Содержание статьи:

Рамочный договор 223

— Понятие рамочного договора
— Условия рамочного договора
— Заключение и исполнение рамочного договора
— Регистрация в реестре договоров
— Отчет по рамочному договору
— Возможные риски

Поскольку заказчики, осуществляющие закупки по нормам Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ, в числе прочих нормативных правовых актов руководствуются Гражданским кодексом РФ, они вправе заключать рамочные договора в соответствии с гражданским законодательством.

И при составлении такого рамочного договора возникают сложности в определении цены договора, необходимом объеме товаров (работ, услуг), который следует указать в договоре, срока исполнения договора и т.п.

Представленный материал раскрывает понятие и суть рамочного договора, определение условий, порядок его заключения и исполнения.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Полный текст документа будет доступен вам, как только оплата будет подтверждена.
После подтверждения оплаты, страница будет автоматически обновлена, обычно это занимает не более нескольких минут.

Приносим извинения за вынужденное неудобство.

Если денежные средства были списаны, но текст оплаченного документа предоставлен не был, обратитесь к нам за помощью: [email protected]

Если процедура оплаты на сайте платежной системы не была завершена, денежные
средства с вашего счета списаны НЕ будут и подтверждения оплаты мы не получим.
В этом случае вы можете повторить покупку документа с помощью кнопки справа.

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Если ошибка повторяется, напишите нам на [email protected], мы разберемся.

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу [email protected]

аналогичных документов, доступных с полным текстом:

Рамочный договор 223

На что следует обратить внимание при заключении рамочного договора в рамках 223-ФЗ, как избежать рисков?

Спасибо за вопрос!

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч.3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Согласно ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следовательно, в первую очередь, при заключении рамочного договора необходимо обратиться к положению о закупке, поскольку в нем могут содержаться в том числе требования и ограничения по заключению таких договоров. Так, например, в некоторых положениях о закупке заказчиками прямо предусматривается запрет на заключение рамочных договоров.

Кроме того, необходимо помнить об обязанности заказчика размещать на сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) договоры, стоимость которых превышает сто тысяч рублей (пятьсот тысяч рублей в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей).

Заключая рамочный договор следует оценить вероятность такого превышения. Если Вы уверены, что стоимость договора на момент его исполнения не превысит указанные пределы, то договор можно не размещать в ЕИС. Если же определение окончательной стоимости договора вызывает трудности, то рекомендуем разместить такой договор. Впоследствии цену на сайте ЕИС можно будет скорректировать, разместив дополнительное соглашение к договору.

Организация подпадает под действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». До вступления в силу данного закона (до 01.01.2012) организацией были заключены некоторые договоры (например на оказание услуг телефонной связи): 1) без установления общей стоимости услуг, в дальнейшем каждый месяц цена уточняется на основании дополнительных соглашений или на основании счетов; 2) с определением цены услуг за весь год, по истечении каждого года цена услуг на следующий год уточняется на основании дополнительных соглашений. Договор первоначально заключен на один год (до 31 декабря), в последующем автоматически пролонгируется на следующий год при отсутствии возражений сторон. Сумма оплаты по такому договору может зависеть от объема услуг и установленных тарифов и определяется на основании счетов, выставленных исполнителем. Имеет ли место в таких ситуациях новая закупка и необходимо ли включать сведения о ней в сведения о договорах, заключенных по итогам отчетного месяца?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Пролонгация ранее заключенного договора на новый срок может рассматриваться как новая закупка, в связи с чем у заказчика появляется необходимость отразить ее в отчетности о договорах, заключенных по итогам месяца.
В случаях изменения месячной или годовой суммы оплаты услуг, не связанной с пролонгацией договора, вопрос о том, имеет ли место новая закупка, изменение условий договора, или речь должна идти лишь об исполнении сторонами условий договора (например о порядке определения ежемесячной стоимости услуг), должен решаться в зависимости от условий конкретного договора, соглашений, заключаемых сторонами, и обстоятельств их исполнения.

Обоснование позиции:
I. Прежде всего, отметим, что согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) этот федеральный закон не определяет порядок и способы закупки, не регулирует вопросы заключения, изменения и расторжения договоров, заключаемых по результатам таких закупок, а лишь устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к таким закупкам организациями (заказчиками), перечисленными в ч. 2 ст. 1 этого федерального закона.
При осуществлении своих закупок заказчики, помимо нормативных предписаний, руководствуются также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке, содержащими требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317).
При том, что определения понятия «закупка» Закон N 223-ФЗ не содержит, из ряда положений этого закона (в частности ч. 2 ст. 2, ч.ч. 2, 6 ст. 3, ч. 5, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ) и некоторых подзаконных нормативных правовых актов следует, что под закупкой понимаются проведение процедуры выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения с ним договора на поставку товара (выполнение работ, оказание услуг) и само заключение такого договора. Закупка предполагает приобретение заказчиком определенного количества товара, определенного (или определимого исходя из срока исполнения договора) объема работы или услуги (п. 34 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке (утверждено постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908, далее — Положение), п. 19 Порядка формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденного приказом Минфина России от 29.12.2014 N 173н).
В правоприменительной практике не сложилось единого подхода к решению вопроса о том, означает ли пролонгация (в том числе автоматическая) договора его заключение на новый срок (то есть заключение нового договора), или в этом случае происходит лишь изменение условий ранее заключенного договора.
В ряде своих разъяснений Минэкономразвития России приходит к выводу о том, что в случае если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право пролонгации такого договора и при этом в случае пролонгации не изменяются существенные условия договора (за исключением объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг и сроков исполнения договора), то продление срока действия договора без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ. При этом заказчик в течение 10 дней со дня внесения таких изменений в договор обязан разместить в единой информационной системе (далее — ЕИС) информацию о продлении срока действия договора (письма от 29.11.2016 N Д28и-3162, от 14.11.2016 N Д28и-3082, от 08.11.2016 N Д28и-2915, от 12.09.2016 N Д28и-2316, от 29.02.2016 N Д28и-497, от 23.11.2015 N Д28и-3357).
Вместе с тем в некоторых письмах Минэкономразвития России отмечается, что злоупотребление пролонгацией заключенного договора может привести к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к другим участникам закупки, что, как итог, приведет к нарушению норм Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (письма от 10.03.2016 N Д28и-640, от 29.02.2016 N Д28и-478).
Однако в других письмах специалисты этого министерства занимают иную позицию по этому вопросу, указывая, в частности, что по смыслу ст.ст. 153, 154, 420 ГК РФ пролонгация договора по своей сути является заключением нового договора, поэтому ежегодная автоматическая пролонгация не означает, что договор заключен на неопределенный срок. Поэтому при заключении каждого нового договора (равно как и при пролонгации ранее заключенного договора) необходимо соблюдать положения Закона N 223-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 14.08.2015 N Д28и-2350, смотрите также письмо от 29.03.2016 N Д28и-775).
На наш взгляд, при решении данного вопроса необходимо учитывать следующее. Договор (соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей — п. 1 ст. 420 ГК РФ) по правилам п. 1 ст. 432 ГК РФ считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, которыми являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. К существенным условиям договоров подряда и оказания услуг закон относит определение работ или услуг соответственно (п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 703, п. 1 ст. 779 ГК РФ). В связи с этим, на наш взгляд, продление срока действия договора, сопряженное с согласованием соответствующих существенных условий этого договора, может квалифицироваться как заключение нового договора.
В этой связи обращает на себя внимание правовая позиция по вопросу о продлении договора аренды, изложенная в п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Согласно этим разъяснениям автоматическое продление договора аренды по окончании срока аренды при отсутствии заявления одной из сторон, предусмотренное условиями этого договора, означает, что фактически по окончании первоначального срока действия договора между сторонами начал действовать новый договор аренды, условия которого были идентичны условиям окончившегося договора. Логика этих разъяснений позволяет применить их к любому другому виду гражданско-правового договора, длящийся характер исполнения обязательств по которому непосредственно связан со сроком его действия. В частности, в отношении договора возмездного оказания услуг может быть применена и такая логика: его предметом является совершение исполнителем определенных действий или осуществление определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ), и можно сказать, что при продлении договора стороны согласовывают совершение новых определенных действий, пусть и аналогичных выполняемым ранее (действия, определенные в ранее заключенном договоре, уже совершены).
Поскольку в результате продления срока действия договора оказания услуг (в частности услуг телефонной связи) стороны фактически достигают соглашения о приобретении этих услуг в течение нового срока и, следовательно, о новом объеме услуг, такое продление, по нашему мнению, должно расцениваться как новая закупка*(1). В связи с осуществлением такой закупки заказчик, в силу ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, должен руководствоваться утвержденным положением о закупках и включать информацию о такой закупке в план закупок, формируемый и размещаемый заказчиком в ЕИС в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, а также в отчетность о договорах, заключенных по итогам месяца в соответствии с ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Исключение составляют случаи, когда размещение сведений о закупках в ЕИС не требуется в связи с тем, что стоимость услуг не превышает 100 000 (в определенных случаях 500 000) рублей (ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
II. В некоторых случаях речь идёт об «уточнении» цены договора на следующий месяц или год вне связи с его пролонгацией на новый срок. При решении вопроса о том, имеет ли место в такой ситуации новая закупка, сведения о которой следует отражать в ЕИС, или просто изменение условий ранее заключенного договора, необходимо исходить из условий договора и обстоятельств его исполнения.
Заметим, что, в отличие от Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Закон N 223-ФЗ не предусматривает обязанности определять в договоре твердую цену на весь срок его исполнения. Исходя из п.п. 1, 3 ст. 424 ГК РФ, цена договора может быть определена приблизительно либо договор может предусматривать порядок определения его цены, например, исходя из тарифа за единицу услуги. Например, сумма оплаты услуг связи может определяться исходя из показания средств измерений, средств связи с измерительными функциями, учитывающих объем оказанных услуг связи, и тарифа на услуги связи (ст. 28, п. 2 ст. 54 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи»). Если сумма оплаты исполнителю по договору по итогам расчетного периода (в частности месяца) зависит от объема услуг, оказанных в этом периоде, то изменение такой суммы в связи с изменением объема услуг не является изменением (уточнением) цены договора, поскольку цена единицы услуги (минуты телефонного разговора и т.д.) не меняется. В этой ситуации стороны лишь исполняют условия договора о порядке определения цены.
Если же стороны своим соглашением меняют сам порядок определения цены договора, например устанавливают новый тариф за единицу услуги, предметом такого соглашения по существу является изменение цены договора. В этом случае заказчик обязан в десятидневный срок внести в ЕИС информацию об изменении договора с указанием измененных условий, кроме случаев, когда внесение в ЕИС сведений о закупке не требуется (ч.ч. 5, 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, п.п. 42, 43 Положения). Однако необходимости вносить изменения в отчетность о заключенных договорах в связи с такими изменениями Положение не предусматривает.
III. В ряде случаев закупки осуществляются на основании рамочных договоров. В письме Минэкономразвития России от 29.03.2016 N Д28и-775 высказано мнение о том, что закупки, произведенные на основании спецификаций, заявок, счетов, дополнительных соглашений, оформленных после 01.01.2012 во исполнение рамочных договоров, заключенных (датированных) до 01.01.2012, правомерно не размещать в ЕИС как не подпадающие под действие Закона N 223-ФЗ.
Но, на наш взгляд, необходимо все же учитывать, что рамочный договор определяет лишь общие условия обязательственных взаимоотношений сторон (п. 1 ст. 429.1 ГК РФ) и не является договором поставки, подряда, возмездного оказания услуг и т.д., поскольку он не предусматривает наименование и количество товара, условия о выполнении определенной работы, оказании определенной услуги, то есть не позволяет определить предмет соответствующего договора (п. 3 ст. 455, п. 1 ст. 702, п. 1 ст. 779 ГК РФ). Если стороны во исполнение рамочного договора конкретизируют характеристики поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги в дополнительном соглашении, спецификации или ином аналогичном документе, закупка, на наш взгляд, может считаться состоявшейся только в результате такого согласования, а не заключения рамочного договора.
Поэтому, если среди упомянутых в вопросе договоров об оказании услуг имеются рамочные договоры, во исполнение которых стороны в последующем согласуют конкретный объем и цену оказываемых услуг, такое согласование следует считать закупкой, при осуществлении которой заказчик должен руководствоваться требованиями Закона N 223-ФЗ. Соответственно, в такой ситуации появляется необходимость включать сведения об этих закупках в отчетность о договорах, заключенных по итогам месяца (ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, раздел VIII Положения), кроме упомянутых выше случаев, когда отражать сведения о закупке в ЕИС не требуется.
Напомним, что, поскольку сам Закон N 223-ФЗ не определяет порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а требует от заказчика определить их в положении о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), для осуществления закупки нового объема услуг (продления срока действия такого договора) без проведения конкурентных процедур необходимо, чтобы такая возможность была предусмотрена положением о закупке. Это можно сделать путем внесения изменений в ранее утвержденное положение о закупке, предусмотрев, например, что пролонгация заключенного договора об оказании услуг связи производится без применения конкурентных процедур, то есть договор считается заключенным на новый срок с единственным исполнителем.
Также обратим внимание, что Закон N 223-ФЗ не связывает возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с ценой договора, в частности, не ограничивает возможность закупать у такого контрагента товары (работы, услуги) на сумму более 100 000 рублей. Поэтому при определении способа закупки в случае заключения дополнительного соглашения к договору на сумму более 100 000 рублей (признаваемого договором, который заключается в рамках новой закупки) заказчик должен руководствоваться утвержденным им положением о закупке.

Смотрите так же:  Билайн договор получить

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

30 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В этой связи представляет интерес позиция ФАС России, высказанная применительно к отношениям, связанным с размещением заказа в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ): при заключении дополнительных соглашений, которыми действие соответствующего государственного контракта, заключенного с единственным поставщиком (в том числе на основании п.п. 1, 2, 2.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ), продлевается на новый срок, такие контракты считаются вновь заключенными и их заключение должно осуществляться в соответствии с положениями Закона N 94-ФЗ (тема 5 Обзора разъяснений законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2011 г.)). Эта позиция явно основана на признании равнозначности «заключения договора, как такового» и «заключения договора путем продления ранее заключенного». Причем, как видим, контролирующий орган не видит нарушения закона в «заключении договора путем продления ранее заключенного». Несмотря на то что в настоящий момент Закон N 94-ФЗ не действует, полагаем, указанная позиция остается актуальной для рассматриваемого случая, так как касается схожей с ним ситуации — продления договора, заключение и изменение которого связано с необходимостью проведения определенных процедур.

Заключение договора по 223-ФЗ: правовые основы

В нашей статье читайте о правовых основах заключения договора по 223-ФЗ и как заключить сам договор. Кроме того, эксперт Оксана Шипунова прокомментирует, какие существуют нюансы при заключении договора по 223-ФЗ.

Правовые основы заключения договора

Договоры в рамках Закона 223-ФЗ заключаются по правилам, которые предусмотрены Гражданским законодательством и Положением о закупке.

Комментирует Оксана Шипунова, эксглава отдела контроля торгов отдельных юридических лиц ФАС России, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Договоры , которые были заключены до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают свое действие. Внесение изменений, перезаключение договоров не требуется. Соответственно, правоотношения вы завершаете по мере исполнения обязательств в полном объёме.

Рамочный договор по 223 — ФЗ

Рамочный договор (или рамочное соглашение) — договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Смотрите так же:  Страховая компания авто осаго

Общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

  • предусматриваются открытые условия;
  • не указывается точные показатели цены и объема;
  • отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

Если компания «А» планирует закупать у компании «Б» товар без указания сроков, объёма поставки, без указания цены, либо единичных расценок, такой документ договором не признаётся. В этом случае придётся провести дополнительную закупочную процедуру в соответствии с требованиями вашего Положения. Если же вы не перепроведёте закупку и не заключите новый договор по итогам этой закупочной процедуры, каждая поставка, в рамках рамочного договора, будет считаться новой самостоятельной закупкой. Соответственно, каждый раз, по мере необходимости того или иного товара из этого рамочного договора, заказчику нужно будет сверяться: правильно ли выбран способ закупки.

Возмездные договоры по 223 — ФЗ

Договор в соответствии с гражданским законодательством может быть возмездным или безвозмездным. А вот договоры в рамках Закона № 223 — ФЗ могут быть только возмездными.

Договор возмездного оказания услуг содержит :

  • Предмет договора (п.1 ст. 432 Гражданского Кодекса РФ),
  • Условие о перечне, видах услуг, а так же о совершаемых действиях (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Когда заказчик заключает договор, например, дарения или любой другой безвозмездный договор, на основании которого он приобретает продукцию, при этом не расходуя денежные средства, то такой документ договором не признается. Сюда можно отнести не только договор дарения и договор бартера. Например, компания меняет синий карандаш на красный карандаш. Денежные средства при этом не расходуются, поэтому данная процедура не является закупкой. Обратите внимание, не рекомендуется переводить основную массу своих потребностей на бартеры. Каждый раз, когда вы будете пользоваться подобным правом, данным для совершения таких сделок, у контролирующих органов будут возникать вопросы на предмет целесообразности проведения данной процедуры. Кроме того, будут возникать будут вопросы относительно контрагента, с которым заключается договор бартера и, вполне возможно, ваше действие будет квалифицировано как нарушение антимонопольных требований к торгам в части их не проведения. Это гораздо страшнее и имеет неприятные последствия для заказчика.

Существенные условия договора

Согласно п.1. ст. 432 ГК РФ «Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.» Договор считается заключенным с того момента, когда стороны достигли соглашения о существенных условиях. Закрытого перечня таких условий законодательство не содержит. Поэтому существенными условиями договора возможно считать те условия, которые названы существенными непосредственно в тексте самого договора.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ» :

Контролирующие органы считают, что все условия, прописанные в договоре, являются существенными. Если стороны сочли бы их не существенными, они не стали бы их фиксировать в договоре. Соответственно, любой параметр, любое условие в вашем договоре, не только цена, объём, срок и, непосредственно, сам предмет закупки, но и условия поставки, порядок оплаты, порядок страхования, формирование акта приёмки и передачи, любые моменты, которые зафиксированы в договоре, являются его существенными условиями.

Положение о закупке

Порядок заключения и исполнения договора в Законе 223 — ФЗ регулируется Положением о закупке. Совершать действия, не предусмотренные Положением, заказчик не может. Положение может представлять из себя несколько документов, утверждённых в соответствии с требованиями законодательства. Все эти документы должны быть размещены в единой информационной системе.

В Положении о закупке необходимо прописать последовательность действий как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика, и включить в него:

  • комплект документов, который подлежит направлению в рамках заключения договора,
  • правила направления документов,
  • сроки направления,
  • права и обязанности, которые возникают у сторон по мере совершения тех или иных действий, предусмотренных Положением.

Если в Положении и документации о закупке не прописан порядок действий одной из сторон, либо прописан порядок действий не в полном объёме, у победителя всегда есть возможность уклониться от заключения договора, но он не будет включён в реестр недобросовестных поставщиков.

Комментирует Оксана Шипунова, ведущая вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ»:

По поводу комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, можно сказать следующее. Каждый заказчик определяет этот комплект документов сам для себя. Способы отправки документов могут быть любыми. Можно отправить договор обычной почтой с уведомлением, электронной почтой, факсом и другими средствами. Но все-таки наилучшими способами направления документов являются: либо почта с уведомлением, либо личное вручение своему контрагенту. Для подтверждения исполнения своих обязанностей в полном объёме, заказчику необходимо удостовериться, что проект контракта получен контрагентом, а лицо, которое приняло комплект документов, поставило подпись об их получении, уполномочено совершать те или иные действия со стороны контрагента.

Онлайн-курс « Закупки по 223-ФЗ . Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Рамочный договор и 223-ФЗ

Рамочные договоры были повсеместно распространены до вступления в силу ФЗ-223 от 18.07.2011 г. Но даже после принятия этого закона, заключение и пролонгация подобного вида контрактов весьма распространены.

Разберемся, что же именно подразумевается под понятием рамочный договор по 223-ФЗ. В законодательстве РФ нет четкого определения, поэтому сформулируем общие принципы, которые характерны для такого вида документов:

предусматриваются открытые условия;

не указывается точные показатели цены и объема;

отгрузки/поставки осуществляются по заявкам заказчика, в которых указываются конкретные показатели: цена и объем.

Если кратко, то рамочный — это договор, заключаемый по определенному шаблону, в котором нет конкретных данных и до конца не определены параметры.

Согласно ГК РФ — условия договора, заключенного до принятия нового закона, сохраняют свою силу, если в тексте закона не предусмотрено обратного. Поэтому все те контракты, которые были заключенные до вступления в силу 223-ФЗ, в том числе и рамочные, предусматривающие пролонгацию, как условную, так и безусловную, продолжают действовать.

Подготовка заявки на участие в коммерческом тендере

от 1 рабочего дня, с оплатой только за результат

Существенные условия рамочных договоров

Как уже говорилось выше, рамочный договор не предусматривает конкретных показателей при заключении. Согласно ст. 432 ГК РФ, стороны должны определить его существенные условия.

Можно выделить 3 основных типа заключаемых Договоров:

    подряда, его контролирует гл. 37 ГК РФ.
    Его суть состоит в том, что заказчик дает задание подрядчику выполнить определенную работу, подрядчик обязан ее сделать и передать заказчику, а тот в свою очередь должен принять результат и оплатить его.

Для такого вида документа существенными факторами будут являться:
— сам предмет договора;
— сроки начала и окончания выполнения работ;
— состав выполняемых работ.

на поставку(купли-продажи), регулируется гл. 30 ГК РФ.
По не поставщик обязуется предоставить товар, а заказчик принять и оплатить его.

Его существенными условиями являются:
— так же предмет договора;
— название товара;
— количество поставляемого товара.

возмездного оказания услуг.
Он подразумевает оказание определенных услуг поставщиком по заданию заказчика, по факту выполнения которых он должен произвести оплату исполнителю.

Существенные условия такого контракта:
— предмет договора;
— описание вида услуг и действиях, которые обязуется выполнить поставщик.

Если в заключаемом контракте не указаны и не прописаны существенные условия рамочного договора, то такой документ не считается договором вообще. При этом каждая отдельная поставка по такому документу будет обладать силой договора.

Стоимость закупок

Суть в том, что основываясь на ГК РФ контракты не считаются заключенными, если в них не указана цена товара и его количество. Но они действуют, если в тексте предусмотрено и отражено условие, что цена товара и его количество определятся индивидуально каждый раз при оформлении заявки заказчиком.

Тогда получается, что именно эта заявка носит договорной характер, если в ней отражены существенные условия.

Получается, что в пределах рамочного договора с каждой отдельной поставкой осуществляется закупка по 223-ФЗ. Есть небольшой нюанс, касающийся стоимости закупки — если она превышает 100 000 (500 000) руб., то по каждой такой поставке необходимо сделать запись в плане закупок и разместить на официальном сайте извещение, проект контракта, документацию и другую необходимую информацию .

Статью Гражданского кодекса, а также другие полезные материалы, касающиеся рамочного договора вы можете прочитать на сайте КонсультантПлюс.

Для избежания осложнений в проведении закупки, лучше сразу в тексте контракта указывать объем необходимого товара, т.к. если поставка в итоге превысит сумму 100 (500) тыс. руб., то придется изменять схему работы по рамочному договору.

©ООО МКК «РусТендер»

Нюансы заключения договора по 223-ФЗ

  • On 02.06.2017
  • 0 Комментарии
  • 223-ФЗ, 44-ФЗ, Статьи

В рамках корпоративного заказа договоры заключаются в соответствии с законом 223-ФЗ, Гражданским кодексом и Положением о закупке, разработанным заказчиком. О некоторых нюансах этого процесса речь пойдет в сегодняшней статье.

Работа по рамочным договорам

Закон 223-ФЗ является рамочным — он не устанавливает четких требований к процедуре закупки и договору в отличие от 44-ФЗ. Договоры и соглашения, заключенные в рамках корпоративного заказа, зачастую также носят рамочный характер, то есть не содержат точных параметров сделки. Это договоры с открытыми условиями, без указания показателей объема и цены поставляемой продукции (работ, услуг), стоимости единицы товара и прочих подробностей. Формально такой документ не считается договором, поскольку не содержит существенных условий сделки.

Как правило, рамочные соглашения по окончании своего действия считаются продленными на следующий срок (безусловно или при выполнении каких-либо условий). Работа по ним может вестись на протяжении нескольких лет. До сих пор некоторые заказчики производят закупки в рамках соглашений, которых достигли еще до введения закона 223-ФЗ. При этом не требуется вносить изменения в старые или заключать новые соглашения.

Если рамочные соглашения договорами не признаются, то как происходит закупка? Каждый раз, когда заказчик желает закупиться, он направляет поставщику заявку с указанием нужных товаров, цены и объема, а поставщик эту заявку удовлетворяет. Так вот, каждая такая поставка будет считаться отдельной, самостоятельной закупкой и иметь силу договора. Однако перед составлением заявки придется сверяться с собственным Положением о закупке, чтобы удостовериться, что способ выбран верно. Альтернативный вариант — перепровести закупку и перезаключить договор, включив в него существенные условия сделки.

Смотрите так же:  Можно взять кредит в банке под материнский капитал

Существенные условия

Именно такие условия делают договор юридически значимым. В соответствии с пунктом 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к таковым относятся условия, перечисленные в законах и иных нормативных актах для договоров данного типа. Кроме того, существенными являются те условия, достигнуть соглашения по которым считает нужным одна из сторон договора. Это означает, что любое условие, названное в договоре существенным, будет являться таковым.

Что касается мнения контролирующих органов в сфере закупок, то они склонны считать существенными любые условия, которые стороны включили в договор. Логика тут простая: если бы стороны не посчитали нужным прийти к соглашению относительно этого условия, то они бы включать его в текст не стали. А значит, это условие существенное.

По 223-ФЗ можно заключать только возмездные договоры

Наряду с возмездными договорами, Гражданским кодексом предусмотрено заключение и безвозмездных. Однако в рамках закона 223-ФЗ можно заключать только возмездные соглашения. Любой документ, который предусматривает безвозмездную передачу или обмен, не будет признан договором в рамках закупочной деятельности. Например, договор дарения, бартера или мены. Правило простое: раз нет расходования денежных средств, значит, процедура не может быть признана закупкой.

Специалисты не рекомендуют злоупотреблять бартерными сделкам заказчикам, которые должны закупаться по 223-ФЗ. Такое право у них есть, но стоит понимать, что каждый раз, когда оно реализуется, организация приковывает к себе пристальное внимание контролирующих органов. Также возникнут вопросы и к контрагентам, с которыми осуществляется бартер. Заказчика могут обвинить в том, что он нарушает антимонопольное законодательство, уходя от проведения торгов. А это может повлечь очень неприятные последствия.

Нюансы порядка заключения договора

Порядок заключения договора и его исполнения должен быть отражен в Положении о закупке. Заказчик не может осуществлять действия, которые не предусмотрены этим документом.

Целесообразно расписать порядок заключения договора как можно более подробно, включая действия каждой из сторон. Иначе у поставщика, выигравшего закупку, может появиться возможность безнаказанно уклониться от подписания договора. Специалисты рекомендуют прописывать в Положении права и обязанности сторон, возникающие в процессе заключения договора. Важно предусмотреть состав комплекта документов, который направляется в рамках заключения договора, а также правила и сроки направления. Эти параметры заказчик устанавливает сам. В плане способа доставки документов наиболее надежными традиционно считаются личное вручение или отправка почтой с уведомлением. Закачку важно удостовериться, что направленные им документы приняты уполномоченным лицом поставщика — только так он может подтвердить, что в полном объеме исполнил свои обязанности.

Размещение рамочных договоров в ЕИС

Вопрос-ответ по теме

Вопрос по 223 ФЗ. Как «рамочные» договоры (в которых не указаны существенные условия) отражать в отчётности, при условии, что в течение всего периода действия договора его оплата происходит частями по факту предоставления спецификаций? И как данные договоры отражать в реестре договоров в ЕИС?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки), а также условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров и иные связанные с обеспечением закупки положения.

Читайте также:

Согласно ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ;
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, в случае заключения рамочного договора, если в данном случае имеется ввиду размещение сведений на официальном сайте на основании п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, вам необходимо размещать сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком, по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Для примера: заказчик должен не позднее 10 июня разместить на официальном сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) за май, то есть в этом отчете заказчик должен учесть ту сумму, которая была потрачена по рамочному договору в мае.

Отметим, что с 15 мая 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП установлено, что не размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 до 50 тыс. руб.; на юридических лиц – от 100до 300 тыс. руб.

Продолжают ли действовать «рамочные» договоры, которые заключены заказчиком до вступления Закона № 223-ФЗ в силу?
В нормативных правовых актах нет такого понятия, как «рамочный» договор. Обычно под таким договором понимается договор с неопределенным объемом и неопределенными сроками исполнения обязательств, при исполнении которого конкретное наименование и количество продукции определяется по заявкам заказчика.

С юридической точки зрения этот «рамочный» договор вообще нельзя считать заключенным договором, потому что считается, что стороны не согласовали существенные условия договора, и в первую очередь – условие о предмете (наименование и количество), как того требуют положения ст. 432 ГК РФ.

Следовательно, впоследствии каждый раз, когда заказчик будет делать заявку поставщику, поставщик – поставлять товар, заказчик – оплачивать, именно эти действия можно будет расценивать как заключение договора. Но, если заявки заказчика будут направляться поставщику в период действия Закона № 223-ФЗ, то на эти правоотношения закон будет распространяться. Это следует из п. 2 ст. 4 ГК РФ. Каждая такая заявка будет являться прямым договором (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) без проведения торгов и иных конкурентных процедур.

Таким образом, «рамочные» договоры, заключенные заказчиком до вступления Закона № 223-ФЗ в силу, могут быть использованы, но каждую заявку в рамках такого договора, направляемую заказчиком поставщику после вступления Закона № 223-ФЗ в силу, следует рассматривать на предмет ее правомерности с точки зрения Положения о закупке: подпадает ли она под условие применения прямой закупки (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)) или нет.

С юридической точки зрения «рамочный» договор вообще нельзя считать заключенным договором, потому что считается, что стороны не согласовали существенные условия договора, и в первую очередь – условие о предмете (наименование и количество), как того требуют положения ст. 432 ГК РФ.

Следовательно, впоследствии каждый раз, когда заказчик будет делать заявку поставщику, поставщик – поставлять товар, заказчик – оплачивать, именно эти действия можно будет расценивать как заключение договора в рамках Закона № 223-ФЗ. Считаем, что каждая такая заявка будет являться прямым договором (у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика) без проведения торгов и иных конкурентных процедур. И каждый такой договор должен отражаться в отчетности Заказчика соответствующим образом.

Если говорить о размещении ежемесячного отчета, то в данном случае необходимо размещение сведений на официальном сайте на основании п. 2 ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. Т.е. Вам необходимо его размещать в сведениях о количестве и общей стоимости договоров, заключенных заказчиком, по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если такой договор был заключен в течение отчетного месяца. Если сумма договора изменилась, то в отчет следует внести изменения.

В части размещения информации в реестре договоров сообщаем следующее. В реестр не включаются информация и документы, которые в соответствии ч.15 ст.4 Закона № 223-ФЗ не подлежат размещению в единой информационной системе.

Если договор не относится к случаям-исключениям, то информация о таких «прямых» договорах (заявках) отражается в общем порядке в соответствии с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 31.10.2014 № 1132.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.