 2005

40. Р.В.Овчарова. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. — Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.

41. Реан А.А. Психология адаптации личности/ Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. — СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК,2008

42. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. ? 1997. ? № 1. — С.45-55.

43. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 2006.

44. Сандомирский М. Е. Защита от стресса. Телесные технологии, 2 — е изд. — СПб.: Питер, 2008. (Серия «Учебное пособие»).

45. Сапегин А. Г. Психологический анализ в среде Ехсеl. Математические методы и инструментальные средства. — М.: Ось — 89. 2005.

46. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс 1972.

47. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

48. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. — 2002. — №7. — С. 3-9.

49. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. — 1998. — № 8. — С. 84-89.

50. Трунов Д.Г. Еще раз о профессиональной деформации // Психологическая газета. — 2004. — № 6. С. 32-34

51. Форманюк Т.В. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.

52. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2007 — (Серия « Мастера психологии»)

53. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2008. — (Серия «Учебное пособие»).

Психология жизнестойкости учебное пособие

В 2000 году окончила Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского с отличием по специальности «Психология» с присуждением квалификации «Педагог — психолог». В этом же году была принята на должность стажера-преподавателя кафедры психологии БФ СГУ.

В 2001 году избрана по конкурсу на должность ассистента кафедры практической психологии.

23 ноября 2001 года защитила кандидатскую диссертацию по специальности 13.00.01 – «общая педагогика, история педагогики и образования» на тему «Становление субъектности у дошкольников в музыкальной деятельности». Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена диссертационным советом Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и 22 марта 2002 года утверждена Государственным Высшим Аттестационным Комитетом Российской Федерации.

В этом же году переведена на должность старшего преподавателя.

В 2006 году избрана на должность доцента кафедры практической психологии по результатам конкурсного отбора.

15 октября 2008 года приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки присвоено ученое звание доцента по кафедре практической психологии.

Являлась председателем Учебно-методического совета, вела кураторскую работу, выполняла обязанности учёного секретаря Совета социально-гуманитарого факультета.

Являлась руководителем практики студентов по направлению подготовки бакалавров 44.03.02 — психолого-педагогическое образование, профиль — «Практическая психология образования».

Имеет опубликованными более 70 научных работ, из них 7 учебных пособий.