Понятие психомоторики и уровни организации движений

Внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть дипломные работы по данной тематике.

Моторика — это движение. Движение является основным биологическим свойством живой материи, оно развивается и совершенствуется вместе с эволюцией живой природы. «Движение — универсальное проявление жизнедеятельности, обеспечивающее возможность активного взаимодействия, как составных частей тела, так и целого организма с окружающей средой» (А.В. Запорожец, 1960, с.167).

Психомоторика относится к высшим психическим функциям. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Он впервые вскрыл важнейшую роль мышечного движения в познании окружающего мира. Идеи И.М. Сеченова (1952, с.60) сыграли решающую роль в понимании психомоторики как «объективации в мышечных движениях всех форм психического отражения и в понимании двигательного анализатора, выполняющего гносеологическую и праксеологическую функцию, как интегратора всех анализаторных систем человека».

В настоящее время можно выделить следующее определение психомоторики: «это основной вид объективизации психики в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных (в частности, импульсивных) реакциях и актах» (К.К. Платонов, 1972, с.78). Кроме того, «психомоторика – это разновидность психически обусловленных движений человека, типологически различных в зависимости от строения тела, возраста, пола и т.п.» (В.В. Никандров, 2004, с.4).

Если сказать кратко, то психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, речевыми, эмоционально-волевыми).

Психофизиологическая структура движения сложна. В.П. Дудьев (2002) в своей работе рассматривает мозговую организацию психомоторики. Он отмечает, что движение осуществляется посредством двух структур: афферентной и эфферентной, которые обеспечивают направленность и пространственное распределение двигательных импульсов, а также превращение их в последовательные кинетические мелодий. Вначале для совершения движения важную роль играют лобные, необходимые для создания проекта движения, и теменные, осваивающие смысловую структуру движения, отделы коры головного мозга. Далее при участии премоторных полей идет процесс выработки двигательных фонов, обеспечивающих выполнение вспомогательных технических коррекций на бессознательном уровне. Потом движение выполняется, но при осуществлении даже совершенного координированного движения всегда присутствует предварительная коррекция. Это возможно благодаря афферентным импульсам, которые держат мозговой центр в курсе текущего механического и физиологического состояния двигательного аппарата.

Простейшие двигательные рефлексы человека, обеспечивающие нормальное протекание более сложных двигательных актов (кожные, сухожильные и другие) обусловлены деятельностью нижних отделов центральной нервной системы (спинного, продолговатого, среднего мозга). Более сложные рефлексы позы, стояния регулируются деятельностью среднего мозга, вестибулярного аппарата, которые в свою очередь, подчинены регулирующему влиянию мозжечка. Последний координирует соразмерность движений. Все большее обогащение афферентации ведет к усложнению двигательных актов. Включение зрительной афферентации обеспечивает точность движений в пространстве. Та часть пространства, которая участвует в движении, делится на сенсорное и моторное поля. Моторное — это, где совершается движение. Сенсорное поле шире моторного. Благодаря зрению и слуху мы учитываем характеристики пространства, в котором совершается движение. Более сложные двигательные действия – предметные — возникают при деятельности высокоорганизованных отделов коры головного мозга, лобных долей, больших полушарий. Действия приобретают смысловое содержание, становятся целенаправленными.

Произвольные движения возникают как результат реализации программ, формирующихся в двигательных функциональных системах ЦНС. Осуществляются эти движения при сокращении мышц — агонистов и синергистов и одновременном расслаблении антогонистов. Таким путем обеспечиваются не только перемещения конечностей, но и более сложные двигательные акты: ходьба, спортивные упражнения, устная и письменная речь и т.п. (В.П. Дудьев, 2002).

Н.А. Бернштейн (1947) выделял следующие этапы выполнения произвольного движения: 1 этап — восприятие и оценка ситуации, самого индивида, включенного в ситуацию; 2 этап — выявление двигательной задачи, т.е. создание образа того, что должно быть; 3 этап — программирование решения задачи, т.е. определения цели и содержания движения, а также средств из имеющихся у индивида в наличии двигательных ресурсов, с помощью которых он решит двигательную задачу; 4 этап — фактическое выполнение движения: человек преодолевает избыточную свободу своих двигательных органов, превращает их в управляемые системы и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией, которая является центральным звеном движения, обеспечивающим точность, соразмерность и плавность его выполнения.

М.О. Гуревич и Н.И. Озерецкий (1930) выделили следующие компоненты психомоторики: 1) Экстрапирамидные: тонус; смена иннервации и денервации; темп; ритм; автоматические движения (выразительные и защитные); вспомогательные движения. 2) Пирамидные: сила, энергия движений; отчетливость выполнения (отсутствие синкинезий). Отчетливость зависит также от согласованности всех систем. 3) Церебеллярные кортикоцеребеллярные компоненты: равновесие, соразмернность движений; координация движений. 4) Фронтальные: двигательная активность, определяющая установку, перемену установки и последовательность движений; способность выработки формул; способность сохранения формул (энграммы); способность к одновременному движению; вторичные автоматизмы.

До работы Н.А. Бернштейна (1947) в физиологии бытовало мнение, что механизм движения укладывается в рамки описания рефлекторной дуги: стимулирование процесса его центральной переработки — двигательная реакция. Бернштейн считал, что эта схема может описывать простое движение, например коленный рефлекс. Но для сложных двигательных актов Бернштейн предложил совершенно новый способ управления движения: принцип сенсорных коррекций. Бернштейн полагал, что окончательная цель движения может быть достигнута только если в него постоянно будут вноситься поправки или коррекции.

Из принципа сенсорных коррекций вытекает следующий пункт теории Бернштейна — схема рефлекторного кольца, а уже от «рефлекторного кольца» перекидывается логический мост к теории уровней построения движений.

Н.А. Бернштейн (1947) выделил пять основных уровней организации движений.

Уровень А — руброспиналъный, уровень кинетической регуляции, самый низкий и филогенетически самый древний. У человека он не имеет самостоятельного значения, зато заведует важным аспектом любого движения — тонусом мышц. Он участвует в организации любого движения совместно с другими уровнями. Самостоятельно уровнем А регулируются следующие немногочисленные движения: непроизвольная дрожь, стук зубами от холода и страха, быстрые вибрато в фортепианной игре, удержание позы в полетной фазе прыжка и другие. На этот уровень поступают сигналы от мышечных проприорецепторов, которые сообщают о степени напряжения мышц, а также от органов равновесия.

Смотрите так же:  Пособие матери одиночки в тамбове

Уровень В — «уровень синергий». Таламополидарный уровень. На нем перерабатываются в основном сигналы от мышечно-суставных рецепторов, которые сообщают о взаимном положении и движении частей тела. Этот уровень оторван от внешнего пространства, хорошо осведомлен о том, что делается в пространстве тела. Принимает большое участие в организации движений более высоких уровней, и там он берёт на себя задачу внутренней координации сложных движений (двигательных ассамблей). К собственным движениям этого уровня относятся такие, которые не требуют учета внешнего пространства (гимнастика, потягивания, мимика и другие).

Уровень С — «пространственного поля». На него поступают сигналы от зрения, слуха, осязания, то есть вся информация о внешнем пространстве, поэтому на нем строятся движения, приспособленные к пространственным свойствам объектов — к их форме, положению, длине, весу и прочее. Среди них все переместительные движения: ходьба, лазание, бег, прыжки, акробатические движения; упражнения на спортивных снарядах; движения рук пианиста, машинистки, баллистические — теннис; прицеливание и другие. Нижний подуровень пространственного поля С1 осуществляет оценку направления движений и дозирования силы по ходу движения. Верхний подуровень С2 обеспечивает максимальную целевую точность.

Уровень D — «предметных действий», теменно-премоторный корковый уровень, заведующий организацией действий с предметами. Практически монопольно принадлежит человеку. Характерная особенность движений этого уровня состоит в том, что они сообразуются с логикой предмета. В них не фиксирован двигательный состав, а задан лишь предметный конечный результат.

Уровень Е — «интеллектуальных двигательных актов»: речевых движений, движений письма, движения символической, или кодированной речи — жестов глухонемых, азбуки Морзе и других. Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом.

В организации сложных движений участвуют, как правило, сразу несколько уровней — тот, на котором строится данное движение (ведущий), и все нижележащие уровни. К примеру, письмо — сложное движение, в котором участвуют все пять уровней: Уровень А — обеспечивает тонус руки и пальцев. Уровень В — придает движениям руки плавную округлость, обеспечивая скоропись. Он отличается фиксацией «штампов», которые выработались в результате тренировки и которые не переносятся на другие двигательные органы (при письме левой рукой у правшей исчезает округлость и плавность движений). Уровень С — организует воспроизведение геометрической формы букв, ровное расположение строк на бумаге. Уровень D — обеспечивает правильное владение ручкой. Уровень Е — смысловая сторона письма.

На примере круговых движений Н.А. Бернштейн описывает внешне сходные, но различные по уровневой организации акты. «Например: Уровень А. При очень быстром фортепианном «вибрато», т. е. при повторении одной и той же ноты или октавы с частотою 6-8 раз в секунду, нередко точки кисти и предплечья движутся у выдающихся виртуозов по небольшим кружочкам (или овалам). Уровень В. Можно описать рукой круг в воздухе в порядке выполнения гимнастического упражнения или хореографического движения. Уровень С. Человек может обвести карандашом нарисованный или вытесненный на бумаге круг (С1) или же срисовать круг (С2), который он видит перед собой. Уровень D. Он может совершить круговое движение рукой, делая стежок иглой или распутывая узел. Уровень Е. Доказывая геометрическую теорему, он может изобразить на доске круг, являющийся составной частью чертежа, применяемого им для доказательства. Все это будут круги или их более или менее близкие подобия, но тем не менее во всех перечисленных примерах. их уровни построения будут существенно разными» (1947, с.35). Все перечисленные круговые движения имеют разные афферентации. В случае А это неосознаваемый мышечно-силовой проприоцептивный рефлекс. В примере В преобладает более осознаваемый суставно-пространственный компонент проприоафферентации. Круг С1 контролируется непосредственно зрением, а круг С2 — синтетической афферентационной системой «зрительно пространственного поля». Круг D возможен при смысловой афферентации, направленной на целесообразное манипулирование с данным предметом. В случае Е рисование круга есть вспомогательное средство для воспроизведения непредметных, абстрагированных отношений.

В целом, в сознании человека представлены только те компоненты движения, которые строятся на ведущем уровне; работа нижележащих, или «фоновых» уровней, как правило, не осознается. Формально одно и тоже движение может строиться на разных ведущих уровнях. Ведущий уровень построения движения определяется смыслом, или задачей, движения. В то же время каждая двигательная задача находит себе, в зависимости от своего содержания и смысловой структуры, тот или иной уровень, который наиболее подходит для ее разрешения.

Следует отметить также, что развитие движений в онтогенезе протекает в тесном контакте с психическим развитием. На начальных этапах движения тела ребенка и восприятие им различных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых, кинестетических и др.) являются основным средством познания окружающего мира. А.В. Запорожец (1960) указывал на то, что в организме новорожденного ведущей системой является скелетно-мышечная, а все остальные развиваются коррелятивно, т. е. следом за ней и в зависимости от нее. Этому есть немало подтверждений. Например, опыты доктора Коха (Чехословакия), который обучал группу младенцев лазанию по шведской стенке, развивая их врожденный рефлекс ползания. Малыши успели не только освоить лазание раньше, чем обычную ходьбу, но и интеллектуально развивались быстрее, чем обычно.

Нервные импульсы, возникающие при выполнении различных движений, стимулируют развитие мозга, в т.ч. и моторные зоны коры больших полушарий. Чем раньше и полноценнее развиваются движения, тем быстрее, основываясь на работе «низших центров» (в т.ч. и моторных), начинается формирование функциональных систем высших психических функций. И наоборот, если в раннем возрасте движения развиваются недостаточно, с задержкой, то и высшие психические функции будут развиваться с опозданием.

Смотрите так же:  Заявление на отпуск когда вместо себя

В целом многие авторы, такие как Н.А. Бернштейн (1966), А.И. Быкова, Т.И. Осокина (1960), А.В. Запорожец (1960), М.М. Кольцова (1973) и другие, подчеркивают необходимую потребность ребенка в движении с первых месяцев жизни. Ограничение движений вызывает беспокойство у детей, плач. У более старших детей каждое выполнение движений (ползание, хождение, подпрыгивание и др.) сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Указанными исследователями замечено, что дети, лишенные возможности свободных движений, менее развиты, обычно вялы, не эмоциональны.

Таким образом, анализ литературы позволяет сделать следующие краткие выводы:

– Моторика является физиологической основой высших психических функций.

– Психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, эмоциональными, волевыми).

– Сущность развития психомоторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических структур, а в накоплении на их основе и с их помощью индивидуального двигательного опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

– Нарушение психомоторики может привести либо к нарушению развития в целом, если оно произошло в раннем возрасте, либо, если возникло на более поздних этапах, к недостаточному развитию той или иной высшей психической функции.

– Достаточный уровень развития психомоторики, как явствует из уровневой организации движений, является одной из важнейших предпосылок формирования специальных навыков — навыков чтения и письма, которые в будущем займут ведущее место в структуре учебной деятельности. Отсюда вытекает необходимость полноценного развития психомоторики у детей дошкольного возраста, а также своевременной диагностики ее нарушений и их коррекции.

Список литературы:

1. Бернштейн Н.А. О построении движений — М.: Медгиз, 1947. – 254с.
2. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – М.: Медицина, 1966. — 349с.
3. Быкова А.И., Осокина Т.И. Развитие движений у детей в детском са-ду. — М: Издательство АПН СССР, 1960. — 214с.
4. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. Ч.1. — М.- Л.: Мосполиграф, 1930. — 160с.
5. Дудьев В.П. Мозговая организация психомоторики. — Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. – 124с.
6. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. АПН РСФСР.- М.: Акад.пед.наук, 1960. — 430с.
7. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка (роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности). — М.: Педагогика, 1973. — 144с.
8. Никандров В.В. Психомоторика: Учебное пособие для вузов. — СПб: Речь, 2004. – 14с.
9. Платонов К.К. О системе психологии — М.: Мысль, 1972. – 216с.
10. Сеченов И.М. Избранные произведения. — М.: АН СССР,1952, т. 1, с.60.

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Помощь
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин

Электронный каталог: Никандров, В.В. — Психомоторика

Никандров, В.В. — Психомоторика

Никандров, В.В.
Психомоторика : учебное пособие / В.В. Никандров. – Санкт-Петербург : Речь, 2004. – 104 с. – (Комплексная психодиагностика) . – 6,5 усл. печ. л. – ISBN 5-9268-0269-5.

В пособии систематизированы сведения о психомоторной организации человека — важнейшей сфере его жизнедеятельности. Приведены классификация, описания и свойства движений. Рассмотрены двигательные свойства человека и основные типы его моторных реакций. Специальный раздел посвящен теме «Время реакции». Представлены ведущие психомоторные методы, применяемые в исследовательской и психодиагностической практике. Дано наглядное представление о структуре и работе двигательного анализатора человека. В пособии приведены рекомендации по выполнению практических (лабораторных) работ по изучению психомоторной сферы человека. Предусмотрены пояснения пo исполнению как эмпирической части работ, так и теоретического осмысления и обобщения полученных результатов. Пособие предназначено для студентов психологических специальностей.

Итоговая аттестация по курсу проводится в форме зачета. Для получения зачета студенту необходимо набрать 40 баллов. В рабочей тетради представлены 28 заданий. Каждое из заданий оценивается от 1-го до 10-ти баллов, в зависимости от сложности задания, минимальная оценка по всем заданиям – 0 баллов («неудовлетворительно», «не выполнено»). Задания сгруппированы по темам. Студент может выполнять задания по разным темам по выбору, но хотя бы одно задание в теме. Исключения составляют случаи, когда по заданию преподавателя студент выполняет все задания по определенной теме для восполнения знаний (пропуски лекций, семинаров). По три балла снимается за каждое несвоевременно выполненное задание (без уважительной причины), а также за две идентично выполненные работы у нескольких студентов.

Тема 1. Историко-теоретический и категориально-понятийный анализ представлений отечественных исследователей о структурных компонентах психомоторики

Цель занятия: познакомить студентов с историей разработки проблемы, представлениями отечественных ученых о структуре и компонентах психомоторики.

Коренкова Н.Е. Психомоторика в структуре интегральной индивидуальности. Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск.гуманит.ун-та, 2005. – 163 с.

Никандров В.В. Психомоторика. Учебное пособие. 2004 г. — 104 c.,

Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.-216 с.

Психомоторная организация человека: Учебник для вузов / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2003. – 384 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

Розе Н.А. Психомоторика взрослого человека. Изд-во ЛГУ, 1970.

Напишите определения понятия «психомоторика», предложенных отечественными учеными:

М. О. Гуревич, Н. И. Озерецкий

Психомоторика пособие

Уровень организации нервной системы

Уровни построения движений по Н. А. Бернштейну

Смотрите так же:  Закон о регистрации недвижимого имущества рф

Уровни двигательной активности субъекта по Б. Г. Ананьеву

Методы и методики изучения психомоторики

Изучение пространственно-временных координационных характеристик:

— простой сенсомоторной реакции

Изучение нейродинамических психомоторных характеристик:

— баланса возбуждения и торможения

Выбор возрастной категории обследуемых был обусловлен данными исследований, посвященных изучению развития движений у детей школьного возраста, свидетельствующих о том, что возрастное развитие двигательного анализатора и систем управления движениями к 13 годам в основном завершается. «13 лет — это возраст полной зрелости двигательного анализатора, уровень которого свойственен взрослому человеку» [25, с. 169].

Согласно Б. Г. Ананьеву, обозначившему период 15 — 17 лет как первую фазу юности (вторая ее фаза — 18 — 25 лет), обследуемых мы характеризовали как юношей и девушек [2].

1. При изучении индивидно-личностных особенностей человека: Опросник личностных поведенческих черт Р. Кеттела (16 PF, форма С) [19], Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В. М. Русалова (ОФДСИ взрослый вариант) [23], Анамнестический опросник черт темперамента и характера В. Л. Марищука (ЧТХ) [12], методики определения индивидуального профиля асимметрии и доминантного полушария [6].

2. При изучении психомоторных особенностей: Теппинг-тест (Е. П. Ильин) [18], «Скорость реакции выбора», «Сенсомоторная координация» (К. К. Платонов) [17], «Психомоторная ригидность» (Р. Кеттелл), кинематометрическая методика для определения баланса возбудительного и тормозного процессов (Е. П. Ильин) [18], «Ловкость пальцев» (М. Г. Давлетшин) [18], методика миокинетической психодиагностики Е. Мира-и-Лопеца (субтесты «Линеограммы», «Зигзаги», «Лестница», «Круги») [27]. Указанные методики валидны, широко используются в психологических исследованиях и учебных практикумах при подготовке психологов. При их отборе авторы руководствовались адекватностью поставленной цели и задачам, надежностью диагностируемых показателей, возможностью обеспечить компактность программы исследования.

В самом общем виде схема соотношения методов и принципов изучения психомоторной организации человека [18] представлена в табл. 1.

Поскольку движения самого низшего уровня построения движений — руброспинального (А) — в основном непроизвольны, самостоятельные движения данного уровня не рассматривались. Координации уровня синергии и штампов или таламо-паллидарный уровень (В) представлены в нашем исследовании данными кинематометрической методики и Теппинг-теста. Данные методики «Сенсомоторная координация» выявляют преимущественно координации пирамидно-стриального уровня или уровня пространственного поля (С). Особенности двигательных координации уровней D и Е изучались в нашем исследовании методиками «Скорость реакции выбора», «Ловкость пальцев», «Психомоторная ригидность» и с помощью теста миокинетической психодиагностики Е. Мира-и-Лопеца (графические движения).

В связи с большим количеством использованных методик и в соответствии с программой исследования особое внимание было уделено сохранению валидности (исследование осуществлялось в два этапа, контролировались: параметры утомляемости, функциональное состояние, время работы с каждым испытуемым и др.).

Обработка и интерпретация результатов исследования.Учитывая сложность многоуровневой организации разных двигательных систем человека, интегральную природу и многокомпонентную структуру психомоторики, необходимо было наиболее полно проанализировать набор изучаемых параметров. Теоретически задача исчерпывающего описания неразрешима, однако в практическом исследовании удовлетворительным решением может служить такая система ка-

тегорий (факторов), которая достаточно адекватно передает информацию, имеющуюся в наборе параметров. В связи с этим в анализе и интерпретации данных мы опирались на следующие положения:

— большое количество значимых корреляций между показателями одного психического явления свидетельствует о его высокой интегрированности, гомогенности;

— в структуре корреляционных связей основную системообразующую функцию выполняет показатель (показатели) с наибольшим количеством значимых корреляционных связей;

— совокупность отдельных показателей образует обобщающий скрытый фактор: «. наблюдаемые или измеряемые параметры являются лишь косвенными характеристиками изучаемого объекта или явления, на самом же деле существуют внутренние (скрытые, не наблюдаемые непосредственно) параметры или свойства, число которых мало и которые определяют значения наблюдаемых параметров. Эти внутренние параметры принято называть факторами» [26, с. 7].

При определении доминантного полушария и выявлении особенностей структуры психомоторики лево- и правополушарных юношей и девушек мы исходили из следующего положения: под индивидуальным профилем асимметрии понимается присущее каждому человеку сочетание моторных, сенсорных и психических асимметрий/симметрий. В реальной действительности для большинства людей характерны правые асимметрии рук, ног, зрения, преобладание левых частей органов осязания; левое полушарие мозга доминирует в функциях обеспечения речи и основанных на ней психических процессов. Поэтому этот наиболее распространенный в человеческой популяции профиль асимметрии следовало бы обозначить как «смешанный», но пока он продолжает обозначаться как «правый» на основании того, что для людей, имеющих его, характерны правые асимметрии органов движений, слуха и зрения. Как смешанный обозначается профиль асимметрии того человека, у которого правые асимметрии одних из только что упомянутых органов сочетаются с левой асимметрией или симметрией других. Исследования многих авторов подтверждают, что у здоровых людей возможны два профиля асимметрии: правый и смешанный; левый же профиль обнаруживается у больных с патологией мозга, особенно при повреждениях левого полушария [6]. Таким образом, условно, для удобства изложения, под правшами мы будем иметь в виду людей с правым, под левшами — со смешанным профилем асимметрии.

Анализ данных проводился в статистическом пакете «Статистика 5.0» с использованием корреляционного, факторного, кластерного и дискриминантного методов. Применялся, в первую очередь, корреляционный анализ, который позволяет «определить структуру связей между компонентами многомерного признака, сопоставив каждой паре компонентов двоичный ответ («связь есть» или «связи нет»)» [1, с. 393]. План статистической обработки данных включал несколько этапов.

Первый этап.Исследовались внутрифункциональные связи показателей психомоторики и изучалась система статистически вычисленных латентных факторов, определяющих эмпирическую структуру психомоторики юношей и девушек в целом. Для этого использовался ряд статистических процедур анализа данных.

1. Корреляционный анализ Пирсона (с вычислением коэффициента г) всех психомоторных показателей между собой, в ходе которого выявлялись переменные, имеющие корреляционные связи на высоком уровне значимости